Вступление.
Первоначально-то я хотела, конечно, Маттерхорн, и даже написала об этом своему знакомому гиду, но во-первых, то окно, которое у него оставалось свободным, было занято у меня, во-вторых, тот вариант, который он предложил в качестве подготовки, понравился мне гораздо больше раскрученного Маттерхорна с его толпами и двойными тарифами. Zinalrothorn ZS+, сложнее Маттерхорна, меньше народу и вообще прекрасная гора. К сожалению, я не дошла последние 200 м (в высоту), так как слишком устала и замерзла. Но теперь у меня есть повод вернуться опять, маршрут действительно отличный и его можно только порекомендовать.
Я должна была присоединиться к группе из двух других человек, которые еще раньше забронировали эту неделю. Плюс еще один гид. Итого 5 человек, 2 гида и 3 гостя (так называют в Альпах клиентов гидов).
Оглавление.
Дорога и гиды.
День первый. Подъем к приюту Rothornhütte (3200м).
День второй. Цинальротхорн.
День третий. Спуск в Церматт.
[url]Четвертый день. Отдых. Rothorn 3104 m Oberrothorn 34012m[/url]
Дорога из Мюнхена в Церматт.
Глава для всех.
То, как ехать в Церматт, на машине или на поезде, я обсуждала даже на этом форуме (спасибо всем отписавшимся!). Но "пришла мама и стал конь ничей" ((с) Л. Толстой). После того, как гид (Бастиан) написал мне детали предприятия, вопрос решился сам собой. Мне нужно было ехать до Виспа в пятницу после работы, чтобы в субботу доехать последний кусок до Церматта, а потом подняться до приюта. Итак, значит поезда....
Оптимистичный DBahn предложил отличный вариант: Мюнхен-Цюрих, Цюрих-Висп (поезд в сторону Брига). Пересадка 7 минут, но фигня-вопрос, так как просто перейти с платформы 30 на платформу 31 (другую сторону). Я скептически отнеслась к пересадке в 7 минут, но если DB настаивает... ну ок.
У немцев и швейцарцев довольно своеобразное представление о том, что такое скоростные поезда (поезд Мюнхен-Церматт был швейцарских железных дорог). Это в Японии скоростные поезда ездят 300 км/х по выделенным путям. Здесь вам не там! Средняя скорость IC Мюнхен-Цюрих была в районе 50 км/ч, он внепланово останавливался под каждым кустом, на каком-то участке нас обогнал велосипедист. Плюс к этому на территории Германии традиционно сломались семафоры. Ну и вишенкой на торте, в поезде не было вайфая. Как сказала кондуктор, "не во всех швейцарских поездах есть вайфай". Правильнее было бы, "во всех не"....
Как следствие, поезд опоздал на пол часа и прибыл на платформу 6 (вместо 30, на другом уровне). Скажите спасибо, вообще в тот город, а не куда-то еще. Я спросила у кондуктора, что делать теперь. "Поезжайте до Берна, там пересадка на Бриг". – "А на другом поезде на Бриг?" – "Ну можно и так". (поезда на Бриг и Цюриха ходят раз в час, но я и так уже опоздала на пол часа).
Я выхожу на платформу и смотрю табло. Но слова "Бриг" я там что-то не вижу, только Берн. Ну ок, пусть будет, как сказал кондуктор. Следующий поезд на Берн через...... 3 минуты. И где-то внизу. Я ОЧЕНЬ быстрым шагом отправилась на нужную платформу. Поезд начинался с 1 класса. Потом вагон ресторан. Только где-то в середине, наконец, начался 2 класс. Но я успела.
Если вы думаете, что этот поезд приехал в Берн вовремя, хаха 3 раза (Берн – это следующая остановка, ехать час). Этот поезд тоже опоздал. К счастью, не так сильно и я успела на стыковочный поезд на Бриг.
В Висп я прибыла на 40 минут позже запланированного времени, около 10 вечера, заселилась в отель (полностью селф-сервис) недалеко от вокзала. Завтра будет Церматт!
Про гидов в Альпах.
Глава для тех, кто в теме или кому просто интересно (остальным можно пропустить).
