Так получилось, что плодородие семейного клана моей любимой женщины дало ростки в совершенно разных частях нашего континента - включая далекую и волнующую Швейцарию.
Стремительно надвигались майские праздники и женщина моя внезапно испытала тоску по далеко живущей родне. Волновать ее не в моих правилах - и вот уже куплены билеты на лоукостер до Мемингена, оплачена машина в аэропорту, озадачена внезапным визитом ни в чем не повинная сестра жены в швейцарском городе Хам.
Я пока не буду мерцать гранями графомании на предмет своих впечатлений и предоставлю вам для погружения в атмосферу этой страны несколько карточек.
Итак, типичный швейцарский городок на 13 тыс. жителей - Хам. Тихий, как все провинции и удивительно уютный. Я дважды гулял по нему - под проливным дождем днем и в кристально солнечном рассвете. И в любом виде он был прекрасен.
Центр города
Типичная швейцарская ахитектура сдобренная технологичными агрегатами
Набережная
Майкл как обычно подбирается к птичкам
Фреска на стене
Местная олигархия
Центральный собор
Цугское озеро
Вездесущие пернатые выпрашивающие еду
Среди местных популярно катание на байдарках
Риги - Королева гор
Насладившись городскими видами швейцарских городов нас неудержимо потянуло на горные вершины. Доступных вариантов было два - горы Пилатус и Риги. Наши радушные хозяева настояли на том, чтобы мы ехали на Риги - там по мнению хозяина дома были наилучшие виды. Мы доверились их опыту, тем более, что прогноз следующего дня благоприятствовал солнечной погодой.
И на этот раз синоптики не обманули - после двух дней проливных дождей и снега утро встретило нас ярким весенним солнцем. Из окна показались снежные вершины,скрытые вчерашней промозглой облачностью, а между ними снежной громадой возвышалась гора Риги.
Почему именно Риги и с чем ее едят?
Гора Риги находится в самом центре Швейцарии между Цугским и Люцернским озерами, возвышаясь на высоту 1798 метров. Риги является пожалуй самым популярным туристическим маршрутом в стране поскольку с ее вершины горы открывается поистине завораживающий вид: отсюда видны Альпы, Швейцарское плато и 13 озер. Именно благодаря этой панораме Риги в Швейцарии называют «Королевой гор».
Подняться на Риги можно как пешком, так и на зубчатой железной дороге, которая имеет целых две ветки на вершину: одна из Вицнау, вторая из Голдау. Опять же, прислушавшись к советам, мы выбрали путь из Вицнау.
Путь в Вицнау из Хама на машине занял буквально минут 40, часть из которых мы потратили на остановки и фотосессии - проехать мимо окружающей нас красоты не было никакой возможности!
Вот она - Риги! Уже скоро мы будем на ее вершине!
Вот такие вот - совершенно обыденные виды в Швейцарии можно встретить на каждом шагу
Городок Вицнау тоже оказался весьма живописным - зажатый в заливе Люцернского озера он так и светится умиротворением и покоем.
Подъем на гору осуществляется с железнодорожной станции, расположенной на берегу озера.
К слову - это самая старая железная дорога Европы!
Отсюда же, с причала, отправляются прогулочные катера до Люцерна.
Необходимо отметить, что цены на билеты до вершины нас неприятно удивили - на двоих (ребенок бесплатно) маршрут туда-обратно потянул на 144 швейцарских франка и это была наша самая дорогая экскурсия. Но отступать было некуда - пешком даже спускаться с вершины с коляской был не вариант - звонкие сольдо ухнули в пасть этому няшному капитализму.
И вот поезд тронулся - я выбрал вагончик без стекол чтобы можно было беспрепятственно снимать окружающие виды и не пожалел!
Выше!
Еще выше!
И вот, после нескольких остановок в горных отелях мы оказываемся на самой вершине горы. Построек здесь немного - из наиболее заметных отель с рестораном и высоченная стелла ретранслятора.
Тут же видимо в качестве экспоната стоит старенький паровоз. Майк долго не хотел уходить.
Идем на вершину!
И вот - весь простор перед нами! В обе стороны невообразимый объем пространства - горы, озера, города!
Самые высокие вершины - горный массив Пилатус (2128 м)
Гора пользуется большой популярностью у китайцев - здесь их просто неимоверное количество. Галдят, прыгают, фотографируются. На самой вершине также установлен камень с китайскими иероглифами - что он означает осталось для нас загадкой.
Так как это была самая первая гора, посещенная нами в Швейцарии - впечатления от видов с нее были весьма острыми. И к слову - это был новый мой рекорд по высоте горы. Это этого максимально высоко я поднимался только на Кедыкварпахк (Кольский полуостров, 1118 метров). Знал бы я, что на следующий день я обновлю этот рекорд практически вдвое?
Нереальный Берн
Сразу замечу, что мое повествование о странствиях по Швейцарии не хронологично. Встал утром, почесался - ну, с чего бы начать? Поэтому в последовательности заметок такие перекосы - того умиротворенные озерные глади, то холодные горные вершины.
