Гонг Конгская авиакомпания Катай Пацифик благодаря своим супертарифам добавила в наш маршрут свой город.
Получилось так:
Москва – Гонг Конг (Катай Пацифик);
Гонг Конг – Кота Кинабалу (Айр Азия);
Кота Кинабалу– Джохор Бару (Айр Азия);
Джохор Бару – Батам (паром);
Батам – Сингапур (паром);
Сингапур – Гонг Конг (Тайгеры), круг замкнулся;
Гонг Конг – Москва (Катай Пацифик).
Все авиабилеты были куплены дома с ориентиром на промоакции. Только паром Батам – Сингапур был отложен для покупки на месте.
Наша команда: муж, жена, сын семи лет. На весь маршрут чуть больше месяца.
Самолет сел в Гонг Конге воскресным утром точно по расписанию и наш путь лежал в отель The VELA Hong Kong Causeway Bay Hotel, на острове, район Ван Чай. В аэропорту взяли «октопусы» и на скоростном поезде на станцию «Централь», такси, отель. Бронировали его на http://www.-.ru/asia/hong_kong/hong ... bay_hotel/ , довольно хорошее расположение, просторный номер с балконом и чудными видами с него.
Сдали багаж и пошли осматривать окрестности. Утром с трудом удалось найти где позавтракать (столовка по неоправданным ценам), двухэтажный трамвайчик помчал нас в деловой центр. «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой», как пел классик жанра. Переходы, переходики, переходища, лифты, эскалаторы, эскалаторища, стекло, сталь…
На пандусы небоскребов местные граждане вышли на «пикник»:
Не заметили как стемнело и зажглись огни, на улицы вышли сотни тысяч людей.
Уставшие и довольные, с кучей пакетов добрались до дома. Поужинали вкуснейшими «дошираками» гонгконговского производства с джинчиком для обогрева (погода теплом не порадовала 13-15, вместо обещанных «Евроньюс» 20-22 градусов).
Небольшой итог дня: город достопримечательность сам по себе, все очень технологично и удобно, картой можно расплачиваться всюду: магазины, ларьки, кафешки, парикмахерская…, «октопус» удобен, да и наша карта «Кукуруза» идет на ура. Но не очень чисто, как представлялось. Да, бычков на улицах валяется много меньше чем в Москве, но коробки и объедки после «пикников на природе» не убирают, везде толкотня и галдеж, люди ходят неразбирая дороги, как на огромном рынке.
В понедельник почти все изменилось, город зажил своей деловой жизнью. Дорогие машины, одежда на людях, по телевизору одни финансовые каналы (даже на музыкальных бегущая строка с котировками), разница с воскресеньем потрясающая. Этот день у нас был посвящен «Диснейленду», про него написано много и до нас, поэтому только немного фото:
Кстати о местных нравах, вечером возвращались на МРТ, после насыщенного дня ребенок спал стоя, но никто даже не подумал уступить ему место.
Вот несколько интересных мест, где были в следующие дни:
Музей истории тюрьмы. Тюрьма - "Коррекшн сервис":
И здесь гонгконгцы без графика не обошлись:
По дороге встречали пляжи:
Научный музей (Ковлоон):
С детьми там можно с интересом и пользой провести целый день, много экспонатов, все можно и нужно трогать, крутить...
В составлении культурной программы помог этот форум и сайт http://www.discoverhongkong.com/russia/ , пошарив по нему можно найти много интересного. Покушать вкусно можно везде, масса забегаловок, ресторанчиков на любой кошелек. С едой для ребенка проблем не возникло. Малому очень понравился суп «ями» или «корн суп» и утка, можно побаловаться и фастфудом.
Прикольный случай произошел на набережной звезд. Фотографироваться с Брюсом Ли стояла очередь материковых китайцев. Две женщины из них попросили разрешения сфоткаться с нашим сыном. Тут все бросают Брюса и выстраиваются в очередь за ними, человек так тридцать. Увидев, что что-то дают, спешат еще две внушительные группы. Где-то после пятой фотосессии еле удалось уйти, зато малой почувствовал себя звездой. Если поставить это дело на коммерческие рельсы, можно жить в Гонг Конге припеваючи (мейби).
