Подготовка.
Уже третий год подряд я езжу в большие автопутешествия. Первый раз по России (13 тыс км), второй раз в Украину (10 тыс км) и вот пришло время выбирать маршрут на этот год. Выбирали мы маршрут из трех вариантов:
1. Монголия. Не знаю почему, но очень уж хочется проехаться по Монголии, но вариант отметается сразу же из-за отсутствия большой бибики с большими колесами.
2. Грузия, Армения и Азербайджан. Вариант хорош, но в ту сторону мы ездили уже в прошлом году, плюс проезжать всякие кавказские республики не очень безопасно.
3. Средняя Азия. Собственно на этом варианте решили и остановиться. Дело за малым – спланировать маршрут.
Я хотела посетить Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, но внезапно выяснилось, что в Туркменистан попасть очень сложно, практически не реально. Мало того, что визы очень дорогие, так еще и огромный процент отказов. Плюс там нельзя свободно передвигаться по стране и жить можно только в определенных отелях и за тобой всячески следят, чтобы ни шагу в сторону не сделал, и в каждом отеле стоит прослушка. В общем, я подумала и решила отложить посещение Туркмении до лучших времен, когда они образумятся.
В итоге, запланированный маршрут оказался примерно таким: Новосибирск – Барнаул – Караганда – Тараз – Ташкент – Самарканд – Бухара – Душанбе – Ош – Бишкек – Алматы – Оягоз - Семей – Барнаул – Новосибирск (примерно 7 тыс км в пути, что, кстати, меньше, чем два предыдущих заезда). Как ни старалась - схему маршрута не получилось добавить (пробовала через встроенный сервис рисовать - почему-то после задания всех точек показывает только значок в Новосибирске, гугло-карты больше девяти точек не рисуют маршрут, а еще с одного сервиса ссылка сюда не вставляется ) поэтому вот вам хотя бы скриншот, чтобы имели наглядное представление о маршруте:
[img][/img]
Следующий вопрос: на какой машине ехать? У нас две машины: моя (ниссан тиида) и мужа (субару форестер). По идее, машина мужа более приспособлена к подобным поездкам, но есть небольшая загвоздка, даже две: во-первых, в Узбекистане проблемы с бензином, а его машина ездит на 98-м, ну в худшем случае на 95-м. Про первый там вообще не слышали, а второй найти практически не реально, во-вторых, у него машина с правым рулем, затонированы задние окна и есть встроенный телевизор, что является отличным поводом докапываться до нас на каждом посту. Таким образом, было решено ехать на моей маленькой красненькой бибике.
Еще надо сказать, что я несколько недолюбливаю азиатов. Разумеется, среди них есть много хороших людей и вообще можно сказать много всего хорошего про них, типа «восточное гостеприимство» и всё такое, но есть такие качества, которые меня крайне раздражают и все их достоинства просто меркнут на этом фоне. Например, находясь в азиатских странах, я постоянно ожидаю, что нас где-нибудь напарят. Азиаты постоянно пытаются навязать свои услуги, впарить какую-нибудь фигню, обсчитать и всё в этом духе. В общем, эта негативная волна проходила практически сквозь всю поездку и слегка ее омрачала. А вот в плане достопримечательностей поездка превзошла мои ожидания. Я раньше и не думала, что там столько всего интересного есть.
День 0: Новосибирск – Барнаул (212 км)
Выехали вечером. Нужно было завезли кошку к моим родителям в Барнаул. Собственно там и переночевали. Ехали до Барнаула целых 3 часа, т.к. был достаточно большой трафик, ибо все на праздники поперли на Алтай. Еще в новосибирской области стояло очень много камер и наш радар-детектор пищал практически не переставая – особо не разгонишься.
