Давно написал этот отчет, запостил в вк, но только сейчас дошли руки опубликовать на форуме, многие советы с которого нам помогли составить отличный маршрут для практически идеального путешествия. По крайней мере для нас:)
Для себя охарактеризовал Грецию и собственно отчет тремя практичными словами - Тепло, красиво и дешево.
Но, обо всем по порядку.
В нашем сером и продуваемом всеми ветрами родном Питере так и хочется вспоминать и греться фоточками и впечатлениями, которые мы привезли из этой горячей и котоламповой страны.
Мысль съездить в Грецию зрела в наших головах достаточно давно, но в очереди из теплых стран она стояла после Италии, в которой мы были в прошлом году. В этот раз я постараюсь немного более структурировать свою туристическую заметку на более общую и конкретные части, т.к. так вышло, что те части Греции, в которых нам удалось в этом году побывать настолько разные, что приводить все к общему знаменателю решительно невозможно.
Итак, начнем-с.
Как добраться.
Самый очевидный, на первый взгляд, вопрос, и ответ на него не менее очевиден – самолетом. В этот раз было удивительно, но добраться до Афин (как стартовой точки первого греческого путешествия) проще и удобнее из Пулково (а из Москвы цены и времена вообще огонь), нежели из соседних Таллинна или Хельсинки. Знающие люди возразят, что, мол, из Лапперанты летает Ryanair , но, во-первых, рейсы там были не очень удобные (и по времени, и по датам), а во-вторых, с учетом обязательной необходимости багажа и дороги до Финляндии вся экономия сводилась на нет (да и цены у него на эти рейсы не такие уж и лоукостерские, если брать сильно заранее, как мы любим).
В общем и целом выбор был между более-менее удобными и дешевыми билетами Alitalia или не совсем удобными и чуть более дорогими Эгейскими авиалиниями (Aegean). Мы сделали выбор в пользу удобства и экономии и полетели Алиталией. Забегая вперед, скажу, что зная, что у итальяшек будет такой треш, угар и бардак со всей организацией, и зная, что Эгеи настолько круты, я бы выбрал последних, но, как говорится, знал бы прикуп, жил бы в Женеве))
Итого в сухом остатке билеты СПб-Афины-СПб транзитом через Рим обошлись в 30000 рублей на двоих с багажом туда-обратно.
Где жить и как добраться до того места, где жить (Афины).
Сделаю небольшую ремарку относительно стартовой точки путешествия. На мой взгляд Афины – маст си для первого раза в Греции и логично было начинать свое путешествие именно в них, поэтому и билеты мы смотрели в основном туда, а не, скажем, в Салоники или Каламату.
Прилет в Афины у нас был достаточно поздний. Когда я говорю достаточно поздний – это в районе часу ночи. В такое время метро у них уже не работает, а с расписанием якобы ночных автобусов я так до конца и не разорбрался. Учитывая, что аэропорт (или, по-гречески, аэродрому) находится, мягко говоря, не в черте города (несмотря на проведенное туда метро), то перспектива разбираться со всем этим делом в час ночи отнюдь не прельщала. Поэтому волевым решением был заказан трансфер. Большинство компаний, которые вы нагуглите, имеющие более менее нормальный сайт, запросят за перевозку двух людей из аэропорта до центра Афин с багажом порядка 50 евро. После получаса поисков и расчетов я наткнулся на компанию kiwitaxi, которая имеет прекрасный сайт, понятные условия и, что самое главное, согласна была довезти нас до самого отеля за 35 евро. Я оплатил на сайте, распечатал ваучер и все.
Встретил нас в итоге белый мерседес Е класса с очень приятным водителем. Как оказалось, это был сам владелец фирмы-перевозчика, чей водитель то ли приболел, то ли поимел какие-то проблемы, и ему самому пришлось в такое время заменять своего сотрудника. Респект дядьке.
По поводу жилья тоже могу сказать только хорошее. Мы остановились в Alekos Apartments. Очень услужливый и приветливый парниша сильно сокрушался, что он забыл предложить нам трансфер от аэропорта (к слову, даже дешевле, чем киви такси – 30 евро, но нам проверить не посчастливилось) и с радостью был готов помочь даже в 2 часа ночи, когда мы заселялись. С утра показал что где, сделал скидку в 2,5 евро, т.к. не было сдачи и очень попросил оставить положительный отзыв на букинге. А да, еще пообещал скидку, если будем бронить напрямую через него. Так что если надо – обращайтесь. Сами апартаменты хороши. Все новое, чистое, в номере есть все от тапочек, до кофеварки. Единственный минус – далековато для пешего хода от центра города. Но метро относительно недалеко – минут 10 пешком.
