ЛИССАБОНВ Лиссабон приехали мы вечером, довольно быстро нашли свой отель (Lisbon Old Town Guest House) – он расположен на пл. Largo do Corpo Santo, что минутах в 20 от вокзала Россиу и еще ближе к вокзалу Cais do Sodre . Напротив отеля – небольшая церковь (Corpo Santo). Под окнами – трамвайная остановка, но очень тихая (даже когда открывали окна, не было такого грохота, как бывает от наших трамваев). Отель бюджетный. Во-первых, он новый и хозяева зарабатывают реноме. Во-вторых – в отеле нет постоянно присутствующего персонала. Отель расположен на одном из этажей жилого дома. После оплаты отеля я получила по почте код на вход в парадную, в квартиру и в нашу комнату. (Комнат всего 6.) Благодаря такой системе, мы совершенно не были привязаны ко времени заселения. Отель чистый, недавно после ремонта. Удобный санузел. В общем холле есть посуда, раковина, тостер, чайник, стол со стульями и диванчиком, холодильник. Т.е. можно чаю попить со своими продуктами. И что еще понравилось – вещи после чек-аута можно оставить в отеле в специальных шкафчиках, которые закрываются на ключ. Хозяин дает код на вход в квартиру после чек-аута (отдельный). В общем, «безлюдное производство». Если бы однажды не выбило пробки, мы бы хозяина и не увидели. Прибежал довольно быстро и вскоре решил проблему. В общем, могу отель рекомендовать, как бюджетный вариант с очень удобным расположением для мобильных и не очень прихотливых постояльцев.
Утро следующего дня началось с набережной Тежу, сладко потягивающейся после ночного сна, обдуваемой ветром, подставляющей свои ступени, парапеты, лавочки под первые солнечные лучи.
Приятно удивила Площадь коммерции, не только утренней прозрачностью и чистотой, но и очень демократичными ценами в кафе. Они здесь ничуть не выше, чем в рядовой паштелерии на заштатных улочках в районе Шиаду.
Там же, на площади, находится туристический инфоцентр. Нам предстояло провести в Лиссабоне трое суток, причем с не очень дружественной погодой. Поэтому мы уточнили информацию, почерпнутую из интернета, и запаслись билетами на 3 автобусных маршрута YellowBus на 48 часов (
http://www.yellowbustours.com/en/cities/lisbon/tours/). Существует 3 автобусных маршрута по достопримечательностям Лиссабона, пересекающихся между собой в нескольких точках города. Активируется при первой поездке. Т.ч. «крышу над головой» во время путешествий по городу в плохую погоду мы себе обеспечили. А еще, в ожидании дождливой погоды, прикупили Lisboa Card на сутки. – Где же еще прятаться от дождя, как не в музеях? Карта дает возможность бесплатного посещения ряда музеев, в части музеев она обеспечивает скидки + бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (
http://www.lisboacard.org/ru/). Карта начинает действовать с момента активации, т.е. первого прохода по ней.
Ну вот, путешествие по Лиссабону начинается! Первым делом мы направились в Альфаму, чтобы сразу же окунуться в атмосферу Лиссабона. И постепенно наворачивая круги по узким улочкам, поднимаясь и спускаясь по лестницам – переходам, стали подниматься в сторону замка Святого Георгия (Castelo de São Jorge). И Альфама за такое первоочередное внимание к ней щедро нас одарила. В переулке Beco das Farinhas мы обнаружили вот такую портретную галерею портретов ее жителей.
Это было так трогательно, снимки сделаны с такой душой, что казалось, будто мы находимся в гостях у этих милых стариков. Да и сама Альфама оказалась колоритным и очень уютным районом, несмотря на ее обшарпанность.
По пути к замку обнаружили небольшую смотровую площадку и ресторан рядом с ней.
