Зачем ехать? Аналогов Куршской косе в мире нет. На этой полосе, которая в самом широком своём месте достигает 3 км, а в самом узком 500 м, сосредоточено несколько различных экосистем. Таких, как хвойные и лиственные леса, песчаные дюны, прибрежная полоса с пляжами и базами отдыха и др., в следствие чего пейзажи за окном авто очень быстро меняются до неузнаваемости. На территории Национального парка живёт множество редких видов животных, птиц, насекомых и растений.
Сколько времени займёт посещение заповедника? Вполне можно уложиться за день. Конечно, если вы хотите глубже погрузиться в исследование этого уникального места, то следовало бы заночевать в Зеленоградске, а то и вовсе на какой-нибудь базе отдыха на территории самой Куршской косы, но я останавливался в Калининграде, поэтому и исходить в описании буду из этой отправной точки.
Как добраться? Понятно, что если Калининградская область не граничит с Россией напрямую, то и другого адекватного способа попасть сюда не пересекая границы, кроме как на самолёте, нет. До Калининграда летает достаточно много рейсов из разных городов европейской части России, особенно конечно из Москвы и Санкт-Петербурга (Калининград относится к Северо-Западному федеральному округу).
Далее до самой Куршской косы можно доехать либо на электричке с Северного и Южного вокзалов (до городов Светлогорск или Зеленоградск, далее пересесть или на местные автобусы, или на местное такси, но этим путём я не пользовался, поэтому подробностей сообщить не могу), либо автомобильным транспортом (арендовать автомобиль, нанять такси, добраться с автовокзала рейсовым автобусом Калининград-Клайпеда, либо использовать автобус № 593, идущий через городок Зеленоградск).
Лично мне наиболее удачными видятся 2 варианта посещения Куршской косы с транспортной точки зрения: на арендованном автомобиле, либо с организованной экскурсией, приобрести которую можно без проблем в Калининграде (или в Зеленоградске). Дело в том, что по всей длине косы посередине тянется автомобильная дорога, оканчивающаяся пограничным постом (далее она конечно продолжается, но это уже не Россия). И если у вас под рукой нет транспорта, то ваше передвижение по прямой и обратно будет сильно затруднено.
Карта маршрута:
Но обо всём по порядку.
Раз уж вы оказались в этом интересном краю, то стоит задержаться в его административном центре – городе Калининграде. Здесь есть на что посмотреть. Изначально это была территория Восточной Пруссии, а затем и Германии. Город был построен немцами и назывался Кёнигсберг. В первой половине ХХ века этот город был самым укреплённым германским форпостом. Захватить его тогда считалось практически невозможным делом.
Судя по сохранившимся фотографиям тех времён, город был очень красивым: замки, дворцы, парки и т.д. Когда в конце 2-й мировой войны стало известно, что территория бывшей Восточной Пруссии перейдёт под юрисдикцию Советского союза, то наши английские союзники предприняли массированную бомбардировку Кёнигсберга, в результате которой город был практически разрушен. Как известно, советская власть обладала специфическими взглядами на красоту архитектуры, поэтому было принято решение не восстанавливать европейский облик города, а перестроить всё на советский лад. Однако с падением Советского союза процесс «облагораживания» архитектурного облика города потихоньку движется, поэтому сегодня, кроме серых квадратных коробок, мы можем увидеть готический Кафедральный собор, у стены которого находится могила известного философа Иммануила Канта, Рыбную деревню – этнографический уголок в лучших европейских традициях, форт Врангеля (ныне аутентичный ресторан), музей-магазин янтаря (которым чрезвычайно богаты Балтийские берега) и многое другое. Информацию о достопримечательностях Калининграда-Кёнигсберга можно легко найти в интернете, поэтому продолжим собственно о цели нашего путешествия.
От Калининграда до начала Куршской косы примерно 30 км. Расстояние же от Калининграда до границы Российской территории на Куршской косе составляет примерно 80 км.
Небольшой городок Зеленоградск, о котором упоминалось выше, находится непосредственно у «основания» Куршской косы. Городок интересен тем, что он не был разрушен войной, поэтому во многом сохранил свой европейский стиль и облик. Даже остались каменные мостовые, прибрежный променад и «баварские» домики.
