Прежде чем его начать, я хочу засвидетельствовать свою искреннюю признательность всем форумчанам, написавшим в китайском разделе о том что, где, куда, как и почем, а также запостившим здесь разговорники и другие полезности. Сейчас, по возвращении, стало ясно, что без этого подспорья всё было бы намного труднее. Спасибо всем (бурные, несмолкающие аплодисменты, все встают)!
Также, прежде чем приступить к делу, я объясню зачем я это написал, зачем поехал по Янцзы, где и почем покупал круиз.
Написал я этот рассказ потому, что когда мне на ум пришла идея поболтаться по Янцзы, то я запостил здесь где-то в феврале вопрос "Круиз по Янцзы - стоящее дело?", который здесь провисел безответно с месяц, и я его потом стёр. И сделал вывод, что мало кто из форумчан это делал, поэтому решил написать этот рассказ для сведения тех, кому такая же идея взбредет в голову.
Написал только о круизе, потому что писать он остальных местах, в которых мы побывали - Пекине, Шанхае, Сиани, Чунцине, Гуанчжоу, Гуилине, Гонконге - нет смысла, так как всё уже детально и исчерпывающе описано здесь до меня. Походя упомяну ниже лишь Ухань, т.к. из него мы отправились в этот круиз.
Кстати, поскольку транслитерацией Палладия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1% ... 0%B8%D1%8F я особо не владею, то употреблять её ниже буду только тогда, когда знаю имена и названия наверняка, а так буду полагаться на пиньинь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0% ... 0%BD%D1%8C , тем более, что им дублируются все названия мест и улиц в Китае.
Включил же я этот круиз в нашу с женой поездку по причинам объективно-прагматическим и субъективно-романтическим.
Касательно прагматики, я подумал при планировании, что после больше чем недельного хождения по Пекину, Шанхаю и Сиани вполне вероятно, что мы устанем и неплохо было бы где-то денька три перевести дыхание и собраться с мыслями. Так и вышло - май в этом годы выдался необычно жарким (31-33 Цельсия практически везде, где мы были), удушливым, и непривычный городской смог (особенно в Сиани) маленько достал и поэтому трёхдневный перекур на водах Янцзы был воспринят абсолютно без отвращения.
Что же до субъективно- романтических мотиваций, то у меня есть такой нездоровый психический пунктик в отношении рек - люблю по ним кататься при первой же представившейся возможности. И поскольку в моем послужном турсписке (он же - то, что америкацы называют bucket list http://oxforddictionaries.com/definitio ... ?region=us ) четыре главных реки - Амазонка, Волга, Миссисипи и Нил уже помечены галочкой, то я был сам не свой добавить в него Янцзы. Во-первых, потому, что по-китайски число 4 считается плохим и отдает смертельным холодом (в отличие от чисел 8 и 9) и надо было его поднять до 5, а во-вторых, потому, что очень китайское название "Янцзы" с детства было на слуху (впрочем также, как и Жёлтая река Хуанхэ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1% ... 1%85%D1%8D, но по ней, как выяснилось, плавать нет смысла). Ну, это типа как Мыс Доброй Надежды или Бухта Золотой Рог: и мысов и бухт им подобных можно много сыскать, но пока в этих самых единственных не побывал - на душе как-то не так. Вот так и с Янцзы и с моей душой.
Что касается где и почем купить, то главной была проблема выбора из многих предложений, которые меняются в зависимости от сезона, спроса и т.д. Очень много предложений на китайском для китайцев http://www.google.com/search?aq=f&sugex ... 8%E8%BD%AE (вот тут, к примеру http://www.yzcruises.com и тут http://www.lxexpress.net/cruises и еще много), которые Google Chrom легко переводит на английский. Удушливая жаба поначалу побудила меня ввязаться в закупку в этих местах, но, после безуспешных емелей по-английски и по-китайски (через Google Translate) по принципу "твоя-моя понимай мало-мало", я плюнул на это дело.
