В Прагу по цене Токио

Отдых в Чехии отзывы. Отчеты о самостоятельном путешествии по Чехии, самостоятельная поездка в Прагу. Праздники в Чехии: Рождество и Новый год в Праге. Отдых на водах в Карловых Варах

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #81

Сообщение Назиля » 11 апр 2020, 22:41

Интересный вопрос...А нет,ответ сразу могу дать: Венецию,да и,чего уж мелочиться,Италию,предпочту на раз, и это не предательство: она для меня первична. И ощущение от Италии было совсем другим.Но была Прага в августе,так что теперь ее время властвовать. Спасибо за добрые слова и пожелания,Домоседка.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #82

Сообщение Назиля » 12 апр 2020, 20:31

В Прагу по цене Токио
Коль скоро вклинилась акварель костела на Скальце, вот фото.

Костел Яна Непомуцкого, над головой которого пять звезд, трактуются как латинское слов "tacet", что означает «молчи».
Особенность этого костела в повороте башен-колоколен,они высокие, 35 метровые,и, согласитесь, такое их положение встречается редко. Особенность и в чередовании выпуклых и вогнутых элементов в отделке, что смотрится интересно,а лестница добавляет шарма. Сам костел восьмиугольный. Далее:

" Фасад здания украшен лепниной, обрамляющей оконные проемы и карнизы, над центральным входом – барельеф. Две колонны поддерживают сложный фронтон двускатной крыши, замысловато украшенный. Над фронтоном находится шпиль в виде трапеции, увенчанный крестом с 8 лучами, в центре шпиля – скульптура льва, а по бокам – скульптуры ангелов. К главному входу костела ведет двухмаршевая лестница, завершенная в 1776 году. Статуи святых на парапете появились немного позже.

Башни имеют по два этажа, их фасады богато украшены. Этаж звонницы имеет полукруглые окна и прямой треугольный карниз. Увенчаны башни стрельчатыми четырехугольными куполами с маковками и крестами."Исчерпывающая информация.
Я проходила мимо по пути в Ботанический сад и понятия не имела, что к костелу идти нужно "с черного хода",т.е. минуя главную лестницу -там все закрыто,а завернув за угол, и вход туда со стороны дома Фауста.Такие истории в Праге - не такие уж и редкие,как я понимаю, вызвано это перестройками.
Последний раз редактировалось Назиля 29 апр 2020, 15:10, всего редактировалось 2 раз(а).
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #83

Сообщение Назиля » 14 апр 2020, 20:55

Сегодня Дом голубой звезды попал в поле зрения экскурсовода, включившейся в акцию, предложенную экскурсоводом в Токио, кажется, это best_in_prague.Покуда у всех одни проблемы, решили водить экскурсии без туристов. Часовая экскурсия по Староместской площади,потом немного у Карлова моста. Мне не удалось целиком посмотреть. Она разъяснила, что то, что ныне называют подвалами, вовсе ими не являются, спускаясь вниз, мы оказываемся на первом этаже зданий, которые были в Праге, например, в 12 веке. Подойдя к дому, так удачно попавшему на фото, экскурсовод показала за ступеньками стену, сделанную в 12 веке, чтобы мы имели представление о кладке того периода. Так что Дом у голубой звезды, где любители пива могут посидеть там, внизу, могут ощутить "дуновение истории".
Влтава, нередко разливавшаяся очень сильно, буквально затопляла город, и в конце-концов Прага, устав тонуть, попыталась стать выше, поэтому здания более поздних эпох стоят над своими предшественниками. С 10 по 19 века мощных разливов было 50. "В 1890 г. больше других пострадал мост Чарльза и ушел под воду Старый Город, а движение по Карловому мосту восстановили только в конце 1892 г." Однако, проблема с Влтавой до сих пор не решена. В 2002 году река затопила 40% нет, не Праги. Страны!
Снова вернемся в город. Позитивный факт: полным ходом идет в Праге ремонт, используется момент, когда мало людей на улице. В частности, полным ходом идут работы по возвращению на площадь Марианской колонны, поваленной толпой в 1918 году. Для пражан той поры колонна ассоциировалась с господством Габсбургов. Причем, колонна-то была повалена не по делу, ибо, согласно историческим сведениям, установлена она была как знак победы над шведами: «Шведские войска пытались захватить Прагу, которую обороняли горожане и знаменитый Академический легион – студенты иезуитских школ и университета. Они защищали себя, свое имущество, свои семьи. Шведы заняли Малую Страну и другой берег Влтавы, то есть ключевой точкой стал Карлов мост. Как это обычно бывало, защитники просили Деву Марию о помощи, обещая в случае победы возвести монумент в ее честь», – рассказывает историк Иржи Рак. В 1650 году колонна была поставлена, через два года - освящена. Над Девой Марией -12 звезд, количество этих звезд неизменно ( над головой Непомуцкого - 5, над Марией -12.)Тень колонны в полдень показывала Пражский меридиан. И тогда народ это место привечал, на ступенях сиживал, свечи зажигали, цветы возлагали.
Более 20 лет скульптор с русским именем вместо фамилии - Ваня, по имени Петр готовил колонну из песчаника и пражанам осталось недолго ждать установления 16 метровой марианской колонны.