Тут мой фотоаппарат и разрядился. Что ж, буду впитывать впечатления и без фото. Дошли до замка. Ну что сказать? Если честно, замок нас оставил равнодушными, мало что в нем осталось для любопытного туриста – так, остатки стен и видовая площадка. Вид с которой был не намного интереснее увиденного чуть раньше бесплатного мирадора. За что платить – не понятно.
А потом от замка как-то неожиданно подошли к мирадорам Санта Люсия и рядом – дас-Портас-ду-Соль. Здесь царила какая-то праздничная атмосфера, воздух был наполнен радостью и солнцем! Правда, народу было немало, т.ч. мы здесь надолго не задержались, а пошли дальше. Полюбовались на памятник св. Винсенту, который является покровителем Лиссабона с 1173 года. Добрели до посвященной ему церкви - Igreja de São Vicente de Fora. Но от церквей, видимо, же устали. Поэтому там не задержались, а пошли бродить по колоритным улочкам Альфамы. В районе церкви Igreja de Santo Estêvão закрутили нас хитрые спуски-переходы. Где-то по пути попался ресторанчик с зазывным объявлением FADO. Но оттуда слишком сильно несло перегорелым маслом и мы даже адрес его запоминать не стали.
Побродив еще, спустились наконец к Се (Кафедральному собору). Выглядит он сурово и лаконично, как крепость. Вход вовнутрь бесплатный, но за проход в потаенные уголки нужно было заплатить чисто символическую плату в 2,5 евро. Мы не стали брать билет в сокровищницу, а вот в капеллы и клуатр решили заглянуть. Нас поразили скульптуры рыцаря и его жены, украшающие их гробницы. Рыцарь держит в руках меч, у его ног настороже – верный пес. Дама – словно прилегла на диван и читает книгу. Эта пара смотрелась очень трогательно.
А дальше мы увидели знаменитые барочные рождественские ясли с раскрашенными терракотовыми фигурками работы Жоакима Машаду ди Каштру (1766 г.). Потрясающая по своему масштабу работа!
Прошли в клуатр, а там раскопки, да еще какие! Несколько слоев различных культур, эпох в одном небольшом дворике. Оказывается, собор был построен, как символ победы христиан над маврами на месте старой мечети в 1150 году. Ранее здесь был римский храм, превращенный в церковь в VI веке. Через два века мавры разрушили церковь и на ее месте построили мечеть.
А какие удивительные колонны стоят во дворике, - с потрясающей резьбой, посвященной картинам из жизни Христа!
Погуляв еще немного, обследовав окрестности нашего отеля, мы отправились отдыхать.
Кстати, вопреки опасениям, ни азулежу, ни разнообразные узоры мостовых в разных городах Португалии нам не надоели. Вот, например, такая красота рядом с отелем:
Калсада португеза (calçada portuguesa), португальская мозаика, - так называется способ украшения мостовых. Обычно используются камни из базальта и известняка, черного и белого цвета. Но встречаются и цветные, как на этом фото:
А вот кораблик на площади Камоэнша:
На следующий день рванули на первый туристический маршрут по лиловой линии, благо остановка была недалеко от нас, на набережной Тежу. И только простояв минут 10, сообразили, что ориентировались на время отправления, указанное от Praça Figueira.
Лиловый маршрут вез нас вдоль набережной, в сторону вокзала Ориенте и дальше, в современный район, обустроенный к всемирной выставке 1998 года, посвященной Океану.
Понравилась архитектура зданий района, интересное решение павильона, представляющего собой лист бумаги, лежащий между двумя опорами.
Кстати, проезжая на экскурсионном автобусе мимо музея азулежу, услышали, что в нем выставлена панорама Лиссабона, каким он был до землетрясения 1755 года. Внесли посещение музея в свой список, хотя ранее, насмотревшись азулежу по всей Португалии, этого не планировали.
Объехав новые районы, вернулись в центр по Av. Fontes Pereira de Melo, На подъезде к пл. маркиза де Помбала засмотрелись на троицу законсервированных старых зданий, расписанных граффити.