Афины
Решил вынести столицу в отдельный пункт, так как это все-таки и Греция, и не очень.
Признаюсь, я был насторожен перед встречей с Афинами, поскольку да, все знают классические пейзажи афинского Акрополя с потрясающим Парфеноном, но также все знают про греческий кризис, мусор на улицах и разруху. Надо сказать, что Афины мне скорее понравились.
Да, вышеозначенные проблемы никуда не делись, но в целом город произвел на меня приятное впечатление, особенно в районе Акрополя, прилегающей к нему Плаки и Омонии.
Сам Акрополь (высокий холм в центре Афин с самыми известными достопримечательностями) однозначно входит в топ мировых достопримечательностей. Это и солидный главный вход в Акрополь с воротами Пропилеи, и Эрехтийон, и впечатляющий театр герода Аттиковского, и, конечно, махина Парфенона. В величественности этих построек поражает даже не столько масштаб, и детальность и проработанность всех элементов (вы зацените только прекрасно сохранившийся портик кариатид), а тот факт, что такую монументальность греки сооружали уже в черт-пойми каком веку до нашей эры (если быть точным, то 6-4 век до н.э.). Это осознание будет преследовать нас большую часть путешествия.
Что надо знать – вход на сам холм и его склоны (где тоже есть всякие развалины, но уже без такого прямо-таки ДУХА истории) платный и стоит, на секундочку, 20 евро с носа. Билеты можно купить онлайн на сайте и не стоять в очереди у касс. Справедливости ради – в понедельник около 12 часов дня очереди в кассы (с главного входа) не было совсем. Также имейте в виду, что там ОЧЕНЬ жарко и тени практически нигде нет (холм все-таки), поэтому крем от загара, панамка и водичка ваше все (хотя на самом холме и есть кранчики с питьевой водой, бутылочку лучше носить с собой).
По пути от метро Монастираки к Акрополю путь проходит через римскую агору (там вход около 6 евро) и район Плака, от которого я прямо-таки почти в восторге. Очень милые улочки с ресторанчиками и тавернами и с кучей гуляющих котиков.
Не могли мы также пройти мимо и обязательного афинского развлечения для туристов — смены караула у парламентского дворца. Очень-очень странное и забавное зрелище с мужиками в трико, плиссированных юбках и помпонах на носах ботинок.
Оказывается, этот меховой шарик на носке скрывал смертоносное оружие — идеально наточенный нож, которым можно было запросто перерезать бедренную артерию противнику.
Также во всех путеводителях обязательной к посещению была и древняя афинская агора (вход тоже платный, но вроде был комплексный билет на все про все за 30 что ли евро) с великолепно сохранившимся храмом, посвященным Гефесту, богу-кузнецу. Но у нас в Афинах был только один полный день, и мы посвятили его Акрополю, а также гулянию по городу с глазением по сторонам.
Коротко заметочек в общем про греческие фичи.
Общие впечатления.
В общем и целом Греция производит впечатление страны, в которой все когда-то было очень хорошо, потом резко все стало очень плохо, а теперь стало получше, но еще не так, как было до того, как стало очень плохо)) К чему это я – кругом в Греции очень много заброшенных/недостроенных зданий, закрашенных граффити стен, грязных от мусора дорог и окрестностей, кучи брошенных полуразобранных автомобилей и другой техники. Но при этом самих греков это особо не волнует, они относятся к этому с присущим им пофигизмом, переживая за страну где-то внутренне.
Еще отмечу одно сходство с Россией, которое бросилось нам в глаза – почти в каждой деревушке, поселении, городе стопудово где-то в центре есть либо свежеотремонтированная, либо поддерживающаяся в хорошем состоянии церковь, поскольку греки, особенно в сельской местности, достаточно религиозны.
Транспорт.
В Афинах весьма прилично развит общественный транспорт. Есть разовые билеты на 90 минут по 1,4 евро, есть суточные-несколькодневные проездные. По городу ездят автобусы, трамваи. Очень солидное афинское метро (грязновато-простецкое) простирается аж от порта Пирей до северных пригородов Афин (через аэропорт), что, конечно, удобно, если у вас, например, отплытие из Афин на пароме.
Автомобиль.