В Прагу по цене Токио
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #84

Сообщение Назиля » 29 апр 2020, 14:55

Проходя мимо этого дома, мы обратили внимание на то, что с одной стороны его - луна, с другой - солнце.
Читала, что в этом доме жил художник Кристиан Луна.
Он распорядился сделать на здании копию Марианской колонны, что находилась на Староместской площади.
А потом увековечил и свою фамилию, добавив, правда, бюст солнца с противоположного угла.
Поэтому название сегодняшнее весьма мудреное, кто как хочет, так и называет ...


Но,можно пойти другим путем - в этом доме находится филиал музея Декоративного искусства, а именно Галерея Йозефа Судека.


В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

Снимки этого фотографа восхищают...

В Прагу по цене Токио

В дом "У Солнца и Луны" Йозеф Судек переехал в 1959 году.В галерее представлены его работы.
Насколько их там много, не знаю.
В годы первой мировой Йозеф получил ранение правой руки, закончившееся ее ампутацией.
Работал поэтому Йозеф всегда со штативом.
В период завершения собора св. Вита Судек проводил в нем много времени. Он создал альбом фотографий "Святой Вит", а потом его фотографии иллюстрировали монографию о Праге. Специалисты отмечают, что фото Судека, сделанные в соборе, где он пропадал часами, подчеркивали тонкую грань, отделявшую "незавершенность от масштабности".
Прочитав вот это, я пошла искать. Не преуспела. "Один приятель-протезист принес Судеку набор фарфоровых глаз. Фотограф возился с ними, как маньяк: бросал в стакан с водой, зарывал в листья, разбрасывал по подоконнику, подвешивал. В конце концов, снял очень чистую лаконичную фотографию "Воспоминание о китайском свитке "какемоно". Прозрачная тень листа, отпечатавшаяся на изъеденной трещинами светлой поверхности, стеклянным глазом въедается в зрачок зрителя." Не странно ли? Даже название есть, а фото не нашла...
Последний раз редактировалось Назиля 08 май 2020, 19:48, всего редактировалось 1 раз.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #85

Сообщение Гость » 29 апр 2020, 15:41

Назиля,

Спасибо за увлекательный отчет с таким вниманием к деталям, из которых лично для меня и складывается образ места.

Лиссабон в следующий раз не откладывайте - вот где мостовые и брусчатки! Там вас ждет настоящий восторг)

И небольшое уточнение - на второй странице отчета фото Пражского града вы подписали - "нас манил Вышеград". Это разные места, на противоположных берегах Влтавы. И Вышеград не столь интересен, хотя там и гораздо больше простора для гуляний)
Гость

 

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #86

Сообщение Назиля » 29 апр 2020, 19:31

Спасибо,дорогой человек,за внимательное прочтение, я исправила ошибку. Бывает,очень хочется получить ответ,но редко кто заморачивается,так что Ваше внимание для меня - бальзам. Юбилей у меня случился в период изоляции,так Португалия прозвучала за семейным столом дважды. В открытке дочь,с которой мы ездили по заграницам,написала "хорошо,что мы не в Португалии",а потом мы пили за Португалию,как неизбежность будущего года... Ну и еще я порадовалась тому,что нашлись люди,которые поддержали меня в написании отчета,ибо после тумака,полученного в аэропорту,приходила я в себя долго,а когда на первой странице мне еще добавили,равновесие удержала с трудом... Теперь-то понятно,что Прага для меня,как,собственно, каждое место,где удалось побывать,это ларец с сокровищами,которого хватит надолго !
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #87

Сообщение Домоседка » 02 май 2020, 14:37

Да, с Португалией вообще и с Лиссабоном в частности полностью поддерживаю. Удивительная страна! Вы умеете правильно путешествовать и получать удовольствие от поездок и в более "простые" места. Так что при малейшей возможности поезжайте, Назиля! Хотя очень люблю и Чехию. И не смогла бы однозначно отдать пальму первенства Италии ))
Последний раз редактировалось Домоседка 14 май 2020, 17:19, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Домоседка
участник
 
Сообщения: 54
Регистрация: 10.06.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Возраст: 37
Страны: 22
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #88

Сообщение Назиля » 04 май 2020, 15:49

Как всегда хочется читать о месте, где побывал, интересное.
Задумавшись очередной раз - что почитать, пошла по предложенному списку.
Одним из первых оказался Алексей Гридин, бывавший в Праге неоднократно. Ничего супер неожиданного не нашла, но общее впечатление было хорошее. Сильно удивилась, наткнувшись на разгромную статью, наругали - жуть.
После чего стала читать "Чехия. Биография Праги",авторы Ахманов Михаил, Риша Владо. Интересного там для меня очень много. И, в частности, чешское стеклоделие, слово, которое как-то застревает у меня при произнесении,так и тянет сказать "делание", хотя земледелие вот звучит нормально.

