Ну ОК, вспомнили, что давно хотели в Берлин, плюс север Польши оставался неохваченным, т.к. летом туда явно не хотелось, а осенью были другие направления. Визы действующие на руках, машинка под окнами, чего ж еще то надо?
Как выяснилось, особо ничего..Маршрут родился довольно быстро : Москва – Брест –Варшава – Торунь-Мальборк-Гданьск-Берлин-Познань-Брест-Москва. На все было 12 дней. Я особенно благодарен участнику нашего Форума Scarlet-Cet., т.к. именно она отговорила меня от первоначально планировавшегося заезда в Мальборк через Белосток и Мазурские озера. Действительно, еще не сезон и впечатления от Мазур могли смазаться..
Никакой подготовки на этот раз не было. Все забронировали через Букинг, довольно неплохие варианты. Путеводители – часть была дома плюс распечатал еще главы из англоязычных путеводителей типа Fromm, DK, LP по Польше. Как раз перед поездкой я еще посетил выставку MITT 2017, в основном с прицелом на летний вояж в Италию. Но посетил и стенд Польши. Был он довольно убогий, как и год назад. Никаких карт и буклетов, только несколько стандартных общих по Польше. Был правда отдельно представлен Люблин и окрестности. Вот там я понабрал и карт и буклетов по близлежащим городкам. Летом воспользуюсь. Стенды Италии, Словении , Чехии были очень неплохи и я так же заполучил массу карт и путеводителей. Не понимаю, чего поляки так слабо представлены. И ведь главное есть что показать !!! Только давай…Гринкарту сделал буквально накануне отъезда – 2190 руб. на 15 дней. Ну вот и все…
День 1. 25.03.2017 Москва – Бяло-Подляска. 1125 км. Стартовали от дома в 6.00. Москва пустая. Быстро выбрались из города и покатили по М1. У кого то в отчете прочитал, что день пути до границы – это день, вычеркнутый их жизни. У меня несколько иное отношение к этому отрезку, как к чему то неизбежному. Ранее мне казалось, что это где то все очень далеко. Теперь – практически как на дачу съездить…(образно, конечно…) С утра выехал – вечер уже в Польше…Заправляюсь обычно сначала на Татнефти, где то в 20 км. от МКАД. Далее на Роснефти в Красной горке. Потом уже в Бресте или при подъезде к Домачево. Ехал + 20 км\ч к разрешенной скорости. Засад вне населенных пунктов не было. В деревнях иногда стоят..В Белоруси видели несколько постов и на трассе. Досмотра на границе РФ-РБ нет, только опять какой то вечный ремонт сразу за границей. Так за 11 часов добрались до Бреста. О муках выбора – где пересекать границу и самом пересечении отписался в соответствующей ветке..Просто вставляю написанное..
В субботу 25.03.2017 получил свой первый опыт пересечения границы через ВМ в сторону Польши. До этого пользовались все время Домачево. В этот раз путь лежал на Варшаву и отель забронировали в Бяло - Подляске. Поэтому очень не хотелось делать крюки через Песчатку или Домачево, а в Белостоке подходящего места ночлега не нашли. Поэтому наобум поехали на ВМ. На границе были в 18.00. (Весь путь от Москвы 11 часов чисто езды + 1 час на заправки, перекусы и т.п.)Белорусов прошли минут за 10, на границе были одни. Заезд теперь через некую будку, где отдаешь СТС , далее к шлагбауму, вручают талончик и к пограничникам - таможенникам. Там все очень быстро. Но в этот раз спросили оригинал свидетельства о рождении ребенка, хотя ехали всей семьей...Благо было с собой. Быстро доехали до поляков ( лицезрея забитый ВМ в обратную сторону) и встали в хвост в "зеленый коридор". Перед нами машин 10 , все с российскими номерами. И тут началось самое интересное. Наша очередь не двигалась..вообще...минут сорок стоим и никакого движения. При этом и "красный коридор" , куда преимущественно белорусы становятся , коридор для европейцев и линия крайняя, где типа для автобусов ,но стоят какие то машины - все как- то неспешно движется. Мы же никуда...Народ из нашей очереди , стоящий за нами, начал перетекать то в "красный коридор" то в этот автобусный. Тут и мы двинулись. Окучивали по три машины за раз. Часть машин из хвоста нашей очереди поляки выдернули и поставили в "европейский" , который оказался пустой. Они прошли быстрее нас, хотя подъехали позже. Переехавшие в соседние очереди одновременно с нами выехали в итоге. На все потратили два часа с момента заезда к полякам. По мне так многовато. При этом ничего не смотрели и ничего не спрашивали. "Красный коридор" при заезде на осмотр включал аварийку, задний и т.п...Так что с учетом крюка через Песчатку получилось бы примерно то же..Может чуть быстрее. При выезде видели огромный хвост, машин 70 на заезд к полякам...
