Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: vinphis и гости: 0
Находится километрах в 120-и от Мурманска, добрая половина которых проходит по довольно приличной асфальтированной дороге.
Некогда большой поселок раскинулся в месте впадения реки Териберки в Баренцево море.
Отлив. Вода, отступая, рисует на песке диковинные узоры.
Главная достопримечательность поселка – кладбище кораблей. По лопарским традициям старую лодку не выбрасывали. Она оставалась «членом семьи», доживая свой век на берегу, рядом с жилищем. В ней играли дети, попутно обучаясь рыбацким премудростям – бросать сети, вынимать рыбу… Связано ли как-то это кладбище с той традицией? Вряд ли…
Затем дорога уводит нас на мыс Батарейный.
Грозные орудия не выдержали схватки со временем. В боевых действиях им поучаствовать не довелось. Все равно – восхищение и гордость вызывает сила и мужество тех, кто эти пушки устанавливал – понятно, что доставить орудия можно было только морем. Но какими усилиями их поднимали на скалы?
Броня растрескалась, металл изъеден ржавчиной. Да что металл – камни склажены отполированы здешним суровым климатом.
Но нам везет. Тепло. Ветер сильный, но не пронизывающий. Жмурясь от солнечных отблесков, можно долго сидеть на камне, вглядываясь в море – там иногда мелькают резвящиеся дельфины.
Я очень жалею, что не запланировал тут ночевку – часть снаряжения осталась в гостинице. Придется возвращаться...
Поселок Териберка состоит из двух: Старая Териберка, и Новая. Она же – село «Лодейное».
Изначально мы расчитывали потратить на визит в Териберку половину дня. Вдруг оказалось, что уже поздний вечер. Хорошо, что солнце практически не заходит за горизонт.
«Мальчик и девочка».
А температура, тем временем, падает до +3 градусов Цельсия. В низинах появляется туман.
Вечером мы собирались встретиться с друзьями на мотофестивале в Мурманске. Сейчас там идет концерт. На сцене – «Пикник»
Подъехать ближе невозможно – улицы перекрыты милицией. А идти – сил уже нет. Возвращаемся в гостиницу. Попивая пиво на балконе, наблюдаем, как ползет туман.
И нам пора в бой. Точнее – в краеведческий музей. Посмотреть то, до чего не удалось добраться. Или добраться удалось, а вот найти подобный экземпляр… Оленицкие рогульки. Аметисты-флюориты
Медведи с россомахами.
Канозерские петроглифы.
Воспоминание о лучших годах Териберки.
Да поеденный молью Владимир Ильич.
Красивый город, отличная погода. Сделаем-ка еще кружок по центру.
Заедем на подворье Трифоно-Печенгского мужского монастыря.
И попрощаемся с городом.
Отправимся по местам сражений. Долина смерти. Она же – Долина Славы…
Здесь советские войска вели неравный бой с дивизией горных егерей «Эдельвейс».
И остановили элитные войска фашистов войска на подступах к Мурманску.
Цифры потерь – чудовищные. Еще больше ужасает соотношение. На одного убитого фашиста – 10 наших…
На том берегу реки Западная Лица – окопы и пещера, сделанные с немецкой педантичностью.
Даже имея точные координаты, отыскать пещеру непросто. Спасибо встреченным грибникам – показали верный путь.
Часть пещеры подтоплена.
Вид с немецкой позиции на неприступный берег.
Затем мы в очередной раз сворачиваем с асфальта. Дорога на полуостров Средний и Рыбачий извивается вдоль реки Титовки. Когда-то поморы занимались китовым промыслом. В устье реки из-за большого перепада отлива и прилива застревали киты. Огромные туши поморы использовали для получения сала. А река называлась «Китовка».
По течению реки – несколько водопадов. На одном из них – руины немецкой мельницы.
Немного поплутав по окрестным тропинкам, находим свой маленький водопадик у чистейшего ручья. Ужинаем под шум воды. И долго сидим у догорающего костра.
Чтобы попасть на полуостров, надо преодолеть перевал на хребте Муста-Тунтури. Сейчас здесь проложена хорошая дорога. Раньше же Черные тундры покорялись с боем.
