Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
В 7 утра выехали на автобусе в Покхару. Кул Кулыч договорился с водителем, чтобы нас посадили, так что никаких билетов мы не видели. Сколько он там за нас заплатил, неизвестно, так что возможно, что часть денег положил себе в карман. Еще за 100 баксов с каждого он обещал сделать нам билеты на самолет и прислать их в гостиницу в Покхару.
Дорога из Катманду в Покхару идет по горным серпантинам, на выезде из Катманду огромное количество грузовиков и автобусов, так что средняя скорость движения получается примерно 20 км/ч. Сразу становится понятно, почему какие-то жалкие 200 км автобус ползет почти 7 часов. По дороге сделали пару остановок в придорожных ресторанах. Местные стали обедать, мы же, во избежание всяких неприятностей, решили этого не делать :)
Вообще в Катманду грязновато
Выезжаем из Катманду
Дорога из Катманду в Покхару так себе. Серпантины, пробки, грузовики фирмы Тата
Из окна автобуса виды на предгорья Гималаев
Остановка у WC
Придорожный WC, непальский вариант
Местный житель
Элитная непальская недвижимость
Суровый грузовик фирмы Тата
Делаем остановку в придорожном кафе
Непальская деревня
По Покхаре ходят коровы
Вид с крыши отеля на Покхару
Пошли гулять. У ворот парка
Непальская нямка
В Покхаре основная достопримечательность – это озеро, на берегу которого стоит город. Вокруг возвышаются горы, но Гималаев не видно, чтобы их увидеть, надо подниматься наверх.
Но тут, на заходе солнца, мы вдруг увидели, как из-за окружающих холмов вдруг неожиданно появились снежные вершины «крыши мира». Под впечатлением от этого сели в баре, заказали по коктейлю и уселись, попивая их, с видом на Гималаи.
Мохито по-непальски и карта Гималаев :)
Озеро и остров
У лодочной станции
Продавцы сувениров
Озеро и горы. Смеркалось
Непальская инсталляция :)
Гуляющие туристы. И тут за горами мы увидели Мачапучаре
И Аннапурну !
Вечером С.С. полез в почту смотреть наши авиабилеты, но вместо этого увидел только письмо от Кул Кулыча о том, что он звонил в наш отель, но нас там не нашел, а потому послал билеты в другой отель, своему знакомому. А тут надо сказать, что отель мы и правда поменяли, взяли более удобный, Кулу же говорить не стали, потому что не думали, что он станет высылать билеты не нам на почту, а на почту отеля.
Вечером в харчевне напротив отеля заказали по тарелке непальской нямки. Нямка была вкусной, а вот как называлась, уже и не помню. Хотя нет, вот - "Традиционное непальское блюдо даал бхаат: даал - это соус из фасоли, бхаат - вареный рис. К даал бхаат подают овощи в остром соусе и сою."
Традиционное непальское блюдо даал бхаат - вот так оно выглядело
А потом мы с С.С. пошли искать отель, в который Кул Кулыч якобы переслал наши билеты. Нашли его на Букинге, прикинули по карте и пошли. А его на месте и не оказалось! Обошли все вокруг, нет такого! Стали спрашивать в других отелях, там указывают куда-то вдаль, типа вам еще идти many streets... Ну что за фигня... Обошли весь центр, сделали по Покхаре круг и в итоге вышли практически к своему отелю. Мужик на рисепшене долго тупил, не понимая, что к чему. С.С. там долго общался и с ним, и с Кулом, они перезванивались между собой, при этом С.С. то и дело отворачивался в сторону, чтобы обложить Кула матюгами ;) Но в результате билеты все же удалось распечатать. Да, и хотя Кул клятвенно обещал нам, что билетов обычно навалом, оказалось, что на наше время, в 11-12 часов, как мы хотели, их нет, и он нам взял на 8:40 утра. Ну классно, да. Это при том, что у нас назавтра тут еще одно мероприятие намечалось - мы собирались поехать смотреть Гималаи на рассвете.
С вечера на рисепшене гостиницы мы договорились об экскурсии на гору Сарангкот, откуда, как обещали, будет гораздо лучше видно Гималаи, чем из самой Покхары. Выезд назначили на 5:30, потому что уже в 6 надо было быть наверху, чтобы встретить рассвет прямо там. Вставать, соответственно, пришлось в 4 с чем-то утра. Ну что за поездка, с каждым разом встаем все раньше и раньше :)
Таксист не обманул, приехал ровно в 5:30. По темноте помчались сначала по Покхаре, а потом по горному серпантину наверх. Доехали, докуда можно, дальше пошли пешком. А кругом темнотища - ничерта не видно. Тут я наладил использовать в качестве фонарика светодиод вспышки на смартфоне. Довольно ярко светит для такой маленькой лампочки!
Когда поднимаешься, кругом попадаются лачуги местных жителей вперемешку с сувенирными лавками. Живут непальцы довольно бедненько, а если честно, то и совсем в нищете. Вот только туристы и выручают.
Тут А.А. обнаружил, что зря он оставил куртку в Катманду. Ночью, да в ноябре, да в предгорьях Гималаев, холод так слегка пробирает. Мы с С.С. пошли выше, а вот А.А. остался в ожидании рассвета мерзнуть в сувенирном магазине. Замерз там настолько, что местная сувенирная бабушка сжалилась и дала ему попользоваться сувенирным одеялом :)
Сарангкот. Ждем рассвета
Рассвело. На вершину не пошли, и так хорошо видно
Аннапурна и Мачапучаре
Вид с горы вниз
Встало солнце. Вот по этой тропинке мы в темноте прошли
Вид на Покхару и озеро сверху
Мы же проторчали на верхней площадке час с лишним, наблюдая, как из темноты показались заснеженные вершины Гималаев. Вон та бесформенная гряда слева - это Аннапурна I, высота 8091 м. Впервые покорена альпинистами в 1950-м году. Красивая пирамида справа от нее - это Мачапучаре. Высота 6998 м. У непальцев она считается священной и подниматься на нее нельзя.
Аннапурна (слева) и Мачапучаре (справа)
А это вид снизу на тропинку, по которой поднимались
Аннапурна (слева) и Мачапучаре (справа)
На площадке у кафешки. Народ фотографируется на фоне Аннапурны
Вид на долину
Здесь нас ждала машина
Примерно в 7:30 мы вернулись в отель, успели еще позавтракать и поехали в аэропорт.
Это на крыше нашего отеля. Аннапурну отсюда тоже отлично видно
Едем в аэропорт
Самолет Buddha Air, не наш
Мотодельтапланы
Наш Jetstream 41
Наш Jetstream 41
Здание аэропорта Покхары
Аэропорт в Покхаре маленький и провинциальный. Здесь даже нет рентгена, так что ручную кладь охранники проверяют вручную. Зато здесь много туристов и летает много небольших самолетиков сразу нескольких авиакомпаний. При нас прилетел самый большой из них, ATR-72 а/к "Buddha Air". Но, увы, у нас билет не на него. У нас билет на Yeti Airlines, а их самолетик оказался вообще маленький Jetstream 41. На таком лететь аж сцыкотно (но у меня, по традиции, с собой было :))
Но боялся я зря. Погода была хорошая, так что совсем не трясло. Мы летели вдоль Гималаев и те, кто сидели слева, где всего одно кресло, могли видеть горы. Я, увы, сидел справа, где два кресла. Летели мы где-то полчаса, но за это время стюардесса успела разнести пассажирам кофе. Единственно, в конце было необычно, что самолет пошел на снижение методом пикирования :)
А это мы уже прилетели в Катманду
В Катманду нас встречал такой автобус
Авиатехника в аэропорту Катманду
Авиатехника в аэропорту Катманду
Авиатехника в аэропорту Катманду
Военная авиатехника в аэропорту Катманду
А дальше у нас, спасибо Кул Кулычу, остался практически целый день на осмотр Катманду и окрестностей. Вот правда, если бы он нам взял билеты на 12 часов, много бы мы успели? А так день получился чрезвычайно длинный.
Сразу из аэропорта мы поехали в город Бхактапур. Почему мы туда поехали – вопрос интересный. Судя по рассказам уже бывавшего в Непале Л.А. именно в этом городе можно было наблюдать обряды сожжения усопших, причем в отличие от индийского Варанаси, здесь местные не сопротивляются фотосъемке, а вроде как даже специально продают на эту церемонию билеты.
На входе в старую часть Бхактапура продают билеты, причем весьма недешевые. Скидки действуют для граждан соседних стран, включая Шри-Ланку и Китай. Я попытался взять дешевый билет, предъявив бейсболку с надписью “Шри-Ланка”. Кассир посмеялся, но скидку не дал :)
Сам Бхактапур весьма колоритен. Много старинных зданий, храмов, на главной площади возвышается многоярусная пагода, а вокруг шумит местный рынок, на котором торгуют всевозможными овощами и фруктами. И нароооооду......