Вот и сейчас - заметка о Берне, который мы застали уже на закате, проведя весь день в дождливом Люцерне. Вы видели мою заметку про Люцерн? Нет? Я тоже. А она будет - и дождливом и о солнечном.
Ну, а что вы знаете о Берне? Я вот к примеру до посещения Швейцарии не знал о нем ничего. Вообще. Даже название города не вызывало у меня каких-либо стойких ассоциаций. Скажем, классический вопрос - какой город является фактической столицей Швейцарии? Женева? Цюрих? Ага, щас. Берн. Вот правда - Берн. Можете проверить )
Да, да, Берн является политическим центром Швейцарии - в нем размещены правительство, парламент и центральный банк Швейцарии. Он считается пятым по величине городом федерального значения с населением 131,5 тыс. человек. Уловили последнюю цифру?
Город довольно старый - он был основан в конце 12 века бургундским герцогом Бертольдом V на месте бывших кельтских поселений. Есть устойчивая легенда, что название города пошло от слова "медведь" - собственно и герб города какбэ намекает на это. Однако лингвисты эту тему не одобряют. Вероятней всего происхождение названия города связано с кельтским bren («гора») или brena («расщелина») с последующей перестановкой в Bern, Berne.
Но хватит истории - перейдем к впечатлениям.
Как я уже говорил выше - попали мы Берн к вечеру, солнце уже клонилось к закату. Однако еще два часа до этого мы были в Люцерне - там шел дождь со снегом, а по пути нашего следования между городами мы лицезрели тучи, снег на обочинах и уныние. И вот на подъезде к Берну управляющий погодой вдруг проснулся - разогнал тучи, включил светило. Мы даже приободрились и на этой позитивной ноте въехали в город Берн.
Что сказать про Берн? Он провинциален, очарователен и несколько нереален. В виду крайней компактности и огромного количества сохранившихся исторических построек, он воспринимается целостно и атмосферно. Единогласно и независимо друг от друга, мы с женой поставили Берн на первое место из всех посещенных нами городов Швейцарии.
Фактически все ключевые объекты Берна сосредоточены на излучине реки Аре в Старом городе, который с 1983 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И первое, что мы увидели войдя на улицы Альтерберна - это реющую над крышами башню Бернского кафедрального собора.
Поздняя готика как она есть.
К собору примыкает очень красивый парк.
А с высокой веранды парка открываются живописные виды на окрестности.
Если перейти на соседнюю от собора улицу, то мы окажемся на самой известной штрасе города - Крамгассе.
Непонятное смешение пешеходной и проезжей части. Люди, автобусы, личный транспорт...
В домах этой улицы, под тенью галерей, расположились магазины, кафешки, музеи. К примеру по адресу Kramgasse, 49 находится музей Альберта Энштейна - в этом доме жил великий физик в 1903-1905 гг на заре своей научной карьеры.
Надувной Энштейн? Все относительно...
Ну а пройдя до конца улицы мы выйдем к главной достопримечательности города - башне Цитглогге, истоки которой теряются в смутном XIII веке. Потом она горела и лишь в 16 веке приобрела современный образ с характерными огромными астрономическими часами.
На выходе из арки башни находится один из многочисленных, но при этом самый известный фонтан Берна - "Пожиратель детей".
Мило, не правда ли?
Улицы Берна, даже в присутствии современных трамваев, не теряют средневековой атмосферы.
Любопытствуя, мы добрались до большого моста, переброшенного с одного крутого берега реки Аре на другой.
И опять - волшебные виды. Представляю, как здесь красиво осенью или зимой!
Вот такой вот странный фонтан - обросшая мхом и травой металлическая труба.
Гламурный полицейский околоток. Наверное местные стражи порядка в свободное от пыток и расстрелов время собирают гербарии в этом саду.
Ну и в завершении монументальное здание федерального дворца Берна
В этом здании заседает правительство Швейцарии и другие государственные органы. Примечательно оно своим гостеприимством - со специальных галерей можно наблюдать за работой государственных мужей - а вдруг взятки берут или секретарш огуливают?
Конечно же - Берн не заканчивается на представленных мной объектах - их значительно больше. Но я надеюсь, что смог показать вам хоть небольшую часть того очарования, которым нас щедро одарил старый Берн.
Гора Титлис - три тысячи под ногами!
Проснувшись в очередной день пребывания в гостеприимной Швейцарии, мы выглянули в солнечное утро и поняли - надо снова рвать в горы! Благо неподалеку от Хама была еще одна шикарная гора Титлис высотой в 3238 метров! Вот это мой размерчик!
Напоролись хамонов с пармезанами, загрузились в болид и погнали. Дорога на Титлис, как и большинство трасс в Швейцарии сводит с ума своими видами. Словно календарики рассматриваешь!