В итоге через 14,5 часов заехали в отель «Дукат». Номер , конечно, спартанский – три отдельные кровати , но мне было уже все равно. Сходили на ужин в их ресторан. Все быстро, вкусно и очень недорого. Втроем наели злотых на 60-70 с пивом. И спать!!!!
День 2 Бяло-Подляска – Варшава. 160 км Основной причиной посещения Варшавы в этот раз было желание посетить Центр науки Коперника, о котором я много слышал хороших отзывов. До Варшавы добрались за 2,5 часа без всяких приключений. А вот при попытке подъехать к центру приключения начались. Центр Варшавы был плотно перекрыт полицией. Немного потырковшись мы припарковались и отправились к Центру пешком, благо навигатор показывал, что мы в 1,5 км. от цели. Попутно выяснили причину перекрытия – не марш трудящихся против чего то, а Варшавский марафон!!! Масса бегущих, через которых мы с трудом просочились и добрались до центра. Но марафон оказался очень кстати – наверное многие тоже не смогли добраться и в центре мы были практически в одиночестве. Хотя знакомые поляки рассказывали нам о жутких очередях и т.п. Сайт - http://www.kopernik.org.pl/en/. В дополнение к обычному входному билету можно брать еще билеты для занятий в лабораториях и для посещения планетария.
Быстро раздавшись в гардеробе и оставив рюкзак в ячейке камеры хранения (они рядом с раздевалкой) мы взяли в кассе семейный билет – 72 злотых (к двум взрослым можно взять двух детей, у нас один билет пропал…) и пошли смотреть экспозицию. Многие вещи полностью копируют то, что есть в Тарту в AHHAA и в московском Экспериментариуме , но много и чего то нового. На первом этаже часть занято сменяемой экспозицией, в наше посещение это была вода и все что с ней связано. Много всяких интерактивных табло с вопросами по разным темам – типа цунами, волны и т.п. Хорошо, что представлены польский, русский и английский языки. Все достаточно интересно, но вот возможности прокатиться на велосипеде «под куполом» как в Тарту нет….Что особенно не понравилось – это решение вопроса с едой. На первом этаже есть довольно большое кафе самообслуживания, на втором - небольшой ларек с крайне ограниченным ассортиментом бутербродов и воды…Но вот выйти из Центра, поесть и зайти снова, как это сделано в Тарту, нельзя! Вышел так вышел…Этому есть вполне разумное объяснение: Центр действительно очень популярен и рассчитан на определенное количество одновременно находящихся в нем посетителей. Это количество определяется по количеству вошедших с билетами со штрих-кодами. Как только предельное количество достигнуто – продажа билетов стопорится, пока кто то не выходит. И продается количество билетов по количеству вышедших. Если бы можно было входить-выходить, то эта система не работала бы. Мы провели в Центре 5 часов и только голод выгнал нас. Выходя увидели довольно внушительную очередь, человек 90, которые дожидались у кассы.
