Сидим мы в кафешке, потягиваем винцо, болтаем за жизнь. Я рассказываю, как классно будет в Лиссабоне в январе, тепло, светло, интересно. А недалеко от Лиссабона еще и Севилья имеется, туда можно заглянуть на денек. А там солнце, апельсины, хамон и Алькасар, м-мм, мечта!
- Хамон? – задумчиво переспросила Майя. – Апельсины, говоришь? Может, нам с вами поехать?
- А что? Good idea, т.е. мы очень рады, супер-мысль, и надо это дело обмыть.
Обмыли, конечно.. Я и забыла, что мы решили ехать вместе. Часто же так бывает.. Под винцо строятся наполеоновские планы, которые благополучно забываются на следующее утро.
Но, как ни странно, «хорошая идея» трансформировалась-таки в совместную поездку вчетвером. Майя быстренько купила билеты на те же рейсы туда-обратно, а дальше дело техники – разработать маршрут, заказать гостиницы и авто.
Итак, участники: Майя Palma с мужем Алексеем и я с мужем Александром.
Маршрут следующий:
1 день. Прилет в Лиссабон. Переезд в Эвору. Ночевка.
2 день. Эвора - Монсараш - городок Хабуго и хамон - Арасена и пещеры - Севилья. Ночевка.
3 день.
Севилья. Прогулка по городу, Собор, Сады Мурильо, парк Марии Луисы.
Площадь Испании
Вечерняя прогулка по Севилье: музыканты, Золотая башня, фламенко
Рассказ о хересе мансанилья
4 день. Севилья (Алькасар)- Лагуш) - Лиссабон. Ночевка.
5-7 день. Лиссабон. Вылет в Москву.
Дворец маркизов Фронтейра.
Музей Калуста Гульбенкяна.
По секрету скажу, чем ближе подходило время отлета, тем больше я нервничала на тему нашего совместного предприятия. Надо сказать, что мы с Сашей никогда не путешествовали с попутчиками, и как черт ладана, боимся любых коллективных туров, памятуя о прошлых выездах за рубеж в составе организованных туристических групп. Как же здесь все пойдет? Одно дело мило беседовать в он-лайне, изредка встречаться за рюмочкой горячительного, другое дело – провести неделю в тесном кругу, хоть и единомышленников, но все-таки людей практически незнакомых друг другу. Я вспоминала страшные истории, рассказанные людьми про попутчиков, испорченные поездки и отпуска, конфликты и выяснения отношения между самыми близкими друзьями и заранее настраивала себя на возможные проблемы.
Но … билеты куплены, маршрут разработан, гостиницы забронированы, причем, практически одни и те же в каждом городе (да-да, никуда нам друг от друга не деться, если что..будем на завтраках все равно встречаться), машина заказана.
С машиной вообще целая история получилась. Звонит Майя и спрашивает, какие у нас предпочтения по выбору авто? Да простые:
1. Размер, чтобы не очень маленькая, но и не огромная, т.к. улочки в Португалии-Испании узкие, сложно будет ездить и парковаться (забегая вперед скажу, что так оно и есть)
2. Цена. Чем дешевле, тем лучше.
- ОК, поняла. Ищем.
Нашли, конечно. Я, когда нашу машинку увидела, чуть дар речи не потеряла. Шкода Октавия, огромный черный универсал. Ехать по трассе, конечно, неплохо. В салоне свободно. Но вот в городках старинных как развернуться и проехать?
А пока мы мечтаем о будущих чудесных, изумительных и интереснейших зимних каникулах:
4 января наступило неожиданно быстро. Мы радостно обнялись при встрече, загрузились в самолет и с пересадкой в Брюсселе благополучно долетели до Лиссабона. А в Лиссабоне солнце. Нет, не так. В Лиссабоне СОЛНЦЕ!!!! Боже мой, мы солнца не видели уже месяца полтора. Какой прекрасный январь в Португалии!
А я говорила, что это самая теплая европейская страна наравне с Испанией в зимний период, молодец Наташа!
Получили багаж и оформили машину.
Немного конкретной информации.
Рент-компания Europcar
1. Заранее в контору не сообщали о намерении ехать на территорию Испании. На месте расспрашивали о платных дорогах и сообщили, что собираемся в Севилью. Никакого интереса эта информация у прокатчиков не вызвала.
