Туда: СПб - Даугавпилс (Латвия) - Люблин (Польша) - Михаловце (Словакия) - Токай (Венгрия) - Тимишоара (Румыния) - Белград (Сербия) - Приштина (Косово) - Скопье (Македония) - Солнечный Берег (Болгария)
4 дня, 3475 км. Экипаж - я один.
Там: Солнечный Берег - Стамбул (Турция) - Александруполис (Греция) - Солнечный Берег
2 дня, 1130 км. Экипаж: двое взрослых, двое детей (13 и 6 лет)
Обратно: Солнечный Берег - Кэлэраши (Румыния) - Джурджулешты (Молдавия) - Тирасполь (Приднестровье) - Одесса (Украина) - Йыхви (Эстония) - СПб
3 основных дня + 1 дополнительный, 2955 км. Экипаж тот же, в полном составе.
Итого: 7560 км за 9 основных ходовых дней, 15 "полноценных" стран и 2 республики разной степени непризнанности.
Автомобиль - минивэн Citroen Grand C4 Picasso, 2011 г.в.
День 1:
Стартовал в пятницу вечером, после работы. Заправил полный бак по цене 45.39 руб/л (95-й). Потолкался в традиционных пятничных пробках на выезде из города, и помчал по Киевскому шоссе на юг. Первая короткая остановка - Феофилова Пустынь в 200 км от Питера, где уже много лет водятся странные авто-мото-существа:
Во Псковской области от Заплюсье до Пскова много ремонтов дорог, еду сравнительно неспешно. После Пскова уже повеселее. В Себеже дозаправился по 43.30 р/л. После Себежа поехал в сторону Верхнедвинска, километров 20 надо ехать по средненькой грунтовке. В начале грунтовки стоит ржавый шлагбаум российской погранзоны. Погранцы мельком глянули паспорт, также мельком заглянули в салон и открыли шлагбаум.
Сильно за полночь въехал в Беларусь, граница пустая и заброшенная, дорога стала приличной и асфальтированной.
Проехал городок Освея, и далее в деревне Видоки меня остановили белорусские пограничники, включив мигалки на своей "Буханке", когда я был ещё в километре от них. Вежливо попросили посмотреть документы и включить свет в салоне, и сразу же отпустили.
Подъехал к белорусско-латвийской границе, КПП Григоровщина-Патерниеки, примерно в 2 часа ночи. За пару километров до этого КПП заскочил на заправку какой-то мутной конторы "Белнефтегрупп", а топлива там нет вообще никакого, никаких разновидностей. И на аналогичной заправке на противоположной стороне дороги тоже ничего нет. Благо, что у меня почти полный бак был. Так что заправляйтесь в районе Верхнедвинска. Там же на этой пустой АЗС записался в электронную очередь, которая ночью нафиг не нужна. Легковых машин на КПП не было вообще, но из персонала была одна неторопливая таможенница и один пограничник на всех: на легковые, на фуры и автобусы. Примерно такая же ситуация у латышей: пока автобус не оформят, легковые не пускают. В итоге практически пустую границу пересекал полтора часа. Латыши традиционно въедливые до документов, требуют предъявить всё: помимо стандартного набора "паспорт-стс-зелёнка" им нужны права, диаг.карта, мед.страховка, бронь отеля (записи в приложении Букинг на телефоне достаточно). Давно такой набор никому не выкладывал. В паспорте тщательно считают все шенгенские штампы, чтобы не был превышен срок пребывания в Шенгене.
Уже на рассвете завалился в гостиницу в Даугавпилсе. Пробег за день 660 км.
День 2:
Проснувшись, поехал осматривать крепость в Даугавписле:
Поехал дальше, вскоре въехал в Литву:
Миновал Каунас по окружной, и оказался в Польше с её крышесносными семью градациями ограничения скорости:
Где-то в Польше заправился по цене 5.10 злотых за литр (1.18 евро, 87.70 рублей). Миновал Сувалки, Августов, Белосток. Дороги преимущественно по одной полосе в каждую сторону, изредка встречаются куски скоростных дорог. Приехал в Люблин:
В центре Люблина сначала заехал на какую-то парковку со шлагбаумом, но, как выяснилось, там не принимают ни карты, ни евро, а наличных злотых у меня не было. За то на обычной уличной парковке паркоматы вполне принимают к оплате карты, и стОит парковка недорого, не помню уже точно сколько.
