«В Барселоне произведения искусства окружают вас со всех сторон» - настойчиво обещал путеводитель, пока мы собирались в этот удивительный город. Мы вспомнили об этом обещании практически сразу по прилету, в аэропорту Барселоны. Прошли паспортный контроль, вышли в зал и… увидели! На бронзовой табличке под скульптурой написано – Caballo, что в переводе с испанского означает - Лошадь. Ну, чтобы никто не сомневался… После минутной растерянности, я начала расчехлять фотоаппарат. Это была первая увиденная мной скульптура Фернандо Ботеро (Fernando Botero), известного колумбийского художника и скульптора, работающего в технике фигуративизма. Следующие удивляли уже не так сильно, эффекта неожиданности не было. Не знаю, подарил Ботеро лошадку городу или продал… СтОят его скульптуры и полотна немалых денег и, если верить тому, что пишут, – идут нарасхват.
Да, Барселона – удивительный город!
Жили мы в отеле Amister Apartments на Calle Pelai, 11, рядом с площадью Каталонии - Plaça de Catalunya. На площади расположен информационный туристический центр, станция метро, подземные стоянки. Отсюда отправляются автобусные экскурсии в Жирону, Фигерас, Монтсератт… Здесь находится остановка шатла до аэропорта и пересекаются линии автобусов Barcelona City Sightseeing Hop-on Hop-off.
От площади Каталонии начинаются знаменитые бульвары Les Rambles и Passeig de Gracia, и всего в 500-х метрах находится Plaça Nova, от которой начинается Готический квартал – самая древняя часть Барселоны. Вот так мы и гуляли - Рамбла, Грасия, Готический квартал.
Площадь Каталонии – Рамбла – Старый порт
Барселона просыпается поздно. И утром можно увидеть только что умытую площадь Каталонии во всей красе. Вот только фонтаны включают позже, по расписанию.
Девушки от Армани:)
Столько и таких голубей, как на площади Каталонии, я, пожалуй, нигде не видела. Они неохотно уступают дорогу и не собираются взлетать, даже когда их просят – фунт презренья! Легко садятся на ладошку, даже даются в руки.
Час дня - Барселона просыпается…
Рамбла, Las Ramblas
Засаженный платанами променад с узкими проездами для машин по краям спускается по руслу речушки, служившей источником питьевой воды для первых римских колонистов и сточной канавой для средневековых каталонцев, — так что уже к XII веку она заслужила наименование Дерьмянки (Cagallel). Летом речушка пересыхала, и с незапамятных дней русло ее использовалось для вечерних гуляний — как и все русла всех подобных ручьев во всех деревнях приморской Каталонии. В этом и до сих пор основная суть Рамблы, только теперь гуляния растягиваются почти на круглые сутки, а к фланирующим горожанам присоединяются орды туристов, уличные музыканты, карманники, напёрсточники, полицейские, проститутки, замирающие живыми статуями ряженые и вообще все, кто только способен еще больше оживить самый занятый променад планеты. (afisha.ru/article/rambla/)
Вот такой мы и увидели знаменитую Рамблу - бульвар шириной метров 15-20, обрамленный двумя рядами платанов; заставленный непрезентабельными киосками, столиками ресторанчиков, живыми памятниками; заполненный туристами, продавцами, замызганными личностями странного вида, индусами, продающими свистульки и летающие фонарики…
Думаю, что Сомерсет Моэм, назвавший Рамблу самой красивой улицей в мире, прогуливался утром, когда представители всех древнейших профессий спят, и можно спокойно созерцать фонари и фонарики, фонтанчики, мозаику, фасады окружающих зданий – все в стиле модерн, церкви и дворцы – на Рамбле есть всё, как в Греции. Здесь можно бродить бесконечно.
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх… (с)
К Рамбле примыкает Plaça Reial – с фонтаном, аркадами и фонарями по эскизам Гауди. Скамейкам на Рамбле места нет, поэтому усталые туристы присаживаются на фонтаны.
А Томас Кук предупреждает – площадь облюбована наркоманами, держите свои вещи крепче! Совет не лишний для Барселоны.
Китайский дракон, держащий светильник на углу «дома с зонтами».
Знаменитый продуктовый рынок Бокерия входит в перечень достопримечательностей Барселоны во всех путеводителях. Вход в здание с бульвара Рамбла:
Чего тут только нет! Знаменитый хамон, без которого в Испании невозможно представить ни одно заведение – от уличного дешевого кафе до дорогого ресторана. Хамон – это сыровяленый окорок свиньи, которую кормили специальным образом.