Дальше были тенистые и не очень улицы с интересными зданиями в стиле модерн. Проехали мимо музея Амалии Родригеш, потрясающей исполнительницы фаду. Ее пение сопровождало все 3 наших маршрута.
Вернулись мы к вокзалу Кайш ду Содре (Cais do Sodre), перекусили на рынке, закупили немного фруктов – благо отель рядом и можно было, не тратя время, занести покупки и продолжить прогулку по городу. От отеля поднялись вверх, побродили в районе Шиаду и Байру Альто вокруг улиц Rua Alecrim и Rua da Misericórdia.
Прошли мимо пл. Камоэнша,
поднялись к церкви Сао Роке (Igreja de São Roque), но она, к сожалению, была закрыта на какое-то важное мероприятие. Служитель на входе очень извинялся и предложил прийти завтра, выдав нам буклет о церкви.
Напротив площади Камоэнша – другая площадь, Largo Chiado, а следом небольшая пешеходная улица, Rua Garrett, на которой расположено знаменитое кафе A Brasileira, где любил сидеть знаменитый португальский поэт Фернандо Пессоа. Он и сейчас сидит здесь, а вокруг изощряются туристы в фотографировании себя любимых рядом с ним. Кофе по цене и качеству приятно удивило, несмотря на раскрученность места.
Ниже, по пути к набережной – симпатичная площадь Praça do Município, с одной стороны с изящным витым позорным столбом (как это у них сочетается - красота этих столбов и позор?), с другой – с современными артобъектами, напоминающими гигантских муравьев.
Ну, а мы наконец направляемся в Кашкайш, к самой западной точке Европы.
От вокзала Cais do Sodre доехали за полчаса. А где же автобус на мыс Рока? На площади перед вокзалом ничего, похожего на остановку автобуса 403, не видно. Но, благодаря добрым людям на форумах, вспомнила, что как-то очень хитро спрятана остановка нужного нам автобуса – огибаем станцию по направлению от набережной – а вот и он, «тайный» проход к мини-автостанции, откуда отходит в т.ч. и наш автобус.
Нужно обойти это двухэтажное здание справа и вы попадете на стоянку автобусов. Ехали долго, полчаса, а то и больше. А вокруг сгущались тучи и пугали нас надвигающимся дождем и пасмурным небом. Однако, приехав на мыс, мы увидели почти безоблачное солнечное небо и довольно комфортный ветер, учитывая, что мы находимся не где-нибудь, а на берегу океана!
Про мыс Рока говорить нечего – там нужно быть и все это видеть и чувствовать! Это прекрасно! Народ ходит с блаженными улыбками, пытается спуститься поближе к воде. Слушать шум океана, наблюдать, как одна волна сменяет другую, можно бесконечно.
Посидели мы там на травке, устроили мини-пикничок. Ближе к закату отправились в путь.
Решили прогуляться вдоль пляжей в Кашкайше и вволю полюбоваться закатом на океане оттуда, а не привязываться к расписанию автобусов, уходящих с мыса.
Прогулка была замечательной, когда совсем стемнело, вышли к следующей за Кашкайшем остановке электрички и вернулись в отель.
Но на этом наши приключения не закончились. Как так – второй вечер в Лиссабоне и без фаду? Решили на свой страх и риск просто прогуляться по Альфаме в поисках кафе фаду. Да, вот так, наобум. Несмотря на то, что какие-то адреса были записаны из отчетов других туристов. Но мы же легких путей не ищем!
Пошли. Жутковато, конечно, бродить по пустынным обшарпанным улочкам Альфамы в темноте. Набрели на помпезное кафе, специализирующееся на фаду. Решили, что это не наш вариант, нам хотелось простоты и естественности. Правда, ее все не было… Уже думали «вот еще квартал, и идем назад, если ничего не находим».
И тут – из открытой, совершенно невзрачной, двери слышим очень эмоциональное пение. Вот оно! Да еще в мужском исполнении. Ура!
