Основными ресурсами для подготовки, помимо форума Винского, были:
1. http://www.japan-guide.com/ – кладезь информации о Японии в различных аспектах: достопримечательности по регионам, транспортная система, питание, шоппинг, экскурсии, места для любования кленами и т.д., и т.п.
2. http://www.hyperdia.com/en/ – планировщик маршрутов по Японии – использовался для планирования ж/д поездок.
3. Google Карты – куда уж без них + по ним я планировала поездки на автобусах в Киото.
Визу оформляла через фирму Neotour Рената Камалова - все четко и быстро. Подавала документы за 2 месяца до даты вылета. У меня было телефонное собеседование с посольством, задавали «проверочные» вопросы: с какой целью, где покупали тур, на сколько едете и т.п. Об этих вопросах меня заранее предупредили ребята Neotour. Через них же покупала билет в музей Ghibli. Рекомендую.
Перелет Пермь-Москва-Токио-Москва-Пермь а/к Аэрофлот - оформлялся за заработанные мили (минус статья расходов в бюджете). Все понравилось, за исключением следующего: к сожалению, в самолете меня посадили на последний 40-с хвостиком ряд, и до меня не дошли миграционные и таможенные карточки, которые бортпроводники раздавали пассажирам для заполнения, и вообще вышла я из самолета одна из последних. Поэтому достаточно много времени (больше 1 часа) ушло на прохождение паспортного контроля (нужно было найти и заполнить миграционную карточку и выстоять большую очередь) и таможенного контроля (нужно было заполнить таможенную карточку и ответить на вопросы таможенника).
При составлении маршрута поездки возникла первая трудность - я поняла, что о Японии, по большому счету, ничего не знаю. Основное, что приходило в голову, это: Токио, Киото, Осака, Хиросима, горячие источники, гора Фудзи, аниме, Хатико, роботы, японские сады, суши и зеленый чай. После нескольких недель срочного погружения в форум Винского и japan-guide.com возникло море хотелок, но стал понятно, что план "Вся Япония от Хоккайдо до Окинавы за 14 дней" нереализуем, и лучше сосредоточиться на средней части страны.
В итоге получился следующий, как впоследствии выяснилось из отчетов форумчан, практически типовой в своей основе маршрут:
02.11.2014 Прилет в Tokyo
03.11.2014 Tokyo
04.11.2014 Tokyo - Nikko - Tokyo
05.11.2014 Tokyo - Kawaguchiko - Tokyo
06.11.2014 Tokyo - Hakone - Tokyo
07.11.2014 Tokyo - Takayama
08.11.2014 Takayama - Shirakawa-go - Kyoto
09.11.2014 Kyoto
10.11.2014 Kyoto - Nara - Kyoto
11.11.2014 Kyoto - Osaka
12.11.2014 Osaka - Hiroshima - Miyajima
13.11.2014 Miyajima - Tokyo
14.11.2014 Tokyo
15.11.2014 Tokyo
16.11.2014 Вылет из Tokyo
В первых числах сентября были забронированы следующие отели:
Токио 02.11.2014-07.11.2014 Smile Hotel Nihonbashi Mitsukoshimae (http://travel.rakuten.com/hotel/info/1990/)
Токио 04.11.2014-05.11.2014 Shinjuku Kuyakusho-mae Capsule Hotel (http://capsuleinn.com/shinjuku/en/)
Takayama 07.11.2014-08.11.2014 Ryokan Seiryu (http://www.ryokan-seiryu.co.jp/english/)
Kyoto 08.11.2014-11.11.2014 Toyoko Inn Kyoto Gojo-Omiya (http://www.toyoko-inn.com/e_hotel/00233/index.html)
Osaka 11.11.2014-12.11.2014 Hotel Keihan Tenmabashi (http://www.hotelkeihan.co.jp.e.gm.hp.transer.com/tenmabashi/)
Miyajima 12.11.2014-13.11.2014 Guest House Kikugawa (http://kikugawa.ne.jp/en/)
Tokyo 13.11.2014-16.11.2014 Smile Hotel Nihonbashi Mitsukoshimae (http://travel.rakuten.com/hotel/info/1990/)
Отели бронировались на их собственных сайтах, но отель в Tokyo бронировался на http://www.-.com/
Основными параметрами для выбора отелей (помимо цены) были:
• расположение отеля в пешеходной доступности (не далее 20 минут) от крупной ж/д станции или основного туристического объекта;
• отель с удобствами в номере (т.е. не хостел какой-нибудь);
• бесплатный wifi в номере;
• в Takayama и Miyajima хотелось пожить в традиционном японском отеле – рёкане, с ужином и, желательно, собственным онсеном. Здесь возникла трудность: многие реканы не размещают одиночных постояльцев, тем более в высокий сезон. Поэтому реканы мне удалось забронировать далеко не с первой попытки.