Чтобы подняться на Титлис, надо добраться до зажатого в горах городка Энгельберг. Вообще-то это коммуна и курорт в одном флаконе. Но что такое коммуна в понятиях швейцарцев - мне до конца не ясно. Это вроде как и не коммунисты и до свального греха тоже не дотягивает. Давайте будем считать, что это просто курорт с 3,7 тысячами жителей, которые, по всей видимости, полностью заняты в туристической сфере этой круглогодичной горнолыжки.
Происхождение Энгельберга связывается с монахом Конрадом Селенбуреном, которому явился ангел и велел возвести здесь монастырь. Когда в 1120 году монастырь вознес свои стены у подножия этих гор, его коллегам (тоже видимо что-то употреблявшим) явился хор ангелов на горе. Отсюда и название - «Энгельберг» - Гора Ангелов. Красиво? Не поспоришь! В истории Энгельберга и Бенедиктинского аббатства были свои взлеты и падения, но тем не менее они существуют и поныне.
На въезде в Энгельберг нас встретило восхитительное озеро с чистейшей водой и панорамой курорта.
Зашли полюбопытствовать в аббатство - чистенько, тихо. Монахи богоугодно приторговывают в сырной лавке при монастыре - запахи разносятся волнительные.
Но хватит пустых прогулок - мы здесь не за этим! Оставили машину на парковке и устремились к горнолыжному центру. Купили билеты на подъемник до самого верха - здесь по сравнению с Риги цены более щадящие: на двоих туда-обратно получилось 104 франка.
До высоты 2400 метров идет обычная канатная дорога с небольшими кабинками на 6 человек. А вот выше - до 3000 метров можно подняться только на огромных тарелкообразных вагончиках, вмещающих человек по 50.
Наверху находится панорамный ресторан, магазины и другие милые сердцу туриста заведения. Мы там задерживаться не стали и прямиком направились в ледяную пещеру. У меня создалось впечатление ее некоторой исскуственности, но для фото на больших выдержках вполне сгодится.
Небольшой подъем по этажам и мы на смотровой площадке!
За башней виднеется пик горы Титлис. До него наверное километра полтора по прямой и 240 метров по вертикали.
Посмотрел я на это и понял, что если я туда не поднимусь, то моя дальнейшая жизнь потеряет всякий смысл. Женщина моя взглянула мне в глаза и без слов поняла степень отчаянья и безысходности ситуации - только предусмотрительно забрала у меня деньги, карточки и ключи от машины.
Времени было уже довольно много, а кто-то из туристов нам сказал, что подъемник вниз работает только до пяти часов вечера. Наручные часы у меня были по пермскому времени и путем сложных математических расчетов я для себя решил, что в запасе у меня только один час. Из путеводителя приватизированного в кассе я также узнал, что подъем на вершину занимает 45 минут - мне надо было сделать это значительно быстрее. И кони понесли!
Какую-то часть трассы (еще довольно пологую) я бежал галопом. Когда снег стал глубоким, а подъем крутым - перешел на шаткую рысь, а потом на шаг с одышкой. Впереди по гребню горы маячили черные точки - четыре таких же беспокойных как и я, штурмовали эту вершину под палящим солнцем.
Сначала я довольно быстро настиг тетку, которая пыхтя, тащила на себе лыжи. Потом обогнал какого-то туриста без экипировки и вскоре стал поджимать двух сноубордистов. Еще метров за 20 до них я услышал русскую речь и их прерывистое дыхание. Я и сам уже дышал как паровоз - каждый шаг давался мучительно, ноги горели от напряжения, легкие жадно пожирали уже разряженный воздух, а склон становился все круче и круче. Стало жарко - я уже давно скинул кожаную куртку и подумывал о том не остаться ли в одной футболке? Но побоялся обгореть и ограничился только снятым капюшоном кофты.
Обгоняю первого из сноубордистов - он явно выдохся в своей экипировке и охотно пропускает меня вперед. Не оборачиваясь, бросаю ему: "Не ходят ноги...Как вата...". За спиной слышу отклик: "До сих пор трясутся руки...". Мне и ему становится смешно - я останавливаюсь и говорю: "Как хорошо встретить даже в этой жопе мира соотечественника! Сразу вспоминается история про русского туриста, который вышел ранним утром на балкон отеля в Венеции - а вокруг кромешный туман. Ну нашему ведь грустно одному - вот он в этот туман и крикнул: "Ееееееееееееежик!". Спустя какое-то время слышит пелены чей-то голос: "Лоооошадка!". Посмеялись мы и снова в бой.
Вскоре и сноубордисты остались далеко позади, а передо мной открылась седловина ведущая на вершину горы.
Еще немного - еще чуть-чуть!
И тут уже был действительно бой! Снег стал глубокий - по колено, местами приходилось карабкаться, благо что до отвесных склонов было довольно далеко.
