Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Впечатления и отчёты о посещении нескольких стран за одну поездку

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #1

Сообщение Митридат » 01 сен 2019, 05:54

Предыстория
Подавляющее большинство путешествий, описанных на форуме, рассказывают про обычных людей, мобильность которых мало что ограничивает. Понятно, что на планирование поездки влияют такие факторы, как наличие и возраст детей, длительность отпуска и т.п. Однако у меня был особый случай. Я хотел показать небольшой кусок центрально-восточной Европы своим родителям, довольно пожилым (за 70). Всю жизнь мои родители были людьми выносливыми, ходили в сложные турпоходы, но старость – не радость; несколько лет назад из-за болезни кровеносных сосудов отцу отняли ногу и поставили вместо неё протез. Таким образом, ходить он мог, но быстро уставал. Мама, в силу возраста, тоже бегать уже не могла.

В результате получилась совершенно особая поездка, где на популярные туристические места мне пришлось смотреть глазами человека с особыми потребностями – то есть, проще говоря, глазами инвалида в кресле-каталке. Думаю, что мой опыт пригодится и другим путешественникам.

8 лет назад я с семьёй уехал в Канаду, из-за чего возможностей увидеться с родителями было не так-то и много – во-первых, сказывался фактор высокой стоимости перелёта туда-обратно, да и время на длинный отпуск надо было накопить. Последний раз я был у них в Киеве 2 года назад, заодно удалось (благодаря помощи двоюродного брата) объехать вместе с ними ещё несколько городов Украины. Но об этом, может быть, в другой раз.

Если по бывшему Союзу мои родители попутешествовали немало, то зарубежье они, считай, почти и не видели. Лет 15 назад им удалось несколько дней поездить по Польше (Гданьск, Сопот, Варшава, Краков), а ещё раньше у отца была очень короткая, на пару дней, командировка в Гамбург на техническую выставку.

Поэтому ещё год назад, когда мы с женой стали планировать поездку в Европу на три недели летом 2019 года, то решили, что часть поездки проведём вместе, а часть – разделимся и повидаем каждый своих родственников (мои в Украине, её в России), а потом снова встретимся в Европе и ещё поездим вместе. Пообсуждав разные варианты, в том числе с самолётными ценами, в результате остановились на Праге как основном пункте пребывания, откуда мы будем выезжать в другие европейские города, потом совершим поездки к родственникам дней на 8-9, потом опять вернёмся в Прагу, ещё попутешествуем и вернёмся в Канаду. Причина банальна и общеизвестна: покупать самолётные билеты туда-обратно в Прагу и из Праги было более экономным вариантом, чем прокладывать маршрут без возвратных билетов.

И тут я решил: не стоит ли пригласить своих родителей в Европу, вместо того, чтобы ехать к ним? Тогда на них бы легла только проблема добраться в аэропорт в Киеве и оттуда долететь до места назначения, а уж там я бы их встретил и сопровождал всю дорогу. По поводу маршрута у меня были только общие представления. Во-первых, обязательно Прага, поскольку там они встретятся с моей семьёй. Во-вторых, хотелось по ходу заехать в Ополе, на юг Польши, где живёт и преподаёт в местном университете моя двоюродная сестра – давно с ней не виделся. По поводу остальных пунктов пока говорить было рано – нужно было принципиальное согласие родителей.

Как говорится, звёзды сложились удачно. Во-первых, двоюродная сестра отнеслась к предложению с энтузиазмом и предложила переночевать у неё несколько дней. Во-вторых, родители, сначала отнесясь скептически, поразмыслили (я старался не нажимать, но подбрасывал варианты к размышлению), и в конце концов решили, что отец арендует кресло-каталку, ну а дальше зависело от того, насколько справлюсь я сам – с организацией поездки и с сопровождением по ходу.
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #2

Сообщение Митридат » 01 сен 2019, 05:56

Подготовка
Где-то с марта по июнь стали вырисовываться уже конкретные детали поездки и места, через которые предстояло проехать. Ясно было, что слишком долгие и частые переезды будут для них утомительными, поэтому планировал по принципу – лучше меньше, да лучше. Ключевых пунктов было два – Ополе (у моих родственников в Польше) и Прага (последние несколько дней перед вылетом).

Напрямую в Ополе самолёты из Киева не летали, но были очень недорогие авиарейсы через Вроцлав и Краков. Поскольку Вроцлав был существенно ближе к Ополю, выбрали этот вариант.