• 1 ночь хотелось провести в самом настоящем капсульном отеле. Больше всего для этого подходила Osaka, т.к. я собиралась в ней останавливаться только на 1 ночь. Но в процессе оформления визы выяснилось, что в пакете документов не должно быть броней хостелов/гестхаусов и капсульных отелей. Поэтому, чтобы этот японский аттракцион (капсульный отель имею в виду) не накрылся, пришлось перебронировать в Osaka обычный отель, а капсульный забронировать в дополнение к основному отелю в Tokyo.
Стандартный 1-местный номер с удобствами в отелях Tokyo, Kyoto и Osaka мне обошелся в среднем в ¥7600. При этом в номерах было все самое необходимое: мыльно-рыльные принадлежности, расческа, бритва, зубная щетка, пижама, фен, чайник с чашками, холодильник.
Реканы в Takayama и Miyajima были существенно дороже (реканы вообще дороже): ¥18500 и ¥13500 соответственно (и это недорого для реканов). Но здесь у меня были заказаны японские завтраки и ужины, плюс в Ryokan Seiryu был собственный маленький онсен.
Shinjuku Kuyakusho-mae Capsule Hotel мне обошелся вообще копейки – ¥2500. В нем также было абсолютно все необходимое и даже больше - я пришла на ночевку налегке и ни в чем не нуждалась.
Транспортный вопрос
На сайте http://www.japan-rail-pass.com/ были приобретены следующие виды проездных:
- JR Pass 7 days – действительный по всей стране в течение 7 дней;
- JR West Pass 4 days (сейчас именно такого уже нет) – действительный в регионе Sanyo в течение 4 дней – это была исключительно моя прихоть, т.к. хотелось ездить на самом быстром синкансене NOZOMI, который не покрывается обычным JR Pass.
Ваучеры на проездные пришли мне в Пермь экспресс-почтой FedEx через 2-3 дня после заказа на сайте. Уже на территории Японии я их обменяла на сами проездные в офисах JR и активировала с необходимой даты.
Итоговые затраты на JR Pass: ¥29110+¥20170+¥1663 (доставка в Пермь) = ¥51343
Кроме того, мне предстояла поездка в Hakone, где необходимо было передвигаться много и на различных видах транспорта: канатная дорога, фуникулер, корабль, автобусы, поезда и др. Не стала заморачиваться расчетами и сразу решила, что буду покупать проездной на все: Hakone Free Pass 2 days - проездной существует только на 2 и 3 дня, ¥4000 (приобретался в туристическом центре на ст. Odawara).
В Kyoto ж/д сеть не такая развитая, как в Tokyo, и наиболее удобным видом городского транспорта является автобус. Учитывая, что стоимость минимальной поездки на автобусе – ¥240, решено было спланировать 1 день в Киото т.о., чтобы достопримечательности можно было объехать на автобусах и купить 1-дневный проездной на автобус: Kyoto City Bus One-day Pass, ¥500 (приобретался в автомате на площади перед ст.Kyoto).
Wifi-роутер арендовать не стала - решила не быть 24 часа в сутки на связи. Мне вполне хватало вечернего отельного бесплатного интернета.
Для ориентирования на местности в телефон были закачаны off-line карты - приложение CityMapsToGo - все показывало, навигация работала. В мелких городах гуляла старым дедовским способом - по указателям. Вообще хочу сказать, что в Японии надо очень постараться, чтобы заблудиться.
