Фотографии не мои
Вначале я купил билет до Гонконга и планировал продолжить путешествие по суше через Китай во Вьетнам. А потом случайно наткнулся на распродажу билетов компанией HK Express из Гонконга в Токио. Билет предлагался всего за 1 гонконгский доллар (правда, плюс налоги и при условии, что летишь обратно той же компанией). Короче, купил я эти билеты (туда и обратно за $100) и стал усиленно готовиться к поездке в эту анти-геопроктологическую страну.
О пребывании в Гонконге и Макао в течение 5 неполных дней я напишу отдельный отчет Гонконг и Макао по дороге в Японию, октябрь 2017, а пока осмелюсь предложить вашему вниманию рассказ об 11-дневном путешествии по Японии. Как всегда, акцент будет сделан не столько на то, как то или иное место красиво, а на то, каким образом туда добираться и сколько это стоит. Прилагаемые фотографии не мои, а позаимствованные из интернета и предназначены, в основном, для тех, кто хочет только составить общее впечатление о стране. Должен признаться, что поскольку страна никоим образом не похожа на все посещенные мною страны, я наделал немало ошибок и хочу этим повествованием предостеречь читателя от их повторения. Итак, начинаю.
Прилетев в аэропорт Ханеда 8 октября в 5:40 утра, и довольно быстро пройдя все пограничные процедуры, мне пришлось ждать до 7 часов утра, пока не откроется стойка компании Keikyu Line, где приобрел 48-часовой Subway Pass, включающий также одну поездку до Токио по железной дороге. Стоимость такого проездного билета 1600 йен, продается он только по предъявлению иностранного паспорта. К сожалению, я купил только один такой проездной, надо было приобрести еще один для поездок по Токио в конце путешествия, когда мне пришлось покупать на общих основаниях проездные по 900 йен в день и добавить еще 410 йен для поездки в Ханеду по Keikyu Line. Кто-то считает, что проездной билет в Токио себя не оправдывает, нo у меня ушло бы на поездки раза в три больше.
Электричка Keikyu Line, добравшись до Токио, ныряет под землю и превращается в самый обычный состав метрополитена, проходя по Asakusa Toei Line и заканчивая свой путь в аэропорту Harita. Я доехал до станции Kuramae, где у меня была забронирована гостиница Kuramae Hotel, а поскольку на часах было еще чуть больше 8 утра и зная, что так рано меня не заселят, просто оставил там свой чемодан и пошел гулять по городу.
Здесь я вынужден отказаться от последовательности моего времяпрепровождения в Токио, так как я, честно говоря, уже и не очень помню, в какой из четырех дней я посетил те или иные места. Существенно только то, что первые два дня по приезде баловали великолепной погодой, а последние два дня перед отъездом шел моросящий дождь.
Итак, за эти 4 дня я посетил:
- Aсакуса, храм Sensō-ji (дважды). Впечатляет.
- Восточные сады Императорского Дворца. Очень симпатично.
- Омоте-Сандо, шедевры современной архитектуры. Очень интересно.
- Одайба, по эстакаде на автоматическом поезде на шинном ходу (линия Yurikamome). Впечатляет.
- Уэно, парк и святилище Tōshō-gū. Так себе.
- Гинза, центральный квартал. Не интересно.
- Токийский национальный музей. Интересно.
- Здание столичного правительства (Metropolitan Government Building) - обзор города с 45 этажа. На любителя.
А в этот первый день я вернулся в гостиницу в 14:45 и спросил, можно ли уже заселяться. - Нет, надо подождать еще 15 минут, - ответил рецепционист и ровно в 3 часа дня он пригласил меня заполнить анкету.
Пришло время поговорить о гостиницах. В Японии нет средних гостиниц, к которым я привык: или очень дешевые (1500 - 2000 йен, разделите на 108 в долларах), представляющие из себя брошенное на пол татами и подушку на нем, с удобствами в коридоре, или относительно дорогие, начинающиеся с 5000 йен за номер для одного. Такие номера во всех гостиницах абсолютно одинаковы, обеспечены тапочками, пижамой и подогреваемым сиденьем для унитаза, а также чайником и пакетиком зеленого чая без сахара. Кофе нет! Ценообразование в них мне также непонятно. За эту первую гостиницу в Токио я заплатил через Агоду по 45 долларов в день (5000 йен). Kогда я попросил регистратора забронировать мне этот же номер через неделю в конце путешествия, он сказал, что это будет стоить 7000 йен в день. Скидку он сделать не мог, но посоветовал попытаться заказать через интернет, что я и сделал, забронировав еще раз этот номер через ту же Агоду за те же 5000 йен. Логика мне не понятна.
Что важно еще. Я, как правило, не планирую свое путешествие с точностью до дня и поэтому гостиницы заранее не заказываю. А в Японии, как правило, а особенно в выходные дни, мест в гостиницах просто нет. Во всяком случае, так тебе отвечают в 90% отелей с разумными ценами. Мне пришлось тратить много времени на поиск. Во всех городах, и больших и маленьких. Вывод: надо бронировать заранее. Как бы это не было неприятно.
