ilonka1977 » 18 авг 2014, 23:10
История древнего мира вошла в мою жизнь в Мозамбике, куда меня занесло на два года вместе с родителями, помогавшими "братской развивающейся демократии". Из развлечений была небольшая детская библиотека при посольстве, кино раз в неделю в аппарате экономсоветника и газеты оттуда же (в основном, почему-то, "Литературная газета"). Телевизора не было, интернета в 1988 г. и подавно. Когда с библиотечными книгами было покончено, настал черед учебников... "История древнего мира" за 5 класс была одним из самых ярких моих впечатлений от этой далекой африканской страны
Потом уже на родине я приходила в районную библиотеку за Брюсовым и Цветаевой, которых проходили по школьной программе, а уходила с книжками про майя, ацтеков и инков. Родители сказали, что сначала нужно получить профессию, "потом пойдешь на второе высшее куда захочешь". На втором курсе бухучета я набивала товарные накладные и слушала 2-ю программу радио. Читали указ Ельцина о том, что второе образование становится платным. С тех пор моя зарплата никак не могла дотянуться до запросов главного ВУЗа страны. Мама утешала меня, говоря, что история будет моим хобби. Призвание не может быть хобби: его можно загнать в самый далекий уголок души, но оно будет приходить к тебе в ночных кошмарах, стыдя за то, что я его не выполняю. Мне было очень стыдно так жить, а потом стало совсем невмоготу.
В Историческую библиотеку записывают только историков (диплом или студенческий), в исторический отдел Ленинки тоже, а призвание сертификатов не выдает, так что я покупала книги в магазинах, "в свободное от работы время" снова и снова самостоятельно проходя школьный курс: Египет, Месопотамия, Греция, Рим и, конечно, Мезоамерика.
Подростком, впервые прочитав про Империю инков, я ужаснулась государственной машине, до мельчайших подробностей регламентировавшей жизнь своих подданных. Слишком живо напоминала она мне только что рухнувший тоталитарный режим на родине. Однако со временем я стала осознавать, что, именно мне, лично знакомой с нерыночными механизмами регулирования, может быть понятнее устройство этого крупного и амбициозного государственного образования. Темой своего исследования я выбрала расходную часть бюджета - распределение "налоговых" поступлений в Государстве инков ("налогов" в нашем понимании у инков не было, их заменяли различные трудовые повинности).