День 1. Барнаул – Караганда (970 км + граница)
Встали мы рано – в 6 утра. Предки подскочили еще раньше. Они то и не в курсе, что это у меня уже третий подобный заезд, поэтому устроили огромный кипеж и давали кучу «полезных» советов. Мама всучила в дорогу кучу жрачки: пирожки, фрукты, овощи и тому подобную хрень. Недельный запас, наверное. В 7-15 мы таки стартовали.
Где-то около 12-ти мы бодро подлетели к границе и уткнулись в огромную очередь, примерно из 20-ти машин и кучи автобусов, которые, благо, стоят в отдельной очереди. Несмотря на такую толпу народу, мы справились с прохождением границы за 2 часа. Заодно перекусили нашими запасами. Нам еще повезло, что из-за разницы во времени у нас был в выигрыше целый час. Как мы позже выяснили, на этих автобусах везут мигрантов из Таджикистана. Они все выглядели совсем не разумными и если посмотреть из далека, то создавалось впечатление, что просто какую-то скотину перевозят. На паспортном контроле в одно окно лезли со всех сторон: и те кто едут из Казахстана в Россию и наоборот. При том, что там всё по уму было разделено ширмой. Начинается азиатское безумие.
Дорога в какой-то момент стала крайне хреновая и я таки словила несколько ямок. Я мужественно проехала около 700 км, после чего устала и уступила место мужу. Оказалось, что заезд в ямки не прошел бесследно и машину начало сносить немного вправо. Придется делать развал-схождение. Муж был крайне зол на меня. Он бы злился еще очень долго, если бы сам не схватил еще несколько ямок. «Вот видишь, даже такой опытный водитель как ты умудрился въехать в яму, то что уж говорить о такой глупенькой блондинке, как я» - сказала я, после чего он перестал ругаться. А потом он сильно влетел левым колесом в ямку, после чего ход машины выровнялся. Вот, даже и чинить не пришлось.
В Казахстане просто огромные штрафы за нарушение ПДД, поэтому скоростной режим мы соблюдали свято. Например, минимальный штраф за превышение скорости на наши деньги примерно 3500 рублей. Один плюс – по трассе можно ехать без штрафов со скоростью до 120 км/ч. Остановили в этот день нас лишь раз, но всего лишь для проверки документов.
К вечеру добрались до Караганды. Заехали посмотреть памятник, посвященный крылатой фразе «Где-где? В Караганде!», сняли казахских денег в банкомате и поехали заселяться в отель «Вираж», расположенный в 10 км от Караганды в сторону Алматы. Отель был рекомендован на форуме Винского, так что за 900 рублей мы получили чистую уютную комнату с душем и горячей водой. Для полного счастья не хватало только Wi-Fi. На часах было 21-30. Мы быстренько пожрали и завалились спать.
Где-где? В Караганде!
Казахские деньги похожи на фантики от конфет
День 2. Караганда – Тараз (1065 км) Для тех, кто не в теме: Тараз – это бывший Джамбул.
Путь предстоит длинный, поэтому опять стартовали с ранья: в 7-20. Дорога поначалу радовала. Мы проезжали вдоль Балхаша и небольших солончаков, что несколько разбавляло монотонный степной пейзаж за окном, а к вечеру так и вообще до гор доехали – вид был обалденный, почти как в Альпах. Дорога практически всё время была хорошая, за исключением одного участка, длиной примерно в 160 км. Этот участок мужественно проехал мой муж. Но прежде, чем его усадить за руль произошла забавная вещь. Я внезапно выехала на неровную дорогу на полной скорости и мало того, что там куча ям, так еще и дорога прям волнами. В попытке объехать ямы меня внезапно занесло, плюс машина скачет по этим волнам вверх-вниз. Всё произошло очень быстро, поэтому я даже не успела испугаться. Каким-то чудом, не иначе, я не попала колесом ни в одну яму и довольно быстро выровняла машину. Это было практически не реально, поскольку ям там было огромное количество.