Специально в транспорт ничего не написал про машину, т.к. я обязан тут поставить это отдельным пунктом. Греки водят как конченые психопаты. В прошлом году я матерился и ругался на макаронников за рулем, но греки вышли в топ топов по ездительному идиотизму. Во-первых, я вынужден отметить, что они принципиально кладут на правила и разметку (а также на светофоры, тротуары, пешеходов и иже с ними). Во-вторых, у них (у подавляющего большинства) напрочь отсутствует инстинкт самосохранения, особенно, когда они едут на мопедах, коих в Афинах до чертиков. В-третьих, у них в целом как-то с дорожной инфраструктурой все ниоч, что выражается в небольшом количестве, например, пешеходных переходов (из-за чего все пешеходы тоже кладут на правила) и в пофигизме при рисовании разметки (за городом двойная сплошная может не прерываться километрами, даже если это прямая, слева заправка, заезд во двор и т.д.).
В общем, как вы догадались, вождение взятой напрокат микры было тем еще приключением.
По поводу проката могу только похвалить (ну ладно, не поругать) греческий Европкар, выдавший и принявший у нас машину без каких-либо вопросов и дополнительных требований. Так получилось, что я долго мониторил сайты прокатных контор в надежде на скидки и акции, но довольно долго все было пусто (причем именно для Греции), пока на сем прекрасном форуме я чисто случайно не обнаружил ссылку на сайт агрегатора orbitz.com, на котором цена на самый простой авто с автоматом в Афинах была процентов на 40 ниже, чем во всех прокатчиках и других агрегаторах. Я немедленно забронил на сайте орбитца и на всякий случай за неделю до получения машины уточнил у официального греческого Европкара (т.к. на агрегаторе именно он отображался в прокатчике), все ли с бронью ок, и какая будет стоимость машины при получении. Мне подтвердили, я выдохнул.
Бензин.
В Греции ооооооочень большой разброс цен на топливо. На материке мы видели бензин от 1,56 евро за литр до 1,74 евро за литр, на Санторини средняя стоимость литра – 1,9 евро, а на Косе 1,8 евро.
Платные дороги.
Основные крупные города в Греции соединены цепью платных автомагистралей, где проезд можно оплатить (почему-то картой нельзя) только наличными (ну или транспондером). Как нам показалось в целом проезд стоит адекватно и не очень дорого.
Парковка.
Как я уже писал выше, греки на правила в основном кладут. Поэтому паркуются как Гефест или Афина на душу положит. То есть, если быть откровенным, то проблем с парковкой скорее нет. Но у нас не было ситуаций, когда нам надо было в цейнтноте искать парковку в городских условиях, поэтому не могу ручаться за окончательную достоверность своей оценки. Но большинство общественных парковок бесплатны.
Люди.
Лично мое субъективное мнение, но греки (в большинстве своем) удивили меня своей открытостью и доброжелательностью. Даже когда многие (а в этот раз почему-то очень много людей спрашивали, откуда мы) узнавали, что мы из России – искренне удивлялись, спрашивали про холод и снег, говорили, что Путин супермафиози))) Причем нас один раз приняли за греков, удивились, что мы на их не шпрехаем, и сказали, что мы похожи на типичных греков (на третий день отдыха-то! Откуда?))) Еще раз за французов, что тоже было достаточно странно. Конечно, были и грубовато-хамоватые товарищи, но в целом что в ресторанах, что в отелях, что в магазинах к нам относились радушно.
Цены.
На еду таки очень приятные. Особенно в сравнении с итальянскими. Самый дорогой обед у нас на двоих был в Кефалосе и стоил он 35 евро (с шестью закусками, двумя горячими, водой и пивом), но это было скорее исключение, про которое подробно будет в части про Кос.
Обычно мы брали греческий салат, гирос/сувлаки/кебаб и попить, что на двоих выходило примерно в 25 евро, а по порциям едва-едва вмещалось в наши желудки и хватало на целый день.
В остальном вполне адекватные цены что на продукты в магазинах, что на сувенирку, что на мороженку.
Это если в общем, а теперь можно и по нашему маршруту прокатиться, поехали!
NB: Обычно в отчетах я субъективно раздаю оценочки по пятибалльной шкале посещенным достопримечательностям, и это поездка не стала исключением.
Наш план в виду ограниченности времени состоял в поверхностном исследовании полуострова Пелопоннес (колыбели древнегреческой цивилизации) при помощи машины, путеводителя, а также нашего желания посетить понравившиеся по фоточками и описаниям других туристов места. Поэтому далее в этой части будет коротко по тем пунктам, что у нас были запланированы и посещены в рамках этого турне по Пелопоннесу с моими субъективными впечатлениями, закованными в цифры оценок. Погнали!
Коринфский канал - 4/5.
