С 01 сентября по 14 сентября совершили с братом небольшой вояж в Индонезию, Малайзию и Турцию по пути домой. Отчеты писать не умею, но так как на форуме крайне мало информации по Индонезии (за исключением Бали), то решил поделится коротким впечатлением о поездке.
Собственно, основная часть поездки приходилась на остров Сулавеси
Первоначальная остановка у нас была в Kuala-Lumpur, куда мы прилетели вечером на авиакомпании Turkish Airlines. Сама авиакомпания Turkish Airlines произвела очень приятное впечатление, особенно, при полете в Азию. Чего стоит хотя бы заботливо накрытый пледом пассажир, спящий в задней части салона самолете, мелочь, но очень приятно. Хотя до этого пользовался неоднократно Эмиратами и Катарами, но именно Сервис от Turkish Airlines произвел наилучшее впечатление на меня.
В Куале быстро пройдя таможню переехали в прекрасный KLIA 2 аэропорт для малобюджетной авиации. Прекрасное место для первого дня в Азии, когда можно по абсолютно адекватным ценам попробовать почти всё есть в кухне азиатских стран, выпить холодного местного чая, побродить между магазинами с азиатскими брендами и выйти подышать местным воздухом
Ночевали в Tune Hotel klia2, в целом неплохо, отель примерно соответствует фотографиям в системе бронирования, хотя и немного грязноват, но для двух мужчин вполне нормально. Система выписки из отеля максимально упрощена, при check out вы просто кидаете карточку от номера в специальный ящик, и спокойно уходите в аэропорт по небольшому крытому переходу.
Утром 02 сентября мы вылетели в Макассар, единственным рейсом доступным из Kuala-Lumpur авиакомпанией Air Asia.
Makassar
Город на юго-западе Сулавеси, самый крупный на острове, и крупнейший авиационный хаб на нем же, по крайней мере из него вы можете улететь в Малайзию и Сингапур, если хватит денег на Silk Air =)
Население города по последней переписи составляет 1,645 млн.человек, но по факту уверен, что больше, тем более с пригородами и соседними городками, которые уже срослись в один большой и неделимый Макассар. В целом всё типично для большого индонезийского города, много народу, пробки почти всегда и везде.
Макассар встретил нас двумя приятными новостями.
Первое это, то что в аэропорту вы можете поменять валюту по очень хорошему курсу для аэропорта. Так лучший курс который мы нашли в городе отличался только на 1,2% (13 000 за 1 $ в аэропорту и 13 162 за 1 $ в городе) в большую сторону. Кстати, если будете менять валюту, то рекомендую Mandiri bank, из всех обмеников которые мы видели, здесь был лучший курс.
Второе это местные такси, меня честно говоря, сильно удивило после посещения Суматры, что на Сулавеси, и в частности в крупнейшем городе острова Макассар, кроме сильной конкуренции среди таксомоторных компаний, отсутствует вообще какое либо желание со стороны таксистов как-либо обмануть вас. При поездке из аэропорта вы можете выбрать как фиксированный прайс до центра города 150 000 (примерно 11,5 $), либо по счетчику (выйдет примерно столько же). И ни в коем случае не отказывайтесь от предложения доплатить 12 000 (чуть менее 1$) за tol. Tol это скоростное щоссе из аэропорта до города, где вы гарантировано сэкономите ⅔ времени по дороге в и из аэропорта. Хотя мы только прибыв в Индонезию после нашей предыдущей поездки на Суматру всячески ожидали подвохов, поэтому максимально отказывались от всех возможных доплат, позже когда мы два раза ездили в аэропорт Макассара, поняли как заблуждались. В общем Tol must have.