Из Вроцлава до Ополя можно было добраться на фликсбасе и на поезде. По ходу оказалось, что фликсбас в Польше чрезвычайно дёшев, особенно если заказывать за 2-3 месяца. Альтернативой были поезда – в Польше чрезвычайно развитая, хотя и запутанная, железнодорожная сеть, позволяющая добраться откуда и куда угодно. Упустил поезд? Не беда, следующий через час-полтора-два, и билет на него, скорее всего, тоже будет действителен (если это та же ж.д. компания). Цены на поезда были примерно раза в 2-3 дороже фликсбаса (это если брать фликсбас по предоплате – если ближе ко дню поездки, то разница в цене была несущественной).

Поскольку в Ополе предстояло провести несколько дней, я рассматривал варианты, куда можно было бы съездить на несколько часов – полюбоваться на местные красоты, замок там, или ещё что-то. Связывать родственников не хотелось – я смотрел варианты, куда можно было бы добраться на поезде. В качестве запасного варианта я рассматривал Блаблакар, но меня напрягло то, что подходящие комбинации на Блаблакаре были очень и очень маловероятными – скажем, в нужный мне город целая толпа ехала вечером, а вот утром – никого, и выехать оттуда тоже было затруднительно.

Далее, из Ополя предстояло ехать в Прагу. Что там у нас по пути? Увы, оказалось, что хотя на карте по прямой они находились относительно недалеко друг от друга, все возможные маршруты шли по очень выгнутой кривой, и часто проходили через совершенно неинтересные места.

Относительно близко к Ополю находится интересный туристический город Клодзко, почти на границе с Чехией. Помимо интересного исторического центра, там была крепость и парк «Европа в миниатюре». Увы, маршруты через него были очень неудобными. С большим сожалением, от него пришлось отказаться.

Пришёл к выводу, что из Ополя в Прагу надо ехать через Вроцлав, из Вроцлава в Дрезден, из Дрездена в Прагу. Но от Вроцлава до Дрездена дорога тоже длинная и утомительная, значит, нужен промежуточный остановочный пункт. Я выбирал между Легницей и Гёрлицем – выбрал последний, и считаю, что не прогадал.

Далее оказалось, что из Праги бюджетных авиарейсов в Киев не было – зато были из Вены. Я переживал, как родители смогут провести время в Вене без меня и без знания языка – но оказалось, что зря переживал, об этом ниже.

Большую часть маршрутов я заказал на Фликсбасе. Суммы были совершенно смешные. Скажем, в один из дней я оставил родителей в Ополе с родственниками и съездил в Краков – билет по предоплате в одну сторону обошёлся в 3.5 евро, то есть 7 евро туда и обратно.

Из Дрездена в Прагу и из Праги в Вену я заказал билеты на поезд, однако на разных сайтах. 4-часовая поездка из Праги в Вену – на сайте Австрийских ЖД (OBB; если покупать более чем за 2 месяца и без зарезервированного места, то получилось по 24 евро на человека в вагоне первого класса). 2-часовая поездка из Дрездена в Прагу – на ж.д. агрегаторе (получилось порядка 15 евро на человека, но уже не в первом классе, а в обычном вагоне), то есть получается, что по Германии ездить дороже.

Помимо транспорта, надо было зарезервировать жильё – гостиницы и апартаменты. Оглядываясь назад, я бы кое-что пересмотрел, но увы – как получилось, так получилось. Больше всего негативного опыта в этом плане оказалось в Праге, о чём ниже. Резервировал через booking.com

Ещё один момент – связь в поездке. Я долго думал над тем, стоит ли покупать в Европе сим-карточки (роуминг для канадских телефонов был непозволительно дорогим). В результате они оказались совершенно не нужны – вайфай был во многих местах (кафе, рестораны, междугородные автобусы и поезда, музеи, вокзалы, а в Праге – даже некоторые трамвайные остановки), а для связи голосом, с разным успехом, использовал Скайп, Viber, Whattsup.
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #3

Сообщение Митридат » 01 сен 2019, 06:09

Нереализованные и неожиданные возможности
Был и ещё один момент, напрямую не связанный с удобствами.

В любой поездке рано или поздно надоедает просто так смотреть на местные красоты, и хочется с кем-то пообщаться и обменяться впечатлениями. Я, в силу интровертного характера, не мастер завязывать знакомства. Я пробовал изучать сайты и фейсбук-группы на темы попутчиков в путешествиях или популярных мест встречи в разных городах, в некоторых задавал вопросы (и даже, помню, на форуме Винского открывал тему). Тем более, что в Оттаве, где я живу, такие места встречи есть. Но увы – для родителей подобные варианты общения найти не удалось, а мне самому удалось интересно пообщаться с местными в Ополе и Кракове.

