Осенью 2015 года мы отдыхали в Калабрии и переплыли Мессинский пролив, надеясь найти место для отдыха в будущем году. В плане было посмотреть пляжи, гостиницы, ресторанчики и ближайшие достопримечательности.
Об отдыхе на Сицилии и о самом острове написано так много великолепных отчетов, что я попробую ограничиться практической информацией. Было выбрано пять мест:
Полуостров Милаццо, Capo di Milazzo
Бухта Oliveri и храм Тиндари
Лавовые пляжи Li Cuti, Катанья
Лестница турков, Scala dei Turchi и Долина храмов
Пляжи Пунта Чирига, Spiaggia Punta Ciriga
Этна, как достопримечательность
Для тех, кто знает Сицилию, и кому выбор покажется странным, напишу: на популярных у соотечественников пляжах Таормины Giardini Naxos и Mazzaro мы уже бывали и видели, как пишут в рекламных проспектах, «самый модный и дорогой отдых на Сицилии». Городские пляжи Мессины, Катании, Сиракуз нас тоже не интересовали. Хотелось чего-то необычного – живописного, интересного, с обязательными достопримечательностями неподалеку. И если Вы подскажете пропущенное чудное местечко, буду благодарна:)
Для автомобилистов. Машину мы арендовали в Калабрии, в аэропорту Ламеция-Терме. Предупрежденные, что на юге острова бывает трудно найти работающую заправку, мы не допускали критического уровня бензина в баке. Водители на Сицилии аккуратные, предупредительные – подождут и пропустят, пока выезжаете или перестраиваетесь. Ну а болтающие по телефону девушки, забывшие включить поворотник, есть везде:)
Самым большим и единственным испытанием стала дорога вдоль берега Средиземного моря. При разрешенной скорости 90 км/час она была буквально утыкана ограничивающими знаками 70, 50 и даже 30 км/час, без видимых на то причин. А где-то посередине пути компания на маленьком фиатике, передвигающемся со скоростью 40-50 км/час, собрала огромный хвост из машин. И никто не сигналил, не рвался через сплошную – все терпеливо тащились, обгоняя в разрешенных местах. Расстояние в 200 км мы преодолевали 4 часа!
Платными открытыми стоянками пользовались только дважды – в городах Катания и Ното. Автоматы простые – бросаешь монеты, на табло оплаченное время. Чек за лобовое стекло на торпеду. Гостиницы выбрали с собственными стоянками.
Мессина, Messina
Начну с нескольких слов о городе Мессина, с которого началось наше путешествие по Сицилии. Именно сюда прибывает паром из Калабрии.
Времени у нас было немного и, не сумев поставить машину рядом с кафедральным собором, мы отправились к монастырю Santuario della Madonna di Montalto. Рядом со входом в монастырь на Via Dina e Clarenza, 7 есть небольшая стоянка.
Храм стоит на холме и виден из любой точки города. Женский цистерцианский монастырь основан в 1294, а в 1908 - практически полностью разрушен землетрясением. Восстановлен храм в 1930 году.
Вид на Мессину со смотровой площадки перед монастырем. Здесь установлена скульптура Папы Иоанна Павла II, который, посетив монастырь в 1988 году, восхитился открывшимся ему видом.
Вид от монастыря на Tempio Votivo di Cristo Re – Храм Царя Небесного или Храм Христа:
Мадонна с письмом. Статуя покровительницы Мессины, по преданию написавшей письмо жителям города. Строчка из письма начертана большими буквами на стене форта, защищающего порт Мессины: Vos et ipsum civitatem benedicimus – Благословляю вас и ваш город.
И конечно мы заглянули на Площадь русских моряков - Largo dei Marinai Russi.
На площади установлен памятник русским морякам, первыми пришедшим на помощь жителям итальянской Мессины во время разрушительного землетрясения 1908 года. Напротив памятника - бюст адмирала Федора Ушакова.
О самом землетрясении и о подвиге русских моряков написано немало, снят документальный фильм. И все-таки, не удержусь, приведу несколько строк.
Землетрясение началось 28 декабря 1908 года. На следующий день к берегу Мессины, рискуя напороться на новые рифы, причалили линкоры «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь», канонерские лодки «Гиляк» и «Кореец». Особый отряд Балтийского флота находился в учебном походе у восточных берегов Сицилии. На берег были высажены 133 русских офицера, 164 гардемарина, 46 кондукторов, 2859 нижних чинов… Ценой неимоверных усилий моряки спасли более 2000 человек... О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!».
«Нет слов, чтобы рассказать, с каким самоотвержением работали русские матросы! Где только было опаснее всего, куда никто не решался идти, они шли и спокойно делали свое дело. Нас итальянцев поразило, что у них всё оказалось: и топоры, и кирки, и веревки, и даже полотняные перчатки, чтобы солдаты не ранили себе рук и не заражались. Удивительно трогательно относились они к детям и женщинам! Надо было видеть, с какою осторожностью и нежностью они относились к ним, говорили что-то, никому непонятное, но испуганные дети шли к ним на руки без страха, так чувствовалось их горячее желание утешить и приласкать» - воспоминания отставного итальянского капитана Де Анджелиса, приведенные в книге М.Горького «Землетрясение в Калабрии и на Сицилии», изданной в 1909 году.
«Дейли Телеграф»: «И английские, и итальянские спасатели работали прекрасно. Но до русских им было далеко…»
Позже итальянские врачи написали морскому министру России: «Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили… Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии… Да здравствует Россия!!!».
*
Наша первая остановка – полуостров Милаццо.