Ещё немного напишу о такси, не бойтесь ими пользоваться, все такси в городе в которые мы садились (около 10 раз) сразу же без напоминания включают счетчик (6000 рупий идет по умолчанию за посадку - примерно 0,45 центов), и вы очень дешево и комфортно можете доехать куда угодно. Ни разу ни один таксист не попытался нас обмануть, или не включил счетчик при нашей посадке в такси
До этого мы были в Индонезии на Суматре и Калимантане, поэтому я прекрасно понимал, к чему готовится, и что ожидать, по крайней мере от городов этой страны. Тут надо понимать, что далеко не все люди могут нормально воспринимать города Индонезии (я не беру в расчет Бали и соседние туристические острова). Понятно, что часто хаотичная застройка, сумасшедший трафик, шум, гам не способствуют приятному впечатлению о городах Индонезии. Тем не менее, там также как и у нас в России или Европе, в Индонезии проходят музыкальные и кулинарные фестивали, люди активно занимаются спортом и городские власти это поощряют, есть свои модные места, проводятся общегородские конкурсы и т.д.
Что делать в Макассаре
Еда.
Кто бы что ни говорил, но кухня Индонезии это не только зажаренные до костей куски курицы или рыбы, и не только рис с лапшой (хотя где в Азии без них?).
По крайней мере на Сулавеси вы сможете попробовать большое количество разнообразных супов. Я бы сказал, что количество разных видов супа, здесь больше, чем аналогичное в Тайланде. Вообще именно для Сулавеси характерны свои локальные блюда, которые вы сможете встретить только в каком-то конкретном регионе.
И конечно, если будете пробовать местные блюда, рекомендую это делать именно в аутентичных заведениях, многие из которых существуют уже не один десяток лет, и описаны в некоторых путеводителях по гастрономическому Макассару в интернете (одним из которых мы как раз пользовались). На вид они могут показаться весьма простыми, но по крайней мере, там вас накормят 100% правильными блюдами, каковыми они были на протяжении многих десятков. лет. Конечно так как на Сулавеси нет как такого туризма, найти туристический, с адаптированной кухней, ресторан или кафе будет весьма проблематично (ну разве что ресторан при отеле, но кто ходит в них, за исключением завтрака?), но если найдете, то скорее всего вы получите неверное представление о блюдах Сулавеси.
Типичное для Макассара блюдо, которым в обеденный перерыв с удовольствием питается местный офисный планктон.
суп - Coto Makassar (две порции блюда + 2 бутылки воды около 4 $)
подается вместе с зеленью, лаймом и каким-то сушеным мясом. Специи сами добавьте по вкусу
местный аналог хлеба - вареный прессованный рис в листьях чего-то
Блюдо Mie Pangsit
Судя по названию вы уже поняли, что это лапша (mie - лапша, nasi - рис). Это блюдо (как и многие другие, сделанные из лапши) родом из Китая, и найти его проще всего в Макассаре именно в Китайском квартале. Кроме того, Mie Pangsit сильно напоминает то, что так многим нравится в тайской кухне. Подается вместе с бульоном, который вы можете есть отдельно, вообще ни есть, или вылить всё в одну тарелку, как нам пояснили возможны все варианты. Отличает его от тайских блюд, обжаренное по индонезийски заранее мясо, наличие поджаренного хлеба (как будто армянский лаваш зажарили до хрустящей корочки, но так чтобы он не рассыпался от первого прикосновения). Блюдо абсолютно не острое, имеет слегка мясной привкус.
Пробовали в заведение, которое существует с 1968 года
Типичное китайское кафе, где никто никуда не торопится
Meatball soup
Как вы уже догадались бульон с мясными шариками
Сытно и вкусно, шарики из разного мяса, честно говоря не удалось полностью понять по каждому из них, из какого конкретно. Но мы не аллергики, едим всё, главное чтобы было вкусно.
Место где мы пробовали данный суп весьма простое
хотя судя по путеводителю существует уже не один десяток лет, и рекомендовано, именно именно для дегустации данного блюда.
И конечно как не упомянуть об одном из самых известных супов индонезийской кухни, который вы сможете встретить практически везде
Суп - Bakso
ингредиенты простые как всегда, бульон, лапша, мясные шарики, зелень, лайм и местные чипсы (добавляются опционально). Суп совершенно не острый и очень популярный в Индонезии. Иногда его даже не надо искать, он сам идет к вам
Вообще в Азии для себя сделал следующее наблюдение, если вы видите прозрачный бульон, то скорее всего суп не острый, если наоборот - то острота скорее всего присутствует.
