Две берлинских фотографии, которые не присоединились к предыдущему посту: лифты в метро и разница уровней между поездом и платформой.
berlin-1.jpg
berlin-2.jpg
Вроцлав-1Примерно в 14:30 фликсбас привёз меня на площадь у Главного вокзала во Вроцлаве. Оглядевшись вокруг, я быстро нашёл остановку автобуса, который ехал в аэропорт. Дорога вокруг вокзала мне скорее понравилась – я отметил для себя, что вокруг были крупная плитка или асфальт, а на пешеходных переходах тротуар снижался и плавно переходил в дорогу. Это было немаловажно – после встречи в аэропорту мне предстояло привезти родителей обратно на вокзал, и оттуда поездом поехать в Ополе.
Подъехал автобус. Отметил, что дно у автобуса было низким, а передний вход был оборудован приспособлением для инвалидов. Надо было купить билеты. Автомат стоял прямо у остановки, я купил одиночный билет до аэропорта. Билеты на дорогу из аэропорта купить не догадался – как потом оказалось, это было ошибкой. Билет надо компостировать при входе в автобус – это общеевропейская практика. Билеты бывают разовые, на определённое время и на несколько суток, и когда контролёр проверяет билет, то он смотрит на дату и время компостирования, чтобы сверить её со сроком действия билета.
Пока ехал в аэропорт, увидел, что в автобусе тоже есть автомат для продажи билетов. Но в отличие от автомата на остановке, он не продавал бумажные билеты, а только позволял зачислять средства на вроцлавскую транспортную электронную карточку (которой у меня, разумеется, не было). Сам водитель денег не принимал и билеты не продавал.
Лирическое отступление.
Из окна автобуса наблюдал Вроцлав, но не фотографировал – всё равно получилось бы плохо, а нам ещё предстояло вернуться в город 4 августа и посмотреть его уже более обстоятельно. Но город произвёл на меня хорошее впечатление. Сначала ехали мимо исторической части – с одной стороны вычурные здания конца 19 века, с другой – явно более старинная, с краснокирпичными стенами и рвом. Потом автобус выехал в городскую застройку относительно недавнего времени (вроде бы поздний социализм, хотя не ручаюсь), и мне бросилось в глаза, насколько всё же дома выглядят ярче и веселее по сравнению с советскими, да даже и постсоветской массовой застройкой. В то же время, заметил, что проживая в Канаде, отвык от привычного для Европы многоэтажного ландшафта городов. С Канадой сравнивать было бы не совсем корректно - у нас подавляющая часть домов одно-двухэтажные, в крайнем случае ряды таунхаусов, а высотки обычно стоят кучно по несколько штук – это либо не самые богатые районы, либо кондоминиумы. У нас в Канаде есть другая крайность – почти отсутствует «золотая середина» между двухэтажными и многоэтажными высотками, что-нибудь красивое и уютное на 3-4 этажа небольшого размера – дома в таком формате, это обычно или для пенсионеров, или где-нибудь в Квебеке, которому законы и традиции англоязычного мира не указ.
Постепенно, приближаясь к аэропорту, автобус въехал и в район частных домиков. Но пейзаж опять был не совсем канадским. Во-первых, в отличие от Канады, все частные дома были обнесены заборами. Во-вторых, по европейской привычке, многие дома были покрыты известью и покрашены, что для Канады скорее аномалия – красный кирпич или камень никакой извёсткой у нас не покрывают, они и так красивые сами по себе как материал. Ну и кроме того, на некоторых домах извёстка частично облупилась, а хозяевам, видимо, было недосуг или не по карману обновить известковое покрытие. В общем, без извёстки лучше, как мне кажется.
Родители уже ждали меня в аэропорту – добрались без приключений, паспортный контроль был быстрым, никто не проверял наличие средств на проживание в Европе или там бронирование гостиниц (хотя при отъезде этим пугали). Возможно, подобная практика существует на границе, где народ едет на машине или автобусе – не знаю.
Что ж, пошли на автобус, чтобы добраться до вокзала. И тут неожиданность – автомат для продажи билетов не работает. Альтернативы ему просто нет – в аэропорту билеты на общественный транспорт не продаются. Столкнулся с подобным нонсенсом в первый раз – во многих других местах Европы вариантов покупки билетов на транспорт было существенно больше, и всегда был вариант купить билет где-нибудь у человека. Ну и что делать? Ситуация ненавязчиво намекала на то, что хорошо бы взять такси. Но я разозлился – что за фигня, в Европе мы или нет? Сели на автобус, и я начал интересоваться у людей, может ли кто-нибудь продать мне билеты. Ни у кого не нашлось, но и водитель нас тоже не высадил, и до вокзала доехали без приключений.