Фруктовые ряды на меня всегда производят бОльшее впечатление, чем мясные или «сладкие». Можно купить уже порезанное фруктовое ассорти с вилочкой и тут же съесть, что многие и делают. Мы покупали очень вкусные манго и «гофрированные» помидоры.
В Каталонии, если верить путеводителю, очень любят грибы. И приехав в Барселону осенью, в грибной сезон, мы зашли на рынок проверить. Продают очень много рыжиков, лисичек, опят… Есть и незнакомые грибы странного вида, которые называются Pardilla (на последнем фото).
Рамбла упирается в площадь с говорящим названием – Ворота Мира, Plaça Portal de la Pau. В далекие времена сюда, в порт Барселоны, прибыл Колумб, чтобы доложить Католическим королям Изабелле и Фердинанду об открытии Америки. Именно этому событию – открытию Америки, и посвящен памятник Христофору Колумбу, установленный в 1888 году. Цоколь памятника пышно декорирован скульптурами, медальонами, барельефами.
Внутри колонны устроен лифт, который работает до сих пор. И можно подняться на смотровую площадку, чтобы с высоты 60 м посмотреть на порт и центр Барселоны, что мы и сделали. Общая высота памятника 80 м. Отстояв небольшую очередь, мы вошли в старинный старенький скрипучий лифт. Признаюсь, поднявшись наверх, мы испытали некоторое разочарование. По узкому, не более метра шириной, коридору вокруг колонны гуськом движутся люди. На второй круг не пускают, задерживаться не разрешают, разминуться практически невозможно. Тем, кто соберется на смотровую площадку памятника Колумбу, посоветую выходить из лифта последними и не думать о том, что кого-то задерживаешь, останавливаясь, чтобы рассмотреть или сфотографировать все, что окружает площадь, - исторические здания, Старый порт, набережную, Рамблу. Мы видели Барселону с холмов Монтжуик и Тибидабо, со смотровых площадок парка Гуэль. Прекрасные панорамные виды, но они другие. Мы не пожалели о потраченном времени и деньгах.
Вид со смотровой площадки памятника Колумбу:
За памятником Колумбу, там, где Рамбла упирается в набережную и море, великий барселонский променад был продлен извилистыми деревянными разводными мостками Морской Рамблы, Rambla de Mar.
По Морской Рамбле можно пройти к центру «Маремагнум». Это торгово-развлекательный центр с магазинами, ресторанами, танцклубами и полем для мини-гольфа на крыше – не были. Но по мосткам побродили – в воде наблюдается огромное количество рыб, а в воздухе – чаек.
Возможно, это бакены, ограничивающие Морскую Рамблу для прогулочных корабликов... Но может, те самые произведения искусства, о которых нас предупреждали.
Старый порт, Port Vell.
В рамках подготовки к олимпиаде 1992 года в Барселоне построили новый порт, а район старого порта реконструировали, превратив в зону отдыха и развлечений. Здесь был сооружен променад с пальмами и скамейками, а вся гавань занята портом для яхт, среди которых встречаются как прогулочные суденышки, так и настоящие ветераны, гордо несущие на бортах отметки о прохождении мыса Горн, как утверждает путеводитель.
Вид на Старый порт и набережную со смотровой площадки памятника Колумбу:
Тот самый променад в Старом порту. Было так приятно прогуляться - плюс 23 и ветер, пахнущий морем…
Вот такие симпатичные разводные пешеходные мостики перекинуты над трассой, идущей вдоль набережной.
Возможно, это прогулочный кораблик… А может, тот самый ветеран, чьи паруса наполнял ветер странствий… В любом случае, красиво пришвартовался.
Кроме пальм и скамеек на набережной можно увидеть и настоящую каталонскую скульптуру – да-да, помню, нас предупреждали La parella, что в переводе с каталанского означает – Пара. Кто бы сомневался… Автор - Lautaro Diaz.
Когда-то на набережной Барселоны стоял ресторан Gambrinus, увенчанный огромной фигурой улыбающегося лобстера работы Хавьера Марискаля – известного валенсийского художника. Gambrinus уже успел благополучно закрыться, а лобстер остался и стал туристической достопримечательностью.
Вот так представил себе характер Барселоны известный американский художник Рой Лихтенштейн, подаривший скульптуру «El Cap de Barcelona» городу к Олимпийским играм 1992 года. Википедия пишет, что только непомерная гордость мешает каталонцам признать установку этой карикатурной статуи ошибкой. Сегодня 14-ти метровая «Голова Барселоны» – «важный ориентир на территории старого порта», здесь останавливаются все экскурсионные автобусы.