Поели в самом центре в кафе. Все очень неплохо и вкусно. Там система – набираешь всего и платишь по весу тарелки. Плюс отдельно супы, салат-бар и напитки. Попытались нас немного «кинуть» - два раза взвесили две тарелки, но номер не прошел…..Всего на троих получилось порядка 80 злотых. Карты везде работают.
По поводу парковки – можно попытать счастья на близлежащих улицах, но все довольно забито. Плюс у центра есть своя подземная парковка, по стоимости не знаю.
Мы прогулялись обратно до машины, пройдя немного по набережной от Центра. Там я обнаружил еще одну Серенку, но только несколько большего размера, чем в фонтане. Судя по надписи – поставили ее не так давно – в 2015 году.
Зашли так же в Бедронку за продуктами на ужин-завтрак и поехали заселяться. В этот раз квартира наша была практически в центре – в доме сразу за Музеем науки и техники, на который из окна открывался отличный вид! Сама квартирка маленькая, но отлично обставленная. Парковка, правда , на близлежащих улицах. Место нашли без проблем, а ,поскольку было воскресенье , все было бесплатно.
Вечером пешком прогулялись в очередной раз по центру, попили пива и поели местных вафель. Еще раз насладились Старым городом. В ночи уже вернулись и сразу спать.
День 3 Варшава - Торунь 236 км. Поскольку встали рано и , соответственно, выехали тоже рано особо спешить было не куда. Решили не ехать по автомагистрали, а выбрали обычную дорогу…. Все довольно тихо-мирно. Деревень не очень много, заправились на Лукойле, на котором была самая низкая цена на 95-ый, из виденного ранее. Часа за четыре добрались до Торуни и, списавшись с владельцами, тут же отправились заселяться. Жили опять же очень удачно – самый центр, в 5-ти минутах ходьбы от Музея пряника. И, что самое важное, у квартиры была своя частная парковка, что довольно редко встречается в старой части. Дом старый, но ремонт в квартире хороший. Немного напрягало путешествие на 3-ий этаж с чемоданом по узенькой лестнице. Заселились и пошли на Главную площадь – смотреть и фоткать…Тут и поесть пора бы. На площади увидели заведение под названием «Осетинская кухня» и …решили зайти! Очень душевное место! Семейство мое взяло осетинские пироги. Единственное отличие от продающихся во Владикавказе и Москве – столько мяса в них там не кладут! А тут прямо одно мясо и немного теста. Я брал блюдо дня – картошка с курицей и салатом. Тоже очень душевно! На троих с пивом вышло что то порядка 70 злотых. Долго гуляли по центру, а к 16.00 пошли уже и в Музей пряника.
Сайт музея - http://www.muzeumpiernika.pl. Есть и версия на русском. Время работы с 10.00 до 17.00. В 13.00 и 16.00 проводятся экскурсии с переводом на английский и немецкий языки. В остальное время – на польском. Максимальное количество народу в один заход – 60 человек. Стоимость билетов – для взрослых 15 злотых, детский – 10 злотых. Музей, конечно, классный! Довольно яркое действо, которое ведут несколько человек, одетых в национальные костюмы. Сначала говорят на польском, потом на английском. Наша группа была маленькой, человек девять, что было очень ц=удобно. Каждый что то поделал руками, пока готовили тесто для пряников. Потом сделали уже персональные пряники , которые отправились в печь.
А пока все пеклось мы кое что купили в тамошнем магазинчике – пряники на подарки. Потом поднялись на второй этаж, где еще немного рассказали о производстве пряников, а потом дети поучаствовали в мастер-классе, расписывая пряники. По мне так это был один из лучших музеев, которые я когда либо посещал. Вечером гуляли по старому городу. Очень красиво!
