20 июня.
Итак, начну. Из Новосибирска мы выехали 20 июня в четвертом часу утра, чтобы к утру въехать в Республику Алтай. В июне еще по всей стране были «вирусные» ограничения, официально республика Алтай была еще закрыта, но за неделю до нашей поездки на День России многие мои знакомые с Новосибирска ездили отдыхать на Алтай и сказали, что пропускают без проблем, вот мы и решились. Дорога составляла около 400 километров до границы с Республикой Алтай. Перед границей мы пристроились к двум машинам с новосибирскими номерами, надеясь на то, что, возможно, в потоке нас не остановят. Как оказалось, не тут-то было, все три машины остановили, в том числе и нас. Одел как положено масочку, открываю окно, протягиваю документы, а мне с ходу «Цель поездки?». Сказал, что по работе, попросили пройти в административное здание и объясниться с сотрудниками Роспотребнадзора. Как оказалось, у тех двух ребят в других машин были выписаны командировочные справки с работы, у меня таковой не имелось. Захожу, сидят две женщины в химзащите, тот же вопрос, говорю по работе, требуют справку. Хорошо, у меня в машине лежала круглая печать с работы. Я им говорю: «Я сам руководитель и могу себе сейчас выписать справку, печать есть». Писать не заставили, попросили принести печать, проверили там что-то по компьютеру и только я развернулся идти, «Вы в машине один?», говорю: «Нет с супругой, она со мной работает, если нужно могу и ей написать))». Вместе посмеялись, и я ушел. Пока я решал вопрос со справкой, супруга сказала, что проехало очень много машин и с кемеровскими номерами, и новосибирскими. В общем, думаю, это была формальность, и, если бы я ничего не предоставил, все равно пустили бы, но это не точно).
Памятник путешественнику:
Уже при въезде в Республику природа меняется. Бесконечные поля Алтайского края сменяются холмами и горами, покрытыми многовековыми соснами и кедрами, а сама дорога пролегает вдоль Бирюзовой Катуни. Не зря чуйский тракт входит в топ-10 красивых дорог мира. Зрелище - прям Вауу, и чем дальше к границе с Монголией, тем краше и самобытней становится природа.
Первым пунктом в нашей поездке была гора «Чертов палец», но из-за плохих погодных условий (шли долгое время дожди), дорогу к ней размыло, и ее перекрыли. Решили, что оставим на обратный путь. Следующим пунктом был подъемник в Манжерке, но опять же из-за вирусных ограничений, был закрыт до особых распоряжений. Все крупные отели были закрыты, оставалось снимать жилье лишь у частников. В Манжерке мы заранее забронировали жилье через 2ГИС в «Коттедже у реки». Мы бронировали номер на втором этаже с видом на Катунь, в прицеп к каждому номеру идет беседка с мангалом, шампура, решетки. Стоимость размещения 2200.
Этот вечер мы провели отличненько с шашлыками, медовухой и картами)) Кстати о медовухе, мне понравилась, но не вся. Самая хорошая «У Петровича», его можно найти в 2Гисе, 300 рублей за 1,5 литра, и Семинском перевале по 400 за 1,5 литра, но за 400 она более высокой очистки, уже не брага и очень приятная 20-тиградусная самогоночка). Самая худшая у «Славы медом в ухо», кислятина, купил три бутылки, и все выкинули. «У Петровича» кстати и мед очень хороший)) Ну все, хватит рекламы, продолжим.
21 июня.
На утро следующего дня погода не изменилась, все также холодно, шел дождь, айфон обещал, что с завтрашнего дня на смену дождям придет ясная и теплая погода. Решено было не тратить день впустую, так как в такую погода неохота вылезать из-под одеяла (около 8 градусов на улице, а в Новосибирске было 30, июнь все-таки), и рвануть до Кату-Ярыка, в общем провести этот день в дороге. 417 км от Манжерка до Кату-Ярыка, первые 300 км отличного асфальта, последние 100 км щебенка, местами стиральная доска, местами, как после бомбежки. Если ехать без остановок, то часов за 6-7 в принципе реально доехать.
По дороге к Семинскому:
Первым на пути нас ждал Семинский перевал. При подъеме на него погода резко начала меняться, повалил снег огромными хлопьями. Было забавно наблюдать такое явление в конце июня, местные на перевале сказали, что такое бывает очень редко.
Сам перевал представляет из себя рынок, где можно купить товары местного производства, сувениры, колбасы из марала, конины, яка и т.д. Сырокопченые колбасы на любителя, мы взяли несколько видов не одна не понравилась (2500 руб. - 1 кг), а вот ветчина из яка (850 руб. – 1 кг) очень даже хороша.