Пожалуй, в Карлштейне посуда из стекла, это самая старая из нами виденной в Чехии. В "Биографии" речь шла и о музее в Яблонеце-над Нисой,но своими глазами я его не видела.
Читая о богемском стекле, наткнулась на сообщение, что шарики на сосудах,они есть на уже выложенных фото, - заимствованная история, так делали на востоке, крестоносцы стали ее распространителями после походов.
В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

Вот теперь, что называется,"понеслось".

Поисковик дал ссылку на статью Тоде " Стекольная живопись" в журнале «Зодчий» от 1908 года.
С какой любовью к предмету она написана, свидетельствует, к примеру, фраза:
"Это старинное стекло, однако, существенно отличалось по своим свойствам, от нынешнего. Техника его изготовления была чрезвычайно примитивная и все оно было пронизано множеством мелких и мельчайших пузырьков. Но именно это условие, хотя и вредило прозрачности стекла, в то же время придавало ему изумительную лучезарность, так как каждый пузырек создавал, по крайней мере две рефлектирующие светящие точки."
Красиво - "изумительная лучезарность"...
Речь о витражах - впереди, а пока я с большим удовольствием погрузилась в историю чешского стекла.

В местах, где начиналось стеклоделие, нужен был прежде всего песок,а он,даже туристу известно,бывает разным.
В Чехии имелось,как оказалось,неожиданное богатство - чистый песок, почти без окисей железа.
Для производства стекла нужна была древесина,на ту пору ее было много.
Над лесными массивами Чехии был занесен топор.
Сводили лес на удивление быстро,так что возникшие в изобилии стекольные мастерские, постоянно переселялись с места на место за древесиной.
Появились династии чешских стеклоделов, которые,с одной стороны, владели старыми секретами, а с другой - меняли каноны,создавая все более интересные изделия.
На чешской земле родилось чешское стекло,отличавшееся от находившегося рядом немецкого тем, что оно было светло-зеленым.
Венеция, лидер стекольного производства,имела в своем распоряжении особо чистую соду.Богемия, имевшая особый чистый песок, задумалась над возможностью выйти на первое место,заменив соду буковой золой, что и решило, в конце концов, исход дела: Венеция оказалась позади.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #89

Сообщение Назиля » 08 май 2020, 17:40

Попытаюсь подробнее остановиться на чешском стекле.
Рудольф II,правитель, почитаемый чехами. Похоронен в Праге, в соборе св. Вита. Фигура неоднозначная.
Мифотворчество характерно для всех народов, поэтому чистая правда явление редкое, и мало кому интересное.
Рудольфу, как и каждому императору, многое приписывали, но есть факты, однозначно свидетельствующие в его пользу.
Итак, конкретные события, произошедшие в его правление.
В стеклоделии Чехии Рудольфу II отведено почетное место, и связано оно с понятием "облагораживание стекла" .
Еще в XI в Европе при росписи окон храмов применяли серебряную цветную протраву.
При Рудольфе в Чехии травление декоративного стекла получило развитие, а затем такой метод облагораживания стекла приобрел всемирную известность, причем,такая протрава, будучи высокоустойчивой, используется и теперь для производства технических стекол.
В инете есть фрагмент книги чешских авторов Станислава Бахтика и Властимила Поспихала "Облагораживание стекла". Думаю, появление их исследования, пригодного в качестве учебника, вполне закономерно. Я столкнулась с тем, что в ряде публикаций, посвященных стеклоделию, Чехия даже не упоминается, что выглядит по меньшей мере странно.
Вот чем могу поделиться.
Механическая обработка стекла начиналась со шлифования. Шлифовали песком,его твердость чуть больше самого стекла, наждаком,природным корундом, алмазом,он,понятно, самый твердый, но редкий и дорогой. Шлифовальные круги делались из песчаника.
После шлифовки идет процесс полировки песочным шламом, который шлифовальщики приготовляли сами.
Но высшим пилотажем является гравирование стекла, по праву считающееся одним из трудоемких процессов.
Стол и гравировальный станок делали массивными,чтобы избегать вибрации. Станок имел вал, лежащий на двух деревянных подшипниках, и приводился в движение с помощью ножного привода. Гравировальные круги делались и делаются из медного листа. Железо оставляло слишком глубокие бороздки, олово плохо гравировало и быстро деформировалось, и только медь оказалась оптимальной, ибо обладает устойчивостью к сохранению формы.
Круги из меди сами рисунок не наносят,они являются опорой для зерен абразивного материала, чаще всего - наждака. Для гравирования раньше применяли льняное масло, или другое растительное. Ну, там целая наука, объясняющая процесс взаимодействия масла, круга,абразивного материала .
Первоначально гравировались драгоценные камни.
Сохранился кубок, изготовленный в 1605 году с первой гравюрой на стекле, автором которой является Каспар Леман.

