день 2, часть 1 - музеи Ватикана
день 2, часть 2 - базилика Св. Петра, замок и мост Св. Ангела
день 3, часть 1 - Латеран, Колизей, Форум
день 3, часть 2 - Витториано, Капитолий, Гетто, Кампо деи Фьори
день 4, часть 1 - Авентин, остров Тиберина, Трастевере
день 4, часть 2 - замок Сант-Анджело, пьяцца Навона, Квиринал
день 5 - вилла Боргезе, Корсо, императорские форумы
день 6 или, скорее, краткие выводы
Да-да, снова Италия. Мне кажется, нам можно уже было дать не обещанную трехгодичную, а постоянную визу. Но эти гады снова дали только годичную, мы даже обиделись. Т.е. я все понимаю, что раньше мы тряслись от мысли, что визу ведь могут и не дать вообще, теперь нам подавай длинную, да еще на блюдечке с голубой каемочкой. Но ведь мы всем условиям соответствуем, что бы и не дать? Впрочем, это рассуждения уже полуторамесячной давности, давайте лучше я вам про саму поездку.
Цель обсуждению не подлежала: за 4 раза мы так и не попали в Рим, а это недопустимо. Так что - Рим, и только Рим. Как раз на 4 полных дня, не много и не мало.
В качестве перевозчика был в этот раз выбран AirBaltic - отчасти потому, что на Lufthansa мы обиделись еще в прошлый раз, отчасти потому, что цены у них были реально ниже, а пересадки - короче. Что могу сказать: вероятно, это были наши последние перелеты AirBaltic. При этом я не могу сказать, что нас в чем-то так уж сильно обманули, просто "осадочек остался": как и многие другие лоукостеры, компания явно предпочитает, чтобы ей все платили за все, а она никому ничего должна не была. По пунктам: 1 место ручной клади на человека (включая кофры с аппаратурой, сумки женские и для ноутбуков), платный багаж (25 евро за место при покупке билета на сайте компании, 35 - на сайте другого оператора, 40 - на стойке регистрации, 60 - если ваша ручная кладь по тем или иным причинам признана багажом, плюс все это на каждый рейс с пересадкой умножается на 2), платная регистрация на стойке (!), платная еда в самолете и т.д.
Но апофеозом стал обратный путь: по вине авиакомпании подача самолета в Риме была задержана на час, в результате мы не успели на 5 минут на пересадку, хотя и "проводили" наш самолет на рулежку. К чести AirBaltic, билеты в Москву нам предложили с вылетом всего через 6 часов (правда, посадка в 2.30 ночи и в Домодедово, а не в Шереметьево - вот бы было смешно, если бы мы, как планировали, оставляли машину и теплые вещи в аэропорту...). Но вылет вылетом, а за 6 часов можно и проголодаться. На этот случай у AirBaltic предусмотрены ваучеры на питание. Помнится, когда у нас сломался самолет Meridiana (надо сказать, прямые рейсы, полноценный багаж, не ограниченная ручная кладь плюс кормежка на борту, вот вам и лоукостер), нам выдали пусть буфетное, но вполне приличное меню с набором горячих бутербродов, чаем-кофе И водой. У AirBaltic же в строго определенных киосках можно получить маленький стакан чая или кофе плюс шоколадный батончик размером с палец, общей стоимостью 2.20 евро (для справки - бутылка воды 0.5 в том же киоске стоит 2.70). Кушайте, не обляпайтесь.
Ну, и отдельных слов заслуживает самолет. Всю дорогу нас возили Boeing, которые я люблю, конечно, меньше Airbus, но терплю. Но из Риги в Москву мы летели на Bombardier Q400 NextGen, бывший в свое время de Havilland Canada и тем же Boeing). Машина просто чудовищная: низкий потолок, невысокая (по сравнению с традиционными моделями) скорость, низкая посадка и, как следствие, устойчивость плюс ВИНТЫ. Все это в процессе перелета через циклон дало просто ужасающий эффект: болтало так, что люди бились головами о борта и впередистоящие сиденья, редкий пассажир не проверил наличие поблизости пакетика. Шум стоял чудовищный: летели мы в ночь на субботу, сегодня вторник, а голова все еще болит. Цитата в тему из Википедии: "С 1996 года самолёт носит обозначение Q — серия от английского слова "тихий" (англ. quiet), благодаря установленной системе активного шумоподавления (англ. Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system), разработанной для снижения уровня шума в салоне самолета и снижения вибрации до уровня турбореактивных авиалайнеров". Гы-гы.
Но хватит о плохом, давайте о Риме.
Немного практической информации: добраться из аэропорта Фьюмичино - Леонардо да Винчи (сайт, есть русский язык) до Рима можно несколькими распространенными способами. Способы сильно отличаются по времени, нагрузке на путешественника и конечной цели пути. Нас интересовал центральный вокзал, Roma Termini, поскольку жить там оказалось дешевле всего и довольно удобно. Итак, добраться можно:
1. официальным римским такси, стоимость 48 евро от аэропорта до любой точки в пределах Аврелиевых стен, ехать примерно 30-35 минут (обратите внимание, на большинстве русскоязычных сайтов указана сумма 40 евро);
2. аэроэкспрессом Фьюмичино - 14 евро, 40 минут;
3. электричкой до станций Остиенсе или Тибуртина, далее на метро или автобусе - около тех же 14 евро, около часа;
4. автобусом-шаттлом - 4-6 евро, около 50 минут.
Мы никуда не торопились, поэтому решили выбрать автобус - и, я считаю, не прогадали. Да, на обратном пути он попал в пробку и слегка опоздал, но римские пробки не чета московским, 20 минут опоздания - не 2,5 часа, так что я вполне доволен. Что касается билетов: есть несколько сайтов для бронирования (от разных перевозчиков), там билеты по 4 евро, при этом в кассе на выходе из аэропорта обещают по уже 6, а продают реально по 5. Кассы расположены в самом правом крыле аэропорта, стоянка автобусов - еще метров на 100 правее. Обратные билеты продает девушка в оранжевой жилетке у вокзала Термини (выход к улице Джиолитти) по 4 евро. Какая-никакая, а экономия.
Жить мы решили в Kalikart B&B (есть страничка на booking), соблазнившись ценой, удобством расположения (2 минуты до вокзала, 10 минут пешком до Колизея), отзывами и входом со двора (наличие санузла в номере для нас обязательно всегда). Сразу скажу, не обманулись: очень чистенький B&B на втором этаже (с лифтом), бесплатный wi-fi, вполне приличные для этого типа расселения завтраки (круассаны, йогурты, хлеб, сыр, фрукты, заварной кофе или чай), есть небольшая кухня. Хозяина зовут Калик, живет он здесь же, египтянин, художник (Kalikart - это Kalik art, т.е. искусство Калика, в комнатах висят его работы), очень предупредительный и дружелюбный. Увидев, что мы покупаем еду на вечер, прикатил нам маленький холодильник.
Вход в гостиницу через мощеный дворик с закрывающимися на ключ дубовыми дверями - почти питерский "колодец", только сильно облагороженный.
Отопление у многих свое, на балкончиках сушится белье, на балконах цветы в горшках.
Посреди двора бассейн-фонтан с красными рыбками.
Растут апельсиновые деревья. У дальней стены какое-то псевдосвятилище. В общем, культура и цивилизация.
В первый день мы еще прогулялись по окрестностям. В 5 вечера в Италии в ноябре уже совсем темно, так что далеко не уходили: дошли только до площади Республики, оглядели бывшие термы Диоклетиана, где теперь музей и возведенная Микеланджело на базе старых стен базилика S. Maria degli Angeli e dei Martiri (Богоматери, ангелов и мучеников, сайт, wiki). Большого художественного интереса она не представляет, но зато дает понять, какого гигантского размера были термы Диоклетиана, если настолько большая церковь занимает не больше трети от их изначального размера. Ну и совершенно не верится, что вот такое окно могли сделать в эпоху барокко, а не в начале XX века. Окна в базилике вообще замечательные.
Собственно, этим день и закончился: посетив на вокзале наш любимый Conad, место паломничества ближайших 5 дней, мы отправились отдыхать, поскольку назавтра нас ждал...