Просто снимки города:
Ну вот, прошли три ночи и пора дальше, туда где потеплее и поспокойнее.
Да, чуть не опоздали на самолет! Приехали заранее, сдали багаж, отметились (регистрация была он-лайн) и расслабились. Магазины, покушать, скайп… За два часа до вылета встали на погранконтроль, потом еще кордоны, эскалаторы, переходы, поезд до гейтов…сели в самолет последними. Аэропорт огромен, все информативно, но расстояния и контроль съедают массу времени. Ну все обошлось, уже на борту, Борнео встречай нас!
Борнео (штат Саба).
Аэропорт Кота Кинабалу (КК) встретил ночной «прохладой» градусов под тридцать и закрытыми «дутиками». Такси за десять минут и сорок мир домчало до отеля «Mind Garden» (бронировали дома на http://www.asiarooms.com).
Отель новый, красивый, очень вежливый персонал, отличный завтрак. Но постоянно что-то у них ломалось, то бассейн, то кондей. На первом этаже ночной клуб с живой музыкой, цены на пиво большие (25мир за 0,33л). Утром на такси поехали на пляж Танжунг Ару, 10 минут и 15мир на такси.
Вода чистая, но купались из малочисленных отдыхающих только мы.
Настала пора осуществлять главную задумку: брать в аренду машину с целью объехать штат по кругу, посмотреть все возможные турместа, а главное на жизнь людей изнутри. Машина была найдена в агенстве Express Car в соседнем отеле. Сайт агенства http://borneocar.com/ . Много офисов по прокату авто в аэропорту (терминал 2). Машинка «Протон Сага», довольно новая, 1,3л, автомат, кондишен обошлась на 11 дней в 170 мир. Ценнник дороже, чем на Лангкави, где брали машину в том году, но и расстояния на Борнео много больше.
Вечером съездили на «сифуд фудкорт» - так понимают таксисты. Отличное место, столов пара сотен, по периметру все в аквариумах с сифудом, цены вполне приемлемые. Сын нащелкал кучу фотографий, интересней, чем в ином океанариуме.
Сутра бассейн в отеле так и не заработал, к десяти часам подогнали машину. Оплата «Кукурузой» по мобильному терминалу (сначала сумму за аренду блокируют, при сдаче авто проводят транзакцию до конца). В правилах фирмы не брать депозит, если платишь картой. Ну и конечно отметили все повреждения на машинке и уровень петрола в договоре. Девчонки на рецепшене, охранники, таксисты, все рассказывали о том, что можно посмотреть в их родном штате, отмечали места на карте. С пожеланиями «Сламат джалан» и «Велкам то Борнео» отправились в путь.
Из КК выехали по дороге ведущей на Ранау. Первой целью был парк Кинабалу. Дороги в меру загружены, много круговых движений (удобное решение при небольшом траффике). Равнины сменились горным серпантином. «Протончик» мужественно тянул нашу кампанию все выше и выше. Иногда на дороге добавляют еще одну полосу, для обгона. Особенно на спусках, где у огромных грузовиков скорость падает до 20 км/ч. Места для остановки невозможно проехать мимо. Виды и воздух просто прекрасны!
«Ананасовая» деревенька со смотровой площадкой и рынком.
Сам парк Кинабалу, его инфраструктура конечно больше заточены под восхождение на гору, делать там особо нечего. Можно погулять, отдохнуть, подышать (все это бесплатно). Есть оранжерея и парк бабочек (или мини зоопарк), но они к четырем дня закрываются.
Следующей целью был мыс Борнео, с остановкой по пути где-то на море. Тут карты, которые были у нас, начали свои злые шутки. На карте из отеля в самых неподходящих местах нарисованы улыбающиеся обезьянки, счастливые дайверы и прочие раффлезии… Гугловская же совсем приблизительна. Дорога, обозначенная как более короткая, оказалась просто ужасна! С развилками в маленьких деревеньках, еще и стемнело. К восьми вечера добрались до города Кота Белуд, который весь состоит из круговых движений, «ронаботов».
Почти сразу нашли отель Tangdynasty. Он оказался неплохим и в меру дешевым (трехместный номер люкс 90 мир).
