Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
По прилете в Йоханнесбург я спешу на ленту выдачи багажа… и не получаю свой багаж. И Лена тоже, хоть и летела до Найроби по другому маршруту! Идем разбираться, но никакой внятной информации не получаем. В общем, нам говорят, приходите в пункт розыска багажа утром, возможно на следующем рейсе прилетит. Что ж, путешествие становится все более интересным! Расстроенные, берем в аренду автомобиль (Ниссан Кашкай) на первые 4 дня и едем в отель в Кемптон-парке, где нас уже ждет Вера. Вера поделилась с нами какими-то вещами. А утром в аэропорту мы узнаём, что багаж так и не прилетел, и где искать его - непонятно! С интернетом в аэропорту напряги, приходится по своему мобильнику звонить в службу розыска багажа Аэрофлота, долго ждать ответа оператора, чтобы услышать только "Постараемся разобраться". Сообщаю в очередной раз очередным "розысковикам", что жду свой багаж в аэропорту Йоханнесбурга. Денег, кстати, на этот звонок у меня списалось немерено, не повторяйте моих ошибок! Итак, понятно, что ближайшие 4 дня (до возвращения в Йоханнесбург) мы с Леной проведем без багажа. Приходится ехать в ближайший супермаркет и закупаться там кое-какой обновкой. В целом, ЮАР по первым впечатлениям кажется очень даже продвинутой, совсем не африканской, а скорее европейской или американской страной. Наконец, покидаем окрестности аэропорта и едем на восток, к каньону реки Блейд. Привыкаю к левостороннему движению. А вот и первая занятная встреча – с остановившей нас за превышение скорости полицейской дамой. Дама говорит, что нужно оплатить штраф 1000 рандов (80 долларов) в каком-то конкретном банке. При этом готовит это голосом голубого воришки Альхена из "Двенадцати стульев", всем видом давая понять, что платить штраф не так-то уж и обязательно. Говорю, что не очень понятно, где мне искать теперь этот банк. Ок, отвечает она, прощу вас на первый раз. И потом, после театральной паузы, - Но не могли бы мне подарить какой-нибудь презент за мою благосклонность? Решаю, что 20 процентов от суммы штрафа будет достаточно, и отдаю ей купюру в 200 рандов в международных водительских правах. Судя по обрадованным глазам дамы, оказалось более чем достаточно, можно было и соткой отделаться. Тут Вера выходит из машины и зачем-то фотографирует даму. Где-нибудь в другом месте за такое можно было бы нарваться за серьёзные неприятности, но дама лишь очень смущённо говорит, что не надо, наверное, её фотографировать и оставляет нас.
Ближе к закату добираемся до обзорной точки "Три рондавелы" на реке Блейд. Рондавела – это типичный круглый африканский домик, я их много покажу в дальнейшем. Ну а скалы действительно похожи на эти рондавелы, да и излучина реки очень красивая, чем-то похожая на аризонские каньоны. В общем, здесь мы провели все время до захода солнца.
А затем по темноте отправились ночевать, - как раз в рондавелу в отеле Aan de Vilet рядом с городом Хейзивью.
Интересно будет почитать, сравнить впечатления. Ваши грандиозные планы при подготовке в итоге сподвигли на свою поездку. Только не поняла, зачем получали визу Лесото? Фото красивые
Мы тоже останавливались в этом лодже Аан де Влиет за 2 недели до вас. С 14,08-17,08. Остались очень довольны. Вам не говорили случайно, что до вас там жила русско- итальянская семья с двумя детьми?
olga vicini писал(а) 27 мар 2018, 00:10:Мы тоже останавливались в этом лодже Аан де Влиет за 2 недели до вас. С 14,08-17,08. Остались очень довольны. Вам не говорили случайно, что до вас там жила русско- итальянская семья с двумя детьми?
Нет, да и моё общение с персоналом состояло в том, что подождал на ресепшне минут 10, пока скандинавского вида девушка наговорится с кем-то по телефону, а потом отдаст мне ключи и схему расположения домика.
Проснувшись, мы отправились в парк Крюгера, благо, его ворота в нескольких километрах от отеля! Отстояв в очереди на въезд какое-то время, приобретя билеты и посмотрев по карте, где и какие животные были замечены вчера-сегодня, спешим на фотоохоту! До этого момента я ездил на сафари в Кении и Танзании в качестве пассажира в организованном туре, там водители узнавали друг от друга о местонахождении зверюшек по рации, после чего дружно собирались в каком-либо месте. Я решил, что раз рации у меня нет, буду ехать за возящими туристов машинками, если туристам чего-то покажут, то и мы увидим. По большому счету, тактика оправдала себя. Поначалу было много разного рода газелек,
потом увидели жирафа и обезьян,
потом неудобных для съемки бегемотов и носорога в лужах. А потом мы решили, что хватит плестись за туристами, у нас у самих голова на плечах, поедем куда глаза глядят, а животные… Животные должны быть везде! Впрочем, то что мы начали делать дальше, следует поместить не то что в раздел "Не повторять! ОПАСНО!", а в разделы "Эти ребята выжили каким-то чудом" и "Из-за таких вот как они русских везде считают уродами". …Первой нашу машину в поисках более лучшего кадра покинула Вера. Естественно, я знал о том, что на сафари это категорически запрещается, и на наших билетах было написано то же самое. Да и видео из какого-то парка (возможно, как раз Крюгера), где лев поедает туриста, отошедшего от машины, держалось в голове. Но я настолько был шокирован её выходкой, что моя реакция вышла не "Стой!!! Тебе жить надоело???" с последующей блокировкой дверей, а что-то типа "Ну, вообще-то так делать нельзя…" В общем, через какое-то время Вера стала выходить на всех остановках, потом к ней присоединилась Лена, а когда мы увидели внизу у реки Нашего Первого Слона, покинул машину и я.