В Прагу по цене Токио


Леман прилежно изучал опыты древних римлян, ибо было у них чему поучиться.
В 1609 году Рудольф выдал Леману привилегированную грамоту на монопольное право на гравирование. Стало быть, Леман являлся придворным ювелиром. Работая с драгоценными камнями,горным хрусталем, Леман решил перенести опыт и на стекло, т.к. появилось в Чехии стекло, в которое в большом количестве вводилась окись кальция. Такое стекло оставалось бесцветным и в массивном изделии. Гравировали сначала пластинки, а позже гравировку стали наносить на сосуды.
В 17 и 18 веках благодаря гравированию изделия из чешского стекла считались вершиной совершенства.
Мастера освоили гравирование в глубину, что позволило овладеть и рельефной гравюрой, и от неглубокой штриховой гравюры перешли к скульптуре. Стекло с рельефным гравированием получило название крконошского стекла.

В Прагу по цене Токио

И редкости, представленные на фото, хранятся в музее Декоративного искусства, где мы побывали, но ушли оттуда разочарованными донельзя, ничего там не оказалось, кроме того, что в отчете на одной из страниц запечатлели...
Да, полагаю, что на фото - подарки от Рудольфа знатным особам,т.к. на пластинке портрет Кристиана II,курфюрста Саксонии, который в союзе с Бранденбургом поддерживал императора Рудольфа против Матвея, отбиравшего венец у брата.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #90

Сообщение Назиля » 13 май 2020, 17:51

Витражи собора св. Вита.

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

Техника витражей напрямую связана со стеклом.
Стекло, что раньше, что теперь, требует высоких температур. Раньше древесину сжигали, теперь - газ.
А расцвет витражей вызван изменениями в архитектуре.
Романский стиль, для которого были характерны мощные стены и небольшие окна, был постепенно вытеснен готическим, когда,как кто-то справедливо заметил, стен стало так мало, что "архитектура свелась к каркасу для окон".
Но появилась живопись по стеклу, конечно, не в период бурного расцвета готики, а раньше.
Художник по стеклу должен был обладать обширными знаниями и умениями: прежде всего он сам изготавливал стекло.
Стало быть, должен был иметь печь. Кирпичные печи появились к 15 веку, до той поры строились печи из высоких связанных жердей, которые обмазывались глиной, смешанной с навозом и сеном.
Рисунок делали на выбеленном столе углем, цвет краски обозначали буквами.
Поначалу живопись по стеклу раннего периода была ограничена четырьмя цветами: красным, синим, желтым и условно белым. Позже появилось зеленое и пурпурное стекло. Для контура использовался шварц-лот,свинцово-стекольный порошок,который смешивали с маслом и вплавляли в поверхность стекла. Отдельные части пазла скреплялись свинцом, потому что невозможно было идеально подогнать разные части картины. Считается,что витраж - это послание для "простецов". Может,когда-то это так и было,но для таких огромных соборов,в которых перемещаются массы туристов,это история абсолютно нереальная.Мне более по сердцу утверждение,что витраж - это впечатление. Сколько у вас шансов прочесть "послание"? Даже если ты внимательно прочтешь,как следует "читать" эту историю в стекле,что начинать нужно снизу,про квадраты и круги,где это все ты собираешься смотреть? В движущейся толпе? Конечно,витражи собора св.Вита,это и есть в большей степени "впечатления",ибо созданы они в основном в начале прошлого века,и больше мы стремились увидеть знакомое - Муху. Впечатления, безусловно,получены изрядные,собор великолепен.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #91

Сообщение Домоседка » 14 май 2020, 17:23

Представляете, Назиля, читая Ваш пост, случайно вернулась к своему последнему сообщению и с удивлением обнаружила, что пропустила в нём частицу "не"! А ведь от этого смысл меняется на противоположный! Исправила.
Аватара пользователя
Домоседка
участник
 
Сообщения: 54
Регистрация: 10.06.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Возраст: 37
Страны: 22
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #92

Сообщение Назиля » 15 май 2020, 09:05

О! А я именно первый смысл как правильный приняла... Пусть будет так. Спасибо за прочтение!
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #93

Сообщение Назиля » 15 май 2020, 18:00

Стекло в соборе было использовано не только в витражах.

Известнейшие в мире Золотые ворота.

В Прагу по цене Токио

Петр Парлерж подготовил их к 1367 году. Это - парадные ворота, тройная арка.
Золотыми они стали четыре года спустя. по решению Карла IV, бывшего покровителем создаваемого собора.
Женитьба императора на Элишке поставила перед ним задачу коронования супруги,с этой целью в 1368 году отправился вместе с ней в Рим. Папа Урбан V нуждался в поддержке, Карл ехал с дружиной,с финансами было плохо, и ему пришлось заложить корону. Пишут, что с банкирами в Сиене договаривалась жена.
Из поездки Карл привез не только ставшую императрицей жену, но и венецианскую инкрустацию, которая стала образцом для изготовления мозаики над воротами. Сейчас панно находится в сокровищнице собора.
Сцена Страшного суда разделена на части: слева - праведники, которые возносятся ангелами на небеса, справа — грешники, которых тянут черти,а выше, по краям композиции Карл IV и его жена.Они стоят на коленях и молятся за грешников,а над властителями - шесть главных
чешских святых.
Все, что связано со стеклом, это такой объемный материал!
Хочется понять, что и как, поэтому я с интересом прочитала тему, напрямую не относящуюся к Праге, а к технике мозаики - легко.
Напомню, что в определенное время отцы католической церкви решили заменить живописные полотна на мозаичные.Император Николай I оказался заинтересованным лицом, поэтому в Петербурге создается Императорское мозаичное заведение, впоследствии смальта России, имевшая ошеломительное количество оттенков - до 20000, закупалась венецианцами, утратившими секрет изготовления редких оттенков цветного стекла.
А теперь - о мозаике.