Рыча и отплевывая снег, я наконец-то забрался на самый пик! Да! Я сделал это! 3238 гребанных метров под моими ногами! Это первый трехтысячник на котором я побывал, увеличив за два дня свой рекорд высоты практически вдвое! На набор 240 метров по вертикали мне потребовалось 30 минут.
Ледник горы Титлис - 1,2 километра чистого рафинированного снега
Меня кстати очень поразила чистота снега на горе - я никогда не видел у него такого голубоватого оттенка.
Вскоре за мной вскарабкались сноубордисты и приступили подготовке к спуску - больные люди! Я вообще не понимаю, как с этого еще можно спускаться на чем-то кроме как на ногах!
https://youtu.be/uCjG4fw0YvA
Рядом также занимался какими-то замерами мужик с аппаратурой.
Я не стал ему докучать и попросил сфоткать меня паренька, которого я обогнал вторым - к этому времени он тоже уже взобрался на вершину.
Впечатления когда ты стоишь на такой высоте, а под твоими ногами бездна и горы - описать очень сложно. Ты словно с каждым вздохом вбираешь с себя пропитанный адреналином сухой морозный воздух. Это фантастические ощущения!
Но пора вниз - время меня уже поджимало и я большими прыжками (в прямом смысле этого слова), словно лавина, устремился к подъемнику. Навстречу муравьями ползли другие охотники за горными вершинами.
Ботинки от прыжков уже полны снегом, в них начинает хлюпать - но останавливаться нельзя, времени осталось совсем немного! Из последних сил добегаю до смотровой площадки и тут понимаю, что я ошибся на час - у меня оказывается еще целый час в запасе до окончания работы подъемника.... Капец...
Ищу жену и Мишку и вскоре нахожу их - ну чем же еще может быть занят этот мальчик?! Конечно - даже здесь он нашел птичек!
Делаем еще серию памятных снимков и тут я совсем забываю, что неподалеку еще есть висячий мост над пропастью в 500 метров. Это самый высокий мост в Европе. Но после такой бури впечатлений это уже не столь важно...
Вот этот мостик с середины подъема на вершину.
Спускаемся вниз - кабинка покачивается практически в полной тишине над располосованными лыжами снежными склонами. Вскоре показывается панорама Энгельберга и Бенедиктинского аббатства. Еще несколько минут и мы будем там.
Не спеша, погруженные в только что пережитое идем к машине - впереди еще длинный вечер и встреча с Люцерном.
Двуликий Люцерн
Что интересного можно узнать о Люцерне из путеводителей?
Прежде всего, что это один из самых красивых городов немецкоговорящей Швейцарии. Он имеет статус столицы одноименного кантона и расположен на берегу Люцернского озера, у подножия горы Пилатус. Удобное расположение - практически в самом центре Швейцарии в 50 км от Цюриха, делает Люцерн одним из самых популярных туристических городов страны.
В нем действительно очень много воды - помимо великолепного Люцернского озера, Старый город Люцерна перерезан широким каналом реки Ройс, набережные которого сшиты длинными стяжками мостов. Здесь можно жуировать по узким старинным улочкам и вдоль крепостных стен, задумчиво посидеть на теплых камнях у воды, полюбоваться горными вершинами, обрамляющими черепичные крыши домов, потолкаться по многочисленным бутикам, а когда все это наскучит - взмыть на высоту двух с лишним тысяч метров горы Пилатус или отправиться в небольшой круиз по озеру.
История Люцерна берет свое начало еще с римских времен, когда на берегах Люцернского озера обосновалось небольшое поселение. Датой основания Люцерна принято считать 1178 год, когда местный монастырь Санкт-Леодегар им Гоф передал городу свой церковный приход. После открытия перевала Сен-Готард в 1220 году в Люцерне построили мощную крепостную стену, которая сохранилась до настоящего времени. В XIV веке Люцерн стал первым городом, ставшим членом Швейцарской конфедерации.
Люцернское озеро (на картах оно поименовано как Фирвальдштетское) образовалось на месте древнего ледника и имеет в длину 34 км и ширину 3,5 км. По нему постоянно курсируют несколько колесных пароходов, построенных в начале 20 века и большое количество более современных теплоходов.
Нам удалось побывать в Люцерне дважды и каждый раз мы видели совершенно другой город.
В первый раз мы приехали в Люцерн дождливым днем - небо роняло в прозрачные воды канала Старого города снег вперемешку с дождем. Город был придавлен нависшими над ним тучами, которые рыхлыми хлопьями цеплялись за острые шпили башен. Было холодно и весьма неуютно.
Несмотря на сильное течение вода удивительно прозрачная - это поначалу удивляет, но со временем к этому в Швейцарии привыкаешь. Вид на Спицевую плотину. Уровень воды в ней регулируется вручную с помощью огромных, похожих на спицы деревянных балок.
Этим вездесущим романтическим тварям сразу же после первого знакомства очень хочется каждый раз пробивать с ноги по наглым харям, так как они постоянно клянчат хлеб и при этом очень агрессивно шипят.