Kopi Susu (Кофе Сусу)
По всему городу разбросано множество неприметных заведений, которые по нашему российскому взгляду не всегда идентифицируются с кафетерием, тем не менее в Индонезии, и частности Макассаре, такие места активно пользуются студентами и прочей праздной публикой
в этих местах основным напитком является Kopi Susu или Кофе Сусу, местный вариант многими любимого напитка
Это очень крепкий кофе с местным вариантом сгущенки (она далеко не такая сладкая, как у нас), таким образом напиток становится не таким горьким. Это конечно не столь изысканно приготовленный напиток, как кофе по вьетнамски, но близкий к нему по способу приготовления и крепости содержимого. Выпив такой стаканчик, эспрессо подаваемый в Италии, уже не будет вам казаться таким уж крепким.
Pisang epe
Жареные бананы с различными сладкими соусами
Десерт имеющий много разновидностей. Сырые бананы как фрукт совершенно не популярен в Индонезии, зато жареные и сушеные бананы, совсем другое дело.
В нашем случае мы взяли классическую разновидность данного блюда, со сладким сиропом. Не сказать, чтобы это было вкусно, может с местом не повезло, может и правда на наш европейский вкус, бананы все же лучше в натуральном виде
Кстати, пробовали мы их на вечернем фудкорте под открытым небом, который ежедневно открывается на набережной Макассара, и представляет собой, множество импровизированных уличных кафе, где вас и накормят и напоят соками, и конечно же предложат различные варианты десертов
В будни народу не так много, в выходные прилично больше.Там же единственное место на Сулавеси где попадаются дети-попрошайки, но так как туристов там толком не бывает, то они на них совершенно не ориентированы, и достаточно сказать no, и они отстанут от вас. Местным же отделаться от них на много сложнее.
На этой же набережной в один из дней проходил местный фестиваль EIGHT FESTIVAL & FORUM 2016. Не знаю точно что и как, были мы на нем недолго из за обилия народа, хотя весьма необычно было услышать в этой мусульманском крае музыке в стиле death metal в исполнении местной группы. Хотя, как известно, кроме корейского попа, в Азии весьма популярна тяжелая музыка.
Да, и рекомендую не проходить мимо местной сети ROTI’O, которая делает просто замечательные воздушные булочки Roti
Китайский квартал Макассара
Почти каждый регион юго-восточной Азии получил свою порцию жителей Поднебесной, и в Макассаре они также есть, и именно их квартал можно считать историческим центром города, (за небольшим исключением голландской крепости на берегу моря). Именно, там вы найдете все самые известные кулинарные заведения города, множество храмов, а также очень неплохие магазины еды, где можно купить весьма необычные для нас продукты и сублимации из них.
Набережная Макассара
Не бог весть какая достопримечательность, но тем не менее прогуляться на минут 20-30 можно, тем более выше я упоминал про открытый фудкорт по вечерам в этом месте
Форт Амстердам.
От голландской эпохи в Макассаре осталось не так уж и много, но тем не менее, в каждом из своих городов, они отстраивали Форты, в которых первое время жили военные с семьями, а позже размещался гарнизон, администрация и тюрьма
Сейчас в нем, кроме самого форта располагается местный этнографический музей. О колониальной эпохи практически ничего в нем нет.
Paotere Harbor
Гавань для рыболовецких судов. Там же находится одноименный рыбный рынок. Есть упоминание о ней на tripadvisor и lonelyplanet, как об одной из достопримечательностей Макассара
Не самое удобное и комфортное место, кроме того находится не в самом центре. Не очень понятно, что там смотреть, тем не менее, это Индонезия без купюр. Вход для иностранцев стоит небольших денег (не помню точно, что-то около 0,5 $ на 1 человека).
Стоит посещать это место или нет решать вам, пешком можно дойти за 30 минут из Китайского квартала.
Пробки
Пока вы находитесь в центре, и всё находится в пределах пешей доступности, кроме визуального сопровождения вашей прогулки, вас скорее всего, это не будет волновать.
Но если вы решите куда-то поехать подальше от центра, всегда нужно понимать, что вам придется ехать назад, и эта дорога может занять, несмотря на казалось бы не самое большое расстояние по московским меркам, 3-4 и более часа. И вариантов выбраться быстрее у вас никаких не будет. Часто путь пешком, хоть и не самый комфортный, будет самым правильным и быстрым.