Но главной характерной чертой Бхактапура были женщины, перелопачивавшие зерно. Зерно здесь было навалено повсюду и местные женщины в национальных одеждах очень колоритно подбрасывали его в воздух.
Получение багажа по прилету в Катманду
Едем в Бхактапур
Местное транспортное средство
Рюкзак вместо тормоза ?
Непальский городской пейзаж
Перевозка яиц по-непальски
Ворота по-бхактапурски
Ворота по-бхактапурски
На площади в Бхактапуре
Колодец в городе
Храм в Бхактапуре
На центральной площади Бхактапура
Рынок на центральной площади
Рынок на центральной площади
Рынок на центральной площади
Торговля рыбой на улице
Торговля рыбой на улице
На улицах Бхактапура
Местная жительница с ребенком и кастрюлями
Городской пейзаж с сушащимся зерном
Сушка зерна
Сушка зерна в Бхактапуре
Сушка зерна у ворот школы
Культовая постройка прямо под окнами
Непальцы и мотоцикл
А вот с сожжениями вышел облом. Мы их так и не нашли. Правда под конец выщли на берег какой-то речки-говнотечки, где, судя по обстановке, сожжения все же иногда проводятся. Присутствовали и бетонные гхаты, и в нескольких местах кучки пепла лежали, но в тот момент, когда мы пришли, там никого не сжигали.
Забегая вперед, скажу, что это Л.А. виноват – перепутал города. Главный центр сжигания усопших в Непале – это пригород Катманду, Пашупатинах. С.С. попал туда на следующий день.
На берегу речки-говнотечки
На берегу речки-говнотечки. Не исключено, что сдесь сжигаю трупы
На берегу речки-говнотечки
Кругом сушат зерно. Хороший урожай в этом году!
Чтобы у туристов получились хорошие кадры, зерно надо подбросить!
Бабушка с зерном
Непальская жилая архитектура. И опять зерно.
Снова на центральной площади
Кругом полно народу. Повсюду торговля
Торговая улица. Повсюду иностранцы
Уличная торговля, иностранцы, бабушки-носильщицы. И опять зерно.
Торговля в старом городе
Городские ворота
Искусственный резервуар
Торговец яйцами
Женщины, опять же с зерном
Местные жители на улице. Рядом опять сушат зерно
Вырвались из города на дорогу. Пора ехать обратно в Катманду!
Уже когда мы искали такси, чтобы ехать обратно в Катманду, ко мне пристала торговка, продававшая расшитые бисером кошельки. Мне ее кошельки были не нужны, но она не отставала, причем в отличие от остальных продавцов, которые в такой ситуации сбавляют цену, она увеличивала количество экземпляров продаваемого товара. Под конец предлагала мне за изначальную цену взять целых 9 (ДЕВЯТЬ!) кошельков. Но я все равно не уступил. Не, ну а правда, нафига мне девять кошельков? :)
Из Бхактапура мы рванули обратно в Катманду. Заселились снова в отель, а вечером пошли смотреть знаменитую площадь Дурбар. По дороге к площади я в очередной раз поразился тому, насколько дикий трафик в центре Катманду. По улицам ходят просто дикие толпы народу, как местных, так и туристов. Между ними нагло снуют мотоциклисты, постоянно бибикая. Блин, я к тебе ночью в спальню приду с бибикалкой и прямо в ухо так сделаю - БИИИИИИИИИП!!!
На уличном рынке в Катманду. Торгуют повсюду
На улице. На заднем плане какая-то ступа
Народу - не пройти
Кругом толпы и торгуют
Торгуют в том числе такими красками
Перед входом на Дурбар меня нагло развели на 750 рупий местные охранники – заставили купить билет. В принципе охранника можно было и обойти, просто затерявшись в толпе. А.А. вот так и сделал. Я же подумал, что возможно билет пригодится где-то дальше и купил его. Но нет, не пригодился. Возможно по нему можно войти в музеи, но в них мы идти не собирались, так что не знаю.
А народу на площади Дурбар миллион человек. Архитектура здесь довольно похожа на Бхактапур, только многоярусных пагод здесь больше и они более навороченные. Вот что реально бесило, так это то, что даже здесь повсюду сновали мотоциклисты и даже стояли таксисты на машинах. Блин, ну не можете сделать пешеходным весь Тамель, так сделайте пешеходную зону хотя бы на центральной площади! Ну это ужас же какой-то вокруг творится! БИИИИИП-ПИИИИИП-БИБИИИИИИИИИП…
У выхода на площадь Дурбар
Продавец цветов. Такие нам повесил на шею Кул Кулыч в аэропорту
На вершине главной пагоды
Торговки на площади Дурбар
Пока мы искали Сергея Сергеича, с которым у нас здесь была назначена встреча, практически случайно попали в стоящий прямо на площади дворец Кумари.
Пара слов о том, кто такая Кумари.
Кумари — живое индуистское божество в Непале. Кумари становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты Шакья народа неваров. Хотя Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами.
В Непале имеется несколько Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 2008 году в возрасте трёх лет.
Кумари — единственная, кто имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король.
Вот только короля в Непале уже несколько лет, как ликвидировали. Теперь Непал это республика, так что не знаю, кому теперь Кумари ставит точки на лбу :)
Так выглядела прошлая Кумари (Wikipedia)
Еще несколько фактов про Кумари:
- Считается, что Кумари — телесное воплощение богини Таледжу. Как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело.
- Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь и в целостности все зубы, и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё — здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей.
- По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.
- Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.
- Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус.
- Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре разa выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт.
- В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж.</font>
Для туристов же главный аттракцион - увидеть эту самую Кумари. Когда мы зашли во внутренний двор ее дворца, то услышали от кого-то из гидов, что вот сейчас, в три часа, как раз состоится явление Кумари народу. Во двор набилась куча туристов с фототехникой, однако строгий сотрудник напомнил всем, что снимать Кумари запрещено. Об этом сообщал и плакат на стене.
Затем на балконе, где должна была показаться Кумари, появился злобный дед и снова наорал на тех, кто не зачехлил фотоаппараты. Сказал, что если они будет пытаться фотографировать, никакой Кумари им не покажут :)
Но наконец все успокоились, и после нескольких минут ожидания на балкон быстро выбежала маленькая девчонка в национальной одежде и, вцепившись в перила, стала строго и сосредоточенно смотреть на собравшихся. Но уже спустя несколько секунд она, как будто чего-то испугавшись, так же стремительно убежала. Сидевший на балконе дед опять принялся ругаться. Типа вон те, сказал он, пытались фотографировать, вот она и убежала.
А когда церемония закончилась, А.А. показал на своей видеокамере как он втихаря, снимая откуда-то из-подмышки, все же заснял появление Кумари на видео. Да, вот такой у нас А.А. видеолюбитель, готов даже с риском для жизни снимать :)
Во дворике дворца Кумари
Нельзя фотографировать Кумари
Торговля на площади Дурбар
Торговля на площади Дурбар
Остаток вечера мы прогуляли по улицам и набережным Катманду. Зря мы порадовались, что в центре города чисто – набережная речки-говнотечки, на которую мы вышли, была завалена говном по самые уши, и сверху в кучах мусора копошились свиньи. Вобщем, та же Дакка, вид сбоку :)
Парень умывается
Обычный непальский дом
Катманду очень чистый город (как казалось поначалу :))
Набережная речки-говнотечки
Набережная речки-говнотечки
Набережная речки-говнотечки
Еще немножко мусора
Непальский трэш :)
Продавец фруктов
Мост через Говнотечку
Нямка. Хрю-хрю :)
Продажа красок
В непальские колодцы не ведро кидают, а сами спускаются
Не мусорить!
Велопродавец фруктов
Веломакашница
В переулке
Заглянули в храм
А еще в этот вечер непальские индусы отмечали праздник Дивали, который также называют индуистским Новым Годом. И тут мы поняли, зачем уличные торговцы повсюду продают какие-то разноцветные порошки. Это оказалась краска, которой индусы рисуют у входа в дом разные орнаменты. Некоторые из них были весьма смелые:
Символ фашиствующих сионистов :)
Вот такие узоры рисуют из продаваемых красок
Еще одну праздничную инсталляцию готовят
А вот так выглядит типичная сувенирная лавка в Катманду
Еще повсюду в Катманду висели поздравления с новым годом, а также красные коммунистические флажки, попеременно с серпом и молотом и солнышком. Дело в том, что основными политическими партиями в Непале являются две коммунистические – одна марксистско-ленинская, отсюда серп и молот, а другая – маоистская, отсюда солнышко. Да, вот такая интересная страна этот Непал. Еще недавно он был королевством, а партизаны-маоисты скрывались в лесах и убивали представителей власти. Однако несколько лет назад королевскую власть упразднили, а маоисты вышли из подполья и теперь участвуют в политической жизни вполне легально.
Коммунистические флаги на улицах
С новым 29-м годом !
А теперь видео. Вот здесь я склеил в 6-минутный ролик все свои видеосъемки в Непале. Там и дикий траффик на улицах Катманду, и наш самолет, на котором мы летели из Покхары, и женщины, перелопачивающие зерно в Бхактапуре, и, наконец, то, как мы взлетаем и летим на самолете из Непала в Индию.