2. Блокировка суммы на карте 500 евро при оплате нами полной страховки.
3. Приборчик для фиксации проезда по платным дорогам стоит 2 евро в сутки. Оплата проезда снимается с карточки через пару недель после сдачи машины.
4. Общая стоимость проката Шкоды Октавии с автоматом, с полной страховкой и арендой приборчика за 4 дня составила 190 евро.
Итак, мы едем до Эворы. Там сегодня запланирована первая ночевка.
На выезде из Лиссабона проскакиваем мост Вашку да Гама. Красавец, конечно!
Дорога чудесная, ровный асфальт, шикарные идиллические виды!
Гнездо аистов. Облюбовали они мачты электропередач для своих домов. Отсюда детей приносят?
Занятные дорожные знаки. Обозначает правильную дистанцию между автомобилями.
Майка, увидев эти деревья вдоль дороги, в восторге кричала:
- Саванна, смотрите, это просто африканская саванна! Немедленно остановите машину, я хочу снять эти деревья, я хочу снять эти тени.
Но машина мчалась вперед, на наши мольбы об остановке (даже на "пописать в кустики") мужики не реагировали.
Не доезжая 12 км до Эворы свернули к одной из самых известных достопримечательностей региона Алентежу – мегалитам.
Дорога ведет через рощи пробковых дубов. Мы с Майей (дикие люди) сначала даже не поняли, что это за странные деревья. Нам показалось, что стволы снизу выкрашены суриком, как в России красят деревья белилами против болезней. Нормально, а что, бывает, кто-то белилами, кто суриком. Лешка услышал наше восхищение ярким суриком, обернулся и поправил.
- Эх вы, грамотеи. Это же пробковые деревья.
Остановили машину, к счастью для нас. И мы побежали рассматривать да фотографировать диковинные дубы.
Оригинально так.
Заинтересовались мы выращиванием и производством пробки. Если вы про это читали, то текст смело пропускайте.
Пробковое дерево настоящее (Quercus suber) выращивается в Испании, Португалии, Алжире, Марокко, Франции, Италии и Тунисе. На эти страны приходится около 25 тысяч квадратных километров лесопосадок пробкового дерева.
Высота пробкового дерева достигает 20 м, диаметр 1 м, а возраст дерева может достичь 250-300 лет. Малочисленно обитает в Крыму и на Кавказе.
Промышленное значение пробкового материала огромно. Кора дерева не тонет в воде не поддерживает горение, не впитывает запахов.
Материалы из пробки обладают великолепными качествами: экологичностью, прочностью, эластичностью, упругостью. Применяется как изолятор тепла, звука и как электроизолятор.
Такие уникальные свойства пробковой коры дерева объясняются ее строением.
Структура пробки напоминает соты из 14-гранных крошечных ячеек. Стенки ячеек имеют много слоев, состоящих из лигина и целлюлозы. Ячейки заполнены газообразным веществом. Благодаря всему этому пробка легко восстанавливает деформации даже после длительного воздействия давлением. А клеточный сок суберин делает пробку не только непроницаемой для жидкостей и газов, но и нерастворимой в воде и спирте.
Получение пробкового материала не приносит вреда дереву: пробковый дуб имеет уникальную двухслойную кору, и отслуживший внешний слой периодически отстает от дерева. Впервые снимают кору, когда дерево достигнет 15-20-летнего возраста, при этом получают первичную пробку - "фальку", качество которой невысоко. Она идет на изготовление агломерата – плит из пробковой крошки. Но уже в следующий раз на дереве образуется высококачественная вторичная пробка, которую можно снимать каждые 9-12 лет вплоть до достижения деревом 200-летнего возраста. Наиболее качественной считается пробка, снятая со 150-летнего дерева. Эту операцию проделывают вручную квалифицированные специалисты, и только летом, когда кора отстает от ствола и снимается без усилий. (с)
А еще из коры пробковых деревьях вырезают прямо на них разные диковинные фигуры.
Плантации огорожены проволокой. Частные владения.
Но вернемся к нашим мегалитам, из-за чего мы собственно сюда и завернули по такой вот красивейшей дороге.
Мегалитическая архитектура представляет собой фактически первый опыт человечества по целенаправленному и масштабному строительству значительных культовых сооружений.
