До Сием Рипа нам оставалось совсем чуть-чуть и выскочив на федеральную трассу мы несколько раз за оставшиеся 50 км. порадовались, что не поехали по ней от границы - ужасный трафик и покрытие, а водители просто поражают своей культурой.
Про вождение кхмеров стоит сказать отдельно. Если кхмер едет на машине, то он чувствует себя королем и ему абсолютно наплевать на двухколесных, поэтому он будет выезжать вам на встречку прямо перед носом чтобы не теряя скорости обогнать авто идущие в том же направлении. Особенно круто когда это делают грузовики и тебе приходится на скорости уходить на обочину, а после дождя обочина просто шедовриальна. В общем-то, сами двухколесные, как мне кажется, жить не особо-то и хотят. Для них норма начать поворот или разворот через всю дорогу из крайнего ряда не смотря по зеркалам и не вертя головой! Много раз приходилось оттормаживаться и неистово сигналить этим идиотам. В общем не удивительно, что бьются они тысячами.
Вот мы и в Сием Рипе. Заселяемся в отель (отличный гест за 10$ в день) и начинаем планировать завтрашний поход по храмам Ангкора. Мы решили посетить все строения комплекса, а их более 50 и разбросаны они по карте на приличные расстояния. В итоге, за три дня мы объехали их все намотав 200 км. только по храмам! Встречали рассветы и провожали закаты. Было очень интересно, т. к. кроме всего прочего мы углубились в историю (накупили книжек про Ангкор) и уже осознанно посещали каждый храм. Об этом я обязательно напишу отдельную историю, а пока просто пара фотографий самых популярных у туристов храмов (эксклюзив будет отдельной историей):
Пока катались по храмам – повстречали музей мин. Местный житель добровольно занимается разминированием Камбоджи, а разминировать есть что, уж поверьте:
Тысячи мин, снарядов, авиационных бомб и оружия находит его команда, многие находки попадают в этот музей:
Из России с любовью:
Некоторые находки превращают в произведения искусства. Вот такая “икебана” из автоматов и гранат:
Вот такая народная живопись у кхмеров на тему отголосков войны:
В последний день действия нашего билета в Ангкор влил сильный дождь и очередной закат обломался. Решили прокатиться по городу и заняться шоппингом. Пока сидели в кафешке подошел очередной попрошайка (в Камбодже их куча) с просьбой “Мита, гив ан долла”. Не получив ни цента тут же напротив нашего столика уселся нюхать клей:
Задумайтесь, стоит ли давать деньги таким вот попрошайкам – куда они их потратят?
На рынке в преддверии ожидания выхода iPhone 6 увидел универсальный чехол для всех моделей:
Сюда точно влезут все айфоны кучей.
Себе мы присмотрели за 50$ пару полутораметровых картин с видом Ангкора и не определившись какая будет лучше смотреться дома – купили обе. По приезду выяснилось что они обе хороши и пришлось вешать все, хорошо место позволяет:
Кроме Ангкора в Сием Рипе делать особо и нечего. Рядом есть озеро Тонлесап - туда возят экскурсии посмотреть на живущих на воде людей. Там мы были уже несколько раз и в этот раз не поехали, но несколько фото вам покажу. Так выглядит озеро в сухой сезон - лодки гребут по мели:
А на сваях храма хорошо видна черта уровня воды в сезон дождей:
Вот так живут люди в своих плавающих домах:
Магазин на воде:
Есть плавающая школа и дети если не ошиваются у лодок с туристами - должны по идее там учиться, хотя я всегда их встречал в тазиках выпрашивающих 1 доллар у туристов:
Торговые лодки как пираты пытаются догнать вас:
Кто-то предлагает купить охлаждающие напитки:
А некоторые хотят попугать змеей:
Заметили что везде есть дети? Тут причин много - от того что не с кем оставить их, заканчивая тем, что деткам охотнее туристы доллары раздают. Эх, не выбраться этой народности из замкнутого круга раз с пеленок других вариантов жизни нет.
