Общая информация
В экипаже два человека, водим по очереди. На своём автомобиле ездим в дальние поездки более десяти лет, так что подготовка особых трудностей не вызывала. Жилеты, лампочки, треугольники в машине всегда, шенген открыт, медстраховки оформлены на год. Для оплаты бензина и отелей есть три "сберовские" карты - рублёвая, евровая и долларовая (для стран, не перешедших на евро). Кроме того, конечно, рубли и валюта "налом".
О расходах на питание писать не буду, всё индивидуально. Мы давно не возим продукты с собой, покупаем на месте по мере необходимости. Дорогие рестораны не посещаем, но любим посидеть в уличных кафе; иногда что-то готовим сами (если есть кухня).
В дорогу всегда берём термос с кофе (для перекусов по дороге) и сгущёнку. Так как в Европе в большинстве мест проблематично найти хороший кофе по-турецки, возим турку, кофемолку, запас своего любимого сорта кофе, две кофейные пары и небольшую плитку для варки кофе (утром без этого ритуала тяжело).
Навигация. Как известно, идеального навигатора нет и не может быть. В прошлые годы пользовались Garmin и maps.me. В этот раз загрузили Sygec; в целом остались довольны, хотя по городам иногда маршрут неоправданно усложнялся, а также не всегда правильно отражался скоростной режим.
Расходы на бензин указывать не буду, так как этот параметр, как и питание, тоже индивидуален: зависит от машины, манеры вождения и т.п.. Самый дешёвый бензин, естественно, в России; подороже - в Беларуси; ещё дороже - в Польше; большой разницы в ценах на бензин во Франции, Германии и Швейцарии не заметили.
На дороге последний, оказавшийся в пробке, включает аварийку. Если едет полиция или скорая, левый ряд уходит влево, правый - вправо, освобождая для проезда спецтранспорта середину.
На обратном пути в Польше (за несколько километров перед белорусской границей!) попробовал ехать "с превышением" за местными - и тут же был остановлен и оштрафован. Так что тактику "поезжай, как местные" не рекомендую.
"Это был тяжёлый год", поэтому хотелось просто отдохнуть за рулём, протестировать новый автомобиль, посетить родственников в Германии и приятелей в Польше, посмотреть замки и эльзасский фахверк, при этом "закрыть" несколько давних хотелок. Маршрут особо не прорабатывали, так как до последнего не знали, получится ли поехать; старались избегать больших городов. Во времени ограничены не были, дни могли добавлять-убавлять по обстоятельствам. Все отели (кроме смоленского, который добавился в последний момент) бронировали на день-два вперёд через "Букинг". Всё же для нас это самая удобная система бронирования, хотя и со своими нюансами.
В конце концов маршрут получился таким:
Подмосковье - Белосток (1) - Вроцлав (1) - Локет (1) - Иллертиссен (3) - Кольмар (3) - Бюль (2) - Иллертиссен (2) - Майсен (1) - Люблин (2) - Смоленск (1) - Подмосковье.
На момент старта пробег автомобиля 2673 км, по возвращении - 9379 км, пройдено 6706 км.
Пущино - М1 - Белосток (1200 км)
Выехали в половине четвёртого утра и по "бетонке" вышли на М1. В Смоленской области на "Роснефти" купили "зелёную карту" и транзитом проехали Белоруссию (в этой стране мы уже давно посмотрели всё, что нас интересовало, и не один раз), останавливаясь только для заправки - перекуса - туалета. Дорога была на удивление свободна и комфортна. Дорожное покрытие и по России, и в Белоруссии по большей части нормальное; сетевых заправок много; много и камер, треног и просто гаишников с радарами, так что ехали аккуратно.
В Белоруссии цены на топливо одинаковые и не зависят от сети. Нам нравятся заправки "Белнефтехим": удобные, с комфортными зонами отдыха и с чистыми туалетами.
Заехав на заправку, идёте оплачивать бензин. Надо назвать количество литров, "до полного бака" не льют. Если не рассчитали и оплатили больше, чем залили, разницу вернут (естественно, в белорусских рублях) налом или на карту (в зависимости от формы оплаты).
