События происходили в сентябре 2012г.
Пара слов о заглавии: на мой взгляд, страны - как люди: можно любить человека, несмотря на все его недостатки, он и такой нехороший, и сякой плохой, и такой плохой-преплохой, а ты его все равно любишь, и ничего с этим не поделать. Можно, несмотря на красоту, ум, грацию и все такое положительное человека не любить. Это не значит, что ты его вообще терпеть не можешь - и чтоб глаза его мои не видели, - и вызывает он один негатив. Нет, все здорово, все классно, просто нет любви. Нет неудержимой тяги. Ну, существует он и существует – есть себе и есть. Без эмоций. Наверное, так же и со странами: красиво, здорово, а чего-то не хватает и эмоционально не трогает. Зато можно спокойно, взвешенно, без пристрастий и розовой завесы видеть реалии, анализировать и понимать, что хорошо и что плохо. Как говорится, не влюблен, но уважаю…
Португалия – страна необычайно красивая. Красивая на фотографиях, на открытках, полотнах художников, солнечная, яркая. Я очень долго мечтал ее посетить. То, с чем мы столкнулись в реальности, немножко удивило – это как океан – он необычайно красивый, феерически красивый издали, но попробуй войти в воду - и становится не по себе – холодно, аж зубы сводит. Так же произошло со мной в Португалии – то, что ты себе навоображал в собственном мозгу и то, что ты ощутил, когда окунулся – не совпало.
Первая поездка состоялась в 2010 году. Лиссабон, Синтра и Кашкаиш – 3 места. И разочарование…
Нет, ничего плохого не было: прекрасный город Лиссабон, замечательная Синтра, кстати, Синтра – это отдельная песня, она-то как раз и не разочаровала, и респектабельный Кашкаиш , но что-то не то. Еда – не то, города – не то, люди – какие-то отстраненные… Океан…
Наверное, просто так совпало – ехали меньше, чем на две недели вдвоем с моей половиной, нужно было зависеть друг от друга, идти на компромиссы, потом мы очень торопились и старались все успеть, везде побывать, в результате много бегали, сильно уставали, может и в этом дело…
Поэтому на вопрос: «как она, Португалия?» я отвечал: «Если честно, я не понял…»
Еда: к сожалению, удовольствия от еды ни в Лиссабоне, ни в Кашкайше, ни в Синтре не получил, так и не смогли мы найти те точки, в которые потом захотелось бы вернуться. Очень странно, читал много отчетов о поездках в эту страну, везде люди еду хвалят: и порции большие, и вкусно-превкусно… Мне с этим не везло просто фатально. И в первую поездку этот вопрос стоял остро и во вторую. Дошло до того, что просто начал есть в Макдоналдсе и точках-побратимах, вот до чего докатился…
Это предыстория.
Итак, по порядку.
За четыре месяца до отпуска просматривая варианты авиабилетов по Европе натолкнулся на предложение а/к Люфтганза Москва-Лиссабон-Москва за 12700 р/чел, что на тот момент с моей точки зрения было очень неплохо. Тем более при сравнении стоимости на маршрутах Москва-Мюнхен; Москва-Барселона, Москва-Женева, Москва-Цюрих, Москва-Мадрид, Москва-Афины и не говоря уже о прямом перелете Москва-Лиссабон авиакомпанией ТАП-Португал (TAP). Особо желания ехать в страну, от которой я не ахал и не охал в первое посещение, как я уже говорил ранее, не было, но есть такое слово - Жадность. Не было бы этого билета – не поехал бы. Кроме того, моя вторая половина в этот раз по объективным причинам не смогла составить мне компанию, так что приходилось все решать самому. А мест, которые я мог бы посетить в Португалии после первой поездки, оставалось еще ой как много! Стало быть, так было предопределено: за 4 месяца взят билет с очень удобным для меня вылетом из соседнего Внуково с пересадкой во Франкфурте.
