Итак, вас ожидает увлекательный рассказ о путешествии в северный Таиланд и Лаос. Во время моего большого новогоднего путешествия, которое в основном проходило по большим городам ЮВА со всем соответствующими атрибутами – гостиницами, самолетами, метро и магазинами, один из участков разительно отличался своей необычностью. Я имею в виду Камбоджу, в которую я въехал по земле и поселился в самом обычном гестхаусе, подружился с австралийцами и очень хорошо провел там время. Именно тогда я решил, каким будет следующее путешествие. А еще в Камбодже я приобрел все возможные пиратские Lonely Planet по окрестным странам – Бирма, Лаос, Малайзия, с твердой уверенностью посетить эти страны в будущем. Малайзия кстати была следующим пунктом моей поездки, а вот возможность посетить Лаос материализовалась странным образом.
Общаясь с моим одноклассником, с которым мы живем в разных городах и видимся раз в год, я стал ему рассказывать про прошедшую новогоднюю поездку и готовящуюся поездку в Египет. Одноклассник упомянул, что в феврале у него отпуск, и он бы хотел поехать куда-нибудь. Решение возникло достаточно быстро, хотя первое время меня мучили сомнения - прилично ли третий раз за два месяца уезжать на отдых, а еще финансовая стабильность была сильно нарушена новогодними праздниками и собственно предыдущим большим путешествием. Мне очень хотелось посетить Марокко, но самые дешевые билеты туда стоили 20 000, видимо не сезон. А за 20 000 куда приятнее лететь в любимый Таиланд, так и было решено. Выбор был в дальнейшем пути. Мне хотелось в Бирму, но решив не рисковать с визами, все таки друг первый раз в таком путешествии и тем более он работает во внутренних органах, кто знает, как военный режим Бирмы может отнестись к этому факту. Поэтому решено было ехать в Лаос, тем приятнее что гражданам Российской федерации виза для въезда НЕ нужна и никаких денег за въезд платить тоже не придется.
Краткое содержание следующих серий:
Подготовка, советы для тех, кто едет первый раз
Снегопады или покинуть Москву не так-то просто
Чиангмай – ворота северного Таиланда
Все об передвижении на автобусах
Чем заняться в ЧиангКонге?
Планы рушатся или воды больше нет
Маленькая Франция
Ибица, Мармарис и ВангВьенг – что общего?
Инструкции для тех, кто едет первый раз
На этот раз буду предельно краток, вам остается мне поверить:
Перемещаться можно только с рюкзаком, никаких чемоданов, спортивных сумок и прочее. Рюкзак лучше купить профессиональный, я свой приобрел за 3500 в экстриме на речном вокзале (Москва), там очень много полезных вещей.
Одежды брать по минимуму, все можно купить на месте. Так же на каждом углу есть прачечные - доллар за килограмм. Носки, трусы – 3 комплекта, пару футболок, штаны, шорты, одну теплую вещь (у меня была спортивная кофта). В кроссовках я поехал, с собой вез шлепки, хотя их тоже можно приобрести на месте.
Я люблю летать без багажа, поэтому габариты надо выдерживать 55х40х20 см, т.е. рюкзак не более 40 литров. Вес до 8 кг. Хотя есть отдельные хитрости, обязательно прочитаете в конце рассказа) При таком способе нельзя иметь никаких ножей, ножниц и все жидкости не более 100 мл. Опять же шампуни лучше приобрести по прилету в первом же магазине…
Настоятельно рекомендую большие суммы денег держать на пластиковых картах, желательно иметь их не менее 2-ух , причем разных систем и разных банков. Все паспорта, билеты и документы нужно отсканировать и отправить самому себе на почту. План поездки лучше подготовить заранее, записать адреса отелей, телефоны посольств и прочее…
Настоятельно рекомендую собрать самую полную аптечку. Пластырь, антисептик, от головы, от укачивании, от аллергии, от живота, от температуры. Каждый здесь должен решать за себя. Я прививок не делал, но сейчас серьезно задумался над этим вопросам. От малярии пил Доксициклин.