Яркая у Вас прогулка получается. Приятно снова увидеть знакомые места. Сейчас жалею что не поднялись на смотровую площадку на памятнике Колумбу. Виды очень красивые, за что Вам отдельное спасибо.
В малоэтажной Барселоне есть несколько «выдающихся» сооружений. Одно из них 145-ти метровый 34-х этажный небоскреб «Torre Agbar», построенный в 2005 году французским архитектором Жаном Нувелем. С чем только не сравнивают это сооружение! Википедия, со ссылкой на владельцев – фирму Агуас де Барселона (Вода Барселоны), пишет, что «форма здания навеяна идеей о водной стихии, причудливыми очертаниями скал горного массива Монсеррат и колокольнями собора Святого Семейства»
Carrer de Badajoz
Carrer de Casp
Но в 2017 году башня была приобретена компанией Merlin Properties и преименована в Башню Славы - Torre Glòries, как и площадь, рядом с которой она стоит - Plaça de les Glòries Catalanes.
Площадь Испании – Волшебные фонтаны – Холм Монжуик
Первый раз на площадь Испании мы приехали вечером на метро, от станции Drassanes до Pl. Espanya. Запомнился сугубо функциональный вид станций и тяжёлый сырой запах, как в подвале городского дома (случилось как-то побывать).
В википедии пишут, что в центре площади стоит не просто фонтан, а поэтическая аллегория Испании. Жаль разглядеть фонтан на оживленной площади совсем не просто, и подойти к нему нельзя. Треугольный бассейн в основании фонтана – символ трёх морей, омывающих Пиренейский полуостров. А скульптуры между колоннами – аллегории испанских рек, впадающих в эти моря, – Эбро в Средиземное, Гвадалквивир и Тахо в Атлантический океан, Нервьон и Налон с Нарсеа в Кантабрийское море (Бискайский залив). И так каждый из многочисленных элементов фонтана что-то символизирует.
Каталония первой из провинций Испании отказалась от проведения корриды. И теперь малая арена Барселоны, Arenas de Barcelona, перестроена в торгово-развлекательный комплекс с рестораном и смотровой площадкой на крыше, куда можно подняться либо на внешнем лифте, либо по внутренним лестницам.
Короткий проспект Королевы Марии-Кристины, Avinguda de la Reina Maria Cristina, ведет к Волшебным фонтанам у подножья Монжуика. И вечерняя феерия воды и света начинается уже здесь.
Волшебные фонтаны Барселоны были созданы инженером Карлосом Буигасом в 1929 году к открытию Всемирной выставки. Представление начинается с наступлением темноты и состоит из нескольких актов по 20 минут каждый. «Под музыку Чайковского, Баха, Бетховена, Шопена каскады воды начинают переливаться тысячами цветов, меняя формы и высоту, будто танцуя. За все время спектакля форма фонтана ни разу не повторяется». Зрелище великолепное, зрители даже овации устраивают.
А днем всё тихо, спокойно… Ничего не напоминает о вечерних танцах воды и огня. На переднем плане, за колоннами, «Волшебный фонтан» без воды. За фонтаном - проспект Королевы Марии-Кристины и Площадь Испании. Две кирпичные башни, обрамляющие проспект, копируют колокольни на венецианской площади Сан Марко.
Фотографии сделаны с площадки перед Национальным дворцом, Mirador del Palau Nacional, подняться на которую можно либо по каскаду красивых лестниц, либо… на скромном эскалаторе:)
А рядом с фонтанами, по дороге к Испанской деревне, в качестве анонса к выставке Мигеля Барсело, стоял вот такой слон! на хоботе! С помощью всезнающего интернета выяснили, что Мигель Барсело известный художник, работающий в стиле арт-брют, и со слов которого, все созданные им работы являются искаженными образами его личности.
Благодаря прохожим, попавшим в кадр, можно представить размер слоника.
Art Brut (фр.) — грубое (необработанное) искусство. (Википедия)
На вершине горы Монжуик, на высоте 173м, находится неприступная крепость - Castell de Montjuïc. Добраться сюда можно пешком, а можно по канатной дороге. Мы выбрали канатку – даже затемненные стекла кабинок не портят открывающихся видов, во-первых, и прибываешь прямо на внешнюю стену крепости, во-вторых :)
На следующих фото видно серое здание станции канатки и ров между внешним кольцом укреплений и собственно крепостью. Внутри рва разбит садик. На фото это не очевидно, но крепостные постройки находятся на небольшом плато, на верхнем уровне крепостных стен, и попасть к ним можно пройдя по мосту, а затем поднявшись по тоннелю, устроенному в толще стены и имеющему, как положено, поворот.