Утренние поиски новой карты успехами не увенчались. Лишь в одном магазине была найдена карта на клеенке ватманского формата все с теми же обезьянками… Местные картами и навигаторами не пользуются, знают дороги и так. Поэтому перед дальнейшими поездками мы всегда уточняли у них свой маршрут. Все рады помочь, «Велкам то Борнео», рисовали дороги да и просто объясняли на пальцах. Найденный близ Кота Белуд пляж не впечатлил, поехали дальше.
Равнинные дороги более гуманны ко времени, машинка бодро отсчитывала километры. Деревеньки сменяют одна другую, побогаче, победнее. Самые большие и красивые здания - это школы. Мечетей не так много, зато в изобилии католические храмы «католик чёрч». Заехали в один из них, из разговора с настоятелем выяснилось, что это какое-то китайско-католическое религиозное течение. Пятьдесят процентов автопарка – джипы, чаще пикапы, в основном новых моделей. В некоторых кафешках по дороге можно неплохо перекусить. Детская еда – сатэ (мини шашлычки). Кофе традиционно бодяжат со сгущенкой 50 на 50. Закажешь девчонкам «блэк, но милк, плиииз!» приносят или черный, или все равно с молоком. Если черный смотрят и хихикают. Как это можно пить?
Национальное жилище – лонгхаус.
В котором были, это туристический аттракцион, но попадаются и «действующие», конечно сильно осовремененные.
Засветло въехали в город Кудат, попался хороший отель, по названию что-то связанное с гольфом. Бассейн, отличная кухня, там и заночевали. К обеду следующего дня были на мысе Борнео, «Тип оф Борнео». Тут сходятся моря Сулу и Южно-Китайское. К самому мысу ведет красивый парк. Народу в будни – никого!
Рядом несколько ресортов, остановились в одном из них.
Наконец-то дорвались до моря! Купались на огромном пустынном пляже до темноты. Чистейшая вода, небольшие волны, белый песок… Вечером маленько отпраздновали это дело «вискарем» из Кудата.
Наутро прошел короткий тропический ливень, и наш отъезд чуть не сорвался. Машина по брюхо провалилась в почву на стоянке. Постояльцы были мы единственные, еще хозяйка и две девочки на кухне. Через час, перепачкавшись с ног до головы, все же вытащили «протона» на дорогу. От предложенных в компенсацию 100 мир хозяйка отказалась. Я просто помогла Вам, Велкам то Борнео!
Наш путь лежал в Сандакан, а именно на черепаховый остров. Был выбор, ехать вдоль побережья Сулу, или по другой дороге через горы, через Ранау. Местные советовали через горы, да и там мы захватывали горячие источники. Дорога оказалась очень хорошего качества, параллельна той, что доканала в первый день пути.
Уже затемно выехали к парку Кинабалу. Через пару километров в сторону Ранау вдоль дороги есть много гестов, заночевали в одном из них. В прошлом знатное местечко, типа пансионата «сталинской» архитектуры. Сейчас подзапущенно, мебель поломана… Но виды! Балкон прямо над пропастью, облака можно потрогать рукой, чистейший воздух. На первом этаже можно хорошо поужинать, а вот позавтракать хорошо не получится: «сосиски» и фасоль из банки. Почему-то этот набор считают «американским» завтраком.
Горячие источники слева от трассы. Сначала свернули чуть раньше, и попали на стадион. Вот это да! Высоко в горах современный спорткомплекс, школа конечно, чистейший воздух. Местные приезжают побегать, поиграть, все для человека. Сами источники, как и положено турместу, встречают кассой. На все есть свой билет. Источники, мосты, бассейн, фото-видео… Горячие ванны грязноваты, сидеть в них неохота, но есть платная приват-альтернатива. Мосты, да, супер!
А вот бассейн оказался с холоднющей горной водой. Предлагают посмотреть на раффлезию, но это далековато и без гарантии, что она цветет. А так красиво, ухоженно, приятно.