В Прагу по цене Токио
Мозаика над Золотыми воротами сделана на золотой подложке.
Здесь, как я понимаю, один из видов мозаики: opus vermiculatum, которая состояла из мелких частей мозаики размером от до 5 мм и особенно подходила для создания тонких кривых линий. Это была кропотливая и тонкая работа, которую сделали венецианские мастера, потому что у чешских такого навыка пока не было. Венецианская смальта, да на золотом фоне, символизирующим вечность, играет и переливается. Мастера Венеции использовали опыт Византии и Рима. Для нее характерны темные тона.
Мозаика чрезвычайно долговечна, с оговоркой, что это - итальянская мозаика. Да нет, конечно, вернее - "тогдашняя",ибо ремонт понадобился спустя шесть веков. А потом - еще два раза.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #94

Сообщение Назиля » 19 май 2020, 16:57

Говоря о мозаике, как об одной из техник монументально-декоративной живописи,понимаешь, что тайн у нее немало.
Одной из особенностей византийской мозаики было использование чистых, светящихся цветов. Ибо материал, достойный для воспроизведения бога, то бишь, стекло, проходил через огонь, и приобретал эти качества.
В одной из статей Отто Демуса я прочитала о том, что купол - искривленная поверхность, как нельзя лучше подходил для мозаики, потому что: "Только при наличии такой основы можно по-настоящему ощутить мерцание кубиков смальты и блеск золота. Если на цветные витражи надо смотреть против света, то мозаика зачаровывает игрой света на изогнутой поверхности. На плоских стенах мозаики выглядят не очень выразительно. Они кажутся темными и тусклыми, но даже если засверкает золото фона, фигуры превратятся в мрачные и бесцветные силуэты."
И еще от этой искривленности протянулась новая ниточка к пресловутым "специальным растворам", на которые крепилась мозаика: даже если раствор разрушался, то кубики мозаики крепче держались на сводах.
У Демуса я нашла изумительный пассаж:" Вряд ли что-нибудь может сравниться с византийским храмом типа вписанного креста по совершенству и постоянству форм. Объяснить это неизменяемое совершенство и полноту может аналогия из другой области - скрипка, форма которой, однажды достигнув совершенства, уже не поддается улучшению. Ее форма не зависит от размера, будь то обычная скрипка или контрабас, и точно так же форма византийской церкви не меняется в пределах всего спектра ее разновидностей - от крошечной часовни до огромного собора." Красиво.
Для истории развития мозаики после Византии важно то, что мелкий размер смальты применялся ими активнее других, и на соборе св.Вита кубики также мелкие.
Так что же за раствор использовался для крепления смальты?
Прежде всего нужен был известняк, камень, подвергавшийся обжигу, после чего получалась известь, еще с римских времен делившаяся на негашеную, погашенную в тесто и погашенную в порошок. Тесто и шло на отделку стен,т.е. их штукатурку. Известь для штукатурки не просто гасили водой,а "затворяли" надолго в ямах.И, как всегда, добавки в известь в разных странах различались.
А дальше я натолкнулась на статью, разбившую мои утверждения о качестве средневекового производства. Качество-то качеством, но никто не отменял разнообразного воздействия - атмосферного и человеческого на, допустим, витражи. Стекло разъедается различными загрязнителями. Идет процесс "расстеклования" .
В статье Френзела читаем:" В средние века стекла изготовляли из местного сырья, обычно из смеси одной части песка и двух частей золы сгоревшего дерева — бука или папоротника. Достоинство смеси состояло в легкости плавки. Однако получавшееся из нее стекло было мягким, и потому подверженным коррозии. Процесс разрушения стекла начинался сразу после его установки на место. Вода, попадавшая на поверхность стекла во время дождя или выпадения росы, гидратировала материал, из которого оно было изготовлено. "
И мозг мой закипает: получается, что достоинство чешского стекла обернулось его недостатком? В статье, правда, речь о Чехии не велась - о Германии ,Франции,Англии. Но процессы-то везде одни и те же.
Вот такие проблемы с мозаиками и витражами...
Последний раз редактировалось Назиля 21 май 2020, 18:41, всего редактировалось 1 раз.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #95

Сообщение Назиля » 21 май 2020, 14:58

Наконец, я могу написать конкретный рецепт: "Известен раствор для наборной мозаики (из кусочков смальты), включающий, мас.ч.: каменную муку из известняка или мрамора 60; гашеную известь 25, сырое льняное масло 10; вареное льняное масло 5 "
Нашла я его среди изобретений новых составов, а на этот - просто ссылались.