Чем занят Мишико? Занятия его не блещут разнообразием - опять птички.
А здесь Майкл удаленно кормит эту ораву изо рта в рот - пернатые внимают.
И опять - канал, старинные здания Старого города и хмурое небо...
Но плохая погода не пугает не только туристов, но и молодоженов. Мы с содроганием наблюдали за большой группой гостей, которые в платьях и летних пиджачках передвигались по историческому центру.
Один из многочисленных фонтанов
Деревянный мост Шпроербрюкке.
Название его переводится как Мякинный, поскольку этом месте в реку некогда сбрасывали мякину и прочие отбросы. Есть еще одно название этого моста - Мельничный. Вполне возможно, что когда-то здесь была водяная мельница. Картины на стропилах кровли, изображающие танец смерти, написаны в 1626-1635 годах Каспаром Меглингером и дополнены стихами Мюллера. Мост был построен в 1408 году, а в 1568 была пристроена небольшая часовня в честь Девы Марии.
Артерии современных автобанов питают Старый город туристическими автобусами и грузовым транспортом.
В другой день мы попали в Люцерн по другую сторону главного автомобильного моста (Seebrücke) - в более современную часть города. В полную противоположность по сравнению с первым визитом был теплый солнечный вечер.
Первое, что мы увидели по пути от паркинга к набережной - это красивую церковь, в которую упирался проспект.
Церковь Хофкирхе
Церковь Хофкирхе ранее была монументальной римской базиликой собора бенедиктинского монастыря. Церковь сгорела дотла в 1633 году, когда в монастыре был большой пожар. Восстанавливать прежний храм не стали, а возвели новый по принципу раннего Ренессанса. Теперь монастырская церковь Хофкирхе превратилась в приходскую.
Неподалеку, немного спрятанная за фасадами первой линии, находится и Реформаторская церковь святого Матфея.
Интересна она тем, что в ней 25 августа 1870 года вступил в свой второй брак с Козимой фон Бюлов известный немецкий композитор Рихард Вагнер. Церковь выстроена в первой половине 19 века из белого камня, в неоготическом стиле. Это самая крупная евангелистическая церковь кантона Люцерн.
Но мы поспешили к воде - набережная Люцернского озера была заполнена отдыхающими туристами и горожанами.
Хорошо видно, как махина Пилатуса нависает над Старым городом, частично скрытым мостом Seebrücke.
Через пролив озера помимо белоснежного прогулочного парохода можно увидеть и темную твердыню Центра культуры и Конгресса.
Здание Центра культуры и Конгресса построено в 2000 году в стиле хай-тек знаменитым французским архитектором Жаном Нувелястилем. В нем расположились Музей искусств Люцерна, один из лучших в Европе концертных залов, зал конгрессов и многочисленные выставочные помещения.
Погуляв по набережной и вволю погоняв птичек (Майкл!), мы перешли по другую сторону автомобильного моста и снова оказались в Старом городе. И он был уже, конечно, совсем другим!
Вид с автомобильного моста на самые известные достопримечательности Люцерна - деревянный мост Капелльбрюкке и Водонапорную башню.
Мост Капелльбрюкке известен тем, что это старейший в Европе деревянный крытый мост, протянувшийся более чем на 200 метров через прозрачные воды реки Ройс. Построен он был в 1365 году и до наших дней он сохранился с оговорками - мост горел в 1993 году и в настоящий момент в большей части является реконструкцией.
Изначально мост являлся частью городских укреплений Люцерна и связывал его старую и современную (на тот момент) части. Свое название Капелльбрюкке (дословно «церковный мост») он получил из-за по находящейся поблизости церкви Святого Петра. Во всех путеводителях он называется Часовенным.
Водонапорная башня расположилась ровно посередине моста Капелльбрюкке. За долгие годы своей истории она успела побывать и тюрьмой, и местом для пыток, и пожарной каланчой, и городской казной. Прекрасное историческое прошлое цивилизованного европейского города.
С Капелльбрюкке можно взять прекрасный ракурс на Jesuitenkirche - Собор Иезуитов. Визуально он занимает центральное место вдоль канала Ройс и примечателен тем, что является первым в Швейцарии собором, созданным в стиле барокко.
Собор Иезуитов
Напротив, через канал от собора, находится еще одна туристическая святыня Люцерна - Старая ратуша.
Старая ратуша
Как и большинство зданий Старого города она довольна древняя - дата постройки датируется концом 14 века — тогда здесь были торговые ряды. В 17 веке сюда переместили мэрию после серьезного вмешательства во внешний вид ратуши итальянского архитектора Антона Изенманна. Тогда же к зданию была пристроена часовая башня — непременный элемент европейских ратуш.
Примыкающая к ратуше улица изобилует очень живописными фасадами домов - жаль, что здесь нет возможности показать их все.
Но солнце уже клонилось к глади реки Ройс - нас ждали дома наши хлебосольные хозяева на очередное фондю. Паркинг-автобан-Хам.