Солончак, практически как в Боливии
Озеро Балхаш
Горы
Если не ошибаюсь, после выезда на трассу Алматы – Шимкент, около 150 км ехали по прекрасной дороге – четырехполосная магистраль с отличным покрытием. Правда периодически через нее могли перегонять скот. А перед самим Таразом уткнулись в ремонт дороги и ехали этот участок очень долго.
Перегон скота
Заночевать мы планировали в придорожном отеле возле Тараза. Но внезапно выяснилось, что таких отелей нет и нужно ночевать в самом городе. Мы сунулись в первый попавшийся отель, который по факту оказался публичным домом. Я в него не заходила, а муж сказал, что там сидело штук 7 проституток, одна страшней другой, и комнаты предлагались исключительно с ними. Они нам посоветовали другой отель, где можно просто так заселиться, но он оказался аналогичным, там упорно спрашивали на сколько часов мы хотим вселиться и что значит, что нас двое. Две пары чтоле? В итоге, мы сунулись с виду пафосный отель под названием «Тараз», но на удивление цены там оказались разумными и за 800 рублей мы вселились во вполне приличный номер.
Сначала муж попытался заплатить за номер по карточке, но когда администратор достала инструкцию к машинке, начала ее изучать и даже сделала несколько неудачных попыток произвести оплату, он понял, что это дохлый номер и рассчитался наличкой. Wi-Fi был, но только в холле.
День 3. Тараз – Ташкент (427 км и ужасная таможня)
Позавтракали в отеле. Напротив меня сидел казах, который как раз в тот момент, когда я засовывала себе в рот очередной кусок омлета, смачно харкнул прямо на пол в кафешке. Фуууу…
Для того, чтобы проехать на машине в Узбекистан, нужно было сделать крюк примерно в 100 км, т.к. граница, которая находится непосредственно рядом с Ташкентом является пешеходной.
Выехали мы как обычно рано – в 7-20. Я думала, что мы быстренько долетим до границы, но хреновая дорога и нескончаемые населенные пункты резко разрушили наши планы. По дороги нас попытались развести на бабло, пытаясь доказать, что я ехала с превышением скорости, хотя никаких знаков там и в помине не было. Муж о чем-то поговорил с ментом и тот нас отпустил, не взяв денег. 360 км мы ехали 6 часов. Радовало то, что у нас снова 1 час в запасе есть из-за разницы во времени. Я читала в отчетах, что люди проходили эту таможню по 7 часов и это меня несколько расстраивало. Муж изначально был более оптимистичен и утверждал, что в отчетах писали про 3-4 часа. Перед нами было всего лишь 2 машины: литовцы и бельгийцы (да, мы не одни такие дебилы), не считая кучи грузовиков, идущих по отдельной очереди. Казахскую половину таможни мы прошли за 2 часа. Затык был в том, что нужно было поставить печать, что моя машина не числится в угоне, а типок, который ставит эту печать ушел на обед. Меня, как владелицу машины, оставили ждать этого типа, а мужа отправили пешком ждать меня с другой стороны. Ждать пришлось минут 20. Он наконец-то пришел и стал в наглую требовать денег, типа иначе придется оправлять запрос в ГАИ, ждать ответа несколько дней и всё такое, но я прикинулась полной дурой и сказала, что деньги все у мужа, а он уже прошел через границу, так что на лапу мне ему нечего дать (разумеется, деньги у меня были). Его интерес ко мне сразу же пропал, он что-то попричитал про то, как он рискует, ставя мне печать без проверки J))) в итоге таки поставил. Дальше шмон машины. Меня заставили открыть чемодан и стали спрашивать про содержимое:
-Это что такое?
- Это пластырь
- А это что такое?
- Это мыло.
- А это что такое? – спрашивает таможенник, тыкая в прокладки, которые я предусмотрительно положила на самое видное место. Через несколько секунд добавил – а, ладно, можете не отвечать, я понял.
На этом осмотр содержимого чемодана завершился.