За время поездки о поляках у меня сложилось в целом очень хорошее впечатление. Народ в автобусе вёл себя вежливо-предупредительно, и подобное же отношение было в целом везде. Кроме того, не могу не отметить, что у поляков хорошее чувство юмора, которое проявляется, в том числе, и в оформлении уличных вывесок, магазинов, рекламных плакатов и даже местных памятников.
Добрались до вокзала, тут-то и начались приключения (а мы уже расслабились…). Но сначала коротко о польских железных дорогах. Здесь есть несколько компаний, и бывает так, что в одном и том же направлении едут поезда разных компаний. Билеты некоторых компаний, как я понял, взаимозаменяемы, но полностью разобраться в этой системе у меня не было времени. Я пришёл в кассу и объяснил кассирше, что мне нужны два обычных взрослых билета и один на инвалида. Кассиршу переклинило – вот не знаю, почему ей было трудно меня понять, она всё переспрашивала «Два обычных? Два на инвалида?» Я повторил во второй, в третий раз, наконец она вроде бы поняла и дала мне билеты (а я не удосужился проверить, и это было ошибкой). Потом я посмотрел на большое табло с расписанием, но на нём были, разумеется, только конечные пункты поездов, которые мне ничего не говорили. Пошёл в справочное бюро, говорю, так и так, надо мне до Ополя, откуда отходит поезд? Мне не только объяснили, но и написали на билете и номер поезда, и номер платформы. Мы пошли в коридор, который вёл к платформам – к ним можно было подняться и по ступенькам, и на лифтах. Мы обрадовались и расслабились – и как оказалось, зря.
На платформах были информационные табло, но большая часть этих табло не работала. Время от времени что-то объявляли, но поскольку, как я уже отметил, конечные пункты этих поездов мне ничего не говорили, понять и переварить эту информацию мне было трудно – считайте, невозможно. На платформе ждём, а нужного поезда всё нет и нет, вот уже и время подошло. Вдруг мама замечает, что поезд, в голове которого вроде бы виден наш номер, отъезжает совсем с другой платформы.
Я спускаюсь к справочному бюро и, стараясь сохранять вежливость, спрашиваю, почему же Вы, барышня, послали меня туда, где поезда не было? Ой, не знаю, наверное, в последний момент поменяли платформу, Вы разве не слышали? Нет, говорю, слышал, но не понял и понять не мог, а вот почему у Вас этого на табло нет? Вот же у вас большое табло в холле, хоть бы там обозначали. Ну не успели, говорит барышня.
Разговор, к слову, был на ломаном польском. В Польше мне часто приходилось сталкиваться с тем, что обслуживающий персонал на крупных транспортных узлах - вокзалы и автовокзалы - не привык, что их спрашивают на ином языке, кроме польского, и большей частью не владел английским. А как же приезжие из остальных стран Европы, я уж не говорю - из остального мира? Тем более, Вроцлав оказался довольно красивым и интересным городом (как я выяснил потом), и явно привлекал к себе туристов. Как же вы общаетесь с туристами, думал я? Ведь туризм – это для неместных в первую очередь, а не для местных, поляки-то не столько по историческим городам своей страны ездят, сколько, например, в Хорватию.
Барышня даёт мне информацию ещё об одном поезде. Но я, чтобы подстраховаться, иду в другое окошко, и там мне говорят, что будет ещё и другой поезд, пораньше, с другой платформы. На ту мы и идём, но я периодически бегаю свериться с большим табло в зале вокзала, поскольку на платформе табло не работают, а нужного поезда всё нет и нет.
«Тот, что раньше», так и не приходит (и судя из белиберды, который мы вроде бы разобрали из объявлений по громкоговорителю, задерживается). Зато по какому-то счастливому совпадению мама замечает на соседней платформе нужный – и тот отправится через несколько минут. Вам когда-нибудь приходилось бегать с человеком в кресле-каталке и несколькими чемоданами между перронами? Вот не дай вам Бог. Мы добежали буквально за полминуты до отправления.
Ещё один сюрприз выяснился, когда пришла контролёрша – нам продали билеты только на двух взрослых. Я объяснил ситуацию ей, она отнеслась с пониманием и продала нам недостающий билет.
На вокзале в Ополе – какое счастье – мы обнаружили лифты. Но где-то – сейчас уже сложно вспомнить – нам пришлось поднапрячься, чтобы до лифта добраться. На выходе из вокзала нас ждали наши родственники с машиной, которые довезли нас до дома.
Дом был многоэтажным, поздней социалистической постройки – и без лифта. Но на ближайшие несколько дней с подъёмом наверх и спуском вниз как-то справились (как я уже писал в первой теме, папа был не совсем немобильный, ходить мог, только уставал). Вот если бы он совсем не ходил – вот это была бы огромная проблема. Но может быть, о подобном опыте расскажет кто-то другой. Мы в тот момент были просто рады, что наконец добрались до родственников, и теперь могли общаться живьём, а не по скайпу или фейсбуку.
(продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.