Сандакан встретил негостеприимно. Огромные пробки на подъезде к городу, нищенские городки на сваях вдоль побережья, глядя на которые отпадают все мысли о купании. Въехав в город, чтобы не тратить время, взяли таксиста. Он сопроводил нас до причала, откуда уходят катера на черепаший остров, агенство crystal quest. Отъезд рано утром, поэтому нужна ночевка. В трех минутах езды от причала, есть отель «Лондон». Там и остановились, бюджетно. Завтрак на крыше, а так как кроме нас в отеле никто не жил, это было романтично… На вечерней прогулке по городу была наконец приобретена отличная, подробная карта автодорог Саба!!!
Утром приехали на причал, охранник пригласил заехать внутрь на стоянку и пошли в кассу. Там тетенька выкатила такую цену! 300 мир с человека (катер, ночевка, еда) и еще за гида надо что-то доплатить. В общем тысяча со всех выходит. А еще эта бабенка нагло так, чисто по совковому заявляет, мол уберите свою машину отсюда! Можно было сразу развернуться и поискать развлечений в другом месте. Но вроде настроились на черепах. Со стоянкой вопрос решили (и бесплатно!). Заплатили за билеты, гида она сказала дешевле взять на острове, поехали.
Черепахи молодцы, снеслись точно в срок, точно в отведенном месте. Днем мы купались в чистом море, хороший снорклинг, ребенок плавал часами с маской, масса впечатлений. А вот организация за эти деньги не порадовала вовсе. Домики с общим коридором, хорошо хоть санузел в каждом номере свой. Столовка просто что-то! Столы зачем-то сдвинуты вместе, стоят и отдельные, но за них надо платить (или билет еще дороже, типа отдельное бунгало). Толстая малайка выдает кусочки курицы, провожая каждый жадным взглядом…кувшинчик кофе на 30 человек…иностранная публика, как в турецком отеле толпится вокруг еды с тарелками в дрожащих руках. Еле накормили ребенка. В перерывах между сеансами еды нет ни кофе-чая, ни воды. В магазинчике продается пиво-кола по запредельным ценам. Предусмотрительно захватили с собой пару баночек, но холодильника в номере не было, увезли обратно. Цена этому всему 80, отсилы 100 мир с носа. За 1 000 мир на любом фудкорте из черепахи сделают первое, второе, третье и еще яичницу на завтрак. И ящик пива с танцами и сувенирами. Такие предложения поступали, даже много дешевле. Но мы любим черепашек, не кушаем их, а чтоб на них посмотреть, платим рвачам от туриндустрии. Может есть в Сандакане еще «черепаховые» конторы. Ведь многие очень хорошо пишут об этом мероприятии. Ну да ладно, расстраиваться ни к чему, впереди Семпорна, Сипадан… По дороге от причала к шоссе остановились на обычной улице у обычного магазина купить воды – печенья. Откуда-то возникла огромная бабища, шустро выписала квитанцию за парковку. Спорить с ней о нескольких свободных минутах стоянки было, по всей видимости бестолку, та стояла точно «красная шапка» в московском метро. Получила свои 0.5 мир, согласно квитанции, и прощай Сандакан!
По дороге в сей чудный город приметили место Labuk Bay с обезьянками-паробоносиками, туда и заехали по дороге в Семпорну. Как раз к кормлению.
Вдоль дорог, особенно в юго-западной части штата, раскинулись плантации масляничной пальмы. Много грузовиков с плодами, огромных цистерн с маслом. Целая индустрия. Чуть свернешь с шоссе и дороги нет, вот откуда столько джипов. Легковая машина не для жизни вне города. Да и на извилистых, чаще горных дорогах мощный джипастый незаменим.
Плантация:
Только заехали в Семпорну, сразу стемнело. После круга с рыбой-статуей уперлись в рынок на набережной. Правее известный отель Сипадан Инн, там и поселились.
Ребята на рецепшен рассказали где найти контору Чанга.
Назавтра предстоял путь на остров Мабул, может быть и на Сипадан. Заранее не бронировали и не списывались с конторой англЧанга, но и Сипадан не был обязательной частью программы. В Семпорне чувствуется дружелюбная атмосфера, полно поддатых дайверов всех национальностей, в кафе смех и музыка. Мы тоже сели праздновать восьмое марта. Вроде и отпраздновали в меру, но с утра проспали. Да и не грех было поваляться на чистых кроватях этого отеля под шум прибоя после переездов предыдущих дней. Следующая лодка отправлялась на остров после обеда. А пока работники Чанга нас гостеприимно сопроводили на машине на «бьютифул бич», чтобы скоротать там время до отплытия.