Слоник меж тем не спеша отправился в нашем направлении, а мы нет чтобы внемлить воспоминаниям о других видео, где слон между делом наступает на человека, обступили его со всех сторон и принялись фотографировать. В этот раз нам повезло.
Потом были еще какие-то обезьяны, слоны, бородавочники, крокодилы-бегемоты, зебры,
и то и дело Вера выпрыгивала из машины. Наконец, она попала на глаза рейнджеру подъехавшей машины с туристами. Весь отборный мат о правилах поведения в парке справедливо достался мне. Но Вера решила, - раз нельзя выходить, то можно хотя бы по пояс высовываться из окна. И опять нас застукал тот же рейнджер. Мата на этот раз было в 2 раза больше, и нам пообещали, что сообщат о нас охране парка с целью последующего выдворения. В общем-то, мы и сами уже ехали на выезд, и нам там никто ничего не сказал. Провели мы в Крюгере полдня и решили ехать в Мозамбик, пограничный пункт Лемомбо недалеко отсюда. Объехав вереницу фур, мы прибыли на границу ЮАР, и тут уже выявился мой косяк, - наша прокатная контора, хоть и разрешала в правилах выезжать в Мозамбик, выдавала для данного выезда специальную бумагу. А я, хоть и написал о данной бумаге при бронировании, забыл спросить при получении машины. Пограничник дружелюбно даёт мне свой телефон, типа, позвони в контору, если они скажут мне, что разрешают, я тебя пропущу. Набираю номер конторы, но там говорят, что бумага всё-таки нужна, а ближайшая их точка, где я смогу её получить, находится в аэропорту Мпумаланги (парка Крюгер) в 100 километрах отсюда. Что ж, делать нечего, приходится делать двухсоткилометровый крюк за бумагой. Как итог – на границе мы уже после 16 часов. Не успели въехать в Мозамбик, как нашу машину на пограничном пункте обступили десятки помогаек. Кто-то предлагает оформить страховку на машину, кто-то - необходимые для движения по Мозамбику наклейки на машину, светоотражающие жилеты и знаки аварийной остановки, кто-то просто хочет денег. В общем, через 10 минут стало понятно, что без услуг некоторых из них нам, увы, не проехать дальше. Пришлось оформить страховку, купить наклейку и ещё что-то, а потом отправиться на получение визы. В очереди перед нами почти никого не было, но все равно вся процедура заняла минут 40. Начали свою дорогу по Мозамбику, когда уже стемнело. Сами дороги тут неплохого качества, сравнимы с ЮАР-скими, а вот ездить по темноте тут реально страшно. Многие машины, особенно грузовики, ездят по дорогам без фар и габаритов, их примеру следуют мотоциклисты, да и много не слишко ярко одетых пешеходов, не знакомых с учением Дарвина, бродит по трассам. В общем, тормозить в пол или стремительно шарахаться вбок мне приходилось не раз. Возникли проблемы и с навигацией, - там, куда навигатор предлагал повернуть мне налево, никакого поворота не было. Не было его и до, и после несколько километров, а другой маршрут строить не хотел. В общем, чтобы разобраться, пришлось съехать на обочину, где, к моему полному шоку, машину тут же облепили непонятно откуда взявшиеся на трассе 20 детей, громко что-то кричащих и настойчиво стучавшихся в окна. Отойдя от шока, я решил вернуться к месту поворота, так как справа там была какая-то площадка. Въехав в грязь, я обнаружил в конце площадки шлагбаум и двух товарищей возле него. Спросил у них про свою дорогу. Да, говорят, вот эта дорога, сразу за шлагбаумом! Только на ней сейчас ведётся капитальный ремонт, ездить по ней нельзя. Но за каких-то 5 долларов мы вас с удовольствием пропустим! Что ж, наконец-то запахло настоящей, а не плюшево-гламурной, как в ЮАР, Африкой! Деньги отдали, едем по дороге. Дорога не очень, но ехать можно. Через 10 километров еще один шлагбаум, опять хотят денег. Как ни странно, аргумент, что мы уже заплатили вон там, действует! Наша конечная точка на сегодня Lodge Quinta do Lourenço на пляже Маканета, на который нужно добираться через довольно свежий (на гугл-картах его еще нет) мост. За проезд по мосту, кстати, тоже берут деньги. Последние несколько километров приходится ехать по песку. Держат отель португальцы, которые немного говорят по-английски, в отеле есть бассейн, относительно неплохо кормят. В общем, уставшие, но довольные, валимся спать.
Мой день рождения начался со встречи рассвета и купания на пляже Маканета. Собственно, это купание в открытом море стало для меня первым и последним за поездку, не очень-то я люблю пляжеваться.