Побег из снежного плена
Было обычное ничем не выдающееся пятничное утро. Весь офис прибывал в состоянии легкого анабиоза в предвкушении наступающих мужских праздников, кто-то изучал в интернете репертуар кинотеатров, кто-то искал подарки, ребята готовились к поездке в горы Турции для катания на досках, а я мысленно был уже в лете. В этот день обстоятельства были против нас. Дима (мой друг и попутчик) должен был получить отпускные в другом городе и сразу после мчаться на поезде в Москву. Поезд прибывал только в 6 часов. Я благородно решил дожидаться его и вместе ехать на машине домой. Ближе к вечеру пошел снег. Сначала не сильный, не внушающий опасений. Но как только стемнело, стал валить крупными хлопьями. Уже тогда было понятно, что дорога будет долгой. Зима в очередной раз не хотела отпускать меня во владенья лета, видимо решив что в третий раз сбегать от нее просто неприлично. В Москве легкий снежок уже стихийное бедствие, в этот вечер было все: застрявшие фуры на МКАДе, не способные самостоятельно въехать в горку и перегородившие все развязки, крупное ДТП полностью перекрывшее обе полосы и обочины на узкой трассе и отрезавшее путь вперед, заваленная снегом дорога по которой ехать можно либо ехать медленно, либо быстро но до первого кювета. Домой мы ехали 6 часов.
Видимо в пятницу многие до дома не доехали и заночевали прямо в офисах. А в субботу проснувшись, решили одновременно поехать домой. Очень хорошо, что мы заблаговременно выехали в аэропорт. Добирались мы в него 4 часа.
В целях экономии мы летели Туркменскими авиалиниями с пересадкой в Ашхабаде. До вылета я слышал только положительные отзывы, что лететь с пересадкой удобнее, не так трудно. О это отдельная история, касающаяся нашего обратного перелета. Пока же довольные мы покинули Москву и уже через три с половиной часа совершили посадку в аэропорту Ашхабада. В полете накормили и напоили, самолеты терпимые, стюардессы приветливые.
Если вы хотите совершить экскурсию в прошлое, вам определенно надо посетить аэропорт Ашхабада. Два больших просторных зала ожидания, железные скамейки, часы, буфет и лавка с коврами – больше ничего. Первые пол часа все это очень веселило. Завели еще каких-то людей, пообщавшись, стало понятно, что это прибыл рейс из Киева. Москва, Питер, Киев - все собираются, а потом развозятся до Бангкока и Дели. Через час головные боли от употребленного перед и во время полета алкоголя дали о себе знать. Время было часа два ночи, спать на железных скамейках было невозможно. Под конец второго часа я начал сходить с ума, а после 4 часов ожидания уже хотел что бы меня просто пристрелили. Наконец объявили посадку. Сразу по ходу маленький секрет. В первом зале сразу слева при входе есть две розетки, где очень удобно подзарядить севшие в полете аккумуляторы ноутбуков и плееров.
До Бангкока летели с малазийцем (или малайцем?). Он говорил на непонятном английском, показывал фотки: он со снеговиком в обнимку. Как я понял в Астрахани они что-то там строят. Я ему показал фотку башен из Куала-Лумпура, сделанную мною перед новым годом. Мило пообщались. Поспали, поели и вот мы идем на посадку. Ну здравствую Бангкок…
На север
Аэропорт Бангкока стал уже родным, быстро проходим паспортный контроль, снимаю деньги на первое время в банкомате. Для тех, кто не был в Таиланде поясню, что проценты за снятие денег банкоматы в Таиланде не берут, но существует сбор 150 бат за операцию, о чем предупреждает надпись в момент снятия денег.
Нас ожидал перелет в Чиангмай – второй по величине город Таиланда, билеты были на вечерний рейс и у нас было целых 6 часов свободного времени. Мы решили поехать на Коасан. Автобусы экспрессы AE2 отходят с нижнего уровня каждые 20-30 минут, стоят 150 бат. На Коасане стандартная программа – пообедали в уличной кафешке, пошатались по улицам, посмотрели сувениры и вот уже время ехать в аэропорт. Честно сказать не ожидал я такой подставы и немного понервничал, 1.5 час мы выбирались с узеньких улочек до системы скоростных магистралей, да еще и оказалось что в аэропорт автобус едет по другому маршруту, объезжая аэропорт кругом и дела приличный крюк.
