Итак,
День первый. 2 мая. Токио.
Прибыли в 8:30 в аэропорт Нарита (Narita), моментально прошли паспортный контроль. Так как были только с ручной кладью, то получать багаж не нужно, сразу вышли и спустились на этаж ниже зала прибытия, на уровень B1F, так всегда обозначается в Японии «минус первый» этаж. Тут сразу напротив эскалатора находится JR East Travel Service Center, где меняем ваучер на JR Pass. Очереди еще нет, поэтому весь процесс занимает минут десять, тут же берем билеты на Narita Express, но на 9:15 чуть-чуть не успеваем и поэтому едем на 9:45. Едем до станции Шинагава (Shinagawa), а не до центрального вокзала Tokyo, что чуть дальше, но нам гораздо удобнее. Ехать чуть более часа. Нам надо забронировать билеты по JR pass на некоторые синкансены на следующие дни (в Киото и обратно, например). Долго ищем на Шинагава кассы синкансенов, так как они поделены на «суточные» (которые рядом с платформами) и на «любые дни», которые находятся фиг знает где. Но, тем не менее, дело сделано, идем на линию JR Ymanote (Яманоте) и едем пару остановок до станции Hamamatsucho (Хамамацутё). Линия Яманоте кольцевая, как в московском метрополитене, поэтому даже если сядете не в ту сторону, то просто часик покатаетесь по кругу (ха-ха, шутка). От станции Hamamatsucho доходим за 10 минут до нашего отеля http://./read.php?id=194823 , но не заселяемся (еще рано), а просто оставляем вещи и едем осматривать город. На часах полдень, перелет был ночной, да еще и плюс шесть часов и нас уже слегка «колбасит». Сразу скажу, что в Токио мы принципиально не смотрели никаких храмов, никаких исторических достопримечательностей, так как понимали, что всего этого нахлебаемся в Киото полной ложкой. Наша цель была – «японский урбанизм», если можно так сказать, т.е. город, город, город ...
Odaiba (Одайба) – район Токио, расположенный на намывных островах, сюда японцы ездят развлекаться, так как тут куча торговых центров и увеселительных парков. По нашему JR Pass сюда не приехать. От отеля идём пешком до станции Takeshiba (GPS 35.6542, 139.7622) линии Yurikamome, это буквально минуты три пешком от Хамамацутё. Покупаем в автомате билеты за 320 йен в одну сторону и едем буквально 15 минут (5 остановок) до станции Daiba. Поезд идёт по знаменитому Радужному мосту, но вид пока так себе. Все планируемые к осмотру объекты на Одайба находятся в пределах пешей доступности, ехать больше никуда не надо.
Сразу при выходе их станции видим копию статуи свободы, на фоне которой все активно фотографируются. Можно нехило порвать шаблон знакомым, выложив такую фотку в соцсеть.
Отсюда неплохой вид на Радужный мост, но лучше пройти чуть вправо, чтобы оказаться между торговыми центрами Aquacity и Decks. Здесь с террасы вид на мост, наверное, самый лучший.
Здание же Fuji Television рядом слишком велико, чтобы его обозреть и тем более нормально сфотографировать.
Спускаемся вниз по лестнице, проходим насквозь торговый центр Diver City, где заодно и обедаем в фудкорте. С обратной стороны ТЦ огромная фигура робота (GPS 35.6244, 139.7755). Все время забываю как его зовут, так как совсем не фанат данного вида мультипликации. Это тоже местная достопримечательность, поэтому территория плотно покрыта японцами, делающими селфи.
Дальше наша цель - колесо обозрения Daikanransha (GPS 35.6263, 139.7821).
По пути заходим в Toyota Mega Web, это шоу-рум компании Toyota. Сначала по пути попадается двухэтажный музей старых автомобилей под тем же названием. Вход бесплатный.
Сходите обязательно, выставлены достаточно уникальные машины и не только японские.