Вообще, изначально программа по Мозамбику планировалась довольно обширной, но затем, в силу разных обстоятельств, она была сокращена до посещения Маканеты и столицы Мапуту. Веселенький указатель по дороге в Мапуту.
Мапутский пляж.
Вот мужик, а вон – дерево!
Центральная площадь.
Португализм – в основном, в мощении тротуаров.
Железнодорожный вокзал неплох.
Какой-то мужик привязался к нам с типа экскурсией, попросил сфотографировать его с чужими детьми, потом просил за это деньги.
Потом мы забрали из отеля (слегка поколесив вокруг него) Мишу-партизана и его попутчика по Анголе и Мозамбику (а также нашего попутчика на следующие 2 дня) Андрея из Питера и отправились в Свазиленд. Миша, посетивший все страны Океании и подавляющее большинство -Африки, оказался настоящим кладезем путешественнической мудрости. В частности, именно от него мы узнали, что путешествие – это всего лишь перемещение в пространстве из отеля, в котором ты ночевал вчера в отель, в котором будешь ночевать сегодня, а всевозможные достопримечательности по дороге – не более, чем бессмысленные отклонения от заданной цели. Настоящим путешественником в рамках данной философии имеет право назвать себя лишь тот, кто сможет гордо, не повернув головы и не достав фотоаппарата, пройти мимо Эйфелевой башни и Гранд-каньона, водопада Виктории и дюн Дэдвлея. Собственно, наше дальнейшее путешествие сегодня, в какой-то мере, проходило как раз по Мишиным канонам. Мозамбик до границы мы пролетели довольно быстро, в Свазиленде на границе особых проблем не встретили. Нацпарк Хлане в Свазиленде решили не посещать, а промчались его насквозь, ибо спешили на Умхлангу. Изначально всё наше путешествие строилось исходя из предполагаемых дат Умхланги, подчерпнутых в интернете и полученных от турагентств. Умхланга – это праздник тростника, проводится в Свазиленде раз в год, во время которого десятки тысяч местных девственниц танцуют перед королём в надежде соблазнить его и стать его очередной (сбился со счёта, сколько у него там сейчас жён) избранницей. Праздник длится восемь дней, кульминационными обычно являются шестой и седьмой дни, когда в страну приезжают больше всего туристов, а девушки танцуют полуобнаженными перед королём. В предыдущие же дни девушки проводят другие ритуальные действия – ездят и ходят по стране, танцуют, но одетыми, режут тростник, танцуют с тростником. Кстати, именно предварительный танец с тростником является отборочным ситом, на котором отсеиваются недостойные, а именно, - те девушки, у которых во время предварительных танцев тростник сломался, забраковываются, ибо, с высокой вероятностью, они – не девственницы. Вот это я понимаю, научный подход! Конечно, мы больше всего хотели попасть на шестой и седьмой дни, и билеты покупались исходя из их предполагаемых дат, но увы, дату празднеств определяет астролог незадолго до них, и в этот раз он решил сдвинуть праздник на неделю дальше от "наших" дат. Наш маршрут к тому времени уже был сверстан, сдвигать его на неделю означало выкинуть львиную часть остальной программы, и мы решили оставить почти всё как есть, и посетить второй и третий день празднества. Эти дни, в отличие от шестого и седьмого, когда съезжается куча туристов, никто особенно не видит, а значит, у нас будут свои плюсы! Но мало знать даты, нужно еще иметь представление о местах сбора девушек каждый день, а эта информация крайне противоречивая в интернете. Мы решили добраться до своего отеля Thule Du Estate в пригороде Мбабане (кстати, весьма неплохой особнячок на толпу в 5 человек за 100 долларов), и спросить у хозяев. Те не только подсказали, но и выделили своего работника на своей же машине, чтобы он помог найти нам церемонию. Правда, работник и сам знал только примерно направление. Но, покружив с часок в окрестностях Ломамбы, мы вышли на след девчонок! И, о чудо, мы тут единственные туристы! Еще немного информации об Умхланге: в подготовительный период все девушки разбиты на две возрастные группы, - от 8 до 13 и от 14 до 22 лет. Старшая группа уже непосредственно является кандидатами на замужество, младшая – только учится у старших искусству соблазнения. В этот раз мы наткнулись на младшую группу, вроде бы уже закончившую сегодняшние ритуалы, скопившуюся возле автобусов, которые должны были отвезти их к месту сегодняшней ночевки.
Но толи автобусники долго собирались, толи наше появление (что маловероятно) внесло коррективы в планы, но нам удалось потусить с девчонками около часа, и этот час стал для нас самым безумным не только за всю Умхлангу, но и за всю поездку! Девчонки очень обрадовались нам, стали прыгать на всех, и в этом не было никакого попрошайнического, воровского или иного контекста, присущего бедным странам, - просто наивная детская радость! Мы активно включились в их не очень понятные игры, и через некоторое время некоторые из нас (не будем показывать пальцем на автора этих строк) оказались в самом низу устроенной кучи-малы, способные только что-то там хрипеть и просить о пощаде! А еще девчонки растягивали нас на части. А еще они звонко хохотали, когда мы пустились в пляс вместе с ними. Безумно радовались, когда мы фотографировали их. В общем, это был самый настоящий праздник, пожалуй, самый лучший подарок на мой день рождения!
