Подготовка:
a. Бумажная карта. Советую заранее заказать карту https://www.tracks4africa.de/shop/namib ... etail.html – на ней, кроме расстояния в километрах на отрезками дорог, указано также время, которое понадобится на этот участок. На практике на дорогах класса B и D реальное время было на 10% дольше, так как писк «чёрного ящика» не давал ехать с той скоростью, которую позволяло само покрытие. Моментами пользовались картой довольно интенсивно, чтобы обновить график передвижения. Также эту карту можно было купить в прокатной конторе Asco.
b. Подготовка маршрута. На протяжении всего маршрута расставил в google mymaps и maps.me разные кемпы и лоджи – это очень помогало не чувствовать себя привязанным в конкретным местам и сохранять возможность остановиться в любом их них при желании или необходимости.
c. Бронирование заранее. Так как ехали в несезон, то заранее забронировали и оплатили только Halali Camp. Приезжая в некоторые кемпы, забирали последнее место. Но несмотря на это, советую бронировать заранее, если Вам понятны точки вашего маршрута, вы не собираетесь их менять и будете придерживаться графика.
d. Обувь. От начала до конца был в треккинговых сандалях Karrimor на цепкой подошве – ни раз не одел ни кроссовки, не треккинговые ботинки - они были не нужны ни на дюнах, ни при лазании по Spitzkope, ни в коротком хайке у Klein Aus Vista – вообще нигде.
e. Мобильная связь. Сим-карта от MTC – у них немного лучше покрытие. 2 сим карты и по 40 NAD кредита на них обошлись в 94 NAD. Включали по 60 минут звонков и 3 гига мобильного интернета. Предоплата действует только 7 дней, потом надо пополнять счёт. Причём нельзя пополнить за день или два – только начиная со дня окончания действия кредита. Таким образом, оказавшись в Walwis Bay 7 апреля, где контора MTC, на один день раньше окончания действия кредита, нам пришлось взять новые сим-карты – на «старые» положить денег было никак, только начиная с 8 апреля.
f. Связь не пропадала ни на один день – в дороге всегда были моменты, когда была связь с достаточной для отправки мейлов и постов в инстаграме скоростью. Скорость связи была от самой медленной до 4G на B-трассах и городах. Также 4G был прямо у одного waterhole в Etosha.
g. Машина. Выбрали контору Asco и остались довольны. Предоплата 250€ на счёт в банке в Германии, подтверждение о поступлении предоплаты они прислали уже через пол дня. Оставшаяся часть на месте, заранее договорились об оплате наличными в евро. Выбрал машину класса G - TOYOTA HILUX SINGLE CAB 4×4 FOR 1-2 PERSONS https://www.ascocarhire.com/car-hire-camping/ - и это был неправильный выбор. Почему: 1) все вещи прости кладутся в кузов – стол, стулья, газовые баллоны, свои вещи и пр. – это неудобно и занимает много времени утром и вечером при «развбике лагеря». 2) пыли в кузов попадает очень много, но в салоне никаких проблем. Выбор неправильного типа машины компенсировала её новизна и состояние – поставлена на учёт была за 3 недели до нашего приезда и пробег всего 3000 км. Шины - очень зубастые внедорожные, что по итогу очень порадовало - видели внедорожники на городской резине и это было печальное зрелище. Очень приятно было нестись по разбитой гребёнке, когда в салоне нет ни одного «сверчка». Наша поездка добавила на одометр 4600 км.
Поэтому для убодства кемперской жизни лучше взять что-то вроде TOYOTA HILUX DOUBLE CAB 4X4 CAMPER в конторе Bushlore https://bushlore.com/toyota-hilux-dc-4x4-camper-hilc2/
Познакомились в кемпе с парой, которая была в роад-трипе по Намибии в 8й раз, и у них был вот такой таком супер-удобный вариант: https://bushlore.com/toyota-land-cruise ... er-crucam/
h. Обмен валюты. На всякий случай купил ЮАР'ских рандов на 300 евро дома. В аэропорту Намибии курс EUR-NAD был 15,740, но с учётом комиссии получался 15,460. Решил поменять в городе и не прогадал – в банковской конторе на втором этаже Maerua Mall поменял по 15,760, но процесс занял минут 15. Если бы после поездки остались NAD, то поменять тут же в банке их обратно на EUR нельзя никак. Зато с радостью готовы были поменять обменнике на первом этаже молла при входе с парковки. В результате потратили всю наличность, так как везде расчитывались только ей.