Дальше стандартно: получение визы в посольстве Португалии (впечатление от посольства – как будто пришел в гости, все быстро, дружески, внимательно и удобно), проработка маршрутов, резервирование автомобиля…
Маршрут предполагал две ночи в Лиссабоне, далее планировалось на некоторе время остановиться в Пенише с вылазками в Обидуш и Томар, потом ночь в Буссако, потом рывок в горы парка Жереш, потом ночь в Гимараеш (кое-где применяется написание Гимараенш, но я уже привык так), оттуда в Порто и обратно уже на поезде в Лиссабон.
Автомобиль был забронирован в компании «Сикст» (SIXT), причем я, мониторя по всем возможным автокомпаниям, столкнулся с тем, что полная страховка была только у них. Изначально предполагалось, что возьму машину в Баджете (Budget), так как 3 года назад цены там были самые низкие, но: ситуация в Португалии изменилась, проблемы экономики страны привели к изменению ставки НДС до 20%. Ранее было чуть ли не 8%. Маршрут был спланирован так, чтобы взять машину в Лиссабоне, а сдать в Порто, это тоже накладывало отпечаток на стоимость. День, когда можно было арендовать машину – воскресенье, практически все офисы в самом городе даже у крупных фирм закрыты, а про мелкие и говорить не приходится, работают только в крупных торговых центрах и в аэропорту, да и цены не самые маленькие. Практически все компании избегали антивандального покрытия страховки и режима ответственности за шины-стекла. В общем, месяц ушел на подбор фирмы, которая могла бы помочь с машиной. «Сикст» интересная контора – запрашиваю у офиса в Лиссабоне разъяснения по электронной почте – приходит лист бронирования с ценами, где отсутствуют параметры, которые мне нужны, но мне пишут, что спасибо за Ваш интерес к нашей фирме, мы пошли дальше и оформили Вам предварительное бронирование, Вам не надо волноваться, если захотите подтвердить заказ, дополнительно сообщите…, бла-бла-бла… - а деталей, ради которых я, собственно, и отправил этот запрос в полученной мною бумаге нет, - и стоимость на те позиции, которые мне требуются – так и осталась непонятной. Запрашиваю повторно, приходит еще одно, новое бронирование, с новым номером и за подписью другого человека с указанием каких-то дополнительных параметров по страховке, которые мне и не нужны, цены отличаются и от цен, которые я получил по мейлу раньше и от заявленных на сайте. Бардак, одним словом… Понимаю, что переписка приобретает своеобразный характер общения глухой-немой, поэтому решаюсь-таки сделать предварительную бронь через официальный американо-европейский сайт, да, не дешево, но даже лучше, чем цены, которые мне прислали напрямую из Португальского офиса. Ровно за три недели до вылета на всякий случай посмотрел еще раз предложения «Сикста» – бац!- снижение цены! Удивительно! Поступаю просто – отменяю свою предыдущую бронь и бронирую заново по последней выгодной цене. В общем - дурдом, но можно получить дополнительные преимущества, если со всем этим знать, как обращаться.
За две недели до вылета по авиакомпании Люфтганза прокатилась первая волна забастовок. За неделю прошла вторая. За день до вылета я получил 2 письма счастья: «Дорогой клиент! Спасибо за Ваш выбор и т.д… Сообщаем, что из-за забастовки работников компании Ваш рейс Москва-Франкфурт отменен». И все… Такое же письмо было касаемо рейса Франкфурт - Лиссабон. Отпуск начинался…
Надо отдать должное московскому представительству компании Люфтганза за профессионализм и четкость работы, за полтора часа мой маршрут был перебронирован без изменения стоимости на компанию Иберия: Москва-Мадрид и Мадрид-Лиссабон. Да, было трудно дозвониться, да компания Иберия только через 5 часов получила от Люфтганзы официальное подтверждение о выкупе билета и подтвердить мой вылет не могла, да нервы немножко помотали, да, вылет был уже с Домодедово и рано утром, и надо было брать такси, одним словом, неудобства, но все это мелочи…
5- часовой ранний рейс Москва-Мадрид не запомнился практически ничем. Только по соседству со мной сидели 2 девушки, учившие по разговорнику испанский язык. Выражение Denada в памяти отложилось… Летели они до острова Пальма на Канарах. Дальнейшая их судьба мне абсолютно не известна.