После мы поехали в отель, устроили небольшой пикничок с жареным мясом на его территории, а Андрей помог мне по скайпу поговорить со службой розыска багажа в Эмиратах, от которой я узнал, что мой багаж по-прежнему в Дубае, потому что его свозили в дубайский отель, который я указал вначале, оказалось (внезапно, правда?), что я оттуда уже уехал, и теперь они не знают, что им делать. Мораль – не нужно было вообще упоминать им про отель в Дубае (хоть я и сказал им сразу, что на этот вариант лучше не рассчитывать). Что ж, еще раз настоятельно прошу очень срочно переслать мой багаж в Йоханнесбург, я в нем завтра – последний день. Обещают выполнить мое пожелание. Очень надеюсь, что хотя бы завтра свой багаж я увижу, иначе список закупок в Йоханнесбурге для нас вырастет в разы.
Утром я узнал, что у меня перестал работать экран видоискателя на фотоаппарате, а значит, до конца путешествия придется выстраивать экспозицию по-старинке, как на плёночных фотоаппаратах, - наугад. Другое известие порадовало чуть больше, - на сайте отслеживания багажа увидел, что конечный пункт доставки багажа теперь указан Йоханнесбург, а не Дубай, что вселило определенный оптимизм. Свазиленд – одна из двух африканских монархий (вторая – в Лесото). Неподалеку от нашего отеля, в Эзулвини, находится резиденция короля. Посмотрели на неё, не впечатлились, и поехали дальше, - в культурную деревню Мантенга. В данной деревне сочетаются природные достопримечательности (водопад) и культурные (некоторое плюшевое подобие традиционной жизни). Естественно, вначале мы пошли на водопад. Миша сказал, что культурные деревни ему неинтересны, и остался в машине. Лена, ввиду отсутствия сменной обуви, героически преодолевала камни и грязь на каблуках. Наконец, появились какие-то обезьянки, камушки и водопад.
В самой деревне, действительно, оказалось мало интересного.
Зато мы тут узнали, где сегодня искать Умхлангу, и отправились в её направлении. По пути посетили город Манзини с большим рынком сувениров, я здесь тоже приобрёл обновку.
Не доезжая до города Луве не без помощи полиции нашли концлагерь с девушками. Забор с колючей проволокой, за ним – тенты, в которых ночуют девственницы. Как раз к нашему приезду девушек начали строить в колонны, подтянулись иностранные туристы. Девушки из первых рядом колонн начали танцевать, в большинстве случаев танец сводился к конкурсу – кто выше задерёт ногу (отчего то вспомнился ритуал закрытия индо-пакистанской границы). Потом их сменяли другие, и вновь то же самые. В руках многих девушек – мачете, и не зря, - сегодня они пойдут резать тростник.
Потом колонна двинулась вперед, вышла на дорогу. Вначале шли группы, разделенные по цвету формы, потом вывалил народ из серии "кто в чём был". Столбики вдоль дороги оккупировали фотографы. Удалось встретить только одну девушку с голой грудью, у остальных всё пока более менее прилично. Как-то затесались в шествие и мужички. К нам подходили местные журналистки, спрашивали о впечатлениях.
Через некоторое время колонна остановилась, и нам удалось пофотографироваться с девушками и полицейскими. Больше угара шло, правда, не от девушек "в униформе", а от простых девчушек из толпы.
В целом, однако, атмосферы вчерашнего угара сегодня уже было значительно меньше. Вдоволь нафотавшись, решили отправляться в Йоханнесбург. Но не тут-то было, дорога в сторону Манзини перекрыта девушками, а в обратную сторону хоть и короче, но идёт через горы, и навигатор показывает значительно большое время проезда по ней. Решаем дождаться прохода девушек. И зря! В Манзини попадаем в ДТП, я ехал по прямой вниз по улице, а какая-то дамочка, не посмотрев в зеркала, решила покинуть парковку и шорканула нам бок. Авария не слишком серьезная, но у нас царапина во весь бок. Я попросил её вызвать полицию, она вроде согласилась, но приехали вместо этого её родственники, которые стали уговаривать меня замять дело. Это всё конечно замечательно, но что мне скажет страховая? Понимаю, что никого дамочка не вызвала из полиции, фотографирую её машину, иду в ближайший магазинчик просить вызвать гаишников. В это время дамочка под шумок скрывается вместе с машиной и родственниками. Приезжает полиция, опрашивает нас и свидетелей, передаю им фотографию виновной машины, вроде делают заключение о её виновности, но мне дают акт о ДТП, в котором указан только номер дела, и ничего – о виновных. Не зная местных порядков, беру эту бумагу и уже в темноте возвращаемся в ЮАР. В прокатной конторе бумагу взяли, но посмотрели на неё с большим недоверием. А спустя несколько дней у меня с карты списалась прокатной конторой полная сумма депозита, то бишь, прокатная контора не нашла оснований переложить вину на кого-то ещё. Хорошо, что депозит был застрахован в rentalcars.com, и честь им и хвала, через пару недель они перечислили мне всё списанное. Но в целом мораль такова, - если вы взяли машину в аренду в одной стране, а попали в ДТП не по своей вине в другой, - требуйте развернутый акт с указанием виновника. Но, несмотря на это, день закончился хорошо. Мы с Леной в очередной раз идём в розыск багажа, там нам просто говорят, – заходите вон в ту комнату и ищите свой багаж. Заходим, первые минуты поиска нервные, поскольку своих сумок не видим. Но затем я, а потом и Лена находим-таки свои сумари. Нашему счастью нет предела, я свою сумку уже почти неделю не видел! Вот как просто сделать человека счастливым, - отнять у него что-то, а потом вернуть.