Te, кто бронировал билеты AirAsia наверняка помнят пункт предлагающий выбрать количество перевозимого багажа и сумму доплаты. Билеты у нас были без багажа и никаких проблем с проносом в салон 40-литрового рюкзака у меня не возникло. Единственный прикол был с бутылкой из домодедовского дьюти фри. На местных рейсах действуют такие же правила, как и на международных – все жидкости по 100 мл. О чем предупреждают на регистрации, везде висят соответствующие плакаты. У меня в рюкзаке литровая бутылка, на сканере мой рюкзак как назло еще падает на бок, я вижу как на мониторе плывут внутренности сумок. Сказать, что бутылка была заметна – ничего не сказать, под таким углом она занимала ровно половину сечения рюкзака. Я вижу, как на моем рюкзаке изображение стопится, а таец явно зависает. Я решил включить дурака, и делать вид, что ничего не происходит. Через секунд 10 таец отвис и ни нашел лучшего выхода, как пустить ленту дальше. Как только мой рюкзак выехал, я схватил его и поспешил скрыться в толпе.
В самолете приобрел очень полезную штуку. Называется comfort kit. Стоит 350 бат, включает надувную подушку, повязочку на глаза, теплый и неколючий плед и фирменную сумочку для переноски всего этого. Во время многочисленных автобусных переездов я безумно радовался этому приобретению, поскольку комфорт действительно повышался – плед защищал от лютых кондиционеров, а подушка и повязка реально позволяли выспаться.
Садились мы уже в темноте. Аэропорт показался мне совсем маленьким, мы только схватили пару бесплатных карт и буквально выкатились на улицу. Никакого транспорта в переделах видимости не было, оживленных дорог поблизости тоже, хотя может в темноте мы ничего не разглядели. Уселись на дорогу и стали ждать. Минут через пять показался первый тук-тукер, которого мы сразу и оккупировали. И хотя аэропорт находится в удалении от центра, доехали мыс очень быстро, с ветерком по пустым улицам. Гостиницу я выбирал по принципу – большую и ближе к центру, выбор пал на Чиангмай плаза. Большой просторный номер, шампуни, шапочки, халаты. Могу рекомендовать всем, на первом этаже есть тур агентство и компьютеры с Интернетом. Ни на завтрак, ни в бассейн я не попал, про это ничего сказать не могу.
Сразу отправляемся гулять по ночным улочкам. Жизнь бурлит, торговля кипит. В продаже в основном многочисленные футболки, рюкзаки, сувениры. Выбираемся на площадь, красиво освещенную фонариками, ходим от прилавка к прилавку, покупая свежие фрукты и тут же их поедая, разглядывая сувениры, болтаем. И тут до нас доносится: «о слышу знакомую речь». Знакомимся с русскими туристами, все они уже в возрасте. Оказывается их группа из 5 человек, путешествуют по путевке, какой-то спецтур по очень большому количеству стран. Жаловались нам, что не очень им нравится, постоянно какие-то накладки, вчера застряли на границе и потратили 500 долларов на звонки в фирму в Бангкок и Россию. Боюсь даже думать, сколько они заплатили за такой тур, а вы говорите, путешественники разные бывают.
Поужинав в кафешке, поехали в самый центр. Как и везде есть улочка с барами, но особого веселья не заметили, как и везде сразу подсаживаются барные девочки. Но мы уставшие от перелетов, выпив по пиву едим отсыпаться.
Чиангмай
Чиангмай – второй по величине город Таиланда. Центр города представляет собой обнесенный стенами и рвами квадрат со стороной 2км. По всему городу разбросанно огромное количество храмов. А еще здесь очень много кулинарных школ, все желающие могут записаться на одно, двух, трех дневные или недельные курсы готовки. И хотя расстояние до Бангкока всего 800 км, это уже настоящий север. Ночи здесь прохладные, утром можно даже замерзнуть, если ехать в легкой одежде на тук-туке с большой скоростью, не удивительно - местные ездят в куртках. Днем нет этой изнуряющей духоты, климат гораздо ближе к привычному российскому лету.
Основное средство передвижение по городу – большие красные пикапы, которые для туристов работают в режиме такси, при этом стоимость проезда фиксирована и составляет 30 бат с человека. Вообще после паттайских цен и разводов очень трудно перестроиться на местные порядки. Цены здесь раза в 2-3 ниже, чем на побережье. На пикапах добрались до автовокзала и купили билеты на автобус в ЧиангКонг на границу с Лаосом. Автобусы отходят в 8-00, 9-00 и в 13-00. Это публичные автобусы, для местных, видимо есть еще и туристические автобусы. (Добавлено: подсказывают, что стоимость проезда в Чиангмае обычно 20 бат, могут просить и больше, с нас просили 30, с такими ценами торг я ЛИЧНО считал неуместным)
В ЧиангМае безусловно стоит пожить хотя бы недельку и досконально изучить все окрестности, к сожалению для нас он был лишь транзитной точкой, к тому же во времени мы были сильно ограничены. Взяв тук-тук мы просто попросили провести нас по самым красивым храмам, а после отвезти нас на автовокзал. Поэтому просто размещаю фотографии этих красивых мест.