И уж наверняка чтобы:" раствор для крепления мозаики был изготовлен на основе негашеной извести, то есть оксида кальция CaO, который под действием углекислоты, содержащейся в воздухе, переходит в кальцит CaCO3, или известняк. В зависимости от примесей и скорости протекания химических реакций известняк может иметь высокую плотность и механическую прочность (выше, чем у керамики, включая кирпич), к тому же с течением времени его прочность лишь возрастает (по мере образования карбоната кальция под действием углекислого газа в воздухе).
Эффект можно оценить на примере старинных соборов Европы, в кирпичной кладке которых также применялась известь. За прошедшие столетия раствор превратился в натуральный камень, прочность которого выше, чем у кирпичей, поэтому при разрушении старинной кладки трещины идут через толщу кирпича, а не по скрепляющему их карбонатному раствору."
Всем, кто дочитал, бонус - поход в Пражский зоопарк.

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

В 1922 г.крупный землевладелец Алоис Свобода пожертвовал земельные участки в пражском районе Троя для того, чтобы на них был создан кроме прочего и зоопарк. Открылся в 1931 году. В 2002 году наводнение не миновало и его, в 2013 году еще одно, но меньшее по размерам затопление. Зоопарк - вторая после Пражского града туристическая Мекка, один из лучших в Европе.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #96

Сообщение Назиля » 31 май 2020, 12:51

Новая тема, занимающая меня теперь, это иезуиты в Праге.
Резко отрицательное отношение к ордену иезуитов в результате новых (для меня) знаний, изменилось.
В книге "Чехия.Биография Праги" авторы указывают, что император Фердинанд I, укрепляя свою власть, не только лишает Прагу дарованных ей некогда свобод, но и активно борется против протестантов. Для этой цели в страну приглашаются иезуиты.
" Справедливости ради отметим, что Прага обязана первому Габсбургу не только пришествием иезуитов, но и прекрасным Королевским садом и зданием Летоградка (Королевского летнего дворца), который возвели в 1538–1563 годах."
Понятное дело, что иезуиты имели вполне определенные намерения и программу их реализации. И они не делали того, чем занималась инквизиция.
На Карловом мосту - 30 скульптур. Авторы книги "Биография Праги" опечалены тем, что главному чешскому герою - Яну Гусу, места на мосту не нашлось.Все статуи установлены в период победы католицизма над протестантизмом.
" Ян из Непомук, викарий пражского архиепископа, в свое время пал жертвой склоки между светской и церковной властью, утвердив, против королевской воли, в должности некоего аббата. За это его пытали и замучили до смерти, а труп сунули в мешок и сбросили в реку с Карлова моста. Через три с половиной века иезуитам, искоренявшим в Чехии всякий след протестантской ереси, понадобился местный святой-католик, своего рода «противовес» Яну Гусу. Тут и вспомнили про викария Яна, сочинив подходящую легенду в духе Дюма: будто бы исповедовал он королеву, и ревнивый Вацлав пожелал узнать, в каких грехах признавалась викарию супруга, но тот тайну исповеди не нарушил, за что и был утоплен. Эта история, шитая белыми нитками, все же прижилась; Яна Непомуцкого канонизировали в 1729 году, он стал одним из святых покровителей Праги, и его изваяний в городе множество, в том числе и на Карловом мосту."
Сдается мне, вывод правильный.
В 1622 года иезуиты объединили Клементинум и Карлов университет, а для общей библиотеки было построено отдельное здание, с 1654 года университет назывался Карло-Фердинандовским.
Конкретно с "иезуитами" я столкнулась здесь:

В Прагу по цене Токио

Фото из инета. Я шла к Ботаническому саду при университете. Собор Игнатия Лойолы находился слева, перед парком, через который мне нужно было пройти. Это - практически середина Карловой площади, а собор находится на углу улицы Йечна.
"Могучий фронтон западного фасада венчает фигура св. Игнатия Лойолы, в золотом сиянии, с первыми буквами девиза иезуитов на груди – AMDG. Эта часть фасадной композиции была создана Райнером в 1671 году. Она вызвала критику высших чинов католической церкви: согласно канонам, такое свечение может окружать только фигуры Иисуса и Богоматери. Ватикан поставил точку в споре, разрешив Праге сохранить золотой ореол вокруг статуи покровителя Ордена."
А нынешний Папа - иезуит, первый Папа из Нового света, где иезуиты, в отличии от других,стремились вести свою пропаганду так, что их миссионерство воспринималось как вполне оправданное и приемлемое.
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #97

Сообщение Назиля » 29 июн 2020, 15:24

В Чехии сравнительно долгое время велась добыча серебра.
И здесь появился пражский грош, монета,в названии которой зафиксировали главное отличие гроша от предшественника.Латинское название bractea — «тонкая жесть» закрепилось за брактеатом, а grossus - «толстый», за грошем. Брактеат не мог выдержать двусторонней чеканки, а серебряный грош, произведенный в Богемии, как, впрочем и чеканившиеся в Европе немецкие, голландские, польские деньги, называвшиеся грошем в подражание турскому грошу, мог. Вацлав II, пригласивший итальянских мастеров-минцмейстеров (резчиков штемпелей), получил отличную монету, которую нумизматы нередко называют самой красивой средневековой монетой,да к тому ж поначалу в ней было весьма много серебра - более 3,5 г . При отце Карла IV пражский грош уже монета,которая имеет европейское значение.Серебро запрещается вывозить в слитках, это достояние государственное. Международное распространение гроша подтверждают нумизматы. Они рассматривают монеты детально,и, оказывается, на чешских монетах есть знаки лилий и полулилий,т.е. знаки итальянских финансовых консорциумов, занимавшихся выпуском монет в Богемии.
А в соборе св. Вита в капелле Яна Непомуцкого находится серебряное надгробие,на которое,пишут,ушло 2 тонны серебра.