Иногда отвечают отрицательно, просто потому что не понимают твой английский. Когда после очередного отрицательного ответа в провинциальном городе Ойта я вытащил разговорник и ткнул пальцем во фразу "Do you have a single room?", переведенную на японский, рецепционист просиял и комната тут же нашлась.
Ну и чтобы закончить эту тему. За 10 ночей я заплатил за отели 47400 йен (440 долларов), то есть в среднем 44 доллара за ночь. Дороже, чем я обычно трачу в своих поездках, но не смертельно.
Возвращаюсь к хронологии событий. На второй день пребывания в Токио (9 октября) я встретился с путешествующим в тех же краях моим старым знакомым, форумчанином Николаем Зероколом. Мы посидели за тарелкой рамена, потом погуляли по парку Уэно. Путешествую я всегда один, но встретиться с друзьями в другой части света - это всегда замечательно.
А на следующий день я включил заранее приобретенный Japan Rail Pass. Для тех, кто покупает его в Израиле: имеет смысл приобрести JR Pass не через интернет, а при помощи Ophir Tours. Таким образом вы экономите время и деньги (можно получить на следующий день в любом отделении фирмы и не платить 18 долларов за доставку). Накануне вечером я зарезервировал место в cинкансене до Кагосимы (Kagоshima) на юге острова Кюсю с пересадкой в Кобе.
Синкансен
Синкансен - это зло. Да, конечно, если вам надо быстро добраться докуда-нибудь, без cинкансена (или самолета) вам не обойтись. Но если вы путешественник и хотите полюбоваться видами из окна - забудьте об этом. Окна в поезде - иллюминаторы, как в самолете. Все мелькает, глаза устают. Кроме того, на огромном протяжении пути (так например, от Киото до Какуры - вообще процентов на 90) дорога проходит в тоннеле. Резервирование места - это очередная глупость: вам обязательно достанется место в проходе, а сидящая у окна леди обязательно опустит шторку. В каждом cинкансене и скором поезде есть несколько вагонов со свободными местами: если вы не едете в час пик, там всегда можно найти место у окна с нужной стороны поезда. Или зарезервируйте, и если место вам не понравится - идите в другой вагон. Учтите также, что есть вагоны для курящих.
Как бы то ни было, от Токио до Кагосимы, то-есть 1353 км (пол-страны!) поезд прошел всего за 7 часов. На станции я подошел в туристское бюро, приобрел Cute Pass на следующий день (проездной билет на все виды транспорта, включая обзорный автобус и паром, 1000 йен) и попросил подобрать и забронировать мне недорогой отель на две ночи поблизости от вокзала, куда я и направился (Apa Hotel, 9800 йен за две ночи, вполне прилично).
Назавтра я прокатился на экскурсионном автобусе по всем интересным местам и вышел на пристани, где взял паром до Сакурадзима (Sakurajima) - полуострова с периодически извергающимся вулканом. Там пассажиров уже поджидал очередный экскурсионный автобус по интересным местам полуострова, включая геологический музей и обсерваторию на вершине одной из гор. Все входило в Cute Pass. Потом вернулся, покатался по городу на автобусах и трамваях, доехал дизельным поездом до одной из деревушек на самом конце острова Кюсю и вечером вернулся в гостиницу. Погода была великолепной, день прошел не зря.
Местный медленный поезд, остров Кюсю
А следующий день я решил посвятить поездкам медленными поездами по острову, проехав по его восточной части. На вокзале мне сказали, что когда-то на всем протяжении от Кагосимы до Ойты ходил скорый поезд, но часть железнодорожного пути там разрушилась вследствии оползня, и этот участок пути можно преодолеть автобусом Japan Rail. Итак, я вначале доехал до Миядзаки (Miyazaki) - полюбовался архитектурой научного центра, потом сел в скорый поезд Limited Express, на борту которого красовалась надпись Around Kyushu, и внутри на табло горела надпись Oita, но сегодня он доходит только до города Нобеока (Nobeoka), где все пассажиры пересаживаются в одновагонный древний поезд идущий до станции Саики (Saiki). Этот участок пути - самый красивый, поезд петляет между гор, а ты сидишь практически рядом с водителем и смотришь вперед. Дальше поезд не идет, путь разрушен, но пассажиры (все 10-15 человек) пересаживаются в автобус до города Усуки (Usuki), знаменитого своей крепостью и древней буддийской историей. Там где-то рядом можно посмотреть на 60 каменных Будд, но я уже настолько перебуддел, что ехать туда мне не захотелось. Вместо этого я оседлал очередную электричку и доехал до города Ойта (Oita), где благополучно заночевал в отличной гостинице La Gare всего за 3800 йен (с японским завтраком).
До города Кокура (Kokura) я доехал на скором поезде, а оттуда взял cинкансен до Хиросимы (Hiroshima). Там с трудом нашел весьма паршивый отель Green Ekamae (5300 йен), забросил вещи и отправился на остров Миядзима (Мiyajima), который известен своим синтоистским святилищем Ицукусима и воротами - ториями, символом Японии. Там бродил до позднего вечера. Несмотря на множество туристов и оленей место - одно из самых интересных в Японии. Посетить необходимо.
Миядзима, символ Японии
Вернулся в Хиросиму поздно вечером, посидел возле "атомного дома" - жутковатое зрелище. Погулял по вечернему городу. Зашел в кафе такояки - попробовал необычные шарики. Оказалось - внутри кусочки осьминогов. Невкусно. Вообще я не в восторге от японской еды. Несколько раз ел рамен - суп с вермишелью с кусками мяса - сытно, но не более того. В конце путешествия я эту вермишель больше видеть не мог, хотя и приноровился есть ее с помощью палочек. А вообще типичное кафе выглядит так: при входе стоит автомат, выбираешь понравившееся тебе блюдо, засовываешь купюру, нажимаешь кнопку, отдаешь официанту полученный чек. Ждешь, пока принесут. Относительно недорого - нормальный обед обходился в 500-800 йен. Но не особенно вкусно. Рыбу я не люблю, морепродукты вовсе не ем - а это в Японии основное.
На следующий день погода стала портиться. Доехал я до Химэдзи (Himeji) через Окаяму (Okayama) и Аиои (Aioi) - хорошее такое название, из одних гласных. Посмотрел я на знаменитый замок, впечатлил он меня значительно, но идти к нему под мелким дождиком, а тем более подниматься там по ступенькам не захотелось, и поэтому я продолжил путь в Осаку.
Замок Химэдзи
На станции Shin-Osaka бюро туристской информации не было, доехал до центральной станции Осака, там мне посоветовали искать недорогую гостиницу в районе Shin-Imamiya. Там действительно гостиница в каждом доме. Внешне - выглядят как очень дорогие, а спросишь - все номера исключительно без удобств. Но и цены все до 2500 йен. С большим трудом нашел отель Chuo Oasis (8400 йен за 2 суток) ,одна из лучших гостиниц в моем путешествии. В лобби - компьютер, бесплатный кофе без ограничений. Горячо рекомендую.
Вечером погулял по Осаке, которая мне весьма понравилась. Там все немного иначе, чем в других местах. Например, люди на эскалаторах стоят с правой стороны, a везде в Японии - слева. И цены в Осаке существенно демократичнее. На все. И чистота уже не такая стерильная.
Утром поехал в Киото. Приобрел на вокзале автобусный проездной за 500 йен и поехал кататься по достопримечательностям. Совсем не обязательно пользоваться дорогими экскурсионными автобусами. Есть три обычных городских маршрута, номеp 100, 101 и 102, которые проходят мимо основных достопримечательностей, на экране в автобусе вы можете прочесть о них все, и услышать подробную информацию по-японски и по-английски. Так я и ездил, от места до места (см. путеводитель). Единственное, что мешало - это непрекращающися дождь. Что особенно понравилось, это парк и храм Кинкаку-дзи (Kinkaku-ji), если бы не дождь и не тысячные толпы туристов, там можно было бы находиться очень долго. Понравилось также святилище Kitano Tenmangū и храм Nishi Honganji. Очень очень жаль, что именно в Киото мне так не повезло с погодой. Вечером вернулся в Осаку.
Парк и храм Кинкаку-дзи, Киото
Оставался последний день использования Japan Rail Pass. Дождь не прекращался. Решил добираться до Токио местными поездами и смотреть на Японию из окна. Маршрут вышел следующим: Shin-Imamiya - Nara - Kama - Kameyama - Nagoya - Fuji - Mishimo - Tokyo. Самый интересный участок Kama - Kameyama в одновагонном поезде, где сиденья расположены боком, как в древних трамваях, но можно найти место рядом с водителем и смотреть вперед. Поразила архитектура спиральных зданий в Нагойе. Специально вышел на станции Фудзи, но гора была скрыта в тумане. В Токио приехал поздно вечером.
Еще два дня я провел в Токио, список посещенных мест я уже предоставлял. В последний день съездил в пригород, на станцию Toritsu Kasei, посмотрел, что представляет собой маленький японский городок и понял, что Япония - это страна, необходимая для посещения геопроктологом, так как только здесь ты начинаешь понимать, что такое геопроктология. Неважно, откуда ты приехал, весь мир - это жопа по сравнению с Японией.
Резюме
Истрачено за 11 дней в Японии:
Гостиницы: 47400 Yen = $440 = $44/ночь (10 ночей в отелях)
Транспорт: 32400 Yen = $300 = $27.3/день
Пища и т.п: 12000 Yen = $110 = $10.0/день
Достопримечательности: 2800 Yen = $2.6/день
Итого в Японии: $876 ~ $80/день
Истрачено за 5 дней в Гонконге и Макао:
Гостиницы: 1130 HKD = $144 = $36/ночь (4 ночи в отелях)
Транспорт: 470 HKD = $60 = $12/день
Пища и т.п: 400 HKD = $50 = $10/день
Итого в Гонконге и Макао: $254 ~ $51/день
Итого в Японии, Гонконге и Макао: $1130 ~ $71/day
Авиабилеты $700+$100=$800
Страховка $70
Итого за все путешествие, исключая сувениры ~ $2000