i. Налобные фонарики. Не представляю, насколько сложнее было бы без них. Советую купить хорошие, в которых разные режимы работы и мощное освещение, а не абы что. Ночью очень темно.
j. Термобельё. Пригодилось 1 раз в Klein Aus Vista – ветер был штормовой и довольно прохладно. Также прохладной была ночь в Виндхоке.
k. Лёгкий походный пуховик – отличный выбор для прохладного утра и побережья – место не занимает, весит мало.
l. Одежда – при раскладывании-складывании палатки и погрузке-выгрузке кузова постоянно тёрся о пытные поверхности, в результате 1 рубашку и шорты пришлось отвести только на «лагерную» рутину. Возможно, если бы был правильный тип машины, не пришлось бы этого делать.
m. Что не пригодилось:
i. Баллончик сжатого воздуха для прочистки техники от песка – всё было ок, песок оказался не липким, за 3500 км по грунту салон остался абсолютно чистым от песка и даже пыль протерли только 1 раз.
ii. Флиска, длинные треккерские штаны.
n. Проколы или разрывы шин обошли нас стороной, но порванных покрышек на обочинах достаточно. Однажды на обочине С19 видели такую же машину как у нас, только на практически «городских» асфальтовых покрышках, одну их которых разорвало в клочья.
Маршрут:
День 1. Прилёт в Windhoek
Совет дня: не расчитывайте успеть выехать из города до вечера, если рейс прибывает позже 11 утра.
Самолёт приземлился на 30 минут раньше расписания, в 10:30. Пограничники и багаж работают очень медленно – в результате вышли из аэропорта в 12:30. Трансфер от Asco до их конторы, 40 минут.
Оформлене и инструктаж ещё 2 часа. Обед, оформление сим-карт и закупки в Maerua Mall – ещё 2 часа. Итого мы были готовы к 6 вечера. Начало смеркаться, поехали ночевать в Urban Camp. Заранее не бронировали, так как была надежда, что до темноты успеем выехать из города и доехать до Lake Oanob Resort. Взяли Luxury Tent – в темноте не очень хотелось раскладывать палатку впервые.
День 2. Windhoek – Quiver Tree Forest Camp
Совет дня: успейте на кормление гепардов Quiver Tree Forest Camp.
Лёгкая асфальтированная дорога, последние 10 км перед Quiver Tree Forest Camp по грунтовке, но этой грунтовки хватило, чтобы изрядно запылить кузов и вещи в нём. Приехали в 16, а в 16:30 было кормление гепардов – погладили гепардов в то время, как они ели мясо.
День 3. Quiver Tree Forest Camp – Gondwana Roadhouse
Совет дня: бронируйте Gondwana Roadhouse заранее.
Утром погуляли по Quiver Tree Forest и Giant’s Playground. Двинули на юг к Fish River Canyon. По дороге остановились в Canyon Farm Yard – тут 6 лет не было дождя, отличный яблочный пирог и два 5-метровых крокодила в микроскопическом загоне. Доехали до Gondwana Canyon Roadhouse в часу дня, забрали последний свободный campsite, перекусили, съездили туда-обратно на смотровые площадки каньона. По дороге от кемпа до каньёна видели первую за поездку живность – страусы, зебры, бабуины.
День 4. Gondwana Roadhouse – Klein Aus Vista (по границе между Намибией и ЮАР – D316, С27, С13)
Совет дня: расчитайте время так, чтобы успеть сходить на хайк и посмотреть закат с горы в Klein Aus Vista.
Выехали в 08:30, по дороге 1-1,5 часа ушло на остановки и фотографирование, в Klein Aus доехали в 16:30. В кемпе был жуткий ветер до самого утра, который норовил сложить разобранную палатку обратно. Опять повезло забрать последнее свободное место. Были уставшие и не пошли в хайк на гору, а очень стоило бы – пошли утром и поняли, что вечером там был бы отличный вид на закат.