Итоговый бюджет поездки получился примерно следующим:
Проживание - ¥124300
Транспорт внутри страны (с учетом всех проездных) - ¥80500
Питание - ¥40000
Экскурсии и т.п. (круиз по реке Sumida, лодочный тур по реке Hozu, Shirakawa-go, фотосессия) - ¥24000
Достопримечательности (включая онсен) - ¥23500
Сувениры - все остальное
С погодой мне, я считаю, очень повезло, т.к. из 15 дней дождь шел только 2 дня:
- в Hakone - уже ближе к закату, как раз когда я собралась уже ехать в онсен;
- в Kyoto - с самого утра, но все же не непрерывно.
В остальные дни было облачно с прояснениями, иногда в большей степени, иногда в меньшей.
Фудзи видела отовсюду: из самолета на пути туда и обратно, из поезда, в районе озера Kawaguchiko и даже в Hakone она показалась на пару минут сквозь тучи.
Сразу же напишу, что понравилось в поездке ВСЕ, реальность превзошла все ожидания!
Если разбирать по деталям:
1. В Японии все сделано для людей, для их удобства и комфорта: сервис везде на высоком уровне (ни одного даже хмурого взгляда, всегда доброжелательны и практически бросаются на помощь при случае), города удобны для пешеходов, везде чисто при отсутствии урн, все надписи и указатели продублированы на английском (ну может на небольших станциях этого нет, но всегда есть вокруг люди, готовые тебе помочь).
2. Сами японцы - непосредственные, в чем-то наивные, странно одетые и, как оказалось, совершенно реалистично изображаемые в аниме.
3. Развитость общественного транспорта - даже мысли не разу не возникло: "Эх, была б я на машине..."
4. Вкусную еду можно найти повсюду, причем как в кафе-ресторанах, так и готовую еду в супермаркетах и на улице, и еще большой вопрос, где она вкуснее. Особенно отмечу мороженое миллиона вкусов, хурму и устрицы (в ноябре как раз сезон и того, и другого).
5. Сочетание природы, древности и современности: красивая разнообразная природа, интересные достопримечательности, богатая история, современные технологии.
6. Нет проблем с сувенирами (причем я не магниты сейчас имею в виду, а оригинальные вещи, зачастую ручной работы), наоборот, есть проблема: как найти деньги на все, или как удержаться, чтобы не купить.
7. Онсен вообще меня довел до обморока - не поняла причину, я никогда в жизни не теряла сознание. Видимо, он настолько позволил мне расслабиться.
Теперь по дням.
День 1 (02.11.2014)
Прилет и Tokyo пешеходный (Kitanomaru koen, Yasukuni Shrine, Roppongi Hills, Tokyo Tower, Ginza)
Прилетела в а/п Narita часов в 11 утра, перелет занял 9,5 часов. Прошла паспортный и таможенный контроль, обменяла деньги ()сразу все, что запланировала потратить), оформила JR Pass и поехала в Tokyo на Narita Express.
По приезду на станцию Tokyo сначала растерялась, в какой из выходов мне нужно, т.к. станция ну очень большая. От станции до моего отеля было минут 20 ходьбы. Заселили меня сразу, несмотря на то, что я пришла до часа заселения (до 15-00), и буквально через час я уже шла по улицам Tokyo навстречу Императорскому замку. В этот день я не планировала пользоваться транспортом, а хотела побольше погулять пешком.
Посещение Императорского замка в мои планы не входило, но и в парк я уже не успела, т.к. работает он до 16-00. Поэтому я просто ограничилась прогулкой по периметру замковых стен.
Далее я зашла в парк Kitanomaru koen: на лужайках сидели парочки, компании, семьи, по дорожкам гуляли собачки с хозяевами – в общем, полная расслабленность и умиротворение. Красных кленов не наблюдалось, но осень в парке чувствовалась.
На выходе из парка проходила мимо арены Nippon Budokan, где шел (несмотря на время 4-5 вечера) концерт в честь 20-летия группы Tokio: из недр здания слышна была музыка, шум, но вокруг него было достаточно пустынно, только спецтранспорт загромождал подъезды.
На пути был первый храм – Yasukuni shrine. Здесь я в первый раз за поездку увидела выставку хризантем и удивилась разнообразию: некоторые цветы были просто огромными (размером с голову), некоторые походили на каких-то хищных медуз. Было также представлено искусство икебаны.
