Маршрут нашего плавания был следующий : Италия (Рим, порт Чивитавечья)- Италия (Неаполь)-день в море- Греция (Афины)- день в море- Израиль (Хайфа)-Израиль (Ашдод)-день в море- Греция(Родос) - Турция (Кушадасы) – Греция (Крит, Сауда)-день в море- Италия (Рим, порт Чивитавечья).
Для данного маршрута заранее была оформлена итальянская мультивиза на период нашего путешествия. Для посещения Турции и Израиля нам как российским гражданам заранее озадачиваться визой не требовалось.
Корабль Mariner of the Seas можно смело назвать огромным плавучим городом! Длина 311,1 м, ширина 47,4 м. В этом пространстве с комфортом размещены 13 пассажирских палуб, множество ресторанов, большой театр, торговая улица Променад, ледовый каток, спа-салон, фитнес-центр, а также открытая спортивная палуба (волейбол, футбол, стенка для скалолазания, настольный теннис, небольшой роллердром для катания на роликах и наконец гольф-клуб). Несмотря на год постройки (2003) корабль не выглядит старым и потрепанным, скорее наоборот: Mariner of the Seas произвел на нас впечатление современного и комфортного корабля, в котором все продуманно до мелочей! Чтобы изучить корабль и облазить его вдоль и поперек, нам потребовалось 2 дня Но заблудиться не боялись – на каждой палубе раземещены путеводители по кораблю (макеты корабля либо поэтажные планы).
В стоимость круиза входило как само проживание, так и питание практически во всех ресторанах. Платные рестораны и бары тоже были, но их можно назвать условно платными: платить надо только за вход (от 5 долларов за человека за вход в кафе и заканчивая 25 долларами за вход в ресторан-гриль), а далее по меню можно набирать сколько хочешь, чего хочешь. Сначала мы планировали в обязательном порядке посетить все платные рестораны, чтобы попробовать их кулинарные изыски… Но планы так и остались планами: бесплатное питание что в ресторанах шведский стол, что в основном классическом ресторане было настолько вкусно и разнообразно, что каждый раз из-за стола мы еле выползали, сытые и довольные. На ужин в ресторане шведский стол Jade всегда были наши любимые суши. И мы как бегемотики-троглодитики сначала шли на ужин в Jade чтобы поесть суши, а потом в 21-00 (в основном ресторане мы ужинали во вторую смену) шли в основной ресторан, где нас обслуживали 2 официанта… и «догонялись» разной вкуснятиной еще и там.
После таких обжорств очень спасала спортивная палуба: так приятно позаниматься спортом на свежем морском воздухе, с прекрасным обзором на море!
Обслуживание на корабле было на 5 с плюсом: уборка в номере 2 раза в день, после ужина на кровати мы всегда обнаруживали смешных зверюшек сделанных из полотенец (зверюшки никогда не повторялись), официанты в основном ресторане с первого раза запомнили наши предпочтения (навроде обязательной тарелочки свежих лимонных долек, муж их клал в минералку, а я себе – в чай).
Что касается дресс-кода в основном ресторане- своим отсутствием он полностью оправдал наши ожидания (исключения составляли 2 вечера за все плавание). Правда муж решил перестраховаться и все-таки набрал классических костюмов, поэтому он ходил на ужин в основной ресторан как приличный джентельмен … в отличие от прочих туристов, особенно американцев, которые присутствовали на ужине и в джинсах, и в шлепках, и в клетчатых рубашках а-ля ковбой, и в пляжных сарафанах, и в мини-юбках величиной с пару носовых платков при габаритах больше похожих на бочонок.. В общем, народ с одеждой не заморачивался. И я не видела чтобы у кого то возникали проблемы при входе в основной ресторан.