Особенно богато представлены различные мини-модели
Вот BMW …
Легендарная 2000GT от Toyota
Кстати, на первом этаже рядом с музеем есть магазинчик, где продают котят и щенков. Уровень мимимишности тут запредельный.
Затем идём дальше, уже собственно в современный Toyota Mega Web.
Тут смотрим только на будущее автомобилей, на их настоящее смотреть не особо интересно – оно и так ездит по улицам города.
Проходим шоу-рум насквозь и попадаем к нашей цели – колесо обозрения. Наши опасения не оправдываются – ни одного человека очереди нет. Платим по 920 йен и взмываем ввысь.
Daikanransha, между прочим, на данный момент - пятое в мире по высоте колесо обозрения (115 м) после High Roller (Лас-Вегас, 167 м), Singapore Flyer (Сингапур, 165 м), Nanchang Star (Наньчан, 160 м), London Eye (Лондон, 135 м).
Виды отсюда открываются неплохие. Полный оборот колесо делает за 16 минут.
Внизу какая-то местная выставка продовольствия, где бесплатно дают образцы еды и выпивки. Халява привлекательна в любой части мира, поэтому в очереди стоит невообразимое количество японцев, в основном молодежь.
После катания на колесе ползём обратно на станцию Daiba и едем за те же 320 йен до конечной станции Shimbashi (тут пересечение нескольких линий, в том числе и бесплатная для нас JR Yamanote). На часах уже неожиданно почти 16:00, хотя вроде бы ничего особого не делали. Куда ушло три с лишним часа ? С Shimbashi по линии Yamanote едем четыре остановки до Акихабара (Akihabara).
Акихабара – район в котором исторически продавали всевозможную электронику.
Продают и сейчас, но нам больше интересна атмосфера места: магазины, торгующие товарами аниме
и манга-кафе, точнее девушки-зазывалы.
Фотографироваться девочки не любят
Встречаются магазины весьма интересной специфики
Мы почти час болтаемся по главной улице Тюо Дори (Chuo Dori) и ближайшим переулкам, заходим бесцельно в магазины. Наслаждаемся аутентичность, так сказать.
На часах пять вечера и к нам приходит осознание, что всё: спать рубит неимоверно, надо ехать в отель.
Но по пути выходим снова на Shimbashi и идём смотреть главную достопримечательность дня: часы Миядзаки (Hayao Miyazaki clock), которые находятся в пяти минутах ходьбы собственно от станции Shimbashi на фронтоне здания Nippon Television Tower (GPS 35.6644, 139.7599).
Часы, созданные великим мастером мультипликации, кроме своей основной функции, в 12:00, 15:00, 18:00, 20:00 (а в выходной еще в 10:00) проигрывают сложное представление на четыре минуты.
Собственно, снятое мной видео представления находится вот тут http://youtu.be/8aYjEmulWPY
Мы подошли минут за 15 до шести вечера, но толпы по итогу не было, человек 30, не больше. Вечером, видимо, желающих мало. Говорят, что днём народа – не протолкнуться.
Сегодня в план у нас была еще вписана вечерняя Синдзюку (Shinjuku), но ножки не ходят, глазоньки не глядят, поэтому едем по линии Yamanote до Hamamatsucho, ужинаем в Ишинойя (Yoshinoya) около отеля (GPS 35.6567,139.7536) и спать-спать. Завтра ранний выезд в Никко.
День второй. 3 мая. Никко (Nikko).
Встаем очень рано, в 6 утра уже выходим из отеля, так как до Никко добираться достаточно долго и мы не были еще ни разу на центральной железнодорожной станции Tokyo, наслышаны о её величине и не представляем сколько проищем платформу синкансенов. До станции Токио ехать по линии Яманоте от Hamamatsucho 10 минут. Таким образом, через 25 минут после выхода из отеля мы уже на центральном ж/д вокзале. И тут, прямо при выходе с линии Яманоте, указатель налево на синкансены, идущие в северную часть Японии, два шага и мы на платформе. Все совсем рядом, оказывается !