В целом, Макассар хочет быть активным и современным городом со всеми его атрибутами, вроде специальных зон для занятий спортом, фестивалей, других прочих активностей.
Но всё подводит большая плотность населения, ужасно неразвитая транспортная инфраструктура и пока ещё потребительский менталитет большинства индонезийцев по отношению к окружающей среде.
Palu
Следующим пунктом нашей поездки на Сулавеси была столица северо-западной части этого острова, город Palu. Это уже преимущественно провинциальный город, где практически нет такси и пробок. Город не слишком посещаем туристами, хотя два наиболее интересных места на Сулавеси мы посетили именно здесь.
Добраться сюда проще всего самолетом, благодаря своим ценам на перелеты, они вне конкуренции в Индонезии, особенно в Западной и Центральной её части.
Гора Matantimali
Именно уникальное расположение этой невысокой горы, позволило ей стать всемирно знаменитой, по крайней мере, для парапланеристов и маунтинбайкеров.
Благодаря своему расположение большую часть года здесь дует ровный и направленный ветер, в то же время достаточно пологий склон дает возможность для безопасного старта пара планеристов. На этой горе регулярно проходят различные соревнования по данному виду спорта, как официальные, так и неофициальные.
Кроме того с Matantimali открывается красивый вид на долину, в которой расположен город Palu
Благодаря господствующим ветрам, находясь здесь на высоте всего 850 метров, можно чувствовать себя достаточно комфортно для места находящегося не так далеко от экватора. Поднявшись ещё чуть чуть вы с большой долей вероятности сможете оказать в окружении облаков и наблюдать их весьма активное перемещение вокруг поросших лесом и кустарником вершин
Как добраться.
Вообще на гору ведет достаточно сносная дорога, по которой перемещаются мопеды и джипы, хотя для последних это может быть не такой простой поездкой.
Можно конечно и попробовать подняться пешком, хотя наверняка на это уйдет почти пол дня. Тем не менее, именно так мы и планировали сделать, справедливо полагая, что видеть чужую страну нужно не из окон такси и туристических автобусов. Тем не менее, чтобы немного сократить путь, к подножью горы было решено подъехать на такси, где и должна была уже начаться пешая прогулка. И вот стоя у одного из Торговых центов Palu мы пытались понять где тут можно найти такси, ни одного из них них не было видно, хотя, какое место наиболее притягательно для таксистов после аэропортов, как не торговые центры?
Видимо, заметив наше замешательство рядом с нами остановилась машина в которой сидело 4 молодых людей с предложением помощи. Мы попытались через них понять возможность найти или вызвать такси, на что получили предложение отвезти нас ближе к подножью Matantimali. Меня как и моего брата, честно говоря, весьма смущает когда кто-то пытается помочь нам, взрослым людям, привыкшим решать все свои проблемы самостоятельно. Тем не менее понимая, что по другому нам придется потратить несколько часов просто для того, чтобы подойти к подножию горы, мы сели в автомобиль. Мы оказались в компании с достаточно хорошо говорящими по английски, воспитанными и образованными ребятами, которые всячески хотели нам помочь. И так уж получилось, что оставлять у подножья Matantimali они нам никак не хотели, говоря о том, что подъем будет для нас непростым. Довезли нас на самую вершину, за что мы им очень благодарны, так как мы были только с самолета, в связи с чем располагали только 4-5 часами до заката. Кто-то из них даже заплатил за нас за вход на вершину (с иностранцев его берут, что-то около 0,8 доллара с человека), и никак не хотел принимать деньги от нас, хотя для себя я считаю верхом наглости допускать такие вещи.
Вообще это будет первым, но далеко не единственным случаем на Сулавеси, когда люди очень хотели в чем то нам помочь, даже если в этом не было необходимости. Приходилось вежливо и иногда настойчиво отказываться.
Да и в целом, Сулавеси как не популярное место для туристов, весьма комфортен для посещения. За всю поездку нас ни разу никто не попытался обмануть, нажиться на нас и т.п., как это часто бывает в более туристических местах. В течении всей поездки мы были полностью уверены в полной безопасности за себя и свои вещи, как и то, что мы платим цену за товары и услуги, точно такую же как и другие жители данного региона.
