Оговорюсь сразу - это моё первое самостоятельное автопутешествие на такое относительно большое расстояние да ещё и в страну, языка которой я не знаю
Наслушавшись, начитавшись автотуристов, в дороге не хотелось устраивать ночёвку в Польше.
Поэтому план был следующий - переночевать недалеко от Литовско - Польской границы и раненько утром тронуться в путь - через Польшу.
Местом ночёвки назначили Друскининкай. За несколько дней по интернету нашёл подходящую гостиницу Старая почта, заказал номер. 130 литов за двоих. Это я так подумал. Когда приехали, то выяснилось - 150. Оказывается пятница у них считается уже выходным. Следовательно, цены выше. Я заныл про скидку, мол , назад поедем тоже остановимся - немного скинули. И радостно пояснили, что воскресенье у них считается рабочим днём.
Перекусили в кафе и отправились на прогулку.
Тихий курортный городок на берегу Немана. Прошлись по принеманскому парку мимо причала. По Неману, оказывается, курсирует прогулочный пароходик.
Много построек ещё с советских времён.
Чистенько. Ухожено. Народу ещё немного. Сезон, видимо, не наступил.
Недалеко от нашей гостиницы - озеро. Вокруг него дорожка. Береговая зона уже подготовлена - обрезаны кусты и некоторые ветки деревьев. Установлен деревянный пирс, спущена на воду озёрная флотилия из лодок и водных велосипедов.
На следующее утро в 6.00 погрузились в машину и двинулись в сторону Польши через Лаздияй.
При въезде в Польшу навестил будку обмена валюты и приобретения виньеток. Сидящая там пани пояснила, что за легковые машины плата за дороги не взимается.
Дороги в Польше не понравились. Узкие, обочины практически нет. Протяжённые участки с колдобинами и колеёй. Ввиду загруженности на этих участках сложно совершать обгоны, поэтому за фурой нередко тянется приличный хвост. Вообще, поляки плохо ездят. Запросто могут пойти на обгон, когда уже кто-то обгоняет их. Довелось такое увидеть практически сразу после въезда в Польшу.Идущего впереди меня «литовца» таким образом чуть не спихнули с дороги. Меня это впечатлило. Таких ситуаций видел несколько. Сам попал дважды. Правда, один раз в Польше на автобане, а другой раз в Чехии( чуть не спихнула фура с польскими номерами).
Относительно автобанов и моего понимания тактики вождения по ним. В основном все придерживаются скоростного режима –130. Левую полосу занимают для опережения. Тем не менее из правой полосы запросто могут вывалиться в левую не глядя в зеркала. Заметил следующее – иду в правой, догоняю фуру. В зеркало вижу приближающуюся машину по левой полосе. Водила видит, что мне уже как бы надо фуру обгонять и он притормаживает, хотя я не включал левого поворотника. А я вижу «помеху» для обгона и на обгон не иду. Так и едем некоторое время. Чтоб разрядить обстановку я чуть придавил тормоз, включил стоп сигналы, и машина на левой полосе рванула дальше. Стало быть левая полоса уступает правой при обгоне. Несколько странно для нас.
Перед выездом на автобан желательно иметь достаточный запас топлива. Заправок непосредственно на одном «уровне» с автобаном нет. Придётся съезжать с него и ещё несколько километров добираться до заправки. Да и указатели заправочных станций, бывает, долго не встречаются. Говорят, что на таких заправках цены выше. Не сравнивал. Но могу точно сказать о потере времени минут в 20-30, учитывая съезд/выезд, очередь на заправке, топтание возле машины и посещение нужных мест.
Сначала короткие остановки на перекур делали на придорожных стоянках, обозначенных как место отдыха. К туалетам не подступиться - всё вокруг "заминировано" и желание посетить укромное место отбивается с дальнего рубежа. Мужикам проще, а их спутницам увы. Исходя из таких реалий разок остановились у кафеюшки в небольшом городке. Ну то, что услуга платная были готовы, но цена в 5 злотых и отвратительное состояние удобств удивила.