Аэропорт Мадрида оставил прекрасное впечатление и в первую очередь паспортным контролем/таможней – посмотрев на мою Португальскую мульти-визу таможенный офицер широко улыбнулся и громко произнес: «ООО! Мульти!», потом так же громко и сочно шмякнул печать и по- русски задорно выговорил СПАСИБА!
Ты сначала прибываешь на терминал прилета, где тебе ставят штамп в паспорт, оттуда на поезде минут 15 едешь по подземному тоннелю к терминалу транзита-вылета, а через, примерно, один час ты уже в небе по направлению: Лиссабон. Все четко и без задержек.
Свои плюсы есть в раннем вылете из Москвы. Ты рано прилетаешь в пункт назначения. Около 11 утра по местному времени я уже приземлился в аэропорту Портела. Таможня, багаж, выход из здания аэропорта, вход в метро.
Пара слов об общественном транспорте и вариантах его оплаты : Если вы планируете посещать музеи и достопримечательности – советую приобрести карту LISSBON CARD – она дает Вам право на проезд на всех видах транспорта по городу Лиссабон и на ж.д. ветках Лиссабон-Синтра-Лиссабон и Лиссабон-Кашкаиш-Лиссабон, в том числе, все подъемники (элевадорес), включая лифт Санта-Жуста и пропуск на смотровую площадку лифта – самую его высокую точку; и существенные скидки при приобретении билетов в музеи согласно приложенному списку, в том числе: замок Сан Жорже, Белемская башня, Дворец и парк Пен’а и Мавританская крепость в Синтре и т.д. Нет, вход вы все равно где-то будете оплачивать, в очереди за билетами вы все равно будете стоять, это не Берлинкард с бесплатным посещением музеев столицы Германии, просто Вам дают определенный дискаунт. Карта приобретается в аэропорту на стойке информации или в городе в некоторых местах, можно уточнить по сайту http://www.Lissboncard.pt. Карты есть на 24, 48 и 72 часа с момента первого ее использования.
Если вы в Лиссабоне уже не первый раз и успели уже посетить достопримечательности и больше не планируете этого – вам лучше приобрести транспортную карту 7 collinas – в доступе вся сеть Carris – метро, автобусы, трамваи. Можно взять на 24, 48, 72 и т.д. часов с момента первого использования карты, карта пополняемая. Продается на любой станции метро в автоматах.
Транспортная сеть Лиссабона развитая, и если освоить ее и понимать, где можно воспользоваться каким транспортом, город можно успеть посмотреть абсолютно не напрягаясь, и в весьма сжатые сроки.
Сразу продолжу эту тему по поводу города Порто: примерно такая же карта без ограничений по зонам под названием Andante Tour на 24 и 72 часа существует и в городе-герое Порто, но где она продается не совсем понятно: в автоматах на улице ее точно не продают, купил в аэропорту в офисе туристической информации, благо сдавал прокатную машину в том районе. Стоимость 5 и 11 Евро соответственно (еще раз напоминаю: цены 2012 года). При пользовании метро из аэропорта – а по сути это длинный трамвай наземного типа , который ближе к центру уходит в тоннель (имейте в виду, что компостеров как в обычном трамвае в салоне нет – они на улице на остановках) - и уже сев в вагон, не обнаружил валидаторов для отметки карты, соответственно на немой вопрос, где эту карту компостировать, сидящий напротив мужчина махнул рукой – сиди уж. Забегая вперед сообщаю, что контроллеров замечено не было, стало быть этим фактом можно пользоваться – срок действия карты, к примеру, 72 часа с момента первого компоста – и если вы не смогли прокомпостироваться в первую поездку – срок окончания действия карты отодвигается на время, соответсвующее первому валидитированию ( и не выговоришь это слово), а по-нашему, отметки прохода через турникет.