Спускаться с горы мы решили уже самостоятельно, в целом дорога достаточно пологая, ровная, практически вся асфальтированная. Но если вам, как и нам, хочется спуститься быстрее можно воспользоваться для этого проложенной трассой для маунтинбайка, которая резко спускается с горы, иногда пересекая основную трассу.
Lora Lindu
Вторым местом, которое мы решили посетить, так как, выдался один свободный день в Palu, это национальный парк Lora Lindu
Находится примерно в двух часах езды от Palu.
Парк состоит из 4 долин. Знаменит своими мегалитами и обилием эндемических птиц, так что место весьма популярно у бёрдвотчеров. Так в самом парке в некоторых местах вы сможете увидеть таблички, которые указывают, что именно это место хорошо подходит для фотографирования птиц.
Добраться из Palu можно двумя путями, либо на местной маршрутке, которая идет от автовокзала, с непонятным расписанием, судя по Lonely Planet.То есть она может поехать, а может и не поехать и придется испытывать счастье на следующий день. Если у вас как и у нас нет времени на ожидание, то всегда можно арендовать автомобиль с водителем за 600 000 рупий (или около 50 $) в сутки. Возможно, можно и дешевле, но цена за сутки нам не показалась большой. На этом авто вы подъезжаете ко входу в национальный парк (их кстати, несколько, не все из них доступны из Palu, до некоторых можно добраться только от города Tentena). Далее вам придется придется ехать на мотобайке с водителем в течение часа, так как пешком до озера идти через перевал как минимум 4-5 часов в одну сторону, а автомобиль по столь крутым подъемам и узкой дорожке не проедет
Стоит это удовольствие 70 000 рупий в одну сторону, или около 5 $.
После преодоление перевала вы попадаете в округлую долину с озером по центру, вокруг которого расположено несколько местных деревушек
По дороге назад мы попросили наших драйверов высадить нас пораньше чтобы прогуляться через тропический лес
Если говорить о самом городе Palu, то смотреть в нем особенно нечего, есть небольшой (всего несколько зданий арабский квартал).
В Palu же удалось попробовать местный салат Gado-Gado
на любителя, особенно если вы любите арахисовую пасту. Представляет из себя салат из местных овощей приправленный обильно соусом из арахиса.
Через два дня пребывания пришло время покинуть город и направится в город Ampana, откуда идет паром на Тогеанские острова. Собственно перемещение по Сулавеси доступно не только на самолете, но и по земле, и как оказалось достаточно развито. Другое дело время поездки, так как дороги как правило узкие, местами весьма потрепанные, правила движения в целом не соблюдаются, каждая дорога изобилует поселками и городами, время от времени возникают пробки на пустом месте и т.п. Поэтому средняя скорость движения вряд-ли превысит 50 км.час.
Маршрут должен был пройти через почти пол острова.
Возможно, для экономии времени мы бы и выбрали вариант с самолетом, но к сожалению, в Ампану ничего не летает. Ну и кроме того, это неплохой опыт, поездка в индонезийском минибасе, можно выбрать вариант либо ночного рейса, либо дневного, как мы и выбрали. Стоит поездка на одного 150 000 рупий, или 12 $. За эти деньги вас заберут из того места, которое вы укажите, и также довезут именно до того места которое вам нужно по пути следования (минибас может немного отклониться от маршрута, чтобы завести пассажира).
Самое начало пути выглядело немного странно. Сначала нас как положено в 9-00 утра из отеля забрал потрепанный минибас, мы уже подумали, что наше путешествие началось
аналогичный минибас (фото не мое)
Но тем не менее, остановились мы чуть-ли не в каком то дворе через 20 минут, где всех пассажиров высадили, а багаж наш и других пассажиров уехал в неизвестном направлении. Но так как все крайне индифферентно реагировали на, то что их багаж уезжает, мы решили, что видимо так и надо, Сулавеси сильно расслабляет в плане бдительности к такого рода вещам.