На корабле очень продуман досуг туристов, думаю любой человек без труда найдет для себя что-то интересное: вечерние шоу-программы (акробаты, циркачи, танцы на льду, театральные спектакли, вечера джаза и т.п.), викторины, семинары о городе и достопримечательностях следующего порта, семинары о красоте и здоровом образе жизни, спортивные турниры, занятия в фитнес-центре ..всего и не упомнишь. Каждый вечер в каюте появлялся так называемый «Компас» - местный журнал обо всей важной информации и развлечениях на следующий день, а также о прогнозе погоды в портах, времени заката/рассвета и каких то организационных моментах круиза.
На палубе Променад расположены магазины дьюти-фри, которые были открыты только когда корабль находился в море. В одном из магазинов мы несколько раз покупали всякую туристическую всячину: майки и спортивные куртки на молнии с изображениями/логотипами круизной компании и корабля (была акция 2 майки=30 долларов, а 1 кофта = 25 долларов), открытки, магнитики, игральные карты..еще какую то мелочевку. В один из первых дней мы конечно же зашли и в алкогольный дьюти-фри. Цены там оказались привлекательные. Однако было и одно «но»: купленные бутылки можно было забрать только в конце круиза. Это и объяснимо – все спиртное на корабле платное, поэтому компании невыгодно чтобы вы пили свое впиртное, купленное по дешевке в магазине беспошлинной торговли.
В определенные дни магазины устраивали распродажи то часов, то бижутерии, то очков, то ювелирки. В один из дней была особенно разрекламированная распродажа: набор часы+браслет+кулон/серьги/цепочка, в красивой коробочке, на бархатной подложке, стоил 10 долларов. Вот это было мега-столпотворение покупателей! Тетки сметали эти подарочные наборы просто десятками! Поддавшись стадному инстинкту, я тоже пробилась к витрине. Мда, качество мэйд ин Чайна в худшем виде…Не знаю зачем народ скупал эти наборы (может из-за красивой коробочки), такое даже соседу или седьмой родне на киселе дарить и то стыдно…Но на вкус и на цвет, как говориться..
За несколько дней до окончания круиза мы обнаружили в номере вместе с «Компасом» дополнительный листик – в листике говорилось, что скоро нужно будет оплатить чаевые и при желании мы можем добавить их к счету за каюту, если заполним соответствующий пункт этого листика. Но мы не стали заморачиваться с тем, чтобы плюсовать чаевые к счету за каюту, а спустились на 5 палубу к «ресепшену» и заплатили чаевые наличными, в рекомендованном компанией размере (около 9 долларов с человека за день). На следующий день вместе с очередным «Компасом» мы получили пустые конвертики с указанием кому из персонала они предназначены и ваучеры, свидетельствующие о том, что мы эти чаевые уже оплатили. Вложив ваучеры в соответствующие конвертики, мы их раздали лично по назначению (уборщику, официанту, помощнику официанта и еще нескольким товарищам).
Если подвести итог нашему первому круизу, то он оправдал все наши ожидания! Понравилось все: и каюта с видом на променад, и разнообразная и вкусная еда, и обслуживание, и развлечения на борту , и в целом организация круиза! (отдельное спасибо Алексу с этого форума, через которого мы бронировали круиз, благодаря его советам наше морское путешествие прошло отлично!)
Италия (Неаполь)
Это был наш первый порт в круизе и именно в этом месте нас ожидала обширная программа осмотра достопримечательностей: рано утром мы планировали поплыть на кораблике на Капри, там взять экскурсию в Голубой грот, затем немного погулять по самому острову, а вернувшись в Неаполь прокатиться на экскурсионном автобусе по городу(CitySightSeeing) с русским аудиогидом по самому большому 2-часовому маршруту С, который ездит как раз только в выходные дни.