После храма путь мой лежал на Roppongi Hills к башне Mori Tower. Улицы попадались разные: широкие, шумные, с многоуровневыми развязками, а повернешь буквально за угол – и попадаешь на узкую, тихую, безлюдную улочку.
Roppongi Hills – популярное, развлекательное место со множеством кафешек, клубов, магазинов. Симпатичная площадь у самой Mori Tower: лавочки, водопадики и огромный паук. Здесь же внизу есть площадка, с которой открывается вид на город, в т.ч. на Tokyo Tower – в этот день она подсвечивалась голубыми огнями.
Подниматься на смотровую площадку самой Mori Tower я не стала и пошла в сторону Tokyo Tower. Tokyo Tower видна издалека и из многих точек города: похожа на Эйфелеву, но красного цвета. У ее подножия уже установили рождественские украшения и сделали праздничную иллюминацию (хотя на дворе 2 ноября!).
Следующим пунктом был район Ginza – место в Токио, где сосредоточены все самые-самые бренды: друг за другом идут фирменные бутики Dior, Chanel, Prada, Louis Vuitton, Bvlgari и проч., все переливается огнями, многолюдно. Здесь я впервые услышала русскую речь, и она меня не обрадовала...
От Ginza было уже рукой подать до моего отеля. Вернулась я уставшая, но довольная. В общем итоге я выходила в этот день порядка 15 км.
День 2 (03.11.2014)
Tokyo на водном транспорте (Tsukiji, Hamaryuku-koen, круиз по реке Sumida, Odaiba, Asakusa, Tokyo Skytree)
Встав с утра пораньше, я пошла завтракать на рынок Tsukiji. На рынке продают всяческих морских гадов. Не скажу, что они меня сильно удивили, т.к. на рыбных рынках я была неоднократно. Однако, интересного было много: сушеные мальки рыб (плохо представляю, как их едят: в качестве приправы что ли добавляют?), тут и там готовили вкуснющий японский омлет, продавали тофу. В некоторые точки выстраивалась очередь метров на 50.
Ресторан долго выбирать не стала – зашла в тот, который приглянулся и в котором было поменьше посетителей (хотя, наверное, логичней было выбрать тот, где народу побольше ;)) Решила «гулять так гулять» и заказала ассорти из суси и ассорти из сасими, запивала все зеленым чаем, естессна. Удивило то, что в меню не было привычных нам «калифорний», «филадельфий» и проч. Со сливочным сыром вообще ничего не было (это я не с сожалением говорю, а просто констатирую факт). Названий (я имею в виду, имен собственных) у блюд вообще, по-моему, не было – просто, например, суси с таким-то составом. Очень понравился тунец (видимо, потому что свежий), и не очень понравился лосось (видимо, потому что южный, а мы привыкли к выращенному жирненькому северному). Дома все наоборот – я всегда выбираю лосося. Рядом за столиком сидела шумная компания из 3 мужчин-японцев, пьющая пиво (и это в 8 утра-то!).
Далее путь мой шел в парк Hamaryuku-koen – райский уголок среди небоскребов. Вот умеют же японцы сделать место для спокойного отдыха на любом клочке земли! Парк небольшой, но очень красивый: живописный пруд, холмы, сосны с длиннющими иголками, начинающие желтеть и краснеть деревья (не клены), чайные домики.
После парка нужно было попасть на искусственный остров Odaiba. Из всех возможных способов добраться туда, включая «беспилотный» поезд, был выбран водный маршрут от пирса Hinode. Путь проходит под Радужным мостом.
Odaiba выглядит совсем по-другому: на пляже у пирса катаются винд-серферы, с другой стороны виднеется статуя Свободы, кругом здания необычной архитектуры.
Главной моей целью поездки на Odaiba было посещение научного музея Miraikan, а еще точнее – демонстрации робота Asimo. По дороге к музею повстречала первого робота Gandom и увидела первые краснеющие клены. Музей очень интересный, особенно для детей. Ощущаешь себя как в огромной игровой комнате: все можно потрогать, попробовать, повертеть, сотрудники музея периодически устраивают демонстрации каких-то химических или физических опытов. Первая экспозиция, в которую я попала, – об истории космонавтики: сплошь русские фамилии среди первых.