Цены в рублях, но белорусских:
На заправке перед границей обратил внимание на московский "Форд Мондео" с такой наклейкой:
Хозяин авто очень доволен, с этой картинкой едет в Европу не первый раз. Как говорится, "настоящий патриот своей Родины"!
На погранпереход подъехали к 17 часам. Белорусы проверили документы, попросили открыть багажник и поставили штамп на выезд. На всё ушло 5 минут. А вот поляки в этот раз тянули время. Хотя легковых машин было мало, каждую осматривали очень тщательно, при этом ещё прерывая осмотр и уходя куда-то на 10-15 минут или любезничая в сторонке с девушками. Наши вещи "страж границы" корректно, но настойчиво перетряхнул полностью, заглянул во все сумки, чемоданы, карманы, пакеты... Даже попросил достать из коробки парфюм, снял крышку и с умным видом понюхал. Ничего подозрительного не унюхав, сказал, что пан может ехать.
Забавно, что открытую сгущёнку у нас при столь тщательном осмотре не заметили (правда, она была перелита в "неродную" банку), а у белорусов перед нами забрали и мясные консервы, и какую-то молочку, хотя ехали они с детьми. На проверку в Речи Посполитой ушло без малого два часа. Впрочем, это всё равно недолго. Мы вполне успевали в забронированный на окраине города гестхаус, тем более что в Польше время на час уменьшилось. Да и осмотр города нас не интересовал: бывали здесь раньше, всё интересное для себя посмотрели. Чтобы разбавить текст, выложу несколько фотографий из прошлых поездок.
Белосток - типичный польский город, крупный по местным меркам. Здесь много высших учебных заведений, храмов разных конфессий (есть парочка и православных), несколько дворцов (самый известный из которых - дворец Браницких), но собственно историческая часть, которой обычно и удовлетворяется среднестатистический турист, небольшая. Фактически, это одна туристическая улица Липова с типичными современными памятниками (на которых зачем-то надо что-нибудь потереть), множеством магазинов, уютных кафешек и отелей
Есть, конечно, костёл с непременным памятником папе Павлу Иоанну II
и почти непременным в современной Польше памятником Пилсудскому
Прямо Сталин
Ещё одна достопримечательность - "столыпинский" вагон. В 1939-1940 в таких тысячи поляков вывозили в Казахстан и в Сибирь
Когда-то именно в Белостоке я впервые попробовал необычную для русского человека закуску к пиву: кусочек ржаного тоста с салом и солёным огурцом.
Для ночлега в этот раз был забронирован "Na Plazowej" (79 злотых). Если интересует только транзитная ночёвка - то место удобное: недорого, лёгкий заезд-выезд с трассы, небольшая бесплатная парковка, есть общая кухня, рядом большая и чистая "Бедронка" (в Польше покупаем продукты в "Biedronka" или "Zabka"). Но если интересует осмотр города и окрестностей, то рекомендовал бы нашу любимую "Villa Pastel".
P.S. В августе снова останавливались в Белостоке - по дороге в Европу на ночь, на обратном пути - на пару дней (решили "пошопиться"). С шопингом ничего не вышло, а вот по городу походили. Так вот "столыпинского" вагона не обнаружили; сейчас на его месте установлен памятник Армии Крайовой
Так что прошу прощения за дезинформацию.
Белосток - Вроцлав (550 км)
Проснулись рано, сварили кофе, залили термос и поехали во Вроцлав. Этот город был выбран для остановки по двум причинам: во-первых, больше не хотели делать больших перегонов; во-вторых, рассчитывали посетить мемориалы советским воинам (раньше там не были).
В Польше всегда заправляемся на "Orlen"
Бензин хороший, заправок очень много по всей стране, есть кафе, места отдыха и бесплатный туалет. На крупных заправках есть даже площадка с тренажёрами; очень приятно и полезно размяться в дороге. Заливаете, сколько нужно, бензина и после этого идёте платить. Главное, не отгонять машину до оплаты. Расплачиваемся долларовой картой "Сбербанка".