Но все наши планы спутала погода. Проснувшись аж в 6 утра и донеся свои полусонные тела до завтрака, мы обнаружили за окном холод и проливной дождь. Поразмыслив над перспективой замерзнуть и намокнуть, мы решили вернуться в каюту и поспать еще пару-тройку часиков, вдруг погода наладится?! Проснувшись в 10 утра мы не обнаружили никаких погодных изменений. Было решено отменить посещение Капри и отправиться кататься на экскурсионном автобусе. Мы оказались не одни такие умные. Заплатив 22 евро на человека за билет на автобус, мы обнаружили на остановке толпу желающих. Мест на желаемый маршрут нам не хватило Поэтому было решено поехать по более короткому маршруту R , который длится всего 45 минут. Но нас поджидала еще одна засада – аудиогида на обещанном русском языке не было! На нужной волне была тишина! Проехав пару остановок и поняв, что скороговорку английского аудиогида мы понимаем с трудом, мы сошли с автобуса и пошли пешком смотреть город, двигаясь в сторону замка Д”Эстэ. Сейчас вспоминая эту пару автобусных остановок, я понимаю, что это была самая дорогая поездка на городском автобусе в моей жизни
Неаполь продолжал нас пугать холодом и дождиком: ноги промокли через несколько минут прогулки, а зонтик вырывал из рук шквальный ветер. Вдоволь намокнув, мы наконец добрались до замка и с его стен через пелену дождя разглядели наш круизный корабль.
Перекусив в местной кафешке изумительно вкусной шаурмой (не чета московской ни разу!), уставшие и довольные выполненной хотя бы частично программой мы вернулись на корабль- греться и сушиться.
В портовом терминале перед посадкой на корабль с нами произошла забавная история. Зайдя в местный дьюти-фри мы обнаружили выбор рома по очень привлекательной цене. Но проносить на корабль спиртное нельзя (точнее можно, но с условием, что бутылки можно забрать в конце круиза). Нас этот вариант не устраивал! Пришлось проявить русскую смекалку. Вместе с бутылкой рома была куплена бутылка минералки и под хихикание продавцов (одна девушка оказалась русской) и под удивленные взгляды других покупателей-иностранцев, совершили переливание жидкостей ) Фокус удался! Бутылку «с минералкой» удалось без проблем пронести на борт
Греция (Афины)
В Афинах у нас было около 5 часов свободного времени (из-за того, что мы сони и все утро сладко спали!). В старый город можно легко добраться от порта на метро. Сама станция метро находится в 25 минутах ходьбы вдоль набережной. От выхода из терминала порта до собственно самой станции метро то тут то там вдоль дороги висят табло с картой местности и указанием «you are here». Сориентировались легко!
Во время нашего посещения Афин часть метро оказалась на ремонте – мы не смогли доехать до станции Akropolis, пришлось выйти на станции Monostiraki и начать осмотр с Библиотеки Адриана.
Очень удобно, что в Афинах есть единый билет на все музеи. Купив его перед входом в Библиотеку за 12 евро, мы свободно прошли и в Библиотеку, и в Агору, и в Акрополь (минуя в последнем огромную очередь в кассу). Акрополь конечно впечатляет! Это надо обязательно видеть своими глазами!
Хотя великолепие Акрополя немного смазывает толпа народа, а также стоящие в изобилии во многих местах строительные леса- ведутся реставрационные работы. После посещения Акрополя мы вернулись к станции метро, купили килограмм свежайшей ароматной клубники за 2 евро (в Москве такой днем с огнем не сыщешь даже летом), и устроились в одном из тихих переулочков уплетать эту вкуснятину! Мммм!
На этом наш гастрономический опыт не закончился – предварительно начитавшись в интернете о всяческих кулинарных греческих изысках навроде мусаки, сувлаки (местная шаурма), рыбы на углях и салата дзадзики из свежих огурцов и йогурта, мы зарулили в одно кафе, с виду донельзя местное и нетуристическое. В итоге – полное разочарование… Рыба оказалась мелкой жаренной килькой за 12 евро, салат дзадзики вкусный, но приедается после третьей ложки, а шаурма абсолютно обыкновенная – не чета неапольской. То ли нам с местом не повезло, то ли наши гастрономические вкусы не совпали с греческими… В общем на корабль мы вернулись дико голодными и кинулись в ресторан на обедо-ужин!