Когда у них отбираешь змею - сразу просят 1 доллар. Кстати, рот зашит зачем-то у питона. Наверно он у них "одноразовый":
Местный люд занимается рыбной ловлей, искусственно разводит креветок и крокодилов, в общем натуральное хозяйство на воде. После посещения этой плавучей деревни приезжаешь домой, принимаешь теплый душ, плотно кушаешь деликатесы, разваливаешься под кондиционером сидя в интернете и понимаешь, что жизнь прекрасна. Полезно, надо признаться, такие контрасты уровня жизни наблюдать.
Само озеро интересно прежде всего тем, что одноименная река из него идет до столицы Пном Пеня и впадает в Меконг прямо в центре города. Когда уровень воды из-за засухи падает - река течет в сторону Меконга, а когда Меконг пополняется дождями - Тонлесап течет в сторону озера. У кхмеров есть праздник воды как раз приуроченный к дню поворота течения.
Для нас это озеро прежде всего было интересно как вариант добраться до Пном Пеня (советские Ракеты на подводных крыльях бороздят просторы Тонлесапа), можно погрузиться на судно вместе с байком и очутиться в столице в обход самой ужасной дороги Камбоджи - участка от Сием Рипа до Пном Пеня. Но паром идет 10 часов, а значит пришлось бы ночевать в Пном Пене. Нам этого делать не хотелось - там мы все посмотрели в прошлое мотопутешествие (читайте здесь), а значит светит нам добираться до Сиануквиля по земле, ведь именно он наш следующий пункт назначения. Можно было, конечно, в объезд Тонлесапа лишнюю сотню км. намотать и поехать через неизведанные деревни и дороги, но, осознавая трудности пути мы поехали через столицу. Дорога была просто ад! За всю мою историю путешествий хуже дороги не было! Около 70-80 км. отсутствия асфальта, большие ямы, пыль и грязь - это было что-то. Я могу долго изливать свой лексикон плохих слов, но расскажу лишь об одном "интересном" случае.
Как я писал выше, кхмеры - те еще водители. И вот в очередном из мини городков, когда появился участок асфальта, мы уже почти вышли на крейсерскую скорость. Надо признаться, по ямам и пыли мы тоже не медленно шли. Большие колеса в совокупности с ходами подвески и импульс тяжелого мотоцикла позволяли совершенно не беспокоиться о том что творится сзади - нас никто так и не обогнал ни разу. Так вот, только мы хорошенько разгоняемся, как перед нами, скромно плетущийся у обочины мопед начинает разворачиваться. Не смотря по зеркалам, не поворачивая головы, две кхмерки просто решили совершить этот маневр полагаясь на волю случая. Видимо кхмеры завидуют нашей "Русской рулетке" и решили изобрести свой вариант тупого риска жизнью - они разворачиваются на дорогах не глядя. И вот эти две мадамс уже повернули руль и начали маневр, уточнять то, что они не включили поворот - это лишнее, т. к. само собою разумеющееся. Я начинаю оттормаживаться и сигналить - они ноль реакции. Торможу сильнее, т. к. понимаю, что объезжать их нет смысла - они не остановятся и на скорости их поймать уже на встречке будет совсем не хорошо. Тут дает о себе знать возраст байка - никакой ABS на нем нет и заблокированное заднее колесо ведет нас юзом. Только когда кхмерки услышали визг резины - они повернули голову в нашу сторону, но было уже поздно. Чтобы не вписаться в них боком, когда нас вело юзом я при отпустил тормоз, выпрямил руль и пошел на таран! Удар!