Купаться на этом пляже было нельзя, по соседству стояла деревенька на сваях. Но зато рядом был ресторан (тоже на сваях), на кухне заправляла стайка гомиков. Зато можно посидеть, побалдеть, поделать наконец домашние задания. Посидели, поели, готовят те гомики кстати так себе, и на причал. Катер лихо примчал на остров. От дайверской базы не ждешь каких-то удобств, и все полностью соответствовало ожиданьям. Домики, через пол видно море, куча народу всех национальностей, пиво и ром рекой, постоянно приходят – отходят катера. По соседству деревня на сваях, оттуда периодически прибегают стайки голодранцев. Еды куча, персонал работает как на конвейере. Пусть тарелки и грязноваты, зато атмосфера отличная. Ром продается тут же, есть и тампаксы (нигде на Борнео и на индонезийском Батаме нет!). Ребенок был счастлив от тусовки, встретили пару из Москвы. Наконец-то поболтали на русском! Сын к этому времени уже потихоньку стал говорить на английском, что-то заказать, объяснить. Да и по малайски: «Сламат паги», «три макаси», «ми ди тандас»…
На Сипадан все расписано, может есть возможность поехать сверх нормы, может нет, не узнавали. Все никак не сдадим на сертификат. Вот надо собраться и сдать. Погружений в разных местах уже прилично, и за ручку с инструктором неохота. Поэтому на Сипадан не поехали. Ограничились снорклингом на о.Кипалай (вроде так пишется) и на самом о.Мабул (отплыв на катере). Видели морских черепах, ну и много всякой живности, «сифуда», как скажет наш парень. По части плаванья он даст фору многим взрослым, занимается с пеленок. На самом острове мягко говоря грязно, цыганские деревеньки, катера, не поплавать. Нашли более менее чистый пляжик, сын поплыл с маской, а на дне мусор, бутылки, чьи-то штаны. Как можно так гадить в таком чудесном море?! В основном везде дайв-резорты на любой кошелек. Просто без дайвинга-снорклинга отдыхать в этом «райском» месте – мазохизм.
Вечером пошли в деревню на сваях:
И то она весьма адаптирована. В настоящие дебри как в Сандакане заходить совсем не тянет.
Утром в субботу приехало много групп школьников, да и просто местных. Столовая заработала в экстремальном режиме, готовился знаменитый концерт на подручных средствах. Да и нам уже пора.
До Тавау доехали быстро, поселились в отличном и недорогом (100 мир) отеле. Правда название его утеряно. Рядом сетевой круглосуточный ресторанчик китайской кухни, где поужинали и позавтракали. Предстояла довольно авантюрная часть пути. Тавау –Калабакан – Сапулут – Кенингау - КК. Время уже поджимало, через день самолет. А так экономилась тысяча с лишним км пути. И обратно в горы Ранау, где были два раза, ну совсем не хотелось. На некоторых картах дороги не было, на некоторых обозначена пунктиром. Из предыдущих разговоров с местными водителями выяснилось, что это грунтовка, 150 – 300 км, проехать вроде можно. На этом сайте читали рассказ Малайзия, Сабах. Велы, горы, острова, кораллы, джунгли и пр о поездке на велосипедах по этому маршруту, вроде это было давно, и шла стройка, дорогу вели. Еще затемно приехали на автостанцию, поговорить с профессионалами. Попался важный китаец, который в первую очередь сказал, что владеет междугородними автобусами, и все они ездят в КК только через горы, через Ранау. А нам на «протоне» даже нечего думать о коротком пути. Только джип. Другой водитель опять отвел к этому же китайцу. Тот свое: джунгли, нет поселений, нет дороги, нет связи… Третий водитель говорит: «Сейчас отведу к тому кто знает», заходим в офис, там китаец. Ему: «О, хелло!», он: «Ранау, онли Ранау!» Заехали в кафе напротив, где тусили таксисты. Один говорит, да я там ездил. 150 км гравий, людей нет, связи нет, проехать можно, но «протон» вы свой убьете. Это прокатная машина. О, тогда нет проблем, сламат джалан! Первые 100 км до Калабакана по шоссе. Заправились под завязку. Далее попадаешь на ронабот, прямо грунтовка. Кофе на дорожку в кафе, где трудится семейка педиков.