Первый день – прилет, поездка с багажом на метро, заселение в гостиницу, поиски точек общепита - прошел очень спокойно и ненапрягающе, хорошо, когда ты уже хоть чуть-чуть, но знаешь город, а когда твой автомобильный навигатор показывает, где можно поесть в районе твоей гостиницы – это вообще праздник. Встречай меня Макдоналдс!
Уж коли это второй визит в страну, позволю себе некоторое количество информации из первого посещения.
Белем . Трамвай № 15, на котором все едут в Белем к монастырю Жеронимуш и Белемской башне стартует с площади Фигуэйра. Он часто бывает переполнен, а мы вообще столкнулись с тем, что на путях случилась автомобильная авария, и уже отправившийся с конечной остановки трамвай, задним ходом (!!!) вернулся на остановку и высадил всех пассажиров. Прямо напротив трамвайной остановки через площадь (строение типа подземного туалета останется у вас по левой руке, сама остановка не у самого дома, а на дублере) останавливается автобус 4** (есть вариант, что 416 - точно не помню номера), который доходит до монастыря, поэтому если вы не очень хотите толкаться в переполненном трамвае (народ в массовом порядке заходит на этой конечной и у вокзала Кайш де Содре) – Вам сюда. На обратном пути все туристы, по-прежнему, пытаются сесть в трамвай № 15, естественно, он, как правило, и на обратном пути переполнен под завязку, иногда чуть меньше. До центра (и не совсем до центра) Лиссабона идут многочисленные автобусы, можно легко использовать их.
Район Белем - из разряда «Посетить обязательно», здесь располагаются музей карет, кафе Aniga confeitaria de Belem, монастырь Жеронимуш, памятник Первооткрывателям, Белемская башня и другие менее посещаемые и менее известные объекты.
Кафе Aniga confeitaria de Belem или Pastelaria de Belem – самое известное кафе, или пастелариа, где можно попробовать и заказать с собой Белемские пирожные с заварным кремом, рецепт которых всячески оберегается - место легендарное, пафосное, открыто в 1837 году. У кафе всегда стоит очередь, пусть это вас не пугает, - это стоят люди взять пирожные на вынос. Если вы хотите посидеть за столом, попробовать пирожных и выпить вина, а выбор вин там знатный - нужно без стеснения войти внутрь в обход очереди - заходите и идете все дальше и дальше, там залов шесть, размер некоторых с футбольную площадку - в дальних, как правило, есть свободные места, к вечеру они есть и в ближних к выходу залах. Интересен декор и оформление интерьеров. Ну и пирожные, конечно…
Музей карет – любителям автомобилей и не только, конечно, придется по душе. Выставлены образцы карет от самых технически простых до лимузинных вариантов королевских и папских экипажей, карет принцесс и принцев. Особое внимание привлекают образцы, выполненные в эпоху рококо и барокко с массивными барельефами, геральдическими атрибутами и огромным количеством золота в отделке. Очень интересно проследить также ход развития технической мысли в этом направлении - усовершенствование шасси, подвески, системы безопасности. На некоторых аннотациях к выставленным экземплярам были указаны даже тормоза, но при личном исследовании найдены они не были, персонал вообще отказался подтвердить их наличие, утверждая, что карету останавливали только вожжами. Тянем и останавливаем лошадей. Вот и тормоз.
Имеет смысл обойти со всех сторон монумент Первооткрывателям и забраться наверх, к самой высокой точке вас доставит лифт.
Понятное дело, невозможно пройти мимо монастыря Жеронимуш.
[imghttps://img-fotki.yandex.ru/get/15536/270861087.3/0_e7fae_9ca57869_XXL[/img]
Как и не посетить Белемскую башню.
У меня возникают сомнения, что установленное ядро пролезет в дульную часть пушки и, тем более, протиснется через зауженный в конце ствол
Теперь непосредственно о поездке.
Суббота – день блошиного рынка на Альфаме.