А дальше – виды, виды, виды…
Погода была пасмурная, и хотя ветер начал разгонять тучи, город тонул в дымке. Январь…
Знаменитая Саграда Фамилия - башни, краны... Стоило один раз прочесть, как Дали сравнил Саграду с гнилым зубом, чтобы потом вспоминать его слова каждый раз при взгляде на собор :(
А это виден 145-ти метровый 34-х этажный небоскреб «Torre Agbar» или «Torre Glòries»
Морская Рамбла, яхты в гавани Старого порта...
И на новый порт любопытно посмотреть :)
В крепости располагается Военный музей, а во внутреннем дворике – кафе. Дворик замкнутый, вокруг стены… Рассматривать можно разве что чудесные фонарики с висящими на них кашпо.
А у входа во двор крепости, в огромных ведрах цвели (!) Денежные деревья - Толстянка древовидная (Crassula arboresens) – очень популярное комнатное растение. У нас дома много лет росло такое дерево, но ни разу не цвело. Да и размером было меньше испанского в несколько раз.
Passeig de Gràcia – это полтора километра модерна. Здания, построенные лучшими мастерами эпохи арт-нуво, превращают бульвар в музей под открытым небом. Рассматривать дома можно бесконечно. А ещё и внутрь пускают…
Пасмурным январским утром мы прошли вдоль всего бульвара от площади Каталонии до Садика Сальвадора Эсприу и обратно. А на следующий день, увидев выглянувшее солнце, решили проехать на автобусе, чтобы рассмотреть и сфотографировать понравившиеся дома с высоты верхней палубы. (Рассмешила приятельницу своей досадой на посаженные вдоль фасадов платаны – фотографировать мешают!)
На первом перекрестке от площади Каталонии установлен памятник в виде книги - Monument al Llibre. В постамент вмурованы таблички с именами выдающихся писателей и поэтов, писавших и пишущих исключительно на каталанском языке. Как писал Салвадор Эсприу, один из самых известных литераторов Каталонии,
Среди вражды мы сберегали Слово. Плевал в лицо нам гаер площадной, а Слово было кровью, и родной язык взывал из времени былого. (Пер. Натальи Ванханен)
Пишут, что "Стремление Каталонии к независимости имеет давние корни и широкую поддержку населения". И, естественно, что её литераторы, художники и архитекторы не оставались и не остаются в стороне.
Идем дальше...
А вот и знаменитый Квартал раздора. Название отсылает к мифу о яблоке раздора и суду Париса, но здесь нужно выбрать самый прекрасный дом, что очень трудно. Трудно, потому как дома построены по проектам четырех выдающихся архитекторов-модернистов того времени. Слева направо на фото – дом Лео Морера архитектора Доменек-и-Монтанера, два следующих здания построены Энрике Сангиером, затем идет дом Амалье архитектора Пуч-и-Кадафалька, и дом Бальо Антонио Гауди.
Дом Лео Моррера
На фоне дома Моррера сфотографировала фонари, выполненные по эскизам Гауди.
Фотографии дома Мульерас Энрике Сангиера у меня к сожалению нет, а дальше – Дом Амалье.
И дом Бальо с крышей в виде дракона, как копьем, пронзенного трубой с крестом – ну, так пишут…
На этой же стороне проспекта можно увидеть современное здание японского архитектора Тоёо Ито, фасад которого созвучен фасаду Дома Мила, расположенного практически напротив.
Дом Мила – Антонио Гауди
Ещё через 200м, на пересечении с проспектом Диагональ, бульвар Грасия кончается. Но, если посмотреть направо (по ходу), то в трёхстах метрах от перекрестка можно увидеть ещё одну работу Гауди – Дом с шипами.
И в конце Passeig de Gràcia находится небольшой сквер имени уже упомянутого Сальвадора Эсприу, Jardins de Salvador Espriu. В наш приезд, кроме прочего, здесь стоял вот такой рекламный «арт-объект».
Закончу свой рассказ строками из стихотворения Сальвадора Эсприу - понятно, что он пишет о своем, но для меня его слова совпали с нынешнем грустным невыездным настроением.
Спасибо и за то, что подают нам милостыню радостных минут! А все же вечный праздник был бы сладок - ряд кипарисов, стройный их порядок, и виноградник на холме, и сад, бессмертный наш язык и долгий взгляд на всё, чего не возвратить назад…