По пути из Афин на Пелопонесс вы не проедете мимо Коринфского канала, т.к. именно он отделяет материковую Грецию от этого полуострова. Прорытый в конце 19 века он соединяет Ионическое и Эгейское моря и представляет из себя достаточно узкий канал шириной 25 метров, куда в притирочку помещаются суда, нет-нет да и проходящие через него. Очень красивое и масштабное зрелище минут на 10, если вы не поедете смотреть его с разных ракурсов (но я не уверен, что оно того стоит).
Микены (Микенская цитадель, сокровищница Атрея) – 5/5.
Город, бывший центром и колыбелью микенской цивилизации, которая фактически рулила Пелопонессом в 13-15 веке до н.э. Сама цитадель датирована примерно этими же веками, что не может не поражать. Как, епрст, как они таскали на гору эти здоровенные камнищи??
По легенде при строительстве микенский царь использовал циклопов и, видя вблизи эти огромные глыбы, в это верится «без никаких сомнений». Конечно, с тех пор от самой крепости мало что осталось, но сами виды с холма, а также собственно Львиные ворота, охраняющие вход в крепость – однозначно стоят того, что провести там 1-2 часа и потратить 12 евро с носа (билет включает и расположенную рядом, но чуть в стороне сокровищницу Атрея).
Асклепион (3/5) и театр Эпидавра (5/5)
Относительно недалеко от Микен расположен древний санаторий греков, так сказать, древнегреческий Симеиз, но без моря Комплекс зданий, храмов, подсобных помещений и жилых апартаментов для жрецов бога медицины Асклепия (у нас он известен как Эскулап) и их пациентов датирован VI-V веками до нашей эры, и до нашего времени там сохранилось приблизительно …ничего. Ну очень приблизительные руины.
К сожалению, во входной билет не входит карта и описание того, как выглядело то или иное здание, поэтому все, кроме театра в этом комплексе руин, на мой взгляд, интересно только для специалистов. Вот театр для развлечения посетителей сего санатория там был отгрохан и, что более важно, сохранился (с IV века до н.э., между прочим)– ого-го! 12 000 человек могли одновременно наблюдать спектакли в этом потрясающем амфитеатре. При этом нами лично проверено, что акустика у него все еще на месте – шепот из центра сцены прекрасно слышно и на последнем ряду.
Впечатляющий театр Эпидавра со зрителями, актерами и заваленным горизонтом
Мост Аркадико – 5/5.
У этого моста нет толп туристов и каких-то специально отведенных мест для парковок или экскурсий, но заехать туда по пути из Эпидавра в Нафплион определенно стоит (2 минуты от основного шоссе). Хотя бы потому, что это один из древнейших сохранившихся пролетных мостов в мире. Вроде и ничего особенного, но XII-й век до нашей эры, без цемента и всего такого. И до сих пор стоит.
Нафплион – 5/5.
Ничем не примечательный особо днем, но очень милый и уютный вечером городишко, в котором мы остановились на ночлег. Отель-гостевой дом Amymone and Adiandi – стильно, недорого и в самом-самом центре.
Монемвасия – 5/5.
После ночевки в Нафплионе мы транзитом через шикарный пляж с прозрачнейшей водичкой (Kryoneri Beach), где кроме нас за два часа, что мы там были, появилось полтора купальщика, направились в древний, но не очень («всего лишь» восьмой век нашей эры), город-крепость Монемвасию. Надо сказать, что дорога от Нафплиона до Монемвасии, если строить ее вдоль побережья, чрезвычайно живописна.
Но насколько она живописна, настолько она и запарна, поскольку пролегает через очень холмистую местность Пелопоннеса с кажущимися бесконечными серпантинами, спусками, подъемами и крутыми поворотами. В общем, километров 70 мы ехали около 2 часов 40 минут. Но добравшись часам к четырем не пожалели, потому что основной поток туристов (в т.ч. организованных на автобусах) уже спал, и можно было погулять по нижнему и верхнему городу в свое удовольствие. Сам город в нижней части покоряет своими узкими извилистыми улочками, хорошо сохранившимися крепостными стенами, выходящими прямо к морю, интересными соборами.
Монемвасия — нижний город
В верхней части (до которой надо преодолеть достаточно крутой подъем) открываются захватывающие виды на нижний город, его крыши и купола соборов. Сама верхняя часть сохранилась гораздо хуже нижней, хотя и в ней тоже есть хорошо сохранившийся собор святой Софии, входные ворота и некоторые укрепления, пережившие период османского владычества.
Монемвасия — верхний город
В общем и целом – погулять часа на 2-3 очень и очень хорошо.