Помимо робота Asimo (очень понравился – много говорил и шутил, выполнял всякие трюки (стоял на 1 ноге, бегал, прыгал)), в музее проходят демонстрации робота-андроида Otonaroid (лицо "лепили" с реальной девушки), а также TSUNAGARI: под потолком главного холла подвешен крутящийся земной шар и на нем красиво представляли различную информацию о Земле: языки, народы, структура и т.п. Выглядело магически. Внутренняя конструкция музея такова, что холл, где висит шар, проходит через все этажи, поэтому смотреть на шар можно отовсюду: снизу (там даже расставлены не скамейки, а лежачие места типа шезлонгов), с любого этажа и даже обойти вокруг.
После музея было время до начала круиза по реке Sumida до района Asakusa, и я решила прокатиться на колесе обозрения Daikanransha.
Колесо обозрения высоченное – 160 метров, кабинки есть закрытые цветные и прозрачные (открытые). Оборот длится минут 15, за это время в кабинке по радио рассказывают о том, что можно увидеть из окна. На обратном пути к пирсу я мельком прошла через шоурум Toyota (да простят меня мужчины).
На закате наш круизный кораблик устремился в сторону Asakusa. Речной круиз напомнил чем-то круизы по рекам Санкт-Петербурга – тоже множество разных красивых подсвеченных мостов встречалось на пути. Кораблик делает несколько остановок. Конечная остановка в районе Asakusa рядом с Sumida park. С этой набережной открывается красивый вид на Tokyo Skytree и здание Asahi beer.
Пофотографировав виды, я направилась в район Asakusa – очень колоритное туристическое место, и народу здесь поэтому очень много. Ворота Kaminarimon, храм Sensoji, красивая пагода подсвечиваются в темноте. На улице Nakamise большой выбор сувенирки и вкусняшек, а на прилегающих улицах - много различных ресторанчиков и лавок. Я решила не покупать пока сувениры, чтобы не возить лишний груз, а просто присмотреться: что есть и почем.
Далее я пошла к Tokyo Skytree. Сама башня подсвечивается зеленым светом. Территория возле нее мне напомнила вчерашний район Roppongi Hills и Mori Tower: торговые центры, симпатичный канальчик с цветными фонтанами, иллюминация. Здесь меня одолела усталость – сказался вчерашний пешеходный день. В отель решила возвращаться на метро – единственный раз за всю поездку, когда я им воспользовалась.
День 3 (04.11.2014)
Nikko (мост Shinkyo, Rinnoji Temple, Shoyoen Garden, Toshogu Shrine, Futarasan Shrine, Iemitsu Mausoleum, Tamozawa Imperial Villa, Kanmangafuchi Abyss) и вечерний Tokyo (Shibuya, Shinjuku)
Итак, мне предстояла первая поездка – в Никко. Ехать нужно было с пересадкой, и первая часть пути – ура, на синкансене. Т.к. на первые 7 дней у меня был активирован JR Pass, то никаких затруднений с посадкой на поезд у меня не было. Бронировать места в резервируемом вагоне я не стала, понадеявшись на наличие свободных мест в нерезервируемых. Далее по указателям на ст.Tokyo нашла турникеты для выхода на платформы синкансенов, при проходе через турникеты показала свой проездной служащему, увидела указатели на нужную мне платформу, на платформе на табло посмотрела, какие вагоны в моем поезде нерезервируемые и нашла по указателям эти вагоны. Вся платформа размечена: метки входа в вагоны с указанием номера этого вагона, разметка для очереди ожидающих поезд. Все просто, все для людей! На платформе оказалось несколько точек, продающих всяческое питание, в т.ч. огромный выбор о-бенто, и множество автоматов с напитками.
В точно указанное время в точно указанные на платформе разметки прибыл поезд, люди стали сначала по очереди выходить из вагона, а потом по очереди заходить. Все успели, никого не оставили, никого не задавили. В вагоне оказалось много свободных мест, в т.ч. у окна. В дальнейшем я так ездила в синкансенах в нерезервируемых вагонах, и проблем с местами никогда не было. Салон вагона похож на салон самолета. Синкасен едет быстро и плавно, все объявления делаются на японском и английском языках, плюс названия станций дублируются в бегущих строках в обоих концах салона. По салонам ходит девушка с тележкой, продавая еду-напитки, газеты, и прочие нужности. К слову, во всех поездах всегда через вагоны периодически проходят ж/д служащие (проверяют билеты, следят за порядком, продают еду и т.п.). Удивило, что при входе в вагон и выходе из него они со всеми здороваются и кланяются, причем даже если все пассажиры сидят к ним спиной.