Оказалось, что это – маленькое семейное кафе, столики стоят довольно плотно, рассчитано максимум на 30 человек. Хозяйка суетится между посетителями и кухней. Хозяин то выступает в роли официанта, то – в роли исполнителя. Переход из одного образа в другой осуществляется с помощью шляпы, которую он надевает, когда собирается петь. 2 человека играют на гитарах. Один из них, как мы поняли – сын хозяина. На стене висят дипломы разных конкурсов. В общем – попали по адресу. Да, это было что-то. Хозяин исполнял свои песни с таким надрывом, так эмоционально, что не всякая женщина может с ним в этом конкурировать. Да и сын не отставал от папы. Впрочем, и в перерывах между пением мы наблюдали театр одного актера. Хозяин почти так же экспрессивно общался с посетителями. В кафе небольшая группа португальцев отмечала день рождения и хозяин в свободное от пения время их развлекал рассказами. Весь этот спектакль длился часа два. Под конец мы, правда, замерзли, т.к. дверь в кафе была открыта – и для естественного проветривания, и для привлечения проходящих мимо посетителей.
В целом день оказался очень насыщенным, разнообразным и очень интересным!
Следующий день встретил нас пасмурным небом и сильным ветром. Ну, наконец-то обещанная португальская погода! А нам не страшно, у нас – поездка в Белем на Yellowbus. Проехались по тем кварталам города, которые не охватили в прошлую поездку,
добрались до Белема, когда начинало моросить. Ну что ж. Мы же у памятника мореплавателям, отважным людям, которые преодолевали и не такие капризы погоды, чтобы открыть для всего мира неведомые земли! Так что антураж самый соответствующий!
В этом районе, в честь благополучного возвращения Васко да Гамы из Индии, на месте маленькой часовни покровительницы моряков Святой Марии Вифлеемской ("Вифлеем" по-португальски звучит как "Белен"), Мануэль I заложил монастырь иеронимитов (Жеронимуш), а для охраны гавани поставили сторожевую башню-маяк Торре де Белем. Башня строилась в течение 1514 – 1520 годов и представляет собой один из образцов стиля мануэлино, которым так славится Португалия. После постройки башня стала не только оборонительным сооружением, но выполняла роль порохового склада, а позже – была тюрьмой и таможенным пунктом. И в то же время башня служит символом португальских первооткрывателей, поскольку именно отсюда многие из них отправлялись в дальние плавания. И сюда же возвращались.
Вход на Белемскую башню по Lisboa Card бесплатный.
На верхнюю площадку подниматься не стали – не хотелось стоять, хоть и в маленькой, очереди перед светофором, пропускающим посетителей по узкой лестнице то вверх, то вниз. Зато полюбовались носорогом, расположенным у основания одной из башен. Прообраз его был привезен из Индии в 1515 году в подарок королю Мануэлю I. Мануэлю так понравился носорог, что тот даже заказал его «портрет» Альбрехту Дюреру. А еще голова животного была высечена у одной из башенок Торре де Белем. Сам носорог был впоследствии отправлен в подарок папе римскому, но в пути корабль с подарком затонул.
От башни, под сильным напором ветра мы направились к памятнику Первооткрывателям. Интересно было наблюдать чаек, пытавшихся изо всех сил лететь против ветра. В лучшем случае они «висели» на месте, а чуть только их сопротивление ослабевало – птиц сносило назад. Это чаечье толковище заворожило не только нас. Фотографы больше снимали не памятник, а чаек.
Памятник посвящен выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий. Открыт в 1960 году. Возглавляет группу Генрих Мореплаватель, который всего лишь раз ходил морем, но много сделал для развития знаний о мореходном деле, рисовал навигационные карты, создал легендарную мореходную школу в Сагреше, организовал первые морские экспедиции португальцев вдоль Западного побережья Африки. В этой группе присутствует и единственная женщина – мать Энрике, Филиппа Ланкастерская, поддерживающая его в великих начинаниях.