Доехали даже быстрее, чем рассчитывали, хотя по дороге было немало пробок из-зи ремонтов и аварий.
Именно во Вроцлаве, по нашим планам, должен был начаться полноценный отдых: неспешно и бесцельно побродить по уютным площадям, посидеть в уютном местечке где-нибудь в Старом городе, разглядывая прохожих.... Потому и отель забронировали в центре - "Kamienica Pod Aniolami" (261 злотый с паркингом и завтраком). Отель хороший, проверенный ранее, но погода внесла свои коррективы: мы попали на жару под 40, а отель не оборудован кондиционерами. Номера (в том числе и наш), выходящие на юг, превратились в настоящую душегубку; ночью все спали с дверями, подпёртыми стульями, но и это не помогало. Взрослые-то ладно, а вот наши соседи - молодая польская семья с двумя малышами - и сами не спали всю ночь, и остальным не давали забыться.
Но сам Вроцлав, конечно, один из самых красивых польских городов. Мы побродили по нему, время от времени спасаясь от зноя в костёлах или в кафе. Отчётов с прекрасными фотографиями этого города на Форуме немало, поэтому собственных фото - только минимум
Интересный витраж с обязательным понтификом
Жара была такой нестерпимой, что мы решили не ходить за Одру к храмам (тем более что там мы уже бывали раньше), а, погуляв вокруг ратуши, вернулись в отель. Посещение мемориалов советским солдатам и офицерам решили тоже оставить на следующий раз.
Ближе к вечеру снова вышли на прогулку. От нечего делать даже сделали то, чего никогда не делали и к чему всегда относились с иронией - стали считать гномиков. На третьем десятке стало скучно; уж больно много их стало, буквально на каждом шагу.
В сумерках набрели на памятник жертвам коммунизма и поняли, что пора в отель. Назавтра был переезд в Локет.
Вроцлав - Локет (410 км)
Этот городок был первой из тех давних хотелок, о которых упоминал в начале отчёта. Дело в том, что несколько лет назад мы с женой уже посетили Локет. Но это была автобусная экскурсия, в рамках которой на осмотр замка отводился час. А нам показалось, что этот городок заслуживает отдельного посещения. Во-первых, я люблю именно "готические" замки-крепости, а не "барочные" замки-дворцы. Во-вторых, в последние годы я пришёл к убеждению, что нужно обязательно хотя бы раз переночевать в городе, даже самом маленьком, чтобы почувствовать "гений места". Поэтому, накануне забронировав Penzion Qest (28 евро) в Локете, мы выехали туда.
Маршрут проложили так, чтобы максимально посмотреть этот самый северо-западный уголок Чехии. Сначала двигались на Дрезден, потом от Хемница ушли на юг. Перед съездом на "козьи тропы" на всякий случай заправились. Знаю, что на бане топливо дороже, но не хотели отвлекаться на поиски заправки в городах, терять на это время
Ещё одна интересная особенность: цены на топливо различаются не только между баном и городом, но и по времени суток. Утром, около семи, дороже, к обеду - дешевле. Есть целая таблица на расценки по часам; дешевле всего, кажется, заправляться в обед.
Найдите отличия (фотографии сделана в августе в Монтебауре, но сути это не меняет)
Вторая фотография сделана через полчаса после первой. Заправились, зашли в соседнюю кафешку попить кофе - цена поменялась. Интересно, что такая же цена (не выше) была через полчаса на заправке на трассе.
Система оплаты такая же, как и в Польше: заправились - идёте платить. Туалеты на заправках платные, 50-70 центов. На некоторых дают талончик на скидку при покупке в заправочном магазине кофе или другой какой мелочовки. А если хотите сэкономить - вдоль трасс каждые несколько километров обустроены места отдыха со столиками, скамейками и бесплатным туалетом (правда, зачастую не таким чистым, как на заправках).
