Осень 2013 года мы решили провести в Испании. По имеющимся еще с лета визам оставалось 75 дней пребывания в шенгене. Временем мы располагали, поэтому ехать решили на машине - новый для нас формат путешествия (раньше путешествовали только на арендованных машинах в Испании, Франции и Италии).
Нас четверо - я, мой муж и двое сыновей - 4 года и 4 месяца (на момент отъезда). Водитель один, мой муж. Я - организатор всего (разработка маршрута, бронирование отелей, изучение достопримечательностей по пути следования) и штурман.
Машина WV Tiguan. Багажник был загружен под завязку, хотя вещей было вроде не много. Но и багажник не слишком большой, плюс детская коляска занимает очень много места. Кроме коляски из багажника время от времени при открывании пытался вывалиться самокат, но это была именно та вещь, которая оказалась просто необходима в таком путешествии нашему старшему ребенку. Перед обратной дорогой с учетом предстоящего шопинга в Италии вещи были разложены во все возможные свободные пространства автомобиля – под передние сидения, в запасное колесо и другие ниши.
Несколько слов об организации вещей. У нас был очень большой чемодан, который в пути не доставался из машины. Вещи, которые не были нужны в пути, лежали ближе к дну. То, что может понадобиться – наверху. Так же был совсем маленький чемодан, который брался в отели. Часть вещей в нем жила постоянно (косметика, зубные щетки, детское одеяло и полотенце), часть сменялась по мере носки и загрязнения (одежда как раз таки кочевала из большого чемодана в маленький, а потом обратно в большой уже в пакете). В салоне еще была сумка со съестными припасами, салфетками и другими мелочами, необходимыми непосредственно в пути. Она всю дорогу так и ехала на одном месте и пополнялась при необходимости. В ней так же был пакет с едой и принадлежностями, типа термоса, который забирался в отель на ночь.
Размещались в машине следующим образом – старший ребенок в своем автокресле на переднем сидении, я с мелким (соответственно, тоже в кресле) на заднем. На просторах интернета встречается мнение, что во Франции перевозка детей до 12 лет на переднем сидении запрещена. Мы явного запрета с указанием на первоисточник все же не нашли, поэтому решили до первого замечания полиции ехать, как едем. С полицией во Франции общались только на обратном пути, по поводу ребенка на переднем сидении нам ничего не сказали, хотя полицейский беседовал с нами минут 5, наверное, и рассмотрел всех сидящих в машине.
В качестве навигатора использовался ТомТом на двух устройствах. ТомТом Западная Европа использовался нами и раньше, всегда нравился. В этот раз тоже не подвел, в частности очень удачно по нему выехали из пробки на автобане в Германии и объехали ее по деревням. Перед поездкой докупили еще ТомТом Восточная Европа. Что сказать… По Беларуси он абсолютно бесполезен, по Польше вроде нормально… Хотя иной раз выдавал разные маршруты на разных устройствах…
Еще при подготовке к поездке возникла некоторая проблема с резиной. Мы уезжали еще практически в летний сезон и в не слишком холодную страну, а возвращение планировалось зимой. В Москве зимой ездим на шипах, поэтому на имеющейся зимней резине ехать не могли. Рисковать и ехать на летней тоже не хотелось. Поэтому перед поездкой купили нешипованную зимнюю резину б/у. Надо сказать, что на всем обратном пути от Сантандера до Москвы снега не было. Правда, разок по снежной дороге поездили будучи в Испании, в горах.
Наличие детей отмечаю особо, т.к. это все же накладывает ряд ограничений на поездку - мы старались избегать длительных перегонов, отели бронировали заранее, т.к. не везде можно найти трехместный номер, да еще и с детской кроваткой. Поэтому отелям в отчете тоже уделю внимание, вдруг кому пригодится… Отели бронировали в основном через букинг.ком, но не всегда. Например, в Германии оказалось, что через родные сайты бронировать дешевле, на 15-20 евро. Правда, в одном из отелей попросили прислать по е-мейлу данные кредитной карты, пришлось рискнуть. А уже на обратном пути в Кадакесе большинство отелей были просто закрыты, поэтому там мы снимали частные апартаменты. Так же оказалось, что даже если в описании отеля указано, что детских кроваток нет или ничего о них не говорится, то они там вполне могут быть - если отель очень нравится, то нужно писать запрос с указанием необходимых девайсов, очень вероятно, что они там окажутся. А еще, даже если в описании указано наличие кроватки, и при бронировании пишешь о ее необходимости, лучше перед прибытием напомнить о себе письмом еще раз. У нас за время путешествия не один раз случалось, что кроватку в номер поставить забывали. Также мы всегда имели с собой для мелкого простынку, плед и полотенце, т.к. опять же, не всегда это было в отеле.