Кофе дали без молока. Грунтовка вполне себе российская, гравий, 40-60 км/ч держать можно. Природа вокруг буйствует, навстречу попадаются брутальные грузовики без дверей. Иногда где-то что-то копают.
В одном месте экскаватор развел грязищу. Встречный джип проделал в ней колею, непролазную для «протона». Подождите, машет экскаваторщик и ковшом разравнивает путь.
-Сенкью!
- Велкам то Борнео!
Еще в одном месте экскаватор помог преодолеть еще большую трясину, подвалил глины в колею и разровнял. Не будь их, пришлось бы разворачиваться. 150 км проехали, а грунтовке нет конца. Остановили встречный джип, даже какой то багги, как в фильме «Безумный Макс». Да, вы правильно едете! Впереди возникла огромная яма неизвестной глубины, заполненная грязью. Пока гадали, прошел попутный джип, размел грязь. Протон пролетел вслед, заскрипев чем только можно. Вроде все цело, едем дальше. Вот и асфальт, кафе. Девчонки, кофе без молока. Похихикали и принесли с молоком. В городке Кенингау помыли машину за 8 мир и перекусили в KFC. Дальше живописный серпантин, через облака:
И в три дня уже в отеле Beringgis Beach Resort & Spa, близ городка Папер, 180 мир, 15 км до КК. Можно с чистой совестью купаться, завтра самолет! В отеле встретили соотечественников. Место популярно даже у туроператоров. А вот море было грязное, мутное, выручает бассейн. Сдача машины в аэропорту прошла без проблем, только слегка округлились глаза у прокатчика, когда тот посмотрел на спидометр.
Многие Борнейцы не очень хорошо знают где Россия и что это за страна. Почему-то думают, что Афганистан и Россия одно целое. А вот при слове Хонг Конг, аж глаза закатывают: «О, Хонг Конг!» Английский в ходу, особенно у молодежи. Несколько фраз на малайском всегда помогут начать дружественную беседу.
Небольшие выводы насчет автопутешествия. Брать лучше джип, не скупиться. Это намного расширит горизонты, облегчит шоферский труд и убережет от неожиданностей. Заправки в основных городах. Но, в крайнем случае, в деревеньках продают бензин в бутылках для мопедов. Самим пользоваться не приходилось, хотя на одном перегоне такие мысли возникали (у протона маленький бак). И футболка с длинным рукавом и воротником, а лучше с капюшоном. Солнце нещадно сжигает даже через стекло непривыкшую к «шоферскому» загару правую руку. Ну а главное, хорошие карты или навигатор с хорошими подробными картами. Гугловская показалась неинформативной.
Самолет сел в Джохор Бару, мы покинули удачно забронированные передние «красные» места «Эр Азии», ночевка, наутро паром на индонезийский остров Батам. Да, отель в Джохоре: «Централ», привез хамоватый таксист (спросили насчет брата в Москве). Немного фото:
О.Батам. Индонезия.
Паром Джохор Бару – Батам идет почти два часа, но время в Индонезии отстает от Малайско – Сингапурского на час, поэтому де юро лишь час уходит на дорогу.
Виза без проблем, по тарифу, за доллары США. Батам своего рода промзона Сингапура, некоторые сингапурцы умудряются тут еще и отдохнуть. А так в основном шоппинг, массаж, гольф. Остров - зона свободная от налогов. Ценник на электронику, инструмент, бытовую технику низкий. Недвижимость по цене дальнего Подмосковья. В основном популярны поселки таунхаусов со своей инфраструктурой, полями для гольфа… На острове много огромных шоппинг молов, но из одежды в них продается в основном ширпотреб, подделки, можно найти и брендовые вещи. Автомобили: новые Мазда 8 (минивен) и 9 (большой джип) серий в полной комплектации 40 и 50 тысяч долларов США соответственно, с оговоркой «только для дорог Батама». Все заточено под сингапурцев. Паромы в этот город ходят из нескольких терминалов с частотой московских электричек. Место без сомнения трендовое, но коррупция высока. По рейтингам соперничает с отечественной. По телеку тоже родственные передачи: сериалы да ток шоу всякие. Цены на еду выше средне индонезийских (жалуются местные). В общем тем, кто остался за бортом сингапурского бизнес бума живется несладко.