В итоге через ещё 20 минут подъехала обычная маршрутка (бено)
На неё нас отвезли в пригород Palu на автовокзал. Где мы прождали наш минибас ещё около часа. Попутно наблюдая города куда ещё можно добраться с помощью такого рода транспорта. Как оказалось добраться можно куда угодно, т.е. поездка из Манадо в Макассар на наземном транспорте вполне возможна, будет существенно дешевле перелета, хотя конечно, надо понимать, что такая дорога займет минимум 3 суток.
Тем временем к нам подъехал тот же самый минибас, который забрал нас из отеля и уехал с нашими вещами. Всё как и ожидалось оказалось на месте. Зачем нужны были такие стыковки не понятно, но на этом мы потеряли 1.5 часа минимум. Хотя это Индонезия, поэтому относились мы ко всему крайне спокойно и с пониманием.
По дороге как и предполагалось, мы попадали и в пробки, и останавливались несколько раз. Один раз остановились на обед, где вы можете выбрать рыбу или курицы, рыбу выбираете сырую, её жарят, и подают с рисом, бульоном, которым принято поливать рис по чуть-чуть и каким-то подобием салата
Называется это Ikan-Ikan. Вкусно, остро, но именно при приготовлении и потреблении с местными специями раскрывается полностью вкус блюда. Два таких блюда + 2 сока обошлись нам всего в 2,5 $ за всё. И было действительно вкусно.
Уже через 12 часов мы были в Ampana, где был заранее выбран, но не забронирован (его нет ни на Букинге, ни на Агоде) отель Lawaka hotel (фотография с сайта отеля)
К счастью, в отеле оказались свободные номера.
Отель выглядит весьма прилично, премиум номер стоит 37$, обычный номер около 22 $, но без горячей воды.
Тогеанские острова
Как ни странно, не смотря на уже достаточную раскрученность данного направления, острова в большинстве своем всё ещё сохранили нетронутые людьми джунгли, бухты и пр. И пока растительность занимает большую часть поверхности островов. Хотя судя по тому, что мы видели, всё это достаточно быстро осваивается, так что лет через 10 облик их будет совершенно другим, особенно учитывая активный рост населения Индонезии и его отношение к природе
Добраться из Ампаны можно на пароме, который идет в одну сторону 4 часа, забивается под завязку и стоит почти в четыре раза дешевле, чем speedboat
Speedboat в единственном числе, называется Baracuda, стоит 130 000 рупий (10 $ в одну сторону), ходит один раз в сутки, чего судя по заполняемости вполне достаточно
по словам тех кто живет в тех краях проблем с билетами не бывает никогда, тем не менее, мы с вечера забронировали два билета через персонал отеля в котором остановились. Цена билета от этого не зависит.
Спидбот конечно же, совсем не напоминает, чем все привыкли пользоваться в Тайланде, тем не менее, главное что он плывет всего лишь час в одну сторону, которая именуется поселком Wakea. Откуда вы уже можете отправиться куда вам нужно.
Мы за неимением времени, забронировали буквально одну ночь на Тогеанах в одном из самых раскрученных отелях - Kadidiri Paradise Resort, который находится на одноименном небольшом острове
Отель управляется француженкой. Работают у неё как местные, так и пару европейцев, один, если я не ошибаюсь, из Украины
Состоит из дюжины бунгало, такого типа
свет включают только утром и вечером по паре часов максимум, в душе только холодная вода, условия простые, но это вполне объяснимо
Проживание включает в себя трехразовое питание, поскольку ничего другого вы на острове точно не найдете. Накрывают всем постояльцам за длинными столами, поощряя общение между гостями, от которого там никуда не деться, и это правильно. Вечером после ужина, пока ещё есть электричество большинство его обитателей собираются в холле и общаются за пивом друг с другом, тем более, народу немного, в основном молодежь, которая ещё не успела нарастить снобизм и мещанство в себе. Атмосфера в отеле крайне дружелюбная начиная от персонала, заканчивая собаками, слоняющимися по территории отеля, и воспринимающими людей только с положительной стороны. Что не удивительно, здесь к ним относятся одинаково хорошо как сотрудники отеля так и постояльцы
Еда простая, представляет собой местные блюда адаптированные под иностранцев, то есть готовят при минимуме специй, что делает еду безвкусной и жестковатой, на наш взгляд, по крайней мере.