Моя видеосъемка в Непале
А вечером у нас в номере мы устроили прощальный ужин. Назавтра экспедиция у нас снова разделялась, мы с А.А. улетали в Дели, откуда А.А. возвращался домой. С.С. оставался в Катманду и должен был присоединиться ко мне спустя сутки.
А прощальный ужин состоял в том, что мы ели эстонские шпроты и смотрели с воткнутой в телевизор флэшки фильм «Служебный роман. Наше время». Если кому интересно, я бы этот фильм оценил как пародию на старый фильм Рязанова. Если хорошо помнишь оригинал, то местами смешно, а если не помнишь, то вряд ли будет интересно смотреть.
С утра С.С. продолжил осмотр Катманду, а мы с А.А. поехали в аэропорт. Тут надо сказать, что аэропорт Катманду, такое ощущение, находится даже не в осаде, а в прифронтовой зоне. Столько проверок я еще не видел нигде!!! Пока дойдешь до самолета, тебя проверят раз десять! Ну может не десять, но восемь точно :)
Сначала всех входящих в аэропорт проверяют у внешних дверей. Потом, отстояв очередь, ты попадаешь на контроль у внутренних дверей. Тут уже проверяют и паспорта, и билеты. Дальше третья проверка – регистрация. После регистрации идешь в зону вылета. У эскалатора опять стоит солдат и проверяет посадочные. Потом собственно основная проверка секьюрити. После которой еще одна проверка, цель которой проверить, что ты действительно прошел секьюрити :)
В результате всех этих проверок времени на дьюти-фри шопинг почти не осталось. Оставшиеся непальские рупии пришлось срочно скидывать, покупая сувенирные упаковки с чаем. А по трансляции уже торопят – началась посадка!!!
А дальше снова проверки. Чтобы выйти из зоны вылета и сесть в автобус, надо пройти еще одну проверку. Потом сели в автобус, нас подвезли к самолету и тут… Ааааа!!! Опять проверка!!! К трапу пристыкована кабинка охраны, здесь снова обшаривают ручную кладь, проверяют посадочные, обыскивают самих пассажиров и наконец-то пускают в самолет. Уффффф… Неужели все???
Последняя проверка перед посадкой в самолет. Вон он там, за кабинкой спрятался
Мы летим самолетом индийской компании IndiGo. Что здесь можно отметить. Очень красивые стюардессы. Причем набирали их явно так, чтобы они как можно меньше походили на индиек. Прямо какая-то дискриминация по цвету кожи, брали явно тех, у кого она самая светлая.
Наш самолет IndiGo
По прилету в Дели А.А. остался в транзитной зоне - ему отсюда лететь в домой. Вообще вопрос безвизового транзита через аэропорт Дели неоднократно поднимался на туристических форумах. Дело в том, что для того, чтобы в транзитной зоне сесть на самолет, нужен посадочный талон. Выдают же посадочные талоны при регистрации, которая проходит за пределами этой зоны. Там же сдается и багаж. Выйти же в зону регистрации можно только при наличии визы, которой в случае транзита нет. Получить посадочный заранее нельзя, т.к. их дают только если ты летишь одной авиакомпанией или если билет был куплен одним блоком. Здесь же билет Аэрофлота покупался отдельно от билета IndiGo.
Но советчики из Интернета не обманули. Сотрудники аэропорта действительно приходят на помощь в такой ситуации. Человек на стойке Transfer Desk сказал А.А. оставаться и ждать здесь до 19 часов, тогда должен был появиться представитель Аэрофлота и выдать посадочный. Этот же человек обещал позаботиться и о багаже. Сама трансферная зона представляет собой небольшой зал ожидания с киоском для еды-питья. Здесь я А.А. оставил и пошел проходить границу. Успешно попав в Индию, я проследил за его сумкой – она на конвейере выдачи багажа уже отсутствовала.
Вечером я получил SMS от А.А. Сотрудник Аэрофлота пришел в 19:30 и выдал ему посадочный, сам А.А. уже выбирал напитки для дальней дороги в duty-free :)
Я же, пройдя границу, снял в банкомате некоторое количество индийских рупий и пошел искать, где же у них здесь обещанное метро. Пройдя из конца в конец всю зону прилета, метро я не нашел. Пришлось выйти к таксистам и посмотреть там. О, а вот и указатель на аэропортовый экспресс. Стрелка вела куда-то вниз, к стоянке машин. Вот только далее указатель на поезда был завешан черным. Не работает что ли? Что за наглые разводы?
Походив еще немного, я увидел автобус, как видно, собиравшийся поехать в город. Но для уверенности решил все-таки спросить женщину в транспортной будке.
-Что, метро у вас не работает? –Нет, отвечает, -не работает. –А на чем тогда ехать? –А вон на том автобусе.
Сел в автобус. Пассажиров обошел контролер. Всех спрашивал, куда едут. Билет до центрального вокзала обошелся в 70 рупий. Или в 75? Уже не помню.
Потом поехали. Первую остановку сделали через 7 км, это я увидел по навигатору. Куда это, думаю, мы приехали? А это оказался всего лишь 1-й терминал того же аэропорта. Ничего себе у них тут расстояния…
Затем по навигатору я отследил, как мы подъехали к центру Нью-Дели, кольцу Connaught Place. Оттуда автобус пошел направо, хотя мне надо было налево. Но затем он остановился неподалеку от центрального вокзала New Delhi Railway Station, там я и вылез.
Вокзал New Delhi
Поскольку мой отель был на другой стороне от ж/д путей, мне надо было перейти туда по мостику. Новая разводка – у входа на мостик стоит солдат и наверх не пускает, хотя люди выходят. Спросил его, а как попасть наверх? Он показал, что через главное здание.
Пошел внутрь. Внутри там конечно жесть. Миллион человек народу, все с сумками, тележками, все куда-то спешат, на стене висит расписание поездов, нихрена не понять, все на хинди. Но вот и мостик. У входа рамка и охрана. Багаж типа должны просвечивать, но у рамки такой вид, что вряд ли она работает. Зашел на мостик и поснимал сверху вид на привокзальную площадь. У нее вид такой, как будто это лагерь беженцев.
Индийцы в ожидании поезда
Вид с мостика на индийские железные дороги
Вид с мостика на индийские железные дороги
Теперь расскажу, как я искал свой отель The Raj. Находился он, судя по адресу на Букинге, на улице Arakashan. Я поискал в навигаторе, но он такой улицы в Дели не знал. Однако на распечатке были еще и GPS-координаты. Я вбил их в навигатор и он показал место на карте. Получилось примерно напротив ж/д вокзала, чуть выше и левее. Я пошел примерно в этот район, отслеживая положение по навигатору. Вдоль улиц здесь идет сплошная торговля. Но потом я нырнул внутрь квартала и оказался в каких-то трущобах. При этом отеля как бы нигде не было, хотя я вроде дошел до точки, что была отмечена в навигаторе. Зато были какие-то узкие засраные улочки. Причем когда шел по одной с чемоданом, под ногами прошмыгнул какой-то темный шар, я так подозреваю, что это была крыса :)
Поскольку отель в этой клоаке не находился, пришлось спрашивать. Зашел в какую-то попавшуюся в этих трущобах гостиницу, и спросил, а где у них тут Raj? Ну и мужик на рисепшене объяснил, что это мне надо выйти на большую улицу, там я и увижу вывеску. Я вышел на улицу Gupta и, ура, вот там и были все отели района Пахаргандж.
В туристическом районе Пахаргандж, он же "Мэйн Базар"
Район после трущоб весьма радовал своей оживленностью, широкими улицами, светящейся рекламой, большим количеством белых людей. Хотя в остальном… эээ… мусор кругом, и… а кто это лежит тут поперек дороги… какой-то калека с ногой, замотанной в пакет… и что характерно, всем похрен… все едут и объезжают, чтобы не задавить… Ну чо, велкам то Incredible India :)
Видео, снятое у входа в отель
Стрельба на фоне - это петарды. Индусы продолжали отмечать праздник Дивали, что мы застали днем раньше в Катманду.