На башню поднялись, билет пришлось покупать, но со скидкой. С башни прекрасно видна карта мира с маршрутами первых мореплавателей. И, конечно, великолепный монастырь Жеронимуш. Белемская башня смотрится совсем не страшно, скорее, как декорация – такая она маленькая.
Вот она, обратная сторона эпохи Великих открытий – меч, с помощью которого присоединялись новые земли!
В монастырь Жеронимуш мы прошли по карте бесплатно.
Кое-где был ремонт, но величие собора это ничуть не умалило.
Во время строительства монастыря король Мануэль I Счастливый учредил налог на товары из колоний, по 70 кг золота ежегодно. Основной массив здания из золотистого известняка возвели за сто лет, южный портал храма, со множеством фигурок святых и апостолов, с Богоматерью в центре и статуей Энрике Мореплавателя между дверей, возвели в 1518г. Во время великого землетрясения 1755г. монастырь чудом уцелел. Позже, в XIX веке сюда перевезли для захоронения останки Васко да Гамы и поэта Луиша Камойенша, воспевшего подвиги первооткрывателей. Их могилы находятся прямо у входа в собор, симметрично относительно центрального прохода. Покровители мореплавателей, короли Мануэл I и Жуан III также похоронены в этой церкви.
В церкви было темновато, т.ч. мы поторопились в знаменитый клуатр монастыря. Клуатр, построенный в середине XVIв., поразил наше воображение. Во-первых, золотистым цветом своих стен, которые даже на фоне совершенно питерского, низкого серого неба смотрелись солнечно. Во-вторых, замечательной резьбой, от которой было не оторваться, «читать», как книгу, представленные сюжеты. Наверное, с час мы бродили по клуатру, рассматривая его.
По плану далее у нас был дворец Ажуда. Но как-то очень грустно было с расписанием (большой перерыв в движении Yellowbus по рыжей ветке) и мы воспользовались перерывом, чтобы полакомиться знаменитыми паштейш де Белем в известной, наверное, на весь мир, паштелерии. Как и предупреждали все, кто посетил паштелерию, очередь (правда, благодаря «несезону» небольшая) стояла для покупки сладостей «на вынос». Само же кафе занимает довольно большое пространство, некоторые залы, в полном смысле слова, пустовали.
Поэтому мы довольно быстро сделали заказ и так же быстро его получили. Проходя по кафе, обнаружили немало раритетов из давней истории кафе.
Кстати, мы в начале заказали по 1 штучке паштейш де Белем (нату мы уже пробовали не раз). Но потом решили, что пирожное как-то очень быстро исчезло и заказали для сравнения по паштейш де ната. Говорят, что как раз правильно было заказывать сразу по два пирожных. Так вот, нам паштейш де ната понравился больше – он показался менее приторным и более нежным.
Подкрепившись, решили, что нам и пешком дойти до Ажуды – не проблема. Не учли, правда, что дорога шла в горку. Но – паштейшы же надо растрясти! Оказалось, что все-таки далековато. Тем более, под дождем, который застал нас в середине пути. Автобус нас обогнал буквально на пару минут!
Дворец Ажуда строили более пятидесяти лет. В 1861г. в него въехал король Луиш I с молодой супругой, 15-летней итальянской принцессой Марией Пией Савойской. Юная королева энергично взялась за обустройство дворца, заказывала мебель и фарфор, гардины и гобелены по эскизам Гойи. Королевская семья жила здесь до 1910 года.
Во дворце нас встретили очень приветливо. Прошли опять же бесплатно. Очень жаль, что во дворце экономят на освещении. Может, конечно, таким образом оберегали интерьеры от выгорания, не знаю. Но во дворце нам попалось немало интересного. Правда, фотографировать было нельзя. И, хотя мы часто находились в помещениях одни, как-то постеснялись «хулиганничать». Особо запомнился орнитологический зал – в нем находилось несколько красивых клеток с птицами. Странно, что и там было темновато. Может, конечно, если б не дождь, здесь было бы гораздо светлее… А еще понравился последний зал первого этажа, судя по обстановке – это было нечто типа рабочего кабинета. Особо нас привлекла фотоаппаратура, которой пользовались хозяева дворца.