Мегалит в переводе с греческого означает «большой камень» и это название, введённое в научный оборот в середине позапрошлого столетия, точно отражает характер этой архитектуры – это сооружения из больших каменных блоков, созданные без применения связывающего раствора.
В Европе существует значительно многообразие мегалитических сооружений, среди которых и менгиры (одиночные камни), и кромлехи (комплексы менгиров, обычно составляющих круг), и дольмены (сооружении камерного типа как минимум из трёх камней), и коридорные гробницы, и так далее
Высокие фаллической формы менгиры вызывают предположение об их связи с культом плодородия, а кромлехи — группы менгиров, расставленных в определенном порядке, — имеют религиозное предназначение. Всего вокруг Эворы — 150 мегалитов.
Приехали мы к кромлеху Алмендриш, состоящему из 95 камней (считают, что это был храм, посвященный культу солнца). Этот кромлех является самым большим на Пиренейском полуострове, камни образуют два эллиптических массива, а неподалеку можно видеть внушительный по размерам одинокий, расположенный посреди оливковой рощи менгир — 2,5 метра высоты.
Мегалитические памятники Алентежу относятся к 4000—2000 годам до н.э.
Приехали мы к камням. Ходим, смотрим. Мало, что понимаем, если честно.
Но прикольно.
А самое главное, настроение у нас во! Тепло, солнышко проглядывает сквозь ветви, красиво так, что аж петь хочется.
Петь мы не стали, но перекусить перекусили. Очень кстати оказался сыр мимолет, купленный в фирменном сырном магазинчие Брюсселя. Ножей не оказалось, пришлось кусать. Мимолет твердый, как камень. Им можно убить. Кусали с риском для зубов. Но так хотелось есть!
Расскажу и об этом изумительном сыре, хоть и не в тему. Не могу промолчать, уж извините.
Отсюда инфо http://www.cheese.hobby.ru/mim.htm:
«В России все знают сыр эдам, который продают везде. А кто знает мимолет? Тем не менее, эдам и мимолет - настоящие братья.
На севере Франции мимолет, который еще называют "Лилльский шар" (boule de Lille) очень любят. Говорят даже, что это был любимый сыр Шарля де Голля, который был родом из Лилля.
Мимолет, как и эдам, представляет собой круглый шар с сероватой корочкой и мякотью с красноватым оттенком. Шар мимолет, обычно больше и весит 3-4 кг. Созревание мимолет длится до двух лет. Правда, сыр может быть готов уже через 8 месяцев.
Для того, чтобы проверить готовность сыра, используют специальный деревяный молоток. Постукивая молотком по шару, опытный сыродел может не только определить готовность сыра, но и оценить его качество.
В течение всего срока созревания над сыром трудится еще один волшебник - микроскопический клещик Acarus siro, которого специально селят на корке сыра. Клещик прогрызает в корке мельчайшие ходы, благодаря которым сыр "дышит". В компании с ним часто работают микроскопические червячки-нематоды. Чтобы клещик не застаивался в одном месте, а работал по всей поверхности сыра, шар периодически трут щеткой и переворачивают. Если речь идет о сыре, предназначенном для потребления "молодым", этот процесс длится 2 месяца, а для того, чтобы получился самый дорогой "vielle extra", такую операцию следует проводить в течение полутора лет.»
Вот этот редкий сыр мы и кусали, нисколько не побоясь клещиков и червячков. Вкусный, аж дрожь берет.
Солнце садится, тени становятся все длиннее.
Пора в Эвору. Доехали стремительно, через десять минут мы уже подъезжали к старинному акведуку Агуа-ди-Прата (Água de Prata Aqueduct). Для Эворы акведук, решающий проблемы с водоснабжением города в засушливой провинции Алентежу, стал одной из «визитных карточек» города. Акведук Агуа-ди-Прата в переводе означает «Серебряная вода» и считается самым большим средневековым акведуком в Португалии.
Сооружение акведука было начато в 1531 по приказу короля Жуана III Благочестивого. На роль архитектора акведука Агуа-ди-Прата был избран военный архитектор Франсишку ди Арруда, прославившийся сооружением башни Белен, защищающей Лиссабон с моря. В качестве источника чистой питьевой воды использовали озеро Барражем-ду-Дивор, которое находится к северу; именно из этого озера поступает вода в акведук. Конструкция длиной в 9 км была сооружена относительно быстро для XVI века — всего за шесть лет.
