- Гиви! Я машина купил!
- Вах, Гоги! Какого цвета?
- Вай, Гиви... Вот знаешь закат в горах?
Вот такого же, только зелёный!Этот пост будет о транспорте в Грузии, я так решил. А почему я так решил, я еще не решил.
Итак, начнем с азов, то есть с покупки автомобиля. Опыт мой пока невелик, но то, что видел, расскажу.
Не секрет, что одной из значимых статей грузинского экспорта является реэкспорт автомобилей. Отсюда стальные и не очень други разъезжаются по разным государствам СНГ. Это, в первую очередь, соседи: Армения и Азербайджан. Хотя, насколько я понимаю, армянам в связи с вхождением в таможенный союз, теперь это не так интересно. Могу ошибаться. Отсюда же, как ни странно, уезжают автомобили в Туркменистан и даже Казахстан. В связи с этим, здесь развита не столько продажа через интернет, сколько по старой и несомненно доброй традиции, автомобиль покупается на рынке! На настоящем авторынке, что находится километрах в 30 от Тбилиси близ города Рустави. Огромная площадь занята машинами-машинами-машинами. Рынок вроде бы структурирован, только я так и не понял по какому принципу
И вот ты долго-долго ходишь, выбираешь из худшего лучшее (потому что в кармане у тебя 3000 долларов). Ожидание увидеть толпу набрасывающихся на тебя продавцов "Купи моя! Пэрсик, а не машина! До Чикаго довезёт!" не оправдывается абсолютно. Продавцы уставшие и пассивные, нужно долго тереться возле авто, выискивая хозяина. Может дожливая погода тому виной, а может они точно знают, что эта машина уйдет при любом раскладе. Ну или наоборот - все равно не продастся )
Юморные покупатели из Азербайджана поблизости: "-Хозяин! Кондиционер работает? -Конечно работает, обижаешь! -Сколько зарабатывает?"
В общем, после долгих хождений по лужам, автомобиль найден, после чего начинается эпопея "Вай, машина на жене, жена в Тбилиси" - съездили забрали, заодно проверив автомобиль на ходу. По приезде выяснилось, что не хватает какой-то бумажки - съездили забрали.
Про машину я уже писал ранее - Опель Вектра 2000 г.в.
Растаможка отняла ровно 2(!) минуты времени - какой-то дядечка с каким-то умным приборчиком ввел в базу транзитные номера и отдал нам какую-то бумажку. Затем мы попадаем в большое помещение, где сидит - не соврать бы - с добрую сотню приятных девочек, за спинами которых, как на выставке, выложены доступные номера. Выбрать можешь любой из них. если ничего не нравится, можешь сам написать цифры и буквы какие тебе по душе: VO111VA, PI555VO или SE001XY (не, секси скорее всего заняты, это ж Грузия). Твою фантазию проверят на наличие и тут же изготовят нужный знак.
Вся процедура оформления заняла порядка 15 минут. Заминка была в том, что у меня не было ни адреса проживания в Грузии, ни местного телефона. Ну и паспорт российский. Предполагаю, что для аборигенов весь процесс занимает минут 7-8 (интересно, как долго оформляли бы автомобиль на иностранца в России? И вообще, смогли бы?)
Жаль, не записывал по отдельности расходы, но, как я уже писал ранее, при стоимости автомобиля 1800 долларов, все документы обошлись примерно в 900. Ээээх, где ж ты курс 30 рублей за доллар?
Переходим к основной части программы - особенности национального вождения, па-баааам!
Это, конечно, песня! Если в России в секту "Свидетелей ДТП на Ленинградке" можно отнести водителей такси и маршруток, то здесь - всех! Без исключения )) Основная проблема (на мой взгляд, по крайней мере) это отсутствие такого основополагающего понятия, как рядность движения. Причем, разметка есть.Но деньги на нее потрачены абсолютно зря! Ключевой принцип вождения - еду, как удобно )) Красный свет? - Проскочу! 2 сплошных - а, пофиг! Пешеход? - Кто этот потерпевший? В общем, хаос непередаваемый! А если где-нибудь не работает светофор - пиши пропало. Будет вот так:
Ну или так:
Конечно, местные жители уверяют меня, что прогресс есть. Что все стали пристегиваться (действительно так), что раньше на красный свет проезжали 5 машин из 10, а сейчас только 2. Но поведение на дороге отвратительное, это факт! Не уступить, подрезать, откровенно закозлить - не проблема... И удивительно. Ведь люди по природе своей в общем-то душевные, что за бес вселяется в них на дорогах? Но это проявление культуры, вернее отсутствия таковой, в целом. Будем надеяться, что ситуация действительно меняется в лучшую сторону.
Кстати, аварии при всем этом встречаются довольно редко. По статистике в последние годы среднее кол-во ДТП в стране около 2500-3000 в год. Погибших порядка 250 человек.
Автопарк в стране состоит преимущественно из видавших виды немцев, но и японцы с правым рулем уже никого не удивляют. Очень часто на таких машинах переделывают руль на левый, уж не знаю, что там происходит с безопасностью ) В стране нет ограничений по экологическому классу, нет техосмотра и транспортного налога, нет обязательного автострахования (я застраховал свой - некое подобие КАСКО. 18 долларов в месяц обходится спокойствие).
