Длительность – 4 дня (только албанская часть), общий пробег в районе 800 км. Машину брали в аэропорту Тивата (Черногория), туда же и возвращали, всё вместе получилось 7 дней. Из других албанских городов местные нам посоветовали ещё Корчу (Korçë), если бы было больше времени, по маршруту добавил бы ещё Сэс (Theth) и озеро Комани (Liqeni i Komanit) в Северной Албании, а также полуостров Карабурун около Влёры (https://www.google.ru/maps/place/%D0%9A ... 6649?hl=ru).
Курс лека на момент путешествия – 132-138 ALL/EUR. Некоторые гостиницы принимают только наличные евро. Кстати об этом – только в очень немногих местах можно рассчитаться карточкой, везде в основном наличные. Банкоматы, впрочем, есть почти везде. Обед на двоих (+ребенок) с вином стоил в пределах 2,500-3,000 лек, литр дизеля – 152-160 лек.
Местную симку купили в Водафоне – 1100 лек за 10 Гб интернет-трафика + какое-то количество минут и сообщений.
Дороги и вождение
Почти все основные дороги в стране – двухполоска с активным трафиком (кроме дороги Тирана-Дуррес, части дороги от Фиеры до Влёры и части трассы Е762 по направлению в в Косово). Неприятно удивило наличие большого количества полицейских мобильных постов вдоль дороги. Кроме того, очень жесткие ограничения по скорости (вне населенных пунктов – до 80 км/ч, в населенных – 40 км/ч). Судя по количеству памятных табличек и цветов на обочине, такая жёсткость имеет под собой некоторое основание. Неприятны даже не сами ограничения, а переход между ними: например, после 80 км/ч может стоять знак 50 км/ч или даже 40 км/ч. Ловят не только на скорость, но и на пересечение сплошной линии. Впрочем, нас ни разу не останавливали, поэтому о самих полицейских ничего сказать не могу. Тем не менее, стиль вождения местных показался довольно вменяемым, никакого особо агрессивного вождения не увидел. В этом смысле Тирана отличается более хаотичным стилем вождения, но опять же – всё в пределах нормы (по московским меркам). К черногорским номерам относятся спокойно, никакого негатива на себе не почуствовали. Огромное количество заправок, на некоторых даже принимают карты (но это нужно уточнять до заправки).
Общие комментарии
Мерседесы – такого количества мерседесов я не видел даже в Германии, по нашим оценкам где-то 3/5 местного автопарка – это разные модели этой марки
Мусор и грязь – есть и то и другое, но как-то особо в глаза это не бросалось, по крайней мере, каких-то больших неорганизованных свалок по пути я не видел. Но в целом отношение к выкидыванию мусора – философское, то есть где попало.
Местное население показалось довольно дружелюбным и приветливым и в то же время не особо назойливым. Никакого негатива на бытовом уровне ни разу не испытывали. Старшее поколение тянет поностальгировать на тему советских времён, молодое поколение более индифферентно. При внимательном взгляде чувствуется некоторая патриархальность – вечером в кафе сидят одни мужчины, но в целом к женщинам отношения абсолютно нормальное. Кстати мужчины за столиком в кафе пьют кофе и воду, из чего я делаю вывод, что большинство – всё-таки мусульмане. Внешне это, кстати, не заметно, даже на уровне соотношения мечетей и православных храмов. Есть некоторое разделение по партийной линии, а скорее всего – по географическому признаку. Огромное количество розовых флагов в Гирокастре, которые мы изначально принимали за флаги местного футбольного клуба, оказались флагами Социалистической партии, у которой как раз самые сильные позиции на юге. Кстати, албанцы в целом очень любят флаги – типичное сочетание – флаг Албании, Евросоюза и США, иногда к ним добавляется флаг Косово и/или итальянский флаг.
Языковых затруднений не испытывали, в целом мне кажется, что с английским в Албании даже лучше, чем в Черногории. В целом в Албании и, особенно в южной части распространён итальянский язык, а в районе Гирокастры и Саранды – ещё и греческий.
Безопасность – за всё время путешествия ни разу не почувствовали даже намёка на напряженность, хотя путешествовали с маленьким ребёнком и вполне спокойно гуляли даже поздно вечером.