Начальный участок акведука представляет собой обычный канал, однако последние несколько километров акведук возвышается над равниной. Именно к возведению массивных арок, высота самой большой из который составляет 26 метров, и были приложены главные усилия строителей; под одной из арок проходит дорога, ведущая в Эвору. Жители средневековой Эворы использовали каждый метр свободного пространства внутри городских стен; поэтому под пролётами акведука в городской черте появились жилые дома, люди в которых проживают и по сей день.
В португальско-испанских войнах XVII века акведук Агуа-ди-Прата был сильно поврежден, а впоследствии отреставрирован. Сегодня этот величественный памятник архитектуры однозначно стоит внимания туриста: подобные сооружения можно увидеть, например, в Англии, но английские акведуки относятся к гораздо более позднему времени. История создания акведука Агуа-ди-Прата увековечена португальским поэтом Луисом де Камоэнсем в поэме «Лузиада».
Посмотрели акведук и поехали в исторический центр. Крутились-вертелись по городу в поисках парковки. Нам обязательно надо было успеть к храму Дианы, чтобы сфотографировать его в лучах закатного солнца. Мы не успевали совсем чуть-чуть. Солнце стремительно падало вниз, а мы ездили в машине. В итоге мальчики высадили нас на площади, отправив к храму, а сами уехали на поиски парковки.
Идти Лешка приказал в сторону Кафедрального собора Эворы,
но мы почему-то свернули на одну из боковых улиц.
Чем-то она мне напомнила Обидуш, наверно такими же круглыми окошками-иллюминаторами в стенах домов.
Улочки узкие, как всегда в старинных средневековых городках. Машины с трудом разъезжаются.
Как там наши мальчики справляются? Идем переживаем, что потерялись. Храма Дианы не видно что-то. Пришлось спрашивать у первых встречных, которые тоже оказались туристами. Пару раз свернув в тупики, поднявшись по ступенькам, мы вдруг увидели наших мужей. Вот это было чудо! Мы уж и не чаяли с ними быстро найтись в вечернем городе, т.к. наши телефоны благополучно остались в машине.
А вот и Римский храм.
Площадь, на которой он стоит, достаточно уютна и компактна.
В общем, ничего особенного, если не знать, что этот Templo romano de Évora является единственным римским храмом в Португалии, достаточно хорошо сохранившимся. Считается, что воздвигнут храм был в первом столетии до н. э. во время правления императора Октавиана Августа. В целости Римский храм простоял около четырёхсот лет, пока не был в значительной мере разрушен вторгнувшимися на Пиренейский полуостров германскими племенами. В связи с распространением христианства храм был окончательно заброшен.
В Средние века храм оказался встроен в систему городских укреплений. А с XV века по 1836 год Римский храм использовался как мясная лавка; по-видимому, это и спасло его от окончательного разрушения. В 1840 году здесь впервые были проведены раскопки, а в 1872 году было принято решение об удалении средневековых надстроек и восстановлении первоначального вида античного святилища. В настоящее время Римский храм представляет собой прямоугольный цоколь длиной 24,6, шириной 14,9 м и высотой 3,5 м. Сохранилось 14 колонн с коринфскими капителями.
Здесь же смотровая площадка с памятником менгирам.
Солнце практически село. Но мы успели! Кстати, в этой поездке мы так и будем везде успевать, буквально на грани, всегда чуть-чуть, но успевать! Настоящая погоня за впечатлениями, за удачным светом, за сыром, да много, за чем еще.
Май, ты что фотографируешь?
Кстати, на этой площади находится поусада, отель в старинном здании. А рядом Кафедральный собор.
Сюда мы придем завтра.
А пока запечатлеваем ночную Эвору.
Очень симпатичный город! Не знаю, почему он так многим не нравится?
А вот и наш отель. Зимой он практически пуст, поэтому те два парковочных места, которые у него имеются, свободны. Припарковались мастерски, в двух см от стены.
А как заезжали! Ужас! Поворачивали в этот проулок,
маневрируя несколько раз вперед-назад, вправо-влево, колеса туда-сюда. Лешка руководил, бегал, вымерял сантиметры между стенами и машиной. Большевата оказалась.