Зато неожиданно оказалось полезным моё хобби – коллекционирование. Мне удалось встретиться с коллекционерами в нескольких городах, причём одна из этих встреч (в Дрездене) сыграла огромную роль в нашей поездке – мой недавний знакомый, с которым я до того только общался по Интернету, неожиданно сам предложил прокатить нас по родному городу, обо всём рассказать и показать всё интересное. Я сначала пытался вежливо отказаться и честно рассказал о том, что с моими родителями передвигаться непросто – но мой знакомый, узнав о том, что я ещё и с родителями, тем более загорелся помочь, и в результате мы увидели намного больше того, чем ожидали.

(продолжение и фотографии следуют)
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #4

Сообщение Митридат » 01 сен 2019, 06:46

Критерии удобства

Теперь самое время перечислить критерии удобства для поездки с человеком в кресле-каталке.

1. Дороги: наличие съездов-заездов при переходе дороги (с тротуара на проезжую часть и наоборот), дорожное покрытие (от лучшего к худшему: асфальт, плитка, грунт или мелкое каменное покрытие, брусчатка).

2. Ландшафт: гористый или равнинный, доступность отдельных объектов только по ступенькам (совсем плохо) или на эскалаторе (хреново, но с посторонней помощью иногда воспользоваться можно). Наличие препятствий на дорогах (например, в Праге имеют дурную привычку выставлять баки с мусором прямо на тротуар; обычный прохожий их обойдёт, а вот объехать на коляске получится не везде, особенно если это узкий тротуар где-нибудь в Карлине).

3. Гостиницы и съёмное жильё (апартаменты): наличие лифтов, пандусов при заезде на коляске в здание, при отсутствии лифтов – доступность жилья на 1-м этаже.

4. Транспорт: удобство входа-выхода в транспорт, наличие мест для инвалидов и пространства, где можно поставить коляску, лифтов для перехода на станции и между станциями.

5. Визуальное удобство: возможность сориентироваться по положению (расположение в удобных местах карт, информационных табло, расписаний).

6. Общая предупредительность местного населения к инвалидам.

7. Интернациональность города: насколько обслуживающий персонал, а также местное население, владеет каким-либо языком, кроме местного (хотя бы английским, а в восточной Европе можно рассчитывать и на владение русским). На сходство местного языка с родным рассчитывать лучше не надо.

Задним числом можно оценить по 5-бальной шкале удобство для поездки с креслом-каталкой городов, где я побывал во время этой поездки (подробности будут дальше в теме).

5 – город удобен настолько, что человек в каталке сможетпутешествовать самостоятельно (а также приехать в него и выехать из него).

Идеальных в этом плане городов в принципе не бывает. В самом удобном городе найдутся места со ступеньками или крутыми спусками, на которые придётся бросить печальный взгляд и объехать стороной. Тем не менее, с известными оговорками, из нашей поездки к таким можно отнести Вену. Также сюда бы я отнёс Оттаву, где я сейчас живу.

4 – город очень хорошо приспособлен к каталкам в принципе. Но в ряде мест, популярных среди туристов, человек без помощи, скорее всего, не обойдётся.

К таким я бы отнёс Дрезден – в основном из-за крупных участков с брусчаткой в историческом центре. И дрезденский Цвингер (где галерея старых мастеров) некоторыми мелочами в этом плане меня тоже скорее неприятно удивил. Краков, Вроцлав и Ополе в Польше тоже вполне заслуживают твёрдую четвёрку (Вроцлав – возможно, с минусом). Вообще у меня сложилось впечатление, что Польша в целом относится к проблеме доступности для инвалидов ответственно, хотя и не всегда комплексно.
Берлину, поразмыслив, я тоже поставил четвёрку, хотя и с большим плюсом.

3 – власти явно стараются приспособить город для передвижения инвалидов, но решения либо не комплексные, либо не до конца реализованные. Без сопровождающих по таким городам не стоит и пробовать передвигаться.

Эту оценку заслужила Прага – да и, пожалуй, Чехия в целом, судя по тому, что я видел. А также Гёрлиц - в целом очень симпатичный и интересный город, который стоит хоть раз увидеть. Более удобный пражский транспорт добавил бы Праге плюс ( в Гёрлице без такси туристу делать нечего), но толпы туристов, создающие заторы на пешеходных дорогах в самых неподходящих местах, этот плюс отнимают.

2 – инвалид выживет, если вокруг – друзья и добрые люди. Но в целом городская инфраструктура к инвалиду не то чтобы недружественна, но скорее безразлична.

