Билеты на самолет покупала, дождавшись скидок от S7. Плюс перелет на Итуруп из Южно-Сахалинска компанией "Аврора".
Проживание в хостелах Владивостока и Южно-Сахалинска бронировала непосредственно на их сайтах. Место в квартире на Итурупе (г. Курильск) нашла через сервис Авито. Договорились с хозяйкой, что за 4 ночи я расплачусь твердой валютой в виде сибирских кедровых орехов, на которые в этом году случился хороший урожай. В бухте Витязь Приморья нашла вариант, обзванивая все базы. Проблема была в том, что с октября подавляющее большинство закрывается.
Практически везде гуляла самостоятельно, без гидов.
«От медведей» брала громкий свисток и внутренние самоуговоры, что мишки осенью уже сытые.
Очень заранее отправляла в погрануправление по Сахалинской области заявление на получение пропуска для Итурупа. Пропуск готовился и доставлялся долго, больше месяца.
Единственные две купленные организованные экскурсии – это на мыс Птичий (Сахалин) и вулкан Баранского (Итуруп). Очень еще хотела попасть с экскурсией на остров Фуругельма в Приморье, но группа по окончанию сезона в нужную мне дату так и не собралась. Впрочем, я к тому моменту уже и сама особо не рвалась, оценив, насколько заморочено добираться до старта самостоятельно. Вместо Фуругельма ограничилась дополнительным днем прогулок по полуострову Гамова.
Еще одним изменением первоначального плана стало посещение острова Попова в первый же день по прилету, т.к. случайно обнаружилось, что с 3 октября катера переходят на другое расписание.
Все остальное удалось так, как и планировалось. Погода вполне благоволила, не считая пары туманных дней во Владивостоке. Дождей же практически не было.
Затраты по меркам Дальнего Востока получились приемлемыми. Во всяком случае, общая сумма расходов за все две недели (не включая перелеты) оказалась сопоставима с суммой предлагаемых 4-х дневных туров на том же Итурупе. У меня на всё про всё вышло около 55 тыс. Стоимость перелетов Новосибирск-Владивосток – Южно-Сахалинск – Итуруп и обратно – 42 тыс.
Даты путешествия: 2-17 октября.
Краткий план по дням:
2 октября. Прилет во Владивосток. Прогулка по городу. Остров Попова.
3 октября. Переезд в Андреевку. Бухта Витязь.
4 октября. Прогулка на полуостров Гамова. Остров Томящегося сердца.
5 октября. Прогулка по бухтам Астафьева, Теляковского. Переезд во Владивосток.
6 октября. Владивосток. Перелет в Южно-Сахалинск.
7 октября. Поход к Чертову мосту. Перелет на Итуруп.
8 октября. Плачущие скалы, плато Янкито
9 октября. Бухта Касатка.
10 октября. Вулкан Баранского.
11 октября. Белые скалы. Перелет на Сахалин.
12 октября. Экскурсия на мыс Птичий. Останец Лягушка.
14 октября. Прогулка по Южно-Сахалинску. Перелет во Владивосток.
15 октября. Остров Русский, остров Шкота, океанариум.
16 октября. Сафари-парк, Владивосток.
17 октября. Владивосток.
2 октября. Перелет Новосибирск – Владивосток, прогулка по городу, прогулка на острове Попова.
Перелет был ночным. И несмотря на небольшую задержку рейса, благодаря тому, что мой багаж в виде рюкзака летел со мной как ручная кладь, я очень оперативно успела на первый аэроэкспресс из аэропорта.
И вот, в 9 утра воскресенья я уже в самом центре города. Мало того – на конечной станции Транссибирской магистрали.
На самом деле, изначально я хотела с аэропорта рвануть в сафари-парк, а потом сразу же перебираться в Хасанский район Приморья. Но прогноз погоды, обещавший на следующий день дождь, заставил меня отказаться от этой идеи и не терять относительно солнечный день на длительные переезды.
Лучше провести его во Владивостоке!
Я еще толком не знала, как лучше построить этот день, и просто двинулась в сторону морвокзала.
А дальше решила уточнить расписание катеров на остров Попова – на него я собиралась прокатиться позднее, по возвращению с Сахалина и Итурупа. И… Планы снова на ходу пришлось переигрывать! Оказалось, что в это воскресенье последний день действует летнее расписание – по нему можно было одним рейсом уехать на Попова, а другим, более поздним рейсом, вернуться. С 3-го же октября катера и по выходным начинали ходить только один раз в день, причем вечером. Такое рабочее расписание рассчитано на жителей островов, которым нужно вечером вернуться из Владивостока домой, а утром уплыть в город.