Проезжаем через шлагбаум и оказываемся на территории собственно Куршской косы. Она встречает нас асфальтированной дорогой с лесом по обочинам. Едем вперёд и тип леса меняется с лиственного на хвойный, с хвойного на смешанный и т.д. Пока движемся по дороге не сворачивая, то довольно трудно понять в каком удивительном месте мы оказались (лучше всего видно Куршскую косу из самолёта). Однако сверните налево – и через несколько минут вы окажетесь у берега Балтийского моря. В летние месяцы оно прогревается достаточно, чтобы можно было искупаться. Есть приятные глазу пляжи и приморские заведения.
Через дорогу частенько перебегают лисы, говорят, что и кабанчики тут водятся, так что внимательно смотрите на дорогу и сильно не разгоняйтесь.
Если повернуть с дороги направо, то там будет Куршский залив (он не такой солёный, как Балтика, и там нет таких волн), но купаться в нём запрещено и, по-моему, даже близко подъехать не получится. Само слово «Куршский» происходит от названия племени Куршей, проживавших на этой территории много столетий назад. Народа этого давно нет, но в песках бродячих дюн можно обнаружить остатки домов и поселений, однако раскопки не ведутся ввиду того, что бродячие дюны угрожают экосистеме косы и было принято решение сдерживать их перемещение, укрепляя и фиксируя их на определённой территории.
Все достопримечательности на территории парка оборудованы информационными стендами.
Одной из обязательных к посещению точек на косе является песчаная дюна Эфа. Это ещё одна особенность Национального парка – временами встречаются пустынные пейзажи, как будто бы вы не в Европе, а где-нибудь на Ближнем Востоке или в Африке. Доезжаем до оборудованной стоянки (вне оборудованных парковаться нельзя) и выходим по направлению к Куршскому заливу (т.е. стоянка будет по правой стороне дороги, если ехать от входа). Эта дюна является самой высокой точкой косы, поэтому тропа к ней будет идти в горку. Дорожка оборудована деревянными настилами (чтобы туристы не топтались по редким травам и насекомым) и смотровыми площадками и проходит через живописный хвойный лес. Помните, что мусорить и разводить костры на территории заповедника категорически запрещено – уважайте природное достояние. К тому же за это предусмотрены немалые штрафы (если уж другие методы воздействия не работают). С верхней смотровой площадки видно Куршский залив, леса у подножия дюны, населённые пункты Литовской территории и кусочек Балтийского моря.
Самым необычным участком Национального парка Куршская коса я считаю так называемый «Танцующий лес». Это в некотором роде «аномальная» зона – сосновый лес, где деревья необъяснимым образом растут в разные стороны, в различных плоскостях, изгибаются, даже скручиваются в кольца. Почему – однозначного ответа у учёных до сих пор нет. Версии самые разные – от нестандартного состава почвы, до инопланетного вмешательства. Радиационный фон, если что, вполне нормальный. Очень атмосферное и мистическое место, можно снимать сказочные фильмы – самый настоящий заколдованный лес. Ни одна версия до сих пор не объясняет всех нюансов, так что оставим эту загадку будущих поколениям, а сами просто будем посещать Куршскую косу и продолжать удивляться.
На стоянке у дороги к дюне Эфа и у тропы к Танцующему лесу можно купить сувениры и перекусить. Здесь много автобусов с туристическими группами из соседних стран.
Бюджет поездки в основном будет складываться из авиаперелёта, проживания в отеле и питания. Если из Москвы, то регулярный рейс Аэрофлота обойдётся примерно тысяч в 9-10 рублей туда и обратно на 1 взрослого. Ютэйр и Трансаэро немного дешевле. Лететь 2 часа. Проживание зависит от выбранного отеля. В Калининграде их предостаточно. Например, неплохая гостиница «Калининград» в центре города стоит чуть более 2500 руб. в сутки за стандартный одноместный номер с завтраками. Ну а билеты на электричку или автобус выйдут совсем недорого. В общем путешествие из разряда интересных и доступных.