С утра пошел исследовать столицу Индии. Начать решил с мечети Джама Масджид, тем более, что она была недалеко и до нее можно было дойти пешком. От Пахарганджа переходишь через мост по Gupta Rd, и там дальше начинается Старый Дели. Как он выглядит – а примерно как Бангладеш, такая же жесть :)
В старом городе Дели
В старом городе Дели
Любимое занятие индийцев - наваливать горы мусора
Мусор тут повсюду
Велорикши в старом городе
Исламский дед
В старом городе творится такой же трэш, как и в Дакке
Впереди показался купол Соборной Мечети
Местные отдыхают прямо на средстве транспорта
Как и в Дакке, на велосипеды здесь любят наваливать
На входе в мечеть злобный дед собирал с туристов по 300 рупий за фотографирование, пришлось заплатить. Ботинки, чтобы не связываться с местными нищебродами, запихал себе в рюкзак. Двор в мечети огромный, и везде приходится ходить босиком. Эх, жалко опять забыл спросить у А.А. бахилы :)
Публика во дворе мечети
У ворот мечети
Вот и сама знаменитая мечеть Джама Масджид
В Соборной Мечети
Народ ходит босиком, хотя тут не так чисто, как в мечети Куала-Лумпура
Публика во дворе мечети
Мечеть, вид сбоку
Публика во дворе мечети
Делегация дедов идет на молитву
Публика во дворе мечети
Публика во дворе мечети
Публика во дворе мечети
Тут же попытался узнать, как подняться на минарет. Нашел, где продают билеты, но мужик сказал, что сейчас начнется молитва и чтобы я приходил позже. Вокруг действительно стали собираться какие-то деды в белых одеждах. Так что пришлось уходить, чтобы не терять время. Решил пока сходить в Красный Форт.
Сразу у северного выхода из мечети кипит огромный рынок. Наррроооооду… Для начала на ступеньках сидят нищие и калеки. Потом рамки металлоискателей, а за ними уже сам рынок. Чтобы попасть к форту, надо прорваться через эту толпу.
У форта сначала по ошибке встал в очередь вместе с индусами. Но они мне стали показывать куда-то вниз. Я сначала думал, что там туалет, а там оказалась касса для белых людей. Так что с иностранцев не только бабло гребут, но еще за это и без очереди пускают. А индусы давятся в очередях, но зато проходят за три копейки.
У входа в Красный Форт
Очередь на вход в Красный Форт
Вся площадь засрана билетиками. Специально что ли бросают?
Индийцы стоят в огромную очередь. Я поначалу тоже встал
Публика у входа в форт
Сам форт не понравился. Снаружи он конечно выглядит круто, а внутри ничего интересного. Все какое-то облезлое, неинтересное, вроде как должны быть фонтаны, но воды нигде нет, ничего не работает.
Публика в форте
Спящая красавица :)
В Красном Форте
Колоритный сикхский дед
Публика в Красном Форте
Еще напротив форта есть красивый храм с остроконечными красными куполами, оказалось, что джайнистский. Попытался в него сунуться, но в него пускают только с 6 утра до 12 и после 18 часов.
Это там джайнистский храм
А вот дальше я зачем-то поперся обходить форт со стороны Кашмирских ворот. Хотел найти автовокзал, откуда идут автобусы в аэропорт, но в итоге не увидел ни самих ворот, ни автовокзала. Но при этом пешком прошел вокруг форта несколько километров, только время потерял.
Каких только транспортных средств не увидишь в Индии
Обойдя форт, пошел назад в мечеть, опять пройдя через рынок с миллионом человек народу. У входа в мечеть приготовил билет, но его никто не спросил. Сразу пошел туда, где продают билеты на минарет, взяли с меня еще 100 рупий. Дальше пришлось босиком карабкаться по каменным лестницам. Зашел на крышу, там у входа на минарет стоял еще один дед, спрашивал билеты за 100 рупий, при этом еще просил показать и билет на право фотографирования. Хотя вот в одном отчете читал, что якобы билет за 300 рупий включает в себя и минарет.
На верхушку минарета ведет узкая винтовая лестница. А вот смотровая площадка для наплыва туристов не предназначена – места очень мало, а народу лезет много. Еще и снимать не очень удобно – объектив через решетку не пролезает, так что сверху снимать удобнее смартфоном, у него объектив мелкий, и его не нужно никуда просовывать :)
Опять у мечети
Во дворе мечети
На стене мечети
Лестница на минарет
Сверху Дели выглядит уныло
Вид с минарета
Вот так приходится стоять наверху минарета
Женщины во дворе мечети
Нищие и калеки на ступенях мечети
Нищие и калеки на ступенях мечети
Следующим пунктом я решил дойти до мемориала Махатмы Ганди. Пошел опять пешком, хотя ходить по Дели пешком не очень приятно. Народу полно, машины, тук-туки, велорикши, коровы, козы – короче обычный бангладешский вариант :)
Уличная парикмахерская
На улицах Дели
Свастика Инвестмент - хорошее название
Семейный ресторан Зайка :)
Если этот груз подзорвать - чувак улетит в космос :)
Сам мемориал не слишком интересный, посреди большой лужайки на месте, где кремировали Махатму Ганди, горит вечный огонь. Внутрь периметра я правда не пошел, там опять надо разуваться, обошел поверху и посмотрел издалека.
У мемориала Ганди
У мемориала Ганди
Вот этот особенно тяжело ехал
Вот этот особенно тяжело ехал
Сразу после того, как снял вот этого велосипедиста, на перекрестке встретил калеку-попрошайку. Ноги у парня были то ли вывернуты, то ли переломаны, но он на одних руках так ловко прыгал, что мне аж пришлось спасаться от него бегством - пришлось спрятаться за тук-туком. Говорят, в Индии многих детей специально в детстве калечат, чтобы потом они могли на этом зарабатывать. Ужоснах.
Дальше решил съездить на вокзал и посмотреть, откуда там отходит автобус в аэропорт. Поскольку пешком ходить я уже утомился, решил освоить тук-туки. Спросил водителя, сколько он возьмет до вокзала – сказал 80 рупий. Ну я даже торговаться не стал.
Найти же автобус так и не удалось. Какие-то автобусы на остановке тормозили, но есть ли среди них аэропортовский, было непонятно. Долго думал, куда дальше ехать. Нашел станцию метро, и сначала решил рвануть на конечную, а оттуда уже брать такси. Но в последний момент решил вернуться в гостиницу и посмотреть автобус в Интернете. Это меня спасло – мужик на рисепшене, увидев меня, отдал мне забытую у него кредитку. О как удачно :)
По такому случаю решил узнать у него и про такси. До аэропорта такси можно было вызвать всего за 550 рупий, т.е. за 8 евро. За такие деньги я и торговаться не стал. Кстати, здесь же на рисепшене я с утра оставил и свою большую сумку. Сделав петлю по Индии, через несколько дней мне предстояло сюда вернуться, уже с С.С.
Приехал я в 1-й терминал делийского аэропорт, наш рейс GoAir в Бомбей отсюда. Скоро должен был прилететь С.С. из Катманду, но его SpiceJet приземляется в 3-м терминале. Поскольку делать было все равно нечего, хотел поехать туда и встретить его, но увы. У выхода с терминала стоял злобный солдат и никого не выпускал. Раз вошел в терминал, должен обязательно лететь, нечего куда-то там выходить. И так в Индии везде.
Зарегистрировался я на рейс, а С.С. все нет. Наконец прилетел, от него стали приходить взволнованные СМСки. То его заблокировали в салоне и не дают выйти, то багаж не дают. Багаж не давали минут 40, и в результате в Бомбей мне таки пришлось лететь одному. Воссоединение участников экспедиции откладывалось до Джайпура.
Что неприятно поразило в зоне вылета на внутренних рейсах, так это ситуация с алкоголем. Поскольку ни индусы, ни мусульмане не пьют, в кафешках и магазинчиках спиртное здесь не продают. Наливают только в специальных барах для иностранцев. Но цены… Блин, все напитки стоят раза в два дороже, чем в Европе. Совсем охренели… Причем вот даже на бутылочке пива Kingfisher видно, что по индийским правилам пробита цена, что-то около 60 рупий, но в баре ее, не стесняясь, продают за 250. И со всеми остальными «дринками» так же.
По прилету в Бомбей взял на стойке талончик на такси. Мне назвали примерную стоимость проезда, получалось совсем недорого. Дали номер такси, и я пошел его искать. Пока искал, ко мне привязался какой-то жулик на ушатанной машине, все уговаривал поехать с ним. Но я уже начитался путеводителей и знаю эти разводы, ездить с такими типами крайне не советуют. Наконец подъехала и моя машина.
Сколько ехать до города, я точно не знал, но в память врезалось что-то типа 45 км. Пока ехали, поймал GPS и стал рассчитывать маршрут. Опа, а ехать-то всего осталось 14 км, надо же. Времени было уже за полночь, на улицах никого не было, так что доехали быстро. Правда временами мужик как-то, на мой взгляд, не очень оптимально сворачивал, хотя может быть так было быстрее. Сразу вспомнилось, как меня катали два года назад по Маниле.
А вот отель Residency оказался самый шикарный за всю поездку, недаром он был и самый дорогой – 60 евро. Номер был реально крутой. Вот только из российских каналов в телевизоре был только Russia Today, пришлось смотреть новости на английском.
Раковина в ванной была тоже непростая, с претензией на дизайнерское решение. Вот только крошечный крантик заставлял, моя руки, прижимать ладони вплотную к стенке. Я считаю, убивать надо таких "дизайнеров". Почему-то в последнее время почти во всех отелях и аэропортах раковины делают так. Сделать кран подлиннее не судьба? Никто не знет, почему так?