Архитектура. Все крепости, которые мы видели по дороге – развалины той или иной степени сохранности (даже замок Гирокастры). Жилые здания периода Энвера Ходжи – особенно уродливы, даже для меня, не особо избалованного советской типовой архитектурой. Больше всего они напоминают гниющие хрущевки на последней стадии разложения. Ещё одна интересная особенность – много начатого, но незавершенного строительства, причем не просто замороженного, а просто внезапно покинутого (т.е. нет даже ощущения строительной площадки). Знаменитые бункеры время от времени видели, но особо в глаза они не бросаются, хотя по идее должны (вроде как около 700,000 штук было построено по всей стране).
Алкоголь – вино, по крайней мере, белое оказалось вполне приличного качества, намного лучше, чем в той же Черногории. Из местных виноделен могу посоветовать Shesh i Bardhë и Kallmet, можно попробовать также относительно неплохие местные рислинги. Много видов ракии, решились попробовать ореховую – очень даже ничего по вкусу и без особых последствий на следующее утро. Пиво, как и во всех остальных балканских странах – отвратительное. Кстати, крупных магазинов мы не видели, в местных лавках выбор вина довольно ограничен, наиболее интересную винную карту можно увидеть в хороших ресторанах.
Из ресторанов могу посоветовать очень неплохой Restorant Shqiponja в Шкодре, находится при выезде из города около крепости Розафы (https://www.google.ru/maps/place/Restor ... 1706?hl=ru). Вменяемые цены, вкусная еда, вид на реку, для детей есть большая игровая площадка и небольшой зоопарк. В Шкодре Foursquare еще рекомендует Vila Bekteshi, но нас он особо не впечатлил. По дороге из Влёры в Дерми наибольшая концентрация едален как раз перед перевалом – в районе Орикума, есть пару видовых ресторанов на самом перевале, но обязательная рекомендация – остановка в ресторане Panorama перед съездом с перевала (https://www.google.ru/maps/place/%D0%9F ... 4658?hl=ru) – здесь средняя по качеству еда, но совершенно фантастические виды. В Саранде есть относительно неплохой ресторан Limani (https://www.google.ru/maps/place/Bar+Re ... 6141?hl=ru), но одно из лучших мест – ресторан Rimini в Дурресе (https://www.google.ru/maps/place/Restor ... 3528?hl=ru). Все эти рестораны – итальянская кухня или, по крайней мере, с её включением.
Города / места
Шкодра – в целом сложилось впечатление, что кроме центральной пешеходной улицы (Rruga Kolë Idromeno) и крепости Розафа в городе смотреть особо нечего. Сама крепость внешне выглядит довольно внушительно, но, как упоминалось выше, представляет собой развалины, кроме видов города и окрестностей, на мой взгляд, ничего интересного там нет.
Тирана – забавная маленькая столица, которая постепенно наводит на себя лоск, но периодически проглядывают уродливые архитектурные черты советского периода. Главную площадь полностью отремонтировали, более того – под ней устроили подземную парковку. Знаменитый Блок (Blloku) – бывший закрытый район партийной номенклатуры – особого впечатления не произвёл, только концентрация пафосных кафе чуть больше чем в других местах. Интересно выглядит Собор Воскресения Христова, точнее, его абсолютно футуристического вида колокольня (https://www.google.ru/maps/place/%D0%A1 ... 0239?hl=ru). В целом, не пожалели о своём решении не останавливаться здесь на ночь, хотя, при желании, наверняка можно было бы как-то потратить время и здесь.
Берат – очень симпатичный городок с большим количеством домов оттоманского периода, расположенных друг напротив друга на двух холмах. Основная часть старого города расположены здесь https://www.google.ru/maps/place/Old+To ... 6417?hl=ru , а также вдоль улицы Rruga Mihal Komnena, которая ведет вверх, к крепости. Если есть машина, наверх можно заехать – перед самым въездом в крепость есть небольшая стоянка. Сама крепость представляет собой развалины, но окружающий её жилой квартал довольно симпатичен. Вечером основная пассаджата происходит вдоль Bulevardi Republika, однако едален там практически нет.
Влёра – из важного можно сказать, что набережную наконец отремонтировали, но вот на качество городского пляжа это нисколько не повлияло – строительный мусор, следы от бульдозеров и т.п. Хотя народ всё равно загорает. Вполне возможно, всё это временно и скоро они и из пляжа сделают конфетку. Основная часть гостиниц и пляжных ресторанов находится южнее Влёры, вдоль дороги вплоть до Орикума.
