Москва – Воронеж – Ростов − Ставропольский край – Нальчик – Владикавказ − Верхний Ларс – Степанцминда – Мцхета – Тбилиси – Марнеули – Садахло – Баграташен – Ванадзор – Дилижан – Севан – Раздан − Ереван − Арташат.
Идея о поездке возникла внезапно, до этого до Армении добирались исключительно по воздуху и ехать на машине даже в мыслях не крутилось.
А дело все в том, что по наследству от деда осталась жигули-шестерка гаражного хранения в идеальном состоянии с пробегом семьдесят тысяч. Пару лет до того, как пересел на иномарку, ездил на ней сам, а потом она колом встала в гараже. Продавать, сердце кровью обливалось, так как край-цена, за которую она бы ушла, − 35 000-40 000 руб.
И как-то, заехав в очередной раз к знакомому армянину Врежу, у которого ремонтировался, услышал такую фразу: «Такая машина в климате, как в Армении, еще сто лет проходит, да и ценится она там больше, чем иномарка». Тут и закралась в голову идея, которую все, кроме моего отца, восприняли, как нелепую: «А не отогнать ли шаху в Армению?»
Одному ехать было не резон,− не было опыта вождения на дальние расстояния, да и дорога мягко говоря нестандартная. Единственный, кто мог среагировать на это, как выясниться позже, безумное предложение− мой друг Дмитрий, который, хотя и не авантюрист, но любит попадать в разного рода неординарные ситуации. Теперь основными задачами являлись подготовка шахи к отъезду и убеждение жен, что это крайне необходимо.
Остается загадкой, как смог уболтать свою жену Дмитрий, мне-то попроще, ведь я армянин, лишний раз съездить на родину, родню повидать− дело нужное.
Итак, справка о снятии с учета транспортного средства, транзитные номера и страховка, два билета на рейс Ереван-Москва, по минимуму вещей с собой – ПОЕХАЛИ!
День первый.
Подготовились конкретно, взяли и видеорегистратор, и навигатор, но получилось все как обычно, непосредственно перед самим выездом обнаружили, чтобы воткнуть их в шаху нужен переходник, которого нет. Махнули рукой, дорогу сами найдем, регистратор на х..р не нужен, хотя было гораздо меньше проблем, если бы он был, но об этом позже.
Сначала ехали без пробок, в Ростове немного стопорнулись, в Ставропольском крае наткнулись на мотель у дороги "Белый Лебедь", решили заночевать. Кто будет ехать мимо и нуждаться в ночлеге, рекомендую. Хорошие чистые номера с душем и телевизором, во дворе столовка. Все за приемлемые цены.
Выпили, закусили, переночевали, с утра позавтракали и поехали дальше.
День второй.
В Ставропольском крае первый раз остановили гаеры, проверили документы, без проблем отпустили.
На горизонте Кабардино-Балкария, такое впечатление, как будто идут боевые действия. Всюду блок-посты, мешки, омон в касках и бронежилетах. Тормознули, обыскали, пропустили через металлоискатель, проверили документы по базе, спросили куда едем по Кавказу на шахе с транзитными Подмосковными номерами, слегка удивились ответу, ухмыльнулись и пожелали счастливого пути. Несколько раз тормозили местные гаеры, спрашивали куда едем, с улыбкой отпускали.
В дали видим очередной блок-пост и вывеску «Северная Осетия», и тут начинается черная полоса.
Подбегает человек в ментовской форме, на удивление азиатской внешности, и запускает целый залп обрывочных фраз, типа:
− «Там был знак − Вы не остановились, я Вам махал и свистел − Вы не среагировали, скорость больше, чем надо и т.д.»
Сразу не смекнув, что к чему, мы спросили:
− «Какое правило мы нарушили?»
В ответ получили:
− «Если торопитесь, то давайте косарь, и езжайте дальше без проблем»
Ну мы:
− «Типа, дорого!»
Он:
− «Хотите споловинить?»
Мы:
− «Хотелось бы вообще вначале понять, что мы нарушили»
Он:
− «Ну, хрен с Вами жадные Москвичи, давайте пятьсот, совсем зажрались!»
Прошли паспортный контроль, металлоискатели, отдали пятихатку и со спокойной душой и мыслями – «Какая дружелюбная республика!», поехали дальше.