В Польше много машин с дополнительными антеннами. У кого одна, у кого две...
Не понял я их назначения. Может у них слабое покрытие GSM?
Не принято у них пропускать при перестроениях. Нужно втискиваться нагло или долго ожидать кто же смилостивится. Чем больше антенн на крыше, тем меньше надежд, что пропустит. Столкнулся с этим в Варшаве.
Очень много дорог ремонтируют и строят новые. На сколько масштабно - можно оценить с помощью навигатора. Даже с последними обновлениями карт он многих вновь отстроеных участков не видит.
Что задолбало - знаки 70 в районе пешеходных переходов и примыкания дорог. Не езда, дерготня одна. В этих местах, как правило, установлены фоторадары. Половину из которых по дороге в Чехию, мне показалось, я собрал. Интересно пришлют чего-нибудь?
Утомляет езда фур наперегонки по автобанам. Один едет 90 км/ч, а другой его обгоняет со скоростью 92 км/ч. Позади них скапливается куча зрителей-болельщиков: ну! давай! давай! обгони его уже наконец! Заканчиваются перегонялки миганием дальним "поверженным" и победитель задвигается в правый ряд с дистанцией метра в полтора от переднего бампера отстающего. Восторженные зрители наступают на педаль газа и увозят впечатления кто куда.
Бросилось в глаза обилие дорожных проституток.
В Польше пришлось заехать на заправку. Ни одной карточкой не удалось расплатиться. Злотых явно не хватало. В ход пошли наличные евро. Естественно, сдачи дали злотыми. Остался осадок.
Километров за 60 до границы с Чехией на горизонте начинают появляться горы. Чем ближе к ним, тем живописней за окном.
Недалеко от границы остановила польская таможня. Оружие, сигареты, спирт, наркотики. Открыл багажник. Ничего не копали. Хоть и читал я про ввоз/вывоз бензина только в бензобаке, но на 10 литровку у меня в багажнике таможня ничего не сказала. Паспорта не спрашивали. Пожелали хорошего отдыха.
Около 18 часов заехали в Чехию. И еще через полчаса были на месте.
В Чехии качество дорог лучше, чем в Польше. Их извилистость, подъёмы и спуски доставят удовольствие любителям рулить. Из соображений экономии чехи ездят на мало и микролитражках. В топе "Шкоды", как они их называют - шкодовки, Матизы. За неделю один раз видел Кайен и один раз ауди Q7, которая показалась огромной на общем фоне.С наступлением тепла на дороги выводят сохранившиеся моторексы. Трёхколёсный автомобильчик с тентом и мотоциклетным двигателем. Частое явление - Трабант.
Итак, восточная Чехия.
Замок в Опочно.
Находится он недалеко от нашего места дислокации. После долгой дороги это нам подходило больше .
GPS:50°15'56.613"N, 16°6'51.748"E. Указано место, где примерно мы оставили машину.
Примечание: Тут и далее использовал вот эту карту
Когда-то на этом месте, где пересекаются торговые пути, стояла крепость. Первые упоминания о ней относятся к 1068 году. Во время буйства гуситов крепость была полностью разрушена.
Во второй половине 16 века род Трчковых принялся за восстановление замка.
Этот замок, я бы сказал дворец, построеный в стиле ренесанса, по задумке Трчковых должен был символизировать богатство рода и роскошь.Трёхэтажный правильной прямоугольной формы дворец внутри по периметру имеет аркаду с тонкими колоннами, соединяющую все помещения.
Впоследствии замок менял хозяев и частично перестраивался.
В этом замке встречались царь Александр I, прусский император Фридрих Вильгельм III и австрийский министр иностранных дел Меттерних. На этой встрече, состоявшейся в 1813 году, обсуждался план совмесных действий против Наполеона.