Решение было очевидным – нужно ехать на Попова сегодня!
Но и с этой поездкой всё было не так просто. На остров билеты были. А вот на обратный вечерний рейс – нет. Но видя мою решимость попасть на остров, женщина из справочного поделилась лайфхаком. Оказывается, часть билетов отдается под бронь жителям островов. А за полчаса до отправления катера, бронь снимается, и появляется шанс купить такой билет в кассе на пристани острова.
Одним словом, еду! Я купила билет на остров, и так как до отправления оставалось около 3-х часов, пошла гулять по городу.
Владивосток расположен на сопках. Именно этому посвящен арт-объект «Семь сопок» в районе сквера у пляжа Юбилейный в Спортивной гавани.
Было у меня желание залезть на одну из сопок, находившихся неподалеку, - сопку Тигриную, но я только потеряла время, отыскивая путь. В итоге уткнулась в глухие заборы, и с досадой вернулась обратно вниз, на центральные улицы.
Очень много памятных мест сосредоточено на Корабельной набережной.
Площадь Борцам революции и памятная стела в честь присвоения Владивостоку звания «Город воинской славы».
Триумфальная арка цесаревича Николая с любопытной историей. Арку собирались соорудить в честь приезда цесаревича в 1891 году, для чего городским архитектором был создан проект, и начато строительство. Да не успели к нужной дате, и достраивали позднее, а к приезду цесаревича соорудили арку из дерева. В советское время арку снесли, и восстановлена она была лишь около десяти лет назад.
Краснознаменная гвардейская подводная лодка С-56 – самая результативная советская подлодка во время Второй Мировой войны, перешла через Тихий и Атлантический океаны.
Монумент основания города. Именно здесь началась история Владивостока, когда в 1860 году моряки, высадившиеся с корабля «Манджур», заложили тут военный пост.
…
В 13 часов катер отошел от причала, держа курс к острову Попова.
Все время я проторчала на верхней палубе, несмотря на приличный ветер, и с жадностью разглядывала всё, что проплывало мимо.
Прекрасные виды на отдаляющийся берег, на Золотой мост, на берега острова Русский.
Жаль, что погода начинала портиться. И остров Попова встретил серыми беспросветными тучами.
Но поводов огорчаться не было – учитывая то, что я вообще могла сюда не попасть.
Прежде чем устремиться в небольшой поход по острову к бухте Пограничной, я уточнила в кассе, правда ли, что могут высвободиться билеты на обратный рейс. Кассир заверила, что билеты наверняка будут, только желательно подойти за полчаса до отплытия.
…
Дорога в сторону бухты довольно скоро повела через приятный лес, едва-едва тронутый осенью.
А бухта протяженностью около 2.5 км предстала совершенно пустынной – сезон закончен…
Я побрела вдоль моря, любуясь волнами и разглядывая ракушки. Где-то посередине пляжа не удержалась и залезла искупаться. Вода мне показалась не холодной.
В конце бухты по неширокому перешейку можно перейти на мыс Ликандера. И будь у меня побольше времени, я бы догуляла до самого его края. Но времени на всю прогулку до отплытия обратно у меня получалось не так много, всего 4 часа, да и погода не вдохновляла совершать броски ради сомнительных видов.
А потому я ограничилась исследованием эффектных красных камней в районе перешейка и ланчем в этом живописном местечке.
На обратном пути неожиданно встретилась группа всадниц. Здорово вот так мчаться по побережью!
Я благополучно добралась обратно к пристани, без проблем купила билет, и в семь вечера вернулась во Владивосток.
Предстояло еще заселиться, купить немного продуктов и потом уже отдыхать – намоталась сегодня.
3 октября. Переезд в Андреевку. Бухта Витязь.
Этот пасмурный день было в общем-то не жалко потратить на то, чтобы перебраться в Хасанский район Приморского края.
Путь не близок…
До поворота на Андреевку, одно из популярнейших мест отдыха, можно добраться рейсовым автобусом Владивосток – Зарубино. Но у меня как-то совсем не лежала душа к этому варианту – и отправление от автовокзала, находящегося прилично от центра города, и едет такой автобус долго (5 с лишним часов) и цена не маленькая.
Дух авантюризма бунтовал и просил приключений.
Я решила, что автобус, стартующий в 12:30, от меня никуда не денется, почему бы не попробовать частично добраться автостопом? Задумка была такая – доехать электричкой до станции Раздольное, выйти на трассу Раздольное-Хасан и там уже ловить удачу. В случае чего подсесть на автобус.