Первую тропу натоптали монахи Печенгского монастыря. В сороковых годах военные взорвали скалы, проторив путь тяжелой гусеничной технике. Но колесный транспорт часто попадал срывался со скал. Гибли люди…
Само-собой родилась традиция – перед штурмом перевала машины тормозили у ручья, от которого начинался подъем, а члены экипажа опрокидывали по рюмочке за счастливое преодоление перевала. Ручей носит название «Пьяный». Традиция жива и по сей день.
В годы войны перевал заняли горные егеря. Не представляю, какими усилиями их оттуда выбили. Столько лет прошло, но везде – следы тех сражений…
Очень медленно природа залечивает раны.
У памятника героям Рыбачьего – сразу за перевалом, мы знакомимся с двумя рыбаками. Они, похоже, выпили не только по одной стопочке у Пьяного ручья. Но и всю дорогу догонялись. Мужики попросили сфотографировать их на фоне монумента, и вызвались сопровождать нас до музея. Их подготовленный джип, плавно качаясь на больших колесах, легко преодолевал все неровности дороги вдоль западного берега п-ва Средний. И легко, подняв большую волну, форсировал глубокую лужу. Размером с небольшое море. Посмотрев на глубину погружения их вездехода, я притормозил, чтобы поставить шноркель. Ребята остановились на том берегу. Спросили: -Нужна ли помощь? -Справимся! - ответили мы, и рыбаки уехали. Через какое-то время мы увидели их снова. Преодолев водную преграду, мы неспешно двигались вперед. А навстречу выскочила знакомая машина. -Мы стали беспокоится, не застряли ли вы – заявили мужики. -Спасибо, все в порядке! -Но теперь-то мы мы вас не оставим – сказали ребята, проводили нас до поворота на музей, и умчались.
Юрий Александрович – хранитель музея, куда-то отлучился. Пока его нет, мы, познакомившись с козами-утками, уходим к озеру.
А потом поднимаемся на сопку – к часовенке и мемориалу.
Вскоре хозяин отворяет дверь музея.
В маленьком домике собрана огромная история непримирых сражений… Напоследок получаем наставления и указания в дорогу. У ног – позвонок кита.
Ну что ж. В путь!
Поначалу такие лужи пугают. Пару раз прохожу пешком – промерить глубину, посмотреть, нет ли больших камней. Потом надоедает – воды много, двигаемся потихоньку, но без каких-либо проблем. Выходя из машины лишь затем, чтобы полюбоваться водопадиком.
Или посчитать звездочки на героическом орудии.
Местами колея проваливается в мягкий грунт – тонкий растительный покров не в состоянии удержать тяжелую технику рыбаков и туристов.
То выходит на каменистые плато.
Повсюду встречаются следы деятельности человека.
Но куда приятнее любоваться тем, что создано природой.
Форсировав глубокий и узкий ручей – на съезде машина бампером уперлась в противоположный берег, и преодолев топкое страшное болото, наткнулись на знакомый автомобиль с рыбаками. Пасажир сумел выйти, и прилечь на травку, водитель уснул прямо за рулем. Что их остановило? Алкоголь, или то, что дорога через пятьсот метров закончилась? Слева обрыв, справа скалы, впереди непролазный стланик. Результатом поиска тропы через переплетение кустов были ободранные руки и четкое понимание того, что проити тут может только гусеничная техника. И судя по всему – не так давно проходила. Так, что не обманул нас Юрий Александрович, наказав ехать по нижней дороге. Только вот не учел наших возможностей… Пришлось возвращаться. На всякий случай написали записку рыбакам, что дальше пути нет. Страшными танковыми колеями срезали путь до верхней дороги, и выехали к северной оконечноси Среднего. Заброшенная РЛС.
А «Двух братьев» найти не удалось. Они где-то рядом. Рельеф и структура породы очень похожи на то, что я видел на картинках. И карты, и навигационные приборы говорят о том, что мы близко. Но с высокого берега не большой угол обзора на местность внизу, а спустившись вниз – выгнутая линия берега мешает заглянуть за край.