День 4 Торунь – Мальборк - Гданьск 230 км. С утра пораньше выдвинулись в сторону Мальборка. Сразу выехали на платную дорогу и покатили. Довольно быстро дошли до схода на дорогу 22, которая и привела нас в Мальборк. Проезд обошелся в 23 злотых. Эта дорога местами вымощена булыжником, ощущения от проезда этих участков еще те…В начал одиннадцатого мы въезжали на парковку замка. Основная парковка была закрыта на обустройство, так что мы встали на парковку сразу слева от въезда. На ней стояло пару машин, никого в будке не было и ценника тоже нигде не видно…Плюнули, запарковались и пошли брать билеты. Огромный плюс для замка – возможность брать там аудиогид. Очень хорошо рассказывают! Три билета с аудиогидами обошлись в 70 злотых. Надо сразу сказать, что замок вне сезон имеет довольно короткие часы работы – с 10.00 до 15.00. Поэтому приезжать желательно как раз к открытию, т.к. нам как раз хватило 4,5 часа на осмотр всех экспозиций и прогулку по территории. Замок, конечно, внушает! Много писать о нем не буду- но по мне это достопримечательность номер один в северной Польше.
Еще плюс посещения вне сезон – полное отсутствие народа. Очень часто в залах мы были единственными посетителями. Я был ранее в замке летом, так там было не протолкнуться из-за организованных групп ! Единственным минусом оказалась стоимость парковки. За 5 часов с нас взяли 40 злотых. По моему это перебор…И инфы о стоимости нигде не было. И еще из недостатков посещения вне сезона – многие едальни были закрыты. Пришлось нам довольствоваться Макдональдсом поблизости. Конечно, есть в Макдональдсе в Польше моветон, но больно есть хотелось! Уже вечерело и мы выдвинулись в сторону Гданьска. Тут уж неспеша воспользовались бесплатной дорогой и уже часа через полтора подъезжали к нашей следующей точке маршрута. На букинге ничего подходящего в центре мы найти не смогли, поэтому сняли отдельный домик на окраине Гданьска прямо рядом с дворцом и парком Олива. Недалеко была ЖД станция, оту=куда мы и хотели ездить в сам Гданьск. Погода резко поменялась. Если еще в Мальборке светило солнце, то при въезде в Гданьск мы резко попали в полосу тумана и облачности, двигающейся с Балтики.
День 5 Гданьск 0 км. Этот день у нас был целиком запланирован для осмотра и прогулки по Гданьску. Машинку мы решили не трогать и поехали в город на поезде. Ехать там минут 15 прямо до ЖД вокзала. Осмотр города начали с площади Солидарности и монумента погибшим рабочим Гданьской судоверфи.
Далее мимо вокзала двинулись в исторический центр. У самого вокзала есть очень интересный памятник. Он посвящен операции «Киндертранспорт» - которая была направлена на спасение еврейских детей из Германии, Чехословакии, Австрии , Польши и Данцинга и переправке их в семьи в Великобританию. Всего за время этой операции было спасено порядка 10 000 человек. Памятник в Гданьске создан Франком Мейслером, который был как раз одним из 100 детей, спасшихся из Данцинга. Еще два памятника из этой серии находятся в Лондоне на «Liverpool Street Station» и в Берлине около вокзала «Friedrichstrasse».
Сам центр Гданьска довольно компактный – в итоге мы вышли на берег реки, откуда сели на кораблик, выполненный по мотивам «Черной жемчужины» и отправились к Вестерплатте. (билеты на троих 105 злотых)
На кораблике можно и хорошо поесть, что мы и сделали. По дороге можно наслаждаться технопейзажами Гданьского порта. Погуляли по Вестерплатте (ничего особенного там нет – но место начала Второй мировой войны заслуживает на мой взгляд посещения). Обратным рейсом отправились в город. Еще погуляли по центру и поднялись на крышу Мариацкого собора.
Путь наверх не близкий (путеводитель пишет про 400 ступеней), но виды стоят того! Вот так до вечера и провели время. Далее так же поездом отправились домой.