Вышли из дворца, а там поливает!!! Еле нашли, где именно останавливается экскурсионный автобус - табличка остановки «спряталась» в зелени деревьев, рядом с автобусной остановкой городского транспорта. У музея карет пересели на маршрут синей линии и поехали в центр. Почему не пошли в музей карет, так и не помню. Но, наверное, не очень и хотелось.
В центре пересели на автобус лиловой линии и отправились в музей азулежу. Видимо, из-за малого количества туристов, число маршрутов сократили и мы на этом потеряли полчаса времени. На музей осталось около часа, и наша готовность осмотреть всю экспозицию повергло в шок билетершу. А мы, увидев ее удивление, решили, что нужно напрячься, чтобы успеть увидеть все. В результате, уложились даже меньше, чем в час. И потом еще некоторые залы прошли повторно .
Кстати, об активации Lisboa Card. Ни через какие магнитные устройства ее не пропускали, т.е. время начала действия карты, как мы поняли, на ней отмечено не было. И только в музее азулежу, нашем последнем музее, на карте поставили время.Проходя по залам музея, интересно наблюдать, как меняются сюжеты изображений во времени, что в тот или иной период является наиболее важным для людей. Растительные орнаменты, религиозная тема (кстати, музей азулежу расположен в монастыре), эпические картины, а там – пасторальные, гламурные…
Нашли и математические (вспомнили Университет Коимбры, где эти азулежу являлись учебным пособием).
Изысканны азулежу, выполненные в стиле модерн. Современные – на любителя.
А вот и основная достопримечательность – панорама Лиссабона до землетрясения! Да, это не эпические картины стен соборов do Carmo и Сapela das Almas в Порту. Но – это же какое свидетельство истории города! И что очень понравилось – под панно приведено описание особо выдающихся зданий, изображенных на нем.
Так что, музей азулежу нам понравился.
А это - уже современное украшение интерьера музея
На улице нас встретил все тот же дождь.
Постояли в ожидании последнего экскурсионного автобуса и поняли, что он за нами не придет. Не зря девушка, разруливающая вопрос с задержкой Yellowbus, посоветовала нам, если что, воспользоваться городским автобусом.
Добрались домой, когда дождь уже прекратился. А мы, благодаря поездкам на автобусе и музеям, и не намокли вовсе! Немного отдохнули – и на прогулку по ночным районам Байра Альто и Шиада.
Ночью все эти подъемы-лесенки смотрятся таинственно и романтично. А обшарпанность зданий скрывается в тени. Догуляли до мирадора Санта Катарина. Испугались грозного Адамастора из поэмы Л. Камоэнша "Лузиады". Это он, озлобившись из-за своей безответной любви к нимфе, обрушил свой гнев на корабли Васко да Гамы у мыса Доброй Надежды.
А после, возвращаясь к площади Камоэнша, решили поискать кафе с фаду. Завернув в переулок Tv. das Mercês, в доме №16 увидели небольшой ресторанчик Germano's и на нем – неприметное объявление, напечатанное на листе А4 о том, что сегодня состоится концерт фаду. Рядом с нами по этому же поводу приостановилась еще одна пара туристов. Тут же к нам выглянула официантка. На вопрос, а когда будет фаду, указала на столик, где ужинало несколько человек – мол, сейчас артисты закончат есть, и концерт начнется.