Итак, нашей целью в Испании был Сантандер, где мы собирались провести 8 недель. На дорогу туда мы потратили неделю. Здесь была задача, скорее доехать до места назначения, чем именно попутешествовать. Но раз мы пытались обойтись без больших перегонов, то и на достопримечательности время вроде должно было оставаться. Я написала “должно было оставаться”, т.к. по факту часто все получалось не так, как планировали - приезжали вечером слишком поздно, чтобы куда-то идти, поэтому города смотрели утром, выезжали, соответственно позднее, ну и т.д. Так же один день был выделен на посещение Европа-парка в Русте, в качестве компенсации за тяготы дороги старшему ребенку.
На обратный путь времени было выделено больше, и в этот у нас уже бывали остановки и на 2 ночи.
Маршрут получился вот такой Москва - Минск - Люблин - Вроцлав - Ротенбург-на-Таубере - Руст (Европа-парк) - Бон - Бержерак - Сантандер - Сарагоса - Кадакес (2 ночи) - Антиб - Серравалле-Скривия - Венеция (2 ночи) - Вена (2 ночи) - Краков - Бяла-Подляска - Минск - Москва.
Из Москвы мы выехали 6 октября, в воскресенье. В Сантандер прибыли ровно через неделю. Проехали 4100 км, средний расход топлива составил 9 литров на 100 км (расход варьировался от 8 до 10 литров, причем средний расход иной раз возрастал по непонятным нам причинам).
Выехали из дома чуть поздновато, в 10.20. Но зато выспались. В Москве чуть-чуть потолкались, но самую малость. Дальше шли уже без проблем. Первая остановка была запланирована у истока Москвы-реки (148 км Минского шоссе).
(Заранее извиняюсь за разнокалиберные фото, просто часть из них с телефона, который всегда готов, а часть с фотокамеры)
Место, действительно, неплохое - есть где посидеть и побегать. Но старший ребенок у нас уснул буквально за несколько километров до этого. Поэтому мы там останавливались ненадолго. На этом же месте закончилась Московская область и началась Смоленская. Вроде бы принципиально ничего не поменялось - те же пейзажи, та же неплохая дорога, но мест для остановки стало значительно меньше, все небольшие съезды с дороги завалены мусором. С целью остановки зарулили было на какую-то заправку, но и там было как-то не очень. В итоге остановились на заправке Роснефти, и это бы настоящий очаг цивилизации - чисто, есть магазин и туалет. Детской площадки не хватает... но в России не так принято путешествовать с детьми.
Минское шоссе в России - 2 полосы в каждую сторону. Один наш знакомый, часто ездящий Беларусь, говорил, что много населенных пунктов. Но это он по Горьковскому шоссе просто не ездил. Да, встречаются бестолковые "белые" населенные пункты, но их не так уж много.
Про дорогу в Беларуси мы были наслышаны, что она и хорошая, и ограничение скорости 120. Въехали мы в РБ (Республика Беларусь), и что же... Дорога какая-то неровная, ограничение 90. Недоумевая ехали примерно полчаса, а потом началось обещанное - широкая дорога, 2 полосы в каждую сторону, широкая разделительная полоса с травой, покрытие ровное, ограничение 120, встречаются зоны отдыха.
В гостиницу мы приехали уже в сумерках. Останавливались в гостинице Белтрасгаза - дешево, но уж слишком просто. И далеко от центра. Зато персонал просто поразил своей отзывчивостью - девушка на ресепшене была готова отдать нам свой проездной на автобус и призывала к тому же охранника. Правда, они же нам сказали, что мы смело можем ехать "зайцем", т.к. в выходной в это время контролеров точно не будет. Т.к. у нас не было местных денег, а банкомата в пешей доступности не было, то пришлось последовать их совету. А утром в баре отеля, где не принимали карточки, были готовы сделать кофе "под честное слово", до вечера, пока у нас не появятся белорусские рубли. Пришлось отказаться, т.к. нам пора было ехать дальше.
Эту гостиницу мы выбрали по рекомендации знакомых. Действительно, с отелями в Минске беда - в большинстве случаев очень дорого, а детская кроватка очень большая редкость. Здесь, в гостинице Белтрасгаза, кроваток, тоже, конечно, не было. На обратном пути мы уже снимали квартиру на одну ночь...
В Минске увидели только главную улицу, проспект Независимости, и то в темноте. Но впечатление интересное. Проспект очень широкий, с широкими тротуарами. А дома не выше 5 этажей, наверное. Чем ближе к центру, тем наряднее. Из-за малой этажности и большой ширины создается ощущение объема и воздуха...
Ужинали неожиданно в пирогах Штолле. В гостиницу вернулись поздно-поздно и легли спать.
Фотографий из этой части пути, к сожалению, нет ни на телефоне, ни на камере...