Погода к счастью радовала – было солнечно, клены краснели и желтели повсюду! О Nikko много на форуме написано, поэтому описывать храмы в подробностях не буду, да и было их очень много, и я в какой-то момент уже перестала запоминать названия. Храмы все здесь очень красивые, цветные, резные.
Для разнообразия впечатлений решила посмотреть императорскую виллу Tamozawa с парком и бездну Kanmangafuchi.
Вилла оказалась очень интересным местом, красивым по-иному, чем храмы. Во-первых, сама конструкция здания непривычна: длинная замкнутая вкруг терраса с дверями-створками с одной стороны и комнатами с другой, красивые виды из окон комнат, расписные створки и ширмы. Замечательный парк вокруг виллы, в котором пейзаж с любой точки живописен. Много краснеющих и желтеющих кленов. Рядом с виллой – старая сакура со скрученным в спираль стволом и мощными ветками, поддерживаемыми деревянными подпорками. Во время ее цветения весной здесь, наверное, очень красиво.
После впечатлений, полученных от «дачи» императора, нужно было спешить на другой берег речки посмотреть на бездну Kanmangafuchi, т.к. дело близилось к закату. К речке вела узенькая улочка, проходящая через жилые дома. После моста поворот направо, еще немного – и замечаешь, что все вокруг покрыто мхом и лишайником, какой-то гул слышится впереди. Потом видишь знакомую по фото из интернета шеренгу замшелых статуй Jizo с красными шапочками и передничками (сочетание зеленого и красного здесь выглядит особенно эффектно). Но самое удивительное, что речку теперь было не узнать: ее русло стало каменистым и изрезанным, а сама она превратилась в бурный поток – именно ее гул я и слышала на подходе. Здесь уже не особо туристическое место (или может все уже побывали здесь утром/днем) – сейчас, на закате, мне встретилась только одна японская семья. Больше не было никого и это придало месту некую мистичность, таинственность. Ууух! Понравилось очень!
Обратно до моста Shinkyo я решила идти не вдоль автомобильной дороги, по которой шла утром, а через жилые дома прямо вдоль речки.
Обратный путь в Токио мне предстоял немного другой, т.к. следующим пунктом моего маршрута значилась Shibuya, где основными пунктами были памятник Хатико и знаменитый самый большой в мире перекресток.
На площади перед ст. Shibuya вас встречает не один, а несколько Хатико – помимо скульптуры здесь есть целая стена с множеством Хатико.
Вокруг много молодежи, все куда-то спешат. Перекресток тоже прямо тут – его не миновать, и, в любом случае, станешь частью этого многолюдного потока. Чтобы посмотреть на перекресток сверху, все рекомендуют зайти в кафе Starbacks в здании рядом. В кафе свободных мест, конечно же, не было, поэтому пришлось просто снять несколько кадров и уйти.
Прошлась еще немного по кварталам среди светящихся небоскребов – везде многолюдно и шумно.
Надо было ехать – меня ждал капсульный отель в Shinjuku.
День 4 (05.11.2014)
Fuji-san и озеро Kawaguchiko
Этот день был очень важным в моем маршруте, т.к. я ехала к священной для японцев горе Fuji, или Fuji-san, как они ее уважительно называют.
Утро было пасмурное, и у меня были опасения, что Fuji может спрятаться за облаками, и я ее не увижу.
Сначала я вышла на ст. Shimoyoshida и дошла до пагоды Chureito, откуда открывается один из классических видов на Fuji. На мое счастье, несмотря на тучи, Fuji была видна полностью и ее можно было уже фотографировать прямо со станции.