Раковина в отеле
С утра пришла СМСка от С.С. Он оказался упертый и все же прилетел в Бомбей утренним рейсом. Договорились встретиться у центрального вокзала и пошли смотреть город.
Центральный вокзал в Бомбее носил название Виктория Терминус. После того, как закончилась "холодная война" США и СССР, стало все можно, и в переименованном Мумбае вокзал стал называться именем индийского героя Чатрапати Шиваджи. Как и аэропорт. Еще у них был музей Принца Уэльского, теперь он называется... да, правильно, Чатрапати Шиваджи.
Знаменитый вокзал Виктория Терминус
Здание Mumbai Municipal Corporation
Музей Принца Уэльского
Сначала дошли до Ворот Индии, монументальной конструкции, заложенной в 1911-м году в честь коронационного визита в Индию короля Георга V. Народу вокруг них столько, как будто вся Индия собралась. Рядом возвышается знаменитый отель «Тадж Махал», известный еще и тем, что в 2008-м году исламские террористы устроили здесь побоище.
Отель Тадж-Махал
Отель Тадж-Махал
У Ворот Индии
Памятник Чатрапати Шиваджи
Продавец охмуряет С.С.
У Ворот Индии
Бомбейские таксисты отдыхают
Бомбейские таксисты отдыхают
Такой транспорт тоже встречается
Такой транспорт тоже встречается
Здание Высокого Суда и башня Rajabai Tower на территории университетского кампуса
На набережной
На набережной. Вдали видны небоскребы района Malabar Hill
Дальше перешли на другую сторону полуострова и вышли на набережную. Тут было прямо как не в Индии – народу практически никого и чисто. По такому случаю расслабились и посидели на парапете, любуясь небоскребами на другой стороне бухты.
Вообще в целом Бомбей производил гораздо более приятное впечатление, нежели Дели. Район, по которому мы гуляли, выглядел очень по-деловому и, я бы даже сказал, по-европейски. Никаких тебе куч мусора, бесконечных торговых рядов и нищебродов. Хотя нет, последние кое-где все же попадались.
А еще, что удивительно, в Бомбее с нами то и дело хотели сфотографироваться местные парни. Ну вот ладно бы если девушки, а то парни :)
Нищие на улицах
Нищие на улицах
Снова у вокзала Виктория Терминус
Шел человек, захотелось ему спать, он лег прямо на тротуаре и заснул :)
Такой транспорт тоже встречается
Такой транспорт тоже встречается
Наконец, сделав круг по городу, мы вернулись к вокзалу. И тут С.С. потащил меня куда-то на север от вокзала, мол он там, когда ехал, видел какие-то дворцы. Аааааа!!! Пипец, Сергей Сергеич, куда ты нас завел, какие тут нахрен дворцы, это же натуральная Дакка…. По-видимому, мы оказались в мусульманском квартале старого Бомбея. И да, тут было практически все как в Дакке – такая же толчея, а также коровы, овцы, телеги, велорикши, торговцы, калеки, ну вобщем все как обычно.
Но «дворцы» мы в итоге все же нашли – это оказались довольно красивые мечети, минареты которых затейливо возвышались поверх ободранных фасадов основной застройки.
В мусульманском квартале Бомбея
В мусульманском квартале Бомбея
Еще один устал
В мусульманском квартале Бомбея
Перегруз, я считаю :)
Все что-то куда-то везут
В мусульманском квартале Бомбея
Уличная торговля сладостями
Уличная торговля фруктами
Нищие
Такие тоже периодически попадаются
Мечеть в мусульманском квартале
Семья на мотоцикле. В Индонезии мне четверых на мотоцикле не удавалось снять :)
Шел, устал, снял тапки и прилег. Прямо на дороге, да :)
Заправка нашего винтажного такси
В этом месте решили взять такси. Пойманный мужик чего-то долго ломался, прежде чем поехать, уж не знаю, что ему не нравилось. Что-то там гундел про то, что нет бензина или еще что-то. Вообще для бедных стран это очень характерно, когда таксисты ездят по улицам с пустым баком. И когда мы все же сели, первым делом таксист поехал на заправку.
Машина у мужика, кстати, была старая, индийского производства, если не ошибаюсь, называется она Hindustan Ambassador. Выпускается с 1950-х годов почти без изменений. Счетчик был тоже старый – механический, прикрепленный снаружи салона. Циферки на нем бежали как-то очень медленно, показывая что-то типа 5.6 или 7.8. Но на заднем сиденье висела табличка, где было показано, как эти показания пересчитывать в рупии.
По дороге в аэропорт мы проехали колоритнейший бомбейский район – знаменитые трущобы, где на площади в пару квадратных километров живет около миллиона человек. Да… Живут же люди…
Бомбейские трущобы
Бомбейские трущобы
Зачем тут светофор? :)
Бомбейские трущобы
Бомбейские трущобы
Бомбейские трущобы
Бомбейские трущобы
По приезду в аэропорт попытались купить спирта, но его нигде не было. Хотя вот мне запомнилось, что когда я прилетал, на выходе был магазин! Ага, вот и он, его даже видно, но на входе стоит солдат и пропускает людей только на выход! Пришлось сразу идти на посадку. В Бомбее ситуация с напитками была такая же, как и в Дели, т.е. все было опять втридорога. На этот раз решил из принципа ничего у них не брать :)
В зале ожидания Бомбейского аэропорта
А дальше мы полетели в Джайпур. При этом индусы и тут успели отчудить, вдруг выбросив наш рейс со всех экранов в зале ожидания. Мы уж было испугались, что его отменили, но это оказалась всего лишь ошибка. Вылетели вовремя!
С утра нашли тук-тук и поехали смотреть Форт Амер. Да, именно так правильно читается название, а не Амбер, как может показаться. Т.е. к янтарю отношения не имеет, получается? А почему тогда Амер? Как-то с США связано? :)
Тук-тукер от гостиницы повез нас за город почему-то не по шоссе, а какими-то дворами. И там мы имели возможность в полной мере насладиться индийским трэшем. Как и обычно, на улицах было полно живности, только здесь к обычным для Индии коровам добавились еще и свиньи с поросятами, длинноухие овечки, а также использовавшиеся в качестве тягловой силы верблюды. Да, недаром Джайпур является столицей пустынного штата Раджастхан. Вобщем, мы ехали по местным колдобинам и наслаждались видами на горящие помойки и жрущих прямо с них животных. Апофеозом этого трэша стала снятая Сергей Сергеичем свинья, стоящая задними копытами в придорожной клоаке с помоями :)
Форт Амер стоит над искусственным озером и смотрится со стороны весьма впечатляюще. Но поражает здесь отнюдь не сам форт, а укрепления вокруг него, облепившие окрестные горы. Крепостные стены, идущие прямо по горным хребтам, смотрятся не менее круто, чем Великая Китайская Стена. Жалко, что у нас не было времени полазить там, пришлось ограничиться лишь нижним фортом.
Подниматься к форту можно либо пешком, либо на слоне. Со слонами неохота было возиться, да и идут они медленно. Решили идти пешком, а идущих слонов сняли по дороге. Двигались они и правда как в замедленной съемке.
Сам форт внутри не особо впечатляет. Обычные для такого заведения интерьеры. Разве что виды сверху ничего так. Но опять же, с Форта Джайгарх, что на вершине горы, виды были бы еще лучше.
Форт Джайгарх на вершине горы
Форт Амер
Форт Амер
Великая Индийская Стена
Идем к Форту Амер
Слоны у Форта Амер
Слоны у Форта Амер
Слоны поднимаются к Форту Амер
Внутренний двор Форта Амер
Форт Амер. Вид сверху
Слоны поднимаются к Форту Амер
Форт Амер
Форт Амер. Вид сверху на пруд и окружающие крепостные стены
Публика в форте==Публика в форте
Собака бегает и щенок никак не поймает сиську :)
Женщина сжалилась над щенком и отвлекает маму :)
Местные обезьяны-ниггаз :)
Местные обезьяны-ниггаз :)
Спускаемся обратно
На обратном пути, когда мы уже спускались к стоянке, к нам пристал продавец деревянных статуэток. За бога Ганешу с головой слона он хотел 1500 рупий! Скока-скока? Ну не наглец ли? Сергей Сергеич вступил с ним в торговлю, предложив сумму, в несколько раз меньшую. Торговец ответил, что тот его без ножа режет. Но тем не менее не отставал и начал снижать цену. С.С. видимо не проявил особого интереса к статуэтке, поэтому цена в итоге упала до 250 рупий. Стараясь взять не ценой, так хоть количеством, торговец предложил такую цену и мне. Но у меня был уже каменный Ганеша со Шри-Ланки, поэтому на 250 я не поддался. Но когда тот, видя что я уже иду к воротам, скинул цену до 200, я уже не мог удержаться. Причем, когда уже купил, за мной увязался еще один продавец и, видя, что один Ганеша у меня уже есть, предлагал купить еще одного ну хотя бы за 150 рупий :)
Вобщем вот так мы ограбили честных торговцев :) Интересно, сколько у этих статуэток себестоимость. Я заплатил 2 евро, а там вообще честная ручная работа.