Территория отеля это небольшой участок земли, ограниченный почти вплотную скалистыми возвышениями, оборудованная несколькими местами для расслабленного отдыха
Но так как отель (и вообще всё что есть на Тогеанах) большей частью предназначен для дайвинга, для купания это не самое лучшее место из-за кораллов подходящих вплотную к берегу. Купаться постояльцы отеля предпочитают с деревянной пристани.
Остров покрыт джунглями и проходится буквально за максимум 15-20 минут. Посетить вы можете помимо пляжа отеля, необитаемый Баракуда бич
Ещё одно место которое легко доступно, это Harmony Bay с несколькими бунгало предлагаемыми в наём
После Тогеанов, нам нужно было ехать на восточную оконечность острова Сулавеси - город Luwuk, из которого мы должны были вылетать в Макассар
Добраться из Ampana до города Luwuk вы можете, либо взяв авто с водителем, либо если у вас много свободного времени переночевать в Ampana и доехать на минибасе до Luwuk. Также возможно, что вы сможете сесть на какой-то проходящий транзитом в Luwuk минибас, если вам повезет и вы как-то узнаете о нем и он о вас.
По всем сведениям в интернете аренда авто с водителем должна обойтись в 750 000 рупий или около 60 $. Мы возвращались в гавань Ampana с Тогеанов не имея четкого понимания на чем мы доберемся до Luwuk. И только мы сошли со спидбота, так как мы были единственными иностранцами, за исключением ещё одной пары, к нам подошла дама с предложением авто до Luwuk за 500 000 рупий (38 $). Решив, что это неплохая цена с учетом услышанного нами в интернете и скорости доставки нас в Luwuk мы согласились, даже без какого-либо торга.
И буквально через пару минут к нам подошла та самая вторая пара иностранцев, что прибыли с нами на спидботе, предложив проследовать на забронированной ими заранее машине за 750 000 рупий, разделил расходы на четверых. Но сделка есть сделка, прерывать уже достигнутые договоренности мы не привыкли, хотя эти ребята могли с нами договориться ещё в спидботе, тогда бы мы безусловно согласились.
Дорога до Luwuk заняла в итоге почти 6 часов, на минибасе это дорога была бы не меньше 7-8 часов. Почти весь путь на восток проходит вдоль побережья к которому во многих местах почти вплотную подходят достаточно крутые скалы поросшие густыми и мрачными от вечернего тумана джунглями , выглядит очень и очень живописно, жаль мы не имели времени для того, чтобы всё это фотографировать. Также стоит отметить, что восточная часть Сулавеси куда менее плотно заселена, так что природа здесь сохранилась гораздо лучше и отсутствие поселков каждые 10 километров сокращало время в пути.
Luwuk
Казалось бы ничем не примечательный город на восточной окраине Сулавеси с населением в 80 000 человек. Тем не менее, только в него въехав ощущалась какая-то разница с другими однотипными достаточно бедными городами остальной части Сулавеси. Во-первых, количество новых дорогих машин, это конечно же были не Мерседесы и БМВ, которые в этом регионе невероятно дороги, но в большом количестве присутствовали дорогие новые внедорожники японских марок.
Во-вторых общая ухоженность города по меркам Индонезии. Да тут даже есть парк, что для города с населением 80 тыс.человек в этой стране, как метро где-нибудь в Саранске. И последнее это обилие такси, если в двухсоттысячном Palu на северо-западе Индонезии такси вообще не найти, то тут по дороге они попадаются каждые 4-5 минут. И такса соответствующая, минимальная цена поездки 25 000 рупий или 2 $, но всё как и положено на Сулавеси, только по счетчику.
Объясняется всё весьма просто, недалеко от Luwuk в 2015 году начал работу крупный завод по сжижению добываемого тут же газа, стоимость капиталовложений в его постройку составила 2,8 млрд.$., большая часть принадлежит корейским компаниям. Благодаря этому заводу город Luwuk выделяется на общем фоне остальных мест на Сулавеси. Кроме того, для того, чтобы проводить различные симпозиумы и встречи, а также для комфортного проживания иностранного персонала завода, был построен большой и комфортный Estrella Hotel недалеко от города на возвышенности. Его размеры безусловно излишни для такого небольшого города, если бы не завод и количество иностранного персонала, работающего на нем (в основном судя по гостям отеля это корейцы).
