Если смотреть на закон, то сначала внимательно почитайте договор с оператором. Там наверняка есть пункт о замене категории отеля. Но в одностороннем порядке изменения в сторону ухудшения не допускаются. Если такое прописано, то оператор уже нарушил закон.
Далее.
Оператор несет ответственность за предоставление ненадлежащей информации о турпродукте
(ст. 12 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Турагент и туроператор, не предоставившие гражданину полную и достоверную информацию о туристском продукте, несут ответственность за недостатки туристского продукта, выявленные после оказания туристских услуг гражданину, который воспользовался туристским продуктом в отсутствие у него такой информации
(п. 22 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452; п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
В случае получения недостоверной информации об услуге гражданин может требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, а также отказаться от исполнения договора
(абз. 6 ст. 6 Закона N 132-ФЗ; п. 1 ст. 12, ст. ст. 29, 32 Закона N 2300-1).
За предоставление недостоверной информации об отеле турагентство или туроператор могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
Если было явное несоответствие заявленной категории, то можно действовать так:
1. Зафиксируйте факт предоставления недостоверной информации о заявленной туроператором категории отеля
Выше я уже писал о печатной продукции (это было бы самым надежным и сильным аргументом), но можно использовать и информацию из Интернета, а также фото- и видеоматериалы, из которых ясно, что отель не соответствует заявленной категории, например в нем нет лифта или кондиционера.
2. Обратитесь к продавцу с претензией и требованием о возмещении убытков и компенсации вреда
Сначала - досудебный претензионный порядок. Претензию в письменной форме можно предъявить в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации турпродукта
Претензию - или заказным письмом или лично под роспись.
3. Дождитесь рассмотрения и получите ответ
Срок рассмотрения - 10 дней.
Если удовлетворят - получите от них деньги без суда.
При отказе идите в суд с исковым заявлением о ЗПП.
Обязанность по доказыванию надлежащего оказания услуг туристу, а также обязанность по возмещению дополнительных убытков в случае возникновения судебного разбирательства лежит на турагенте или туроператоре
(п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
В случае несоответствия отеля заявленной категории вы вправе самостоятельно выбрать способ восстановления нарушенных прав
(п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
Помимо основных требований можете заявить дополнительные:
- о выплате неустойки за каждый день просрочки в размере 3%, но не больше разницы в стоимости отелей;
- об уплате штрафа в размере 50% от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований в добровольном порядке;
- о компенсации морального вреда;
- о возмещении судебных расходов.
Думаю, за путевку вы отдали менее лимона рублей? Тогда пошлину платить не нужно.