Сюда бы я отнёс родной Киев.

1 – место, в принципе не предназначенное для инвалидов. То есть само по себе интересное, но слишком много препятствий в виде, например, ступенек.

0 - плохое место. Ну, в такие я обычно не езжу.

После такого долгого вступления можно уже перейти и к конкретным деталям поездки, и фотографии показать.
Последний раз редактировалось Митридат 01 сен 2019, 18:11, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #5

Сообщение Митридат » 01 сен 2019, 07:12

Карта поездки:

map.jpg


Вроцлав-Ополе (с короткой поездкой в Мошну)-Вроцлав-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена

На карту не попали города, где я во время поездки путешествовал отдельно от родителей, а следовательно, проблемы путешествия с креслом-каталкой испытать на себе не мог - разве что теоретически.

Время поездки - с 31 июля по 12 августа 2019 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Митридат 01 сен 2019, 23:49, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #6

Сообщение Митридат » 01 сен 2019, 17:47

Вставка: Берлин

Итак, 30 июля. Жена с сыном летят из Праги в одну сторону, я в тот же день еду в другую, на встречу с родителями. Фликсбасом добрался до Дрездена, оттуда поездом до Берлина, где переночевал, и на следующее утро фликсбасом же выехал во Вроцлав, куда днём прилетал самолёт с родителями.

Меня спросят, зачем такие сложности, почему Берлин. Практической необходимости в крюке не было, просто давным-давно в этом городе не был и захотел посмотреть, как он выглядит сейчас, а стоимость удлинения пути (вместо прямого пути из Дрездена во Вроцлав с ночевкой где-нибудь в Польше) была всего-то порядка 15 лишних евро.
Думая о предстоящей встрече с родителями, я невольно смотрел на Берлин под этим же углом – как бы здесь чувствовал себя человек с креслом-каталкой?). Лифты были на всех станциях наземного и подземного метро. Тем не менее, в метро были неудобства другого рода. Во-первых, разница уровней между поездом и платформой:
(фото)

Тут человек без посторонней помощи никак не обойдётся, причём действовать надо быстро (а надо ещё рукой дёрнуть за ручку, чтобы открыть дверь на вход-выход).
В берлинском метро (весьма спартанском – примерно как в Нью-Йорке) было и ещё одно неудобство, причём не только для инвалидов, а вообще для любого, кто в городе раньше не бывал и не имеет достаточно времени, чтобы разобраться в хитросплетениях местных маршрутов. Сеть маршрутов – очень сложная и запутанная, но проблема не в этом.

Представьте, что Вы находитесь на станции, и на ней на табличках видно, что с одной стороны прибывает поезд до какого-нибудь Ной-Кляйн-Швайнехундебурга, а с другой до Гросс-Альт-Штакеншнайдерберга. Вы можете прекрасно говорить по-немецки (я сам свой уровень оцениваю как весьма недурственный), но это Вам не поможет, потому что эти конечные пункты Вам, как неместному, ничего не говорят – это во-первых, а во-вторых, с каждой стороны могут ходить поезда нескольких разных линий. Вы пытаетесь понять, куда идёт этот поезд и где придётся пересаживаться… Опа! А где схема? А схема может находиться в весьма труднодоступном месте. Например, где-то высоко, почти на потолке – откуда и не разглядишь названия станций, не говоря уж о том, что в них сориентироваться. Вторая схема расположена где-нибудь в самом центре платформы – но при этом, пока ты шаришь глазами по этой схеме, тебе одновременно не удаётся захватить взглядом табло с направлениями прибывающих поездов – приходится несколько раз бегать то к табло, то к схеме, пытаясь при этом не упустить незнакомые названия из памяти.

Мне кажется, даже Нью-Йоркское метро, к которому у меня тоже отношение прохладное, всё-таки более дружелюбно к пассажирам, чем в Берлине. Разумеется, если человек живёт в Берлине долго и к этим маршрутам привыкает, то ему, наоборот, оно кажется весьма удобным, так как покрывает разные городские районы примерно равномерно. Но с точки зрения того, кто в Берлине оказался случайно и ненадолго, местное метро – это ад в плане ориентирования. Уж проще на такси.