Не проехали и трех километров, тормозят гаеры и начинают предъявлять, что мы где-то там, при въезде в республику выехали на встречку, и что есть видеозапись с камер наблюдения, и у нас осталось буквально двадцать минут, чтобы заплатить 5 000 рублей, пока ее не привезли, а то заберут права. Казалось бы дешевый, лоховской развод, но мы почему-то повелись. Дмитрия пригласили в машину, я остался ждать на улице, как вдруг откуда-то из кустов выходит местный, с явной криминальной наружностью, и начинает метаться вокруг машины, нахваливать состояние, спрашивать год, пробег, куда и зачем едем.
Ну, я ему так, аккуратно:
− «Дядь, ты че хотел?»
А он в ответ с уголовным оскалом:
− «Вы до границы с Грузией не доедите, Вас зае..т. Впереди еще семь постов и на каждом Вас будут останавливать, и стрясать по четыре/пять рублей, да и на границе дое..тся. А я готов за скромное вознаграждение сопроводить Вас и провести через границу. За все про все прошу всего лишь 7 000 рублей»
Я ему с удивлением:
− «Да мы правила нарушать вроде бы не собираемся, документы в порядке, лишнего ничего не везем»
Он еще больше напрягся и гаркнул:
− «Это Вам не Москва, тут не обязательно нарушать, чтобы остановили и отняли деньги. Ну, так че, семь рублей и поехали.»
Ну, я грубить ему не стал, вежливо намекнул, что денег у нас нет, последние в настоящий момент гаеры отжимают, поэтому доедем сами.
Дмитрий отдал 4 500 рублей, мы договорились, что впредь при торможении будем отбиваться от ментов вместе и поехали дальше.
При въезде во Владик нас уже ждал стоящий по середине проезжей части, размахивающий палкой гаер. Тормозит, вылезаем и слышим, как выясняется, стандартный для приезжих текст:
− «Вы выехали на встречку, видеозапись сейчас привезут, давайте деньги, или заберем права»
И тут мы решили немного их прощупать, и пошли в атаку:
− «Что у Вас за республика такая, не успели проехать и десяти километров− обобрали до нитки: там пять отдали, там десять, ни метра без грабежа, даже на подступах взяли. В Армению едем пустые, пиво даже купить не на что! Вернемся в Москву, всем расскажем, что осетины конченные пид…сы!»
Засовывает руку в карман и отдает права:
− «Что, действительно обобрали до нитки? Мы не такие! Счастливого пути!»
Остается последний пост перед границей, естественно тормознули. Ну, мы по ранее отработанной схеме начинаем клоунаду, а он нас останавливает и говорит:
− «Дайте хотя бы пятьсот рублей, это последний пост! Здесь отдают все, даже пешеходы!»
− «Ни копейки нет вообще, все отняли!»
− «Ладно, я с Вас ничего не возьму, мы осетины порядочные. Кстати, с праздником Вас (была Пасха)! Вы не могли бы открыть багажник. А да, чуть не забыл, у Вас же есть огнетушитель и аптечка?»
− «Да, конечно есть!»
Открываем багажник, там четыре зимних колеса:
− «Вот здесь под колесами и огнетушитель и аптечка. Если надо разгружайте сами и смотрите»
Человек ходил, нудел минут сорок, потом утомился, махнул рукой и со словами: «Скажите там в Москве, что осетины хорошие», отпустил нас.
Прошли границу, въезжаем в свободную таможенную зону, а там нас ждут два гаера.
− «Показывайте огнетушитель и аптечку, или отправим обратно в город доукомплектовываться! Вы едете в горы, там очень опасно, без огнетушителя и аптечки никак!»
− «Сколько?»
− «Вам на последнем посту уже сказали – хотя бы пятьсот»
− «Последняя пятихатка, может триста?»
Протянул сдачу, пожелал счастливого пути.
Из-за долгой возни с осетинскими гаерами сбились с графика и очень поздно оказались на грузинской границе, прошли, правда, ее без проблем, всего лишь надо было заплатить за транзит по таксе, пару штампов в паспорт и все. Грузинские таможенники спросили про какую-то таможенную декларацию, которую должны были заполнить на осетинской таможне, и улыбаясь сказали, что в Армению нас скорее всего без нее не пустят. Мы подумали, что это грузинский юмор и поехали дальше. Тот, кто, катаясь по Краснодарскому краю, думал, что он знает, что такое серпантин, глубоко ошибается. По сравнению с Большой Военной Грузинской дорогой это детский сад, особенно, если едешь после захода солнца, так как там нет ни одного фонаря, редко попадается подобие отбойника, один за другим старые советские тоннели без освещения и кое-где еще снег. Кое-как спустились вниз, пробили три колеса, на одном даже диск погнули. Теперь оставалось найти Тбилиси, а после него дорогу на Армению.
Особенность грузинских дорог и, кстати, армянских тоже, заключается в отсутствии требуемого количества указателей, которые установлены почему-то только непосредственно при въезде в населенный пункт. После России очень сложно сориентироваться, когда едешь, не понимая куда и вдруг уже по факту натыкаешься на Степанцминду, Мцхету, Тбилиси (катаешься по нему три часа), Марнеули, Садахло и вдруг армянский погранпункт Баграташен.
Про Тбилиси хочется рассказать отдельно. Там есть две дороги: одна через центр города, вторая в объезд. Мы, как чересчур умные, поехали в объезд. В итоге потеряли два часа, на дороге ямы глубиной с машину, ехать желательно на тракторе. Кружили часа три по Тбилиси, почему-то никто из местных не знает ни русского языка, ни как проехать до границы с Арменией. На свой страх и риск тормознули местных гаеров. Те, на удивление, оказались очень дружелюбными ребятами, как могли говорили по-русски, сопроводили нас с мигалками до развязки на Марнеули, объяснили дорогу и уехали.
Доехали до Баграташена. Так все весело начиналось, без проблем прошли пограничный контроль. Погранец, проверяющий документы, когда узнал, что Дмитрий русский − минут двадцать советовал куда лучше съездить и что посмотреть. Дальше пошли на таможню оформлять машину, и тут выясняется, что не хватает одной бумажки, про которую говорили грузины. У меня даже не упало настроение, я ведь в Армении, сейчас обо всем договорюсь пять сек, но не тут-то было. Сделав и приняв определенное количество звонков, мы поняли, что остается два варианта:
• бросить тачку на таможне и идти со спокойной душой гулять;
• ехать обратно на российско-грузинскую границу и дооформлять машину как положено.
Первый вариант не прокатил, сказали что выпустят только обратно в сторону Грузии. Решили чуть отдохнуть, подремать в шахе на таможне.
День третий.
Поспали всего пару часов. Купили хлеб, сардельки и баклаху воды (на выходе из таможни есть палатка, ходи хоть каждые пять минут, никто не останавливает и не проверяет, можно даже алкоголь купить). Поели, умылись и в путь.
Прокатились по Тбилиси, красивый город. Глянули по светлоте на Большую Грузинскую Военную Дорогу, слегка охренели. Опять без проблем прошли грузинскую границу, приехали в Верхний Ларс.
Российские Погранцы увидели транзитные подмосковные номера, выдернули нас из общего потока, начали выяснять откуда, куда, зачем. Объяснили им ситуацию, они вообще не поняли, как мы смогли без документов выехать из России. Меня послали на таможню, у Дмитрия отняли права со словами пока он не придет с оформленными документами, не получишь.
Захожу на таможню, не протиснуться, толпа дальнобойщиков оформляет документы. У кого не спроси, никто ничего не знает, ответ стандартный «У нас по таксе все оплачено и само оформляется». Пытаясь понять, что вообще от меня нужно, метался минут двадцать по кабинетам. Везде, куда не сунься, смотрят стеклянными глазами и говорят: «С этим вопросом не ко мне».
Смотрю, стоит русский срочник. Подхожу и спрашиваю, где мне узнать какие документы оформить. А он мне говорит: «Иди лучше сразу к начальнику таможни, а то до утра здесь ходить будешь».
Захожу в кабинет, а там, на кровати начальник таможни, в форме и фуражке, храпака давит. Толкнул его, он охринел конечно, порычал чуток, но обещал помочь. Свел с каким-то типом, который сказал: «Иди в сторону России, там, на КПП спросишь «брокера»». Иду по запретке в сторону России, как объяснили, подходят часовые и спрашивают:
− «Ты кто такой и что тут делаешь?»
− «Брокера ищу»
− «Видишь через 100 метров газель, в ней сидит брокер. Только дай права для подстраховки, тут ходить гражданским вообще-то-то запрещено»
Залезаю в газель, там человек почему-то азиатской внешности с ноутбуком, спрашиваю его:
− «Ты брокер? Мне документы на машину оформить надо»
− «Давай два рубля и адрес, куда машина едет»
− «Я адрес точный не знаю»
− «Да, примерно, главное, чтобы названия города и улицы реальные были»
Дал ему два рубля, он мне в ответ флешку. Сказал: «Отдашь тому, кто ко мне прислал, он все сделает.
Иду обратно по запретке, на КПП, где забрали права, никого нет. Заглянул в окошко, вижу, на подоконнике куча прав лежит, втихорца дернул свои, пошел в здание таможни. Захожу опять к начальнику, мне прям с порога:
− «Опять ты, че тебе еще надо, затрахал уже, как домой к себе ходишь! Иди, как все, встань в очередь!»
На осетинской таможне понять, кто крайний, практически не возможно. У кого не спроси, никто ничего не знает, все по таксе зарядили и стоят ждут, когда им оформленные документы вернут. Ну, и я думал, что уже зарядил двуху брокеру, и туда все включено. Пытаюсь сдать документы, не берут, говорят: «Жди, пока дальнобойщиков оформим». А их, как муравьев в муравейнике, и на каждое наименование товара целая пачка документов. В общем, стоять до утра. Благо, подошел ко мне один старый осетин, какой-то блатной местный, который несколько фур сразу оформлял, и сказал: «Ты, если хочешь побыстрее пройти, надо в наглую переть напролом или давать бабло. Но имей ввиду, сейчас такую сумму объявят, что шаха у тебя золотой станет!»
Пришлось опять идти к начальнику таможни жаловаться, что у него на объекте процветает коррупция, а простому смертному двери во все кабинеты закрыты. Небольшое театральное выступление, в стиле, «я думал, что осетины хорошие …» и начальник таможни взвыл: «Оформите ему все, что он просит, он меня уже за…л». Ну, еще часа два местной бюрократии, и Дмитрий пошел забирать права.
Подъехали к грузинской границе, заплатили опять по таксе. Попался, правда, местный азер, увидел армянскую фамилию, не знал, как докопаться, сказал, что бензин в канистре провозить через границу нельзя. Залили ее в шаху, поехали дальше.
Приехали на армянскую таможню в Баграташен, часа два ругались с таможенниками из-за попытки вытянуть деньги. Ни копейки не дали, кое-как разрулили, попали наконец-то в Армению.
Остановились в первом попавшемся дворе в Ванадзоре, заночевали прямо в машине.
День четвертый.
С Ванадзора выехали рано утром. Протряслись по убитым дорогам вдоль молоканских деревень Лермонтово и Фиолетово, в Дилиджане тормознулись сфоткаться у памятника «Мимино», умылись в ледяных водах Севана, проехали Раздан. На подступах к Еревану открылась панорама на гору Арарат, которая очень впечатлила Дмитрия, своей красотой и Величием, как и всех, кто ее впервые видит. Приехали в Арташат, хряпнули «ораха» (местная виноградная самогонка), вырубились.
День пятый.
Утром будит дядя, надо ехать на таможню− растомаживать машину. Смысл единой таможенной зоны ЕАЭС не понятен, вся процедура старая.
На таможне опять стопор, Генеральная доверенность на машину не переведена на армянский язык. Хотели перевести сами, но нам сказали, что нужен официальный документ с печатью. Заказали через корешков в Ереване, пока ждали накидались «Киликией», освободились только вечером.
Встретились с двоюродным братом и его другом в Ереване. Гульнули, как положено, в ресторане в центре города с полным столом шашлыка, севанских раков, пива и ораха.
День шестой.
Съездили в Хор Вирап, поставили свечки. Вечером погуляли по Еревану, прокатились на метро, зашли в пару кафе.
День седьмой.
Приехали в Звартноц. На таможенном контроле у нас отобрали весь «орах», перелитый в бутылки из-под «Джермука». Полетели в Москву.
P.S.: Изначально планировалось приехать в Арташат 1-го мая. В остальные дни посетить такие места, как Хор Вирап, Гарни, Гехард, Цахкадзор, Нораванк, Джермук, Татев, пробежаться по основным достопримечательностям Еревана и, даже, если останется время, заехать в Степанакерт, но ...