XII » 25 ноя 2014, 22:22
Копирую сюда отчет о полете турками в Танзанию в июне этого года, размещенный на другом ресурсе:
Поездка в Африку планировалась очень долго, еще начиная с декабря 2012 года. Вообще я не склонен заниматься разработкой маршрутов путешествий на 18 месяцев вперед и по первоначальному сценарию мы должны были лететь в Танзанию в сентябре 13 года, но вмешались непредвиденные обстоятельства буквально за неделю до вылета, когда билеты уже были на руках.
Для нашего плана, включавшего посещение Занзибара и сафари в Нгоронгоро, идеально подходили Турецкие авиалинии, летающие и в крупнейший город Танзании Дар-Эс-Салам, откуда до Занзибара рукой подать, и в аэропорт Килиманджаро, расположенный на севере страны недалеко от национального парка.
Помимо нужных нам аэропортов турки предлагали настолько гуманные цены, что альтернатив по сути и не возникло. И египтяне, и Эмирэйтс, и Катар, и КЛМ были и дороже, и неудобнее.
Еще летом 13 года, пытаясь купить билеты на сайте турков, столкнулся с тем, что их нельзя было оплатить дебетовой картой. Проблема была решена путем визита в московский офис Турецких авиалиний, где билеты были не просто выписаны, но еще и в тех классах, что позволяют копить мили в Евробонусе, программе для часто летающих пассажиров партнера турков по альянсу SAS.
Когда возникли обстоятельства, о которых я писал выше, самым очевидным решением казался звонок в колл-центр авиакомпании с просьбой аннулировать билеты и вернуть суммы сборов. Оказалось, однако, что тариф предусматривал возможность заморозки билетов на срок в один год со штрафом в 50 евро. Год, правда, отсчитывался не с предполагаемой даты вылета, а с даты покупки билета, при этом операторы колл-центра по-разному трактовали это правило: кто-то говорил, что мы должны совершить только первый сегмент до этой даты, а кто-то говорил, что до этого дня все сегменты должны быть выполнены. Как оказалось, корректным оказался именно первый вариант.
Весной 14 года мы определились с новыми датами поездки, перебронировали билеты через колл-центр и выкупили их в офисе турков во Внуково, заплатив штраф и разницу в цене, на счастье едва превысившую 11000 рублей на двоих.
Удивило, что первоначально мы, желая обеспечить стыковку в Стамбуле без нервов, взяли билеты на рейс, вылетающий из Москвы в 13:10, но во Внуково смогли перебронировать нам билеты только на 4-хчасовой рейс, что уменьшало время на пересадку в Ататюрке до одного часа.
За день до вылета я зарегистрировался на оба сегмента предстоящего полета VKO-IST и IST-DAR.
В субботу днем, чуть меньше чем за два часа до рейса, мы приехали во Внуково. В огромном терминале А было очень просторно и малолюдно. Регистрация на рейсы Turkish Airlines проходит на семи стойках, одна из которых отдана под бизнес-класс, еще одна под бизнес-класс и baggage drop-off, три под экономический класс и две только под baggage dropp-off. Очередь была небольшая, буквально человек пять перед нами, но время до получения посадочных неожиданно затянулось. Из семи стоек работали то две, то три, то четыре, при этом две перманентно были заняты проблемными пассажирами, вокруг которых суетились местные агенты авиакомпании. Когда очередь наконец дошла до нас, девушка за стойкой сначала обрадовала новостью о том, что регистрация не содержит номеров карточек Евробонус, хотя я вводил их при регистрации онлайн за день этого, а потом выдала нам только посадочные до Стамбула, чем привела нас в абсолютное недоумение. Пришлось ей напоминать, куда мы летим, и просить посадочные на второй сегмент. В общем, впечатление от процесса регистрации осталось смазанным.
На паспортный контроль работало 4 стойки, в каждую стояло по 10-11 человек, но этот этап был пройден едва ли больше чем за 10 минут.
Секьюрити-чек тоже прошел оперативно, хотя работал всего один сканер для вещей из четырех.
Чистая зона выглядела очень просторно, но темновато из-за пасмурной погоды. Походили по duty-free (с не впечатляющим ассортиментом средств для ухода за собой, хотя все основное есть), пообедали в Шоколаднице (есть альтернативы в виде Бургер-Кинга, кафе Heineken и еще пары ресторанчиков), и пошли к 23 гейту, где у телетрапа стоял Боинг 737-900.
Посадка началась за 20 минут до планового времени вылета, а взлетели мы с опозданием минут в 35. Борт был полный. Некоторые объявления звучали в записи на турецком, английском и русском, некоторые только на турецком и английском, в частности от капитана.
