ОГЛАВЛЕНИЕ
Начало или Немного информации для тех, кто планирует поездку в Норвегию на авто и не только
День 1 (22-23.07). Hirtshals (Дания) – Bergen (на пароме). Bergen.
День 2 (24.07). Bergen – Stalheim – Flåm – Flåmsbana (Flåm – Myrdal – Flåm) – Nærøyfjord cruise (Flåm – Gudvangen + автобус Gudvangen – Flåm) – Stegastein – Aurlandsfjellet ("снежная дорога") – Borgund Stavkyrkje – Sogndal (305 км на авто)
Карта маршрута на день.
Часть 1. Bergen – Stalheim – Flåm
Часть 2. Поездка по Flåmsbana (ж/д Flåm – Myrdal – Flåm)
Часть 3. Nærøyfjord cruise (теплоход Flåm – Gudvangen + автобус Gudvangen – Flåm)
Часть 4. Flåm - Stegastein
Часть 5. Aurlandsfjellet – Borgund Stavkyrkje – Sogndal
День 3 (25.07). Sogndal – Sognefjellet National Tourist Route – Lom – Gamle Strynefjellsvegen National Tourist Route – Øvstefoss – Hellesylt – Geirangerfjord (паром Hellesylt – Geiranger) – Dalsnibba – Geiranger (358 км на авто)
Карта маршрута на день.
Часть 1. Sogndal - Barsnesfjorden - Gaupne
Часть 2. Gaupne - Sognefjorden - Jotunheimen - Lom
Часть 3. Lom - Ottadalen - Grotli - Gamle Strynefjellsvegen - Hjelledalen
Часть 4. Озеро Oppstrynsvatnet - Stryn - Hellesylt
Часть 5. Sunnylvsfjorden - Geirangerfjorden
Часть 6. Geiranger - Dalsnibba
Часть 7. Опасность во фьордах (совсем не лирическое отступление)
День 4 (26.07). Geiranger – Trollstigen – Åndalsnes – Raumabanen (Åndalsnes – Dombås – Åndalsnes) – Ålesund (212 км на авто)
Карта маршрута на день
Часть 1. Geiranger - Ørnevegen - Eidsdal
Часть 2. Паром Eidsdal-Linge - Valldalen - Alnesreset
Часть 3. Trollstigen
День 5 (27.07). Ålesund, Runde (авто не использовали)
День 6 (28.07). Ålesund – Bergen (паром). Bergen – Steinsdalsfossen – Hardanger National Tourist Route – Eidfjord (156 км на авто)
День 7 (29.07). Eidfjord – Vøringsfossen – Hardangervidda National Tourist Route – Oslo (318 км на авто)
День 8 (30.07). Oslo и дорога в Швецию
Начало или Немного информации для тех, кто планирует поездку в Норвегию на авто и не только
К путешествию в Норвегии подступался очень долго. Всё никак не складывалось. Большая интенсивность поездок по работе явно препятствовала реализации планов. В надежде как-то приблизить момент знакомства с этой загадочной, суровой и прекрасной страной несколько лет назад на пути из Германии в Москву даже специально сделал крюк: пересадку в Осло с временем между рейсами, достаточным, чтобы съездить в город и погулять несколько часов. Но и этот "манёвр" не сильно помог – по Осло я погулял, но Норвегия для меня так и продолжала оставаться терра-инкогнита, включённая в "топ-лист" для знакомства.
Всё решилось достаточно внезапно. Рассказы друзей о поездках на авто в Норвегию, что называется, переполнили чашу. А тут ещё вдруг оказалось, что мой приятель тоже строит планы поездки в Норвегию! Правда, из Германии и с остановкой на несколько дней в Дании, а на обратном пути – в Швеции, но это уж никак препятствием быть не могло. Едем в Норвегию!
В качестве ключевых требований при планировании выступали следующие:
- переезды в течение дня должны чередоваться с остановками, а также, по возможности, с небольшими походами или "экскурсиями" (в качестве таковых, по понятным причинам, принимались только поездки на небольших круизных судах по фьордам или на поездах по туристическим маршрутам),
- в маршрут должны входить несколько национальных туристических дорог (Nasjonale turistveger), чтобы в первой поездке по Норвегии (для приятеля она тоже была первой) получить как можно больше опыта и общих впечатлений, на основании которых можно было бы сформировать предпочтения для более детального исследования тех или иных районов в следующий раз (кто-то справедливо может заметить - ещё не реализован первый план, а уже подразумеваются какие-то новые – ну не странные ли люди? Вполне допускаю, что странность в этом требовании присутствует, но жажда путешествий перевешивает :-) ),
- раз уж решили совместить планы, то нужно вписаться в общий план (Германия-Дания-Норвегия-Швеция-Германия) в жёстко ограниченном интервале дат.
