Во-вторых, Чанаккале и окрестности – места исторические. К югу от Чанаккале в получасе езды находятся развалины знаменитой Трои. Недалеко от тех же мест, на юге Галлиполийского полуострова, во время Первой мировой войны высаживался десант Антанты, и несколько месяцев в тех благодатных местах шли тяжелые бои. А где-то чуть дальше к северу в 480 году до нашей эры через Дарданеллы (тогдашний Геллеспонт) переправлялось войско персидского царя Ксеркса, желавшего завоевать древних греков. В общем, для любителя истории места, конечно, интересные.
Стамбул меня на этот раз скорее разочаровал, но это другая история. В общем, приехав на центральный автовокзал, я слегка растерялся из-за огромного пространства, этих бесконечных рядов павильонов, в которых сложно было ориентироваться. Но нашлись добрые люди, подобрали, обогрели и сопроводили до одного из павильонов, где мне быстро продали автобусный билет до Чанаккале за 130 лир (1000 рублей по курсу на тот момент). Специфика поездки состояла в том, что мне продали не один билет, а несколько, с пересадками. Можно было найти прямой, конечно, но я поторапливался, а из-за плохого знания английского и никакого знания турецкого самостоятельные поиски были затруднительны.
Итак, я ехал с пересадками на долмушах, из Стамбула в Кешан (почти на греческой границе), из Кешана в Гелиболу, из Гелиболу в Чанаккале. В бумажном виде билеты на автобус в Турции уже не выдают, а в электронном виде у меня была лишь фотография какой-то белиберды, из которой следовало лишь, что я заплатил 130 лир. Признаться, посещала мысль, что меня кинут где-то на одной из пересадок. Но я ошибался – водители добросовестно передавали меня друг другу, и я, хоть и с некоторым волнением, но доехал до конечного пункта. Пришлось немного посидеть на автостанции в Кешане, но в целом я добрался примерно за 6,5 часов – то время, которое и планировалось. Под конец, перед паромной переправой, последний водитель сунул мне в руку 3 лиры. Переправа стоила 4. «Ну вот, все-таки на одну лиру (7,8 рублей на то момент) накололи» - с облегчением подумал я. А то я всё волновался, что они какие-то подозрительно честные!
По пути проезжали городок Текирдаг. Он мне неожиданно понравился, хоть я и видел его только из окна автобуса. Небольшой, симпатичный, чистый, зеленый город на берегу Мраморного моря. Красивый вид на море. Даже появилось желание специально съездить туда как-нибудь.
Виды Галлиполийского полуострова по дороге (это я уже на обратном пути делал фото).
Обратно из Чанаккале в Стамбул я ехал уже прямым рейсом, автобусом компании «Памуккале». При продаже билета это был единственный момент в Турции, когда у меня спросили сертификат о вакцинации. Билет стоил 140 лир. Поскольку лира упала, сейчас он, возможно, стоит дороже. Автобус оправдал ожидания: комфортабельные кресла, довольно чистые стекла, стюард, который разносит воду, печенье и шоколадки. Путь занял часов 5,5.
Город Чанаккале находится на азиатском берегу Дарданелл. Автобусы переправляются на пароме из поселка Килитбахир. Кстати, когда мы ехали из Гелиболу в Килитбахир, обратил внимание на огромный мост через пролив. Видимо, недавно построенный, потому что транспорта на нем не было видно.
Переправлялись вечером, видна была красиво подсвеченная крепость Килитбахир.
Европейский берег, откуда отходит паром.
Едут ли куда-то автобусы после переправы, когда прибывают в Чанаккале, я не знаю. Мой отель был недалеко от набережной, минутах в 7 ходьбы, и я, сойдя с парома, сразу отправился искать его. Но обратно автобусы в Стамбул отправляются от входа на паромный причал. Поэтому приходить нужно где-то за полчаса до заявленного времени отправления. Автобус с пассажирами грузится на паром, переправляется и дальше следует своим ходом. На обратном рейсе за паром я уже отдельно не платил.
Центрально-прогулочная часть города Чанаккале представляет собой довольно протяженную набережную. Напротив паромного причала находится как бы площадь, от которой перпендикулярно набережной отходит бульвар Джумхуриет. К бульвару примыкают несколько симпатичных скверов.
На набережной, бульваре Джумхуриет и прилегающим к ним улицам расположено большинство отелей. Я жил в «Armida City Hotel» на улице Хасана Мевсуфа – маленькая узкая улочка, которая отходит от улицы Инёню, а та, в свою очередь, пересекает бульвар Джумхуриет. Номер был небольшой, 15 кв.м., с санузлом и всеми аксессуарами – электрочайник, две бутылки воды 0,5 (номер считался двухместным), пакетики чая и кофе, тапочки. Значительную часть номера занимала двуспальная кровать, но было и кресло с небольшим столиком. Стоило всё это удовольствие 20 евро с завтраком – более, чем умеренная цена. Хотя в сезон, возможно, дороже.
Если встать лицом к паромному причалу, а спиной к бульвару, то справа будет большая часть набережной. Именно там, если пройти подальше, можно увидеть известную статую Троянского коня, которая использовалась в съемках фильма Троя 2004 года, а потом была подарена городу Чанаккале.
