Шутка.
В хрониках 909 года говорится, что на этом месте были руины римской крепости. Начало строительства замка относится ко времени правления Фридриха III. К тому времени сложился основной дворцовый ансамбль. В XIX веке владельцем замка стал племянник императора Франца Иосифа. С его именем связана романтическая история. Йоханн Сальватор отказался от титула эрцгерцога, чтобы жениться на балерине и с тех пор стал называть себя Йоханн Орт. Может быть поэтому все девушки Австрии мечтают сыграть свадьбу именно в этом замке?
Ещё город знаменит тем, что здесь находится самая маленькая трамвайная система Австрии, а возможно, и мира.
Важность этого поселения была обусловлена его удачным расположением на древнем соляном торговом пути. Именно в Гмундене оканчивалась первая в континентальной Европе дальняя железнодорожная линия общей протяжённостью около 195 километров, проходившая от Будвайза (ныне Ческе-Будеёвице) через Линц, движение по которой было начато в 1836 году, тогда ещё на конной тяге.
С годами и развитием железнодорожной сети транспортное значение Гмундена постепенно сошло на нет, зато во второй половине XIX века город приобрёл репутацию модного курорта. В 1877 году здесь прошла ещё одна железная дорога и появилась новая станция, и по сей день являющаяся "воротами" города. Однако большим неудобством было то, что станцию пришлось разместить на порядочном удалении от центра города, и связь с ней была затруднительной.
Чтобы справиться с этой проблемой раз и навсегда, в 1893 году городские власти решили связать город и вокзал новым модным видом транспорта - электрическим трамваем. Ни паровик, ни тем более конка не были бы в состоянии надёжно круглый год преодолевать шестидесятиметровый перепад высот на коротком участке, электрический же трамвай с его мощными двигателями подходил для этой цели как нельзя лучше.
За всё время существования конфигурация трассы почти не изменилась. Как и в XIX веке, линия полностью однопутна, имеет два разъезда и одно депо. Протяжённость маршрута чуть более двух километров.
Подвижной состав гмунденского трамвая представлен тремя вагонами, предназначенными для регулярного движения, и несколькими единицами ретро-техники. Впрочем, "основные" вагоны, построенные в 1951, 1952 и 1962 году, тоже по любым меркам подходят под критерии "ретро", но вполне добросовестно трудятся в регулярном движении.