Потом спросили какой объем двигателя машины. Я наивно похлопала глазками и сказала что не знаю (что, между прочим, чистая правда), давайте, мол посмотрим вот в этой розовой карточке. Вот, тут написано 1598. Еще парочка тупых вопросов и меня отпускают.
С узбекской частью таможни было гораздо сложнее. Мы ее проходили больше пяти часов, причем большую часть времени мы тупо ждали, когда же они соизволят нас обслужить. Денег таки немного с нас стрясли, примерно 180 рублей, мне уже не удалось отмазаться отсутствием мужа и таможенники вели беседу непосредственно с ним. Несколько раз заполняли таможенную декларацию, потому что не сразу получилось всё сделать правильно. В декларацию нужно было внести все деньги, что у нас есть, плюс всякие компьютеры, фотоаппараты и прочие ценные вещи, которые было бы жалко отдать таможенникам при выезде. Когда всё удалось и остался только досмотр машины все внезапно куда-то свалили.
Кстати, некоторые грузовики проходили таможню более суток. Они говорят, что за этот день прошло всего 6 машин в одну сторону, а ночью типа процесс быстрее идет.
Досмотр машины прошел крайне быстро, они почти ничего не смотрели и практически не задавали вопросов. Вот только таможенник попытался присвоить себе мою копию таможенной деклорации, но я, несмотря на то, что 7 часов простояла там на жаре, была еще в здравом уме и вовремя сориентировалась и потребовала свою копию назад. Чувак сначала удивился, потом пошарился по карманам и нашел таки мою копию. Везде нужно быть начеку! И вот, после семи с лишним часов на таможне мы таки врываемся в солнечный Узбекистан .
Сразу же на выезде тормозит мент. Несмотря на то, что я была за рулем, он сразу начал разговор с мужем - начал клянчить "подарки" . Мы для этих целей запаслись водкой - в общей сложности 2,5 л. Муж всучил ему чекушку водки, но мент долго упирался и пытался выклянчить пол-литра, но ему это не удалось .
Несколько слов про местную валюту. В Узбекистане двойной курс: официальный и черный, отличающиеся примерно в 1,5 раза. Так что менять бабло нужно у менял. Самая большая банкнота – 1000 сом (правда недавно появились банкноты в 5000 сом, но они почему-то практически не в ходу), что в переводе на наши деньги 12 рублей, поэтому местные деньги носят в пакетах, ибо ни один кошелек не вмещает такое количество.
теперь мы миллионеры!
Штрафы за нарушение ПДД тут также огромны, как и в Казахстане, вот только на трассе можно ездить со скоростью не больше сотни.
После того, как мы таки преодолели таможню, мы наконец-то по-настоящему почувствовали себя за границей. Настоящая Азия! Дорога до Ташкента была хорошая – по две полосы в каждую сторону, покрытие вполне сносное, но на дороге присутствовал некий элемент безумия. Например, внезапно на встречу могла появиться телега с ишаком (а на улице уже темно было, поэтому от ишака мы с трудом успевали увернуться) или возникнуть из темноты грузовик без фар.
Уставшие, мы наконец-то добрались до Ташкента и начали поиск гостиницы Хосилот, которую я предусмотрительно присмотрела заранее. Мы немного промахнулись и остановились у другой гостиницы, решили на всякий случай зайти туда. Там нас любезно согласились принять за 100 баксов, но нужно документальное подтверждение, что мы муж и жена. Я, конечно, взяла с собой на всякий случай российский паспорт. Не знаю, достаточно его им было бы или нет (фамилии то у нас разные), мы не стали проверять, т.к. вскоре нашли таки гостиницу Хосилот и без всяких унизительных подтверждений, что я могу спать со своим собственным мужем, нас за 1500 рублей вселили в шикарный, только что отремонтированный, номер. Wi-Fi там был, ловился прекрасно. Да вот беда, интернета там не было.