Утром я сел на фликсбас и через четыре с мелочью часа уже был во Вроцлаве на главном вокзале.
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #7

Сообщение Митридат » 01 сен 2019, 22:51

Две берлинских фотографии, которые не присоединились к предыдущему посту: лифты в метро и разница уровней между поездом и платформой.
berlin-1.jpg

berlin-2.jpg


Вроцлав-1

Примерно в 14:30 фликсбас привёз меня на площадь у Главного вокзала во Вроцлаве. Оглядевшись вокруг, я быстро нашёл остановку автобуса, который ехал в аэропорт. Дорога вокруг вокзала мне скорее понравилась – я отметил для себя, что вокруг были крупная плитка или асфальт, а на пешеходных переходах тротуар снижался и плавно переходил в дорогу. Это было немаловажно – после встречи в аэропорту мне предстояло привезти родителей обратно на вокзал, и оттуда поездом поехать в Ополе.

Подъехал автобус. Отметил, что дно у автобуса было низким, а передний вход был оборудован приспособлением для инвалидов. Надо было купить билеты. Автомат стоял прямо у остановки, я купил одиночный билет до аэропорта. Билеты на дорогу из аэропорта купить не догадался – как потом оказалось, это было ошибкой. Билет надо компостировать при входе в автобус – это общеевропейская практика. Билеты бывают разовые, на определённое время и на несколько суток, и когда контролёр проверяет билет, то он смотрит на дату и время компостирования, чтобы сверить её со сроком действия билета.

Пока ехал в аэропорт, увидел, что в автобусе тоже есть автомат для продажи билетов. Но в отличие от автомата на остановке, он не продавал бумажные билеты, а только позволял зачислять средства на вроцлавскую транспортную электронную карточку (которой у меня, разумеется, не было). Сам водитель денег не принимал и билеты не продавал.

Лирическое отступление.

Из окна автобуса наблюдал Вроцлав, но не фотографировал – всё равно получилось бы плохо, а нам ещё предстояло вернуться в город 4 августа и посмотреть его уже более обстоятельно. Но город произвёл на меня хорошее впечатление. Сначала ехали мимо исторической части – с одной стороны вычурные здания конца 19 века, с другой – явно более старинная, с краснокирпичными стенами и рвом. Потом автобус выехал в городскую застройку относительно недавнего времени (вроде бы поздний социализм, хотя не ручаюсь), и мне бросилось в глаза, насколько всё же дома выглядят ярче и веселее по сравнению с советскими, да даже и постсоветской массовой застройкой. В то же время, заметил, что проживая в Канаде, отвык от привычного для Европы многоэтажного ландшафта городов. С Канадой сравнивать было бы не совсем корректно - у нас подавляющая часть домов одно-двухэтажные, в крайнем случае ряды таунхаусов, а высотки обычно стоят кучно по несколько штук – это либо не самые богатые районы, либо кондоминиумы. У нас в Канаде есть другая крайность – почти отсутствует «золотая середина» между двухэтажными и многоэтажными высотками, что-нибудь красивое и уютное на 3-4 этажа небольшого размера – дома в таком формате, это обычно или для пенсионеров, или где-нибудь в Квебеке, которому законы и традиции англоязычного мира не указ.

Постепенно, приближаясь к аэропорту, автобус въехал и в район частных домиков. Но пейзаж опять был не совсем канадским. Во-первых, в отличие от Канады, все частные дома были обнесены заборами. Во-вторых, по европейской привычке, многие дома были покрыты известью и покрашены, что для Канады скорее аномалия – красный кирпич или камень никакой извёсткой у нас не покрывают, они и так красивые сами по себе как материал. Ну и кроме того, на некоторых домах извёстка частично облупилась, а хозяевам, видимо, было недосуг или не по карману обновить известковое покрытие. В общем, без извёстки лучше, как мне кажется.

Родители уже ждали меня в аэропорту – добрались без приключений, паспортный контроль был быстрым, никто не проверял наличие средств на проживание в Европе или там бронирование гостиниц (хотя при отъезде этим пугали). Возможно, подобная практика существует на границе, где народ едет на машине или автобусе – не знаю.

Что ж, пошли на автобус, чтобы добраться до вокзала. И тут неожиданность – автомат для продажи билетов не работает. Альтернативы ему просто нет – в аэропорту билеты на общественный транспорт не продаются. Столкнулся с подобным нонсенсом в первый раз – во многих других местах Европы вариантов покупки билетов на транспорт было существенно больше, и всегда был вариант купить билет где-нибудь у человека. Ну и что делать? Ситуация ненавязчиво намекала на то, что хорошо бы взять такси. Но я разозлился – что за фигня, в Европе мы или нет? Сели на автобус, и я начал интересоваться у людей, может ли кто-нибудь продать мне билеты. Ни у кого не нашлось, но и водитель нас тоже не высадил, и до вокзала доехали без приключений.