Итак что же делать в Luwuk? Немного, но есть.
Первое это водопад, который не пересыхает даже в сухой сезон, в котором как раз мы и оказались
Находится за городом, добраться опять же или на Бено или брать такси. Вход в теории стоит 2000 рупий, но несмотря на наличие смотрителя с нас ничего не взяли
место облагороженное и особо не интересное
с учётом того, что место весьма популярно у местных вокруг кучи мусора, которые сильно портят впечатления.
Второе место, которое на мой взгляд интересней и приятней, это inspiration hills.
Город находится на берегу моря, и сразу по его окончанию начинается подъем на плато высотой 500 метров, где небольшие холмики, поросшие травой, создают широкий обзор.
На лугах пасутся коровки, можно прогуляться среди местных деревень. В целом весьма живописно и приятно прогуляться
единственное конечно, если решите отправится туда пешком, имейте в виду, подъем весьма крутой, но зато потом всё это компенсируется красивыми видами и деревенской тишиной.
В Luwuk попробовали еще один суп - paru
бульон из вываренной печени с мясом, очень сытно и жирно
На следующее утро был вылет авиакомпанией Sriwijaya air в Макассар
где мы должны были провести ещё пол дня и утром вылететь на Air Asia в Куала-Лумпур
Kuala-Lumpur
Особенно приятно было посетить этот город во влажный сезон. Улицы города покрыты насыщенной и яркой зеленью. До этого был последний раз в Куале в 2011 году, т.е. 5 лет назад.
В целом описывать Куалу не вижу большого смысла, про неё и так много чего написано на форуме. Но общее ощущение, что после уже ставшего родным Сулавеси, попал в Сочи, столько народу и туристов везде. Bukit Bintang за последние 5 лет превратился в место, где никогда не закрываются арабские заведения, вечно хватают за руки и пытаются завлечь к себе массажистки, а ночью выходят негритянки для предоставления интимных услуг, повсюду шастают обдолбанные персонажи, особенно в 6-7 утра их много. Все бары забиты туристами, они же, видимо англичане и шотландцы, как будто они именно за этим ехали в КЛ, чтобы весь день просиживать в барах с пивом и смотреть спортивные мероприятия на экране.
Поселились мы недалеко от кулинарной мекки этого города - улицы Jalan Alor
Хотя за 5 лет с моего последнего посещения этого города многое изменилось. Заказ теперь принимают на планшете, цены далеко не низкие на этой улице, и в меню не всегда указан НДС, хотя он и не большой (6%).
Тем не менее, выбор огромен и всё как всегда вкусно
Из нового для себя отметил, построенный переход между Bukit Bintang и парком KLCC, очень удобно, не то что раньше приходилось обходить многочисленные небоскребы в центре Куалы.
Кроме того, заметно как быстро город обустраивается в центре, количество высотных зданий, различных дорогих жилых комплексов за 5 лет увеличились на глаз, процентов на 30%. Судя по тому, что можно прочитать об экономики Малайзии в интернете ВВП этой страны растет каждый год, в последний раз он вырос на приличные 5% (2015 г.), что позволяет жителям страны богатеть, и всё больше походить на соседний город-государство.
Обратно также летели Турками. Специально в Стамбуле выбрали максимально возможную стыковку 23 часа, чтобы посмотреть город. Туристов мало, видимо, сказывается проблема с безопасностью, с другой стороны вечерний Истикляль даже в будний день (вторник вечер) забит местными
Соседние улицы не столь заполнены людьми, тем не менее, они также далеко не пусты
Утром из-за разницы во времени (5 часов) проснулись в 5 утра, и решили сразу выйти в город. С одной стороны, конечно, нигде даже толком не позавтракать, но с другой стороны тихо, спокойно, и шахиды на страшны
Стамбул безусловно интересный город, но после ЮВА не так удивляет, хотя по прошествии месяца , хочется вернутся в него ещё раз
Благодарю всех за внимание, надеюсь с количеством фотографий не переборщил