Этот вечер фаду был совсем иным, чем вчерашний. Здесь была группа артистов, возможно, с настоящим сценическим опытом. Их исполнение было сдержаннее, чем предыдущее, я бы даже сказала, с достоинством. Но от этого теплота песен не терялась. Нам они очень понравились. Выступали певцы по очереди – двое мужчин и одна женщина. Иногда подпевали друг другу. Видно было, что они не просто «отрабатывают свой кусок хлеба», а им нравится исполнять эти песни. Ближе к завершению концерта подпевали и их приятели, сидевшие с артистами за одним столом, и девушка-официантка. А потом, вдруг, официантка не выдержала, подбежала к музыкантам, что-то шепнула, и – запела. Да так выразительно, с душой, что я не удержалась, чтоб ее не сфотографировать.
В общем, несмотря на плохую погоду, день оказался насыщенным и "вкусным" ! И мы осталиь очень довольны, что получили такой разнообразный опыт встречи с фаду.
В отель возвращались по ночным улицам Байру Альто, ставшим нам уже почти родными.
Утро следующего дня прошло в соревновании с дождем – кто кого опередит, успеем ли мы забежать под крышу прежде, чем он польет. В гордом одиночестве поднялись на лифте Санта Жуста, но мирадор в этот день почему-то был закрыт и мы только сбоку полюбовались на город, накрытый мрачными дождевыми облаками.
Вот такое панно в простенькой паштелерии, где мы пережидали дождь:
Поднялись к церкви Сао Роке, на сей раз повезло, она была открыта, и посетителей немного. После собора Сан Францишку в Порту интерьер церкви не показался таким уж богато украшенным. Обратили внимание на деревянный потолок, расписанный непривычно для церкви. Капеллы церкви оформлены интересно, но было темновато и рассмотреть их и в полной мере восхититься не удалось. Да, может, и устали мы уже от обилия впечатлений.
Продавец лотерейных билетов пристроился на бойком месте, рядом с церковью:
Посетили музей Археологии, расположенный в разрушенном землетрясением 1755 года монастыре Карму (Convento do Carmo). Храм был построен в XIV веке национальным героем и святым Нуну Алваришем Перейрой. Во время землетрясения в соборе оказались тысячи прихожан, пришедших на службу в День благодарения. Собор стал для них братской могилой...
Были там интересные экспозиции, но внутри музея снимать нельзя.
Руины церкви кармелитов, хранящие память о катастрофе 1755 года:
В оставшееся до отъезда время углубились в район Байру Альто,
спустились к Кайш ду Содре (там, конечно, райончик не очень впечатляющий, мягко говоря). На рынке Mercado da Ribeira, что находится недалеко от вокзала Кайш ду Содре, обнаружили целый «ресторанный» зал. В обеденное время он был полон народу – люди заказывали еду у стоек, тут же было несколько винных магазинов с хорошим ассортиментом, лавочки с мелочами, которые приятно было привезти в качестве сувениров.
Погода к концу нашей прогулки наладилась, но уже нужно было паковать чемоданы и отправляться в аэропорт.
Краткое резюме поездкиНаша поездка в Португалию каждый день дарила нам такие сильные впечатления, что казалось – вот оно, лучше уже быть не может. Но наступал новый день, и новое место удивляло своей необычностью, красотой, атмосферой. Сейчас даже странно вспоминать, что в какой-то момент подготовки к поездке, начитавшись об обшарпанных улочках (видимо, таких описаний попалось очень много), у меня возникли сомнения – а нужно ли так надолго ехать сюда, понравится ли нам в Португалии... К счастью, эта мысль ни разу за все путешествие даже не приходила мне в голову.
И я думаю, что, конечно, путешествуя на машине, можно было бы увидеть гораздо больше интересных своей историей, потрясающих по красоте мест. Но и развитая сеть общественного транспорта позволила нам очень много здесь увидеть и получить незабываемые впечатления.
В следующий раз, если он случится, я увижу уже другую Португалию. И эмоции будут иные, наверное, более спокойные. Потому что теперь я знаю, как много интересного, прекрасного, необычного таит в себе эта страна. И, наверное, поэтому я белой завистью завидую тем, кто откроет для себя Португалию впервые...