Мой путь в Альпы начался еще лет шесть назад, когда я уже достаточно погулял по Норвегии и стал изучать другие регионы, подходящие под мой формат путешествий: ехать на своей машине из Петербурга, ходить в несложные однодневные прогулки по горам.
Внимание сразу привлекли альпийские пейзажи, причем в Швейцарии они именно такие, какими я хочу их видеть – с озерами, сочной зеленой травой, высокими острыми горами с покрытыми снегом и ледниками вершинами.
Еще тогда я, изучив множество отчетов на форуме, сформировал примерный маршрут как по швейцарско-итальянско-французским Альпам, так и отдельный по Доломитовым Альпам. Но в итоге отложил их на следующий год, отправившись опять в Норвегию. Через год ситуация повторилась – ну нравится мне Норвегия, что поделать ) Лишь пару лет назад я, наконец, реализовал свои планы в Доломитовых Альпах. Чтобы сбежать от толп китайцев, штурмующих подъемники, опять в любимую Норвегию на следующее лето )
Но минувшим летом я немного изменил подход к планированию отпуска – еще в октябре забронировал по хорошей цене апартаменты на Лигурийском побережье с середины июля на месяц, чтобы провести там время с семьей и на пару недель оттуда прокатиться в район Аосты-Монблана. А когда стали известны конкретные даты начала отпуска, оказалось, что у меня есть больше 20 дней до начала отдыха на море.
Нарисовался следующий план – я стартую на машине из Питера через Литву, Латвию, Польшу и Германию, дней 20 гуляю по горам в Швейцарии, потом Маша с девчонками прилетают в Милан, где я их встречаю, отдыхаем месяц на море в Карраре (конечно же, с посещением всех близлежащих достопримечательностей и прогулками по Апуанским Альпам – я специально выбирал апартаменты поближе к ним), потом пару дней проводим в Венеции, затем еще 4 дня в Доломитовых Альпах и все вместе на машине едем домой. Задуманное удалось реализовать, но описать все это в формате отчета невозможно – даже во время «отдыха» на побережье мы с Машей (и иногда с девчонками) посетили больше 20 близлежащих городков и городочков. Поэтому ограничусь описанием самой результативной и продуктивной части отпуска – швейцарской (и немного про Германию).
Все необходимое для походов по горам снаряжение у меня уже имелось и было не раз проверено в предыдущих поездках, поэтому подготовка к швейцарской части маршрута свелась лишь к приобретению некоторой суммы франков на всякий случай и покупке проездного. Для экономии на подъемниках приобрел онлайн Half Fare Ticket (халбтакс), дающий скидку в 50% почти на всем транспорте – в моем случае он оказался оптимальным вариантом.
Ночевать я предпочитаю прямо в машине – это гораздо удобнее, чем каждый раз возиться с палаткой, особенно под дождем. В Норвегии это регулярно позволяло оставаться на ночевку прямо на месте завершения очередной прогулки, или в начале планируемого завтрашнего маршрута – там нет запрета на ночевки вне кемпингов. В Швейцарии с этим намного сложнее – все ночи проводил в кемпингах. Заранее ничего не бронировал – для машины всегда находилось место. Такой вариант и дешевле, чем проживание в отелях, апартаментах или хостелах, и дает бОльшую свободу – планы часто менялись уже в процессе поездки и возможность не быть привязанным к забронированному жилью была очень кстати.
В Швейцарии все дорого
Такое утверждение регулярно встречалось в отчетах и в любых других источниках информации, которые мне попадались. Я сравнивал с Норвегией и Доломитами, заметно дороже оказались лишь подъемники и парковки. И расценки на мобильный интернет по моей сим-карте Saunalahti в Швейцарии на порядок выше, чем во всех остальных странах Шенгена, включая Норвегию.
Еда (в супермаркетах) оказалась сравнима по цене не только с Норвегией, но по многим позициям даже и с Россией (например, газировка, пиво, хлеб, печенье сетевых марок Volg, Coop и других).
Кемпинги чуть дешевле, чем в Доломитах и примерно равны по цене норвежским (но если ехать вдвоем и с палаткой в дополнение к машине, стоимость вырастет примерно вдвое). Минимальная стоимость была 10 франков, максимальная – 23 франка (и это был самый неприятный из всех, просто других поблизости не было).