По Янцзы ходят стада круизных пароходов всех мастей и оттенков, на любой вкус и цвет, а на инете, соответственно, предлагается туча круизов длиной от 15 до трех дней, стоит лишь прогуглить "круизы по Янцзы" http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1 ... 80&bih=873 или же “Yangtze cruises” http://www.google.com/search?aq=f&sugex ... ze+cruises . После чтения отзывов (на трипадвайзоре и типа того) и мучительных раздумий, выбор был остановлен на трехдневном круизе вверх по течению из Ичана (Yichang) в Чунцин (Chongqing) на корабле Victoria Lianna http://www.victoriacruises.com/fleet/ , который объявлялся за US$590, но был закуплен по распродаже на китайском консолидаторе, который так и назывался незатейливо "Yangtze-River-Cruises” за US$325 с носа.
Запев закончен, переходим к сути дела.
Река Янцзы (см. набор картинок здесь http://www.google.ru/search?q=%D1%80%D0 ... 80&bih=873 , а википедные статьи здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0% ... 0%B7%D1%8B или по-английски http://en.wikipedia.org/wiki/Yangtze_River ) - третья в мире по длине (после Нила и Амазонки) и и третья же по полноводности (после Амазонки и Конго). Исток её в Тибете, а устье в Шанхае; в бассейне её живет треть населения Китая и производится пятая часть китайского ВНП, она была колыбелью китайской цивилизации, да по ней, наконец, плавал без устали сам председатель Мао http://www.youtube.com/watch?v=xN1P2DHE26g прежде, чем запустить культурную революцию!
Но главной интересностью её является не возможность пощупать ВНП и проплыть вслед за товарищем Мао, а живописные отрожистые берега в среднем течении - типа как смесь Жигулей и норвежских фиордов с китайским колоритом, а также самая большая в мире по мощности ГЭС “Три ущелья”.
Надо сразу же оговориться, что в англоязычном инете есть целый ряд отзывов бывалых странников-китаеведов со стажем, которые сетуют на то, что после постройки ГЭС "Три Ущелья" (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1% ... 0%B8%D1%8F ), поднявшей уровень воды в Янцзы на 100-160 метров (в зависимости от сезона), живописные берега-горы как бы осели на тот же метраж и вид с корабля на них стал уже не тот. Я это принял в учёт и осознал, что Янцзы уже не девушка и я ёе таковой уже никогда не поимею. Но, в тоже время - "жизнь невозможно повернуть назад", как правильно указывала тов. Пугачёва А.Б., поэтому приходиться брать что дают, пока и это не разобрали. Горы-скалы-берега все равно оказались красивыми, ну примерно как Изабель Аджани и Марина Влади и в 37 были красивы, хотя в 19, наверное, были еще красивше.
Подъезд к Янцзы начался с прилета в город Ухань http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1% ... 0%BD%D1%8C (Wǔhàn http://en.wikipedia.org/wiki/Wuhan ), который стоит на Янцзы, но мы отплывали не из него, т.к. трехдневные круизы отправляются выше по течению из Ичанa http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%87%D0%B0%D0%BD (Yíchāng http://en.wikipedia.org/wiki/Yichang) чтобы съэкономить день плавания.
В самом Ухане день можно провести вполне без скуки, что мы и сделали, посмотрев стандартный набор: Башню Желтого Журавля (Yellow Crane Tower http://www.google.com/search?q=yellow+c ... 80&bih=909), местный вариант шанхайского Бунда и буддистскую пагоду Guīyuán http://en.wikipedia.org/wiki/Guiyuan_Temple . Ночевали в вполне приличной гостинице Tomolo Hotel Wuzhan Branch http://www.-.com/asia/china/wuhan/t ... ranch.html за US$40 с завтраком.
Утром нас забрал из гостиницы автобус с австралийской тургруппой и довез нас за пять часов по приятной сельской местности до Ичанa, где мы и погрузились на наш славный речной лайнер Victoria Lianna. Вот примерно как он выглядел на водах Янцзы (или так ).
Сотни две пассажиров на борту состояли где-то на три четверти из организованных тургрупп из Австралии, Бразилии, США, Тайваня и Гонконга и на остальную четверть - из примкнувших к ним индивидуалов. Следует заметить, что процентов так 70 было лет за 55 и далее без остановки (что, как мне показалось, вообще типично для круизов ). Детей же - от младенцев до подростков - было только пять штук.