Утром Андрей улетел домой, и мы продолжили путь вчетвером. Вначале мы с Мишей отправились в Britz, где нам в течение пары часов оформили передачу машины (полноприводный Nissan X-trail) в аренду. Помимо машины, из оборудования взяли в компании также канистру для бензина, раскладной стол и стулья. За остальным оборудованием (газовая плитка, баллоны, коврики, спальники) поехали в ближайший специализированный магазин, палатки у нас были. Потом мы отправились на север, мимо Претории на границу Ботсваны. Прошли её относительно спокойно. Почти всю дорогу сегодня (да и большую часть по всему маршруту) за рулём был Миша, за что ему особый респект. Ботсвану в этот раз мы почти не видели, поскольку пересекали её уже по темноте, но по качеству дорог сделали вывод, что уровень развития страны сравним с ЮАР. А заночевали мы первый раз в кемпинге Woodlans Stop Over and Lodge рядом с городом Франсистаун. Почти все кемпинги в Южной Африке организованы по единому принципу – в них есть душ с туалетом в большом отдельно стоящем здании, вай-фай (чаще рядом с административным зданием, но бывает и по всей территории), кое-где есть бассейн, сама индивидуальная стоянка оборудована ямой браай для костра или мангалом (куда в некоторых местах служащие кемпинга могут бесплатно притащить дрова и помочь развести костер) и розеткой. Постояльцы тут в основном на крупных джипах типа Тойоты Хайлюкс с палатками на крыше, но и нам не обломно было ставить свои палатки на земле, угрозы особой не было. В общем, жить можно!
Ранним утром мы стартовали в сторону границы Зимбабве. По пути заправились, потому что бензин в Ботсване стоит почти в 2 раза дешевле, чем у зимбабвийцев. Зимбабве… Для русского человека это слово стало нарицательным, обозначающим совсем беспросветную одичавшую разорённую точку притяжения разве что геопроктологов. И хотя сейчас Зимбабве далеко не самая бедная страна Африки, в истории она запомнилась массовым изгнанием белых фермеров (численность белого населения с 1980 года, когда к власти пришел Роберт Мугабе, уменьшилась в 10 раз) и последующей супер-пупер-гипер-инфляцией (в ходу были стотрилионные купюры, пока страна не перешла на американский доллар). Что ж, познакомимся с этой чудо-юдо-страной наяву. На границе встречаемся с многочисленными поборами за автомобиль. При этом подходишь к официальному окошку, а тебе там говорят – в холле скучает товарищ гражданской наружности, он вам впарит кучу страховок и других ненужных бумажек, и это будет как бы оплата частному лицу, а не государству. В общем, становится понятно, что с коррупцией здесь всё хорошо. Потеряв пару часов на границе на оформление макулатуры, наконец въезжаем в Страну Мечты. Первую остановку решили сделать возле железнодорожной станции Марула, поскольку увидели одну из главных природных достопримечательностей Зимбабве – нагромождения камней, называемые тут матопо.
Не доезжая до Булавайо километров 50, свернули на грунтовку на юг в надежде срезать дорогу к нацпарку Матобос. И, хотя прямой дороги, обещанной нам навигатором в содружестве с Openstreetmap мы не нашли, мы ничуть не пожалели, ибо пейзажи здесь оказались ничем не хуже, чем в самом нацпарке.
Вдоволь покружив по окрестностям, мы таки заехали в парк Матобос с юга. И тут без квеста не обошлось: для того, чтобы купить билеты в парк, оказалось, нужно вернуться на несколько километров назад по дороге. А там пришлось минут 10 искать билетера, записавшего нас в свой гроссбух. Здесь же осмотрели коллекцию черепов.
В нацпарке (западной от главной дороги части) посмотрели на самую знаменитую скульптуру "Мать и дитя",
и еще какое-то время покатались по окрестностям. В восточной части запомнилась река из камней,
и еще энное количество матопо.
Вообще, матопо произвели на наши неокрепшие умы очень сильное впечатление, так что покинуть Матобос мы смогли только ближе к вечеру вместо запланированной изначально середины дня. Проезжаем Булавайо, обращаем внимание, что в городе есть большие супермаркеты. Далее – длинный вечерний переезд в Хванге. Запомнился он, прежде всего, невероятной концентрацией гаишников на километр дороги, - пожалуй, здесь мы их за один вечер встретили больше, чем за всё остальное путешествие по Африке. Не обошлось и без штрафов, - в первый раз оштрафовали на 20 долларов за не пристёгнутых пассажиров сзади (по 10 долларов за человека). Ну ладно, тут наш косяк, спору нет, правда, никакой квитанции полицейский, принявший деньги, нам не выписал. Естественно, дальше едем все пристёгнутые. Но дальше нас ждут совсем удивительные беседы. Останавливает меня полицейский, просит показать документы. Ок, показываю. Дальше, просит показать огнетушитель. Он под моим сидением, достать его может только Вера отстегнувшись, что она и делает. Тут полицай видит отстёгнутую Веру и радостно кричит "О, у вас пассажир не пристёгнут, платите 10 баксов!". Мы слегка офигиваем, начинаем ему объяснять ситуацию, но он вначале и слушать ничего не хочет. Однако, бились мы за свои права до конца, и он вынужден был через какое-то время отпустить нас. Хотя, как мне кажется, прав у гаишников тут штрафовать кого-то только за то, что ему что-то показалось, более чем достаточно. Ближе к ночи трасса заполняется коровами. А тут я еще выключил дальний свет, чтобы не ослепить встречку, и успеваю объехать корову, крутанув руль, в последний момент. Еще запомнилось из ночной дорожной вежливости Зимбабве, что встречная машина при приближении включает правый (ближний ко мне) поворотник, чтобы обозначить свои габариты (поначалу я долго не мог понять, почему вся встречка хочет повернуть в меня). Останавливаемся сегодня в кемпинге Ivory Safari Lodge.
Я календарь переверну, и снова… Ой, отвлёкся я немного. День 3 сентября начался с посещения национального парка Хванге в Зимбабве. Если быть честным, данный нацпарк оказался самым скучным их всех нацпарков, в которых мы побывали за эту поездку. Несколько забавных птичек, кродикодилов, шакалов – вот, пожалуй и всё, что мы увидели Хванге.
Покружив по парку часа 3 в поисках хоть чего-то интересного, мы вернулись на главную дорогу и устремились к главной цели на сегодня – водопаду Виктория. По пути встретили несколько интересных баобабов.
В городе Виктория Фоллс быстро нашли парковку рядом с водопадом, и отправились смотреть на это чудо. Скажу сразу, Виктория произвела на меня впечатление меньше, чем Игуасу на границе Аргенитны и Бразилии. На Виктории нужно выбирать сезон – "мокрый", когда вплотную к водопаду ничего не видно из-за водно-капельной завесы, и вся его мощь может быть оценена только с вертолёта, или "сухой", когда завесы никакой нет, но водопад полноводен лишь на некоторых участках, а на остальных представляет собой лишь жалкие ручейки на отвесных скалах. Мы выбрали сухой сезон.
Прогулявшись по нацпарку, мы нашли место, откуда интересно наблюдать за прыжками тарзанщиков с моста между Замбией и Зимбабве.
Еще в одном киоске здесь же я стал счастливы обладателем своих первых 20 миллиардов долларов. Увы, это была максимальная купюра тут, рекордную в сто триллионов найти не удалось. Ну а после нас ждал еще один африканский экспиренс, - пересечение границы Замбии. Множественные поборы – за визы, за ввоз машины, страховка, какой-то городской налог… Знали бы мы с какой суммой придется расстаться, – оставили бы машину в Зимбабве и вернулись бы за ней на следующий день. Заночевали в хостеле Livingstone Backpackers в Ливингстоне, довольно приятное местечко.
Утром Вера с Мишей пошли смотреть Ливингстон, а мы с Леной отдали по 100 долларов за купание в Купели Дьявола, - это такой естественный бассейн на острове над водопадом. Со стороны, возможно, смотрится жутко, изнутри же – просто забавно, особенно смешным был инструктор-спасатель. Ты – следующий!
Что там, за радугой?
Как-то так
Одна японка не умела плавать, и инструктор возил её на своей спине
Вот так выглядит водопад с замбийской стороны
Вокруг отеля, от которого стартовал "тур", гуляют зебры. Какая же у них всё-таки полоска первая – белая или черная?
Завершив купания, направляемся в Ботсвану через паромную переправу в Казунгуле. Если верить карте, маршрут парома проходит через территориальные воды Зимбабве, но ставить еще раз зимбабвийский штамп не пришлось. Вся же эпопея с переправой и переходом границы заняла меньше 2 часов.
В Ботсване посещаем город Касане.
Забавляют бородавочники на парковке супермаркета.
Поселяемся в кемпинге на территории Kwalape Safari Lodge. Хоть мы живём и кемпинге, нам достаются все преимущества и постояльцев домиков, - бассейн и вечерняя шоу-программа с танцами туземцев.
Национальный парк Чобе отличается от других ранее нами посещенных парков тем, что для его посещения, а в особенности для поездки вдоль берега Кванго, где сосредоточена основная живность, требуется полноприводный автомобиль. У нас имелся полноприводный кроссовер, это, конечно, далеко не полноценный внедорожник, но хоть что-то, и мы рискнули поехали в парк на нём. Надо отметить, что по основной асфальтовой трассе А33, идущей сквозь парк, можно ездить без входной платы. В теории, нахаляву в платную зону парка можно попасть по дороге, идущей через отель Chobe Safari Lodge. Вчера мы провели эксперимент, и у нас это получилось (дальше не поехали), сегодня же нас остановили вовремя проснувшиеся товарищи на посту. Итак, честно заплатив, въезжаем в парк, и сразу же знакомимся с прелестями езды по песку. Но у самой реки всё будет веселее. Предпринимаем тут тактику, опробованную в Крюгере, - едем за машиной с рейнджерами и туристами, и останавливаемся, где останавливаются они. Пару раз уже слегка увязаем, рейнджеры терпеливо выходят и подсказывают нам основы тактики вождения по песку. Из зверушек вначале на берегу увидели антилоп и птичек, потом появились бегемоты.
Почему-то я вспомнил мультфильм про бегемота, который боялся прививок. Там птица Марабу уговаривала бегемота сделать прививку. Здесь же некая птица откровенно командовала выползанием бегемотов на берег, дальнейшим их построением и раскладыванием на берегу. Прививок, правда, мы не дождались.
Организованные туристы же передвигаются по парку на вышеупомянутых внедорожниках, либо на забавных корабликах.
На выезде с побережья мы чуть пустили вперед рейнджера, а когда взялись догонять, его и след простыл. Тут мы заметили вдали некое совершенно невероятное огромное сказочное животное, и направились к нему. Оказалось, что это несколько жирафов, собравшихся вместе и издали представлявших собой многоголовое чудовище с одним туловищем и множеством шей, этакий Жираф Горыныч.
Дальше решили проехать куда-нибудь на запад. Единой дороги тут нет, множество разных, временами расходящихся и потом сходящихся вместе, разной степени твердости и коварства (коварство измерялось количеством резких переходов твёрдой дороги в песок). Встретили несколько больших стад слонов и жирафов.
Утомившись, решили попробовать покинуть парк не так, как приехали, а по одной из дорог, перпендикулярных основной А33. Дорога шла по лесу, и вначале была довольно хорошего качества, но навстречу нам отчего-то давно уже никто не ехал. Вскоре стало ясно почему – дорогу перегородили поваленные деревья. Мы попытались их как-то обьехать, в итоге это у нас не вышло, да и вернулись на дорогу мы еле-еле. Придется возвращаться назад и ехать опять в самый песок, на побережье. Вдоль побережья идёт 2 дороги – основная, с главными видами на реку, и, соответственно, зверушек, и дополнительная, идущая чуть выше и отгороженная от основной деревьями. Мы поехали по дополнительной, представлявшей собой несколько протянутых вдоль песчаных гребней с большими впадинами между ними. Здесь нужно стараться ехать по верхушкам гребней, чтобы продольная ось была над впадиной. Но именно тут с нами произошёл главный конфуз сегодняшнего дня, - в какой-то момент машину понесло, и вначале левые, а потом правые колёса соскользнули во впадины. Всё, машина оказалась замертво "висячей" продольной осью на гребне, или "completely get stucked", как говорят рейнджеры. Вышли, попробовали копать, подкладывать под колёса сухие деревья, - как мёртвому припарка. Ходим такие вокруг машины, а издали за нами уже наверняка наблюдают голодные хищники. Спустя, наверное, полчаса, наконец, поехал мимо нас рейнджер. Ну что, поможем этим бедолагам?, - спросил своих туристов рейнджер. Да, да, конечно, - залепетали в едином порыве туристы. Но команды выходить им никто не давал, всем занимался рейнджер, он прицепил нас сзади и дернул назад. Как итог, - машина вырвалась из плена, оставив в нем свой передний бампер. Поблагодарив рейнджера и кое-как примотав бампер на какие-то имевшиеся проволочки и другие сопли, победоносно покидаем парк. Без бампера ехать дальше неохота, поэтому думаем, где нам его вернуть на место. В Касане один умелец взялся сделать за 10 долларов, но притащенные им инструменты в виде большого степлера вызвали у нас сомнения в итоговом результате, и мы направились к границе с Зимбабве в Казунгулу. Там уже имелась более серьёзная автомастерская, но 80 долларов за установку бампера тоже смутили нас, и мы сторговались на 40. Ну всё, проблема вроде решена, можно ехать дальше! А дальше нам нужно возвращаться в Чобе, но чтобы как раз проехать его по асфальту насквозь, ибо следующая наша ночевка – место под названием Muchenje Campsite. Животных по дороге почти не видели, видели баобабы.
Зато палатки в кемпинге мы ставим над обрывом, под которым в луже дремлет в сотне метров от нас бегемот. Спокойной ночи нам желают летящие на юг птицы.
На границу с Намибией мы прибыли за несколько минут до её открытия и смогли попрощаться с ботсванскими баобабами.
Саму границу прошли значительно проще, чем, скажем, замбийскую или зимбабвийскую. Итак, мы в Намибии, малонаселённой стране с большой территорией, в которой мы намерены провести больше всего времени в эту поездку, и соответственно, у нас тут запланировано больше всего интересностей. Правда, почти все они будут не сегодня. А сегодня – едем по болотам Линьяти, посещаем от скуки какую-то культурную деревню, где парочка товарищей рассказывает нам про якобы свой быт, и показывает мышеловки, ксилофоны и прочую утварь.
Затем едем через парк Каприви на одноименной полосе, не доезжая до Дивинду немного смотрим деревья и зверушек на восточном берегу Окаванго, дельту которой нам пришлось исключить из маршрута,
и заканчиваем сегодняшнюю поездку в отеле Mobola Lodge. Здесь нам удалось покататься на лодочке по речке, в том числе в территориальных водах Анголы, посмотреть на крокодилов и поснимать закат.
Намибия чем-то похожа на Россию, - такие же огромное никем не заселенные пространства. Особенно хорошо это на почти прямой дороге из Рунду в Грутфонтейн длиною больше 250 километров, вдоль которой лишь изредка встречаются домики и ответвления "в поля". В Грутфонтейне посетили какой-то форт, но больше весенний город запомнился цветущей жакарандой и другими цветочками.