Вид из замка.
В замке собрана большая коллекция картин.
Библиотека насчитывает около 12000 книг.
Огромная экспозиция оружия, как боевого, так и охотничьего. Надо отметить, что всё это не свезено из разных мест Чехии, а результат увлечений владельцев. Все предметы оригинальные, приобретённые еще в те далёкие времена, привезённые из путешествий..
Экскурсия разделена на два маршрута по замку.. Следует приобрести оба, ибо на что посмотреть действительно есть. Так же стоит спросить напечатанный текст экскурсии на русском языке. Во многих замках это практикуют. В замке Опочно есть точно.
Количество оружия и доспехов разных времён впечатляет. Охотничьи трофеи из Африки, этнографические стенды.
Африканский зал: оружие, шкуры львов, одежда, масса стрел, луки, копья, щиты.
Одежда индейцев, сшитая иглами дикобразов, предметы быта.
Оружейная комната:доспехи пешего и конного воина. Кирасы, латы, щиты, мечи.
Двуручные мечи(как ими орудовали я не представляю. Они огромны). Защитная аммуниция конного воина и коня. Мушкеты, пищали, небольшие пушки, палицы, алебарды, копья. Форма одежды господ и слуг. В коллекции есть шлем римского воина. Ему 2000 лет.
Мечи, которыми отсекали головы.
В охотничьем зале: Капкан на медведя, различные модели старинных ружей, арбалетов, охотничьего снаряжения. Здоровенная тренога метра три высотой для взвешивания добычи.
Экспозиция оружия с Кавказа, Азии, Японии.
К сожалению фоторгафировать внутри нельзя. Поэтому купили открытки и я их отсканировал, чтобы показать здесь внутренние интерьеры замка.
Замок Кост.
От места нашей дислокации он находился примерно в ста километрах.
GPS: 50°29'25.228"N, 15°8'3.346"E место стоянки
14 век. Построен не как большая часть замков на "господствующей" высоте. Благодаря чему его не видно, пока не подъедешь к нему совсем близко. Очень мощно смотрится. Каменный кулак, вырастающий прямо из скалы. Высокие стены с трёх сторон неприступны. Собственно, само название созвучно кости. В общем, твердыня.
Стоит между двумя прудами. В случае серьёзной опасности имелась возможность затопить долину вокруг него.
Тем не менее существует легенда о его осаде. Гуситы решили во что бы то ни стало взять Кост. У неприступного замка есть "ахиллесова пята" - нет источника воды. С одной стороны хорошо. Никто его не отравит. С другой - запасы воды ограничены. Ну так вот, когда запасы продовольствия и питья закончились и осталась всего одна свиная голова и последняя бочка вина, осажденные пошли на хитрость. Они устроили "пир на весь мир". Долго и шумно веселились, стучали посудой, а под конец выкинули осаждавшим эту свиную голову и бочку вина. Мол, нате поешьте. У нас этого добра еще достаточно. Осаду сняли. В память об этом на внутренней стене замка есть барельеф свиной головы.
Замок всё же однажды был взят. Шведами.
А еще говорят, что в замке есть приведения. Самопроизвольно, порой, закрываются двери. Или падает одна и та же картина.
Экскурсия, как и в замке Опочно, делится на два круга. Каждый стоимостью 100 крон. Если приобретаешь сразу два, то 160 крон. Стоянка авто 50 крон.
Есть предупреждение полиции. Не оставлять в машине никаких вещей на виду.
Случаются кражи из автомобилей.
Изюминкой Коста, если это можно так назвать, является экспозиция инвентаря представителей правосудия времён инквизиции(XVI - XVIII).