Дорога узкая, серпантинистая, но очень живописная: горы, долины, маленькие то ли городки, то ли деревушки... Сначала шли немецкие с неудобопроизносимыми названиями (например, Oberwiesenthal), потом пошли попроще (например, Bozi Dar). Притормозили в очень уютном, несмотря на стройку, Яхимове, где я в очередной раз поймал себя на мысли о том, как люблю Чехию и Словакию, и поехали дальше.
Время в дороге пролетело незаметно, и вот мы уже на месте.
Первое летописное упоминание о замке Локет на реке Огрже относится к 1234 году. Вероятно, тогда же вокруг цитадели возникло поселение ремесленников и купцов. Название переводится на русский как "локоть", изображение которого является городским гербом. История, как у любого древнего замка, непростая и запутанная. В разные века у него были разные владельцы; несколько детских лет в нём под домашним арестом провёл будущий император Священной Римской империи Карл IV. Утратив в конце 17 столетия оборонное значение, замок в 1822 году становится тюрьмой и остаётся ею до 1949!
Сейчас в замке открыто несколько экспозиций: коллекция фарфора, оружия и доспехов, очень натуралистичный Музей пыток и т.д.. Во внутреннем дворике установлены фигуры гномов Готштейна (усы надо потереть - приносят удачу; дубинку не трогайте - приносит несчастье) и Штракакала. Летом замок открыт с 9.00 до 18.30; вход для взрослого стоит около 8 евро, для ребёнка - 6,5.
На въезде в город расположена заправка, но мы были "полные" и проехали мимо, поэтому ничего о правилах заправки сказать не могу. Цены на топливо хорошо видны на фотографии
Как водится в таких маленьких, но запутанных средневековых городках, немного поплутав в поисках отеля и даже проехав по пешеходной зоне под пристальными взглядами полицейского, мы всё же решили этот квест с Qest и припарковались на небольшой площадке прямо под памятником Гёте (именно в Локете великий немецкий поэт встретил свою любовь - Ульриху фон Лёветцов; на самом престижном отеле городка есть мемориальная доска, перечисляющая все многочисленные приезды сюда Гёте), в десяти метрах от нашего отеля. Но на рецепции нас огорчили, сообщив, что машину на этом месте оставлять нельзя (хотя в бронировании говорилось о бесплатной парковке)
Хозяин отеля показал место, где можно припарковаться на ночь
Это была площадка почти под окнами отеля на улице Zahradni. Одному из местных, как мне показалось, не понравилось наша машина
Отель оказался замечательным! Номер просторный, стильный, с видом на горы.
Немного отдохнув после дороги, мы пошли гулять. Так как в замке мы уже были раньше, то, пройдя по нашей улице Масарика (главной и "почти единственной" в Локете), вышли по Хебскому мосту из городка и решили обогнуть его по периметру
Интересно, что Локет стал первым городом Карловарского края, изображение которого попало на почтовую марку (правда, это была миниатюра, выпущенная в 1939 году Третьим Рейхом)
Как видите, ничего не изменилось
В одном месте справа от дороги увидели табличку. Изучив её, решили прогуляться по парку и подняться на гору.
Хотя временами дорожка становится достаточно крута, двигаться по ней нетрудно: везде установлены перила и парапет, иногда встречаются скамеечки или беседки
Вдоль дорожки растёт много цветов. Например, таких
Со смотровых площадок открываются красивые виды на Локет
В одном месте вверх отходит более узкая тропа. На дереве, растущем у её начала, прибита красивая дощечка
Видно, хорошим человеком был Павел (лесник? Егерь? Философ? Наверное, всё вместе), если его именем названа стёжка.
Спустившись вниз, мы вернулись в городок, бродили по его переулкам, рассматривая всякие милые, уютные безделушки. Например, такие
Выставили ненужные на кухне кружки и облупившийся кувшин - получилось изящно и оригинально. И ведь будут стоять, пока дом не развалится, но никто не тронет, не разобьёт, не разбросает.
