14 дней в Японии глазами питерской интеллигенции (или почти…)
Если бы мне лет десять назад сказали, что я, женщина с высшим гуманитарным образованием и тонким вкусом, отправлюсь в Японию, я бы только усмехнулась. Мне ли, жительнице Культурной столицы, впитывать чужую культуру? Но когда твой муж в очередной раз пропил семейный бюджет, а сын снова притащил двойку за сочинение (по Достоевскому, между прочим), понимаешь: пора брать ситуацию в свои руки. Так что, пока эти двое спасают отечественную статистику по алкоголизму и неуспеваемости, я решаю познавать мир.
День 1. Шок и тишина
Перелет Japan Airlines был лучшим, что случалось со мной в жизни после того, как в петербургском автобусе мне однажды уступили место. Вежливые стюардессы, идеально запечатанные контейнеры с едой, никакой давки в проходах. Как в сказке, только без балалайки.
Приземлившись в аэропорту Нарита, я сразу поняла: что-то тут не так. Люди передвигались в очередях. Никто не обгонял, не стоял в проходе, громко жалуясь на жизнь. А самое странное – тишина. Где глухие разговоры по телефону, где отчаянные попытки прорваться без очереди? Вся эта стерильная дисциплина внушала тревогу.
Села на поезд Narita Express в Токио и начала всматриваться в пейзажи за окном. Чистота, порядок, домики, как будто игрушечные, ни одной обшарпанной пятиэтажки. И тут я поймала себя на мысли, что скучаю по родному облезлому балкону.
День 2. Первая культурная атака
Решила начать с Асакусы – исторического центра Токио. Храм Сенсодзи – красивый, грандиозный, но у меня ли, петербурженки, привыкшей к Исаакиевскому собору и Эрмитажу, вызвать восторг какой-то буддийский храм? Конечно, приятно, конечно, атмосфера, но чего-то не хватает. Возможно, пенсионерки, которая продавала бы при входе гвоздики.
А вот дальше я попала в настоящий кошмар. Представьте себе огромный город, мегаполис, миллионы людей. И – ни одной урны. Совсем. Бросить фантик под ноги, как это принято на родине, не позволяла моя внутренняя интеллигентность, но носить с собой весь день пластиковый стаканчик? Я готова была нарушить общественный порядок и выбросить его в кусты, но… кустов тоже не было.
День 3. Хаконэ и горячие источники
Если в Петербурге говорят, что баня – второе счастье, то в Японии это онсэн. А если по-честному, то не просто онсэн, а религия.
Всё бы ничего, но вход в онсэн подразумевает полное отсутствие одежды. Голышом. Среди других людей. Конечно, в культурной столице есть вещи и пострашнее, например, летние туристы с голым пузом на Дворцовой площади, но тут… Тут я была вынуждена напомнить себе, что я – человек высокой культуры, свободный от предрассудков.
Как только погрузилась в горячую воду, поняла: всё было не зря. Никогда еще мне не было так хорошо. Каждой клеточкой ощущала, как из меня выходит весь стресс от жизни в панельном доме с соседями, которые делают ремонт уже десятый год подряд.
День 4-6. Киото. Наконец-то достойный уровень
В Киото я наконец почувствовала дух настоящей культуры. Здесь – тишина, размеренность, атмосфера старинного города. В этот момент я почти поверила, что Япония способна тягаться с Санкт-Петербургом по уровню эстетики.
В Гионе (районе гейш) я надеялась встретить загадочных японских красавиц, но на деле увидела только китайских туристов в кимоно и пару бедных гейш, убегающих от толпы.
Фусими Инари – эти знаменитые красные врата. Очень красиво, но через полчаса, когда врата не кончались, у меня появилась мысль: может, это ловушка? Может, они так заманивают доверчивых туристов и держат их тут вечно?
Золотой павильон? Да, впечатляет, но скажите, разве он может сравниться с золотыми куполами Спаса на Крови?
День 7. Осака. Туда бы мужа, но без обратного билета
Осака – полная противоположность Киото. Здесь шумно, весело, везде неоновые вывески, люди едят прямо на улице, зазывают в рестораны. Вот в это место можно было бы отправить моего мужа – здесь никто не скажет, что он ведёт себя неподобающим образом.
Я попробовала такояки – это жареные шарики с осьминогом внутри. Интересный вкус, но первое, что я подумала: а можно ли это есть со сметаной?
День 8-9. Сиракава-го. Бытие в деревне
Захотелось уединения, и я отправилась в Сиракава-го – деревню с традиционными домами, как с открытки. Это была идеальная деревня. Я ходила и не верила: ни одной пьяной компании у магазина, ни одного ржавого велосипеда во дворе, никаких окурков у подъезда.
День 10-11. Миядзима. Олени и красивый обман
Поехала в Хиросиму, а оттуда – на остров Миядзима. Главная достопримечательность – красные ворота тории, которые будто парят в воде.
Олени здесь ручные и очень умные. Они умеют открывать рюкзаки и вытаскивать еду. В России их бы уже привлекли по статье за кражу.
День 12-14. Итоги и прощание с Японией
Вернулась в Токио, чтобы в последний день заняться тем, что делает каждая уважающая себя женщина – шопингом. Купила японские ножи, чай, какую-то косметику, которую рекомендовали на YouTube.
Япония оставила после себя двоякое впечатление.
Понравилось:
• Чистота, порядок
• Вежливость людей
• Горячие источники
Не понравилось:
• Отсутствие урн
• Языковой барьер (ну выучите хотя бы три слова по-английски, уважаемые японцы)
• Всё слишком чинно – мне иногда хотелось просто поговорить громко!
В общем, поездка была невероятной, но я окончательно убедилась: только Петербург может носить гордое звание культурной столицы.
А теперь домой, где меня ждёт муж, который скажет, что я потратила деньги на ерунду, и сын, который спросит: “Мам, привезла мне чипсы с васаби?”
Что ж, пора обратно в реальность.