В полутёмном помещении звучит минорная, давящая на психику, музыка. Экскурсовод негромко поясняет назначение некоторых инструментов. Мороз по коже
Через узкий проход вниз попадаешь в воспроизведённую комнату выяснения подноготной. Кресло с шипами в сиденье, и прочие дыбы-клещи-растяжки. Кровь стынет
В этом помещении-камере совсем уже мрачно во всех смыслах. Поэтому фото нужно было делать на большой выдержке, а штатив я с собой не взял. Оттого качество пострадало
Настоятельно рекомендую не посещать эту экспозицию в сопровождении детей.
В других помещениях картины, оружие, предметы быта. Всё это в окружении старинных интерьеров.
Статуя Мадонны с ребёнком. Тот, кто разгадает в чём её необычность может тут же загадывать желание. Говорят сбывается!
Проход закрыт. Туда ни ногой. Иначе постигнет несчастье. И рыцарь охраняет покой.
Болтушка жена трещала без умолку. Доведённый до каления муж выстрелил в портрет.
И сказал, что следующая дыра будет уже не в портрете, если не прекратит постоянно болтать.
Тётенька замолкла навсегда.
Чёрная кухня. Топили её "по чёрному". Готовили тут для господ. Еду подавали через специальные лифтоподобные туннели.
Вот и хорошо забытое старое.(шинковка)
А это сковорода для приготовления мяса. Специи в те времена были очень дороги. В процессе готовки жиры и соки вместе со специями скапливались в углублениях. Мясо по готовности снималось, а специи использовались вторично.
А это для выброса отходов. Перед тем как... нужно было выглянуть в окно и убедиться, что никого внизу нет. Кстати, отхожее место было устроено по такому же принципу.
А это сундук для перевозки жалования войску. Проблема безопасности решена элегантно - сундук просто неподъёмный. Плюс основной запор на верхней крышке закрыт металлической крышкой. Чтобы её открыть нужно знать секрет. И не унести и пока будешь возиться с замками стража как раз и поспеет.
Замок Кост в настоящее время является собственностью семьи Кинских.
Ну и ещё немного фото замка.
Кладрубы-над-Лабем.
GPS:50°3'26.325"N, 15°29'12.582"E место стоянки
"Конезавод в Кладрубах-над-Лабем, созданный 428 лет назад, стал кандидатом на занесение в список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО, - заявил министр культуры Чешской республики Вацлав Йегличка. В собственности конезавода около 80 зданий и сооружений непосредственно в Кладрубах и 40 в Слатинянах, а также парк в 1200 га. В Кладрубах сегодня содержатся 300 белых лошадей, в Слатинянах - еще 250 вороных. По словам министра, занесение конезавода в реестр поможет ему найти средства на ремонт и расширение. Это особенно важно сделать сегодня, когда поднимается престиж кладрубской породы лошадей.
Государственный конный завод в г. Кладрубы-над-Лабой является, по многим данным, старейшей крупной конефермой в мире. В настоящее время специализируется на выращивании высококлассных лошадей старокладрубской белой породы. Основателем фермы (1563 г.) был император Максимилиан II."
Ещё дома я знал, что попасть на экскурсию на конезавод сложно. Необходимо собрать группу не менее пяти человек. Но очень хотелось. Поехали на удачу. И она нам улыбнулась. Немного подождав, мы подключились к группе студентов. Экскурсию проводила симпатичная и улыбчивая девушка. По её стилю общения было понятно как бережно и с какой любовью относятся там к лошадям.
Нас провели по внутренним помещениям различного назначения.
Эту породу лошадей ещё называют белоуши, так как они белой масти. Допускается лёгкое вкрапление серых яблок. Удивительно, но рожденные жеребята черные. Белеют через четыре - семь лет, а то и к десяти годам. Живут около тридцати лет.
Порода выводилась в первую очередь для упряжи.
Характерными особенностями породы является покладистый нрав, предрасположенность к обучению. Внешний признак - профиль морды с характерной горбиной.