Платные дороги в моем случае в Швейцарии тоже получились дешевле, чем итальянские – однократная оплата виньетки за 40 франков явно не превышала суммы, потраченной на итальянских автострадах.
Бензин – тоже дешевле, чем в Италии и Норвегии.
В общем, если не пользоваться подъемниками и платными парковками, можно путешествовать по стране довольно бюджетно. Например, пройти Walker`s Haute Route не в сезон )
Не понравилось
Швейцария – из тех стран, где очень приятно находится и куда хочется возвращаться. Но делать это часто не получится по следующим причинам:
1.Количество арабских и китайских туристов. Заранее к этому готовился, но все равно оказался не готов к этому галдящему и болтающемуся под ногами табору. Сильно отвлекало от созерцания окружающих красот в раскрученных местах. Создается ощущение, что вся инфраструктура и развлечения созданы в угоду именно этой категории публики. Но эта проблема решается просто – нужно гулять в непопулярных у китайцев долинах, там не менее красиво.
2. Дороговизна подъемников и парковок. Даже половина стоимости по халбтаксу зачастую оказывалась выше расценок в Доломитах. Парковок бесплатных почти нет, расценки на платных – от 5 франков в день (большинство из встретившихся мне) до 25 за день (всего одна такая была, но запомнилась надолго – около подъемника First).
3. Кемпинги. Их не так много, как хотелось бы, и часто они кучкуются в одной долине, в то время как в соседней их совсем нет. Заселяться надо до 20 часов, после этого времени на стойке уже может не быть персонала. Днем тоже можно упереться в закрытые двери – приходите после 18. В нескольких кемпингах мне на ресепшене указывали место, на которое надо ставить машину – то есть выбрать я не мог, что было очень непривычно после Италии и тем более Норвегии. Вайфай в кемпингах, на который я рассчитывал из-за дороговизны мобильного интернета, ожиданий часто не оправдывал – связь плохая, голосовые звонки по Вотсапу периодически прерываются, страницы грузятся еле-еле. В дополнении к этому еще и система регистрации в сети часто была мудреная – привычного знания пароля было недостаточно, требовались дополнительные танцы с бубнами. Во многих кухня как таковая отсутствует, а если и есть, то пользоваться ею все равно невозможно – слишком много народа.
Вот и весь список минусов, все остальное – сплошные плюсы, с гигантским преимуществом перевешивающие. Здесь настоящий рай для любителей гор и природы, причем маршруты имеются на любую длительность и физическую подготовку – есть чем заняться и китайским туристам, не отходящим дальше 100 метров от станции подъемника, и суровым альпенюгам с касками и ледорубами, и всем остальным, кто между этими двумя категориями.
Единственное, что может испортить радость от созерцания окружающих красот – погода. Не раз встречал в отчетах, что она здесь (как и подобает горному региону) не всегда благосклонна, можно несколько дней провести в Церматте и не увидеть Маттерхорн. Мне с погодой повезло, увидел все, что хотел и даже больше. Ходил по популярным маршрутам, встречающимся во многих отчетах на форуме, но кроме этого в результате импровизации на месте забирался в совершенно незнакомые места.
Несколько панорам из тех мест, где удалось побывать:
Содержание
По пути - Sinsheim Technik Museum , Замки Германии
1 день - Водопад Rheinfall и Wilerhorn
2 день – Schilthorn , Mountain view trail , Водопад Trummelbachfalle
3 день - First - Faulhorn - Schynige Platte
4 день – Oeschinensee
5 день – Oberhornsee
6 день - Sustenpass , Goscheneralpsee
7 день - Devil`s Bridge и трек к Sidelenhutte , Furkapass, ледник Rhone
8 день - ледник Aletch
9 день - Matterhorn glacier paradise
10 день - Gornergrat, Stockhorn
11 день - Mont Fort
12 день - Col de Riedmatten
13 день - Col du Tsate
14 день - Cabane de la Dent Blanche
15 день - Saas Fee, подъем на Mallig
16 день - Прогулки по городкам по пути к Grimselpass
17 день - Sidelhorn , ледник Rhone от Furkapass
18 день - Chilchhorn