Вид на пролив
На удивление мало я встретил в Чанаккале приличных ресторанов. В центре Стамбула рестораны на каждом шагу, а здесь на набережной сплошняком идут какие-то забегаловки типа столовых, где вечером не протолкнуться от местных. А у меня еще в Стамбуле появилась усталость от скоплений людей. Найти более-менее тихое местечко на набережной, где можно спокойно посидеть, оказалось не так просто. Наконец, я нашел какой-то ресторанчик с морепродуктами (довольно вкусными) минутах в 5 ходьбы от паромного причала, если идти от него налево.
Площадь и набережная.
На набережной можно видеть барельеф знаменитого османского мореплавателя и картографа Пири рейса (одно время - командующего османским флотом), жившего в конце XV - XVI веке. Это тот самый адмирал, который возбудил многочисленных конспирологов, нарисовав на одной из карт Антарктиду за 300 лет до ее официального открытия.
Набережная особенно хороша вечером. От нее открывается вид на закат, солнце, заходящее за Галлиполийским полуостровом.
Слева от причала, точнее, от площади перед ней, находится башня с часами – тоже достопримечательность Чанаккале. Она была построена в 1897 году на средства некоего итальянского купца.
Башня находится в маленьком переулке, центральная часть которого представляет собой пешеходную зону. Как я понял, это место облюбовали местные байкеры. Вечером (да и днем иногда) там сплошь стоят ряды мотоциклов.
Если пройти от часовой башни дальше, в сторону, противоположную набережной, там сначала будут обычные улицы с магазинами, потом пойдут совсем узкие улицы и старые невысокие дома. Видимо, это историческая часть города.
Вскоре выходишь к крепости Чименлик. Сама крепость, как и расположенная напротив нее, на другой стороне пролива, крепость Килитбахир, была построена в середине XV века, примерно в период взятия турками Константинополя, по приказу султана Мехмеда Второго. Целью строительства двух крепостей было собственно перекрытие пролива Дарданеллы, довольно узкого в этом месте, чтобы там не шастали на своих кораблях всякие венецианцы или еще кто-нибудь без соизволения его величества султана.
В крепости Чименлик сейчас находится военно-морской музей, посвященный Первой мировой войне, точнее – участию в ней Турции, а еще точнее – Дарданелльской операции союзников 1915 года, которую турки успешно сорвали. На открытой площадке выставлены всякие артиллерийские орудия (в основном, немецкого производства), бомбы и т.п. Территория довольно обширная и приятная для прогулок. В одной из башен находится вторая часть музея, где представлены, в основном, образцы револьверов, винтовок холодного оружия времен Первой мировой, награды того же периода, а также макеты, которые представляют высадку десанта на Галлиполийском полуострове.
Если идти от крепости Чименлик дальше на юг, в сторону канала, то здесь начинаются совсем уже трэшевые кварталы, с грязью, мусором и злобными собачонками, которые норовят броситься на тебя (к счастью, камни есть под рукой, а собаки злобные, но понятливые, поэтому попытки атак можно успешно отбить, просто показав в руке камень).
Собственно основная часть Чанаккале вполне приличная на вид.
Немного в стороне над каналом проходит мост, который является частью улицы Ататюрка. Она, понятное дело, является одной из главных городских улиц и идет параллельно набережной и улицы Инёню. Под этим мостом расположена станция пригородных автобусов – долмушей, которые ездят отсюда во всякие ближайшие провинциальные населенные пункты. Отсюда отходит долмуш и до Трои (узнается по надписи «Troya»).
От центра, где паромная переправа, можно дойти до этой автостанции через бомжатские кварталы, но, если хочется сохранить веру в хорошую Турцию, лучше так не делать. От перекрестка бульвар Джумхуриет – улица Инёню начинается улица Демирджиоглу, от нее нужно свернуть на Ататюрка и двигаться прямо, скоро выйдешь к самому мосту.
Троя
До Трои ехать из Чанаккале примерно полчаса. Маршрутка доезжает почти до музея. От площадки, где она останавливается, музей будет немного левее. Музей – большое коричневатое здание кубообразной формы. Там на нескольких этажах представлены артефакты греческого и римского периодов: статуи, саркофаги (персидские тоже кстати), образцы посуды, монеты и т.д.
На первом фото вдалеке то самое здание музея.
Рядом с музеем тоже выставлены какие-то саркофаги и стелы.
Само место раскопок Трои находится немного подальше, по дороге нужно пройти до входа в этот комплекс примерно полкилометра.
Прямо по красной дорожке, как в Каннах.
Рядом с входом стоит еще один Троянский конь. Вроде туда можно было подняться, наверху там обзорная площадка, но во время моего посещения конь почему-то был закрыт.
В Трою все-таки лучше ездить с экскурсоводом. Это не Эфес, от древних сооружений тут мало что осталось. Собственно, то, что сейчас называют «Троя» - это пласт сооружений различных веков, который условно делят на 9 частей: от Трои I до Трои IX. Все эти девять Трой существовали не одновременно, а последовательно: одна строилась на месте другой на протяжении примерно 3,5 тысяч лет. Гомеровская Троя – это Троя № 7. Каждая Троя пронумерована, везде есть таблички. Через весь комплекс проложены пешеходные тропы в виде деревянных настилов. Но в развалинах, конечно, слабо угадываются черты древнего города. Лишь иногда, благодаря информационным стендам, можно, подключив воображение, дорисовать картинку: вот здесь был въезд в город, а вот тут – театр и т.д. Вокруг - симпатичный вид на окружающие равнины.