Уезжаем в 7:12 на синкансене до станции Утсуномия (Utsunomiya), ехать почти час, пересаживаемся на местную линию JR Nikko и едем еще час на обычной электричке до конечной. Таким образом, прибываем в Никко только в начале десятого.
Nikko – храмовая столица Японии. Логично, что мы хотим посмотреть особо выдающиеся из них, а также съездить в горы к водопаду Kegon (Кегон)
От станции JR Nikko (GPS 36.7475, 139.622) (не путать со станцией Tobu Nikko частного перевозчика, которая находится рядом) до входа в национальный парк Никко – два километра пешком по прямой центральной дороге. Можно доехать на автобусе, но, во-первых, он не «покрывается» JR pass, а, во-вторых, уже в 9 утра в сторону гор стояла такая пробка, что мы однозначно шли пешком гораздо быстрее автомобилей.
К тому же, по пути зашли в Cafe Gusto (GPS 36.7503, 139.6116), где отлично позавтракали.
По пути заходим в туристический центр (GPS 36.7501, 139.6106 – почти напротив кафе) и берем карту местности. Это обязательно нужно сделать. Во-первых, она гораздо подробнее того, что нарисует вам гугль или навигатор, во-вторых, она пригодиться позже, когда мы поедем к водопаду Кегон – на ней четко обозначены номера остановок автобуса и их названия не только в Никко, но и в пригородах. Собственно, эту карту я и частично тут выложу ниже.
Вход в национальный парк Никко, где и находятся все основные храмы города, знаменуется старым мостом Shinkyo Bridge (GPS 36.7534, 139.604).
Он давно не используется по прямому назначению, дорога находится рядом. На мост вход платный, зачем туда идти абсолютно непонятно, конечно же не идём. Переходим дорогу и начинаем подниматься слегка в гору к храмам.
Первым видим Rinnoji. Он на реконструкции, поэтому смело пропускаем и идём дальше.
Наша цель храм Тошогу (Тосё-гу) Toshogu Shrine (GPS 36.7572, 139.6000). Достигаем его в 10:30, народу в кассы пока еще немного. А вот когда выходим обратно в 12:00 наблюдаем уже такое.
Потому «кто раньше встаёт, тот …» без очереди храмы смотрит. Внутри все равно толпа, но пока еще более-менее комфортно. Вход сюда недешев – 1300 йен с человека. Но храм однозначно must see, хоть и частично на реконструкции.
Все пишут про знаменитую резьбу с обезьянами.
Но великолепной резьбы по дереву там хватает и без них.
Особенно хорошо главное здание. На фото не передать.
Пагода, конечно, тоже доставляет
Очень обидно, что полностью прикрыты главные ворота Yomeimon.
Справа от главного здания все любуются на небольшую спящую кошку Nemurineko над воротами (символ мира, как я понимаю ?).
И отсюда достаточно муторная лестница ведет наверх.
Сразу скажу, что туда можно не ходить. Там знаковое место именно для японцев (место захоронения основателя храма Tokugawa Ieyasu и собственно династии Tokugawa),
но для непосвященных нет абсолютно ничего интересного. Внутрь центрального храма (главного холла) тоже ходит не особо обязательно, ничего вдающегося нет, а времени потеряете на том, что пускают туда группами, которым предварительно читают какую-то лекцию на японском. Однако, несмотря на такой нудный процесс осмотра, точно стоит идти в здание Nakiryu (Roaring Dragon) (он располагается слева от главных ворот, если стоять к ним лицом). Из-за великолепного потолка. Пока вам бубнят что-то по-японски, можно им полюбоваться. Фотографировать внутри храмов, кстати, нельзя. Поэтому фото потолка не моё
Всего в Тошогу проводим полтора часа.
Вот, кстати, вопрос: зачем при каждом храме выставляют бочонки с рисовой водкой (сакё) (это ведь они ?). Может объяснить кто-нибудь ?
Затем идём к Futarasan Shrine (GPS 36.7585, 139.5964). Вход 200 йен. Место сугубо для японцев, они тут пишут иероглифы на камушках и на деревяшках, видимо, пожелания богам.
Для нас это пустой звук, а красоты вокруг нет никакой.
Разве что застали еще цветущую сакуру !
Следующий пункт Тайюин-бё (Taiyuin-byo) (GPS 36.7583, 139.5947). Вход 550 йен. Главные ворота на реконструкции, но сам храм изумительно хорош снаружи.
Вход в храм (это не те ворота, что на реконструкции, те в разы масштабнее).
Внутрь можно не ходить: все те же лекции, снимать нельзя, да и нечего.
Вокруг храма совершенно невероятные пейзажи из сосен.
На часах 13:00. Решили, что с храмами достаточно и потопали обратно вниз под гору к остановке автобуса, чтобы ехать на водопад Кегон (Kegon Waterfall). Не раз встречал в отзывах мнение, что выгодно купить в информационном центре проездной на местные автобусы на два дня за 2000 йен на человека. Не так всё однозначно. Если вы не планируете ехать никуда, кроме водопада, то зримой выгоды от проездного вы не получите. Мы садились на автобус на остановке № 9 (см. карту), потому что глупо возвращаться обратно к входу в нацпарк после храмов и отдали за проезд до остановки № 24 по 980 йен. Обратно же от водопада Кегон мы ехали не до самой станции JR Nikko, а до остановки № 6, так как пошли обедать во всё то же Cafe Gusto, да и устали стоять в бесконечной пробке. Поэтому отдали за проезд по 1050 йен. В сумме вышло по 2030 йен за туда-обратно. Какая-то крайне скромная выгода. Но каждый, конечно, считает свой маршрут сам.
Карта. Часть 1 (Никко)
Карта. Часть 2 (водопад и окрестности)
Кстати, на остановке № 23, т.е. за одну до водопада – станция канатной дороги. Сколько стоит и куда идёт – без понятия, но она работала. Мы все равно уже не успевали на неё в световой день.
До водопада от Никко ехать больше 30 минут плюс долго прождали автобус, поэтому у цели были уже после 14:00. А обратно вообще тащились почти час – пробки.
Дорога сама по себе производит впечатление горными серпантинами, да и водопад неожиданно очень хорош. Знаете, после Исландии, я не думал, что есть смысл еще смотреть на то как извергается вода сверху вниз. Одна Kegon хорош, все-таки и высота падения почти 100 метров, и место живописное. Его можно посмотреть как сверху,
так и спустившись к подножию на лифте за 550 йен с человека.
Еще раз порадовались на вид цветущей сакуры.
Видимо, в горах она запаздывает по сравнению с равниной, так как потом больше нигде не встречали.
Рядом с водопадом находится музей (не пошли)
и большое озеро Chuzenjiko.
По нему можно покататься на кораблике за 1100 йен с человека, но мы не поехали, так как уже опаздывали на последний рейс в 15:30 (долго простояли у водопада), да и после +25 на равнине, в горах неожиданно было холодновато и мы порадовались, что захватили с собой ветровки.
Такие вот средства передвижения можно тоже взять в аренду.
На этом собственно день закончился, пока ехали обратно на автобусе, пока поужинали, пока добирались до Токио, наступил уже очень глубокий вечер.
Завтра еще день Токио и вечером уезжаем в Киото.
День третий. 4 мая. Токио
В районе 8 утра выселились из отеля, вещи оставили на ресепшен, позавтракали в Ишинойе и поехали по линии Яманоте снова на станцию Shimbashi, как и в первый день.
Наша цель – знаменитый рыбный рынок Цукидзи (Tsukiji) (GPS 35.6655, 139.7706). Идти 15 минут пешком от станции Shimbashi.
Тут нас поджидает облом. 4 мая – праздник и рынок закрыт. Открыты только розничные лавки в квартале рядом, но там смотреть не на что. Разочарованные двигаем обратно.