День 6 Гданьск-Сопот-Гдыня-Хельмская коса-Гданьск. 140 км Оставить окрестности Гданьска не осмотренными было бы не правильно. Погода была пасмурная, но без дождя и ветра, поэтому нам особо не мешала. Довольно быстро мы доехали до Сопота и припарковались около вокзала на обычной уличной парковке. Очень милый город! Симпатичны домики, много забавных скульптур. В конце – длиннющий деревянный пирс , выходящий в Балтийское море. Отличное место для променада.
Рядом с пирсом огромное количество лебедей, за которыми носятся дети. Провели там три часа и не хотелось уезжать! Следующая точка – Гдыня впечатлила меньше. Запарковались прямо на пирсе , вдоль которого стоят корабли. На корабли никто желания идти не высказал, просто прошлись до конца пирса. Аквариум был закрыт.
Единственное, в начале пирса нашли небольшой торговый центр с кофейней, где и испили кофе с пирожными. Часа на прогулку вполне хватило. И далее наш путь лежал к Хельской косе. По дороге нашли Ашан, где заправились по хорошей цене, закупились продуктами и пообедали в ресторанном дворике. Вдоль всей косы до конечного городка Хел ведет неплохая дорога. Периодически сделаны парковки, чтоб бросить машину и идти гулять. Вокруг масса летних домиков – но все было закрыто ..не сезон. В некоторых местах коса довольно узкая – метров 800 от берега до берега. Но виды! Практически бесконечный песчаный пляж , уходящий вдаль. Сосновый лес и Балтика! Гулять и не останавливаться, вдыхая свежий морской воздух ! Я б там и остался, но вечерело и пора было к дому..Приехали уже в полной темноте.
День 7 Гданьск – Берлин 540 км. По началу у меня не было четкого плана как добираться до Берлина. Сайты давали по меньшей мере 3 альтернативы, одинаковые примерно по времени..Я бесконечно благодарен Scarlet-Cet, которая подсказала мне путь по дороге 22 с выездом на магистраль A2 в районе Ржепина. Дорога нам очень понравилась – не перегружена фурами, городки встречаются, но их не много. Так же воспользовались ее советами по двум точкам – у городка Czluchow около заправки BP есть довольно большой зоопарк и парк с аттракционами. На заправке есть и ресторанчик и там можно сделать перерыв для прогулки.
А у городка Krzeszyce на заправке можно очень хорошо поесть. Действительно , и журек и все остальное очень вкусно! Кстати, там имеет смысл и заправиться, т.к. больше заправок по дороге я не видел, а на трассе они уже с вполне немецкими ценами даже еще на территории Польши. В Германию въехали без всяких приключений и довольно быстро по автобану добрались до Берлина. Навстречу наблюдали огромную пробку километров на 20 как раз у границы. Жилье в Берлине у нас было забронировано так же на окраине. Но это было сделано осознанно, т.к. экологической виньетки у нас не было и соваться в центр на машине не хотелось. А так мы арендовали огромную квартиру – весь второй этаж двухэтажного дома с парковкой во дворе около станции S-Bahn. Этот день получился полностью посвящен переезду. В город уже не поехали, релаксировали после дороги.
День 8 Берлин 0 км. От нашего дома до станции было минут 5 ходьбы. Вновь повторилась история с проблемной покупкой дневного проездного в автомате. Он наотрез отказался воспринимать любые из имеющихся карточек, а требовал нал. Причем либо монеты либо евро не крупнее 10-ки. В первый раз у меня было подобное с таким же автоматом во Франкфурте. Та же песня, только банкноты были нужны не крупнее пятерки. В других местах подобных проблем не было. Карточки всегда проходили….Ну да ладно – справившись с покупкой минут за 15 доехали до центра – Брандербургских ворот и отправились в пешее путешествие по Берлину…
Ходили долго и много. Обедали в небольшом ресторанчике на меленькой улочке, отходящей вбок от Унтер ден Линден рядом с мемориалом жертвам Холокоста. Там их несколько в ряд, один из них мне полюбился еще лет 8 назад во время первой командировки в Берлин. Случайно на него наткнулись и с тех пор я был там уже раза три с клиентами…Решили традиций не нарушать. Вполне себе традиционная немецкая кухня с пивом. После обеда покатались на 100 и 200 автобусах, дабы отдохнуть и посмотреть Берлин так сказать с колес…. Так и до вечера гуляли и катались..