Неподалеку отсюда находится крупнейший из найденных на Земле метеоритов - Гоба. Его сто лет назад обнаружил местный фермер при раскопке своих полей. За осмотр метеорита, как, впрочем, за доступ к любым природным достопримечательностям Намибии, здесь берут деньги. Вместе с нами приехали группа школьников, окружившая метеорит и созерцавшая его. Наконец, они свалили, и нам тоже удалось прикоснуться к внеземному. Забавная штуковина, но если не знать что это - метеорит, можно принять за обычный камень.
После этого через Цумеб мы отправились в национальный парк Этоша. Расположившись в кемпинге Намутони, поехали на вечерний осмотр парка. Встретили цесарку,
жирафа,
а потом большущее стадо слонов.
Несмотря на то, что мы уже встречали большие словновьи стада в Крюгере и Чобе, почему-то именно стадо вызвало у нас животных страх, что звери вот-вот раздавят нас вместе с нашей машинкой, поэтому тут мы старались держаться тише воды и ниже травы. А потом съездили понаблюдать за закатом над высохшим озером Этоша, в честь которого был назван нацпарк. Этот закат нас, увы, не впечатлил.
Вернулись в лагерь около 8 вечера, а ворота уже закрыты! Охранник долго не хотел пускать нас, говоря, что въезжать можно только до 7 вечера. Действительно, в буклете, который мы получили на ресепшн, была эта информация, но мы не придали ей значения. В кемпинге есть вайфай по карточкам (почти как на Кубе). Неиспользованное тут время по ним можно использовать в другом кемпинге NWR на территории какого-то нацпарка (нам, в частности, это удалось сделать в Сесриеме).
В данном посте будут фоточки 16+, так что детям лучше читать его только до середины, либо вообще не читать… В своей поездке пятилетней давности по Кении и Танзании я многократно встречал разнообразных кошачьих, - львов, леопардов, гепардов. В путешествии по Южной Африке нам регулярно попадались слоны, жирафы, зебры, бегемоты, крокодилы и даже изредка носороги, а вот с кошачьими вообще не везло. Так что тот факт, что первым, кого мы увидели сегодня в Этоше, стал львиный прайд, вызвал у нас практически щенячий восторг (хм, не уверен на 100%, что кошки вызывают у щенков восторг). Стоило опять поехать за каким-то рейнджером в сторону озерца, - и вот оно, счастье! Один лев лежал прямо перед нами.
Нам повезло еще и быть возле льва одними из первых. "Наш" рейнджер, обрадовавшись такой находке, стал трубить по рации об этом, и через 5 минут здесь уже было машин 15 с туристами, и далеко не всем удалось разглядеть "нашего" льва. Утомившись от такой славы, лев встал и ушёл, уведя прайд за собой.
Едем дальше. Встречаем антилопу гну.
А затем – еще одна редкая удача – справа появляются, а потом переходят нам дорогу носороги! В Танзании я видел их только издалека.
Под каким-то деревом встречаем ленивую гиену. Наше появление вызвало у неё малый интерес.
А потом были птички, которые специально для нас показали в небе композицию "Сердце, проколотое стрелой"
Зебры, чудесны как всегда!
Страус тоже неплох.
А уже перед выездом из парка заметили перемещающегося куда-то носорога.
Поехали в предположительном направлении его движения, забрались на горочку, и были вознаграждены мини-шоу. Носорог "растолкал" зебр,
повалялся в какой-то луже,
поточил рог о камень,
и начал изучать своё отражение в водоёме.
Мы остались супердовольны посещением Этоши, поскольку он был последним парком живой природы по нашему маршруту и в нём мы увидели практически всех африканских животных, кроме обезьян, бегемотов, гепардов и леопардов. Теперь собираемся держать путь в деревню племени Химба перед Каманьябом. Но только выехав из Этоши, встречаем химба, торгующих сувенирами тут. За фотки они, естественно, стали требовать денег, что-то им подкинули.
Дальше по дороге еще несколько раз встречались киоски с торгующими химба и гереро. Для справки, в химба женщины ходят полуголыми и мажут кожу охрой, а волосы заплетают с какой-то глиной. Гереро – это племя, в котором женщины одеваются по немецким традициям XIX века – в длинные платья (и иногда юбки с обручем), а на голове носят треуголки. Судя по всему, племена поделили территорию и активно сотрудничают друг с другом. Не доезжая до Каманьяба, сворачиваем на дорогу Р2656 и через километр попадаем в Otjikandero Himba Orphanage Village. На ресепшн платим по 200 намибийских долларов (15 американских) и идем смотреть на деревню. Тут специально платить уже никому за фотографии не надо, если только не будет сильного желания дать кому-то чаевые. В деревне только женщины и дети, причем к нашему удивлению встретили тут и гереро.
Все настроены дружелюбно к туристам, позируют и фотографируются.
Моя бабушка курит трубку (с)
Дети предоставлены сами себе.
Потом химба продемонстрировали нам некую игру, чем-то похожую на городки или боулинг, в которой они выстраивают в ряд батарейки и бросают другой батарейкой по ним.
За 10 намибийских долларов купил у химба 50000 непонятно как к ним попавших иранских (!) риалов. Ну а что, выгодная сделка! Напоследок заглянули в "школу".
От Каманьяба съездили немного на север, посмотрели термитники.