Каюта (они все такие на корабле, за исключением полдюжины люксов и пентхауза) была вполне на 4 балла - довольно просторная (по корабельным меркам), с санузлом не лилипутских размеров и выглядела вот так (извиняюсь за хронический бардак и запустение в кубрике):
В ней был свой двухместный балкончик, но пользовались мы им мало, т.к. с него был виден только один правый берег, а на реке интересно смотреть сразу на оба - поэтому мы это делали на самой верхней, пятой палубе.
Команда же помещалась под первой пассажирской палубой, и из их личной жизни можно было лишь углядеть небольшую площадку украшенную растениями в горшках и сушившимся бельём
Круиз включал трехразовое питание со смешанным китайско-европейским меню. Сказать о нём ничего плохого нельзя, но и хвалить тоже резона нет - гурманствовать не будешь, но и с голода пропасть не дадут. Вообще, попутно замечу, что еда оказалась главным разочарованием в Китае - она оказалось, в среднем по нашему опыту, существенно плоше китайской же еды в США, Гонконге, Макао и других странах, где её приходилось есть неоднократно и с увлечением.
Помимо любования пейзажами, внутренних поисков смысла жизни и душевной гармонии и раздумий о том куда катится мир, корабельное времяпрепровождение было занято различными лекциями (включая псевдолекции с прицелом на впарево шелков и речного жемчуга) и развлекаловом типа концерта судовой самодеятельности. Ничего из ряда вон выходящего, но почему бы и нет.
Мне понравились лекции судовых гидов типа как бы насчёт быстро научиться китайскому языку, на которые (их всего было две) стекалось человек по сорок. Понравились, правду говоря, исключительно с корыстной точки зрения - потерпев в феврале сокрушительный провал в попытке освоить китайский до уровня "дай моя кушать, а то отель не найти" (ну куда, действительно, с пятью их тонами и согласными, из которых половину даже близко воспроизвести невозможно), я всё же выглядел на общем фоне (среди слепых, одноглазый - король) вполне себе вундеркиндом и заработал ряд похвал, что до невосможности польстило моему истощавщему тщеславию.
Но больше всего мне понравились их лекции о китайских обычаях и нравах, включая счет на пальцах, о котором я ничего до того не знал ни сном ни духом (сейчас вот специально для вас, дорогие читатели, нарыл ссылочку http://en.wikipedia.org/wiki/Chinese_nu ... res#Images ) и о повседневном этикете, изучение которого я упустил перед поездкой (скажем, улыбаться постороннему неприлично, столь же неудобно смотреть пристально в глаза, но зато вполне норнмально спросить о зарплате и т.д. и т.п. - вообщем, забавно).
Круиз также дал возможность, которая начисто отсутствовала во все остальные дни, посидеть и перетереть за жизнь с двумя китайским гидами. Они довольно откровенно и критично рассказывали (после того как я выкатывал пиво) о житье-бытье как своём, так и Китая в целом (при том, что у меня нет никаких иллюзий насчет того, что у них были границы, после которых конвой откроет огонь, но эти их границы были намного более либеральными, чем при воспитавшей меня нашей СовВласти), о семье и быте, о политике партии и правительства, о королях и капусте и т.п. Поскольку меня хлебом не корми почесать зубы обо все эти сюжеты, то мы покидали бар последними. Где еще представился бы случай поговорить почти по душам с китайцем (разговор шел по-английски), пусть даже и не вполне искренним?
Круиз собственно начался до того как корабль отчалил от причала: утро первого дня было посвящено двухчасовой экскурсии на самую большую по мощности в мире ГЭС "Три Ущелья" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0% ... 1%8C%D1%8F (Three Gorges Dam http://en.wikipedia.org/wiki/Three_Gorges_Dam ), а вот картинки http://www.google.com/search?q=pictures ... 80&bih=909 ) строительство которой обошлось в 23 млрд ам.долл. Для тех, кто, вроде меня, небезразличен к экономике и энергетике, такая экскурсия будет довольно-таки интересна, но не факт, что она будет интересна для всех остальных (к примеру, моя жена не была потрясена до глубины души) из-за того, что чисто внешне эта ГЭС менее зрелищна, чем, например, Плотина Гувера в США http://www.google.com/search?q=hoover+d ... 80&bih=909 . Рассказ гэсовских гидов был компетентным в общем и в деталях; уважение вызвало и то, что они не уходили от острых вопросов о воздействии проекта на окружающаю среду и население и отвечали на них хотя и в рамках политики партии, но разумно и аргументированно. В целом прогулка на ГЭС удачно вписалась в общую картину весьма впечатляющего индустриального рывка страны за последнюю четверть века - пожалуй самый сильный позитивный момент всей нашей китайской поездки.