До утренней электрички было немного времени, а с подъемом и завтраком я не задерживалась. Хотелось перед отъездом сделать небольшой кружок по Светланской улице и Корабельной набережной. Что ни шаг – то что-нибудь памятное и интересное.
Вот, к примеру скульптура Элеоноры Прей и стена с её цитатой.
Так получилось, что семейство американки, приехавшей во Владивосток в 1984 году вместе со своим мужем – торговцем, задержалось в нем на долгие 36 лет. И письма, которые Элеонора писала своим друзьям и знакомым, описывая свою жизнь на берегу Японского моря, стали своего рода летописью значительного периода жизни города, вобравшую в себя дух времени и атмосферу жизни тех лет.
Мемориальный ансамбль памяти моряков торгового флота, погибших в годы Великой Отечественной войны.
А чуть далее – памятник героям другой войны, Русско-Японской.
Я планировала дойти до любопытного арт-объекта «Кровать примирения» и потом повернуть назад.
Миновала Матросский сквер с памятником морякам-катерникам.
Вот и кровать, сконструированная так, чтобы лежащие на ней пары неизбежно скатывались друг к другу. Классно!
Немного снимков туманной набережной. Пустынная и очень атмосферная. Сильно впечатлили афиши Приморской сцены Мариинского театра - всё по-настоящему.
Отдельного внимания заслуживает и шедевр старорусской архитектуры – здание железнодорожного вокзала. После трехлетнего строительство на заре прошлого века, вокзал было признан самым лучшим в России.
…
Я чуть не пропустила нужную остановку, поспешно выскочив на станции Раздольное. А ведь хотела выйти даже на станцию раньше, чтобы прогуляться, как мне казалось, более приятным проселочным путем до трассы. Но, как бы то ни было, а главное было добраться до нужного поворота и пытаться ловить попутку.
Вопреки моим сомнениям, довольно скоро притормозила машина, и задорный узбек с готовностью согласился подбросить меня до Барабаша, находившегося примерно посередине пути к Андреевке.
А от Барабаша, по совету водителя одной из отъезжавших в сторону Владивостока машин, я напросилась в камаз. Действительно, достаточно много грузовых машин следуют в том направлении – везут стройматериалы и прочие грузы.
«Мой» камаз вез 25 тонн зерна для последующей отгрузки. И, должна признать, ехать вот так, в огромной машине, находясь в кабине на приличной высоте – это клево! К тому же, дорога очень красива, даже не взирая на серый день и накрапывающий дождик. Слегка тронутая осенью пышная листва деревьев, мягкие силуэты округлых хребтов…
В занимательных разговорах с водителем камаза, за разглядыванием плавно проплывающих пейзажей, путь до поворота на Андреевку пролетел почти незаметно. Камаз шел дальше в Зарубино, а мне предстояло попасть в морской поселок Витязь, который расположен дальше Андреевки на берегу одноименной бухты. Это около 12 км.
И, в общем-то, я готова была идти пешком. Но и от помощи бы тоже не стала бы отказываться.
….
Пляжный сезон в Приморье заканчивается с приходом октября. Базы и берега пустеют.
До Андреевки меня немного подбросила проезжающая местная жительница.
И прежде, чем двинуться дальше, я не стала отказывать себе в удовольствии посидеть немного на одном из безлюдных пляжиков, чтобы перекусить, посозерцать полный штиль и даже искупаться.
Будь день посолнечнее, я бы с большим энтузиазмом отнеслась к перспективе оставшиеся шесть км вышагивать в сторону Витязя с рюкзаком, в котором болталась лишняя тройка килограммов в виде обещанных на Итуруп орехов.
Однако, дорогу от Андреевки в Витязь, отличающейся не самым лучшим качеством, трудно назвать оживленной. Примерно минут 20 я топала в гордом одиночестве. И только потом повезло – один из жителей Витязя возвращался в поселок, и предложил подбросить и меня. Очень кстати!
В гостевой дом, который стал мне пристанищем на два дня, я попала, можно сказать, по воле случая.
Первоначально я договаривалась с проживанием совсем на другой базе. Но практически перед моим заездом, у хозяев изменились обстоятельства, и меня «передали» в другие руки. Обычно, в сезон, этот дом сдается целиком. Но сейчас, в виде исключения, мне выделили комнату на втором этаже, в то время, как хозяйка Ольга обитала на первом. Хороший, теплый, комфортный дом.
Быстренько скинув вещи, я устремилась на берег. В Витязе расположена морская ферма для разведения в бухте гребешков. Я хотела разведать это место, и, по возможности, купить свежий деликатес.
