!!!
Друзья, если у кого-то в каком-то браузере ("Опере", "Яндексе") не видны фотографии, то:
либо
1) откройте в другом, например, в "Мозилле" (там всё видно);
либо
2) разово проделайте следующую операцию (на примере "Хрома"): открываете chrome://settings/content/insecureContent и в "Разрешить" добавляете forum.awd.ru - после этого всё начинает работать. Подобный механизм действует и в других браузерах (в частности, в "Опере")
..........
Ни один отчет я не начинал с таким трудом, как этот, португальский... Дело в том, что последние 2-3 года в Португалию просто хлынул поток туристов и путешественников из России. И кажется, что написано (в частности, на этом форуме) уже обо всем - о Севере и Юге, о Лиссабоне и Порту, о городах и курортах, о всемирно известных достопримечательностях и сравнительно малоизвестных провинциях (здесь особый респект уважаемому El Baklan, отчет которого я считаю лучшим из португальских на этом сайте). И в отличие от, скажем, поездок в Мальту, Сицилию, Стамбул, Каир или Испанию, мой португальский вояж пролегал по традиционным маршрутам, общеизвестным местам, о которых уже сказано-пересказано столько, что, вроде, ничего нового и не добавить... Была мысль построить рассказ наподобие подборки советов и рекомендаций тем, кто еще только готовится посетить эту прекрасную страну, но не дай, Боже, соблазна строить из себя гуру и учителя, тем более, что почти все необходимое можно найти в прекрасных путеводителях Rough Guide (ссылку на который я давал в параллельной теме этой ветки) и Frommers, а также на сайте http://www.golisbon.com и многих других.
Но выход, как обычно, пришёл сам и легко. Я решил написать этот рассказ прежде всего для себя, нечто в виде дневника, чтобы позже, когда впечатления начнут стираться, открыть эту страничку и не просто вспомнить, но и пережить это путешествие еще раз. И для своих друзей, живущих по городам и весям, которым я не смогу рассказать об этой поездке, равно как не смогу переслать все фото в силу их общего объема. Ну и все-таки поделюсь некоторой информацией (не советами, упаси Господи), которую я сам так и не смог найти в процессе подготовки и которая выяснилась непосредственно на месте. Уважаемые знатоки, корифеи и покорители Португалии! Честно предупреждаю, что здесь Вы не найдете для себя ничего нового ! Не тратьте время на этот отчет, лучше почитайте мою "Аутентичную Испанию"!
Процесс подготовки был долгим. Сначала планировалась небольшая (дня на 3) поездка в Лиссабон, Синтру и Эвору из Испании, потом захотелось посмотреть Томар и Алмоурол, потом - Баталью и Алкобасу, потом океанариум... В общем, будучи ограниченным недельным временным регламентом и составив свой рейтинг посещений, я и сформировал программу в том виде, как она получилась. Получилась, кстати, довольно неплохой: очень насыщенной, очень разнообразной и построенной на оптимальных для маршрута перемещениях с учетом дней и часов работы планируемых мест. В частности, понедельник, который обычно бывает "черным" днем из-за того, что именно в понедельник, как правило, закрыты большинство достопримечательностей, мы поехали в Синтру, где работало абсолютно все:) "Путевой лист" был таковым:
День 1 - Лиссабон
День 2 - Синтра
День 3 - немного Лиссабона, отъезд в Лейрию, осмотр крепости и города
День 4 - аренда машины в Лейрии и поездка по маршруту Торрес-Новаш - замок Алмоурол - Томар - Оурен
День 5 - Лейрия - Алкобаса - Баталья - Лейрия (на автобусах), вечером возвращение в Лиссабон
День 6 - Лиссабон (Океанариум - Белен), Кашкайш
Ожидание поездки проходило как на вулкане в буквальном смысле этого слова. Еще за неделю по отлёта из-за пепла периодически закрывались аэропорты Испании и Португалии (кстати, вопрос в будущее, тем, кто читает этот отчет примерно через годик - как там исландский вулкан? Успокоился или периодически вводит авиакомпании в ступор и убытки? Или раскочегарился так, что само понятие "авиаперелет" уже кануло в глубокое прошлое? :)
Однако мои Ангелы в очередной раз расстарались (спасибо, ребята, вам всем большое и искреннее!!!), пепел сдули, вулкан угомонили, и в итоге А-320 TAP Portugal успешно (правда, как обычно, с часовой задержкой) взял курс на запад. От полета "ТАПами" остались прекрасные впечатления. Во-первых, очень удобный самолет - большие кожаные кресла с весьма комфортным расстоянием между ними (кстати, очень сильно контрастируют с салоном А-319 "Иберии", где колени утыкались в полностью пластиковую обшивку впередистоящего кресла). Во-вторых, кормили и поили на совесть, вина и сока не жалели, а ихний кофе - лучший из тех, что я когда-либо пивал в самолетах.