За время поездки о поляках у меня сложилось в целом очень хорошее впечатление. Народ в автобусе вёл себя вежливо-предупредительно, и подобное же отношение было в целом везде. Кроме того, не могу не отметить, что у поляков хорошее чувство юмора, которое проявляется, в том числе, и в оформлении уличных вывесок, магазинов, рекламных плакатов и даже местных памятников.

Добрались до вокзала, тут-то и начались приключения (а мы уже расслабились…). Но сначала коротко о польских железных дорогах. Здесь есть несколько компаний, и бывает так, что в одном и том же направлении едут поезда разных компаний. Билеты некоторых компаний, как я понял, взаимозаменяемы, но полностью разобраться в этой системе у меня не было времени. Я пришёл в кассу и объяснил кассирше, что мне нужны два обычных взрослых билета и один на инвалида. Кассиршу переклинило – вот не знаю, почему ей было трудно меня понять, она всё переспрашивала «Два обычных? Два на инвалида?» Я повторил во второй, в третий раз, наконец она вроде бы поняла и дала мне билеты (а я не удосужился проверить, и это было ошибкой). Потом я посмотрел на большое табло с расписанием, но на нём были, разумеется, только конечные пункты поездов, которые мне ничего не говорили. Пошёл в справочное бюро, говорю, так и так, надо мне до Ополя, откуда отходит поезд? Мне не только объяснили, но и написали на билете и номер поезда, и номер платформы. Мы пошли в коридор, который вёл к платформам – к ним можно было подняться и по ступенькам, и на лифтах. Мы обрадовались и расслабились – и как оказалось, зря.

На платформах были информационные табло, но большая часть этих табло не работала. Время от времени что-то объявляли, но поскольку, как я уже отметил, конечные пункты этих поездов мне ничего не говорили, понять и переварить эту информацию мне было трудно – считайте, невозможно. На платформе ждём, а нужного поезда всё нет и нет, вот уже и время подошло. Вдруг мама замечает, что поезд, в голове которого вроде бы виден наш номер, отъезжает совсем с другой платформы.

Я спускаюсь к справочному бюро и, стараясь сохранять вежливость, спрашиваю, почему же Вы, барышня, послали меня туда, где поезда не было? Ой, не знаю, наверное, в последний момент поменяли платформу, Вы разве не слышали? Нет, говорю, слышал, но не понял и понять не мог, а вот почему у Вас этого на табло нет? Вот же у вас большое табло в холле, хоть бы там обозначали. Ну не успели, говорит барышня.

Разговор, к слову, был на ломаном польском. В Польше мне часто приходилось сталкиваться с тем, что обслуживающий персонал на крупных транспортных узлах - вокзалы и автовокзалы - не привык, что их спрашивают на ином языке, кроме польского, и большей частью не владел английским. А как же приезжие из остальных стран Европы, я уж не говорю - из остального мира? Тем более, Вроцлав оказался довольно красивым и интересным городом (как я выяснил потом), и явно привлекал к себе туристов. Как же вы общаетесь с туристами, думал я? Ведь туризм – это для неместных в первую очередь, а не для местных, поляки-то не столько по историческим городам своей страны ездят, сколько, например, в Хорватию.

Барышня даёт мне информацию ещё об одном поезде. Но я, чтобы подстраховаться, иду в другое окошко, и там мне говорят, что будет ещё и другой поезд, пораньше, с другой платформы. На ту мы и идём, но я периодически бегаю свериться с большим табло в зале вокзала, поскольку на платформе табло не работают, а нужного поезда всё нет и нет.
«Тот, что раньше», так и не приходит (и судя из белиберды, который мы вроде бы разобрали из объявлений по громкоговорителю, задерживается). Зато по какому-то счастливому совпадению мама замечает на соседней платформе нужный – и тот отправится через несколько минут. Вам когда-нибудь приходилось бегать с человеком в кресле-каталке и несколькими чемоданами между перронами? Вот не дай вам Бог. Мы добежали буквально за полминуты до отправления.

Ещё один сюрприз выяснился, когда пришла контролёрша – нам продали билеты только на двух взрослых. Я объяснил ситуацию ей, она отнеслась с пониманием и продала нам недостающий билет.

На вокзале в Ополе – какое счастье – мы обнаружили лифты. Но где-то – сейчас уже сложно вспомнить – нам пришлось поднапрячься, чтобы до лифта добраться. На выходе из вокзала нас ждали наши родственники с машиной, которые довезли нас до дома.

