Пулково и Шереметьево 2 ужасны, оба остались в советском союзе, где полёт зарубеж был праздником и на комфортность терминала по большому счёту было плевать. Кстати, 30 лет назад оба терминала были на уровне. Сегодня это терминалы-мамонты и по традиции кормушка для приближенных.
1) Он-лайн регистрация и паспортный контроль. Добавить стоек регистрации видимо никак не выйдет и места вроде нет и расходы лишние. Значит пропагандируйте самостоятельную регистрацию в интернете или через автомат в аэропорту, договаривайтесь с авиакомпаниями. На 250 человек стамбульского рейса работали 2 стойки, когда самолет дожен был взлетать - мы получили посадочные. Автомат самостоятельной регистрации был обложен бланками посадочных, на которых он печатал сообщение - “Sorry, your request could not be processed”. Паспортный контроль ужасен ив Питере и в Москве - выход один, поставить еще столько же будок, договориться с пограничниками.
2) Чёткие указатели. Это относится и к Пулково и к Шереметьево. Если сами не можете найти хорошего шрифтового и пром дизайнера - украдите у немцев -уже давно придуманы желто-синие информационные щиты. Они висят по всей Европе. Ближайшее место для “подсмотреть” Вантаа в Хельсинки.
3) Трансферный пассажир. Оба аэропорта одинаково забивают на трансферных пассажиров. То есть им просто на*рать на трансферников. Это ж самые сочные клиенты. Они платят за два рейса сразу, пока ждут рейса - шатаются по аэропорту, с желанием потратить деньги( предыдущий пункт ). И что они получают? В Шереметьево D выход к трансферному автобусу Аэрофлота обозначен плохо, все прут на стойку транзита, сам автобус идиотско-туристический - работает одна узкая центральная дверь, внутрь с чемоданом(или ручной кладью) не войти. Шереметьево F(2) вообще молчит как выйти к автобусам, не видел ни одной таблички. Переезд из Пулково I в Пулково II для меня загадка, не замечал ни одной крупной вывески, мрак.
4) Зарабатывайте деньги. Пассажиры - это основной источник заработка для аэропорта. В аэропорту нет случайных людей, большинство из них живёт гораздо лучше среднего, может тратить деньги, принимать решения. В любом другом месте такую публику надо привлекать, тратиться на рекламу, а тут клиент уже сам пришел и заняться ему не чем, он рейса ждёт. Вместо обилия магазинов, кафе и мощного развлекалова - в Пулково, в залах вылета - матрёшки, бутерброды под плёнкой и чай в пластиковых стаканах.
5) Сортиры. Не туалеты, а сортиры. Мойте в два раза чаще. Не поможет - в четыре. Бумагу - в кабинку, освежитель - под потолок.
6) Вход в Пулково I должен быть со второго этажа, где и был запланирован. У всех современных аэропортов этажи вылета и прилета разнесены так, чтобы потоки пассажиров не пересекались. В Пулково на второй этаж уходит пандус, много лет его держат закрытым. Пассажиры ломятся с первого этажа через предбанник секьюрити контроля и узкую, метра полтора лестницу. На первом этаже должны остаться только прилетевшие пассажиры, получили багаж и на улицу.
7) Транспорт и такси. В Шереметьево F(2) и Пулково первая линия перед выходом отдана такси, бомбилам и просто успевшим припарковать. Должно быть наоборот - ближе всего общественный транспорт с огромными плакатами кто-куда идёт. С нелегальным такси сложнее, с мафией всегда так. Голосуйте рублём - заказывайте такси заранее по телефону, оно будет дешевле аэропортового и приятнее. А то рожи аэропортовых бомбил…
В Москве преспективы хорошие - есть конкуренция. Домодедово, новый Внуково, новый Шереметьево D. У нас пока туманно - собираются реконструировать, но на когда это произойдет пока не ясно.