Второй объект дня – телебашня Токио Скайтри (Tokyo Skytree). Высота башни 634 м и это второе сооружение в мире по высоте после знаменитой Бурж-Халифа. Совсем чуть-чуть ниже (632 м) сданная в 2015 году Shanghai Tower, которую мы видели в январе, но на неё еще не подняться.
Башня Токио Скайтри находится рядом со станцией Oshiage (линии Asakusa, Hanzomon и др.) и собственно Tokyo Skytree (линия Ryomo и др.). Эти линии не входят в область действия нашего проездного JR Pass. Поэтому, с целью чуть-чуть сэкономить и сфотографировать башню со стороны, мы едем сначала по линии Яманоте до уже знакомой нам станции Akihabara (Акихабара), пересаживаемся линию Chuo-Sobu и едем 3 остановки до станции Kinshicho, дальше 20 минут пешком. GPS башни 35.71, 139.811. Цель - сфотографировать башню во всей красе - мы не достигаем, так как вокруг, хоть и низкая в 2-3 этажа застройка, но она все равно закрывает вид. Ну максимум может получиться вот так.
Но хоть проехались бесплатно.
Кассы и лифты расположены на четвертом этаже большого торгового центра у основания башни, везде указатели, не заблудитесь. Как следует из информации на официальном сайте http://www.tokyo-skytree.jp/en/, есть две смотровые площадки: сначала Tembo Deck на высоте 350 метров, стоимость билета 2060 йен, а уже оттуда можно купит билеты на Tembo Gallery (450 м) стоимостью еще 1030 йен с человека. Есть возможность купить билеты заранее на сайте, но де-факто это возможно только по карте, выпущенной японским банком. Чтобы попасть на Tembo Deck без очереди существуют так называемые «быстрые» ,билеты (fast ticket) стоимостью в 2820 йен вместо 2060.
Учитывая, что на дворе праздник, мы вообще не рассчитывали попасть наверх. Ожидания начали оправдываться, когда увидели огромную очередь из японцев. Однако, «живой указатель» в виде служащей сразу отправил нас к стойке с fast ticket. Когда я поинтересовался: есть ли обычные билеты, то мне было отвечено, что есть, но на 16:00 (а на часах было 11:00). В очереди человек на 20 к «дорогим» билетам стояли исключительно только иностранные туристы. Местные, очевидно, не фанаты переплачивать. Однако, «быстрые» билеты и правда оказались таковыми: проведя 15 минут в очереди за ними, мы, в обход основной толпы, были запакованы служащими в очередь к лифту и еще через 15 минут ожидания уже поднялись наверх.
Виды со смотровой площадки на весь Токио оказались весьма неплохие, так как был ясный день.
Фото, хоть и через стекло, но тоже не очень стыдно показать: японцы чистюли и стекла, видимо, часто моют.
А самое главное: видна Фудзияма !
Что там говориться об успехе поездки в Японию ? Увидеть цветущую сакуру и Фудзияму ? Сделано в два дня !
На следующую площадку, выше на сто метров и тысячу йен, подняться желающих уже немного.
Мы также не пошли, рассудив, что вид-то принципиально не изменится. Может зря, конечно.
На смотровой площадке провели с полчаса. Тут вот люди с боязнью высоты могут восхититься еще раз,
а некоторые даже поползать по стеклянному полу.
Немного побродили по торговому центру, а затем спустились на «минус первый» этаж на станцию Oshiage линии Hanzomon и, купив билеты за 240 йен, поехали через весь город до станции Шибуйя (Shibuya). Можно было, конечно, опять топать пешком так же, как пришли, но сэкономленная сумма смешна, а ноги не казённые.
Итак, Шибуйя (Shibuya). Что тут у нас ? Во-первых, статуя знаменитой собаки Хатико (Hachiko) (вообще-то, Хачико, но … предпочту неправильный вариант произношения). GPS 35.6591, 139.7006, со станции выход номер 8.
Толпа вокруг неё немыслимая, но японцы – не китайцы, а народ более организованный и на порядок вежливее. Поэтому все умудряются как-то сами разруливать очередь фотографирующихся у собачки. Две-три секунды, щелк-щелк и моментально освобождается место для следующего, при этом никто не маячит на фоне, никто не лезет в кадр. В Китае такое было бы невозможно. А в доли секунды, когда меняется фотографируемый, можно успеть сфоткать бронзового четвероногого без никого.
Во-вторых, тут же самый оживленный в мире (?)перекресток с пешеходными переходами по диагонали.
Т.е. есть фаза светофора, когда переход разрешен по всем направлениям. Тогда перекресток мгновенно превращается в людскую кашу.
Посмотреть чуть сверху можно из Starbucks, расположенного на втором этаже здания напротив станции. Только там, конечно, очередь, и просто к столикам не подойти из-за обилия народа. Вид не особо-то впечатляет. Ну, перекресток …
Минут 15-20 еще можно прошвырнуться по улицам рядом, но, если вас не интересует шоппинг, то более тут делать нечего.
На часах всего лишь 14:00, есть еще время и мы едем в Синдзюку (Shinjuku), упущенный нами в первый день. Понятное дело, что ехать туда надо вечером, но вечера в Токио у нас уже больше не будет. В помощь нам, конечно же линия Яманоте, от Шибуйя ехать недалеко.
Знаю про возможность подняться в Синдзюку бесплатно на башни Токийского муниципалитета (Tokyo Tocho) (GPS 35.6896, 139.6922), но это мы уже точно не успеем.
Сразу скажу, что станция Синдзюку огромна в плане своей протяженности, мало того, что тут сходятся двенадцать (!) линий поездов, но и при выходе под землей идёт большой переход, интегрированный с торговым центром и понять, где надо выйти наружу, весьма и весьма непросто без подготовки, так как выходов не один десяток. Чтобы понять степень бедствия, достаточно почитать хотя бы вот эту ссылку http://mcha-jp.com/11835
Нас интересует, в первую очередь, квартал мини-баров Голден гай (Golden Gay) (GPS 35.694, 139.7047 и, к сожалению, я не помню через какой выход мы попали наружу, но вышли очень удачно, ориентируясь по схемам на стенах в направлении на северо-восток).
Сами бары еще, понятно дело, закрыты почти все, но и днём видно, что место атмосферное, даже не скажешь, что ты в центре огромного мегаполиса. Вечером тут должны быть очень прикольно.
Вот и весь бар, шесть мест и стойка
Слева (если стоять спиной к выходу со станции) от Голден Гай сразу же начинается квартал Кабуки-тё (Kabukicho), который позиционируется как «улицы красных фонарей». Здесь также все еще закрыто, поэтому стоит просто пройтись полчасика для «галочки».
Знаменитый «Робот ресторан», в котором устраиваются вечерами что-то типа панк-шоу, по отзывам: громкие, тупые и дорогие
Вечером, говорят, тут стоят зазывалы, днём же никого нет.
Не менее знаменитая горилла
Я не знаю разрешена ли проституция в Японии официально, но то, что она есть и «мягко» рекламируется – это очевидно.
Тут нет витрин с живыми полуголыми девчонками, как в Амстердаме, но вывески недвусмысленно намекают,
и позже, в Киото в «старом» квартале, я захватил на память бесплатный журнальчик, свободно раздаваемый на улице, с множеством фото девочек и юношей, которые, хоть и одеты, но род их занятий не вызывает сомнения.
Собственно вот и всё, что мы успели за три дня в Токио и окрестностях. Едем в отель, забираем вещи и двигаем на станцию Шинагава (Shinagawa), где садимся в 18:40 на синкансен Hikari до Киото. В 21:11 мы уже в старой столице Японии. Тут мы проведем четыре дня, в основном разъезжая по окрестностям, но день выделим и на сам Киото. Впечатлений будет больше, чем от Токио с Никко и они будут несколько другие, что мы на самом деле и планировали. Всё это будет в следующем рассказе…