Израиль (Хайфа)
За несколько дней до начала круиза я промониторила погоду в портах по маршруту нашего плавания. В городах Израиля Хайфе и Ашдоде синоптики обещали адскую жару +38. Но небесная концелярия смилостивилась - накануне нашего прибытия жара спала… и Хайфа встретила нас ласковым солнышком и умеренной температурой в 30 градусов.
На осмотр города мы отвели более 7 часов. Из порта пешком за 10 минут мы дошли до ближайшей станции метро Кармелит, занесенной в книгу рекордов Гинесса как самая маленькая линия метро в мире. Кармелит оказался обычной канатной дорогой, идущий под землей с большим уклоном. На каждой остановке (их всего 6) вагон достаточно сильно мотало вверх вниз. На конечной остановке я вышла из вагона слегка покачиваясь от головокружения
Выйдя на улицу мы попытались сориентироваться по карте: где мы есть и в какую сторону нам идти к знаменитым Бахайским садам. Но это оказалось не так просто сделать: карта, распечатанная заранее из интернета, оказалась слишком малого масштаба и на ней просто не было улиц, названия которых мы видели вокруг. Руководствуясь пословицей «Язык и до Киева доведет» я решила поспрашивать прохожих. Каково же было наше удивление, когда нам стали отвечать по-русски! Оказалось, что в Хайфе живет очень много русскоговорящих людей. Такого количества людей, говорящих по-русски, я не видела даже в Иерусалиме!
С подсказками прохожих (спрашивать пришлось аж несколько раз) мы дошли-таки наконец до верхней части Бахайских садов.
Как и ожидалось, посмотреть средние и нижние Бахайские сады не удалось – была среда, а по средам доступна для осмотра только верхняя часть. Кстати, согласно официальному сайту Бахайских садов, в другие дни недели можно ни только посмотреть все части Бахайских садов, но и присоединиться к бесплатной экскурсионной группе (на русском в т.ч.)
Вдоволь наснимав красивые виды садов и окружающей панорамы, мы направились в сторону монастыря Кармелитов. По закону подлости, монастырь тоже оказался закрыт! Вот такая невезучая среда
Пофоткав монастырь снаружи, мы направились в сторону фуникулера, чтобы с его помощью спуститься на один из бесплатных организованных пляжей- искупаться или хотя бы просто помочить ножки в морской водичке. Ждать своей очереди на фуникулер нам пришлось около часа, перед нами стояла огромная толпа местных школьников (ох уж эта невезучая среда!).
Набравшись терпения, честно отстояв свою очередь и пропустив всех школьников, мы наконец спустились на пляж
На пляже было малолюдно и это оказалось легко объяснимо, так как водичка была супер-бодрящая, градусов этак 18 Помочив ножки мы направились в сторону Немецкого квартала, чтобы вкусно перекусить в одном из ресторанов, расхваленных в путеводителе. К тому времени когда мы наконец дошли до Немецкого квартала, голод настойчиво давал о себе знать…поэтому особенно не выбирая мы зашли в манящую прохладу первого попавшегося ресторана. О! Такого гастрономического удовольствия мы не получали даже в недавней поездке в Берлин! Жульен из грибов (огромная сковородка), куриный шашлык с картошкой и овощами, а также кальмары в винном соусе не оставили нас равнодушными. Просто ням-ням! Пиво кстати тоже оказалось вкусное Счастливые и довольные, неспешным шагом мы вернулись на корабль.
Израиль (Ашдод)
Достопримечательности Иерусалима (около часа езды на машине от Ашдода) мы осматривали в сопровождении русскоговорящего гида. Иерусалим поразил нагромождением домов, религий, культур и людей. Идя по одной улице и едва свернув на другую, попадаешь уже как бы в другую страну. Другие люди, другая религия, другие устои. Также поразили огромные очереди ко всем святым местам: множество паломников, верующих и просто любознательных туристов толпятся…при этом толкаясь, влезая без очереди, да и просто ругаясь друг с другом… в общем и в целом совсем не производя впечатление не только религиозных, но и просто уважающих друг друга людей. Скорее галдящие зеваки (все ИМХО).
Не могу сказать, что мне совсем не понравился Иерусалим, но могу сказать точно – жить в этом городе, даже один день в качестве туриста, мне было бы сложно и неуютно.
Греция (Родос)
Наш корабль пришвартовался в порту прямо у самого сердца «старого города». До всех достопримечательностей – рукой подать (точнее ногой шагнуть
Свободного времени у нас было много, поэтому мы весьма неспешно гуляли по старому городу. Успели осмотреть все что хотелось: археологический музей как с известными экспонатами (статуя Афродиты), так и с неопознанными смешными, улицу Иппотон (она же улица рыцарей) с гербами, храм Афродиты, оказавшейся парой кучек камней на площади, дворец великих магистров (неужели люди могли жить в таком мрачном здании?!), поднялись на Clock Tower откуда нам открылась прекрасная панорама города (вход 5 евро, включая любой напиток, даже алкогольный), а потом спустились к набережной и прошлись до того места, где ранее якобы стоял Колосс Родосский, а ныне стоят две колоны с оленем и оленихой, символами Родоса. Кстати на всех люках в Родосе тоже отчеканены изображения оленей.
Впечатления от Родоса остались самые приятные! Гуляя по улочкам, вымощенным галькой, окунаешься в таинственное средневековье.. Сюда бы я определенно еще раз вернулась…
Турция (Кушадасы)
Несмотря на наши планы проснуться пораньше и сойти с корабля в порт «с первыми петухами», мы в очередной раз проспали несколько звонков будильника и вышли в город около 10 часов утра. Свободное время в Кушадасах (у нас оставалось около 5 часов) было решено посветить Эфесу…и если хватит времени – посмотреть генуэзскую крепость на острове Гюверджин .
Как и ожидалось, в Кушадасах достаточно легко ориентироваться: на всех улицах висят их названия, а местные жители очень дружелюбны и с удовольствием общаются на английском (а некоторые и на русском) языке. Вот так неспешно, мимо торговых палаточек, ларьков и магазинов, вяло отбрыкиваясь от назойливых торговцев всякой рыночной всячиной, мы дошли до остановки местных маршруток (рядом с Atli Hotel)– долмушей. Весь путь от порта до остановки занял от силы минут 10, хотя на карте распечатанной из Гугла казалось, что это должна была быть как минимум получасовая прогулка. На площади, которая служила местным мини-автовокзалом, толпилось множество мини-автобусиков, на стеклах которых, как и на наших мартшрутках, были указаны все основные остановки. Но нам даже не представился шанс самостоятельное разобраться какой же долмуш идет до Эфеса – к нам тут же подскочил дружелюбного вида турок (мы назвали его «распорядитель долмушей») и подсказал в какой долмуш нам садиться, предупредив водителя, чтобы он нас высадил на нужной нам остановке. Проезд на долмуше стоил всего 4 лиры на человека. В то время как недалеко от долмушей стояли такси и просили за путь до Эфеса аж 25 евро за машину.
Доехали мы быстро – вся дорога заняла минут 20-25. От места где нас высадил долмуш до собственно входа в Эфес оказалось нужно пройти по дороге около 1 км. Идти было легко и приятно, справа было свежевспаханное поле, а слева – цветущие сады.
Вход в Эфес стоил 20 лир. Аудиогид на русском – еще 10. Нам повезло, что мы приехали в первой половине дня – именно в это время на территории музея устраиваются бесплатные зрелищные шоу для посетителей. После шоу можно также бесплатно сфотографироваться на троне на фоне развалин Эфеса или с колоритным сапожником. Гуляя по Эфесу мы слышали как несколько раз начиналось снова и снова шоу-битва войнов. Но уже после 13 часов декорации разобрали, и все артисты разошлись.