Ветчина из Яка:
Здесь мы пообедали в единственном работающем кафе, пофотографировались и поехали дальше.
Следующим на пути нас ждал перевал Чике-Таман. По пути к нему и на самом перевале открываются неплохие виды на горы и природу Алтая. Сам перевал также представляет из себя рынок, цены такие же, как и на Семинском, товар тот же.
По пути к Чике-Таман, правильная лошадь:
И неправильная лошадь:
Дальше без остановок доехали до Акташа, заправились там, закупились провизией, мясом и поехали в сторону долины Чулышмана. Здесь конечно начинается уже другой Алтай, дикий что ли.
До перевала Кату-Ярык с остановками на фотографирование доехали часа за 2,5. Чем дальше мы ехали, тем столбик термометра опускался все ниже. На Улаганском перевале все было усыпано снегом. И еще по пути встретили яка, прям волосатого)) Он стоял рядом с обычной коровой прям вдоль дороги, весь запорошенный снегом. Очень красивая картина, но т.к. мы дико замерзли, и из машины выходить никакого желания не было, то даже его не сфотографировали, подумав, что на обратном пути обязательно его встретим)) Но, к сожалению, на обратном пути не было уже ни снега, ни яка. Поэтому если видите яка на Алтае, обязательно пофотайте, их тут редко встретишь, как мы потом узнали у местных.
Экстрима на спуске и подъеме, если честно, я не испытал, здесь уже все разгрейдировано, люди на королах и салярисах спокойно заезжают, что уж говорить о вэдовых машинах. А вот красоты здесь нереальные.
В самой долине есть несколько турбаз, сразу, как спуститесь, и дальше, около каменных грибов.
Мы решили не ехать в первую попавшуюся, а поехали дальше, третью от спуска. Цену на жилье в этой турбазе нам выдали 2000 руб. за домик без всяких удобств, 2500 – домик с туалетом. Так как помыться очень хотелось, решили проехаться обратно, тем более, что на этой турбазе сказали, что в предыдущей есть душ, но, когда мы туда приехали, душа там не оказалось, он якобы на ремонте, а цены не меньше. Что делать? Поехали в самую первую, которая так и называется Кату-Ярык. Удобств тут тоже никаких нет, туалет на улице, можно снять баню, но хотя бы цена порадовала. Сняли аил за 1200 руб. Отопления тут естественно нет, только самому топить печку, да еще и связка дров, которую самому надо принести, стоит 100 руб. В целом турбаза очень аутентичная. Если бы мы не были такие замерзшие, и погода была бы потеплее, то возможно нам бы здесь понравилось больше.
И кстати связи тут нет вообще, никакой! Полное единение с природой))
Вид на турбазу в долине:
Аил в котором мы остановились:
Река Чулышман в нескольких метрах от нашего аила:
Вечером пожарили шашлычков, натопил печку, и отправились спать.
22 июня.
На турбазе можно заказать завтрак, стоил он нам всего 170 рублей с человека – каша, блинчики и травяной чай. Все очень вкусно! Позавтракав, сразу выехали к каменным грибам. Дорога здесь не очень, почти везде как стиральная доска, но даже на легковой машине можно проехать, только в одном месте был сложный участок из-за того, что обвалились камни.
По пути как всегда красота невероятная, куча небольших водопадиков.
Место, где можно переплыть к каменным грибам, находится прям на одной из турбаз. Стоит это удовольствие – 500 руб. за лодку туда и обратно (в лодку помещается 4 человека).
После того, как переплывете через речку, нужно еще идти пешком минут 40-60 вверх, достаточно быстрым шагом.
По дороге к каменным грибам:
В принципе дорога не тяжелая, и тем более она того стоит. Даже не столько впечатляют грибы, насколько с горы открывается невероятный вид!
Собственно сами грибы. Стоят ведь столько лет и не падают:
Вообще, побывав в этом месте, захотелось остановиться здесь на парочку ночей. Здесь неплохая турбаза и чистейший воздух! Но так как у нас все как всегда было расписано по минутам, налюбовавшись видами, мы двинулись дальше. Тем более что дорога нам предстояла долгая, и по бездорожью.
Почти к вечеру мы доехали до Акташа, и там и остановились в одной из турбаз прям вдоль трассы. Уютная турбаза, название не помню, главное тут был душ, хоть и общий, и обогреватель в домике. И даже свой туалет) Стоимость ночи – 2500,00 руб.
На обратной дороге до Акташа, открылись невероятной красоты пейзажи:
А еще всю дорогу наблюдали этих милых существ, их очень много везде: