Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет назад.

Готовые маршруты путешествий по России: прочитал, сел и поехал. Требования к публикации: маршрут должен быть законченным, с оформлением в виде отчета то есть с фото, картами, полезной информацией

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет назад.

Сообщение: #1

Сообщение 7БабМореход » 16 фев 2015, 19:55

Мой отец более 30 лет был инструктором по туризму. Нет, не гидом. Нет, не проводником. Не экскурсоводом. Именно инструктором по туризму. От этих троих ребят инструктор по туризму отличается тем, что он располагает точными сведениями, где в округе самые красивые места. А еще может, обеспечив вашу безопасность, вас туда доставить. Интересно, остросюжетно, с разрывом шаблонов и раскрытием личности.

Помимо туризма отец много где еще работал. Я имею ввиду постоянную работу, а не сезонную. Каждую осень он устраивался на работу и кое в чем даже преуспел. Он был лаборантом, инженером, водителем на грузовике. Одно время он даже работал в министерстве сельского хозяйства. Но как только наступало лето, у него срывало клапан. Он брал отпуск за свой счет или увольнялся и уезжал в горы. Он ехал на Алтай, стучался в дверь инструкторской комнаты на любой турбазе и получал интересную работу до конца сентября.

Так было больше 30 лет. Он видел Алтай насквозь через чистейшую прозрачную воду его горных рек, чувствовал его порами кожи, взбираясь под рюкзаком на крутые перевалы. Верхом на коне, в кузове грузовика, в деревянном судне под парусом и, конечно же, своим пешком он так и не увидел всего Алтая. Сейчас ему 69 и он продолжает открывать для себя новые горизонты Республики Алтай.

И дело не в эзотерике или скрытом смысле. Дело скорее в особенности рельефа местности и логистике. Есть всего четыре основные артерии — Чуйский тракт вплоть до границы с Монголией в Ташанте, Чемальский тракт, дорога от столицы Республики — Горно–Алтайска до поселка Артыбаш на берегу Телецкого озера и дорога в Уймонскую Долину, в Усть–Коксинский район. Все они по сути тупиковые, а это значит невозможно добраться из одного района в другой, не вернувшись в отправную точку.

Здесь нет «Золотого кольца», по которому можно было бы проехать на автомобиле за 2-3 дня и гордо объявить в микроблоге «Я видел весь Алтай». Я и сам наведываюсь в Республику минимум 3 раза в год. Но за 15 лет изучения Алтая не посмотрел даже и половины.

Как и везде здесь отлично работает закон Парето: 80% туристов посещают 20% территории Алтая. 80% всех туристов оседают в популярных туристических районах, просаживая деньги в барах, дискотеках и катаясь на водных мотоциклах по нижней Катуни. Моя знакомая со своим мужем в прошлом году съездили на Алтай аж из самого Нижнего Новгорода. «Мы ехали сюда трое суток и добрались до Манжерока. Алтай не впечатлил», сообщили супруги мне. Друзья, это все равно, что доехать до Москвы из Новосибирска, простоять в пробке в Балашихе и прокричав «Москва ваша — нечистоты!» педалить обратно в Сибирь.
Простите за долгое вступление, я не хотел. Мне частично передался отцовский синдром инструктора по туризму. «Когда группа новая, мне приходится очень много и ни о чем говорить, чтобы растормошить этих матрасников», говорит отец. Ну вот видите, опять…

Я постараюсь рассказать вам как, имея в активе 6 дней и немного денег познакомиться с Алтаем так, чтобы выделить в своем сердце кусочек для этого прекрасного края.
Я буду иногда использовать отцовские фото 70-80х годов. Это будет необходимо в разрезе было-стало.

Ниже карта маршрута. Но Google к сожалению не может видеть все дороги Алтая, а те которые видит, часто на проверку оказываются тропами годными разве что для передвижения верхом. Но я зарисовал недостающие участки от руки и надеюсь не сильно ошибся.

https://www.google.com/maps/d/embed?mid=z33e6PWpMDYg.k1kIz31F1pdQ


День 1.

Мы начнем свой маршрут с города Бийска. В советское время тоже с него всегда начинали, это нормально. Тогда Бийск был наукоградом, это и сейчас указано на стеле на въезде. В 90-е Бийск стал очень криминальным городом, и за науку здесь можно было пострадать на каждом шагу. Сейчас здесь все примерно как у всех.

Добраться до Бийска можно железной дорогой, а вот приличного аэропорта у города нет. Ближайшие в Барнауле и Новосибирске. Оттуда автобус идет 2,5 и 6 часов соответственно.

В городе и его окрестностях достопримечательностей в достатке. Музей Чуйского Тракта, например, или место слияния Бии и Катуни (а дальше уже Обь), или село Верх-Обское, родина Михаила Евдокимова. Но все это вы посмотрите и без меня.

Я же, как потомок инструктора, покажу вам, где можно отлично перекусить. И предупреждаю, в Бийск со мной лучше въезжать с пустым желудком. А употреблять мы сегодня будем чебуреки.
- Чебуреки? – обычно брезгливо переспрашивают спутницы, следящие за диетой. Витает образ жирного куска теста со столовой ложкой фарша внутри. Начинаются косые взгляды в зеркало и залихватские шутки про домашних животных.

Да, чебуреки, друзья. На самом выезде из города в сторону Республики Алтай, по левую руку есть небольшое кафе с шестигранной крышей. С дороги плохо видно вывеску, но на ней написано «Бар Охотничий, Чебуреки-великаны».
За 85 рублей, друзья, вам достается 40-сантиметровый чебурек с мясом. А за 95 с мясом и сыром. 40 см, друзья, вот вам крест. Посмотрите на снимок. «Чуть больше чем моя рука, чуть меньше, чем кое-что другое», говорил герой Джейсона Стэтхэма в начале фильма «Карты деньги два ствола».
И это не просто огромных размеров чебурек. Это вкуснейший сочный чебурек полный мяса, который приготовлен для вас пару минут назад. Готовых здесь не держат, нет. Вам придется подождать 15 минут, если нет очереди. Поэтому у хозяина следует взять визитку. В следующий раз, подъезжая к Бийску, вам нужно будет лишь набрать номер и сообщить количество и комплектацию нужных чебуреков.
Это очень вкусно и сытно, поверьте. Мне еще ни разу не удавалось съесть целый чебурек за одну итерацию, я всегда бережно заворачивал остатки с собой.

- Однажды я видел человека, который съел здесь шесть чебуреков и запил это полторашкой разливного лимонада, - сообщил мне как-то раз человек за соседним столиком.
- А что с ним было потом?
- Он ушел. Но больше я его не видел.

Сытые и довольные мы едем дальше, друзья. И здесь настало время поговорить о логистике маршрута.

Маршрут будет оптимален для путешествия небольшой группой из 3-5 человек. Но вполне можно путешествовать и вдвоем и даже в одиночку. Рекомендуется наличие собственного автотранспорта. Но если его нет или вы живете далеко отсюда, то можно взять машину в аренду. Это будет стоить от тысячи до двух тысяч рублей в сутки за автомобиль эконом-класса или 3-5 тысяч в сутки за аренду автомобиля с водителем. Или можно передвигаться на автобусе. Из Горно-Алтайска регулярно ходят автобусные рейсы в любой конец республики. Но автобусное путешествие в любом случае придется дополнить забросками в дальние точки с помощью местных водителей.
Но стоит знать: если вы едете группой на своем автомобиле, вам придется разделиться и водителю проделать часть пути без пассажиров. Но об этом чуть позже.

Итак, автобусом ли, автомобилем ли, но через 40 км после Бийска мы прибываем в село Сростки – родину Шукшина. Здесь есть дом-музей самого Василия Макаровича, дом матери писателя, потрясающей красоты памятник на горе Пикет. Но так сложилось, что главная достопримечательность села Сростки сегодня – это придорожный рынок. Еще 10 лет назад это была стихийная беспошлинная торговля пирогами, беляшами, драниками, медом, малосольными огурцами, мясом марала и медовухой. Последнюю можно и нужно попробовать. Вот так вышел из рейсового автобуса, прошел пару рядов и вернулся на маршрут бесплатно повеселевшим, но немного усталым.

Торговлю с тех пор упорядочили. Теперь все торговцы принадлежат одному юр. лицу, а все пироги, беляши, драники и малосольные огурцы готовятся на одной кухне. Вы лишь выбираете продавца. Торговать алкогольными напитками и вовсе запретили. Но запретили, не значит перестали.

- Псс, парень, не хочешь немного медовухи?
- Медовухи? Конечно хочу!
- Да тише ты! Нет, нет, он пошутил. Ну ты, чего стоишь, держи вот стакан, пробуй. Да в щель балда руку суй, между прилавками.
Медовуха шикарая, сочная, свежая. От 250 до 500 рублей за 1,5л. в зависимости от состава.

Наш пробег сегодня будет небольшим. Чуть больше 250 км. Даже с учетом просмотра всех достопримечательностей по дороге, остается полдня на знакомство с Чемальским районом – особой климатической зоной Горного Алтая.

Здесь, как уже повелось, делим достопримечательности на шаблонные и нет. Сначала изучим первые: пройдемся по плотине Чемальской ГЭС, хлебнем живой и мертвой водицы из родников, сходим по козьей тропе до острова Патмос, сделаем фото с маралом и купим в качестве сувениров чай, бальзам и пробковые тапки.

На этом месте стоило бы поставить точку или запятую, отправиться в гостиницу, открыть бутылочку пива и наслаждаться природой. Так обычно и делается. Но сделай мы так, это будет равноценно только глотку свежего томского разливного, а все остальное придется вылить. Поэтому мы забираем Алтай большими глотками и едем чуть дальше.

Чемал ошибочно считается тупиковой точкой Чемальского тракта. На ГЭС меж тем жизнь не останавливается, она есть и дальше. Однажды я слышал забавный диалог сына с отцом.
- Отец, а что дальше по этой дороге?
- Ничего интересного, сын. Деревни какие-то.
Отец залудил еще крепленого Барангольского и они отправились к машине.

А меж тем дорога за Чемалом петляет по красивой долине реки Катунь. Традиционный турист тут уже вымирает как класс. Пасутся полудикие стада лошадей, по реке идут рафты, время от времени встречаются палаточные лагеря. Через 25 км после Чемала показывается село Еланда. Во время съемок сериала «Пока цветет папоротник» здесь возвели дом колдуна, нужный по сюжету. Сериал у СТС получился откровенно посредственным, а вот дом откровенно добротным. К сожалению его снесли еще в 2011, но Еланда не стала от этого хуже.

За Еландой кончается асфальт, но не дорога. А места становятся все интереснее. Справа по реке можно видеть два порога: Бийка и Еланда. В высокую воду они имеют твердую третью категорию сложности. Слева в скале видны штольни. В советское время в этом районе планировалось построить еще одну ГЭС. Заложили основы плотины на Катуни, построили поселок для сотрудников, пробурили штольни для того, чтобы заложить заряд и расчистить долину под затопление. А потом присели, подсчитали масштаб этого самого затопления и передумали. Теперь район имеет недостроенную плотину, штольни в скале и поселок-призрак.
Кстати о штольнях. В жаркую погоду внутри темно и прохладно. Этим и пользуются коровки для того, чтобы охладиться, отдохнуть и справить нужду. В общем если полезете, выбирайте, пожалуйста, самую верхнюю.

Дальше в программе Еландинские петроглифы.
- Отец, это настоящие петроглифы? – справился я однажды у родственника.
- Разумеется. Часть из них твой дядька Петька лично набивал, когда на турбазе работал.

Ороктойский мост, друзья. Всего 40 км от Чемала, но редкий турист добирается сюда. Потрясающей красоты и энергетики место. Самое узкое место нижней и средней Катуни, а значит самое жаркое. Скорость воды бешеная. Опасные водовороты, бочки, воронки. Практически под самым мостом порог Тельдекпень 1 или просто Пень Первый. В высокую воду достигает четвертой категории сложности. И кроме того, что это место самое узкое, оно еще и самое глубокое во всей Катуни. По разным данным глубина реки под мостом составляет от 70 до 100 метров. Неплохая такая расщелина в устье горной реки.

По Ороктойскому подвесному мосту перебираемся на левый берег Катуни, проезжаем еще порядка 12 км по грунтовой дороге, форсируем ручей, спускаемся с горы и находим турбазу «Удру». Пожалуй, здесь мы сегодня и заночуем.

Турбаза небольшая, 5 домов, 10-12 мест. Удобства отдельно, душ в виде бани. Wi-Fi нет, сотовая связь не ловит, ближайший магазин был километров 30 назад в Еланде. Но это одно из самых приятных мест Горного Алтая. Это тот случай, когда ты чувствуешь себя максимально комфортно и умиротворенно. Логистически ты в тупике, дорога кончилась на этой турбазе. Дальше на много много километров горы и тайга. Здесь нет проезжающих туристов, нет случайных людей, нет заблудших экстремалов или упоротых искателей шамбалы.

В паре десятков метров от домика шумит Катунь. На противоположном берегу, далеко под горой виднеется село Куюс. Это тоже своего рода тупик. Дальше дороги нет. За ним в горах село Эдиган. На нашем берегу за перевалом осталось только село Ороктой. Оно также тупиковое, а жители живут в своем микромире. И лучше, поверьте мне, в него не заглядывать. Недалеко, в пяти километрах от турбазы «Удру» есть маральник. Очень не последние люди Республики да и всей России приезжают принять пантовые ванны и укрепить организм. Доступно это и нам, процедура стоит порядка 1,5-3 тысяч рублей, но одна процедура великого эффекта не даст, нужен курс. Но всегда можно приехать и просто посмотреть на этих красивых грациозных животных.

«Удру» это то место, где по-хорошему и постоянно удивляешься мелочам. Все максимально продуманно и комфортно. Как в хороших кемпингах, хостелах и отелях за границей, когда озираешься и бубнишь себе под нос «ну могут же люди, почему у нас так не сделать». Это место, о котором стоит знать, но не стоит распространяться.

И о финансовой стороне вопроса: стоимость проживания порядка 1,5-2 тысяч рублей в сутки за домик на двоих человек.


Чебуречная Бийска

Горный Алтай достопримечательности

Василий Макарович внимательно взирает на нынешнее поколение как на благодарных читателей.

Горный Алтай достопримечательности

Чемальская ГЭС

Горный Алтай достопримечательности

Остров Патмос

Горный Алтай достопримечательности

Ороктойский мост

Горный Алтай достопримечательности

Порог Тельдекпень 1

Горный Алтай достопримечательности

Внизу у реки турбаза "Удру". А напротив через реку село Куюс

Горный Алтай достопримечательности

Благородный марал приглашает принять пантовые ванны

Горный Алтай достопримечательности


День 2.

Я бы рекомендовал проснуться пораньше, в горах это вполне возможно. К тому же воздух настолько чистый, что голова с утра редко бывает больной или тяжелой.
Сварить кофе на огне, налить в толстостенную жестяную кружку и пойти на берег. Смотреть, как солнце расползается по долине, как просыпается Куюс за рекой.

Нам пора покидать «Удру». Сегодня нас ждет путь куда более длинный и насыщенный. По этой ветке мы прошли до самого конца, а потому едем назад. Снова Ороктойский мост, налево дорога на Чемал, направо на Эдиган. Именно там, в Эдигане в популярные туристические времена начинался 77-й всесоюзный маршрут. 77–й маршрут считался культовым среди туристов и самым сложным плановым пешим маршрутом СССР. Только два маршрута на сегодняшний день описано в Википедии, и как раз 77–й один из них. Свежеиспеченных туристов просто вываливали из кузова Урала или 131-го ЗиЛа, нахлобучивали рюкзак на горб, давали пинок под задницу на счастье и запускали на маршрут. Впереди у них было почти 200 км тайги и гор, гор и тайги.

Но нам-то все же налево. В обратном порядке проходим Еланду, Чемал и возвращаемся на Чуйский тракт в районе Усть-Семы.
Сегодня нас ждет 500 с лишним километров дороги. Много или мало это по времени? С одной стороны это отличное покрытие Чуйского тракта. С другой неимоверное количество достопримечательностей и просто красивых мест, которые можно увидеть буквально с колес. И запечатлеть. Только протяни фотоаппарат.

Чуйский тракт это настоящий коллективный подвиг заключенных и дорожных рабочих. По Чуйскому тракту на своей «полуторке» колесил герой Леонида Куравлева в фильме «Живет такой парень».
По моему мнению, Чуйский тракт это одна из самых живописных дорог России. А я их повидал достаточно, поверьте мне.
По дороге захватываем Семинский перевал, перевал Чике-Таман, место слияния Чуи и Катуни, водопад «Девичьи слезы», Белый Бом, Курайскую степь, Чуйскую степь, вид на Северо-Чуйский хребет и ледник Актру, марсианские пейзажи Чаган-Оозун и многое другое. Проделав 400 км по Чуйскому тракту, мы прибываем в Кош-Агач, райцентр одноименного района.

Высота, на которой расположен Кош-Агач – 1800 метров над уровнем моря. Растительности ноль, почва твердая и каменистая. Температуры зимой очень низкие, а снега почти нет. Условия жизни приравнены к условиям крайнего Севера. И при этом здесь такая красотища! Степь и горы, горы и степь. Пасутся бараны, лошади, яки и даже верблюды. Если отъехать от села пару километров, то ловишь себя на мысли, что стоит такая тишина, что начинает звенеть в ушах. Вакуум какой-то. Ощущаешь себя словно на другой планете.

Делать в Кош-Агаче по большому счету нечего. Поэтому рекомендую отобедать здесь чем-нибудь вкусным из молодого барашка, сделать памятное фото и мы возвращаемся на 120 км назад по Чуйскому тракту в район села Акташ.

Сегодня мы заночуем на турбазе Мёны, что находится прямо на Чуйском тракте в 6км от села Акташ. Отсюда в ясную погоду открывается потрясающий вид на белки Северо-Чуйского хребта. Есть все необходимое: баня, небольшая походная кухня, родник, свет дают с наступления темноты и до 12 часов. А если не полениться и прогуляться 15-20 минут по лесу в сторону Чуи, то можно увидеть удивительное Гейзеровое озеро. Цвет его дна постоянно меняется, а потому каждый увидит свое Гейзеровое озеро.

Стоимость проживания на турбазе 1,5 тысячи рублей за любой домик. Домики бывают на два и на четыре человека.
Почему сегодня мы остановились именно здесь? Во-первых, потому что это снова та самая точка, которая позволяет прочувствовать настоящий Алтай. Это не такое уединенное место как вчера. Здесь снова появляются туристы и местные жители. Но и те и те уже совсем другие. Чтобы добраться сюда, нужно приложить немного интеллекта и немного усилий, а значит понимать, что происходит и относится с уважением к Алтаю.

Во-вторых, это одна из ключевых логистических точек. И дальнейшее развитие маршрута может складываться по следующим сценариям:
1. Вы приехали на собственном автомобиле или взяли автомобиль в прокат. Если это подготовленный полноприводный автомобиль или автомобиль с высоким клиренсом, и автомобиль в техническом состоянии которого вы уверены, вы можете продолжить маршрут на нем и дальше.
2. Если автомобиль не внушает доверия на 100% или «птичку жалко» или водитель, который вас сюда привез крутит у виска или вовсе вы добрались автобусом или автостопом… Отправляйтесь к хозяину турбазы. Он живет в домике, возле которого свалены дрова и тарахтит генератор. И произносите ключевую фразу «Сергей, мы не первый день знакомы (он все равно всех не помнит), нам нужна заброска на Кырсай (или на Южный берег Телецкого). Заброска будет стоить дороговато, от 5 до 8 тысяч с группы. Да, дороговато. Но оно того стоит, поверьте. Кроме того, можно найти единомышленников и разделить с ними стоимость проезда. В «буханке» могут вольготно разместится до 8 человек.


Чуйский тракт из середины 70-х годов прошлого века. Фото из архива моего отца

Горный Алтай достопримечательности

Примерно так этот отрезок выглядит сейчас

Горный Алтай достопримечательности

Туристы из советского союза взирают вниз с перевала Чике-Таман.

Горный Алтай достопримечательности

Слияние Чуи и Катуни. Какое-то время потоки идут параллельно не сливаясь.

Горный Алтай достопримечательности

Ледник Актру виден прямо с тракта невооруженным глазом

Горный Алтай достопримечательности

Марсианские пейзажи Чаган-Узун

Горный Алтай достопримечательности

Чуйская степь за Кош-Агачем

Горный Алтай достопримечательности

Турбаза Мены в ясный летний день. Внизу слева.

Горный Алтай достопримечательности

Гейзеровое озеро.

Горный Алтай достопримечательности


День 3.

Рекомендую не залеживаться. Да у вас и не получится. Туристы в этих местах приучены вставать рано, а вот собираться и не шуметь при этом - не приучены. Поэтому снова варим кофе и идем медитировать и смотреть, как над Северо-Чуйским хребтом формируются облака.
Не стоит мешкать с выездом. Пробег за сегодня ожидается небольшой, всего около 200 км. Но дорога непростая. К тому же по дороге действительно есть что посмотреть.

И вот вам сразу первая точка – радиовышка-ретранслятор в Акташе. Добраться можно только на приличном внедорожнике. Поэтому уговариваем возницу, накидываем от 1 до 3 тысяч к бюджету, поворачиваем за селом Акташ направо, круто лезем в гору около получаса и получаем шикарнейший вид на Северо-Чуйский хребет. Я просто оставлю здесь фото, а вы попробуйте дофантазировать.

В Акташе стоит запастись продуктами на 2-3 дня, если их нет в наличии. И попутного ветра, дуем дальше. Можно напевать «Еду в Улаган» на мотив песни Васи Обломова.

И да, друзья, здесь мы сворачиваем с Чуйского тракта. Целуем на прощание асфальт, нам будет его не хватать. Нас ждет тракт Улаганский. Суровый, сложный, но не менее красивый. Сразу одну за другой хватаем достопримечательности: Красные ворота, Мертвое озеро, форелевые озера, Улаганский перевал. Позади остаются районный центр Улаган и село Балыктуюль, в самом центре которого мы забираем вправо и выезжаем к еще одной достопримечательности – пазырыкским курганам. Курганы здесь представляют собой огромные погребальные камеры, датированные V-IV в. до нашей эры. Археологи обнаружили в каждом из курганов целые семьи, погребенные вместе с домашней утварью, драгоценностями и даже лошадьми.

Таким образом, мы подходим к главному на сегодня – перевал Кату-Ярык. Перевал уникальный, второго такого нет. В отличие от классической системы строения перевала, где есть спуск и есть подъем, здесь либо спуск, либо подъем. Кату-Ярык это 3,5километровая загогулина, состоящая из 9 отрезков и вырубленная в горе с крутизной подъема до 70 градусов. Разъезд со встречными затруднен и возможен только в специальных карманах на поворотах. Штурм Кату-Ярыка, пожалуй, самое яркое впечатление для водителей, которые передвигаются на этом участке дороги. До недавнего времени преодолеть перевал можно было лишь на хорошем внедорожнике, но сейчас дорогу укатали и в сезон здесь можно увидеть любой автомобиль вплоть до жигулей. Кстати именно брошенная вазовская «шестерка» встретит вас на третьем витке сверху. Самый сложный участок в самом низу. Он очень крутой и качество дороги оставляет желать лучшего. Заднеприводные ВАЗы и «япошки» на этом отрезке можно встретить штурмующими перевал задом вперед.

Но это о практической части, а теперь эстетика. Пройдя таежный участок, не спешите приступать к спуску с перевала. Обязательно сделайте остановку на смотровой площадке.
В рамках нашего путешествия я, признаюсь, заставлял вас чувствовать себя на краю света. Мы видели несколько видов края света на Алтае, и увидим еще. Край света популярного туризма в Ороктое. Край света всего живого за Кош-Агачем. Край света с уникальной смотровой площадкой на радиовышке в Акташе. И край света Кату-Ярык.
Я много раз видел фотографии этого места. Еще больше раз представлял себя стоящим здесь. Но все это ни в какое сравнение не идет с реальным положением вещей. Нужно представить себя чем угодно из мира нано, находящимся на выступе огромного каньона. Вниз более 800 метров свободного падения. Перед нами – широкая солнечная долина реки Чулышман. Далеко внизу суетятся люди, передвигаются автомобили, несет свои бурные воды сам Чулышман. Как в хорошей компьютерной игре с запредельной графикой и высоким уровнем интерактивного реализма. На вершине перевала можно находиться бесконечно. Искать все новые детали, делать фото, медитировать или пить чай. Этот вид просто так не отпускает. Но все же надо ехать.

Спуск с перевала хоть и живописный, но довольно остросюжетный. 20 минут потных ладошек и мы уже внизу.
Спустившихся туристов встречает небольшая турбаза, рубленый туалет из лиственницы, родник с питьевой водой (хотя здесь везде и все питьевое) и ГАЗ-66, который в случае чего затащит любой транспорт наверх за разумную плату.

Этой самой долиной по уютной грунтовой дороге мы преодолеем порядка 40 км с двумя небольшими бродами и достигнем самой южной конечности Телецкого озера – мыса Кырсай. И это конечная точка путешествия на сегодня.

Вещи можно бросить в домике. На побережье стоит две турбазы. Условия спартанские, но сносные. Чисто, прилично. Стоимость размещения от 500 до 1000 рублей на человека в сутки.
Или поставить палатку, обойдется она в 150 рублей за место под палатку и еще столько же за аренду палатки, если у вас ее нет. И в теплый сезон я бы рекомендовал именно палаточное размещение. А встать можно прям здесь, на песчаной косе между холодными водами Телецкого озера с одной стороны, и теплой прогреваемой солнцем лагуной с другой. Прибоем то и дело выносит тонны топляка, а солнце его услужливо высушивает, поэтому с дровами проблем тоже не будет.

Я видел что-то подобное лишь однажды. На самом юге Таиланда в городе Сонгхла, где огромное пресноводное озеро впадает в воды Южно-Китайского моря.
Здесь можно наконец немного загореть, можно искупаться без боязни быть унесенным бурным потоком горной реки. И здесь также свой приятный микроклимат и роза ветров. Ночью и до обеда в сторону побережья дует теплый ветер, прогреваемый солнцем в долине Чулышмана. А после обеда, когда солнце начинает нещадно палить, со стороны озера начинается движение охлажденных воздушных масс.

Кырсай это снова ключевая точка маршрута. Так было 30 лет назад, так происходит и сейчас. Помните о 77-м всесоюзном маршруте, отправную точку которого я показывал вам на первый день путешествия? Как раз Кырсай это его финишная ленточка. Именно к этому месту изможденные туристы спускались с гор, падали замертво с полегчавшими рюкзаками, а затем оживали в прохладных водах Телецкого.

Кырсай это тоже тупик. Своего рода край света для этой долгой дороги. Живописного сухопутного пути по берегу Телецкого озера не существует. Поэтому если мы приехали на собственном автомобиле, то нам предстоит разделиться. Водитель проделает 500 км обратно до столицы республики - города Горно-Алтайска и еще 160 км сверху до поселка Артыбаш, что на северном берегу Телецкого озера. Как вы уже догадались, там мы и встретимся с ним через два дня.
Нам с вами тем временем предстоит решить проблему переправы через озеро. Причем переправы это я смягчил. Озеро больше 70 км в длину и нам нужно добраться из одной конечной точки в другую. Наши герои с 77-го маршрута проходили это расстояние за 3-е суток на весельных ялах, снабженных парусами. У нас с вами нет ни ялов, ни времени. Но зато у нас есть технологии.

Итак, существуют два пути организации переправы через Телецкое озеро:
1. Заранее дистанционно (через интернет) или лично (через Артыбаш) находите перевозчика, имеющего водный транспорт в Артыбаше или Иогаче. Договариваетесь о дате, времени и количестве человек, которых надо будет забрать и доставить в нужный пункт. В оговоренное время к южному берегу пристает катер и забирает вашу группу. Стоить это будет 10-15 тысяч рублей за всех. Это дорого, но вы оплачиваете топливо в два конца, потому как поймать водный транспорт на Кырсае большая редкость. Ну и кроме того, оно опять же того стоит. Ведь в перевозку включены заезд на самые красивые прибрежные точки Телецкого озера.
2. Вы счастливчик, баловень судьбы. Вам удается найти попутный водный транспорт, который к моменту вашего приезда находится в Кырсае и через день-два отправится в Артыбаш. Это может быть скоростной катер, забросивший туристов или крупный бот, который завозил продукты для турбазы. Стоимость для вас будет в 1,5-2 раза ниже, чем в пункте 1, ведь идти нужно будет только в одну сторону. Но есть опять же два нюанса. Транспорта может и не быть. И если вы уже бронировали транспорт по пункту 1, вы не сможете известить своего перевозчика об отмене бронирования. Сотовая связь на Кырсае не работает. Но есть своего рода лайвхак. Если транспорт найден до момента отправки водителя нашего экипажа в Артыбаш, он получает указания и, поднявшись на Кату-Ярык, начинает бить в колокола и обрывать номер перевозчика в Артыбаше. При таком раскладе никто не будет в обиде, и вы сможете немного сэкономить.


Смотровая площадка над Акташом

Горный Алтай достопримечательности

Вид с этой самой площадки на Курайскую степь и Северо-Чуйский хребет

Горный Алтай достопримечательности

Пазырыкские курганы

Горный Алтай достопримечательности

Перевал Кату-Ярык

Горный Алтай достопримечательности

На краю света

Горный Алтай достопримечательности

Долина Чулышмана 35 лет назад. Деревня Балыкча

Горный Алтай достопримечательности

Долина Чулышмана сегодня

Горный Алтай достопримечательности


День 4.
В любом хорошем походе есть дневка. Будет она и у нас.

Почему именно здесь? У нас с вами вроде как демократия и свобода выбора. А здесь, на южном берегу этого выбора полноценная цветовая палитра.
Любители рыбалки берут снасти и отправляются на Башкаус или Чебдар добывать хариуса и таймень.
Приверженцы активного отдыха и треккинга запасаются водой, надевают обувь поудобнее и шагают штурмовать тропу на водопад Учар – самый большой и впечатляющий на Алтае. Высота падения воды на Учаре – 160 метров.
Ну а сторонникам отдыха по тюленьи достаются солнце, песок и прозрачные воды Телецкого озера.

Вечером собираемся вместе, делимся впечатлениями, злоупотребляем ухой, ходим в баню, ныряем в прохладный залив и до самого рассвета травим байки у костра. А рассветы здесь достойны самого взыскательного объектива. Это я вам гарантирую.


Мыс Кырсай. Южный берег Телецкого озера. Длинная песчанная коса отделяет воды Телецкого от прогреваемой лагуны.

Горный Алтай достопримечательности

Вид с песчанной косы

Горный Алтай достопримечательности

Лагуна

Горный Алтай достопримечательности

Каменные грибы

Горный Алтай достопримечательности

Водопад Учар

Горный Алтай достопримечательности


День 5.

Подъем довольно ранний, часов в 8, извините. Чашка кофе и наваристая каша употребляются вместе с видом на Телецкое. Скоро подойдет наш транспорт и нужно успеть собрать вещи.

Наше путешествие переходит из сухопутной стадии в водную, и от этого становится только интереснее. Но безопасности и гигиены ради, пассажирам, которые могут страдать от морской болезни, рекомендуется иметь в доступности эко-пакеты из АШАНа. Волны на озере могут достигать приличных размеров.

Идем правым берегом и то и дело швартуемся в самых красивых и изысканных уголках озера. Кордон Чири, кордон Беле водопад-гигант Корбу. Правый берег озера – территория Алтайского Государственного Природного Заповедника. Здесь и мишу повидать не такая уж редкость.

В советское время на кордоне Беле жила бабушка, сотрудница заповедника. К своим 75 она стала слепа глазами и однажды поутру, выйдя на крыльцо, увидела, как корова дерет рогами плодовые деревья. Недолго думая она схватила рогатину и огрела скотину по хребту. Та взревела и на проверку оказалась приличных размеров медвежонком. Медведь дал струю жидкого страха и скрылся в лесу, а бабулю с сердечным приступом спасатели забирали на вертолете.
Хоть катер и развивает приличную скорость, но дорога из Кырсая в Артыбаш со всеми остановками займет практически весь день. Уже вечером мы сходим на берег и встречаемся со своим водителем. Надеюсь, к тому времени он уже успел довести мясо до кондиции и запечь в фольге на углях немного хариуса или тайменя.

На северном берегу в Артыбаше недостатка в местах отдыха и развлечения для туристов нет. На берегу одна за другой выстроены турбазы под любые запросы и кошелек. Само побережье плотно освоено озерными таксистами. Стоит подойти к воде попить водички, и тебе сразу же предлагают доехать недорого до Корбу, хариуса за бутылку водки и даже бабу. Но после тихих и уединенных мест стоит прочувствовать этот контраст. Прогнать его через себя, осознать, и попроситься обратно.

Сегодня мы расположимся на ночлег здесь же, в одной из прибрежных турбаз. Стоимость размещения стандартная, от 500 рублей с человека в сутки за домик без удобств. Это последняя ночевка на маршруте или как называют туристы «точка». Здесь принято поделиться впечатлениями, подвести итоги, и сообща разработать план следующего путешествия.


День 6.

Сегодня заключительный день нашего путешествия, и мы вернемся к тому, с чего все началось. Но как настоящие туристы мы воспользуемся возможностью взять от этой поездки максимум и вернемся дорогой, по которой мы еще не ездили. Пускай она длиннее и сложнее.

Итак, выезжаем из Артыбаша и на развилке Чоя-Турочак едем прямо, едем на этот самый Турочак. Через Турочак проходит Бия, та самая река, что вытекает из Телецкого озера. А под Турочаком есть еще одна речушка – Лебедь. Одна из двух теплых рек Горного Алтая. И этой возможностью нужно пользоваться. Устроить пикник, порыбачить и вдоволь накупаться.

Из Турочака выезжаем сразу на Солтонский тракт, что ведет до Бийска. Напрямую здесь порядка 180 км. В советское время именно эта дорога использовалась для возврата туристов в конечную точку маршрута. Из Артыбаша на автобусах людей доставляли в село Озеро Куреево, а здесь пересаживали на теплоход «Заря», который за 3 часа по Бии долетал до самого Бийска. Больше нет той индустрии, нет теплохода «Заря» да и навигации на Бии и верхней Оби тоже больше нет.

Из достопримечательностей этой дороги выбитый на скале местным умельцем барельеф Владимира Ильича Ленина, единственный перевал и колоритные пустующие деревни. Со времен строительства дороги Горно-Алтайск – Артыбаш, Солтонский тракт перестал быть нужным людям и находится совсем не в лучшем состоянии. Поэтому 180 км могут показаться длинными и утомительными с непривычки. Кроме того, здесь нет заправок и кафе и можно здорово оголодать, подъезжая к Бийску.

Так может, я все-таки позвоню, закажу чебуреки?

Владимир Ильич благословляет этот пост на лайки, комментарии и благосклонное отношение уважаемого читателя.

Горный Алтай достопримечательности

Итого.

Общий пробег: 1300 км.

Из них водным транспортом: 70 км.
Без учета пеших прогулок.

Примерный общий бюджет поездки на группу из 3-5 человек: 70-100 тысяч рублей в зависимости от наличия собственного транспорта и его характеристик.

Выбирая данный маршрут, вы не посмотрите весь Алтай. Вы не захватите даже его трети. Но он даст вам глубокое понимание сути алтайского туризма. Вы увидите его с разных сторон, надкусите с разных краев. Это и популярный в широких массах матрасный туризм, и уединенный туризм и частично экстремальные туры, треккинговые прогулки, рыбалка, дикие заброски, водный туризм, этнотуризм и многое многое другое.

Данный маршрут будет идеальным для тех, кто впервые знакомится с Алтаем. Это тот самый камень, с которого можно коротко и ясно считать нужное направление и двигаться в нем дальше. Это маршрут для тех, кто хочет копнуть сразу немножко глубже, чем другие, и ощутить суть туристических процессов. Это маршрут для тех, кто топтал эту землю в туристических кедах в советское время и хотел бы освежить ощущения. Это хороший маршрут для прилежного офисного служаки, который хотел бы изменить что-то в своем окружении и в себе. Это ровно то, что вписывается в любой бюджет и в двухнедельный отпуск. Ведь даже если ехать из центральной России или Дальнего Востока, то вместе с дорогой на собственном автомобиле можно уложиться в отведенные начальником и трудовым договором сроки.
Аватара пользователя
7БабМореход
новичок
 
Сообщения: 30
Регистрация: 15.02.2015
Город: Барнаул
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Возраст: 37
Отчеты: 1
Пол: Мужской
Лучший маршрут путешествия по России

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #2

Сообщение Нет » 17 фев 2015, 09:29

Здорово пишете, я как книгу прочитала!
Скажите, а если я поеду таким маршрутом сама, конечно предварительно его проработав, имея в запасе недели три, а то и месяц, как думаете - справлюсь? Или все таки лучше не рисковать и нанять человека знающего, и сколько тогда, примерно, будут стоить услуги инструктора по туризму?
На Нет и суда нет.
Аватара пользователя
Нет
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 7466
Регистрация: 25.08.2008
Город: Березники
Благодарил (а): 524 раз.
Поблагодарили: 697 раз.
Возраст: 51
Страны: 14
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #3

Сообщение 7БабМореход » 17 фев 2015, 19:44

Нет писал(а) 17 фев 2015, 09:29: Скажите, а если я поеду таким маршрутом сама, конечно предварительно его проработав, имея в запасе недели три, а то и месяц, как думаете - справлюсь? Или все таки лучше не рисковать и нанять человека знающего, и сколько тогда, примерно, будут стоить услуги инструктора по туризму?


Ставлю на то, что справитесь.
Места не популярно-туристические, но и не глухие. В Горно-Алтайск без проблем можно добраться автобусом или самолетом. Из Горно-Алтайска в Кош-Агач и Улаган несколько раз в день ходят автобусы. Небольшие, но ходят.
Из Акташа или Улагана всегда можно упасть на хвост забрасывающейся группе. Особенно если подгадаете так, что будут выходные. В выходные трафик в Республику увеличивается в разы.
С южного берега также можно либо подкараулить водный транспорт. Раз в неделю обязательно что-то да будет. Либо уехать обратно с заброской.
Ну и автобус Артыбаш - Г-А также ходит несколько раз в день.
Если есть ресурс в виде времени - то можно и сэкономить.

Только я бы рекомендовал сменить зачемалье и Ороктой на Каракольские озера. Эта система из 7 озер высоко в горах недалеко от Чемала. Из села Элекмонар или того же Чемала ежедневно уходит грузовая машина с туристами. Точнее даже не одна, а каждый день от 5 до 10 машин в горячий сезон. Стоит заброска от 700 до 1000 рублей с человека.
Порядка 30 км вас будет трясти на адовом бездорожье, еще 7 км придется топать вверх по тропе.

И дальше вас ожидают 7 прекрасных ледяных озер, снежники, гора Багаташ, замок горных духов, долина туров и многое многое другое. Обычно туристы ходят сюда на однодневную экскурсию, но я рекомендую 2-4 дня чтобы обстоятельно пошариться. На озерах есть небольшая спартанская турбазка или можно поставить палатку.
Приложу, пожалуй, несколько фото из 2011 года, но предупреждаю - сделаны на пленочную японскую мыльницу. Они могут показаться вам мрачноватыми. Но день выдался не слишком солнечный, да и оптика нагоняет.

Горный Алтай достопримечательности

Горный Алтай достопримечательности

Горный Алтай достопримечательности

Горный Алтай достопримечательности

Горный Алтай достопримечательности

Горный Алтай достопримечательности
Аватара пользователя
7БабМореход
новичок
 
Сообщения: 30
Регистрация: 15.02.2015
Город: Барнаул
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Возраст: 37
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #4

Сообщение Нет » 17 фев 2015, 20:06

Спасибо за подробный ответ и чудесные фотографии. Скажите, а топая многие километры, свой багаж придется на себе нести, или прибившись к группе есть возможность куда то на машину его пристроить?
На Нет и суда нет.
Аватара пользователя
Нет
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 7466
Регистрация: 25.08.2008
Город: Березники
Благодарил (а): 524 раз.
Поблагодарили: 697 раз.
Возраст: 51
Страны: 14
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #5

Сообщение 7БабМореход » 17 фев 2015, 20:45

Нет писал(а) 17 фев 2015, 20:06:Скажите, а топая многие километры, свой багаж придется на себе нести, или прибившись к группе есть возможность куда то на машину его пристроить?


Группа на то и группа, чтобы можно было на ней по-хорошему паразитировать)
Не отразил еще такой вид как конный туризм. Но это совсем другая история, страна.
Аватара пользователя
7БабМореход
новичок
 
Сообщения: 30
Регистрация: 15.02.2015
Город: Барнаул
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Возраст: 37
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #6

Сообщение tat_ » 18 фев 2015, 01:02

Красиво написано.
Так и светитесь гордостью за своего отца!
Очень интересно было посмотреть на алтайские фото 70-80х. Это слайды?

Этот маршрут в турфирмах зовется "Алтайская кругосветка". Понятно, что с разными деталями по маршруту, главное - закольцовывание путешествия водным отрезком по Телецкому озеру
Аватара пользователя
tat_
активный участник
 
Сообщения: 945
Регистрация: 29.12.2004
Город: Новосибирск
Благодарил (а): 140 раз.
Поблагодарили: 55 раз.
Возраст: 106
Страны: 43
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #7

Сообщение dwemer » 18 фев 2015, 04:10

7БабМореход писал(а) 17 фев 2015, 20:45:Не отразил еще такой вид как конный туризм. Но это совсем другая история, страна.

Было бы очень интересно послушать про конный туризм.
dwemer
участник
 
Сообщения: 61
Регистрация: 09.05.2013
Город: Иркутск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 39
Страны: 3
Пол: Мужской

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #8

Сообщение 7БабМореход » 18 фев 2015, 18:49

Про конный так про конный.
В советское время он был крайне популярен.
Обычная пешка, допустим, стоила 80-90 рублей, из которых турист оплачивал только треть. Остальное оплачивал профсоюз.
А вот конный маршрут стоил вдвое больше и оплачивался уже из средств туриста.

В начале каждого сезона турбаза брала в возмездное пользование лошадей из колхозов окрестных деревень и сдавала туристам для походов из расчета 9 рублей за лошадь в сутки. И не смотря на дороговизну, конные маршруты раскупались в первую очередь.
А все почему? Потому, что конь, друзья - это не только сбитая задница, ноющая спина и заклинившие колени. Это возможность в полной мере наслаждаться окружающей тебя природой. Любоваться красотами с коня куда интереснее, нежели умирая от одышки на перевале под рюкзаком. Это удивительное взаимодействие с таким животным как конь, который сам по себе дюже уникален. Конь, например, может спать на ходу. Конь чует хищника, конь не пойдет где опасно. Наконец конь - это свободная дыхалка, свободная спина и свободные руки для съемки.

Конные походы были настолько популярны, что проводились даже зимой. Вот например атмосферное тому фотодоказательство.

Горный Алтай достопримечательности

Сейчас у конных маршрутов есть еще одно весомое преимущество - добраться можно туда, куда тяжело дойти пешком.
Но есть и недостаток - нет больше конных маршрутов.

Нет, конные прогулки конечно есть. В любом туристическом районе вам предложат вполне сносных коняшек. Но это будет прогулка вдоль дороги или в редком случае по окрестностям. Есть еще конные заброски на Каракольские и Мультинские озера.

Но выход есть. В любом населенном пункте всегда есть человек, который отлично знает окрестности и имеет в активе несколько лошадей. Лошади просто удобны и ликвидны в той местности. Это транспорт, перевозчик, друг и, наконец, еда.
У нас такие люди есть в Эдигане, Аскате, Усть-Коксе, Акташе. Наши друзья, наши инструктора по туризму если хотите.
Заранее мы разрабатываем маршрут на несколько дней, согласовываем его с владельцем транспорта и отправляемся в любую выбранную точку. Прошлым летом, скажем, мы побывали у самого подножья самой высокой горы Алтая - Белухи. В том самом месте, где берет начало Катунь - самая крупная река Алтая.

На фото наш проводник и хороший друг Миша сидит у самого самого истока Катуни. За его стеной огромный ползучий ледник. А по реке проходит государственная граница с Казахстаном.

Горный Алтай достопримечательности

И кому интересна финансовая сторона. Цена лошади в сутки сегодня: 1-1,5 тысячи. И обязательно оплачивается лошадь инструктора. Услуги проводника, сало и домашний первач бесценны. А потому бесплатны для хороших людей.
Аватара пользователя
7БабМореход
новичок
 
Сообщения: 30
Регистрация: 15.02.2015
Город: Барнаул
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Возраст: 37
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #9

Сообщение margusha » 20 фев 2015, 20:44

А есть еще отцовские фотографии?
Удивительно, как душевно они смотрятся. В смысле чувствуется душа.

И вообще душевно рассказано. Нами пройдены были маршруты 1-2 дня за небольшим исключением. Спасибо, что напомнили ту атмосферу, то чувство.



7БабМореход писал(а) 16 фев 2015, 19:55:Я бы рекомендовал проснуться пораньше, в горах это вполне возможно. К тому же воздух настолько чистый, что голова с утра редко бывает больной или тяжелой.


Хоть минздрав и предупреждает, но наверное, это единственное место на земле, где, сколько бы с вечера ни было выпито - наутро похмелья нет вообще. Такая сермяжная правда.

7БабМореход писал(а) 16 фев 2015, 19:55:Ороктойский мост, друзья. Всего 40 км от Чемала, но редкий турист добирается сюда.


Редкий турист и за гораздо меньшее расстояние от Чемала добирается. Мы в Бешпельтир за медом ездили, на дороге - никого. А в самом селе так на нас смотрели, как будто мы с другой планеты.

Нет писал(а) 17 фев 2015, 09:29: Скажите, а если я поеду таким маршрутом сама, конечно предварительно его проработав, имея в запасе недели три, а то и месяц, как думаете - справлюсь?


Здесь самое ключевое - предварительно его проработав.

Думается мне, что здесь очень и очень нужна помощь знающих людей. Иначе может ничего не получится. Хотя если останавливаться на турбазах, то точно знающие люди найдутся и посоветуют и помогут. Там во многих местах даже на хорошей машине по обычной дороге не заедешь, не зная нюансов. Я бы на вашем месте просила контакты у Автора. Очень похоже, что этот молодой человек отлично знает Горный Алтай.
Смысл жизни в приобретении воспоминаний. В конце концов лишь они и остаются. (с)
margusha
путешественник
 
Сообщения: 1313
Регистрация: 22.12.2011
Город: Новосибирск
Благодарил (а): 1201 раз.
Поблагодарили: 460 раз.
Возраст: 57
Страны: 15
Отчеты: 2
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #10

Сообщение александр III » 21 фев 2015, 16:14

Дорога из Акташа на Телецкое - это почти что старый 75 маршрут т/б Алтай. Только он начинался из деревни Балактыюль через перевал Коа 110 км. У меня его жена водила в студенчестве - СОИТ "Аборигены" АГУ.
Фото Кату Ярык надо бы добавит, мож кто и испугается! У меня только на рабочем компе есть. Если автор будет не против, позже добавлю.
А добавить бы веточку до Тюнгура и Верх. Уймона - тогда бы точно увидели бы весь Алтай.
Голосую - "ЗА"! Надеюсь на победу!
АлТаец.
ТАЙнутый на всю голову.
Save water, drink wine!
Аватара пользователя
александр III
почетный путешественник
 
Сообщения: 3608
Регистрация: 14.12.2011
Город: Барнаул
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 62
Страны: 13
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #11

Сообщение tat_ » 21 фев 2015, 17:17

Нет писал(а) 17 фев 2015, 09:29:а если я поеду таким маршрутом сама, конечно предварительно его проработав, имея в запасе недели три, а то и месяц, как думаете - справлюсь?


За месяц можно увидеть намного больше
Если ехать на своей машине, то вполне можно самостоятельно со всем справится. Автотуризм в Сибири очень развит.

Самый простой вариант автомаршрута - "По Чуйскому тракту" - тут даже можно ехать без предварительной проработки и на любой машине. Большим плюсом будет наличие карт и путеводителей, или хотя бы распечатки с инета "километраж Чуйского тракта".

Круговой маршрут этого топика требует полноприводного авто. Точнее этого требует отрезок пути по долине Чулышмана. Спуск, а точнее подъем из долины Чулышмана на перевал Кату-Ярык для переднеприводного авто с низким клиренсом весьма критичен - подъем крут и камни на дороге велики. Поднимаются такие машины, сами или на привязи (за отдельную денежку). Но риски есть.

Еще круговой маршрут с водным этапом по Телецкому озеру может быть не удобен путешествующим со своей семьей или друзьями, когда водителю нужно оставить всю честную компанию и выехать заранее, чтобы встретить всех уже на другом берегу. Что впрочем решается наймом машин с водителем или покупкой готового тура. А еще несколько лет назад шли разговоры о частном пароме, машины предлагалось перевозить с южного на северный берег вроде как за 15000руб. Что и как сейчас с возможностью паромной перевозки лучше уточнять.

Изучение и проработка деталей позволит углубляться дальше в алтайскую действительность.
Кроме использования своего или наемного авто, можно совмещать автобусы, маршрутки, заброску (или экскурсии) на уазах и шишигах, конные, водные и пешие маршруты.
Аватара пользователя
tat_
активный участник
 
Сообщения: 945
Регистрация: 29.12.2004
Город: Новосибирск
Благодарил (а): 140 раз.
Поблагодарили: 55 раз.
Возраст: 106
Страны: 43
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #12

Сообщение Нет » 21 фев 2015, 18:08

tat_ писал(а) 21 фев 2015, 17:17:За месяц можно увидеть намного больше
Если ехать на своей машине

А если нет своей машины и живешь в Пермском крае?
Но я уже просчитала этот маршрут, увы не мой вариант, очень дорого. Жалко, очень красивые места, такая природа, туда не приедешь на 5 дней. Правильно автор сказал - это как приехать в Москву и постоять в пробке, по крайней мере мне бы такая поездка только душу растравила.
На Нет и суда нет.
Аватара пользователя
Нет
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 7466
Регистрация: 25.08.2008
Город: Березники
Благодарил (а): 524 раз.
Поблагодарили: 697 раз.
Возраст: 51
Страны: 14
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #13

Сообщение minol » 21 фев 2015, 20:07

Хочется добавить про специфику перемещений по Алтаю. Для жителей Восточной Сибири привычно преодолевать большие расстояния по железной дороге или по воздуху. Но по Западной Сибири, Алтаю существует еще и хорошо налаженная сеть автобусных маршрутов из Новосибирска, Барнаула, Бийска. По крайней мере, добраться до раскрученных туристических мест Алтая можно общественным транспортом, относительно бюджетно. Есть и возможность предварительной покупки билетов на автобусы через интернет. Может быть, этот сервис обычное явление для местных жителей, но меня этот факт приятно удивил на контрасте с Забайкальем, где автомобильный транспорт плохо развит.
minol
полноправный участник
 
Сообщения: 268
Регистрация: 21.05.2014
Город: Иркутск
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 45 раз.
Возраст: 66
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #14

Сообщение tat_ » 21 фев 2015, 20:18

Нет писал(а) 21 фев 2015, 18:08: если нет своей машины и живешь в Пермском крае?

На авто и с Урала приезжают, и с Москвы.
Но раз нет машины, то можно другие варианты глянуть.

Нет писал(а) 21 фев 2015, 18:08: Но я уже просчитала этот маршрут, увы не мой вариант, очень дорого.

В турфирмах автотуры по Алтаю стоят порядка 35-50 тыс руб. (может в этом году чуть дороже будет)
Но с точки зрения приложения физических сил автотуризм самый энергетически низкозатратный.

Вы на какую сумму хотели бы ориентироваться и насколько физически готовы вложиться? И что посмотреть хотелось бы - что по картинкам и описаниям на Алтае понравилось?
Готовы ли пешком ходить? Можно доехать на рейсовом автобусе до нужной деревни, забросится в горы на уазике и там уже погулять в радиальные выходы (например, Актру или Мультинские озера)
Можно пойти в пеший поход с конным сопровождением. Груз везут лошади, а сам знай в горку шагай (к примеру, Шавлинские озера или маршрут к подножию Белухи)
Можно, чтобы в горку самому не карабкаться, изначально на персональной лошадке ехать (Шавлинские озера, озера Аккем и Кучерлинское, Укок - конных маршрутов хватает, погуглите Алтай конный тур)
А кому то хватает матрасного пребывания на турбазе в районе Нижней Катуни с покупкой экскурсий (остров Патмос и Чемальская ГЭС, сплав на рафтинге, краткие походы на Каракольские озера и т.п)
Аватара пользователя
tat_
активный участник
 
Сообщения: 945
Регистрация: 29.12.2004
Город: Новосибирск
Благодарил (а): 140 раз.
Поблагодарили: 55 раз.
Возраст: 106
Страны: 43
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #15

Сообщение александр III » 22 фев 2015, 09:23

1. если нет своей машины и живешь в Пермском крае?
У меня нет своей машины, пользуюсь общественным транспортом. Проблем нет.
2. Но я уже просчитала этот маршрут, увы не мой вариант, очень дорого.
Более бюджетный вариант - в Чемал и на Караколы с экскурсией.
До Телецкого можно добраться через Горно-Алтайск (Улалу) на автобусе до Артыбаша.
АлТаец.
ТАЙнутый на всю голову.
Save water, drink wine!
Аватара пользователя
александр III
почетный путешественник
 
Сообщения: 3608
Регистрация: 14.12.2011
Город: Барнаул
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 62
Страны: 13
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Сообщение: #16

Сообщение АлАр » 22 фев 2015, 09:39

Эх! Горный Алтай!
В него влюбляешься с первого раза.
Удивительное место с удивительной энергетикой.
Не даром Рерих искал здесь свою Шамбалу.