В Прагу по цене Токио

Балдахин, утверждают, подарен Марией Терезией. В Праге она не жила,ее город - Вена.
Каких-то подробностей этой истории я не нашла,а любопытно было бы прочесть что за этим крылось.

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио

В Прагу по цене Токио
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #98

Сообщение Назиля » 01 июл 2020, 17:11

Когда я заливалась соловьем о внешнем сходстве моей любимой актрисы с данным портретом, я сильно заблуждалась.
На портрете изображен мальчик. Святой Вит

В Прагу по цене Токио

Портреты написаны мастером Теодорихом. Теодорих был одним из тех, кто реализовывал замысел Карла IV в Карлштейне,с императором он посещал Рим,ибо занимал почетное место придворного художника.
Так теперь о соборе св. Вита.
Собор, носящий имя святого Вита, построен на месте ротонды, воздвигнутой Вацлавом. Так почему храму дается имя юного сицилийца?
Тут появляется еще одно имя из истории - саксонец Генрих Птицелов. В период собирания земель в будущую Римскую империю германской нации, Генрих добился согласия Вацлава, не сумевшего оказать сопротивление напавшим на чехов войскам Генриха, на мир. Вацлав обязался платить дань и участвовать в военных походах германского короля. Вот тут -то и появляется подарок: частица мощей святого Вита, как знак установления особых отношений Генриха и Вацлава, очень набожного христианина.
Договор, заключенный Вацлавом с Генрихом Птицеловом, впрочем, послужил поводом для возникновения оппозиции.Брат Вацлава вошел в историю как братоубийца. Конечно, хочется сказать "хотя", это позволило ему стать не только князем, но и прекратить уплату дани. Убийца коварный, рассказы про Вацлава, пытавшегося укрыться в храме и про ручку, это один миф, убийство в замке,куда Вацлав пригласил брата на крестины сына - другой, но результат один.Затем Болеслав,занявший место брата, 14 лет сопротивлялся германцам и не платил дань, но не устоял,пришлось вновь принять протекторат, хотя в плане приобретения земель за помощь в борьбе за территории, и чехам кое-что существенное перепадало. При Болеславе чеканился серебряный динарий, и Прага была хорошо известным торговым городом. Останки брата были перенесены в собор,культ Вацлава активно поддерживался все последующие годы.
Полное название кафедрального собора в Праге - собор св.Вита,Вацлава и Войтеха( чешский епископ).

А вчера я прочитала интересную пражскую новость - с 18 до 22 часов на Карловом мосту предложили собраться чехам для того, чтобы отметить окончание карантина. Пражане решили использовать время без туристов для "пира во весь мир" (чешский), ибо другой возможности не будет, мост сейчас пустой. Акция пройти должна только раз: 515 метровый стол, который заполнить должны тем, что пришедшие сочтут нужным, а вход и подход - бесплатные.Есть видео и фото,на которых веселые граждане заняты кто чем: поют,играют на музыкальных инструментах, сидят группами,едят и пьют.Погода была хорошая, огромное количество было тех,кто фиксировал праздник на свои камеры,проходя по мосту. В отчетах была фраза и о том,что на мосту присутствовали также туристы...
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #99