Утром рядом с Пантеоном (Санта Энграсиа) собираются весьма колоритные личности, продавцы всего и вся, туристы и зеваки, как я, и, конечно покупатели. Можно купить шкаф, можно часы с маятником, огромное количество посуды и элементов декора, старые диски, книги и все- все – на то он и блошиный рынок.
Те же только крупным планом... Мафия...
Ассортимент весьма разнообразен и широк...
Подуставшие работники сферы торговли...
Добираться легко – до остановки метро Санта Аполониа – далее пешочком в горку, улица сама приведет, если что – можно спросить. Интересно…
"Мимо пролетают дорогие лимузины...В них женщины проносятся..." За рулем действительно женщина...
Да, кстати, кто не знает – Лиссабон это морской порт, который в состоянии принять большие океанский корабли, в том числе круизные пассажирские лайнеры.
Дальше как у всех – поездки на трамвае, знакомства с неизученными уголками города и маршрутами публичного транспорта, прогулки вечером по улочкам центра.
Попробуйте оставьте в Москве вещи сушиться на улице... Да на уровне первого этажа...
Парк Эстрелла
Интерьеры одноименной церкви.
Улицы города
Этот приезд в Португалию был ознаменован постоянно какими-то необычными мероприятиями по ходу моего движения по стране, к примеру, в первый вечер в Лиссабоне я стал свидетелем репетиции флэшмоба под популярную французскую мелодию «Аллёр Денс» на площади Мартим Мониз – сначала человек 30, уж не знаю – профессиональных ли танцоров или нет, но получалось у них лихо - под присмотром девушки, говорящей со сцены в микрофон на португальском, французском и английском языках репетировали двумя колоннами по 15 исполнителей друг напротив друга довольно интересные движения, потом в колонны пригласили всех желающих, их число возросло до 70-80, но так как процесс был неторопливый, надо понимать – репетиция, т.е повторение, повторение, повторение… - не дождался окончания действа, но верю, что у участников все получилось. Главное - положительный заряд окружающих, улыбки и желание участвовать в действе.
На следующий день нужно выселяться, брать машину и стартовать по намеченному маршруту. Собрал вещи и отправился на метро в аэропорт. Предполагал, что офис компании SIXT располагается непосредственно в аэропорту. Не тут-то было, в аэропорту ходит их представитель в униформе, ты должен его поймать, он иногда где-то шляется. Подходишь к нему, он сверяется с листом бронирований, к слову сказать, мне он сообщил, что на мое имя оформлено аж три брони на сегодняшний день, просит подождать чуть-чуть других прилетающих/прибывающих, потом всех собравшихся грузят в шаттл и везут в сторону Восточного вокзала в офис, где на каком-то подземном уровне огромного бизнес-центра оформляют все документы и выдают авто и ключи к нему. Там мне опять сообщили, что на меня заведено 3 брони, но естественно, документы будут оформлены в соответствии с последней и самой дешевой версией, т.е. именно той, которую бронировал непосредственно я. Забегая вперед: по возвращении от офиса компании SIXT пришел запрос, где в строгой форме у меня спрашивалось, почему это я не воспользовался бронью №___ и бронью № ___. В корректной форме отписал им почему.
Запрашивался маленький Опель, по факту выдана была Мазда 2, чему я был, в общем-то, рад, т.к. дома езжу тоже на Мазде (кстати: японская версия этого названия Мацуда) и в целом сложностей с привыканием к органам управления и к нюансам вождения не было.
По выезду с подземного уровня на божий свет навигатор в течение минут 15 (!) пытался поймать спутники, а я сидел в машине у обочины и не мог рулить, т.к вообще не представлял, где нахожусь. По истечении 12 минут, начав уже волноваться по поводу работоспособности агрегата, я даже решил использовать бумажную карту, более того, уже начал движение вперед, но мозг просто отказался работать в этом направлении, поэтому, когда- таки навигатор наконец заработал, я от радости даже на сидении заерзал от счастья. Ведь нам многого не надо!..
Дороги в этом районе изобилуют перекрестками с круговым движением. Слушаем навигатор: «…воспользуйтесь третьим съездом…».
Итак, первая остановка: Синтра.