Но – упс…В этот день гребешков не вылавливали, и покупать было нечего…
Тогда самое время наведаться в единственный открытый в Витязе магазинчик и проверить, так ли страшны в нем цены. Все оказалось вполне сносным – в сущности, по всей стране в подобных небольших поселениях, привлекательных для отдыхающих, будут такие же цены. Я наудачу спросила, нет ли красного сухого вина - и о, радость! – вино было, причем неплохое, причем не дорого. Тут же нашелся и штопор, и прекрасные сладкие груши.
Ну что? Теперь идем на берег, коротать приятный тихий теплый вечерок. Прямо напротив фотогеничной изюминки бухты Витязь – старой деревянной зверобойной шхуны, пострадавшей когда-то от огня.
4 октября. Прогулка на полуостров Гамова. Остров Томящегося сердца.
А вот так бухта выглядела ранним солнечным утром, когда я стартанула мимо нее в сторону мыса Гамова.
Какая поразительная синева!
Тут же на берегу к моей великой радости, попались крупные морские звезды.
Дорога на мыс составляет около 10 км и проходит сквозь очень симпатичный лес, в самом конце выводя на открытые склоны.
Идти по такому пути – сплошное удовольствие, а уж когда выбираешься на просторы, с которых становится видно море – то вообще полный восторг!
Я бодро прошлепала почти до самого маяка, который находится на мысе Гамова. Это самый южный и один из старейших маяков России.
Сам же мыс назван так в честь исследователя морского побережья, русского офицера.
Как меня и предупреждали накануне местные, территория маяка оказалась наглухо закрыта. Я довольствовалась лишь тем, что, просунув камеру за забор, сделала несколько снимков.
Я не особо огорчилась тому, что не попала на территорию маяка. Меня уже со страшной силой примагнитил вид другого мыса по соседству. На карте он обозначен, как мыс Бабкина.
Какой же он оказался живописный, дикий, с потрясающими видами во все стороны.
Но и ветрище на нем гулял приличный – того и гляди, сдует!
Вдоволь налюбовавшись роскошным цветом моря бухты Опасная, солнечной рябью, гонимой по воде ветром, отвесными скалами и синими просторами, я направилась в обратный путь.
В планах еще был осмотр береговой артбатреи и посещение острова Томящегося сердца.
С высоты остров отлично виден уже с батареи.
Да и в целом отсюда открывается прекрасная панорама. А до ближайших соседей – всего ничего.
....
Остров Томящегося сердца – это популярнейшее туристическое направление Приморья. В сезон сюда толпами возят туристов. Мне же посчастливилось попасть в этот изумительный по красоте уголок природы практически без людей.
Здесь, на легких и сухих почвах морского побережья при повышенной влажности воздуха произрастает сосна вида красная японская, она же сосна густоцветковая. Целая роща великолепных деревьев, сквозь кроны которых светятся бирюзово-синие воды. Фантастически красивое место!
На тропинке попалась змея. Но она шустро уползла в сторону и затаилась.
Чтобы перебраться на остров Томящегося сердца, нужно сначала спуститься вниз по очень крутому склону, держась за толстые прочные веревки, а потом, рискуя наступить на морского ежа, вброд перейти узкий пролив. Я была к такому готова, захватив аквашузы.
Своё название остров получил благодаря природной морской купели со стороны моря, в которой лежит валун, издающий при сильном волнении стук подобно сердцу.
Я, честно говоря, вообще забыла, что же конкретно нужно найти – то ли камень в виде сердца, то ли чашу в виде сердца. И рассчитывала, что на противоположной стороне мне сразу бросится в глаза то, что нужно. Только чаш там среди камней оказалось много, а волны бушевали прилично, заглушая другие звуки. В общем, я оставила эту затею, признала за собой косяк и переключилась на любование пенящейся морской стихией.
Пришло время возвращаться в Витязь.
Последний взгляд на сосны, море и затем, уже сверху, на сам остров.
И так как до заката у меня еще оставалось немного времени, то я захватила с собой недопитое вино, немножко смеси орехов, и отправилась на обзорную площадку, расположенную в паре километров от въезда в поселок.
Вид на залитую вечерним солнышком бухту Витязь.
Вид на закат в противоположную сторону.
И почти догоревшие краски этого дня после спуска к бухте.
Вечером, в гостевом доме, хозяйка Ольга щедро угостила меня белым вином и морским гребешком, обжаренным в сливочном масле. Вкусненько!
5 октября. Прогулка по бухтам Астафьева, Теляковского. Переезд во Владивосток.
Что нужно обязательно сделать на Дальнем Востоке?
Конечно же, встретить рассвет!
