Вот такие неутешительные новости я узнал сегодня на сайте пиздеж. Меня эти новости не утешают на конкретную сумму - 2400 долларов США. И не только не утешает, но и убивает тот факт, что граждане РФ, со слов еще одного умного дядечки в этой статье, «законодательно не защищены от кражи денег с "пластика". Да если бы я знал все это заранее, да разве я ж сделал бы то, что сделал?! А сделал я следующую ошибку...
История проста. Я - гражданин России, десять лет проживающий в Бразилии (промодерировано - Rezoner)
Самое главное нарекание, которое я слышал от клиентов - трудно переводить деньги за услуги. PayPal еще не очень в ходу, а с российского банка в заграничный чтобы перевести деньги, нужно заполнить кучу справок и доказать почему заграничным буржуям деньги переводишь.
Я, как «клиентоориентированный» во время своего последнего визита в РФ, открыл счет в одном известном российском банке. Не буду говорить название, но читатель, знакомый с первой буквой греческого алфавита, сразу его узнает. А поскольку банк требует по любой мелочи обращаться в отделение (которых в Рио-де-Жанейро просто нет) я «на всякий пожарный» выписал банковскую доверенность моей маме с правом представлять меня в банке по любому случаю. Доверенность на год. Кто бы знал, что она мне понадобится гораздо раньше...
Получил временную карту и со спокойной совестью уехал в страну диких обезьян. В инвойсы добавил как способ оплаты - «перевод денег из одного российского банка в другой не менее российский». Через какое-то время мама получила основную карту (по доверенности) и отправила ее мне. Я, наученный приличными банками выбирать карты, за которые еще и мили начисляются, выбрал «Аэрофлот Бонус». Все дешевле из Бразилии в Старый Свет летать. На данный момент у меня 834 мили.Даже не знаю куда слетать на эти бонусы. На Луну или на Маркс, что посоветуете?
И тут потекли мои счастливые дни. Клиенты, все как один переводят деньги на «первую букву греческого алфавита». И им и мне удобно. На американский Bank of America переводят только американцы и жители республик СНГ, на бразильский Itau - местные клиенты. Все остальные в тот-самый-банк. Троллям сразу заявляю, что с 22 ноября 2004 действует Конвенция между Россией и Бразилией об устранении двойного налогообложения. Это так, к слову.
(Оффтоп убран - R)
Я бы не плакал, если бы меня «Греческий Первобуквенный Банк» не подвел бы.
Теперь к делу. Седьмого января я пытаюсь снять деньги с карты того-самого-банка и банкомат мне заявляет, что на ней недостаточно средств. Я смеюсь банкомату в табло, зная, что денег у меня там «золотые горы». Только стало не до смеха, когда я поплевал в табло еще паре банкоматов. Это замечательно, что у того-самого-банка есть специальное приложение для iPhone, называемое «...-Клик». Удобно, всем рекомендую. Заходишь в приложение, открываешь историю своего счета и обнаруживаешь на нем... - 1 доллар 32 цента. Это приложение удобно в первую очередь туристам. Вам не нужно обращаться в отделение банка, достаточно посмотреть в телефон и упасть в обморок в стране, в которой вы находитесь. Собственно, это единственное, что вы можете сделать. В странах Южной Америки ваш Банк вам помочь не сможет. Сперли деньги?....
На лицо факт мошенничества. В Бразилии это называют клонированием карты. Это значит, что ты засунул свою карту в банкомат, в котором установлено специальное устройство, способное считать номер твоей карты, даты и, главное - PIN-код. В России, как я выяснил только сейчас, это называется исконно русским словом «скимминг». Что сути дела не меняет.
В вопросах скимминга я не новичок. Один раз так украли деньги с английской карты HSBC, второй - с карты бразильского ITAU. Подкованы - знаем что делать. Первым делом звонить в call-центр с просьбой заблокировать карту. Позвонил, 10 минут ожидания - карту заблокировали. Вторым делом составить претензию на незаконные мошеннические действия к картами. Пятнадцать минут ожидания, затем «...-Банк, Елена, здравствуйте». Затем: «Минуту, я переведу Вас к нужному специалисту». Затем еще 10 этих ее «минут» и: «Пожалуйста обратитесь в ближайшее отделение нашего банка». И то, что я нахожусь в 9432 км (если верить «...-Клику») от ближайшего отделения, никого не волнует. Это еще везет туристам, которые тут проездом. Они вернутся к своим ближайшим отделениям и подадут претензию. Мне, чтобы подать претензию, пусть даже в Москве, нужно потратить сумму, равную украденным деньгам.