В некоторых (не будем показывать пальцем) русскоязычных форумах я встречала жаркие баталии на тему, что должны и не должны делать гиды вообще и на Эльбрусе в частности, какая должна быть зона их ответственности и каким должен быть уровень их подготовки. Баталии включали обсуждение "а как там у них", при этом все комментарии на эту тему начинались словами "я лично не сталкивался, но ....". Я-то сталкивалась, причем уже несколько лет, как. Но к сожалению (или, скорее, к счастью), меня на этих форумах даже не банят, меня там просто не регистрируют. :-D Но напишу вот здесь, может, множества читающих пересекаются, и кто-то подчерпнет для себя какую-то полезную информацию.
Итак, самое важно, что нужно понимать про гидов, это то, что они ориентированы исключительно на местный рынок. В Альпах 3 языка: немецкий, итальянский и французский. Вот на этих языках большинство гидов и работает. Даже на вывесках в туристических местах английский идет последним языком "так уж и быть". На сайтах гидов и горных школ НЕТ английских версий. Вообще, в Церматте англичан традиционно сильно не любят (см. первое восхождение на Маттерхорн). Как гиды, так и их гости, англичан пренебрежительно называют бритами, говорят, что хорошо, что из-за короны бритов гораздо меньше. Большинство гидов не берет бритов как гостей (клиентов). Хотя, конечно, есть и агентства, специализирующиеся на "туристах, говорящих по-английски". У них своя специфика и свои цены
Гиды, что называется по-русски "самозанятые", хотя они как правило работают с горными школами (часто сразу с несколькими) и через них находят новых клиентов. За это в качестве "повинности" они водят группы на легкие маршруты типа Spaghetti-Light (см отчет). Но большую часть времени гиды работают индивидуально с своими гостями.
Тарифы гидов за вершину. Каждая вершина, в зависимости от сложности, стоит в районе 1000 франков. Раскрученные вершины типа Монблана и Маттерхорна - в 1.5 – 2 раза дороже. Плюс, если маршрут с ночевкой в приюте, то вы оплачиваете проживание гида тоже, включая еду и все напитки, которые он там закажет. Чем сложнее маршрут, тем меньше бэби-ситтинга. Если вы не достаточно готовы и не можете пройти маршрут, это ваши проблемы. Забота гида – это ваша безопасность. Ваша подготовка – ваше дело. Никто не проверяет ваших разрядов, значков, количества отжиманий и подтягиваний и прочего идиотизма. Но если вы переоцените свои силы или умения, вам это будет стоить денег и вершины (как, к примеру, получилось у меня). Если вы не укладываетесь в расчетное время маршрута, вы идете обратно, потому что это вопрос вашей же безопасности.
Кстати, о физической подготовке. То время, которое написано на указателях маршрутов (и которое "слишком сложное", как пишут в некоторых форумах), вы должны делать с запасом как минимум в 1 час. Например, маршрут до приюта по указателям 4:40 вы должны делать за 3:30 – 4:00 с рюкзаком (гиды добегают за 2:30). Мои 10-20 минут "выигрыша" оказались недостаточными для того, чтобы сделать маршрут на Цинальротхорн, я слишком устала перед самым сложным участком у вершины и мы пришли туда слишком поздно. Два других "гостя" – Дорис и Мариус дошли до приюта за 3 часа с копейками, я не могла потом на маршруте поддерживать их скорость. Ну да, Дорис бегает ультра-трейлы (это там, где 70 км по горам), а Мариус служит в Бундесвере. В общем, мне еще работать и работать....
И еще про гидов. У них не бывает понятия "межсезонья", когда они уезжают из гор. Они ВСЕГДА в горах. Даже когда у нас был перерыв в 2 дня, Бастиан водил других гостей на те же 4х-тысячники. Юрген вернулся накануне из Киргизстана, где он водил гостей на пик Ленина. Осенью в "межсезонье" он собирается в Непал. Бастиан осенью занимается скалолазанием (до начала лыжных туров). Гиды даже отпуск проводят в горах. Но уже без гостей, а работая над своими проектами. Когда читаешь про российских "альпинистов" и "инструкторов", которые в горах по 1-2 месяца в году, а потом "заканчивается сезон", то это просто смешно.
В общем, гиды – это более опытные напарники, которые помогают вам с вашим проектом. Как правило, это те проекты, на которые вам не хватает своих знаний и умений, но подготовка к которым лежит полностью в вашей зоне ответственности.
Завтра будут фоточки и начало путешествия. Stay tuned!