На границу!
Ранее я ездил из Бангкока на границу с Камбождей на обычном рейсовом автобусе, в том автобусе даже кормили, остались только положительные впечатления. Но опять нас ждал сюрприз. В автобусе оказались сверх узкие сиденья. Даже нам молодым ребятам было очень тесно, что и говорить о здоровых пузатых немцах, которые невероятно намучились. Кстати по какому-то непонятному признаку всех европейцев собрали в конце салона. Я думаю, по принципу, что спереди был телевизор, а нам европейцам смотреть его бесполезно, все равно ничего не понятно, тем более по телевизору крутили какой-то концерт с песнями и танцами.
Дорога заняла 8 часов, с редкими остановками в попутных городах. За окном мелькали примерно вот такие пейзажи. Только на финальном отрезке пути в салоне стало свободно и последние полтора часа удалось поспать, растянувшись аж на трех сиденьях.
В Чиангконг прибыли уже ночью. Прямо у выхода из автобуса встречала хозяйка геста, в ее пикап набилось человек 15, всех разместили. Гестхаус представлял собой многоуровневое нагромождение отдельных комнат и большую просторную террасу на которой проходили завтраки и ужины. Атмосфера царила по настоящему домашняя, на террасе стоял холодильник с пивом и другими напитками и ценником на них. Тут же было меню с ценами на еду, каждый просто запоминал что ел и пил, платили за все при выселении. Еще был бесплатный Wi-Fi и один компьютер в прихожей, куча разных книг и телевизор с DVD.
Из печального – оказалось, что уровень воды в реке очень низкий и ни спид ни слоу боут по Меконгу не ходят. Однако был VIP бас до Луанпхабанга, на который я еще с вечера попросил хозяйку геста забронировать билеты, поскольку представил что в отсутствии лодок у все присутствующих здесь людей только два пути – обратно в Таиланд или на автобусе в Лаос, а автобус не резиновый, много народу в него не влезет.
Проснуться в трехдолларовом гесте, выйти на веранду улыбнуться солнышку и Меконгу(на другой стороне уже Лаос!), выпить крепкого кофе и закусить омлетом с ветчиной и хрустящим тостом с джемом и все это за 2 доллара. В это время Москву третий день заваливало снегом…
Погуляв по окрестностям наткнулись на очень симпатичный храм…
Что делать в Чианг Конге?
Далее ВОЛЬНЫЙ перевод листовки висевшей на стене геста:
Чианг Конг маленький, тихий безопасный городок. Люди очень дружелюбны. Несмотря на то, что город в основном известен как перевалочный пункт по пути в Лаос, здесь тоже есть интересные занятия:
- Познакомьтесь с настоящей жизнью тайских сельских жителей. Расслабьтесь и проведите день блуждая по Чианг Конгу. Насладитесь пешеходной прогулкой по бетонной дороге вдоль реки (2 км), рынком, семью храмами, зоной причалов, музеем велосипедов и главной улицей с магазинчиками.
- арендуйте мотобайк и совершите 55 километровую дневную прогулку в Чианг Саен, старейший город Таиланда. А проехав дальше еще 10 километров вы попадете в Золотой треугольник и музей опиума. По дороге в Чианг Саен будет множество водопадов, невероятные виды Меконга, высокогорные деревни Хмонгов, чайные плантации, впечатляющие горные пейзажи вдоль дороги.
- арендуйте велосипед и совершите 10 километровую прогулку с осмотром нескольких деревень племен Хмонгов рядом с Чианг Конгом. После последней деревни можно осмотреть водопад в горах, но это трудный преодолеваемый только пешком трекинговый маршрут.