Утопающий Цюрих
В Цюрих мы въехали уже к вечеру - под непрекращающимся проливным дождем город встретил нас неприветливыми серыми фасадами домов. Знакомство с этим городом у нас предполагалось скоротечным как первая близость юного отпрыска с томной блудницей - времени на осмотр до наступления темноты оставалось всего ничего. Долго катались в пробках по центральным улицам в поисках платного паркинга и из-за этого немного пропарили встречу с местным проводником - Оливером.
Оливер был знакомым моей благоверной - когда-то в далеком 2010 году она познакомилась с ним во время путешествия на Кубу. Оливер оказался очень вежливым и гостеприимным парнем - несмотря на ненастную погоду, мужественно провел нас по основным достопримечательностям Цюриха.
Цюрих самый крупный и самый дорогой город Швейцарии. Если быть точнее - Цюрих самый дорогой город мира по версии 2012 года. Это все, что вам надо знать о Цюрихе.
Но вернемся к прогулке по погружающемуся в сизые тучи городу. Улицы Цюриха ничем особым в архитектурном плане не выделяются на фоне ранее увиденных нами швейцарских городов. Стиль города наверное правильнее было сравнить с аккуратным господином в наутюженном костюме и это пожалуй наиболее запоминающаяся черта Цюриха. Он правильный до приторности - здесь все по линейке, строго и выверено.
Типичная улица Старого города
Один из старейших фонтанов Цюриха
Виды старого города
А вот и визитная карточка Цюриха - церковь Фраумюнстер. Живописный мост перекинут через реку Лиммат
Согласно легенде, Людовик номер 2, потакая золотой молодежи тех далеких лет в лице своей дочери Хильдегарды, отгрохал для ее монашества эту церквушку. В 20м веке, породившем поколение нехристей, церковь приходит в упадок и только в 60х ее отреставрировали. По слухам, к витражам приложился сам Марк Шагал.
Если повернуться спиной к Фраумюнстер, то можно увидеть другую "икону" Цюриха - храм Гроссмюнстер. Зажатый со всех сторон зданиями, махиной своей колокольни он визуально уравновешивает башню Фраумюнстер.
Из-за особенностей расположения Гроссмюнстер целиком можно разглядеть только на копии.
Напитавшись духовными склепами и цюрихским дождем мы двинули в гору - к Цюрихскому университету. Оливер учился здесь и было понятно, какие теплые чувства он испытывает к этому учреждению.
Так как университет находится на самой высокой точке города, отсюда открывается великолепный вид на город.
Тут же, при универе есть студенческий бар - я даже сам заразился этой атмосферой и испытал явный приступ ностальгии. Где мои семнадцать лет?
Начало смеркаться, зажглась подветка и город преобразился - вместо серой массы вокруг засверкали разноцветные огни. Такой Цюрих, несмотря на продолжающийся дождь, был мне гораздо милее.
Дома нас ждало очередное фондю - тепло поблагодарив Оливера за экскурсию, мы двинулись обратно в Хам.
Зажиточный Цуг
Несмотря на неоднократные советы наших хозяев посетить столицу приютившего нас кантона - попасть в Цуг нам удалось лишь под конец пребывания в Швейцарии. Между тем, несмотря на скромные размеры (самый маленький кантон в стране) и немногочисленную популяцию (население около 30 тыс. человек), Цуг является одним из самых богатых и дорогих городов Швейцарии.
Причина данного изобилия проста - низкие налоги, понятный порядок их уплаты. В результате этого, в этом маленьком городишке зарегистрировано компаний большей чем в Цюрихе и Женеве вместе взятых. Жируют они на этих оффшорных пастбищах так обильно, что в 2011 году ВРП на одного местного жителя кантона Цуг составил 110 тыс. долларов. Поэтому неудивительно, что даже вполне обычная квартира метров 100-120 может стоить здесь 1,5 миллиона швейцарских франков.
В момент нашего визита погоды стояли шикарные - солнце, синее небо, прохладный бриз Цугского озера. Так как Цуг расположен на самом берегу этого озера, мы немного увлеклись в поисках стоянки и проехали городок по побережью насквозь.
Дальше одна за другой начали проскакивать деревушки - сплошная милота. За каждым поворотом открывались все новые и новые виды. В какой-то момент нам уже надоело останавливаться, чтобы сделать очередной "открыточный" снимок.
Рассудив, что время вечернее, а увлекшись этими пейзажами мы можем упустить знакомство с Цугом, мы повернули обратно. Доехали до города и нашли подземный паркинг. Еще при въезде в город мы обратили внимание на машины - нас окружали спортивные купе с пожилыми парами. Вот и на паркинге рядом с нашим скромным микроавтобусом припаковалась BMW Z4 с возрастными пассажирами - они с трудом вылезли из своего низкопосаженного средства передвижения.
Что сказать вам о весеннем Цуге на закате? Он прекрасен. Огромное озеро, уютная набережная, множество кафешек с отдыхающими.