Зато нашли идеальное место для купания и ночлега. Оставим «Братьев» на завтра.
Утро встречает нас индейским профилем. То-ли это Леонид Ильич?
А вот и «Братаны». До них и вправду было рукой подать.
Продолжаем путь вокруг Среднего. «Черепаха»
Река «Выкат» легко преодолевается выше по течению. Об этом тоже поведал Юрий Александрович, украсив рассказ затонувшим по крышу латвийским джипом, который двигался понизу. Брошенная военная база в устье «Выката»
Мелководье между Средним и Рыбачьим.
Перебравшись на Рыбачий, сразу же встречаем земляка на мотоцикле. Я притормаживаю, он тоже. Оказывается, мы как-то вместе были на гонке. Сергей рассказывает о своем путешествии, говорит, что только что видел касатку. Вода такого фантастического цвета, что глаз не оторвать...
Прощаемся, и двигаемся вперед, высматривая касатку, и с удовольствием разглядывая тот берег – места, где мы недавно проезжали.
Часть пути, как водится, проходит по линии отлива.
Движение оживленное – в одном направлении с нами двигаются ребята из родного СПб, навстречу – более подготовленные местные жители.
За горой - край земли.
Местами напоминающий свалку.
Стрельбище.
Мыс Немецкий.
На краю земли ощутимо дует ветер. Импровизированная ветрозащита для костра.
Со скалы чистейшая вода просматривается на большую глубину. Среди водорослей – огромное количество рыбы. Забрасываем удочки, но ни на хлеб, ни на сыр никто не ловится. Надя ставит эксперимент с кусочком сырой курицы – и вытягивает сайру.
Со стороны моря на полуостров открываются другие виды.
Чуть вглубь острова полным-полно железных скелетов. Мотоцикл удивленно смотрит в небо.
Прицепы задрали носы.
У самоходок глазки с ресничками.
Метеостанция.
Неведомая птица.
Обглоданный олень.
Заброшенный гарнизон Скорбеевка.
Суровый быт.
Здесь мы опять встречаем земляков на ТЛК. Они в самом начале путешествия, мы охотно рассказываем про Хибины и Ловозерские тундры, куда ребятам предстоит поехать. Саша пытается скачать наш GPS-трек через тайгу, но тут из нашего навигатора каким-то образом исчезает карта «Дороги России». Через пару часов Саша ее доблестно восстанавливает. И мы дружно отправляемся к берегу, искать место для ночлега.
Костя, браво! Отчет- супер, прочитал за сегодня уже раза три. Очень интересно и легко написано, фото- отличные!!! По количеству и степени сохранности старой техники чем то напоминает Голаны. Надо искать рейс в те места, очень заинтересовал)) Спасибо
waskinkot писал(а) 16 июн 2012, 18:42:Костя, браво! Отчет- супер, прочитал за сегодня уже раза три. Очень интересно и легко написано, фото- отличные!!! По количеству и степени сохранности старой техники чем то напоминает Голаны. Надо искать рейс в те места, очень заинтересовал)) Спасибо
Cпасибо, Дима! Оценил мою любовь к сталкеровским местам и ржавым железякам=) На Голанах - другое настроение. Там - ощущение победы, тут, к сожалению - поражения... Но при возможности обязательно выберись на Кольский, я уверен, что тебе понравится!
Вода в Баренцовом море чиста и прозрачна. Весь мусор выбросило на берег.
Умывшись и искупавшись, легче принять трудное решение - мы возвращаемся на материк… А ребята поедут дальше. Увидят бухту Зубовскую. Может быть найдут неолитические наскальные рисунки. Поднимутся на гору Переметную. Составляя маршрут, я рассчитывал, что если вдруг на Кольском станет скучно, то можно поехать в Норвегию – сравнить житье-бытье по обе стороны границы. Хотя, как говорил наш друг Николай, инструктировавший нас перед поездкой – он бывал на Кольском, и имеет дом в Норвегии: «Все то же самое, только клозеты почище, и улыбок побольше.»
В результате времени не хватает даже на Кольский.
Покидаем гостеприимную губу Скорбеевскую. Путь снова проходит через заброшенный гарнизон.