Пагода Chureito находится на горке по другую сторону от станции через железную дорогу. На горке расположен целый парк, стержнем которого является лестница к пагоде. Чуть повыше пагоды – смотровая площадка, отсюда и открывается классический вид: Fuji-san, справа – пагода Chureito, внизу – целый лес сакуры. Особенно красиво весной, конечно, - во время цветения сакуры. А сейчас внизу были практически голые деревья с редкими красновато-оранжевыми листьями. Пофотографировав Fuji со разных ракурсов, я пошла на станцию, чтобы ехать к озеру Kawaguchiko.
Озеро Kawaguchiko является популярным туристическим местом: на его берегах расположено множество отелей, больших и маленьких, поэтому на станции Kawaguchiko продают очень много сувениров (тематических – с Fuji) и продуктов, причем большинство из них вы больше нигде не найдете. Как потом выяснилось, такая ситуация характерна для всех регионов Японии.
Первым делом я поднялась на канатной дороге Kachi-Kachi Ropeway на горку – там расположена смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на Fuji и озеро Kawaguchiko. Сделала несколько фото, и буквально через несколько минут Fuji скрылась за облаками и больше в этом день не показывалась.
Далее я решила пройти вдоль берега озера пешком. При желании озеро можно обойти целиком вокруг по пешеходной дорожке. Виды сменяли друг друга, но были всегда живописными. В эти дни на озере проходил фестиваль осенних листьев. Осенних листьев было очень много, причем не только листья кленов (красно-малиновые, оранжевые, фиолетовые, желто-зеленые – море оттенков), но и желтые листья гингко, красновато-оранжевые листья сакуры.
По дороге встретился Music Forest, небольшой живописный парк. Я зашла только в розарий при входе в него, доступный для свободного посещения.
И уже недалеко отсюда было место фестиваля. Здесь продавали всевозможную фестивальную уличную еду (якитори из всего, что можно (мраморная говядина, курица, кальмары, осьминоги и т.п.), запеченная рыба, якисоба и много еще чего неопознанного), напитки, фермеры продавали свои овощи и фрукты.
Рядом находился Maple Corridor – овражек, вдоль которого краснели и желтели клены и через который было перекинуто несколько мостиков. С наступлением темноты включалась праздничная иллюминация – клены подсвечивались разноцветными прожекторами. Но я ее уже не застала, т.к. до самой темноты не гуляла.
Рядом с кленовым коридором находился арт-музей Kubota Itchiku. Основная экспозиция музея – кимоно мастера Kubota Itchiku. Все кимоно уникальной ручной работы: от изготовления ткани до собственно пошива. В музее есть хороший магазинчик, где можно приобрести различные аксессуары и сувениры ручной работы.
От музея я еще немного прошла вдоль озера и потом повернула обратно, т.к. солнце уже садилось. На обратном пути пофотографировала еще аллею желтых гингко, прикупила сувениров на станции.
Весь день питалась я только фестивальной едой, поэтому по возвращении в отель было решено опробовать одну из соседних едален – она специализировалась, как выяснилось, на собе. Система заказа и оплаты была следующей: у входа стоял автомат, на котором было представлено все меню с фото, нужно было сделать заказ, нажав кнопку под требуемым блюдом, оплатить тут же, получить чек и сесть за столик – официант (он же повар, он же кассир и т.п.) принес готовую собу. Соба была в виде супа: лапша в горячем соевом бульоне с 2 огромными креветками, жаренными в темпуре. Все подавалось в большой глубокой чашке. Меня снабдили палочками и, на всякий случай, ложечкой (такой же, какую у нас подают к рису или мисо-супу). Но я-то уже видела, как положено есть собу, – никаких ложек! Соба берется палочками, при этом она не наматывается на них, как спагетти, а шумно всасывается ртом, а бульон пьется прямо из чашки. Вкуснооо! Хотя воспроизвести звук, как у японцев, у меня не получилось.
День 5 (06.11.2014)
Hakone (Hakone-Yumoto, Gora Park, Owakudani, озеро Ashi, Hakone-machi, Moto-Hakone, онсен Hakone Yuryo)
В этот день я снова ездила в горы, но на этот раз на горячие источники, и конечно обязательным было посещение онсена. Погода стояла пасмурная, обещали дождик во второй половине дня.