Наш туктукер высадил нас в центре Джайпура, и мы погрузились в такой адский дорожный трэш, которого пока еще не видели ни в Дели, ни в Бомбее. Трафик по улицам движется непрерывным потоком, машины, тук-туки, велорикши, слоны, верблюды, телеги, грузовики, автобусы, толпы индусов кругом, повсюду торгуют, все сигналят, орут, и еще жара и палящее солнце… Уффф… Уйти бы живыми…
Му :)
Полноправный пешеход
Шкафы повезли
Во навалил
Иногда возят и на верблюдах. Все же пустыня рядом
Жители Джайпура
Торговля фруктами
Из достопримечательностей сразу посетили обсерваторию Джантар-Мантар. Здесь действовал общий билет, взятый в Форте Амер. Довольно приятное место, т.к. там присутствуют только туристы, и нет остальных персонажей с улицы. Встретили здесь группу из Эстонии.
В обсерватории Джантар-Мантар
В обсерватории Джантар-Мантар
Публика на лужайке
В обсерватории Джантар-Мантар
В обсерватории Джантар-Мантар
В обсерватории Джантар-Мантар
В обсерватории Джантар-Мантар
Потом попытались сунуться в City Palace, но там почему-то потребовали отдельных денег, общий билет не действовал. Ну и не очень надо.
Дальше пошли искать главную достопримечательность города – дворец Хава Махал. Заметьте, что слово «хава» в тюркоязычных языках означает «воздух», к примеру «хава йоллары» означает на турецком языке «авиалинии». Назван так дворец был потому что был построен для женщин, которые сидели во дворце в прохладе, которую создавали стены и окна с многочисленными отверстиями, через которые гулял приятный ветерок.
Индийские школьники
Немножко неубрано
Городские ворота
Торговля и голуби
Городские ворота
Оранжевый дед
Хаос на улицах начинает напрягать
Индийские велосипеды самые мощные в мире
Найти дворец было не так просто. Когда же нашли, увидели, что знаменитый расписной фасад его выходит на загруженную улицу, и, чтобы сфотографировать его, пришлось пробираться через поток машин к островку безопасности.
А вот и дворец Хава-Махал
Хава-Махал вблизи
Хава-Махал вблизи
Экскурсантки
На самый верх не полезли - тесно
На самый верх не полезли - тесно
Потом слазили наверх. Основная ценность дворца – возможность взглянуть на город с высоты. Сразу увидели Джантар-Мантар с его астрономическими приспособлениями.
Вид на Джайпур с крыши дворца
Вид на Джайпур с крыши дворца
Вид на Джайпур с крыши дворца
Вид на Джайпур с крыши дворца
Дальше мы еще некоторое время пошарились по улицам Джайпура и, наконец, не выдержав того, что творилось вокруг, рванули на вокзал.
А индийцы тем временем везли тонны груза на велосипедах
Еще в Нарве на сайте cleartrip.com у нас был забронирован билет на поезд до Агры. Вообще посадка на индийские поезда происходит так. Ты подходишь к перрону, откуда идет поезд, и смотришь, есть ли твое имя в списке пассажиров. Потом, когда приходит поезд, надо проверить свое имя еще и в списке, что висит на соответствующем вагоне. Однако мы ничего проверять не стали. У нас был сидячий вагон с кондиционером. А рядом грузились в поезд индусы в вагон типа sleeper. Снаружи он выглядит так – вагон с окнами без стекол, но с решетками, из-за которых выглядывают темные лица индусов. Как будто заключенных негров везут :) И на посадке все время давка.
А это бонус. Нашел на YouTube. Полоумные индийские "электричкеры":
И к вечеру мы были в Агре, священном городе с Тадж-Махалом. Вечерние впечатления от Агры я лучше вынесу в начало рассказа о следующем дне, они того стоят :)
А теперь нас ждал объект, ради которого я собственно и поехал в это путешествие. Итак, последнее из "новых семи чудес света", которое я еще не видел - индийский Тадж-Махал.
Индийский трэш-вагон, называется sleeper
Приехав вечером на поезде из Джайпура в Агру, мы на туктуке сразу поехали в отель. Уже стемнело, и пока ехали, почувствовали, что вокруг заметно похолодало. Надо же, в Индии оказывается и холодно бывает.
Окрестности отеля поразили. Нет, я конечно за эти дни уже привык, что в Индии повсюду срач, но здесь все же была некая надежда. Все-таки неподалеку Тадж-Махал, много туристов и т.п. Но нет. Тот же адский трэш, как и везде. Итак...
Ночь. Туман. По улице едут машины, светят фарами сквозь туман, и в свете фар, как привидения, по дороге ходят коровы и жрут с близлежащей помойки. Периодически выходят на дорогу, и тогда машинам приходится останавливаться и ждать их. Среди всего этого было видно, как вокруг прыгает фигура с фотоаппаратом, это был Сергей Сергеич. Вобщем картина была сюрреалистичная.
На улице у нашего отеля
А потом Сергей Сергеич пошел снимать деньги в банкомате и обнаружил внутри устроившегося на ночлег бомжика. Со страхом и отвращением выскочил и пошел искать другой пункт съема денег :)
Бомжик в банкомате
А в нашей общаге "Maya", с налепленными повсюду еврейскими шестиконечными звездами нас в очередной раз попытались заселить в номер с одной кроватью. Опять пришлось учинять разборки. Индусы неисправимы, да :)
Ключ от нашего номера :)
С утра при свете солнца улица выглядела чуть повеселей :)
На улице у нашего отеля
На улице у нашего отеля
На улице у нашего отеля
На улице у нашего отеля
Пока один индус делал зарядку, мимо на велосипеде проехал Морган Фримен
Дальше пешком пошли в Тадж-Махал. На улице помимо обычного траснпорта было много верблюдов.
Идем к Тадж-Махалу
Идем к Тадж-Махалу. Появляются верблюды
У входа огромная толпа индусов. Они проходят за три копейки, но вынуждены стоять в очередях, белых же людей пускают без очереди, но взымают по 750 рупий. В цену билета входят бахилы и бутылочка воды. У самого входа металлическими конструкциями сделаны четыре коридора, отдельно для мужчин и женщин, отдельно для индийцев и для иностранцев. Мужчин и женщин разделяют по разным очередям для последующего обыска на входе.
Очередь у входа в Тадж
Коридоры для разных категорий туристов
У ворот Тадж-Махала
У ворот Тадж-Махала
Меня на входе обыскали и обнаружили в рюкзаке ноутбук. Сказали, что с ним нельзя и отправили в камеру хранения. Вот уроды…
Сам Тадж-Махал вобщем-то особо не впечатлил. Подошли, разулись, вошли внутрь гробницы, где стоит саркофаг жены султана, в честь которой вообще построен весь дворец-мавзолей. Тут же рядом в длиннющей очереди стояли индусы. Вообще в Тадж-Махале дискриминация местных и иностранцев особенно бросается в глаза. Повсюду стоят указатели, разводящие индусов и белых людей по разные стороны. Последних политкорректно называют HIGH VALUE TICKET HOLDERS – держатели дорогих билетов.
Чудо света
Пойдешь направо - индийским туристом станешь :)
Все местные на фотографиях хотят подержать Тадж за шпиль :)
Тадж-Махал
Указатели
Публика у Тадж-Махала
Дорога к мечети (только если надо помолиться)
Публика в Тадж-Махале
Мечеть в Тадж-Махале
Минарет у Таджа
Индусы у входа в гробницу (белые люди проходят без очереди)
Тадж с минаретами
Отдыхают
На берегу Ямуны
Здесь индусы оставляют обувь
Публика у Тадж-Махала
На дороге от Таджа в Агру
На дороге от Таджа в Агру
На дороге от Таджа в Агру
На дороге от Таджа в Агру
От Тадж-Махала до самой Агры идти километра два с чем-то. Основной трэш будет там, но об этом в следующий раз :)
После осмотра Таджа мы пошли в саму Агру, к Красному Форту. Тут же обнаружили местную особенность. В дополнение к горам мусора, которые мы уже видели в других индийских городах, здесь местные жители на каждом углу ссали :) Причем жители обоих полов :)
Сам форт оказался гораздо приятней, чем в Дели. Тут и множество внутренних помещений, и виды на реку, что течет внизу, и виднеющийся вдали Тадж-Махал тоже постоянно попадал в кадр.