То есть, по факту, купи драндулет за 1000 долларов и громыхай на нем по городу, только заправляй.
Топливо, кстати, стремится к цене в 1 доллар за литр. Основные операторы: азербайджанский Socar (он же по совместительству крупнейший иностранный инвестор в Грузии), румынский Rompetrol, Gulf из Пенсильвании, местная компания Wissol и российский Лукойл (занимающий здесь, кстати, последние места в рейтингах качества топлива). На всех заправках работают специально обученные люди, которые рассчитают тебя и заправят. Чаевые давать не принято.
Парковка.
С паркингом в Тбилиси настоящая беда. Число машин перевалило за миллион из которого около 40% приходится на Тбилиси. При этом доля автомобилей не старше 3-х лет лишь 5%, против 35% тех, кому за 20. В городе существуют выделенные специальной разметкой зоны вдоль дорог, а иногда и на тротуарах, где можно парковать автомобиль. Парковка эта условно платная - в любом платежном терминале можно купить абонемент. Он продается на неделю, полгода и год. Полугодовой, например, стоит около 10 долларов. Просто вводишь в аппарат номер автомобиля и он автоматически попадает в базу компании C.T.Park. А потом вдоль парковок ходят девочки, сверяют номера машин с базой и выписывают квитанции нарушителям. Но!
Это бы не была Грузия, если бы все было так красиво и орагнизованно ) На каждой более или менее популярной парковочной зоне, присутствуют странного вида товарищи в ярких жилетах и подобием жезла в руках. Они типа помогают тебе заехать и выехать, а ты платишь им за это какую-то мелочевку (как правило, порядка 10 рублей). Крайне странные на мой взгляд персонажи, но местные уверяют меня, что это дюже удобно )) При этом, если паркинг официально у тебя не оплачен, штраф ты получишь независимо оттого, заплатил парковщику или нет. Как-то так...
Несмотря на попытку привести все к порядку, встретить подобное, увы, не проблема:
Дороги.
Качество автомобильных дорог в городах оставляет желать лучшего. За исключением, пожалуй, Батуми. Но, надо признать, если делают, то довольно быстро и качественно (как раз сейчас рядом с домом полностью обновляют улицу. По 3 полосы в каждую сторону). Зато трассами грузины могут гордиться - имеют полное право! Новая магистраль Тбилиси-Батуми первую сотню километров вообще на высшем уровне. Даже в таких трудных местах, как горная Сванетия, где постоянные завалы, размывы и все прочее, дорога действительно в порядке. Особенности вождения за городом проявляются в основном в обгонах. При этом без разницы, есть встречная или нет - поморгал фарами, все подвинулись и разъехались )) А в темное время суток неудобство доставляет езда с дальним светом. Потому что с дальним не ты едешь, а встречный. Или позади тебя.
Туристам, приезжающим в Грузию на своих машинах я однозначно рекомендую оставлять свою машину в Тбилиси, брать авто с водителем (поверьте, это очень недорого) и спокойно наслаждаться красотами.
Общественный транспорт мною исследован плохо. Вернее, не исследован вовсе - 2 раза на метро ездил ) Проезд стоит около 17 рублей, билет действует 1.5 часа, при этом еще и в автобусах. Основной транспорт для наземного передвижения это маршрутки приличного вида (высокие, вместительные). На всех остановках присутствует электронное табло, где указан номер автобуса и время до его прибытия. Также существует интерактивная карта, где отображается реальное нахождение транспорта онлайн. Есть и мобильное приложение, насколько я знаю.
В Грузии порядка 50000 такси. Лицензия не нужна, а при низкой стоимости автомобилей и высокой безработице это выход для многих. В связи с большой конкуренцией цены занижены - при относительно дорогом бензине проезд из спального района миллионного города в центр обойдется в 120-130 рублей.
Междугороднее сообщение осуществляется преимущественно маршрутками. Это очень дешево и с ума сойдешь, судя по рассказам очевидцев. Во-первых, нет четкого расписания (типа, наберу полную и поеду). Во-вторых, "в этом гостиница я директор!", то есть, если водителю нужно заскочить к Леванчику, чтобы захватить пару коробок для его больного дяди из Марнеули - не проблема для директора. И не важно, что и Леванчик и его дядя живут чуть в стороне от маршрута.
Довольно развит железнодорожный транспорт, но пользоваться не приходилось пока - ничего не могу сказать. Ездил Южно-Кавказскими железными дорогами (они же армянские) из Еревана в Тбилиси - в лучших традициях советских поездов, что и не удивительно - 100% ЮКЖД принадлежит РЖД.
Внутреннее авиасообщение тоже присутствует (Тбилиси-Батуми, Тбилиси-Местия), но с учетом того, что до Батуми 4 часа на скоростном поезде, не уверен в целесообразности. А до Местии летает маленький Л-410 и в связи с нестабильностью погоды в горах, рейсы часто отменяются.
По транспорту вроде всё. С удовольствием отвечу на вопросы.