Процесс воспроизводства происходит только естественным путём. Никаких пробирочных осеменений. Специалисты следят за отсутствием родственных связей аж до седьмого колена. Подготовленный к оплодотворению кобылы стоят в ожидании. Девушка гид просит соблюдать тишину, не делать резких движений, чтобы не напугать животных и проходить строго по середине, во избежании неприятностей. Лошади немного нервные в этот период.
Период беременности проходит под постоянным контролем ветеринаров.
Роды проходят тоже естественным путем в специально отведённом помещении и находятся там вместе с жеребятами три-четыре месяца. На снимках ниже жеребятам 1-1,5 месяцев. Кобылы ещё не восстановились после родов, поэтому животы ещё как у беременны.
На четвёртый месяц после рождения жеребят из "родильного" отделения переводят в "детский сад". С этого момента, постоянно наблюдая, отмечают индивидуальные особенности, на основе которых определяют дальнейшее назначение лошади. Спортивное направление или исключительно хождение в упряжке.
Обучать начинают с четырёх лет.
Рекорд, установленный воспитанниками заводчан, упряжь из двадцати двух лошадей. Конечно же нам показали коня - ведущего этой упряжи, он был как раз в стойле.
Ну ничего особенного. Конь как конь. Но не всякий конь может вести за собой и управлять такой упряжью. Естественно, я его сфотографировал. И, конечно же, теперь не могу найти на какой он фотографии.
Ежегодно устраиваются спортивные представления. Проводят гонки упряжек.
Фото с w ww.nhkladruby.cz/index.php
Фото с w ww.nhkladruby.cz/index.php
Недавно конезавод поставил шесть лошадей для кареты Её Величества Королевы Англии.
Для того, чтобы посмотреть лошадей на выгоне нужно заказывать отдельную экскурсию. Тогда можно будет прокатиться в карете и посмотреть, как лошади выгуливаются.
Но девушка-гид сказала, что и из машины можно посмотреть, проезжая мимо. Что мы и сделали. Правда, близко подходить я не решился ввиду таблички с предупреждением.
Фото с w ww.czecot.com/ru
Фото с w ww.czecot.com/ru
Адршпах.
GPS:50°37'1.115"N, 16°7'21.351"E
Удивительное место - Скальный град Адршпах.
Это скалы. Много скал. Сначала аж дух захватывает от увиденного. То есть я знал, что это должно впечатлить, но что так! Нечто сказочное. Ветра и дожди главные архитекторы этого комплекса из скал самых невероятных форм. Фотоаппарат непрерывно стрекочет затвором. Хочется заснять всё. И только позже понимаешь, что привести в порядок и отсортировать заснятое будет очень трудно.
Долгие столетия мало что было известно об адршпахских скалах. Решались войти в скальные лабиринты в поисках убежища во время войн. Первые посещения путешественниками из соседней Селезии относятся к 1700 году.
В 1824 году на территории скального города возник пожар. За несколько недель он уничтожил почти всю растительность и скальный лабиринт стал более доступен. В начале 19 века начинается прокладывание первых туристических троп.
Приглядываясь к скалам можно найти сходство с чем-то. Поэтому многие из них имеют название: Кувшин, Влюблённые, Сахарная голова....Они были придуманы ещё первыми туристами и по традиции сохраняются. У кого есть фантазия и время на созерцание, то безымянных скал хватит не на одно поколение. У нас его было не очень много.
Для осмотра предлагается два маршрута. Один вокруг нижнего озера. Другой к верхнему озеру.
Как-то получилось, что мы оказались в стороне от верхнего озера. Любопытство повлекло. Свернули, поторопились. Тропа ведёт то вверх, то вниз. На затяжных подъёмах в голове предательская мысль вернуться назад.
Периодически встречаются сооружения, напоминающие систему "деревянный сортир", но с красным крестом. Это аптечки. Скалы посещают и любители их штурмовать. О том, что это опасное занятие напоминает устроенная в скальной нише каплица с именами погибших.