Мы доезжали до самого тупика Чемальского (старого Чуйского тракта) По рассказам, тянули, тянули Чуйский тракт и ... уперлись.
По дороге есть пещера с какими-то древними отложениями
Горный Алтай достопримечательности
При этом желающих "доехать до конца" вполне достаточно, так что разворачиваться/разъезжаться получается с трудом.
за тем мостиком тот самый край этой дороги и совсемнебольшая площадка для разворота

Горный Алтай достопримечательности
Горный Алтай достопримечательности
На Горном Алтае очень развита туристическая инфраструктура с выбором размещения на любой кошелек,- палатка своя, палатка стационарная(армейский вариант на деревянном каркасе с кроватями), домики от самых простеньких до гостиниц класса люкс. При этом, даже при размещении в своей палатке, вы получаете доступ к инфраструктуре: летняя кухня для приготовления пищи (мангал, казан и пр.), навес со столом для еды, баньку на берегу и пр. По вашему желанию вам могут накрывать персональный стол и привозить блюда на заказ.
Но это, ИМХО, нужно использовать только как базу для однодневных вылазок.
И чем дальше от основных туристических троп, тем красивее места и тем сильнее западает Горный Алтай в душу.
Горный Алтай достопримечательности Горный Алтай достопримечательности Горный Алтай достопримечательности
Что ТС, спасибо ему огромное за его труд, не упомянул здесь.
1. Конные прогулки очень распространены, практически везде вы найдете и лошадей и проводника для конной прогулки от одного до нескольких часов. Тем, кто на лошадях ни разу не катался, крайне не рекомендуется ехать в длительное конное путешествие
2. Есть всевозможные развлекалки, типа пролета над Чемальской ГЭС на тарзанке

Горный Алтай достопримечательности

2. Погода на Горном Алтае крайне изменчива и дождь может пойти в любую минуту, но они обычно не затяжные и неудобств не доставляют. И самое главное,- там не комаров!!!
3. Покупаться особо негде, но недалеко от Маймы есть теплое озеро Ая, там многие и купаются. К нему ведет знаменитый подвесной автомобильный мост.
4. Каракольские озера ( впрочем это всего лишь самое раскрученное из подобных ) - очень красивое место. Но нужно понимать, что 7 (по другим данным 8 км) вам придется идти в гору и перепад высот на тропе составляет 1 км. Тропа - название чисто условное, кое-где придется переходить через ручьи по дереву и т.д. Мы с детьми (самому младшему 2года) шли часа 4,5. Чуть не сдохли , но оно того стоило.
в августе тем лежит снег и можно дойти до него, побродить по вершинам выше облаков и увидеть горных орлов летящих ниже тебя.
Идти туда лучше с ночевой (есть где заночевать) и тяжелые вещи можно отправить на лошадях.
Per aspera ad astra.
Never give up!
Аватара пользователя
АлАр
почетный путешественник
 
Сообщения: 3129
Регистрация: 05.01.2012
Город: Новосибирск
Благодарил (а): 305 раз.
Поблагодарили: 320 раз.
Возраст: 59
Страны: 31
Отчеты: 5
Пол: Мужской

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #17

Сообщение minol » 23 фев 2015, 18:40

Летом 2013 года во время экскурсии на Чемал отошли на несколько метров в сторону от тропинки и наткнулись на полянку, на которой собрано десятка полтора камней с нанесенными на них рисунками. Линии очень четкие, обведены краской. Непонятно, настоящие эти камни или это новодел-имитация древних рисунков. Знакомые рассказывали, что похожие рисунки видели на Алтайских скалах в других местах. Непонятно, откуда они взялись возле Чемальской ГЭС. Экскурсовод ничего не смогла о них рассказать. Может быть, кто-то в курсе, откуда эти камни? Вот один из камней:
Горный Алтай достопримечательности
minol
полноправный участник
 
Сообщения: 268
Регистрация: 21.05.2014
Город: Иркутск
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 45 раз.
Возраст: 66
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #18

Сообщение 7БабМореход » 23 фев 2015, 19:00

minol, конечно же имитация.
Этим рисункам лет меньше, чем моему коту. Местные умельцы с удовольствием сооружают достопримечательности одну за другой, чтобы водить людей недалеко от дома и сувенирную палаточку рядом поставить.

И раз уж зашел об этом разговор, позвольте поделиться прохладной былиной.

Инструкторский поход. Как можно понять из названия, это поход, в который ходили только инструктора. Инструкторский поход проводился дважды в сезон. В начале сезона и в конце его. В начале сезона группа проходила по маршруту, оценивала состояние тропы, прокладывала ее если нужно. Также натаскивали новичков в инструкторском составе.
В конце сезона инструкторский поход был поощрением инструкторам за хороший сезон.
— Поощрением? — переспрашиваю, — то есть ты вкалываешь все лето, а вместо премии тебе говорят, мол, еще разок сходи–ка по маршруту, поморозь задницу, жрани этих черствых сухарей да выпей чаю?
— Сопляк, ты ничего не понимаешь. Инструкторский поход это полет мысли, это фантазия. Это искусство в туризме.

Когда я был маленьким мы с родителями гостили у друзей. Те как раз в молодые годы были туристами в группе отца.
Когда обжорство за столом прекратилось и настало время воспоминаний, глава семейства достал из закромов ржавую железяку, отдаленно напоминающую кинжал.
— Старинный скифский меч, — отчетливо сказал он и описал в воздухе красивую дугу, — я нашел его на Багаташе, когда мы с твоим отцом ходили в долину туров.
Я принял железяку в свои руки. Она была довольно увесистой, внушала трепет и уважение. Грубая сталь, угловатая ручка и едва заметный орнамент.
— Пап, это правда меч скифов? — спросил я отца, когда мы ехали домой.
— Конечно. Аскатские скифы.

Спустя два десятилетия я разгадал ребус. В инструкторском походе, знаете ли, развлечений не так много. Алкоголь в умеренном количестве, рыбалка, охота, туристская баня... И все. Чтобы сезон был веселым и увлекательным, эти сорванцы меняли на водку и продукты у кузнеца в селе Аскат неудачные болванки мечей, которые тот делал на продажу. Эти болванки вылеживались в баке с водой весь сезон, а под конец сезона забрасывались на маршрут в случайном порядке. Снег и дождь делали свое дело и через 1–2–3 сезона заготовка превращалась во вполне себе реликвию.

На фото отец вместе со своей реликвией.

Горный Алтай достопримечательности
Аватара пользователя
7БабМореход
новичок
 
Сообщения: 30
Регистрация: 15.02.2015
Город: Барнаул
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Возраст: 37
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #19

Сообщение minol » 23 фев 2015, 19:11

Спасибо, теперь все понятно... А то я коллег на работе перепугала своими фото: они решили, что в угоду турбизнесу разоряют памятники археологии, снимают древние петроглифы в труднодоступных местах и перевозят в доходные турзоны
minol
полноправный участник
 
Сообщения: 268
Регистрация: 21.05.2014
Город: Иркутск
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 45 раз.
Возраст: 66
Пол: Женский

Re: Увидеть то, что скрыто от глаза популярного туриста. Горный Алтай сегодня и 30 лет наз

Сообщение: #20

Сообщение александр III » 24 фев 2015, 05:27

Как и обещал:
Горный Алтай достопримечательности
Кату Ярык.(Не моё)
АлТаец.
ТАЙнутый на всю голову.
Save water, drink wine!
Аватара пользователя
александр III
почетный путешественник
 
Сообщения: 3608
Регистрация: 14.12.2011
Город: Барнаул
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 73 раз.
Возраст: 62
Страны: 13
Отчеты: 1
Пол: Мужской

След.



Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумГотовые маршруты и туры по России. Прочитал и поехал



Включить мобильный стиль