«Средняя дорога» в прекрасном состоянии. Отдельные участки по качеству могут соперничать с автострадой.
Мы с невероятной скоростью проносимся по Рыбачьему.
Такая же шикарная трасса идет вдоль восточного берега Среднего. Затем сворачиваем на старую немецкую дорогу. Она великолепно сохранилась. Только мосты взорваны, но это особо не мешает.
Где-то здесь мы договорились встретиться с друзьями. Которые едут на мотоциклах навстречу. То-ли уже проехали... Мобильная связь отсутствует. Решаем остановиться, и подождать на возвышенности среди озер, у покрытого бурной растительностью немецкого блиндажа.
Пока готовим обед, удается отправить СМС. Но ответа нет. Юрий Александрович категорически не рекомендовал нам следовать по этой дороге до Печенги. - Там, у полигона, даже самоходки тонут! – говорил он.
Не дождавшись друзей, мы поворачиваем обратно. В сторону асфальтированной трассы. Разминувшись с ребятами буквально на час. Они без проблем преодолели водную преграду. Во время отлива воды было по щиколотку…
Около Печенги находится военный полигон. Прямо с дороги можно рассмотреть плавучие танки. Мы попали в обед. Экипажи выполняли одну из самых приятных боевых задач – прием пищи. Танки никуда не ползали, и не плавали…
В Печенге находится маленькая церквушка. На этом месте Трифон Печенгский крестил саамов, и основал монастырь. Который неоднократно подвергался нападениям, разрушался и восстанавливался, менял свое местоположение. Нынче вот перебрался в Мурманск. В Лиинахамари нас пустили с трудом. Изучив пропуска, толстый усатый военный сообщил, что наши данные совпадают, а вот одна буква в номере машины – нет. С трудом подавив желание расстрелять диверсантов на месте, он позвонил дежурному по погранзаставе. По итогам разговора офицер приказал открыть шлагбаум, обязав нас в течение пятнадцати минут явиться штаб гарнизона для выяснения обстоятельств. Сделали только одну остановку. Ну как тут проехать мимо?
Битый час я провел в прокуренной «Дежурке», ожидая аудиенции у командира, и слушая незамысловатый военный юмор, особый колорит которому придавало то, что речь на сто процентов состояла из матерных слов. Командир, напротив, оказался приятным человеком. Поздоровался за руку, предложил присесть. Извинился за ожидание, исправил пропуска, и хлопнул печать. Вкратце поведал, что затопленные шахты «ФАУ-2» мы не увидим - еще неделю назад на сопках лежал снег, а сейчас слишком много воды... Пожелал удачи, и мы с чистой совестью поехали осматривать городок.
Наскальная роспись.
Когда-то тут стояли боевые корабли. Сейчас их следы можно обнаружить лишь на судоразделочной базе.
С огромным трудом находим горно-егерскую тропу на полуостров Немецкий. Где-то там – бухта Западная – "изумительно красивый фьорд, окруженный скальными обрывами". Тропа идет по фантастически красивым места. Но двигаться по ней трудно. То осыпи, то крутые подъемы, то вдруг дорога ныряет в озеро, а выходит на берег метров через триста, после тяжелого «заплыва» по крупным камням.
На последнем километре мы решаем оставить машину. Дорога круто уходит вниз. Острые булыжники чередуются высокими ступенями. По краям – обрывки тросов и искореженные сэнд-траки. В принципе, спуститься можно. Но выбраться самостоятельно обратно – шансов нет.
В бухте – теплый белый песочек, и холодная прозрачная вода.
Искупавшись, и попрощавшись с Баренцевом морем, возращаемся наверх.
В плане был дом-музей Гагарина в Корзуново. Музей истории Печенгского района в поселке Никель. Но в 15-00 у нас назначена встреча с другом в городе Киркенес. Поэтому музеи пропустим, и сразу отправимся на Кольскую сверхглубокую скважину. Пара картинок по пути.
Подъезды к скважине перекрыты горно-обогатительным комбинатом. Типичные следы его работы - выжженная земля.
Но местные жители не оставили нас в беде – показали путь через рудники.
«Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3) — самая глубокая буровая скважина в мире. Находится в Мурманской области, в 10 километрах к западу от города Заполярного, на территории геологическогоБалтийского щита. Её глубина составляет 12 262 метра. В отличие от других сверхглубоких скважин, которые делались для добычи нефти или геологоразведки, СГ-3 была пробурена исключительно для исследования литосферы в том месте, где граница Мохоровичича подходит близко к поверхности Земли.»
Бурение остановилось в 1990 году, окончательно проект был закрыт в 2008-м. В настоящее время буровая вышка сдана на металлолом. Место, куда опускался бур закрыто небольшим люком. Трудно поверить, что у моих ног – отверстие глубиной в 1/10 диаметра Земли.
Цеха разрушены.
Лаборатории уничтожены.
"Оргтехника" поломана.
Книги никому не нужны.
Коллекция кернов брошена.
Представляет интерес лишь металл – бригада рабочих, оборудовав бытовку,
режет металл автогеном…
Мы обошли лишь часть помещений. Время пролетело как миг. Уже три часа дня!
Сотовая связь здесь отсутствует, поэтому сообщить ожидающему нас в Норвегии товарищу, что мы задерживаемся, возможности нет. Пробежавшись по гулким коридорам, мы прыгаем в машину, и мчимся к границе…
Дорога идет прямо по краю России. За забором – другая страна.
Нарядная, приветливая, ухоженная. Но после Кольского там скучновато…
Спасибо за отчет - как снова дома побывал ... Мурманск, Кандалакша, Кировск, Апатиты, в Печенге в армии служил, Териберка .... Столько всего за юность исхожено ... Но очень, очень грустно, - путешествие по стране "иванов, не помнящих родства своего".
стоит у кпп воинской части, над которой возвышается сопка. Ее видно за казармами и клубом Так вот, сопка это явно не простая, поскольку в нее уходят три (как минимум) тоннеля, в одном из которых проложена узкоколейка. Входы в сопку через тоннели завалены не до потолка (может, взорваны), но если поджечь бумажку, то тяга сумасшедшая (пламя почти срывает). Значит, есть где-то и вытяжка. Интересно, что там внутри горы? вот вид из гугла
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Спасибо большущее за комментарии. Тема Кольского очень волнительна для меня. Этим летом многие друзья отправились в те края. Некоторые - не в первый раз. Даже общаясь с людьми, далекими от туризма, иногда, вдруг с удивлением слышишь магические слова: Сейдозеро, Хибины, Териберка... И каждый раз накатывает волна пронзительных картинок, звуков, запахов, и хочется небедленно туда вернуться...
Невская писал(а) 24 июл 2012, 11:43:Потрясена и очарована. Фотографии великолепные. У вас замечательный талант даже уродливое показать удивительным. Спасибо за отчет!:)
Там нет уродливого. Там все - удивительное!=)
slon1928 писал(а) 25 июл 2012, 16:50:Интересно, что там внутри горы? вот вид из гугла
Даже страшно подумать! Вас еще не арестовали?=))) Если узнаете - поделитесь, пожалуйста! Очень интересно. Эх, теперь еще больше хочется опять на Кольский...
Отчет просто потрясающий!! Не зря готовили его несколько месяцев, получилось очень подробно и познавательно! Была мысль посетить эти места, но не было конкретного маршрута. Благодаря вам всё встало на свои места, будем готовится к путешествию! Спасибо
В продолжение темы - документальный фильм о жизни и смерти Кольской сверхглубокой: _http://video.tvc.ru/Video/Watch/DokumentalnyeFilmy/Kolskaya-Sverkhglubokaya-Doroga-V-Ad-Spetsialnyy-Reportazh/11107d72-1034-4ad9-a27a-35da19b9fb17
vagabondit писал(а) 03 дек 2012, 20:49:Потрясающий отчет прямо смесь лирики и сталкера! Спасибо!
Особенно лестно слышать такие слова от интересного человека и великолепного рассказчика!=) Сюжет наших таежных приключений чем-то напоминает Ваше повествование Аристократка. Но только сюжет=) По мастерству передачи ситуации Вам нет равных! Спасибо!