Удар на удивление мягкий, мы не упали - это главное! Под нашим байком валяются чьи-то сланцы, я уверенно держу мотоцикл и спрашиваю супругу о ее состоянии. До нее удар не дошел вообще и она не успела понять что собственно произошло. Смотрю на повреждения - правый поворотник болтается на проводе (он шел на металлической трубе и болт вырвал кусок трубы - это ж как надо было приложиться), пластик на морде справа треснул в трех местах и сместился, но радиатор не задел. Кожух защиты вилки у передних тормозов треснул. Смотрим на кхмерок - им досталось. Водителю по щиколотке пришлось как раз тормозным диском нашего переднего колеса, а пассажирка своей спиной сломала пластик и оторвала поворотник, то есть байк об байк и не ударился получается - вот почему удар получился мягким. Кхмеры крехтят, я им показываю что надо смотреть по зеркалам и кручу у виска, мол они сами идиотки, на удивление подъехавшая еще одна кхмерка тоже им объясняет, что в зеркала надо смотреть, а в это время зеваки выбежавшие на визг резины и хлопок начинают подтягиваться. У нас повреждения не критичные, мед помощь камбоджийским горе водителям не нужна (визуально), качать права по поводу оплаты ремонта бессмысленно - уходим по английски, то есть уезжаем не попрощавшись.
Судя по историям живущих в Камбодже друзей, при ДТП с иностранцем вне зависимости от того кто прав, местные пытаются всеми способами вытрясти деньги. Так что мы правильно сделали что сразу уехали, а то еще с местными пришлось бы конфликтовать.
На участке Пном Пень – Сиануквиль пошел дождь, ладно хоть дорога хорошая – доехали быстро и без особых приключений. На заправке в городе нас так же как и в Лаосе встретила советская техника:
Ну а в Сиануке мы чувствовали себя как дома – это было не первое посещение этого города, здесь у нас куча друзей, вкусное легкое пиво и хорошо знакомые закоулки и жилье. Неделя в Сиануке пролетела незаметно. Хотя дождь лил в 70% времени успели поваляться на пляже:
Заехали к друзьям в марину, у нас же теперь куча знакомых яхтсменов. Выражение “Жить у моря и не пользоваться этим” накрывает все больше и больше людей:
Покатались по всем знакомым местам – стройка идет полным ходом. Перспектива у города есть, но не радужная - скоро будет как в Паттайе куча туристов, а сейчас спокойствие пока чартеры туда летать не начали.
В Кеп, Бокор и Кампот не поехали – там мы были в прошлый раз (читайте здесь) и мотать сотню км. ради вкуснейших крабов в кампотском перце не захотели. В Сиануке не обошлось без приключений для байка – в пивнушке его конкретно заставили мопедами и будучи уже хорошо выпившим, решил доверить его доставание кхмерским помогайкам. Дал доллар и стал ждать байк. Они вдвоем его не смогли удержать и он повалился на рядом стоящий мопед – эффект домино был обеспечен, а первому мопеду досталось хорошо, аж пластик проломило. У нашего коня только зеркало разбилось.
В Сиануке делать уже стало нечего и пора было собираться домой. Ну что ж, прощай пиво Angkor – мы возвращаемся домой:
От Сианука до дома была до боли знакомая дорога, кстати ее отремонтировали и мы даже не поймали ни одной ямы. На границе тайские пограничники долго искали в базе мой мотоцикл (на выезде в Лао тайские погранцы не дали таможенной декларации и не внесли нас в базу), но потом с улыбкой сказали: “Ну раз у тебя тайские номера, то добро пожаловать домой”. До самого дома лил дождь (какой-то холодный, аж прозябли) и последний рывок по тайским хайвеям пролетел мигом не смотря на погоду. В итоге менее 8 часов от Сиануквиля до Паттайи вместе с прохождением границы и всякими поесть/заправиться.
Так и закончилось наше путешествие. На одометре было 4970 км. и я в любой момент готов проехать еще больше, а вот супруга сказала, что больше на мотоцикле не поедет – ей скучно и напряжно в дороге пассажиром. Ну что ж, видимо будем пересаживаться на машину.
Так полюбившийся байк пришлось продать, но это все вещи – к ним не стоит привязываться.
По возвращению связались с французами с которыми познакомились в Камбодже, их дом на колесах был как раз на пути в Паттайю. И следующим вечером мы уже сидели у нас во дворе, жарили барбекю и делились впечатлениями о путешествиях: