Вначале техническая часть – маршрут и цены.
План покорения Дальнего Востока:
15.03 пт Вылет из Москвы Air China
16.03 сб Прилет. Ночь в Гонконге
17.03 вс Гонконг. Ночь в Гонконге
18.03 пн Гонконг. Начало круиза. Отправление в 16:00
19.03 вт Море
20.03 ср Море
21.03 чт Шанхай (Китай) 08:00 00:00 + ночь в гостинице
22.03 пт Шанхай (Китай) 00:00 17:00
23.03 сб Море
24.03 вс Море
25.03 пн Тяньдзинь (Пекин) (Китай) 07:00 00:00 (русскоязычная экскурсия) +ночь в гостинице
26.03 вт Тяньдзинь (Пекин) (Китай) 00:00 19:00 (русскоязычная экскурсия)
27.03 ср Далянь (Китай) 11:00 20:00 – поездка в Порт-Артур
28.03 чт Море
29.03 пт Пусан (Южная Корея) 08:00 17:00
30.03 сб Нагасаки (Япония) 07:00 – прерываем круиз за два дня до его окончания (официальная программа 31.03 вс Море 01.04 пн Кобе (Япония) 07:00). Переезд в Осаку. Осмотр города. Ночь в Осаке
31.03 вс Хорюдзи, Нара. Ночь в Киото
01.04 пн Киото. Ночь в Киото
02.04 вт Киото. Поезд-пуля в Токио. Ночь в Токио
03.04 ср Токио. Ночь в Токио
04.04 чт Вылет в Москву утром
Цены за полтора месяца до круиза на сайтe HAL (с человека):
Interior US$899,00 to US$1 049,00 per person
Ocean-view US$999,00 to US$1 749,00 per person
Verandah Suite US$1 999,00 to US$2 899,00 per person
У нас была каюта с окном («частичный вид», это просто колона загораживает градусов 30 обзора) на прогулочной палубе. Стоила 1099$+181$ портовые сборы.
Русскоязычные экскурсии в круизном центре:
Докруизная программа в Гонконге- 175$ за несколько часов
Обзорная экскурсия по городу целый день с обедом - 65$
Шанхай полдня без обеда - 60$
Пекин. Обзорная экскурсия + Великая китайская стена + проживание в отеле 4* на два дня с отелем,
трансферами, экскурсиями и полупансионом (одна ночь в отеле + 1 завтрак + 2 обеда) . Двухместный номер – 250$/чел
Далянь Обзорная экскурсия по городу целый день с обедом - 55 $
Пусан Обзорная экскурсия по городу целый день с обедом - 160 $
Нагасаки Обзорная экскурсия по городу целый день без обеда - 295$
Послекруизная программа в Японии 3 дня - 1800 $
Как несложно подсчитать, люди платили по 900$ за каюту и по 3000$ за экскурсии. Цены на англоязычные экскурсии были ниже, и их ассортимент шире.
Это был наш первый круиз, и, причем, весьма спонтанный. Если б еще за неделю до его покупки, меня кто-нибудь спросил бы, что я думаю о круизах, я бы ответила, что это дорого, скучно и страшно, и точно не для меня. Но дни возможной поездки стремительно приближались, варианты отваливались один за другим, а авиакомпании не делали никаких спецпредложений, которые могли бы перевесить чашу весов в сторону какой-то отдельно взятой страны. Попытки найти экскурсионный тур с русскоязычным гидом в интересную страну тоже приводили к каким-то астрономическим суммам. В душе, уже было принято решение ждать до последнего спецпредложений авиакомпаний, либо просто никуда не ехать. Как последний шанс, я решила посмотреть не русскоязычные группы, а русскоязычные круизы. И первый же попал точно в цель. Ни в одной из этих 4 стран мы еще не были раньше, и в 3 из них точно хотелось бы попасть. Цена невысокая. Есть недорогие (для этого направления) билеты. Времени для получения виз достаточно. И есть русские сопровождающие, экскурсионная программа. Почитав Форум, решила «Быть», и найдя круиз в субботу, во вторник я его уже купила.
Цена на сайте HAL была примерно такая же, как в круизном центре «Нептун». Страховку я купила на год самостоятельно. Визу делали через круизный центр. Авиабилеты центр предлагал брать прямые аэрофлотовские, что выходило примерно в 1100 долларов с человека. Я же нашла альтернативный вариант с 2-часовыми стыковками Air China по 700 долларов с человека. Экономия в 800 за двоих выглядела достаточным аргументом.
Сразу об ошибках на этапе планирования тура:
1. Мы купили одну экскурсию у круизного центра – два дня в Пекине. Так как корабль эти два дня стоял в Тяньдзине, в 180 км. От Пекина, я решила, что с точки зрения логистики, выгоднее и удобнее ехать с группой. В остальных городах мы экскурсии не брали, так как описание экскурсий позволяло думать, что самостоятельно организованная программа может быть интересней. Как показал опыт, эту экскурсию тоже брать не следовало.
2. Мы сдавали документы на визы примерно за месяц до выезда, считая, что сроки, анонсированные на сайтах посольств, дают нам возможность получить паспорта заранее. На деле, паспорта мы получали за день до вылета, и то, после скандалов и постоянных звонков в круизный центр. Я понимаю, что для турагентств это норма, но мы то туристы дикие, и последний раз визу через агентство получали в 2000 году, нас такой подход из колеи выбил. Нужно было, конечно, сдавать все документы как можно быстрее, и сразу объяснять, что мы люди нервные, нас лучше заранее овизировать. Самостоятельно делать визу не получалось из-за Японии.
3. Программы в городах были рассчитаны преимущественно на хорошую погоду. Нужно было разрабатывать альтернативные варианты и на случай непогоды. В нашем случае не повезло только с Токио (ливневый дождь со шквалистым ветром), но, непогода могла случиться, где угодно. Урок на будущее – в круизах каждая минута на берегу на счету, нужно заранее просчитывать разные варианты.
4. Одежда. Я сильно заморачивалась по поводу вечерних нарядов. Во-первых, их у меня не было, во-вторых, изначально думала, что мы поедем в круиз с ручной кладью, а из-за необходимости везти вечернюю и спортивную одежду и обувь, все-таки пришлось брать большой чемодан. На деле оказалось, что заморачиваться нужно было по поводу обычной одежды. На корабле временами было очень холодно, особенно ночью (градусов 15, я думаю). Реально нужными могли бы быть теплая пижама, толстовка, свитер. А вот футболки и шелковые кофточки были абсолютно бесполезны.
5. Не промониторили вопрос с сотовой связью. Один из телефонов взяли довольно старый, типа «не жалко потерять, намочить…» Оказалось, что в Корее и Японии он не работает, там другие стандарты связи. Nokia Lumia работала.
6. Путеводители. Тащили с собой помимо распечаток, которые выбрасывали по мере прохождения пути, три путеводителя. Толку от них было мало, а весу много. Надо было отксерить нужные страницы заранее и не мучиться, что там за день посмотреть-то можно, 10 страниц максимум. Да и в библиотеке было полно путеводителей на английском языке.
7. Резервирование редких экскурсий на местах. Нужно как можно заранее резервировать вход в места с предварительным бронированием. Например, в Киото в императорский дворец примерно за месяц до экскурсии я смогла записаться только в японоговорящую группу.
8. Ночь на берегу в отеле в Шанхае. Можно было и не брать, корабль стоял в центре города
Что было сделано правильно:
1. Прилет за двое суток. В результате, из-за погодных условий прилетели с опозданием на сутки. Если бы брали билеты впритык, остались бы на берегу.
2. Сход с корабля в предпоследнем порту. Дал возможность два лишних дня провести в Японии. Вышли на берег в Нагасаки, на самолете (100$ с человека) долетели до Кобе, в котором была конечная точка круиза через 2 дня дня.
3. Обмен рублей на йены еще в Москве. Выгодно и удобно.
4. То, что не брали экскурсии от круизного центра в других городах
5. Закачали на планшет офлайновые карты MapsWithMe. От остальных приложений толку было мало, а эти очень помогли
В целом впечатления положительные. Тем не менее, очевидно, что это совершенно особый вид отдыха, со своими достоинствами и недостатками. Главное достоинство – что не нужно заморачиваться с гостиницами, едой и переездами. Главный минус – что невозможно полноценно осмотреть город за отведенное время. Если бы не две двухдневных стоянки и достаточно длительные остальные, мы бы вообще вряд ли поехали бы.
Я с капитаном.... и с шеф-поваром