При посадке обратил внимание на пледы и подушки, лежавшие на некоторых полках, но специально их никому не раздавали. На каждом кресле лежали наушники для персональных развлекательных систем с широким выбором фильмов на русском языке.
Салон в хорошем состоянии, с кожаными сине-красными креслами, но на некоторых оставались крошки от пассажиров с предыдущего рейса. Шаг кресел прекрасный.
После взлета очень долго - 32 минуты не выключали табло "Отстегните ремни". Впервые с таким столкнулся.
Обслуживание было любезным, но не слишком быстрым. Еще до взлета пассажирам предложили комплименты в виде кусочка лукума и раздали меню, где на выбор предлагались курица и говядина (оба блюда были довольно вкусными).
Время в полете составило 2:35, маршрут пролегал через Россию, Украину, Черное море (воздушные пространства Румынии и Болгарии) и Турцию.
Незадолго до начала снижения на персональных мониторах появилась информация о рейсах, на которые должны были успеть транзитники. Почему-то их было всего два, Тирана и наш Дар-Эс-Салам, который должен был отправляться от 220 гейта. Гейтом прибытия значился S09. Как ни старался, не смог найти его на плане терминала в бортовом журнале и начал подозревать, что он может быть автобусным.
Касание полосы было довольно жестким и произошло на 20 минут позже времени прибытия, заявленного в расписании, соответственно, времени до рейса в Дар-Эс-Салам оставалось в обрез. Известно, что Ататюрк с трудом справляется с сегодняшним потоком пассажиров и количеством рейсов, соответственно, мы начали предвкушать недоброе.
После посадки капитан вышел на связь, поприветствовал всех в Стамбуле, но отдельно подчеркнул, что до места стоянки мы будем добираться еще какое-то время. В окно было видно еще минимум пять бортов, ожидающих своей очереди по пути к гейтам. Руление с длительными перерывами заняло еще долгие 25 минут. Остановились мы действительно не под телетрапом, что должно было отнять у нас дополнительное время.
Добавлю, что во время руления (точнее, стояния по большей части) и мы, и другие пассажиры по много раз нажимали кнопки вызова бортпроводников, но никто из них не появился. Некоторые люди вставали с кресел, ходили по проходу, доставали багаж, но команда удосужилась сделать лишь одно замечание по громкой связи, никак не реагируя на происходящее в дальнейшем.
Выход осуществлялся по двум трапам, спереди и сзади, а так как мы сидели на 15 ряду, то выходили практически последними. Автобус, уезжавший первым, захлопнул свои двери прямо перед нами, второй наполнялся еще минуты 3-4, потом попал в пробку, пропуская самолеты, и остановился у терминала примерно в 19:00, то есть за 10 минут до отправления рейса в Дар.
Мы устроили дикий спринт к зоне транзита, а из нее к 220 гейту, где, как оказалось, все было готово к посадке, которая еще не началась!
Выдохнули, умылись, зашли в самолет. Аналогичный московскому рейсу борт Боинг 737-900, тоже с кожаным салоном в сине-красных тонах. Места для ног между рядами, а мы сидели в этот раз на восьмом, было предостаточно. На креслах лежали подушки и пледы, чуть позже выдали наушники и индивидуальные наборы, состоявшие из носков и повязок на глаза.
Загрузка рейса навскидку процентов 65. Долго стояли в очереди на взлет и взлетели около 8 часов вечера. Время в пути - 7 часов.
К моему удивлению дольше часа не начиналось обслуживание. В этот раз предлагали на выбор снова курицу и говядину, но приготовленные иначе, чем на московском рейсе. Говядина с булгуром, спаржей и перцем была просто волшебная!
Где-то за час с небольшим до завершения полета бортпроводники предложили сэндвичи, пирожные и напитки.
Пройдя сквозь облака при посадке, наблюдали огни пригородов-трущоб Дара. Проводники, проверяя готовность салона и пассажиров к посадке, были довольно халатны, не обращая внимание на опущенные спинки кресел.
Приземлились спустя 15 минут после обозначенного в билете времени прилета, быстро зарулили к гейту, но выйти из самолете разрешили только спустя минут 10.
Большая очередь пассажиров отправилась за визами, мы же, имея их заблаговременно в паспортах, сразу отправились на паспортный контроль. Сонные пограничницы работали очень небыстро, снимали отпечатки всех пальцев с обеих рук, но наконец пропустили нас. Чемодан, к счастью, уже ждал на багажной ленте. Таможенники досматривали всех, но не очень внимательно.