Дерми – сразу скажу, что только из-за пляжа я бы сюда не приезжал. Пляж галечный, хотя и с относительно мелкими камнями, в сезон почти полностью утыкан лежаками, общее качество инфраструктуры напоминает Анапу 90-х годов. До самой деревни надо подниматься круто наверх, поэтому при отсутствии машины гостиницу надо выбирать как можно ближе к пляжу. При наличии машины закат можно встречать в баре Panorama (https://www.google.ru/maps/place/Bar+Re ... 2252?hl=ru) – еды там нет, но виды на окрестности открываются просто фантастические.
Syri i kalter (Голубой глаз) – «бездонный» источник, по внешнему виду напоминающий радужку глаза. Довольно раскрученное место (на наших глазах туда приехал целый автобус с испанскими подростками), но внешне не производит особо сильного впечатления, к тому же купаться и нырять там запрещено. Во время нашего приезда будка по взиманию платы за проезд почему-то пустовала, возможно, это временно.
Гирокастра – очень приятный город с совершенной безумной топографией – расстояния как таковые не имеют никакого значения, важно насколько высоко расположено то или иное место, при этом даже в пределах исторического центра есть несколько холмов. Основная стоянка расположена здесь https://www.google.ru/maps/place/%D0%A1 ... !1e4?hl=ru , основной улицей считается Rruga Ismail Kadare, но всё это довольно условно – гостиницу можно не привязывать к расположению относительно этих пунктов. Если интересует активная тусовочная жизнь с хорошими видами, то можно порекомендовать Hotel Rar Restaurant KODRA (https://www.google.ru/maps/place/Hotel+ ... !1e4?hl=ru). В сам замок ведет резкий подъём наверх, поэтому многие доезжают туда на такси. Для нас, однако, главной достопримечательностью города стала гостиница, в которой мы поселились (см.ниже). Кстати, маршрут из Саранды в Гирокастру гугл почему-то упорно прокладывает через Дельвину – не верьте этому и смело езжайте через Голубой глаз и Muzinë, к тому же там по дороге более красивые виды.
Дуррес – крупнейший морской порт страны со всеми вытекающими. Мы так и не смогли понять, где находится исторический или хотя бы просто центр города. Есть набережная Shetitorja со множеством ресторанов, которая упирается в волнорез и детскую площадку. Использовали город как исключительно в качестве остановки для перекуса и нисколько об этом не жалеем.
Гостиницы
Шкодра - Belvedere Apartment. Просторная двухкомнатная квартира в 7 минутах ходьбы до главной пешеходной улицы. Есть балкон с прекрасным видом на город и замок Розафа, хозяин – активный мужчина лет 60-ти, очень говорливый источник любой полезной информации о городе. Парковка на улице, в самой квартире есть практически всё необходимое, включая стиральную машину и сушилку. Сами хозяева живут на одном этаже в соседней квартире.
Берат - Hotel Belgrad Mangalem – прекрасный вариант при въезде в старый город, один из немногих вариантов с возможностью парковки. Номера довольно маленькие, но всё компенсируется шикарным завтраком на крыше второго здания, принадлежащего гостинице.
Дерми - Elysium Hotel. На текущий момент, наверное, самый лучший вариант в окрестностях Дерми (недавно открытая пятизвездочная гостиница). Есть свой бассейн, неплохой ресторан. Из минусов – отвратительный завтрак и в целом ощущение, что они немного поторопились с открытием (что-то ещё не работает, какие-то услуги ещё недоступны и т.п.).
Гирокастра - Kerculla Resort. Гостиница, на мой взгляд, сама по себе стоит того, чтобы заехать в Гирокастру. Открылись всего пару месяцев назад. Расположена на самом высоком холме города (крепость Гирокастры видна далеко внизу), открывается совершенно фантастический вид на весь город. Есть свой бассейн, очень неплохой ресторан при гостинице, просторные и со вкусом оформленные номера. Похоже, что именно как гостиница она пока используется не особо (мы были единственными постояльцами), но народу из города по вечерам в ресторан приезжает очень много. Естественно, практически недоступна без своей машины.