Мои фотки ГЭС здесь выкладывать не буду, так как они оказались ниже моего и так обычно низкого уровня.
Ближе к полудню корабль отправился вверх по течению и через несколько часов мы вошли в первое, самое восточное из трёх ущелий Xiling Gorge (西陵峡; вот здесь галерея инетская картинок http://www.google.com/search?q=xiling+g ... 80&bih=909 ). Длина его около 70 км и мы шли по нему часа 4-5 под рассказы гида по громкому вещанию о достопримечательностях по берегам.
Все это время, также как и бОльшую часть следующих двух дней, берега были в тумане, точнее не в густом тумане, а в такой матовой, полупрозрачной туманной дымке. Как я понял сейчас, просматривая инет уже дома, такой туманной дымкой Янцзы накрыта в своём среднем течении довольно часто. И хотя поначалу я возжаждал солнца и ярких пейзажей, но потом вспомнил, что такая вот туманная дымка - непремення часть многих классических китайских картин-пейзажей и проникся этим туманным очарованием.
Радовало, конечно, и то, что это был действительно туман, а не городской смог которым мы дышали предыдущие 9 дней.
Движение на Янцзы было как на городской магистрали: турсуда, большие и малые лодки и лодочки.
Мосты - большие и малые - тоже попадались по пути.
На следующий день главным событием было экскурсия на лодках типа продвинутых сампанов по притоку Янцзы - Daning river, по её трем малым ущельям . Гвоздем этой экскурсии, помимо живописных обрывистых берегов, было лицезрение "пещерных гробов" двухтысячелетней давности помещенных неведомо как в отвесных скалах (см. http://www.travelchinaguide.com/river/y ... offins.htm и http://www.panoramio.com/photo/34163343 и http://www.flickr.com/photos/ohmytrip/4454710378/ ; моя же мыльница не очень-то справилась с задачей).
В последний день круиза мы наведались в город-призрак Фэнду http://www.chinahighlights.ru/chongqing ... t-city.htm , главным впечатлением от которого было доходчивое и драматическое скульптурное разъяснение что и как будет происходить с грешниками в аду. Перспектива не вдохновляла, но поскольку выпивка на борту отпускалась неограниченно, то эти страхи были быстро забыты.
На третий день мы закончили своё плавание в городе Чунцине http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1% ... 0%B8%D0%BD , очень впечатлившим нас своим урбанизмом, градостроительством и аэропортом (впрочем, все восемь увиденных нами аэропортов были выше всяких похвал). В Чунцине мы прошлись за остаток дня по проторенным достопримечательностям и улетели в Гуилин.
Прощай, Янцзы!
В заключение, вот 15-минутное http://www.youtube.com/watch?v=DBcUZ2ce ... ure=fvwrel и 5-минутное http://www.youtube.com/watch?v=NENhsGf0 ... re=related
видео (не мои) о примерно таком же круизе.
Выводы и рекомендации. Если у Вас много времени в Китае, Вы не слишком стеснены в средствах и у Вас нет аллергии на речные плавания, то вклинить такой 3-дневный круиз где-то посередке Вашего путешествия по Китаю - вариант, который вполне можно принять к рассмотрению.
Если же каждый день в Китае наперечёт, то, наверно, тратить 3 дня на Янцзы нет смысла, а лучше проплыть где-то часов 5 по реке Ли от Гуилина до Яншоу. Мы это тоже сделали, и я об этом, может, попозже напишу, а пока вот видео с ютюба (опять же, не моё) о такой речной прогулке http://www.youtube.com/watch?v=TZEtpP2i ... re=related и http://www.youtube.com/watch?v=ByTPj0YN ... re=related
Бесплатный ценный подарок. .В качестве бесплатного тематического музыкального приложения - песня Б. Гребенщикова "Туман над Янцзы" http://www.youtube.com/watch?v=uY2XFsIO ... re=related