К вечеру Локет опустел: туристические автобусы увезли китайцев в городе стало тихо и ещё более уютно. Немногочисленные магазинчики закрылись; допоздна работал только небольшой продуктовый (по-моему, это вообще единственный продуктовый магазин города), который держат китайцы. Одиночки-туристы и местные наслаждались тишиной и пивом в полупустых уличных кафе. А мы этот день завершили в "Rodiny pivovar Svaty Florian". Место, безусловно, туристическое и гламурное, цены не чешские, бирдекели под кружки не подкладывают, а продают, но пиво однозначно хорошее (особенно мне понравилось рубиновое).
Это был лучший день нашего путешествия!
Локет - Иллертиссен (400 км)
Утром проснулись от щебета птиц. Так как "до пятницы мы были совершенно свободны", то снова побродили по пока безлюдному городку. Пребывание в Локете даже превзошло наши ожидания (хотя, вроде, обычный городок: пара улиц, замок, чумной столб, костёл, ратуша - и всё), так что зашли в магазин при пивоварне, где я купил в свою коллекцию пару пивных кружек на память об этом месте.
Когда загружали вещи в машину, к нам подошла пара "русских немцев". Более 20 лет живут под Штутгартом. Интересна их реакция на наши восторги от города: "Ну, Карловы Вары ещё ничего, водички попили, хотя и противная, зараза. А здесь-то с ночёвкой что делать, кроме посмотреть мост из "Т-34"?" А мы не только не знали, что эпизоды этого фильма снимались здесь, но и не смотрели его. Кстати, здесь же когда-то снимался "Казино "Рояль"".
Мы выехали в Иллертиссен.
Если в Меммингене или Ульме многие форумчане бывали, то Иллертиссен настолько мал и зауряден, что, скорее всего, большинство о нём даже не слышали. А занесло нас туда не потому, что этот швабский городок - побратим Локета, а потому, что там второй год живут наши близкие родственники. Так что это было не первое наше посещение города.
Первое поселение здесь появилось, вероятно, в 5 веке нашей эры. Первое упоминание относится к 954 году, когда на высоком холме над рекой Иллерт была заложена крепость Тисса. Пожалуй, самым ярким эпизодом в истории Иллертиссена было состоявшееся здесь примирение императора Оттона I Великого с его сыном герцогом Луидольфом Швабским, после чего они отправились в совместный поход против вторгшихся в их пределы венгров. Считается, что именно с тех пор на городском гербе
красуются три латинские "Р": Pugnamus pro pase (сражаемся за мир)
В городке даже есть небольшой памятник, посвящённый этому событию, но в этот раз поленился идти до него.
Сейчас в Иллертиссене проживает около 17 тысяч человек. Хотя здесь есть несколько крупных предприятий (например, BASF, Pfizer) и железнодорожный вокзал, это типичный швабский городок: тихий, чистый, сонный. Занятно, что статус города он получил лишь в 1954 году, к тысячелетию.
Ресторан в старинном доме, Ратуша и безымянный обелиск
Самый центр города - Марктплац. Фонтаны, кафе, магазинчики... Чуть дальше - приходская церковь Св.Мартина (1590)
Ворота храма
В городе почти не сохранился столь типичный для Германии фахверк. Материала по истории города в период Второй Мировой не нашёл, но предполагаю, что большая часть Старого города была уничтожена союзническими бомбардировками или артобстрелами. Сохранилось буквально несколько домов. Этот отреставрирован
А этот я обнаружил в одном из двориков ещё в первый свой приезд, но за год он не изменился. По крайней мере, в лучшую сторону
Значительная часть городка - это бюргерские простенькие, но ухоженные домики с уютными двориками, фигурками и цветами. Видно, что люди любят свой дом (а муниципальные власти не дают им возможности поступать иначе - система штрафов в Германии серьёзная)
Иногда встречаются домики поинтереснее и побогаче
Интересный заборчик
В первый день после приезда пошли гулять, и я сфотографировал эту клумбу, умилившись, что даже клубнику никто не срывает
Честное слово, но на следующий день ягод уже не было. Не ожидал я от немцев такого! Может, землянику съели "понаехавшие"?