День 5. Klein Aus Vista – Kolmanskopp – Lüderitz
Выехали в 9 утра. Побродили по Kolmanskop. Пообедали устрицами в Diaz Coffee Shop. Взяли компану в Kairos Cottage. Съездили на Diaz Point. Поужинали в The Portuguese Fisherman Seafood and Fish.
День 6. Lüderitz – Sesriem (с заездом на дорогу D707)
Совет дня: успеть съездить на дюны ещё вечером.
D707, которую некоторые опасаются, оказалась весьма живописной и лёгкой дороги – по качеству она лучше, чем местами C27.
Заехали в Duwisib Castle, что стоило нам одного часа – он не стоит потраченного времени, можно спокойно пропустить.
В Sesriem повезло взять NWR-кемп Sesriem Camp внутри парка, места были. Как альтернатива – Sossus Oasis Camp Site – оставалось последнее место. На закат съездили на Dune 45.
День 7. Sesriem – Sossusvlei – Sesriem – Rostock Ritz Desert Lodge
Совет дня: «дотянуть» до Swakopmund
В 6 утра выехали на дюны, в 6:40 были на парковке для 2WD. Только полез спускать давление в шинах, как подкатили рейнджеры, сказали не страдать ерундой, что всё будет ок, так как песок ещё не нагрелся, включать полный привод и ехать за ними. Рванули вперёд как умалишенные, я за ними. Преодолел пески без проблем на «грунтовом» давлении в шинах 1,8 вместо «песчаных» 1,5.
3 часа на дюнах и в deadvlei минимально достаточно, хотя хотелось остаться дольше. Обратно с дюн выехали около 10, уже становилось жарко. Перекусили в своём кемпе, заправились на заправке при Sossus Oasis Camp Site и в 12 дня двинулись дальше.
По дороге остановились в Solitaire в McGregor's Cheesery на яблочный пирог и кофе. Действительно очень вкусный пироги.
Дороги С19 и С14 местами просто ужасно убиты.
План на этот день был доехать до Swakopmund, но в дороге почувствовал себя как-то очень уставшим – возможно, сказалась первая половина дня на солнце, и решили остановиться в Rostock Ritz Desert Lodge, проехав от Sesriem всего 130 км, и не доехав 3 часа до Swakopmund. Это было ошибкой, которая аукнулась нам на следующий день.
Нет, сам кемп норм, хоть и ничего особенного: все 4 кемпсайта в ряд, между машинами метров пять, но зато умывальный блок с видом на равнину – чистишь зубы и смотришь на стадо страусов вдалеке. Также забрались на холм в полной темноте смотреть на звёзды и это было круто. Проблема была в потерянном времени.
День 8. Rostock Ritz Desert Lodge – Walvis Bay – Swakopmund – Cape Cross – Spitzkoppe
Совет дня: успеть засветло в Spitzkoppe Community Restcamp
Сегодня пришлось нагонять 3 часа в дороге потерянные вчера. В Walvis Bay закупились продуктами и обновили сим карты. Swakopmund пролетели без остановок. Из затонувших кораблей остановились только у самого свежего – Zeila Wreck, у которого оказалась толпа торговцев камнями типа из Damaraland. Просили купить камни, а также любой еды или объедков. Доехали до котиков на Cape Cross, но как-то они впечатления не произвели и, возможно, в условиях ограниченного времени они не стоят проделанного круга в 100 км – лучше бы мы раньше приехали в Spitzkoppe Community Restcamp.
День 9. Spitzkoppe – Aba Huab Camp
План был проехать по дорогам C39 и С40 и остановиться в кемпе Hoada Campsite, но чем дальше, тем меньше хотелось ехать. Решили остановиться в Mowani Mountain Camp при Mowani Longe. В пути позвонили на счёт доступности кемп-мест. Одно место было, за,ронировали его для нас. На месте оказалось, что они перепутали и за 10 минут до нашего приезда отдали его другим. Пришлось ехать в весьма печальный Abu Huab Campsite.
День 10. Aba Huab Camp – Organ Pipes – Vingerklip Lodge
Совет дня: остановиться в Vingerklip Lodge
Organ Pipes – явление интересное, но минут на 15. В Twyfelfontein не заезжали, Petrified Forest тоже решили пропустить, так как от них веет каими-то искусственными легендами для туристов, а не чем-то реальным или сравнимым с прочими природными достопримечательностями.