Примечательно, что в центре Люблина практически во всех домах сохранились деревянные двери, лестницы и перекрытия:
Отдохнув, погнал дальше на юг. Где-то после Жешува свернул с основного шоссе и поехал "сельскими" дорогами. Начались горы Татры. В районе деревень Radoszyce и Palota, на горной дороге, въехал в Словакию:
Близ словацкого города Михаловце, на берегу водохранилища Земплинска Ширава встал на ночёвку в кемпинге, пробег за день 1135 км, самый большой за всю поездку:
День 3:
Наутро заправился самым дорогим бензином за всю поездку - 1.42 евро за литр (106 рублей), даже не стал полный бак заливать, на столько душила жаба
Вскоре подъехал к прозрачной границе Словакии и Венгрии, въехал в венгерский городок с простым русскими именем Шаторальяуйхей:
Левый берег ручья - Словацкая республика, правый берег - Венгрия:
Вскоре въехал в знаменитый Токай, где, конечно же, затарился одноимённым вином:
По дороге встретил венгерские ракеты:
И знаменитый Икарус, которых у нас уже почти не осталось, а Венгрии пока ещё много:
Миновал города Ньиредьхаза (Nyiregyhaza) и Дебрецен (Debrecen), дозаправился по цене 407 венгерских форинтов за литр (1.29 евро, 96.40 рублей). Дальше мой путь лежал в сторону Сербии, но венгерско-сербские погранпереходы традиционно в это время забиты "турецким потоком" - евро-турками, мигрирующими летом на историческую родину и обратно, и на границе можно простоять много часов. Поэтому решено было ехать в Сербию через Румынию, причём специально выбирал "сельские" малозагруженные пункты пропуска.
Подъехал к венгерско-румынскому погранпереходу Sacueni-Letavertes. Переход этот не круглосуточный, работает только с 6 до 22 по венгерскому времени или с 7 до 23 по румынскому:
Обе страны в Евросоюзе, но Венгрия в Шенгене, а Румыния нет, поэтому тут полноценный паспортный контроль, но пограничники обеих стран под одной крышей на венгерской стороне границы, и таможенного контроля тут нет. Местные проходят границу очень быстро, а всех неместных отводили в сторонку и отправляли на дополнительную проверку документов. Меня отогнали на маленькую стоянку под навесом, туда же отправили каких-то поляков и австрийца. Выдали официальную бумагу, мол, извините, мы ваши документы изучим более пристально. Вопросов никаких не задавали, через 25 минут ожидания вынесли паспорт со штампами обеих стран и пожелали счастливого пути. Итого граница пройдена за 40 минут:
В Румынии все дороги платные, оплачиваются на сайте https://www.roviniete.ro , минимальная цена 14 румынский лей за 7 дней (3 евро, 226 рублей).
Примечательно, что в приграничных районах названия румынских деревень дублируются также по-венгерски:
Типичная румынская деревня:
После городка Арад был небольшой кусок скоростного автобана А1. А потом сделал остановку в очень красивом городе Тимишоара:
Припарковался почти в самом центре города на парковке какого-то отеля, на въезде висели расценки, но все шлагбаумы настежь открыты. Когда вернулся с прогулки я как честный человек подошёл на ресепшн отеля с острым желанием расплатиться, однако отельеры заявили, что парковка бесплатная, вэлкам!
Тимишоара, Румыния:
Дальше поехал в сторону Сербии, на Белград, но снова свернул с основного пути, чтобы пересечь границу на неоживлённом "сельском" живописном погранпереходе Foeni - Яша Томич, расположенным посреди поля подсолнухов:
Этот погранпереход был открыт сравнительно недавно, в 2014 году. Быстро проштамповался на обеих сторонах границы, и уже через 10 минут был в Сербии:
Местными дорогами, через Панчево, добрался до Белграда. Осмотрел здания министерства обороны бывшей Югославии, расхераченные натовскими бомбардировками в 1999 году. Сейчас здания частично сносят, частично восстанавливают:
Потом прогулялся по центру Белграда, по площади Республики и прилегающим улицам:
После Белграда поехал дальше на юг, в сторону городов Чачак и Кралево. Поскольку это был вечер воскресенья, мне навстречу выстроилась длиннющая пробка возвращающихся в город белградцев, на несколько десятков километров. А поскольку дорога по одной полосе в каждую сторону, то обгонять тихоходов было крайне проблематично. Дозаправился по цене 154.20 сербских динар за литр (1.30 евро, 97.60 рублей). От местечка Дичи до Прельина небольшой кусок автобана (40 км), проезд немного платный, 140 динар (89 рублей, карты принимают). После Кралево дорога идёт по горным ущельям, весьма извилистая.
На ночёвку встал в городке с забавным для русского человека названием Рашка. Городок весьма живописный:
В навигаторе отель в Рашке был отмечен немного не там, где надо, и заехал куда-то вглубь частного сектора. Не найдя отель, подошёл к группе гуляющих подростков лет 12-14, показал им название отеля и спросил дорогу. Они всей толпой стали на смеси английского и сербского объяснять, как проехать, и таки объяснили, и были очень довольны собой, что помогли заблудившемуся туристу
Пробег за день 855 км.
Продолжение следует