Мы поселились в отеле «Голден Вью», Батам Центр. Красивый отель, номера на любой вкус и кошелек. Жили в отдельном домике в саду, со своим джакузи, маленькой терраской (и постом охранника под носом). Отличная работа персонала, такого не встречали нигде. Руководство отеля каждый день интересовалось как дела, что надо. Ребенок по полдня плескался в большом бассейне, плавал наперегонки со спасателями, часто выигрывая, чем вызывал их бурный восторг. Бассейн работает до десяти вечера, или дольше, если кому надо поплавать. Много всяких развлекаловок: спортзал, велосипеды, рыбалка, картинг (платно), пейнтбол и т.п. Несколько машин бесплатно доставят куда надо (в разумных пределах) днем и ночью. В отеле проходят всякие бизнес семинары, встречи. При этом совсем не многолюдно. Была свадьба, курсы мусульманского домоводства… Завтраки шикарные, народу мало. Вот только моря нет. А если б и было, вряд ли там можно купаться…
Небольшой пародокс: взять в аренду машину дороже, чем нанять такси с 8 утра до 6 вечера (900 наших рублей). Несколько дней проездили с хорошим отзывчивым парнем.
Наш таксист на переднем плане:
Он кстати христьянин и свозил в ресторан, где делают шашлыки из свинины. Нормальными большими кусками!
Из достопримечательностей: мосты Бареланг, соединяют пять? островов, на последнем есть неплохие пляжи. Это на юге Батама, вода чистая. Нашли прикольный отельчик, аренда коттеджика на самом берегу до 2 000 руб/сутки.
Многие пляжи на острове чистотой не блещут:
Один из аквапарков (при молле):
Тайский храм:
Индийский храм:
Китайский. Огромных размеров современный храм, соединен в комплекс со школой (не для всех). Ребенку школа понравилась.
Один из дорогих отелей на западе острова с чистым пляжем:
Ресторан «Голден Праун», рядом с отелем, скидка 20% для постояльцев, в меню кстати черепахи (привет Сандакан!).
Ну и на прощанье опять искупались на пляже Бареланга (самый южный остров).
Визы в Сингапур открыли через фирму Виза в Сингапур (многократная, электронная) всего за 35 USD . Без проблем, понадобился лишь мобильник с и-нетом и принтер в отеле. Ах да, еще кредитка.
Паром до Сингапура идет час. Сентоза с моря:
Ну и кораблики тут же:
Есть и такие:
На погранконтроле нас попросили пройти в кабинет, оттуда очень настойчиво в обезьянник, набитый всякими типами. Туда заходить наотрез отказались. Сразу пришел начальник, проверил еще раз паспорта, извинился за накладку, электронный сбой. И велком то Сингапур.
По Агоде за сутки забронировали отель в Чайнатауне с одноименным названием «Yes Chinataun». Супердешево – полторы тысячи рублей. Из плюсов помимо цены хорошее расположение, отдельный номер, окно, кондей автономный. Минусы перечислять не стоит. Кто в армии служил, тот не заплачет. Вечером в ресторанчике болтали с немцами, жившими в соседнем отеле. Говорят: «У нас в лобби только два дивана». «Ничего», говорим, «У нас номер Кинг ДеЛюкс, а туалет в коридоре, общественный!»
После заселения пошли пешком через деловые кварталы на набережную. Небоскребы выглядят как-то «почище», «посувенирнее», чем в Гонг Конге, нет такой брутальности.
Вскоре наш маршрут совпал с одним из беговых. Бегут все! Преобладают европейцы. На набережной проходит флеш-моб: раскрась символ Сингапура. С помощью прожекторов, управляемых с компьютера, любой желающий может раскрасить рыбо-льва на свой вкус. Вот наша работа:
Где-то это уже видели:
Так постепенно и дошли до колеса обозрения. С одной стороны классика мегаполиса, с другой поля для гольфа:
Погуляли, наш мальчик даже не устал. Под впечатлением от увиденного, снимал гигабайты фотографий. Некоторые из фоток его!