В японских поездах я уже разбиралась быстро, поэтому доехать до ст. Odawara не составило проблем. Туристу ездить в Hakone очень удобно, т.к. здесь разработан специальный туристический круговой маршрут, который охватывает все ключевые природные достопримечательности.
Сначала со ст. Odawara я доехала на поезде до ст. Hakone-Yumoto, а затем до ст. Gora. Рядом со станцией находился парк Gora – симпатичный маленький парк, расположенные на склоне горы. Билет в парк стоил ¥500, но для обладателей проездного в Hakone вход бесплатный. В парке был розарий, а также центр творчества с различными мастерскими (гончарная, стеклодувная и т.п.), где можно понаблюдать со стороны или стать участником процесса. Также очень хороший магазинчик, в котором продают различные изделия ручной работы.
Далее из Gora необходимо было сесть на фуникулер (cable car) и доехать до ст. Sounzan, на которой пересесть на канатную дорогу (ropeway), которая довезет сначала до места вулканической активности Owakudani. Ездить на канатных дорогах в Японии сплошное удовольствие – такие виды открываются! Вот и сейчас: как только переехали через лес, и земля внизу стала серо-желтой с идущими то там, то здесь струйками пара, все прямо ахнули и прилипли лицами и фотоаппаратами к стеклу. Здесь, на остановке канатной дороги, можно было понаблюдать за вулканической активностью: мутно-белые горячие источники бегут ручьями то здесь, то там, местами клубится пар, воздух насыщен характерным запахом сероводорода.
В центре площадки аттракцион для туристов: варка яиц в горячем источнике. Яйца раскладываются в металлические контейнеры и ставятся в булькающее озерцо. Готовые яйца приобретают черный цвет из-за состава воды. Потом эти упаковочки по 6 яиц продают во всех местах на горе по ¥500.
Здесь же есть смотровая площадка, откуда должен открываться красивый вид на Fuji, но оценить этот вид не получилось, т.к. погода стояла пасмурная и периодически моросило. Однако по дороге обратно к станции канатки идущая впереди меня компания японской молодежи вдруг встрепенулась и стала резко фотографироваться. Я посмотрела на их «фон» - Fuji-san проявила благосклонность и выглянула буквально на пару минут.
В сувенирных магазинах около станции, помимо черных яиц можно попробовать также черное «вулканическое» мороженое – оно вкусное, правда потом черным был весь рот.
Далее путь продолжался по канатной дороге до озера Ashi. На причале все пересели на туристический пиратский кораблик и поплыли вдоль всего озера до пирса Hakone-machi. При подходе к берегу с левой стороны видна стоящие в воде тории. Озеро Ashi красивое, но Kawaguchiko мне больше понравилось.
Поскольку дождика пока так и не было, далее я решила прогуляться пешочком до местечка Moto-Hakone. Часть пути проходила через кедровую аллею.
Тут меня нагнал дождь и пришлось сесть в автобус и вернуться в начальную точку кругового маршрута - Hakone-Yumoto.
Настало время посетить онсен. На примете у меня было несколько, но я решила еще зайти в туристический центр, находящийся рядом со станцией, и спросить совета. Девушка в центре посоветовала один из онсенов - Hakone Yuryo (http://www.hakoneyuryo.jp/english/), как раз бывших в моем списке, рассказала, как до него добраться, сколько будет стоить и снабдила буклетами. Онсен располагался совсем недалеко от ж/д станции Hakone-Yumoto, но для удобства посетителей организован трансфер от станции до онсена: небольшой бесплатный автобус курсирует каждые 15 минут. Когда я выбирала онсен, мне хотелось, чтобы он был более-менее близок к настоящему нетуристическому онсену (т.е. никаких купальников, толпы народа и аквапарка в комплекте). Онсен Hakone Yuryo как раз таким и оказался. Специальной экипировки у меня не было, полотенца (большое и маленькое) купила прямо здесь. При входе поинтересовались, есть ли у меня на теле татуировки, т.к. с ними в онсен нельзя (скорее всего, предложат заклеить пластырем, а может и не пустят вовсе).
Онсен был хорош, водоемов много: 2 внутри помещения и несколько ротенбуро на открытом воздухе с видом на сад, посетителей мало. Провела там часа 2 с удовольствием и поехала в Tokyo.
Завтра мне предстоял переезд в Takayama.