Еще момент: на всякий случай хочу предупредить тех, кто планирует брать аудиогид - в Эфесе 2 входа (и соответственно выхода), взять аудиогид можно у обоих – оставив в залог какой либо документ (мы оставляли си-пас кард). На карте Эфеса, которая идет с аудиогидом, вы увидите точку начала экскурсии (т.е. первая запись которую вы должны прослушать на аудиогиде). Она одинакова для любого места начала маршрута. А дальше ориентируйтесь на номерные таблички, которые вы видите рядом с каждой группой развалин – именно этот номер вы и должны дальше слушать. Мы сначала ориентировались только на карту и поэтому начали слушать аудиогид не с того конца
Утомленные развалинами Эфеса и жарким днем, мы решили закончить осмотр исторических развалин и направились к тому месту, куда нас высадил долмуш, чтобы поймать его на обратном пути. Просто перейдя дорогу мы остановились на обочине и стали высматривать знакомые очертания местной маршрутки. Каково же было наше удивление, когда к нам подошел пожилой турок и жестами стал объяснять, что остановка долмушей чуть дальше (он шел по жаре от самой остановки до нас около 500 метров). Оказалось, что это очередной «распорядитель долмушей», который ловит незадачливых туристов навроде нас и препроводит на остановку. В общем, заблудиться невозможно при всем желании
Вернувшись в город Кушадасы мы решили пробежаться по местным магазинчикам и покурить кальян. Это заняло у нас оставшуюся часть времени до отплытия корабля, поэтому посетить крепость мы не успели. Но сильно из-за этого не огорчились – с верхней палубы нашего корабля крепость оказалась как на ладони! Да, кстати, кальян в Кушадасах нам не понравился (хотя мы заходили в специальное кафе по совету местного торговца табаком) В Египте делают намного лучше (имхо)!
Греция (Крит, Сауда, Ханья)
В порту Сауды наш корабль должен был стоять совсем немного времени, поэтому на осмотр достопримечательностей мы отвели 3 часа.
Еще дома я распечатала из интернета карту старого города, где ясно было видно, что от порта до основных достопримечательностей- рукой подать. Сойдя с круизного корабля, уже привычно не обращая внимание на всякие автобусы-такси и прочих зазывал, мы направились пешком в город. Сразу за воротами нам стали встречаться разные странности: современные дома, отсутствие старинных церквей и группки мускулистых молодых людей в шортах, занятых спортивной утренней пробежкой.
Пройдя по набережной несколько сот метров и не обнаружив ни одной достопримечательности, которая должна быть по пути, мы почувствовали неладное и поспешили вернуться к кораблю. Оказалось, что на Крите несколько портов и наш корабль стоит в порту не у старого города, а в 8 км от него. Круизная компания организовала автобусы в старый город по 3 евро с носа в оба конца. Пришлось и нам воспользоваться автобусом, чтобы добраться до центра города. Старый город оказался совсем маленьким, обойти его вдоль и поперек- дело получаса!
Выйдя из автобуса мы оказались на площади у знаменитого здания рынка в форме креста. И не теряя времени, которого осталось и так катастрофически мало, направились к форту, отмеченному в путеводителе как местная достопримечательность. На деле форт оказался вовсе не музеем, а заброшенным зданием, на крыше которого росла трава по колено и гнездились местные сомнительные личности. Быстренько покинув это историческое место, мы направились в сторону следующей достопримечательности – в морской музей. И он не разочаровал! Макеты кораблей, подводных лодок, исторические видео морских сражений и даже воссозданный капитанский мостик подводной лодки! Интересно и ни капельки не скучно! От души всем советую как место, обязательное к посещению!
Наш круиз незаметно подошел к концу…и было очень грустно сходить с корабля на берег с вещами, зная что в ближайшее время мы на него не вернемся. Но теперь я твердо знаю: следующему круизу – определенно быть!