У входа в Красный Форт
Вид с форта на Ямуну
В Красном Форте
Вид с форта на Тадж-Махал
Вид с форта на Тадж-Махал
Спасибо, что не царапаете на памятниках
В Красном Форте
Дальше пошли гулять по городу. И вот это уже был пипец конечно :) Вот уже в который раз кажется, что ты привык к Индии, как опять оказываешься в месте, которое тебя неприятно поражает. Мы попытались дойти до центральной мечети Агры, нашли дорогу, которая ведет сквозь тоннель через железную дорогу, но оказалось, что народу на этой улице столько, что через тоннель не пройти. Ну если ты не индус конечно :)
Фошысцкая маршрутка :)
Мы ЭТО приняли за автовокзал :)
Устал, лег полежать
На улицах Агры
Грузопассажирский мотоцикл
На перекрестке
Тяжеловоз-рекордсмен
Индийцы очень интересуются политикой :)
Нищеброды лежат на улицах, как мусор
Нищеброды лежат на улицах, как мусор
Извиняюсь за цинизм, но это человек или обезьяна? :)
Индийский клуб :) Слева WC, справа умывальник
Что случилось на следующей фотке - не поняли. Пацаненок стоит со спущенными штанами, рядом с ним ходит злобный солдат с прутом. Причем пацаненок явно не нищеброд - в школьной форме и галстуке:
Телесные наказания
Махатма Ганди
Для Агры - обычное дело :)
Уличный брадобрей
На улицах Агры
Устал, выбрал местечко почище и прилег отдохнуть
Тут же обнаружили местную речку-говнотечку, заваленную двухметровым слоем одноразовой посуды. А, пипец, это вообще за гранью!!! И по этой горе мусора в поисках объедков переваливалась собака с отвисшими сиськами :)
Адский срач - по-видимому, наверху продают еду и тарелки бросают вниз
Даже в таком адском сраче живут звери и птицы
А еще мы тут видели, как местные рассекают на тук-туках, набиваясь в них по 8-10 человек! Ха, а мы еще недавно думали, что в них нельзя сесть вчетвером :)
В Агре на тук-туках меньше, чем по 8 человек не ездят
В Агре на тук-туках меньше, чем по 8 человек не ездят
Потерпев неудачу с тоннелем, решили дойти до мечети, перейдя железную дорогу по мостику у вокзала. Поднявшись, обнаружили на крыше рядом с мечетью некую гостиницу, где постояльцы сушили джинсы, а пасущиеся тут же козы с аппетитом их жевали :)
Центральная мечеть Агры. На крыше мечети - гостиница
Козы жуют одежду постояльцев
На вокзале Агры
На вокзале Агры
Отстал от поезда :)
Интерьер вокзала в Агре
На вокзале Агры
Питьевая вода на вокзале Агры
Еще один прилег
Да, а дальше к мечети мы не пошли, увидев, какие толпы народу ходят там вокруг по улицам. Решили, что хватит с нас священных индийских городов, взяли тук-тук и поехали назад в отель за вещами.
Взяв вещи, решили для прикола поехать на автовокзал на велорикше. Уже уселись на сиденье, сказали мужику, куда ехать, но что-то у нас тут возникли сомнения, а этот ли автовокзал нам нужен? Решили спросить в отеле, и там нам объяснили, что автобусы в Дели идут с того автовокзала, что на окраине города, рядом с трассой. И ехать туда типа 15 км! А у нас отправление уже через 40 минут!
Пришлось ловить тук-тук. Хотя мужик с велосипедом клялся и божился, что он тоже может отвезти. Да ты, мужик, сдохнешь по дороге, даже до половины не довезешь. Тем более что мы уже и так опаздывали, и не факт, что даже на тук-туке успели бы.
Вообще движение по индийским городам забавное. Тук-тук разгоняется до своей максимальной скорости, до 40 км/ч, потом у перекрестка тормозит, сигналит и пытается протиснуться. Светофоров нет. С грехом пополам протискиваемся и снова разгоняемся.
И успели! Приехали за 10 минут до отправления! Где-то 7 или 8 км оказалось. Индусы как всегда завысили расстояние вдвое, чтобы развести этих богатых белых мистеров из этой, как его, Estonia :)
ВНИМАНИЕ! ИНДИЙСКИЙ РАЗВОД!
В автобусе случился другой прикол. У нас были билеты, купленные на сайте makemytrip. Я показал распечатку кондуктору, тот ее долго изучал, а потом, используя в качестве переводчика интеллигентного вида индуса, сообщил нам, что за прошедший месяц билеты подорожали и мы должны доплатить разницу. И уже выписал нам дополнительные билеты!
Да, такой наглости я даже от индусов не ожидал. Ну это надо же! Интеллигентный индус тем временм показал свой билет. Он действительно стоил дороже, чем у нас. Но я платить отказался. В спор включились и остальные индусы вокруг, стали изучать наши билеты. Я упирал на то, что автобусный билет, купленный в интернете, мало чем отличается от авиабилета, а требовать доплату за авиабилет – это полнейший нонсенс. Интеллигентный индус с моей логикой согласился, стал что-то объяснять кондуктору. Тот поругался немного для приличия и позорно удалился. Разводка не прошла :)
Тут мы выехали на трассу, идущую через Агру и попали в пробку. Причем пробка была такая, что машины по полчаса не двигались вообще, потом продвигались на 30 метров и останавливались еще на полчаса. Сергей Сергеич сидел рядом, вспоминал все известные ему матюги и щедро одаривал ими и Индию, и индусов. Из города выезжали около двух часов!
Но зато выехав, мы сразу попали на только что построенный автобан Агра-Дели и помчались по совершенно пустынной дороге! Ни тебе коров, ни тарахтящих тук-туков – красота. До столицы доехали в два счета! Вот только автовокзал в Дели находится в е**нях, так что пришлось опять брать туктук. Обнаглевший водила до центрального вокзала запросил 500 рупий. Но я в Дели уже был, так что тут же поставил его на место. Ты что, говорю, охренел, за 500 рупий можно до аэропорта доехать! Давай за 200. Он за 200 был не согласен, но увидев, что мы уходим, решил все же поехать. Тем более что в путеводителе написано, что за 100 рупий можно доехать чуть ли не везде по городу.
У вокзала поселились в том же отеле The Raj, где я жил в прошлый раз. Завтра последний день в Индии. Сергей Сергеич углубился в путеводители и набросал для себя 28 основных позиций, которые ему хотелось бы осмотреть :)
В 7 утра Сергей Сергеич пошел исследовать те места, что я уже видел в прошлый раз – Мечеть и Красный Форт. Как он потом рассказал, у входа в мечеть на него противным голосом заорал тамошний дед и потребовал 300 рупий за вход. С.С. его послал и в мечеть не пошел. По-видимому он уже в это время озлобился на Индию и индийцев и это чувство уже не покидало его до самого отъезда :)
В красивом джайнистском храме, что напротив Красного Форта, другой дед потребовал у С.С. разуться перед входом туда. Тот снял ботинки. Но дед не унимался:
- Носки тоже !
За что был опять послан :)
Ну, а в сам Красный Форт идти смысла не было, потому как он по понедельникам закрыт.
Индийцы тоже любят сидеть на корточках
Уставший пролетарий :)
Индийский уличный туалет :)
Встретились мы в метро и дальше поехали в место под названием Кутаб-Минар. Сначала доехали на метро до соответствующей станции, оттуда на тук-туке уже до входа.
Место реально стоящее. Во-первых, сам знаменитый минарет Кутаб-Минар. Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш, достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус.
Индийские школьники на экскурсии
На территории комплекса Кутаб-Минар
Минарет Кутаб-Минар
Школьники на территории комплекса Кутаб-Минар
Школьники у колонны
Рядом в последующие годы один из следующих султанов попытался построить еще больший минарет Ала-и-Минар. Однако умер, закончив строить лишь первый ярус, а дальше стройка заглохла. Но даже дошедшее до нас основание впечатляет.
Недостроенный минарет Ала-и-Минар
Индийская полосатая белка - бурундук :)
А еще здесь стоит знаменитая Железная Колонна, построенная за много лет до всех остальных построек. За все эти годы колонна так и не покрылась ржавчиной, а почему, на этот счет среди ученых ведутся споры. Одни утверждают, что это благодаря искусству древнеиндийских металлургов, а другие, что наоборот, из-за несовершенства их технологий колонна покрылась особой защитной пленкой, препятствующей ржавению.
Считается, что колонна приносит счастье, если ее обнять руками и сомкнуть руки с другой стороны. Однако власти посчитали, что счастья надо добиваться другими способами, потому колонна огорожена заборчиком.
Знаменитая железная колонна
Знаменитая железная колонна
А еще при входе в парк мы обнаружили, что удачно попали на неделю памятников истории, по поводу чего вход на все основные достопримечательности оказался бесплатным, даже для иностранцев.
Дойдя пешком до метро, дальше мы поехали в правительственный квартал Нью-Дели. О, чудо! Там были просторные, чистые улицы, не было торговцев и нищебродов!
Вообще название Нью-Дели появилось в 1911-м году, когда британцы решили перенести столицу Индии из Калькутты в Дели. Место для строительство было выбрано к югу от старого города, отсюда и название.
Правительственный квартал Нью-Дели состоит из президентского дворца Раштрапати Бхаван, Секретариата - комплекса правительственных зданий, и проспекта Раджпат, где по праздникам проводятся военные парады. Строили это все вплоть до 1930-го года, так что британцам недолго пришлось наслаждаться новыми дворцами, потому как в 1947-м году Индия стала независимой.