Следущий день целиком был посвящен Юниверсал студио. Билеты покупались еще в Москве вместе с экспресс пассами. Покушали «поближе к народу» на ближайшем фудкорте вкусно и недорого.
От отеля рукой подать до МРТ, станция «Чайна Таун». А вот при покупке билетов на канатку до Сентозы ждал неприятный сюрприз. В кассе попытались втюхать в нагрузку к «канатным» билетам еще и билеты в Юниверсал, при этом используя всякие «цыганские» уловки. В чем здесь подвох, можно только догадываться, но он точно есть. Слишком сильно расслабляться нельзя нигде, доверяй, но проверяй. Кабинка помчала на Сентозу:
От станции канатной дороги на автобусе «оранжевого» маршрута до конечной, там наверх и вот мы на месте. Юниверсал в Синге понравился больше Гонг Конгского Диснейленда (в Оушен парке пока! не довелось побывать). Поинтересней аттракционы: горки, трансформеры и т.п. Все помасштабней, просторней. Экспресс пассы реально помогают. Отдельный проход, минуя очередь. В пятницу экономили от 15 до 40 минут на каждом аттракционе, сажают всегда на лучшие места (где пострашнее). Экспрессы и билеты распечатали с почты после оплаты. Эти распечатки и есть билеты, в кассах Юниверсал ничего получать и менять не надо.
Немного фото:
Водное шоу понравилось очень, удалось даже поучаствовать в разогревочно-обливальной части. Сидели на первых «мокрых» местах, спрятав электронику понадежнее от влаги.
День пролетел незаметно, и после вечернего фейерверка отправились в отель.
Следующий день был посвящен знаменитому зоопарку. Немного личных впечатлений. Народу много (суббота), автобус по территории практически бесполезен, провозит мимо животных, приходится возвращаться обратно пешком. На входе предлагаются в аренду электромобильчики, неплохое решение для посетителей с маленькими детьми. Цены на воду, еду завышены. Шоу слонов, тюленей и т.п. проходят по расписанию. Для детей в дальнем конце зоо есть приличная игровая площадка с водными горками, лазилками и прочей развлекухой. После шести вечера все потихоньку начинает закрываться. Немного фото:
По выходным наша Смит стрит в Чайнатауне превращается в шумный фудкорт. Местные оказывается любят побухать, поорать, поваляться, да и туристы от них не отстают… Потому взяли еду и поужинали уже в отеле.
В воскресенье – шоппинг на Очард роуд.
Думали на пару часов, оказалось на весь день. Народу в магазинах немного, несмотря на выходной. Можно найти хорошие вещи по достойной цене. Попался на этой улице и какой-то ужасный молл, похож на крытый рынок, ассортимент соответствующий, народу куча и т.п. На автобусе доехали до фонтана богатства:
Вечером сели отметить завершение нашего путешествия в тихом ресторанчике. Позже подошла компашка местных в дупель пьяных, стали орать, блевать и прочие прелести. Причем чисто в давних отечественных традициях они приехали-уехали на машине. В ресторанчике нас хотели обсчитать, но когда указали на «ошибку» в счете, сделали скидку в двойном размере от лишней суммы. За два дня до этого также «обсчитали» и в другом заведении. Много можно рассказать о Сингапуре нетуристическом, но это отдельная тема. Например ленточки, обозначающие очередь. Если ребенок трогает этот символ порядка всякие охранники и т.п. начинают явно нервничать. Одна жирная индианка в Сингапурском метро стала биться в истерике в своей будке, вызывать полицию, когда наш сын просто дотронулся до этой ленты. Но была сразу поставлена на место, с поддержкой местных посознательней. Наутро ехали в аэропорт и спросили у таксиста о подобных вещах. На что он ответил, что многие не любят приезжих, а приезжие не любят туристов вдвойне… Что-то знакомое. Сингапур нам стоит посетить на более долгий срок, за три дня город не понять, всякие отщепенцы могут испортить впечатление о неплохом в общем-то городе.
В бюджет-терминале аэропорта вернули такс фри, все очень хорошо организованно. «Тайгеры» помчали нас в Гонг Конг. А оттуда всего десять часов до родного дома!