И базирование на Витязе подходит для этого как нельзя лучше.
Ибо, чтобы попасть на восточную сторону полуострова Гамова, в бухту Астафьева, нужно пройти всего лишь пару километров.
Главное - не проспать и не забыть захватить фонарик.
…
И рассвет не разочаровал!
Пустынный огромный пляж, плавный накат волн, острова архипелага залива Петра Великого на горизонте и - чудо рождения нового дня…
Дождавшись, когда солнце озарит своим светом берег, я приступила к своему сегодняшнему маршруту.
План был прост – дойти по побережью до бухты Теляковского, засунув нос в как можно большее количество живописных местечек, коих тут полно.
Сначала я пошла прямо по камням вдоль моря, минуя несколько маленьких бухточек. Совершенно невозможно было удержаться, чтобы не окунуться в такую чистую прозрачную воду, забив на прохладный воздух, – солнце пригревало так ласково!
Потом я выбралась наверх и пошла по одной из дорожек, которыми здесь изрядно исчерчены все холмы.
Сверху вид на море не менее впечатляющий.
А следующий широкий мыс (на maps.me обозначен как мыс Астафьева) покоряет разнообразием береговой линии. Тут и уютный галечный пляж с кристально-чистой водой, и узкий перешеек на отдельные островки, и бухта с россыпью торчащих камней, и скальные выступы с захватывающими дух обзорами.
Сложно оторваться от такого. А еще и этот просто ошеломивший меня насыщенный глубокий синий цвет моря.
Но надо идти дальше.
Чтобы попасть в бухту Теляковского, судя по карте, нужно было от мысов, которые я обходила, углубиться немного в центр и по вчерашней дороге дойти до обозначенного поворота.
Хотя сама бухта находилась буквально под носом, только далеко внизу. Я внимательно поглядывала в сторону моря в надежде засечь более короткий путь. И по какому-то наитию всё же свернула на тропу, очень похожую на ту, которая могла бы привести меня напрямую в бухту.
Тропа эта довольно откровенно следовала на спуск, но среди густых деревьев и кустов совершенно не было видно, куда же именно она ведёт. Но натоптана она была очень хорошо, и это вселяло уверенность в правильности выбора.
Так и оказалось! Ура! Довольно быстро, сэкономив время, не делая приличный крюк, я попала в бухту Теляковского. Именно в ней находится остров Томящегося сердца, на который я пробралась вчера.
Но сегодня я попала в бухту немного с другой стороны, более северной. Вот он, остров – правее.
Здесь есть заброшенный двухамбразурный пулеметный полукапонир (нашла в интернете, как называется эта штука на берегу).
Но главное, конечно же, - это восхитительное море… И полная безлюдность в октябре по окончанию туристического сезона.
Самое время побродить вдоль берега, отдохнуть и перекусить остатками вчерашнего гребешка.
Ах, да – и освежиться в этой чудесной, хоть и холодной, воде.
Очень красивое место.
...
Что ж, пора возвращаться обратно в Витязь. Еще ведь нужно уехать обратно во Владивосток.
Возвращалась я более центральным путем, и примерно через полтора часа снова оказалась возле бухты Астафьева. Уйти с полуострова, и не заглянуть еще раз на этот изумительный пляж, я не могла.
И снова – на все 4 км пляжа практически никого! Попалась только одна гуляющая пара.
И очень кстати! Ведь мое специально заготовленное для этого путешествия платье само себя не сфотает!
Напоследок я залезла в воду и здесь.
Как мне потом рассказали местные, в сезон здесь платный вход и куча отдыхающих. Охотно верю.
Ещё вчера вечером я узнала у хозяйки гостевого дома, что от ее соседей во Владивосток собираются уезжать люди. Складывалось всё, как нельзя более удачно, – поедут они ближе к вечеру и смогут взять и меня.
А значит, практически полностью великолепный солнечный день я и прогуляла по бухтам и мысам.
До отъезда осталось время снова наведаться на морскую ферму гребешков. В этот раз свежевыловленных гребешков было полно, и я купила пять или шесть раковин.
Дома попросила зятя хозяйки разделать гребешки, да и слопала их прямо свежими.
Ну, чего еще желать?! Программа в Витязе была выполнена полностью – возвращаюсь во Владивосток.
За доставку от Витязя до города водитель взял с пассажиров (нас было четверо) по полторы тысячи.
В Барабаше, где заведено делать остановку, я заметила в ларьке с едой традиционный корейский пирожок пян-се. Очень кстати! Мне все равно некогда искать его во Владивостоке, а попробовать хочется. Купила на утро следующего дня, чтобы перекусить в аэропорту.