Парламент Индии. И какой-то сикхский хипстер на переднем плане :)
Правительственные здания
Стрижка деревьев
Правительственные здания
Правительственные автомобили с мигалками
У президентской резиденции
Президентский дворец Раштрапати Бхаван
Правительственные здания
Туристы у правительственных зданий
Правительственные здания
У ворот правительственного квартала. Вдали виден проспект Раджпат
Ворота Индии в конце проспекта Раджпат
Пикник на газоне
Тут к нам прицепился туктукер-сикх и стал зазывать на экскурсию по городу. Пришлось соглашаться. По ходу дела он рассказал кое-что про себя и свою религию. Типа если у индусов корова это священное животное, то для сикхов корова – это вообще как мама :)
(по-моему, это уже перебор, как вы считаете? :))
А еще сикхам нельзя бриться, стричься и надо все время ходить в тюрбане. Ну мы тут проявили эрудицию, упомянув нынешнего премьера Индии Манмохана Сингха, который тоже сикх. Наш водила сказал, что тоже уважает его. А вот упоминание Индиры Ганди ему не понравилось, ее сикхи не жалуют. Хотелось ему добавить – «а вот за Индиру Ганди вы еще ответите» :) Ее, как известно, убили охранники-сикхи.
А дальше мужик стал плести что-то про то, что у него сегодня день рождения, что ему надо поскорее нас везде отвезти и ехать домой праздновать. Решили, что он заливает, поэтому выйдя у крепости Пурана-Кила, распрощались с ним.
Крепость Пурана-Кила была построена могольским императором Хумаюном в 16-м веке. Скажу честно – смотреть там особо не на что, самые обычные развалины.
У ворот крепости Пурана-Кила
Внутри крепости Пурана-Кила
Парочка на фоне завода
Еще одна парочка и тот же завод крупнее
В крепости Пурана-Кила
Потому дальше мы поехали к гробнице этого самого Хумаюна. В отличие от крепости, она занесена в Список ЮНЕСКО. А знаменита тем, что продолжает линию мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, где похоронен предок Хумаюна Тимур, а сама, в свою очередь, послужила образцом для более позднего Тадж-Махала.
У входа в гробницу Хумаюна
У входа в гробницу Хумаюна
Гробница Хумаюна
У гробницы Хумаюна
День тем временем клонился к закату, но у нас еще было несколько неохваченных позиций. Поэтому на уже котором по счету тук-туке рванули к бахайскому храму в виде цветка лотоса. Известно было, правда, что по понедельникам храм закрыт, но мы поддались стадному чувству, раз все едут, то и нам надо. Правда по факту оказалось, что храм мало того, что закрыт, так его еще из-за забора и кустов практически не видно. А в паре мест, где кусты расступались, толпились кучи туристов, стараясь сделать фотографии. Один даже на крышу машины залез ради этого.
Бахайский храм в виде цветка лотоса
Блоггер фотографирует бахайский храм
Еще один блоггер фотогафирует бахайский храм с крыши машины
Скромный ужин
Женщина моет голову, тут же инвалид с короткой ногой
Тут неподалеку от храма нашлась станция метро, и мы поехали обратно. Вообще метро в Дели новое и в последние годы развивается достаточно активно. По ходу дела выяснилось, что на моей карте отсутствует целая новая линия. Хотя для осмотра достопримечательностей все равно приходится пользоваться туктуками, т.к. далеко не до всех мест можно добраться на метро.
Станция Метро Калкаджи Мандир
На подземной станции метро в Дели
Поезд метро
Надземная станция метро
В вагоне делийского метро
Вот что в Дели сложно найти, так это сувениры. У главных достопримечательностей сувенирных магазинов как-то замечено не было. Всякий индийский handycraft можно купить в магазинах на кольце Connaught Place, но если вас интересуют магнитики, колокольчики, тарелочки и тому подобный ширпотреб, то я даже и не знаю, где в Дели можно это купить. В таких случаях последней надеждой остается аэропорт вылета :)
Обратно в аэропорт ехали за 350 рупий с Connaught Place. Наш самолет в 5 утра, мы приехали в аэропорт в 10 вечера. Солдат у входа по фамилии Кумар посмотрел наши билеты и не пустил внутрь. А в чем дело? Рано еще, не положено! А что делать? А вон туда идите, там специальный зал, ждите. Опрос другого солдата показал, что пускают только за 6 часов до вылета.
Просидели мы в этом зальчике до 23 часов, после чего солдат по фамилии Радж пропустил нас в зал ожидания. Сразу пошли на регистрацию. Сергей Сергеича с многоразовой визой зарегистрировали без вопросов. У меня была транзитная виза, с меня индийский сотрудник Аэрофлота стал требовать билет до Эстонии. Сразу вспомнилась недавняя поездка в Исландию. Хорошо, что мы заранее купили билеты на Lux Express.
В зале ожидания встретили Льва Ануфриевича. Он успешно завершил свой трек в Непале и так же успешно долетел до Дели, несмотря на практически полное незнание английского языка.
Дальше я пошел исследовать магазины. В числе прочего хотел купить колокольчик с символикой Индии. В одном магазинчике увидел колокольчики, но покупать пока не стал, решил посмотреть, может есть что-то еще. Но больше ничего не нашел. Пошел искать тот первый магазин. Обошел ВСЕ магазины по кругу раз пять, но нигде колокольчиков больше не было! Пять раз! Нигде! Ну что за пидерсия, а? В итоге коллекция в буфете у нас на работе пополнилась только колокольчиком из Шри-Ланки.
Моя видеосъемка из Индии
В самолете Аэрофлота "А.Грибоедов" лететь было необычно. Первый раз летел так, что все объявления делались на русском языке. Еще было необычно, когда объявили, что ручную кладь надо засовывать под сиденье, а наверх класть только верхнюю одежду. Сколько летаю, а первый раз такое слышу, видимо у Аэрофлота на этот счет какие-то свои соображения. Но никто, разумеется, не послушался, вещи клали наверх, как и обычно.
Стюардесса наша была красивая, но какая-то хмурая. Кормили неплохо, но вот вино в Аэрофлоте только за деньги. Не то что бы мне денег жалко, но для такой известной компании экономить на выпивке это как-то несолидно. Я об этом конечно знал, так что у меня с собой было. Лететь-то 6 часов :)
Летим домой
Вообще, оказавшись в аэропорту, а затем и в самолете, я испытал изрядное облегчение после нескольких дней индийского трэша. Летели в самолете в основном одни русские туристы, и у меня было сильное желание подойти к кому-нибудь и спросить – ну что, ребята, как вам Индия? Понравилось? Срач на улицах не напрягал? А свиньи? :)
А-330 Аэрофлота
В Шереметьево нас почему-то высадили не в телетрап, а на улицу. Пришлось не слишком тепло одетыми ждать автобуса, а на улице-то вообще-то конец ноября. Автобус высадил нас в каком-то мелком погранпункте, как будто с черного хода. Пока стояли в очереди, слушали, как откуда-то доносятся удары в бубен и пение. Когда вышли, оказалось, что это московские кришнаиты встречают своих последователей из паломничества в Индию. Стояли всем своим кагалом и завывали под бубен. Охрана их не трогала, хотя смотрелось несколько дико :)
А высадили нас мало того, что на улицу, так еще и в старый терминал F. А наш внутренний вылет в Питер из нового терминала D. Пока неспешно шли пешком, оказалось, что регистрация на рейс уже заканчивается. Пришлось бежать и подлезать под ленту без очереди. Девушка с радостью отметила, что несмотря на опоздание, компьютер регистрацию еще не закрыл. Нам достались последние места в самом конце салона А-319. Из купленного в Дели сувенирного набора водок Абсолют у меня осталась одна бутылочка – ванильная. Буээээээ…. Ну и гадость эта ваша ванильная водка, особенно когда запивать нечем :)
Аэрофлотовская еда в самолете Москва - СПб
Лететь из Москвы в Питер одно удовольствие. Один час – и ты прилетел. В Пулково получили багаж и пошли на автобус. А тут аэропортовская тетенька решила проверить багажные талоны, не умыкнул ли кто-то чужой багаж. Ну я достаю свой талон, а там пробито имя Сергея Сергеича. Упс :) Пришлось проскользнуть без проверки.
Прилетели в Пулково
Прилетели в Пулково
Ну, а дальше автобус до «Московской» и метро до Балтийского вокзала. На вокзале, увидев людей с вещами, слоняющихся без дела, к нам тут же подскочил вокзальный полицейский. Проверил документы, даже номер визы пробил через какой-то свой «девайс». Все, впрочем, очень вежливо.
В Питере понравилась новая автострада. Только мы отъехали от вокзала, как впереди показались зеленые огоньки пункта оплаты. Если раньше приходилось целый час выбираться из города, то в этот раз по автостраде выехали за один момент.
Кингисепп, Ивангород, граница – и вот мы дома. Еще одна экспедиция закончена !