NB: Разговоры с операторами банка обошлись в 700 реалов (350 долларов) с учетом Skype.
Мама (по той самой доверенности), подала претензию. Вернее попыталась. Восьмого января. Ан нет! Банковские каникулы. И пока банковские «детишки» с этих каникул не вернутся, никто вашу заявку рассматривать не будет. Приходите, когда начнется «учебный год». Мама пришла 15 января. Претензию приняли и через 2 (два!) часа дали ответ: «По вашей претензии принято отрицательное решение». Молодец тот-самый-банк. За два часа проверил все транзакции в стране, которая находится в другом полушарии и принял решение.
Нужно отдать должное заведующей отделением. Она соизволила написать мне письмо. В ответ на ее email я отправил скриншот оспариваемых мною транзакций. И попросил обратить внимание на то, что с разницей в 20 минут, с ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ КАРТЫ сняли деньги в Рио-де-Жанейро и в Сан-Пауло. В двух городах, расстояние между которыми 480 километров. Я даже на самолете не успел бы смотаться туда и обратно.
«...-Банк» вежливо ответил: «Мы не можем принимать решения, основываясь только на регистрационных данных устройств, которые могут быть указаны некорректно (такое встречается довольно часто). Так же Банк не располагает сведениями о точном местонахождении клиента в момент совершения оспариваемых операций...» Безусловно во всем мире «устройства» ползают и перемещаются как им угодно. Это только в России они закреплены за определенными банками, фирмами, торговыми центрами. И только в России все банкоматы оснащены видеокамерами, которые способны запечатлеть лицо человека, совершаемого ту или иную транзакцию. То есть российские банки априори не хотят обращаться к банкам-эквайерам для того, чтобы расследовать мошеннические действия по картам. Ведь в российском законодательстве такой статьи нет. А на нет, и суда нет, как известно. О каком суде может идти речь, если, как выясняется, на всю Матушку-Россию всего 7 (семь!) судей, способных разобраться в скиммингах, фишингах и прочих «нах», касающихся карт. Ей богу, с такой «матушкой» я предпочту остаться сиротой.
Я недаром упоминал другие банки. В любом из моих «заграничных» банков СРАЗУ начинали диспут (расследование). В течении 30 (максимум 40) дней деньги возвращались на счет. В том же HSBC мне объяснили, что существует гарантийный (страховой) фонд Visa, Master etc, Вы принесли деньги в банк. И БАНК, а не ВЫ должен отвечать за сохранность этих денег. И БАНК, а не ВЫ должен доказывать, что украли с вашего счета. Но в Российской Федерации своя банковская вертикаль.Друзья, работающие в банковской сфере посоветовали «забить». Статья в пиздеж посоветовала практически тоже самое. Люди, с которыми я работал, привели те же примеры (не только по Бразилии).
Ну а мне оставалось одно. Пойди в Генеральное Консульство Российской Федерации в Рио-де-Жанейро. Там заверить мою подпись в заявлении в Банк России с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Как мне сказали, БР получив мое письмо (с копиями документов, выпиской со счета), «спустит его вниз по инстанциям» в «....-Банк». Вертикаль власти? И ТОЛЬКО ТОГДА Банк откроет диспут. И только тогда, МОЖЕТ БЫТЬ я войду в те 10%, о которых говорит г-н Дмитрий Янин в статье пиздеж: «Если данные о карте были получены при помощи скимминга в банкомате, а потом был изготовлен дубликат карты, вероятность возврата денег не превышает 10%. "Банки в этом случае говорят, что вы неправильно хранили PIN-код, допустили оплошность и сами виноваты", - пояснил он.
Дежурный консул, прочитав мое заявление, заверив его, взяв консульский сбор в размере 95 реалов сочувственно сказал: «Удачи!»
По большому счету, не последний вагон икры доедаем. Я безусловно восстановлю «дефицит бюджета» за свой счет. И обидно мне не за себя, а за туристов, которые не смогут восстановить свои средства лишь потому, что «российское законодательство» не предусматривает такие случаи.
И еще одно. Из моего инвойса я исключаю как возможность оплаты - любые российские банки. Вы уж меня простите, но давайте будем пользоваться цивилизованными методами сотрудничества. А «киберпреступления» оставим перфорационным лентам и ЭВМ.