Сообщение Назиля » 05 июл 2020, 14:20

Вспомнился мне в эти дни Вайль, написавший в контексте оценки чешского "пассивного сопротивления" фразу: "Есть рисунок Иржи Сливы: господин в сюртуке выступает с плакатом «Свобода! Равенство! Братство!», а напротив стоит человек в швейковской шинели со своим лозунгом — «Пиво! Свинина! Кнедлик!». Потому как прочитала я горькую фразу: "В Чехии сгинул герой Фучик, победил лукавый Швейк" . Думал ли Фучек,писавший в тюрьме в ожидании казни,что в 2020 году фразу "Это уже не пьеса,это жизнь.А в жизни нет зрителей" постараются забыть...
Желание узнать детали,касающиеся былого, привело меня к чтению произведений Каролины Светлой (Иоганны Ротт). Есть у неё повесть "Черный Петршичек", очень хорошее впечатление оставила.
И чистое,конечно,совпадение,что ныне Пертшичек - министр иностранных дел, и с чехами у нас, мягко говоря,пошли неувязки по многим вопросам...
А у Каролины меня заинтересовал "Дом у пяти колокольчиков",однако ж, оказалось, такого в Праге не было.
Но не все в "колокольчиках" выдумка!
Автор описала, как короновался в Праге Леопольд II. Мария Терезия, короновавшаяся в Праге в 1743 году, увезла затем из города корону в Вену, и только спустя полстолетия реликвии святого Вацлава вернулись в Чехию.
К королевским регалиям отношение у чехов воспитали более чем почтительное -корона считалась неоценимым сокровищем.
В ожидании коронации преемника Иосифа,Леопольда, в Вену направили делегацию, и, к восторгу депутации, состоящей из представителей известнейших чешских фамилий, новый император согласился принять предложение короноваться в Праге,стало быть,реликвия могла быть привезена в Чехию.
Корону торжественно повезли в Прагу.
В Праге она была выставлена в часовне св. Вацлава, а у градоначальников начались хлопоты: уличное освещение, ремонт мостовых, подготовка мест для проживания гостей, которых ожидалось немало, ремонт королевского дворца.
Собор св. Вита был закрыт на время подготовки к коронации. Привели в порядок парки.
Прибывшего Леопольда бургомистр приветствовал на немецком, на Староместской площади приветственную речь ректор университета читал на латыни, а на Граде бургграф приветствовал Леопольда на чешском. И каждый раз император радовал собравшихся - он отвечал на трех языках.
Согласно обычаю, ворота в город на время были закрыты. На верхней арке колокольни развевался красно-белый флаг.
6 сентября 1791 года в соборе Святого Вита короновался Леопольд,спустя два дня - его жена...
Приятно удивить Леопольда решено было еще и тем, что в честь коронации в Праге должна была прозвучать новая опера Моцарта, заказанная представителями чешских сословий.
В 1787 году в Праге состоялась премьера «Дон Жуана», теперь готовилась опера "Милосердие Тита". Моцарт поехал в Прагу, начав работу над оперой в дороге. Времени на создание оперы было немного, чувствовал себя Моцарт в этот период скверно, пил лекарства и работал, завершив оперу за 18 дней.
Леопольд пожелал услышать "Дон Жуана",и за четыре дня до коронации опера прозвучала,а в день коронации,состоялась премьера «Милосердия Тита». Опера мало кому понравилась, прошло несколько спектаклей без особого успеха...
Назиля
путешественник
 
Сообщения: 1003
Регистрация: 27.10.2012
Город: Коломна
Благодарил (а): 296 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Возраст: 69
Отчеты: 13
Пол: Женский

Re: В Прагу по цене Токио

Сообщение: #100

Сообщение Ekaterina632 » 15 июл 2020, 14:04

Наконец-то дошли руки (глаза) почитать Ваш замечательный рассказ. Спасибо за множество интересных исторических подробностей.
Назиля писал(а) 05 сен 2019, 19:40:И, смотря интересующую меня тему, узнала: да ведь их и вправду уносят, как сувениры из Праги.

Это камни мостовой увозят на сувениры?! Ничего себе :) Интересно, как это на досмотре багажа в аэропорту выглядит.
Назиля писал(а) 05 сен 2019, 23:13:Ботанический сад при университете. В Праге ботанических садов два. Про второй - позже.

Как приятно, что этот чудесный зеленый уголок оказался не забыт в Вашем маршруте. Я тоже во всех поездках посещаю ботанические сады. Пражский сад при Карловом университете, конечно, небольшой, но зато в центре.
Назиля писал(а) 06 сен 2019, 21:08:Мы заплатили очень нехилые деньги и не увидели ничего, кроме залов с выставкой чего-то невнятного, касающегося моды. Бог мой, оно мне надо?

Интересно, почему там картины Генри Мура показывали... Эх, мне бы там как раз понравилось :) Я его большая фанатка, но все-таки люблю именно скульптуры, а живопись его трудно воспринимается. Прекрасно представляю, что Вы рассчитывали совсем не на такое времяпрепровождение.
Назиля писал(а) 06 сен 2019, 21:08:Ну и все, в музеи Праги я больше зайти не рискнула.

Скажу крамольную вещь, но мне кажется, что Прага совсем не музейный город. Да, кое-где отдельные вещи интересны, но не назову ни одного музея/галереи, который был бы хорошо известен хотя бы в европейских масштабах. В других крупных европейских городах сразу напрашиваются по несколько музейных must see: Париж - Лувр, Мюнхен - пинакотеки и технический музей, Милан - Тайная вечеря. Это все условно, конечно, но в Праге я не могу назвать схожее по туристической значимости место.
Назиля писал(а) 19 дек 2019, 17:50:а "ужасне" объяснила на своем примере девушка,озадаченная такой оценкой ее замечательной работы

Ой, одно из моих любимых чешских слов. До сих пор невольно впадаю в ступор, если слышу его в свой адрес.
Аватара пользователя
Ekaterina632
почетный путешественник
 
Сообщения: 3111
Регистрация: 27.01.2015
Город: Санкт-Петербург / Прага / Прованс
Благодарил (а): 1493 раз.
Поблагодарили: 1398 раз.
Возраст: 32
Страны: 22
Отчеты: 29
Пол: Женский

Пред.След.



Список форумовЕВРОПА форумЧЕХИЯ форумОтзывы о Чехии, Прага отзывы



Включить мобильный стиль