Дом был многоэтажным, поздней социалистической постройки – и без лифта. Но на ближайшие несколько дней с подъёмом наверх и спуском вниз как-то справились (как я уже писал в первой теме, папа был не совсем немобильный, ходить мог, только уставал). Вот если бы он совсем не ходил – вот это была бы огромная проблема. Но может быть, о подобном опыте расскажет кто-то другой. Мы в тот момент были просто рады, что наконец добрались до родственников, и теперь могли общаться живьём, а не по скайпу или фейсбуку.
(продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #8

Сообщение Митридат » 02 сен 2019, 00:04

Фотографии к предыдущему посту - вокзал во Вроцлаве. Вид снаружи и неработающие табло на платформах.
wroclaw-dworzec-1.jpg

wroclaw-dworzec-2.jpg

Не понимаю почему, но форуму не нравятся мои ссылки на яндекс-диск или гугл-диск. А добавлять в пост можно не больше двух фотографий. Буду благодарен за полезный совет (можно личным сообщением).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Митридат 02 сен 2019, 00:12, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #9

Сообщение oleg_nsk » 02 сен 2019, 00:12

То, что вывезли родителей посмотреть Европу вам в карму +1000, но зачем такие сложности с логистикой - взять в аренду авто и провезти по желаемому маршруту гораздо комфортней ( особенно для ограниченно мобильных), чем не понятные автобусы поезда и т.п., кресло-каталка, если это не электрический скутер легко войдёт в багажник.
oleg_nsk
почетный путешественник
 
Сообщения: 2452
Регистрация: 04.03.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 110 раз.
Поблагодарили: 289 раз.
Возраст: 59
Страны: 45
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #10

Сообщение Митридат » 02 сен 2019, 00:25

То, что вывезли родителей посмотреть Европу вам в карму +1000, но зачем такие сложности с логистикой - взять в аренду авто и провезти по желаемому маршруту гораздо комфортней ( особенно для ограниченно мобильных), чем не понятные автобусы поезда и т.п., кресло-каталка, если это не электрический скутер легко войдёт в багажник.

Может быть, в другой раз так и пришлось бы сделать. Но во-первых, в той же Праге, которая была заметной частью нашего маршрута, по историческим местам на автомобиле не поездишь в принципе (если Вы там бывали, то поймёте, о чём я). В тех немногих случаях, когда нужно было перемещаться на очень дальние расстояния, вагон первого класса был более удобной и экономичной опцией, чем автомобиль. В некоторых местах на автомобиле нас возили родственники или знакомые. А иногда автомобиль был невозможен в принципе. Вот, к примеру, на последнем этапе родителям предстояло добраться в Вену уже без меня. Какая тут аренда автомобиля? Только поезд, а в аэропорт - такси.

Во-вторых, основные неудобства были связаны вовсе не с транспортом, а с домами, подходами, межуровневыми переходами. Допустим, остановил машину в нескольких стах метрах от достопримечательности, а добираться к ней всё равно по брусчатке. Или в музее, допустим, на входе - пандус для заезда каталки (ага, раскатали губу), а вошли - и оказывается, что в кассу и к туалетам (прошу прощения за подробность) спуститься надо всё равно по ступенькам. Но на входе пандус виден всем, и наверняка перед какой-то инспекцией отчитались. Это, если что, я про вход в Галерею старых мастеров Дрездена.
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #11

Сообщение Митридат » 09 сен 2019, 05:19

Ополе, 1-3 августа

Ополе – на мой взгляд, город, недооценённый туристскими справочниками. Ясное дело, что в городе есть свои районы многоэтажной застройки социалистических и постсоциалистических времён, но мне их увидеть не довелось – мы жили на острове Пасека, старинном жилом районе в двух шагах от исторического центра. Район выглядит особенно романтично во время ночных прогулок – тут впору приключенческие фильмы снимать. По обеим сторонам от острова – набережная Одры с изящными маленькими мостиками, в южной части острова – парк. Южнее парка находится мост через Одру – за ним ландшафтный парк, по которому бегают серны (олени рыжеватого цвета), а дальше – зоопарк, весьма крупный для города далеко не столичных масштабов. На востоке острова – мост, украшенный жёлто-голубыми ленточками, только это цвета не Украины, а города Ополе и Опольского воеводства (и флаги тех же цветов неоднократно встречаются в городе).
Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)
В северной части Пасеки – другой мост, который ведёт прямо в исторический центр, где остатки средневековой крепости и рыночная площадь с ратушей.

Прогулку несколько затрудняло то, что кресло-каталку приходилось вести по мостовой с довольно крупными булыжниками, только изредка попадалась плитка. Но каких-то заметных препятствий по дороге я не встречал.