Vingerklip Lodge – место отличное, хоть и не первой свежести мебель в бунгало. Тем не менее виды и из лоджа, и из ресторана на вершине горы, куда ещё нужно минут 10-15 по ступенькам подниматься, просто великолепные. Выбор блюд на ужин в верхнем ресторане хоть и был небольшим, но мясо куду было обалденным.
День 11. Vingerklip Lodge – Halali Camp
Совет дня: как можно раньше приехать в парк, место в Halali забронировать заранее
Выехали в 6 утра, то есть ещё до рассвета. Завтрак нам положили с собой. На подъезде к Etosha уже увидели бородавочника и жирафа.
На въезде в Etosha купили карту с книгу с животными и птицами. Первого, кого увидели через 5 минут после въезда в сам парк – носорог с детём в 5 метрах от дороги.
Поездили по парку до 13. Пообедали, передохнули и в 16 снова выехали в парк.
По ощущениям свободных кемп-мест было немного.
В 10 вечера на ватерхоле в кемпе видели носорога вместе с 5 слонами, потом шакала, гиену и ещё пришло стадо из 23 слонов. Всё на протяжении 30-40 минут.
День 12. Halali Camp – Mushara Lodge
Снова пол дня ездили по парку. За эти полтора дня в парке видели всех крупных животных, кроме леопарда.
На выезде из Etosha нас попросили показать холодильник и вежливо конфисковали упаковку сырых яиц и запакованныесырые сосиски – из парка нельзя вывозить сырые мясные и молочные продукты, поэтому лучше приготовить их предыдущим вечером.
Да предыдущие дни пути усталость от дороги понемногу накапливалась и было желание остановиться ещё на 1 ночь в лодже. Заехали в Mokuti Etosha Lodge и попросили показать свободные домики. На ресепшене 3 сотрудника минут 30 обсуждали нашу просьбу, делали звонки и с не очень радушным видом повезли показывать на гольф-каре. И отношение, и комнаты не потянули на запрошенную стоимость и мы решили доехать до Mushara Lodge. Оказался очень приятным бутиковым лоджем с приятным обслуживанием. С радостью остались в последнем свободном бунгало.
День 13. Mushara Lodge – Waterberg Restcamp
Выехали в 11 утра. Лёгкий путь по асфальтированной дороге вплоть до поворота с С22 на D2512, где из-за гребенки пришлось в очередной раз спустить давление в шинах. Немного запутались в каком же кемпе остановится – Waterberg Camp, Waterrberg Plateu Campsite или Waterberg Andersson Camp. Пометались между ними и решили в пользу Waterberg Camp, несмотря на то, что он под NWR. Вечером сходили в хайк по тропинке, которая поднимается почти на самое плато, и с её верхней точки уже открылся неплохой вид на лежащую внизу равнину. Спустились в кемп уже затемно.
На С22 и D2512 огромное количество бородавочников, видели бабуинов, импал, жирафов, куду.
День 14. Waterberg Restcamp – Okahandja – Windhoek
За сувенирами целенаправленно заехади в посёлок Okahandja в этот крафт-маркет https://goo.gl/maps/s5ZqknVdZVcDsAm37. В отчётах и отзывах попадалось, что продавцы дикие и агрессивные, поэтому подсобрались и напряглись. На деле оказались очень вежливыми и обходительными людьми, хоть и немного назойливыми, но куда в сувенирном деле без этого. Обошли все лавки до единой, их там немного - товар по большей части одинаковый, но местами различается по качеству и выбору. Брали оптом, цены сторговывали в 2-3 раза вниз. Было воскрсенье и никого кроме нас не было.
Заехали на обед в Okapuka Ranch. Буффе-обед стоил 235 NAD с человека, на основе предыдущих 13 дней в намибии - это неоправданно дорого, и был довольно скудным, поэтому решили доехать на обед до Виндхока. В Виндхоке пообедали в Joe’s Beerhouse – ок, но ничего особенного, ради чего стоит специально включать его в маршрут.
На ночь снова поехали в Urban Camp – нам досталось последнее кемп-место: всё остальное было занято.
День 15. Вылет обратно.
В 11 приехали сдавать машину. На сдачу ушло минут 10. В 13 трансфер Asco повёз в аэропорт.