- Можно так же половить рыбу в Меконге напротив гестхауса, или поплавать (в реке НЕТ крокодилов и пираний)
- Гости желающие быть в спортивной форме, могут посещать общественные занятия по аэробике в центре города поздним вечером. И занятия по Tai Chi в местном парке. Вело клуб Чианг Конга проводит велопробеги ежедневно после полудня. Присоединяйтесь куда пожелаете
- Для остальных лучшим выбором будет почитать и вздремнуть на веранде, пока рыбацкие лодки медленно проплывают перед гестхаусом. Эх-х-х…
- Ну и конечно, вечером на открытой веранде соберутся люди со всех краев света, что бы поделиться самыми невероятными историями их путешествий…
Граница
Чианг Конг абсолютно линеен и представляет собой 3 километровую прямую улицу. Мы решили взять в прокате мотобайки и посмотреть окрестности. Поехав в сторону пограничного перехода, мы очень быстро его достигли, проехав еще немного - уткнулись в конец дороги. Поехав в обратную сторону мы выехали на шоссе, ведущее в сторону Чианграя и не представляющее никакого интереса. Тогда мы вспомнили карту на стене и решили, руководствуясь ею поехать в сторону золотого треугольника. Сначала правда свернули в сторону и поездили по сельским грунтовым дорогам, но ничего интересного не нашли. Напротив дорога на золотой треугольник оказалась необычайно приятной: с одной стороны горы, с другой величественный Меконг (правда сильно обмелевший), полное отсутствие трафика и невероятной красоты пейзажи. Возникло странное ощущение свободы и пространства. По дороге встретилась даже специально оборудованная смотровая площадка, под навесом в тени можно немного передохнуть и полюбоваться окружающими видами. Через 35 километров выла цель нашей поездки – парк с водопадами. Обнаружился он по банальному отсчитыванию километров на спидометре и невзрачной деревянной табличке. Сам водопад сильно разочаровал, в сухой сезон он представлял собой нагромождение камней и вяло текущий ручек, что поделаешь – воды нет!
Хочется дать пару советов по тайскому мотобайку. Практически все садящиеся на него первый раз люди получают травмы. Вот и Димка влетел в стену и один раз с него свалился. Главное всегда помнить, что движение левостороннее. Особенно когда осуществляются повороты. Так как есть особенность психики нырнуть в привычную правую сторону. Я сам в позапрошлую поездку - так повернул навстречу машине, пришлось спасаться в кювете))) Еще одна интересная придумка касается разворотов. Очень сложно выполнять развороты с места. Смотря на поток транспорта и пытаясь вклиниться в просвет подсознательно создается нервозность. Из-за этого ручка газа выкручивается сильнее, чем положено и байк буквально вылетает из под тебя, что кончается падением. Поэтому в целях безопасности рекомендую тайский метод, а именно немножко встречки – еще не встречка. Суть метода заключается в том, что если нужно выполнить разворот, надо сбавив скорость подловить момент когда на встречной полосе появится просвет и по диагонали уехать на встречную обочину. Там спокойно спешиться, развернуть байк в обратном направлении и медленно стартовать от обочины уже в другую сторону.
Нас же ждала дорога в Лаос. Как я и предполагал все посетители гестхауса туда и держали путь. В пикап набилось аж 16 человек. И то двоим пришлось остаться. Хозяйка гестхауса просчиталась в количестве билетов и их было на 2 меньше, чем людей. Мы сразу оказались вне списка на вылет, поскольку еще с вечера предупредили о билетах. Хозяйка геста предложила бесплатную ночевку и ужин и одна их европейских пар согласилась остаться еще на одну ночь. На тайской стороне быстро был получен выездной штампик, и вот мы уже в лодках переправляемся в Лаос.
Ну хоть один раз приятно почувствовать особые привилегии. Гражданам Российской федерации въездная виза в Лаос НЕ нужна, более того въезд для нас бесплатен! Еще в гесте всем выдавали анкету для визы и долго не могли понять, почему мы от нее отказываемся. Мы же твердили, что мы русские и нам виза не нужна. Видимо не так много наших соотечественников бывает в этих краях. По крайней мере, в книге регистрации гостей за 10 страниц записей я нашел только одно слово Russian, дальше лень было смотреть. Больше всего не повезло американке. Своей внешней политикой они добились крайней нелюбви во всем мире. Она рассказывала, что практически во все страны мира въезд для них платен и стоит минимум в 2 раза дороже, чем европейцам. Пока европейцы копались с визами, мы изучили магазин дьюти фри и даже обнаружили там русскую водку. Потом любовались видами Меконга, впереди нас ожидала долгая дорога…