День 9 Берлин 0 км В этот день у нас было запланировано посещение Рейхстага. На экскурсию записались месяц назад, как только определились с поездкой. Я написал через их сайт запрос на конкретное время и дату (там есть расписание экскурсий на всех языках). На русском немного, в это время была одна экскурсия в день, в 9.00. Они присылают ответ, что типа все ОК, пришлите ФИО и номера паспортов. После этого присылают подтверждение. Мы пришли чуть заранее. Сначала проверяют запись и совпадения номеров паспортов и ФИО со списком. Потом досмотр как в аэропорту и попадаешь в само здание. Приходит экскурсовод и все начинается. Экскурсия очень интересная. По сути это единственная возможность осмотреть здание, увидеть надписи, оставленные в 1945 году, посидеть в зале заседаний.
И много всего рассказывают про работу партий в самом Рейхстаге , про устройство партийной системы и т.п.Сама экскурсия длится где то часа полтора. Потом всех отводят к куполу и там уже ходишь сам, время не ограничено. Так же можно взять аудиогид и ходить с ним…После Рейхстага посетили зоопарк, и далее опять гуляли по городу. Маршрут закончили вечером на Александрплац, откуда уже отправились домой.
День 10 Берлин-Познань 265 км. Рано утром покинули гостеприимный Берлин и по уже знакомой дороге А2 двинулись в сторону Познани. За дорогу заплатили в общей сложности 38 злотых. Жилье снимали в пешей доступности от центра. Пока заселялись (это опять был вариант, когда с хозяевами не встречаешься – СМСкой сбрасывают код замка в квартире, а деньги снимают с карты) , парковались и обедали – полдня и прошло. Как раз второй половины дня хватило на прогулку по городу. Исторический центр небольшой , симпатичный. На рыночной площади как обычно небольшой рынок с традиционными сырами, колбасками и бигусом, чем мы и воспользовались. Гуляли до темноты.
День 11 Познань – Брест 540 км. Весь день дорога. На выезде из Познани в Ашане заправились и сделали последние закупки. Далее опять трасса А2 до Варшавы (48 злотых) , после Варщавы обычная однополоска до Тересполя. По дороге поели в каком то придорожном кафе – опять журек выше всяких похвал! Границу проходили долго -2,5 часа. Машин вроде немного, но все как то неспешно….Досмотра особого не было – залезли рукой в чемодан, открыли рюкзаки и все. В Бресте снимали частный домик, где машину можно загнать во двор, не разбирая вещей и особо не беспокоясь за содержимое багажника.
День 12 Брест – Москва 1088 км. Здесь уже все стандартно, никуда не торопимся. Встаем когда окончательно проснемся, завтракаем неспешно, сходив в близлежащий магазин. Далее на выезде из Бреста затариваемся в супермаркете пивом, всякими вкусняшками и к дому! Обычно ранее 12 дня не получается выехать из Бреста, но как раз по относительно пустой Москве около 24.00 подъезжаем к дому.
Немного цифр: Пробег 4330 км. Средний расход 7,7 литра. Всего потрачено 80 000 руб. на троих за 12 дней пути.
21 500 руб машина (16 500 руб бензин, 1700 – платные дороги, 1000 – парковка , 2300 – страховка)
26 000 – жилье, 25 000 – продукты и еда, 4 500 – билеты в музеи и т.п, 3000 – билеты на об.транспорт