Вывески по дороге порадовали польским юмором. Например, ресторан прямо рядом с ратушей назывался «Министерство водки и селёдки». Что ж, прямо и со вкусом.
Последний раз редактировалось Митридат 09 сен 2019, 20:44, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #12

Сообщение Митридат » 09 сен 2019, 05:21

Благодаря нашим родственникам, время в Ополе мы провели очень хорошо. В субботу и воскресенье, к тому же, в центральной части города начались празднества (видимо, день города или что-то в этом роде), так что увидели и костюмированное шествие, и канатоходца, идущего над площадью к шпилю ратуши,
Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)
и цветные фонтаны, и много чего ещё.
Хорошие воспоминания остались и о местной украинской общине (Павел, спасибо за организацию встречи!)
Последний раз редактировалось Митридат 09 сен 2019, 20:29, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #13

Сообщение Митридат » 09 сен 2019, 05:22

Мошна – 3 августа

В последний день перед отъездом родственники предложили нам прокатиться в замок Мошна поблизости от Ополя.

Тут надо рассказать небольшую предысторию. Западная часть Польши и восточная часть Германии почти тысячелетие были спорной территорией между немцами и славянами. Поначалу верх брали славяне, основавшие такие поселения, как Липск (Лейпциг), Дроздяны (Дрезден), Любек, Росток и т.п. Но потом удача повернулась лицом к немцам, потом опять к полякам, когда недолгое время Пруссия была вассалом Польского королевства, потом опять к немцам. Долго ли, коротко ли, но к началу 19 века вся западная часть Польши входила в состав Германской империи, а немецкие колонисты всюду основывали свои поселения, а славянские названия преобразовывались в немецкие – Ополе стал Опельном, Вроцлав – Бреслау, и т.п. Пока мы ехали к замку Мошна, по дороге то и дело попадались деревни с двойными названиями (на табличках за польским названием следовало немецкое, которое отличалось на букву-две).

Замок Мошна начали строить в 17 веке в стиле барокко. В конце 19 века его приобрела семья немецкого графа и магната, который в рекордные сроки пристроил к нему более крупную часть в стиле неоготики (нам она очень живо напомнила увиденные в Канаде и США замки местных миллионеров, тоже построенные на рубеже 19 и 20 веков – как, например, замок Болдт на одном из Тысячи островов между Канадой и США).
Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)
Замок Мошна благополучно пережил войну – его не бомбили и не поджигали – но пострадал изнутри, поскольку расквартированные в нём советские войска вывезли практически все предметы интерьера. Кое-что удалось восстановить в постсоциалистический период – например, украшения из резного дерева на потолке. Что-то заменили более дешёвыми аналогами – например, вместо старинной библиотеки в шкафах находятся современные книги, а вместо старинных картин – выполненные современными художниками и совершенно не примечательные;
Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)
а вот, скажем, в бывшей семейной церкви и посейчас голые стены.

Мы подъехали к замку и решили сначала устроить пикник, поэтому обошли со стороны озера. Потом, когда подошли к замку – выяснили, что всем туда сходить на экскурсию, увы, не получится – везде ступеньки. Подняться и зайти в замок – ещё полбеды, но внутри лифты отсутствуют, и придётся постоянно подниматься и спускаться (при этом одна из лестниц, ведущая в семейную церковь – довольно узкая). Поэтому отец остался внизу в кафе с родственниками, а мы с мамой пошли на экскурсию (заняла 1 час).
Последний раз редактировалось Митридат 09 сен 2019, 20:46, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)

Сообщение: #14

Сообщение Митридат » 09 сен 2019, 05:23

После экскурсии сестра предложила зайти в местный зверинец. «Как, и здесь зоопарк?» Он оказался совсем крошечным по сравнению с тем, что был в Ополе. Но тем не менее, тут были и олени,
Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)
и экзотическая мексиканская носуха.
Путешествие с креслом-каталкой (Вроцлав-Ополе-Мошна-Гёрлиц-Дрезден-Прага-Вена)
А дальше за зоопарком находились конюшни. Говорят, здесь показывают конные шоу, но мы дожидаться не стали.

Да, передвигаться от замка до зверинца и конюшен пришлось по песку с галькой. Но кресло-каталка эти препятствия преодолело.
Аватара пользователя
Митридат
участник
 
Сообщения: 68
Регистрация: 04.05.2008
Город: Оттава, Канада
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 49
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской




Список форумовЕВРОПА форумНесколько стран Европы за одну поездкуОтзывы о путешествиях по странам Европы (несколько за один раз)



Включить мобильный стиль