МАЛЬТАПосле новогоднего перерывчика приступаем к Мальте. Люди уже и в колхозокруиз скатались, и вернуться успели, а я всё никак с отчетом не расквитаюсь.
Ну, что ж:
«садитесь в кружок, ребятишки,
до ужина есть полчаса,
сейчас расскажу я вам сказку,
про рыцарей и чудеса…» (с)
По Мальте был такой план: никуда не торопимся, важно ходим и осматриваем столицу согласно путеводителю. Но мы - не мы без Главной Хотелки Дня, и состояла она в том, что Мальта, это же наш самый южный порт, а на дворе, если кто забыл, вторая половинка ноября. Так значит, что нужно обязательно сделать? Правильно, искупаться в море! И ещё сочетать это необходимо с тем самым неспешным пешеходным маршрутом.
Хммм, опять авантюрой попахивает. Решили, что будем действовать по обстановке.
Сходим с корабля, и почти сразу же упираемся в информкиоск, у которого улыбчивые девушки раздают пассажирам бесплатные карты Мальты-Валетты и уверено так чертят по ним маршрут до лифта Барака. Про этот лифт мы, естественно, читали. Только зачем нас туда так прямо усердно пихают? Не люблю насилия над тонко организованной отдыхающей душой. А ещё на карте была обозначена лестница. Воооот! Её-то нам и подайте! Пошли искать лестницу.
Мужчины наши не зря 23 февраля отмечают, я вообще крутой специалист в картах, поэтому мы сходу и уверенно повернули наши тела не в ту сторону. На самом деле, секрет прост – масштаб карты. Она просто в натуральную величину, ну или почти. Вот скажите, что ж это за столица такая, километр на полтора? А сама Мальта? Да что там этой Мальты, 30 кило в самом длинном месте не наберётся.
Далеко уйти не успели, местный товарисч объяснил нам, что, во-первых, мы не туда лыжи навострили, а во-вторых, нЕчего и до платного лифта идти, когда совсем рядом – бесплатный. Точно, так и получилось.
Рассказываю, кому интересно. Идём в том же направлении, что и толпа. Метров через…ммм…плохо у меня с метрами…ну немного метров, с левой стороны в стене будет тоннель, в него указатель «паркинг». Вот нам надо прямиком в этот тоннель.
Проходим опять немного метров и вот она – парковка, а с неё справа в здании обычный лифт и прямо на площадь выходит, где автостанция (кстати, там ещё бесплатный туалет есть) и центральный вход в город.
Нам понравилось, ну любим, чтоб всё не как у людей)))
Через ворота попадаем сразу на центральную улицу – Республики. Народу, как из мешка высыпались! И все какие-то счастливые, просто сходу заражаешься этим счастьем, солнцем, праздником вокруг. Почему так?
Маршрут у нас получился в итоге такой: сначала по Республиканской улице до упора, а потом назад, пересекая её змейкой. Прочесали территорию)
Давайте, всё-таки, чуток истории постройки Валетты из Википедии всемогущей. Самую малость, для понимания картины.
«Берега острова Мальты представляют собой извилистую линию, изрезанную множеством удобных бухт. Этой географической особенностью, объясняется то, что поселение, существующее на месте современной Валлетты, известно ещё с IX века до нашей эры, когда остров колонизировали финикийцы. На протяжении веков Мальта переходила из рук в руки: в VII веке до нашей эры она принадлежала грекам, с VI века до нашей эры — Карфагену, c 218 года нашей эры — Риму, затем её захватили вандалы, которых сменили византийцы, а в 869 году — арабы. Норманны, присоединившие в XI веке Мальту к Сицилии, стали её последними хозяевами, подарив остров в начале XVI века ордену иоаннитов.
История Валлетты начинается с того момента, когда малочисленные отряды мальтийских рыцарей под предводительством Жана де Ла Валлетта отразили нападение турецких войск, которые направил на завоевание архипелага Сулейман Великолепный. Победа досталась жителям Мальты достаточно дорого, приведя магистра к решению создать хорошо укрепленный город, который в будущем поможет противостоять натиску врагов.Великий магистр лично заложил первый камень нового города 28 марта 1566 года. Щедрые пожертвования со всего христианского мира позволили вести строительные работы очень быстро. Строительством руководил итальянский архитектор Франческо Лапарелли, разработавший план Валлетты и получивший впервые за всю историю градостроительства в Европе возможность делать всё в соответствии с нормами и правилами архитектуры.