Полюбовались панорамными видами со смотровой площадки. Эта тропа делает круг и в конце концов мы оказались почти в начале нашего маршрута. Устали, конечно, и до верхнего озера не дотянули самую малость.
Время поджимало, близилось закрытие этого "парка атракционов". Билетные кассы лодочной станции уже не работали. А жаль. Пока женская часть отдыхала, я рванул хоть одним глазком глянуть на лодочную пристань.
Сахарная голова. Высота 52 метра. Объём вверху 13 метров, внизу 3 метра. Вес 40 000 кг.
Вот так помогают устоять Сахарной голове.
Ручеёк перешагнуть можно. Но форель водится.
Вход в Скальный город. Метров за пятнадцать начинаешь чувствовать холодное дыхание.
Солнце практически не проникает внутрь. Поэтому довольно прохладно.
И на камнях растут деревья.
Лестница в скалы
Требеховице.
GPS:50°12'6.728"N, 15°59'34.304"E место стоянки.
Тут находится музей бетлемов.Еще это творчество называют вертепом. Совсем меня запутали. Однако.
Из энциклопедии:
"Вертеп 1) Народный украинский кукольный театр (17-19 века) Куклы, укреплённые на проволоке внутри 2-ярусного ящика приводились в движение вертепщиком. Сценки на библейские сюжеты, сатирические интермедии сопровождались музыкой, основанной на народных мотивах. Вертеп близок белорусской батлейке, русскому театру Петрушки
Вертеп 2) употребляется так же для обозначения трущёбы, притона."
Этому предрождественскому хобби уже несколько столетий. Как правило, бетлем - это сценки рождения Христа. Фигурки библейских персонажей делают из разных материалов. Из бумаги, соломы, дерева, теста. Искусные мастера изготавливали движущиеся бетлемы со множеством фигурок. Чешские бетлемы считаются уникальными.
В Требеховитском музее представлен бетлем, которому уже более ста лет. Размеры 7х3х2 метра. Фигурок более тысячи. Делали его, если я правильно помню, около 40 лет.В музее показана и оборотная часть движущихся бетлемов - механика. Как от одного двигателя приводились в движение множество фигурок. Для этого применялись изготовленные из дерева шестерни, шкивы, шнеки, деревянные и проволочные тяги и прочие хитроумные решения.
Так как я понятия не имел что такое бетлем, то мне было интересно посетить это музей. Кстати, экскурсия проводится под фонограмму. Имеется фонограмма и на русском языке.
За возможность фотографировать надо заплатить. В этот раз мы воздержались. Купили открытку, а потом отсканировал.
Я самонадеянно решил, что фото бетлемов легко можно найти в интернете. Однако я ошибся. Вот всё, что мне удалось найти.
Это фото взято из интернета. Так сказать, оборотная часть бетлема.
Центральная площадь в Требеховице. На первой фото виден указатель музея бетлема.
На всё про всё у нас ушло примерно час. Но мы и не планировали это посещение, как основную цель. Были проездом.
Лес Королевства (Les Království).
GPS: 50°27'27.36"N 15°45'3.14"E
По пути в зоопарк в Двур Кралове наш гид Светлана решила нам показать рукотворную красоту. Правда, пришлось поискать немного – пару раз свернули не туда. Указателей нет. Поэтому я и указываю координаты для навигатора.
Объект осмотра – плотина.
Строительство началось в 1910 г. и закончено было в 1919 г. Поводом для возведения послужили постоянные наводнения при разливе реки Лаба. Это гидротехническое сооружение служит прежде всего охранным щитом и регулирует интенсивность потока.
Плотина помимо технического решения бесспорно является эстетическим примером в сторительстве подобных объектов.
Место весьма живописное. Немного прошлись, осмотрели с разных сторон.
Погода была отличная и видно было как в верхних слоях греют спины, на мой взгляд, просто гиганские карпы.
С 1964 года сооружение является народным техническим памятником.
продолжение следует...