Ареополис – 4/5.
Следующим пунктом у нас в программе был древний город Ареополис на полуострове Мани, в котором, как мы уже потом узнали, в 1821 году началось восстание греков против османской власти.
Сам город с населением около 900 человек состоит (для туриста) из двух улиц и двух площадей, в которые эти улицы упираются с двух концов. Отель у нас был Areos Polis Boutique Hotel, где от бутиковости осталось лишь одно название. В целом отель почти тянет на свои 3 звезды, но когда-то он явно тянул и все 4, но те времена уже прошли, и теперь в холле отеля играют дети женщины с ресепшена, сзади нее (на ресепшене отеля(!)) стоят фоточки этих же детей в рамочках, а от пышного завтрака, гриля и бассейна на заднем дворе остались только воспоминания.
В целом городок производит очень приятное впечатление, но подходит только для одной-двух ночевок, поскольку кроме как поспать и поужинать в городе делать нечего. Но можно избрать его стартовой точкой для путешествий по полуострову Мани, который заслуживает отдельных слов в свой адрес.
Пещеры Диру – 5/5.
Потрясающее природное чудо – пещеры Диру доступны для посещения на 6-8 местных лодках (большая часть пещер водная), которыми в качестве отчаянного гондольера управляет невозмутимый грек. В конце заплыва вас ждет еще 400-500 метров пешком, где уже можно сделать приличные фотографии пещер, потому что на той скорости, с которой наш «гондольер» вел лодку, даже со вспышкой и на зеркалку нормально сфоткать что-либо было решительно невозможно. Вход — 13 евро с носа, окупается железобетонно.
Рядом с пещерами находится полудикий (полу – потому что с лежаками и кабинками для переодевания, дикий – потому что никто за этим делом не следит и денег не берет) пляж, на котором мы с удовольствием провели пару часов, наслаждаясь теплой и прозрачной водичкой и солнышком.
Маяк и мыс Тенаро – 4/5.
Включили мыс с маяком в нашу программу в основном благодаря случайно увиденным красивейшим фотографиям маяка на фоне океана и скал (а также еще и потому, что это вторая самая южная точка материковой Европы после мыса Гибралтар). По большей части не разочаровались.
Дорога от пещер Диру до маяка очень живописна и занимает около 1-1,5 часов (на машине), проходя через множество интересных городочков, знаменитых своими домами-башнями (укрепленными домами, действительно похожими на, вы не поверите, башни). Особенно в этом плане выделяется полузаброшенная деревня Вафия (Vathia), на которую открывается великолепный вид с дороги.
Сам путь к маяку от парковки занимает около 45 минут (2 км пешком по скалистой тропе). Тропинка покрыта красной пылью, так что будьте готовы отстирывать потом свои кеды и сандалии. На обратном пути можно искупаться в милой бухточке недалеко от парковки, а также перекусить в таверне с рабочим названием «в попе мира», где, тем не менее, мы попробовали самый вкусный куриный сувлаки в Греции.
Мистра – 4/5.
По пути из Ареополиса в Афины мы запланировали посещение Мистры – древнего византийского города на склонах холма недалеко от соседней Спарты. Расцвет Мистры пришелся на вторую половину XIII - начало XV веков. Надо сказать, что в Мистре сохранилось и поддерживается в приличном состоянии около десятка церквей и соборов этого периода. Полностью разрушен же город был в 1825 году войсками османов во время войны греков за независимость.
Но, честно говоря, после второй третьей церкви они все начинают казаться малость однообразными. В Мистре также как в Монемвасии есть четкое деление на верхнюю и нижнюю части города. Нижний город – византийские церкви с долгими переходами между ними, монастыри (один из которых действующий) и дома (частично сохранившиеся) знати. Верхний же город – главный собор Мистры — Святой Софии, дворец (был на реконструкции), а также цитадель, до которой надо подниматься от входа в верхний город и подниматься весьма значительно.
При этом наверху, на мой взгляд, особо смотреть нечего, кроме красивых видов на нижние церкви и окрестности, но схожие виды можно получить и, например, из монастыря в нижней части. Но заплаченные 12 евро за билет с человека и немного еврейской сущности не дали нам пропустить этот подъем.
После Мистры была 2,5 часовая дорога до Афин, сдача машины, ночевка в апартаментах недалеко от Афинского аэропорта (Natalie apartments – «зупер найс», как говорится), т.к. на следующий день нам предстоял ранний вылет на Санторини.
Вынесу Санторини и Кос в отдельный пост, а то и так получилось длинно-много.