Как обычно, ключевые требования противоречили друг другу, причём даты были самым жёстким ограничением. Но отступать было категорически нельзя! Решение принято. Приступаем к детальной проработке возможных вариантов маршрута. Не буду описывать процесс выбора. Скажу лишь одно – он был мучителен. Хотелось всего и как можно больше, но …
Авто. Решили ехать на машине приятеля (SEAT Ibiza, с ручной коробкой). Забегая вперёд, скажу – машина не подвела! Справилась со всеми самыми сложными дорогами и крутыми уклонами.
Оплата дорог. Хорошо известно, что часть дорог (а также тоннелей и мостов) в Норвегии платная. Но на всякий случай повторюсь, что для оплаты существует система AutoPASS (на карте по приведенной ссылке можно посмотреть все точки взимания платы). Обсуждение данного вопроса на форуме – в этой ветке. Как утверждается, для машин с европейскими номерами, включая арендованные авто, квитанции об оплате будут направлены по месту регистрации авто. Но в некоторых случаях при отсутствии регистрации в системе AutoPASS дополнительно могут быть выставлены штрафы. Чтобы не иметь головной боли с оплатой достаточно зарегистрировать арендованную или личную машину (мы именно так и поступили) до поездки. Если длительность пребывания в Норвегии превышает 2 месяца, то необходимо подписать контракт с одним из операторов системы AutoPASS с тем, чтобы получить AutoPASS toll tag (даёт скидку на проезд через пункты оплаты, обслуживаемые данным оператором, а также скидку на проезд через большинство других пунктов оплаты). Изучив, как всё это устроено, зарегистрировались на сайте AutoPASS и ввели номер кредитки для оплаты. Проблем с регистрацией кредитки (эмитированной российским банком) не было. По состоянию на 23.08 в личном кабинете уже присутствовали записи на общую сумму 356.4 NOK. Думаю, это ещё не всё, так как среди них нет Бергена.
Бензин. Заливали 95-й. Заправлялись один раз перед погрузкой на паром в Дании, дважды по маршруту в Норвегии и один раз уже практически на выезде из Норвегии на границе со Швецией. Первые три из этих заправок обошлись (в эквиваленте) в 125.4 евро. В среднем получилось 1.58 евро/л, что вполне нормально для Норвегии.
В нашем случае маршрут должен был начинаться с парома из Дании. Для тех, кто вдруг тоже решит ехать в Норвегию из Дании, рекомендую рассмотреть следующие возможные варианты:
Hirtshals – Stavanger – Bergen, этот паром мы выбрали для нашего маршрута
Hirtshals – Kristiansand или паром другой компании Hirtshals – Kristiansand
Hirtshals – Langesund
Hirtshals – Larvik
Frederikshavn – Oslo
Первый из приведенных вариантов удобен тем, что можно планировать начало маршрута как в Ставангере, так и в Бергене. В окончательном варианте мы решили начать маршрут в Бергене. Ставангер и окрестности – в следующий раз.
Следующий момент – ресурсы в Интернете по Норвегии. Их не просто много, а очень много!!! Пришлось поискать максимально полезные для нашего путешествия. Выбор пал на следующие:
1. Для планирования маршрута рекомендую воспользоваться очень хорошей картой Норвегии. Детализация – вплоть до маленькой хижины и тропы. Можно просматривать как в режиме карты, так и в режиме высокодетальных аэрофотоснимков. Все гостиницы, достопримечательности и проч. также охвачены, причём для каждого объекта даётся переход по ссылке на соответствующую веб-страницу с более детальной информацией. Используя этот ресурс, можно прокладывать самые сложные маршруты и получать план передвижения по ним на авто с оценкой времени в пути, детализацией по тоннелям, платным дорогам, развилкам и т.п.
2. Для бронирования поездок:
На туристическом теплоходе по Nærøyfjord
По железной дороге Flåmsbana
На пароме по Geirangerfjord (включая автомобиль). Внимание -- старая ссылка на страничку для бронирования билетов на этом маршруте больше не работает!!!
3. Расписание паромов для пересечения фьордов с авто (билеты приобретаются прямо на пароме или перед погрузкой)
4. Планирование произвольных маршрутов с использованием общественного транспорта по всей Норвегии
5. Информация о текущих ограничениях движения на всех государственных дорогах.
Форум - вне этого списка как обязательный ресурс высшей категории!!!
Жильё. Мы всё резервировали до поездки (в середине мая). В Бергене, Олесунне, Эйдфьорде и Гейрангере - за деньги, бронировали на booking.com. В Согндаль и Осло - за пойнты BestWestern Rewards (хотели и в Олесунне за пойнты, но там гостиница сети BestWestern находится за городом, так что решили за деньги пожить в центре. В Бергене за пойнты BestWestern Rewards мест на нужные даты не было). Вообще я был несколько удивлён, что в Норвегии имеется некоторое количество отелей сети BestWestern. Но тем лучше - мне удалось потратить залежавшиеся пойнты.
Ну вот, кажется со вступлением закончил, теперь можно переходить к описанию поездки и впечатлений