Рейс был вечерним (субботним), но, несмотря на опоздание, мы успели на последний (в 23.00) аэробас (он же - автобус N 91), который очень удобно везет почти по всему центру, в частности, в Россиу и Рештаурадореш ( http://www.carris.pt/en/bus/91/descendente ). Но если кто и не успеет на него, проблем не возникнет, так как практически по этому же маршруту, только с бОльшим числом остановок курсирует (с интервалом полчаса) ночной автобус 208 ( http://www.carris.pt/en/buslines/4 ). Билет на аэробас покупается либо у водителя, либо (если время есть, why not?) на стойке информации аэропорта. Этот билет действителен 24 часа (именно так - не до конца дня, а ровно 24 часа) на все виды наземного транспорта (автобусы, трамваи, подъемники, включая Санта Жушту), что мы по полной программе и использовали на следующий день. Интересно, что местный люд усиленно пытался ввести нас в заблуждение: на той же стойке информации сказали, что да - билет годен 24 часа, но только на аэробасах. Портье в отеле - что да, на всё, только до полуночи. И лишь водитель трамвая 28, который грелся на подножке в лучах восходящего солнца (дело было утром следующего дня) перед выходом на линию подтвердил то, что есть на самом деле и о чём я написал чуть выше.
Вообще по поводу общения сразу отмечу, что Португалия оказалась неожиданно весьма англоговорящей страной. Особенно сильным контраст был на фоне Испании, в которой проще выучить азы испанского, чем найти понимание на английском (естественно, я не имею в виду отели, аэропорты и топ-туристические места). А в Португалии наоборот, только несколько раз мы не смогли объясниться на "великом и могучем" (не подумайте, что русском) языке международного общения. Так что выученные загодя пара десятков местных слов и выражений использовались в основном для придания поездке дополнительного колорита. Кстати, и русский язык здесь уже не воспринимается, как что-то особенное. Конечно, не в таких масштабах, как в Турции, но услышанное в магазине или в кафе слово "спасибо" очень скоро перестаёт восприниматься с удивлением. Кое-где появляются и меню на русском, правда, порой в таком переводе, что для его понимания лучше всё ж пользоваться английским.
Но продолжим путешествие. До нашей остановки Рештаурадореш ехали около 25 мин., а еще минут через 10 уже вселились в отель Residencial Florescente. Отель занимает великолепное стратегическое положение, находясь буквально рядом с площадями Россиу и Рештаурадореш, вокзалом Россиу, Сантой Жуштой. К тому же он выходит на оживленную (что совсем не мешает вечером, так как стеклопакеты в номере были отличные) улицу с барами, магазинами и ресторанами, так что при необходимости проблема куска хлеба не стояла бы. Мы, кстати, ее и использовали. Хлеб у нас оставался ещё с самолета (уже под конец полета ТАПы угостили небольшой булочкой-гамбургером с очередной порцией сока), а вот отметить удачный (особенно в свете нервного "сидения" на вулкане) приезд дегустацией португальского вина явно хотелось. Большинство кафе уже были закрыты (поскольку стоял последний холодный день перед сменой погоды к ясной и теплой), но мы нашли неподалёку еще работающий индийский ресторан, где по двойной цене (а вы как хотите?) взяли бутылку знаменитого "зеленого змия" - винью верде. Забегая вперед, скажу, что даже я, небольшой поклонник сухого вина, успел пристраститься к нему всего за несколько дней пребывания там. О, Боже, какими же словами передать, как хорошо оно пошло в тот вечер после 14-часовой дороги на благословенной португальской земле с видом на подсвеченную крепость Сан Жоржи и залитые умиротворяющим желтым светом лиссабонские улочки. О, это надо прочувствовать...:)
Однако, господа, пора спать: времени уже около часу ночи (по привычному московскому вообще практически раннее утро), а подъем на следующий (дишкульпе, уже на этот) день назначен на 6.30. Убригаду всем за внимание, продолжение будет вскорости, ускоренными темпами готовлю фото, чтобы начать свой иллюстрированный путевой дневник.