На центральной площади набережной стоит небольшой круглый вольер с пернатыми - от такого счастья Майкл едва не сошел с ума. В течение часа он, как заведенный, неутомимо нарезал круги вокруг него - с трудом удалось отвлечь и пойти по набережной дальше.
В целом жизнь в Цуге, как и во многих виденных нами городах все также нетороплива, размерена и устроена. Везде чисто и нереально идеально.
Налюбовавшись видами озера мы углубились в прилегающие кварталы. Сотни лет истории отпечатались здесь на каждом фасаде, наличнике, ступени.
Самые гламурные околотки - они в Швейцарии!!!
Старая часть города органично вплетена в современные реалии - как-то очень незаметно из архитектуры 12 века попадаешь в зашитые стеклом и бетоном кварталы. Банки, представительства всемирных корпораций, роскошные магазины.
Мимолетный Лихтенштейн
Наше пребывание в Швейцарии завершалось - пора было двигаться в сторону Меммингема, постаравшись захватить за два дня достопримечательности Германии. Ну а поскольку автобан до Германии пролегал рядом с Лихтеншейном - том мы решили посетить и его. Каких-либо восторгов относительного данной локации мы не ожидали, но поставить "галочку" все же требовалось.
Какие энциклопедическими знаниями мы обладали на момент посещения? В нашем обширном арсенале, пожалуй, был только один неоспоримый факт - Лихтенштейн одно из самых маленьких государств в мире - 33 тысячи популяции на 160 кв. километров площади. Негусто.
Гугл немного помог в пополнении бесполезной информации: ВВП составляет около 100 тыс. швейцарских франков в пересчете на одно лицо, как государство оно возникло в начале 18го века, а существенный доход получает от выпуска почтовых марок ограниченными сериями. Что еще немаловажно - эту страну можно снять на сутки за относительно небольшие деньги. Да, да - вы не ослышались! За 70 тыс. долларов можно сутки себе ни в чем не отказывать - вводить свою валюту, утверждать гербы, кататься с пьяными друзьями на тройке по окрестностями, безобразничать в королевских винных погребах. Беллисимо!
Осознав такую тему, молниеносно крутанул штурвал болида в сторону этого демократического государства - и тут же мы оказались на границе княжества - она пролегает по руслу реки Рейн. Еще несколько сотен метров - и, опа! мы в столичном городе Вадуце.
А между тем с небес на эту гостеприимную страну снисходил совсем не дружелюбный дождь - он лил с самого утра и прекращаться не собирался.
В дождливую погоду тучи напрочь скрывают прилегающие горы
В надежде все-же дождаться просвета, я предложил сначала доехать до монастыря в горах. Женщина моя поначалу легкомысленно согласилась, но на очередном витке серпантина она взроптала и категорически потребовала вернуться вниз.
Пришлось возвращаться в центр Вадуца - на главном кольце сразу окунулись в политическую, культурную и духовную жизнь этой страны. Очень удобно. Выбегаешь из машины под дождем - хлоп! Главный храм страны!
Кафедральный собор Вадуца - довольно свежий, построен в 19 веке
Внутри собора тихо и намолено
Отбежал на 20 метров от собора - уже культурная жизнь кипит:
Бюст Йозефа Габриэля фон Райнбергера - местного композитора
От бюста повернул влево - тут же густо пошла политика!
Дом Правительства.
Еще через 10 шагов социальная жизнь полной грудью - Парламент!
Свежее (2008 года постройки) здание Ландтага.
Хотел бежать дальше - логика подсказывала, что следом будет традиционный околоток с ажурной лепниной и пышными клумбами, но надо было возвращаться к машине.
У нас оставались два важных объекта, которые мы обязательно должны были посетить - это замок Вадуц и замок Гутенберг.
Ближайший был замок Вадуц - отчаянно размахивая дворниками выдвинулись туда. Ехать всего ничего - несколько минут, благо видно его прямо из центра Вадуца.
Замок обитаемый - в нем постоянно проживает княжеская семья, поэтому осмотреть его можно только снаружи. Попасть вовнутрь можно только в Национальный день Лихтенштейна - 15 августа. Сооружение серьезное - сразу видно строили его не из праздного любопытства, а из чувства самосохранения. Четырехметровые стены к этому чувству прилагаются.
Помыкавшись вокруг неприступных стен мы поспешили к следующему оплоту - крепости Гутенберг. Она находится на холме, высотой в 70 метров, поэтому ее видно издалека.
Холм густо опоясан виноградниками - издалека возникает ощущение, что он опутан колючей проволокой. Наверх ведет извилистая дорога - опять же все по лучшим рецептам обороны. Пока нападающие будут петлять туда-сюда по открытому как на ладони пространству, до стен доберутся совсем немногие. В 13 веке знали толк в цивилизованном гостеприимстве.
С площадки возле крепости открываются виды на прилегающее к замку селение.