Были сооружены специальные системы для отвода сточных вод и удаления мусора из города, что позволило вести работы не накапливая строительных отходов. Планировка улиц была спроектирована таким образом, что морской бриз, проникая везде, очищал воздух создавая эффект кондиционирования.
Сразу же был создан существующий по сей день специальный Департамент городского планирования, который жестко регламентировал все, что относилось к застройке. Департаментом было предписано ставить дома вдоль одной линии, украшать их по углам скульптурами, а во дворе устраивать колодец для сбора дождевой воды, запрещалось разводить сады перед фасадами.
Одновременно с возведением жилья и общественных зданий создавались инженерные оборонительные сооружения вокруг столицы. За пять лет эти работы были закончены, в том числе выкопали широкий ров, отделивший Валлетту от основной части острова. Длина рва составила 1000 метров, глубина 18 метров, а ширина — 20 метров.
С 1570 года строительство города продолжил ученик Лапарелли Джероламо Кассар. Под его руководством в Валлетте были построены дворцы и церкви. В Валлетте развивалась торговля, ремесла и искусство. Украшению Валлетты способствовало то, что, избавившись от угрозы турецких завоевателей, мальтийские рыцари вскоре стали заботиться о комфорте собственного проживания и занялись постройкой роскошных особняков и дворцов.
В 1798 году рыцари, утратившие боевой дух и дисциплину, не смогли, да и не захотели дать отпор войскам Наполеона. Напротив, многие из них оказали императору восторженный прием, так как имели французские корни. Подобное поведение рыцарей помогло Валлетте избежать разрушений и сохранить свой первозданный облик.В 1800 году Валлетта вместе со всем островом перешла в руки англичан и оставалась под их властью до 1974 года. Во время Второй мировой войны город подвергся серьёзным разрушениям из-за налетов немецкой авиации. С 1974 года Валлетта стала официальной столицей Республики Мальта, получившей независимость.На улицах - развеселье весёлое, танцуют, играют, поют. Просто шоу какое-то под названием "Праздник каждый день".
Будочки телефонные действующие
Дошли до площади с дворцом
Охранники важные такие.
В самом конце ул. Республики справа есть лавочка с сувенирчиками, а у входа портрет с футбольной командой. Почему мы её не сфотографировали???
Прошли внутрь. Ну это просто выставка достижений мальтийского футбольного хозяйства! Чего там только нет!
В глубине комнаты дедуся седенький, да бодренький показывает нам свою коллекцию кружек из разных уголков мира. Узнаёт, откуда мы. Показывает кружечки с видами Питера, Риги, рассказывает, что в Риге был целых пять дней! Муж делится – в Риге учился пять лет)))
Оооо! На этом месте выясняется, что Рига уже «не наша». Опять – Оооооо!
Вот приедем в следующий раз, привезем ему в подарок кружку с видами Тольятти.
Чуть дальше нашлись вот такие сооружения.
Это, по сути, запасники воды и провианта, закрытые такой крышечкой. Внимательно осматриваем найденный образчик, тщательно фотографируем. Какие ж мы внимательные, вот что нашли, не каждый-то и знает!
Довольные собой, поворачиваем за угол. Батюшки!
Похоже, что запасов тут поболе, чем на нашей Прециозе помещалось. Стало интересно, на сколько дней осады туристами хватит на ней провизии?
Форт св. Эльма закрыт, жалко. Двигаемся вдоль бухты Гранд Харбор в обратном направлении. Наблюдаем Косту Фашинозу, входящую в порт, она нас уже третий день преследует.
Двигаемся по направлению к Осадному колоколу.
И что мы видим, не доходя до колокола, вниз к воде ведёт лесенка, у воды явная такая лодочная станция, а невдалеке, ага! Так это ж собственной персоной наша мальтийская хотелка – купающийся рыцарь и группа товарищей с ним!
Сдались мы не сразу, сначала колокол обфтографировали, только тогда и вниз спустились, а там рыцарь уже и плавки выжимает. Значит, наш черёд. Тссс… Что-то мне подсказывает, в этом месте был не совсем пляж, вернее даже совсем не он. Но солнце было жарким, а вода прозрачной.
Окунувшись, мы поняли – жизнь удалась!
И если до купания мы прошли Валетту вдоль, то теперь началась следующая часть – многократно поперёк!
По узким улочкам пересекаем столицу и выходим к гавани Марсамшетт. Очень удачно построился наш маршрут. Стены крепости, окружающей Валетту вырастали и ширились с каждым нашим поворотом, а мы только и успевали удивляться. Ещё шире! Ещё выше! Вау, ещё, ещё!
Оливочки на набережной (на вкус – редкостная пакость, только голубям было всё равно)
Внизу забавные 3D изображения.
От собора Св. Павла снова пошли «поперёк» по направлению к Кармелитскому собору.
Такой здоровенный, но перед ним самим никакой площади, как это обычно бывает. Мы, заболтавшись, просто прошли(!) мимо него по улочке, поэтому оценить внешний вид смогли только издалека.
Интересные часы показывают время, месяц, день недели.
Какой зажигательный шарманщик! Такая заводная музыка, люди танцевали! Именно в этом месте я запомнила ощущение самой бесконечной радости за весь круиз. (Эх, если бы сюда ещё видео вставить.)
А это совсем рядом, вот такие транспортные средства.
Это место на карте отмечено как HASTINGS GARDEN, чьи-то там сады, и понравилось нам больше, чем сады Барака. По размеру – больше, туристов практически нет, разве что пушек недостаёт.
Сравниваем с верхними «барачными» садами. А, вот, тут ещё фонтан имеется, и туалет бесплатный).
Флаг при нас спускал мужчинка негеройского вида. Отцепил, и в пакетик засунул…
Как-то непочтительно выглядело.
И ещё восторга не вызвала вот такая инсталляция.
Мы так поняли, что совсем свеженькая, после саммита 2015.
Но вот то, что оно – узел противоречий, мммм… у меня лично сразу пришло на ум совсем другое. Как хотите, а мы проголосовали за то, что «это» здесь вообще не вписывается.
А вот и лифт за 1 еврик. Симпатичный)
В порт спускались по не такой уж и длинной пологой дорожке.
Видим нашу красавишну:
ну просто на улицу въехали)))
Движение левостороннее, всё ж колония бывшая. В городе мы это не ощутили в полной мере, а тут – пожалуйста.
На борт поднимались, ещё было светло, пока переоделись и пришли в буфетик перекусить – уже стемнело.
Наблюдали за отплытием с самых офигительных мест на корме. Очень понравилось нам время наших стоянок на Мальте, и далее по северному побережью. В ноябре получался как раз полный световой день. Вездесущая Коста провожает нас, сияя огнями. Ещё на следующий день мы виделись в море, а потом пути наши разошлись.
До свидания, Мальта, самый приглянувшийся нам в этом путешествии порт! Мы обязательно вернёмся, уж очень ты хороша!
Строчки от любимой дочки:ДЕНЬ 5 МАЛЬТА, ВАЛЕТТА.
Единственный город, в порту которого меня не застало ощущение, что я не в бомжатнике. Порт очень даже красивый и в одном стиле с городом (вышло неплохо). Город весь выстроен из песчаника и засажен зеленью. Создаётся ощущение, что он весь забрызган светло-коричневой и зелёной красками. (Ну где там она нашла «засажен зеленью»? Фантазёрка! Разве что случайно реденько подбрызнули.)
Валетта очень чистая, что всегда откладывает положительный отпечаток. По ней мы ходили более шести часов, но я совершенно не устала. Валетта отдаёт всю себя и не берет взамен ничего. Теперь это мой второй любимый город, но первым всё же остаётся Таллинн
Мальтозатраты:Вино - 2,5 евро
Магнитик - 3 евро