Но даже попав через ворота во двор замка, неожиданно для себя понимаешь, что это совсем не двор, а только еще предбанник двора, от которого отделяет большая площадка, на которой не укрыться и узкие двери, в которых можно пройти только по одному.
Центральный вход на прилегающую территорию
В это игольное ушко надо умудриться пройти нападающим.
Дальше проход был закрыт - попасть вовнутрь можно только во время праздников. Пришлось не солоно нахлебавшись возвращаться к машине, а душа просила еще красот.
Несмотря на возражения прекрасно половины, нашел очередной серпантин и уверенно полез в гору. Наверху было все как я люблю - порывистый ветер, хлесткий дождь и рваные куски тумана. Считаю - это было прекрасно.
Проехали несколько селений, забытые богом в горах, однако ничего в плане благоустройства не поменялось - все в граните, камне и асфальте. Вот чем меня до глубины души поразила Швейцария и иже с ней - так тем, что тут испачкаться надо постараться. Но об этом отдельно поподробнее позднее - мои наблюдения лучше собрать все в отдельном посте.
Вот к примеру небольшая ГЭС в самой жопе мира - даже здесь все по линейке, безупречно.
Поплутав в этой глуши еще немного, мы той же дорогой вернулись на автобан - нас ждал немецкий Фюссен и его волшебные замки Людовика II.
Подводя итоги поездки
Вместо длинных восторженных эпитетов про Швейцарию (которые в общем-то все прозвучали выше), ограничусь цитатой из толстой книги про историю Швейцарии, которая мне попалась в руки у наших гостеприимных хозяев:
В 10-80 годы ХХ века швейцарцы работали много и упорно, создав то, что мы называем "жить как в Швейцарии". На самом деле ничего необычного в этом нет.
Нужно только встать с головы на ноги и читать в газетах в первую очередь не мировые новости с лент мировых агентств, а новости со своей улицы. ХОтите попробовать сделать первый шаг к жизни "как в Швейцарии? Тогда переключитесь хотя бы на неделю на местные газеты, которые в изобилии и совершенно бесплатно попадают к нам в почтовые ящики. Какое у вас будет чувство? Наверное такое же, как и Дюрреманта, к которому мы еще вернемся - вы почувствуете как тонете в каких-то "идиотских" проблемах, типа, что там будет с газоном, почему до сих пор не покрасят забор и вернувшись к мировым новостям, мы продолжим жить также, как жили - а иного результата и быть не может. Конечно, ярко выраженным интеллектуалам в Швейцарии было тесно. Им и сегодня не очень просторно. Крестьяне, которые еще сто лет назад ездили в Россию стоять в дверях отелей (оттуда и слово швейцар взялось) вдруг сделались самым богатыми людьми мира, не утратив при этом кулаческой расчетливости, крестьянской хитрости и горской изворотливости
Читая эти сроки я невольно вспомнил эпизод из всенародно любимого фильма, в котором есть странный, но также всеми любимый персонаж - неудачник по жизни и манипулятор, беспробудно пробухав неделю на убитой комнатенке в коммунальной квартире (которая служит ему домом), выражая тем самым свою тихую истерику и обиды, задает задает свой первый и единственно волнующий его вопрос, нарушившему его одиночество человеку: "Что нового в мире?" - "Террористы опять захватили самолет!". Все! Этого русского человека больше ничего не интересует! Ему не важно, что обои в его жилье - это старые пожелтевшие газеты, что его любимая женщина неделю не спит-не есть пока "он ее воспитывает", что он вечно завис на каком-то разряде у станка.
Может быть если мы хоть немного примем на вооружение советы из процитированной выше книги наша жизнь станет лучше, красивее и богаче?
Ну и все же не удержусь от автомобильной тематики - дороги в Швейцарии наверное самые лучшие из дорог что я видел. Моя арендованная машина за более чем недельную эксплуатацию под проливными дождями по автобанам и кантональным дорогам едва испачкалась. В любой глуши идеальное дорожное покрытие, бордюрные камни и указатели. Въехав на хваленые германские автобаны после швейцарских дорог я тут же почувствовал разницу и она была отнюдь не в пользу Германии.
Да, надо сказать, что транспорт (как и в целом Швейцария) для туриста весьма дорог. Это касается в том числе и виньеток - продаются они только годовые, а стоят 40 франков (правда свою я так и не наклеил, как это требуется, на лобовое стекло и привез домой - может быть израсходую в следующий раз?). В Швейцарии также совсем не дешевые парковки - найти бесплатные - целая проблема. А цены на платные могут доходит до 10-12 франков за час. Также в Швейцарии проблематично вообще где-то остановиться просто так - для фото или ориентирования - даже на обычных кантональных дорогах. Везде бордюры, ограждения. Но красота этих мест заставляет прощать все эти мелкие неудобства - Швейцария великолепна!
Продолжение: Лебединые утесы Баварии. Замки Нойшванштайн и Хоэншвангау.